Элективный курс «Микробиология 10-11 класс» Пояснительная записка icon

Элективный курс «Микробиология 10-11 класс» Пояснительная записка





Скачать 193.97 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Микробиология 10-11 класс» Пояснительная записка
Дата конвертации21.07.2013
Размер193.97 Kb.
ТипПояснительная записка
Элективный курс


« Микробиология 10-11 класс »


.


.

Пояснительная записка


Программа элективного курса «Микробиология» адресо­вана учащимся 10-11 классов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирова­ния целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.

Микроорганизмы по их значению для биосферных процес­сов, для человека как биологического вида и для хозяйственной деятельности людей вполне сопоставимы с представителями макромира — растениями и животными, а в некоторых облас­тях существенно их превосходят. Медицина и экологическая безопасность, генетическая инженерия и промышленная био­технология, ветеринария и фитосанитария — развитие этих и многих других сфер деятельности человека невозможно без глубоких знаний о мире микроорганизмов.

В то же время весьма скромное положение, которое зани­мают микроорганизмы в образовательных программах и учеб­ных пособиях по биологии для средней школы, не соответству­ет современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление уча­щихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Выше изложенное обусловливает актуаль­ность включения элективного курса «Микробиология» в прог­рамму биологического образования.


Цели курса:

  1. Уточнить представления учащихся о содержании и знании науки микробиологии для человека и человечества.

  2. Актуализировать знания о характерных особенностях вирусов как представителей неклеточной формы жизни.

  3. Рассмотреть методы обнаружения вируса и их использование в практической вирусологии.

  4. Расширить представление учащихся о вирусах:

- вызывающих заболевания растений;

- бактериофагах;

- вызывающих заболевания у животных и человека;

5. Актуализировать и углубить знания о бактериях: азотфиксирующих, фотосинтезирующих, симбионтах организмов животных и человека, бактериях – паразитах, молочнокислых бактерий.

6. Расширить знания о грибах, их использование в биотехнологии.

Задачи курса:

  1. Рассмотреть особенности организации различных групп организмов (вирусы, бактерии, грибы), их роли в природных процессах и значение для человека.

  2. Дополнить знания о микроскопических растениях и животных.


Методы работы: лекции, семинары, практические занятия.


Ожидаемые результаты.

  1. Владеть определениями основных понятий и терминологией;

  2. Иметь представление о диагностики и профилактики вирусных и бактериальных заболеваний растений, животных, человека.

2. Использовать знания о микроорганизмах для ведения здорового образа жизни.

3. Уметь готовить питательные среды для эксперимента, а так же микропрепараты

для микроскопических исследований;

4.Желание применить свои знания при выборе профессий и специальностей: микробиолога, биотехнолога, эколога, врача, ветеринара, специалиста по экологической безопасности и защите растений, а также педагога.


Тематическое планирование





Тема урока

Кол - во


Вид занятий

п/п





час


теоретич.

практич.

1

Введение. Предмет микробиологии, объекты и методы исследований





1




Вирусы (9 ч)

2

Общая характеристика вирусов как представителей неклеточной формы жизни


1


1




3

Взаимоотношения вируса

и клетки-хозяина.

Методы обнаружения вирусов


1


1




4

Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги)

1


1





5

Вирусы растений и вызываемые ими болезни

1


1





6

Диагностика вирусных болезней растений

1





1

7

Защита растений от вирусов

1


1





8

Вирусы животных и вызываемые ими болезни

1


1





9

Вирусы человека и вызываемые ими болезни

1


1





10

Заключительное занятие по теме «Вирусы»

1


1





Бактерии (10 ч)

11

Общая характеристика бактерий как прокариотических организмов

1








12

Обмен веществ и энергии

у бактерий, их роль в экосистемах

1








13

Азотфиксируюшие симбиотические бактерии

1





1

14

Фотосинтезирующие бактерии

1





1

15

Бактерии — компонент нормальной биоты организма животного и человека


1



1




16

Бактериальные болезни растений

1





1

17

Бактериальные болезни животных и человека

1


1





18

Молочнокислое брожение

1





1

19

Микроскопическое изучение бактерий — возбудителей молочнокислого брожения


1






1

20

Использование бактерий в биотехнологии


1



1




Грибы (12 ч)

21

Общая характеристика грибов

как эукариотических гетеротрофных

микроорганизмов


1


1







22

Грибница плесневых (мицелиальных) грибов


1





1

23

Бесполое размножение грибов

1




1

24

Половое размножение грибов

1




1

25

Классификация и важнейшие систематические группы грибов


1


1




26

Обмен веществ и энергии у грибов, их роль в экосистемах

1

1




27, 28

Спиртовое брожение, возбуждаемое дрожжами

2




2

29

Взаимоотношения грибов и растений


1


1




30

Симбиоз грибов и растений







1

31

Грибы — паразиты животных и человека

1

1




32

Использование грибов в биотехнологии

1

1




Роль микроорганизмов в генетической инженерии (3 ч)

33

Биологические основы

и направления использования

микроорганизмов в генетической

инженерии


1


1




34

Генно-инженерные, разработки на основе микроорганизмов в сельском хозяйстве, промышленности и медицине


1


1




35


Заключительное занятие

по теме «Роль микроорганизмов

в генетической инженерии»

1

1





Всего – 35 часов.

Теория - 23 часа. Лабораторный практикум - 12 часов.


Содержание программы

Вводное занятие

Микробиология как научная и учебная дисциплина, объ­екты ее изучения. Общая и прикладная микробиология, ее важней­шие отрасли.

1. Вирусы

Общая характеристика вирусов как представителей не­клеточной формы жизни, история их открытия и изучения. Строе­ние вирусной частицы — вириона. Классификация вирусов,

ДНК-содержащие и РНК-содержащие вирусы. Взаимоотношение вируса и клетки-хозяина. Методы обнаружения вирусов.

Вирусы — паразиты бактерий (бактериофаги). Роль бактерио­фагов в жизни бактерий и их значение для человека. Использование бактериофагов в научных исследованиях, медицине, ветеринарии.

Вирусы — паразиты растений (фитовирусы), вызываемые ими болезни. Циркуляция фитовирусов в природе. Биологические ос­новы защиты культурных растений от вирусов.

Вирусы животных и вызываемые ими болезни. Природные очаги зоопатогенных вирусов и их циркуляция. Биологические основы защиты домашних животных от вирусов. Вирусы насеко­мых и их использование против вредителей сельского и лесного хозяйства.

Вирусы человека и вызываемые ими болезни. Синдром при­обретенного иммунодефицита (СПИД) — опаснейшая вирусная болезнь человека. Карантинные вирусные болезни. Природные очаги и переносчики вирусов человека. Биологические основы профилактики и лечения вирусных болезней.

Примерная тема практического занятия:

Диагностика вирусных болезней растений.

2. Бактерии

Общая характеристика бактерий как прокариотических (доядерных) организмов. Бактериальные клетки и бактериальные колонии. Размножение и генотипическая изменчивость бакте­рий. Обмен веществ и энергии у бактерий. Роль бактерий в круго­вороте биогенных химических элементов. Бактерии — продуцен­ты и деструкторы органических веществ, их место в экосистемах Земли.

Роль бактерий в почвообразовании, их значение для почвен­ного плодородия. Азотфиксирующая деятельность бактерий. Бак­териальные удобрения и их использование в земледелии. Бакте­рии — паразиты растений, их экономическое значение. Биологи­ческие основы защиты растений от болезней.

Бактерии — компонент нормальной биоты организма живот­ного, их роль в усвоении пищи животными. Бактериальные болез­ни домашних животных (сибирская язва, бруцеллез, орнитозы и др.), биологические основы их профилактики и лечения. При­родные очаги бактериозов домашних животных. Бактерии — воз будители болезней насекомых, их использование против вредных видов.

Бактерии — компонент нормальной биоты организма челове­ка, их значение для здоровья; дисбактериозы и их преодоление. Бактерии — возбудители болезней человека, классификация бак­териозов человека. Циркуляция болезнетворных бактерий в при­роде, роль переносчиков (насекомых, клещей, грызунов и др.) в возникновении эпидемий. Биологические основы профилактики и лечения бактериальных болезней человека.

Использование бактерий в биотехнологии. Бактерии — проду­центы аминокислот, белков, витаминов, антибиотиков и других ценных биоорганических соединений.

Примерные темы практических занятий:

  1. Бактерии — возбудители молочнокислого брожения.

  2. Фотосинтезирующие бактерии (цианобактерии).

  3. Азотфиксирующие бактерии — симбионты растений.

  4. Бактерии — возбудители болезней культурных растений (бактериозов).

  5. Обнаружение и количественный учет бактерий (в почве, во­де, воздухе).

3. Грибы

Общая характеристика грибов как гетеротрофных эука-риотических микроорганизмов. Строение, питание и размножение грибов. Роль грибов в экосистемах, их значение для почвообразо­вания и плодородия почвы.

Классификация грибов. Высшие и низшие, совершенные и несовершенные грибы. Важнейшие систематические группы грибов и их представители.

Грибы — симбионты и паразиты растений. Микориза и ее роль в минеральном питании растений. Лишайники как симбио-тические организмы; роль лишайников в экосистемах и их ис­пользование человеком. Болезни растений, вызываемые грибами и их экономическое значение. Грибы — разрушители древесины и продуктов ее переработки. Биологические основы профилакти­ки и лечения микозов растений.

Грибы — паразиты животных и человека. Пути распространения зоопатогенных грибов. Токсины грибов и вызываемые ими отравле­ния. Важнейшие микозы животных и человека, их профилактика.

Использование грибов в биотехнологии. Грибы — продуценты витаминов, ферментов, белков, антибиотиков и других ценных био­органических соединений. Культивирование съедобных грибов (грибоводство).

Примерные темы практических занятий:

  1. Морфология и размножение грибов.

  2. Важнейшие классы грибов и их представители.

  3. Дрожжевые грибы — возбудители спиртового брожения.

  4. Грибы — возбудители болезней культурных растений (ми­козов).

  5. Симбиоз грибов и растений (микориза, лишайники).

  6. Обнаружение и количественный учет грибов.

4. Роль микроорганизмов в генетической инженерии



Генетическая инженерия — направление новейшей био­технологии; ее предмет, объекты и методы исследований. Микроор­ганизмы как источник ферментов, необходимых для генно-инже­нерных разработок. Использование микроорганизмов в качестве носителей (векторов) генетической информации. Микроорганиз­мы как доноры и реципиенты целевых генов. Генно-инженерные разработки на основе микроорганизмов и их использование в сельском хозяйстве, промышленности, медицине.

5. Микроскопические растения и животные

(дополнительный материал)

Микроскопические растения (водоросли), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы водорослей и их представители. Микроскопические животные (одноклеточные, или простей­шие), особенности их организации, роль в экологических системах и значение для человека. Важнейшие систематические группы простейших и их представители.


Список литературы


1. Бондаренко Н.В. Биологическая защита растений: учебник для студентов вузов. — М.: Агропромиздат, 1986.

2. Вавилов И.И. Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. — М.: Наука, 1986.

3. Власов Ю.И., Ларина Э.И. Сельскохозяйственная вирусология. — М.: Колос, 1982.

4. Воробьев А.А., Кривошеий Ю.С., Широбоков В.П. Медицинская и са­нитарная микробиология: учебник для студентов вузов. — М.: Академия, 2003.

5. Гельцер Ф.Ю. Симбиоз с микроорганизмами — основа жизни расте­ний. - М.: Изд-во МСХА, 1990.

6. Головин П.Н., Арсеньева М.В., Тропова А.Т., Шестиперова З.И. Прак­тикум по общей фитопатологии. — СПб.: Лань, 2002.

7. Дикий И.Л. Микробиология. Руководство к лабораторным занятиям. — М.: Профессионал, 2004.

8. Егорова Т.А., Клунова СМ., Живухииа Е.А. Основы биотехнологии: учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2003.

9. Блинов Н.П. Основы биотехнологии. — СПб.: Наука, 1995.

10. Емцев В. Т., Мишустин Е.Н. Микробиология: учебник для студентов ву­зов. — М: Дрофа, 2006.

11. Звягинцев Д.Г. Почва и микроорганизмы. — М.: Изд-во МГУ, 1987.

12. Карелин А.И., Макаров В.А., Боровиков М.Ф. Словарь ветеринарных, зоогигиенических и санитарных терминов. — М.: Агропромиздат, 1990.

13. Коэ/севин П.А. Микробные популяции в природе. — М.: Изд-во МГУ, 1989.

14. Микрооргаушзмы-возбудтели болезней растений / под ред. В.И. Би-лай. — Киев: Наукова думка, 1988.

15. Мюллер Э., Лёффлер В. Микология / пер. с нем. — М.: Мир, 1995.

16 .Определитель бактерий Берджи / пер. с англ. под ред. А. Заварзина. — М.:Мир, 1997.

17. Румянцев С.Н. Микробы, эволюция, иммунитет. —Л.: Наука, 1984.

18. Соколов М.С., Монастырский О.А., Пикушова Э.А. Экологизация защиты растений. — Пущино: ПНЦ РАН, 1994.

19. Шапиро ИД., Вилкова Н.А., Слепян Э.И. Иммунитет растений к вреди­телям и болезням. — Л.: Агропромиздат, 1986.

20. Щелкунов С.Н. Генетическая инженерия: учеб. пособ. для студентов ву­зов. — Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университе­та, 1994.


« Микробиология 10-11 класс »


Рецензия

на элективный курс « Микробиология», разработанный учителем биологии МОУ СОШ №55 Карповой С.В.

Программа элективного курса «Микробиология» адресо­вана учащимся 10-11 классов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирова­ния целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира. Данный курс дополняет содержание курса общей биологии, так как включает материал, не содержащийся в базовых программах.

Весьма скромное положение, которое зани­мают микроорганизмы в образовательных программах и учеб­ных пособиях по биологии для средней школы, не соответству­ет современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление уча­щихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Вышеизложенное обусловливает актуаль­ность включения элективного курса «Микробиология» в прог­рамму биологического образования.

Программа содержит необходимые разделы: пояснительную записку с целеполаганием, основное тематическое содержание, список литературы. В программе прослеживается соотнесенность с основными целями и задачами школьного курса и содержанием образовательного стандарта по предмету. Весь объем предлагаемого учебного материала рассчитан на 35 часов и распределен по пяти главам. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов, между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

Введение имеет цель, с одной стороны, ознакомить учащихся с наиболее общими признаками микроорганизмов, а с другой — дать представление о многообразии микромира. Три первых главы раздела программы элективного курса посвящены традиционным объектам микромира — вирусам, бактериям и грибам. В каждой из этих глав рассматриваются особенности организации соответству­ющей группы, ее роль в природных процессах и значение для чело­века. Четвертая глава прог­раммы посвящена генетической инженерии.

Микроскопические растения и животные обзорно рассматри­ваются в пятой главе настоящей программы. Поскольку эти груп­пы микроорганизмов достаточно полно отражены в соответствую­щих разделах базовых дисциплин «Растения» и «Животные», в элективном курсе этот учебный материал предложен в качестве дополнительного.

Программа элективного курса «Микробиология» основана на интеграции знаний предметов естественнонаучного цикла (биоло­гии, химии, физики, экологии), что становится возможным только на старшей ступени обучения в школе. Она предусматривает наря­ду с поиском, анализом и интеграцией необходимой информации, выполнение учащимися практических заданий, предложенные те­мы которых можно конкретизировать в соответствии с задачами элективного курса и имеющимися возможностями. Формы организации работы учащихся носят преимущественно деятельностный характер. Учителем предложены разнообразные модели построения занятий: лекции, беседы, семинары, практические занятия, индивидуальные занятия, работы в группах, выполнение творческих заданий. Сочетание теоретического курса и практических работ обеспечивает широкие возможности в выборе методов работы, что будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию детей. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.

Интеграция теоретической и практической частей программы возможна в форме проектной деятельности учащихся. Выполненные учащимися проекты могут быть представлены на на­учную конференцию. Технология реализации программы предусматривает исполь­зование учащимися научной и научно-популярной литературы, справочников, энциклопедий, видеофильмов, компьютерных про­грамм.

В целом, рецензируемая работа носит завершенный, самостоятельный характер и может быть рекомендована для использования в 10-11 классах в качестве обеспечения профильной подготовки обучающихся по биологии.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Элективный курс «Микробиология 10-11 класс» Пояснительная записка iconЭлективный курс «Генетика» Мезенцева Е. В. Пояснительная записка рабочая программа элективного курса «Генетика»

Элективный курс «Микробиология 10-11 класс» Пояснительная записка iconЭлективный курс (9 класс). Объем различных форм учебной работы

Элективный курс «Микробиология 10-11 класс» Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебной дисциплине «Ветеринарная микробиология и иммунология»

Элективный курс «Микробиология 10-11 класс» Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебной дисциплине ветеринарная вирусология Пояснительная записка

Элективный курс «Микробиология 10-11 класс» Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 12 Квалификационные требования к врачу-токсикологу 26 Информационная часть 29 пояснительная записка
«Белорусский государственный медицинский университет» кандидат медицинских наук, доцент О. Т. Прасмыцкий

Элективный курс «Микробиология 10-11 класс» Пояснительная записка iconЭлективный курс «Основы животноводства и ветеринарии» Учитель технологии, мастер производственного обучения Захаров О. Г

Элективный курс «Микробиология 10-11 класс» Пояснительная записка iconПояснительная записка

Элективный курс «Микробиология 10-11 класс» Пояснительная записка iconI. пояснительная записка 3

Элективный курс «Микробиология 10-11 класс» Пояснительная записка iconПояснительная записка к докладу

Элективный курс «Микробиология 10-11 класс» Пояснительная записка iconПояснительная записка Вопросы к контрольной работе

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU