Рабочая учебная программа зооантропонозы по основной образовательной программе 020400 «Биология» icon

Рабочая учебная программа зооантропонозы по основной образовательной программе 020400 «Биология»





НазваниеРабочая учебная программа зооантропонозы по основной образовательной программе 020400 «Биология»
Дата конвертации21.07.2013
Размер0.49 Mb.
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета

педагогического образования

и биологии Кекеева З.О.

_____________________

(Ф.И.О., подпись)

«___» _________ 2011 г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


ЗООАНТРОПОНОЗЫ


ПО ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ


020400 «Биология»


Квалификация (степень) выпускника

бакалавр

Форма обучения

очная


Элиста


2011 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки _________________020400 Биология__________________________________________________


Программа составлена: кандидатом ветеринарных наук, доцентом кафедры общей биологии и физиологии Босхомджиевой Е.Д


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры общей биологии и физиологии

________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____

Заведующий кафедрой общей биологии и физиологии Лиджиева Н.Ц. __________________


Программа одобрена на заседании УМК факультета педагогического образования и биологии

протокол от __________ № _____

Председатель УМК ФПОиБ __________________Аппаева Я.Б., к.пед.н., доцент______________

(название факультета)                                      (Ф.И.О., ученое звание, подпись)


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры общей биологии и физиологии

_______________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой ___________________________


Программа одобрена на заседании УМК факультета педагогического образования и биологии

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК ФПОиБ ________________________________

(название факультета)                                      (Ф.И.О., ученое звание, подпись)


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ________________________________________

___________________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____ Заведующий кафедрой _________________________________________


Программа одобрена на заседании УМК факультета педагогического образования и биологии

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК ФПОиБ _______________________________________________________

(название факультета)                                      (Ф.И.О., ученое звание, подпись)


Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры ______________________________

________________________________________________________________________________

протокол от __________ № _____

Заведующий кафедрой _____________________________________


Программа одобрена на заседании УМК факультета педагогического образования и биологии

(название факультета)

протокол от __________ № _____

Председатель УМК ФПОиБ _______________________________________________________

(название факультета)                                      (Ф.И.О., ученое звание, подпись)



  1. Цели освоения модуля

Целью освоения дисциплины «Зооантропонозы » является формировать представление о микроорганизмах вызывающих общие для человека и животных заболеваниях.


  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата (Б.3)

Дисциплина «Зооантропонозы» в структуре ООП относится к естественнонаучному циклу (базовая часть) и является обязательной к изучению.


Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:

Взаимосвязь с другими дисциплинами ООП и требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей). Цитология, биохимия, молекулярная биология, экология, микробиология, физиология человека.

В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:

п/п

Наименование компетенции

Последующие дисциплины

1

ПК-1: демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы ;

ПК-3: демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем



Этология и экология человека. Физиология человека животных.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Зооантропонозы»

  2. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:

- следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);


и профессиональных компетенций:

- демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1).


- демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3)


  1. В результате изучения дисциплины «Зооантропонозы» студент должен:

Знать:

на уровне представлений:

- об инфекционных заболеваниях общих для человека и животных

- механизмах передачи возбудителей инфекций

на уровне воспроизведения:

- основных формах симбиоза организма животных, человека и микроба.

-основных возбудителей (бактериальных и др.) инфекционных и инвазионных болезней и мерах их профилактики

на уровне понимания:

- доиммунных механизмах иммунитете и иммунной системе организма.,

- неспецифических факторах иммунитета

Уметь:

использовать теоретические:

- знания о возникновениях и механизмах передачи возбудителей инфекций.

- эпидемическом процессе, взаимодействии составных элементов эпидпроцесса

практические:

- использовать методы противоэпидемиологических мероприятий.

владеть:

- навыками, позволяющими использовать знания об зооантропонозах в практической жизни.


4. Структура и содержание дисциплины «Зооантропонозы»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы- 72 часа



№ п/п



Наименование модулей, разделов, (тем)

Семестр

Неделя семестра

Аудиторные занятия

СРС

Общая трудоемкость с учетом зачета и экзамена (ч/кредит)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)




Лекции

Практ., семинары

Лабораторные р.

СРС преподавателем

Всего




часы






Общая эпидемиология инфекционных болезней.


8

1-4

8

8




8

24

8




Результат лаб. работ, опрос (устн. и тест)






Эпизоотология зоонозов



8

5-8

8

8




8

24

8




Результат лаб. работ, опрос (устн. и тест)






Введение в инфекционную патологию


8

9-12

8

8




8

24

8




Проверка знаний по темам, опрос
















24

24




24

72

24

72\2






4.2. 1. Лекции



п/п

Номер раздела дисциплины

Трудоемкость (часов)

Тема лекции



1

2

Понятия о антропонозах и зооантропонозах. Основные формы симбиоза человека и микроба. Категории микробов: патогенные, условно-патогенные и сапрофитные микробы. Условия возникновения инфекционных болезней. Патогенность, инвазивность и токсигенность возбудителей инфекций.



1

4

Эпидемический процесс. Взаимодействие составных элементов эпидемического процесса. Инфекционная цепь. Резервуар инфекций. Механизмы и пути передачи возбудителей инфекции при различных инфекционных заболеваниях. Инфекционная доза. Инкубационный период. Манифестация. Реконвалесценция. Носительство



1

2

Неспецифические и специфические механизмы защиты организма от инфекций. Закономерности формирования иммунитетапри инфекционных заболеваниях. Резистентность. Восприимчивость. Противоэпидемические мероприятия. Текущая и заключительная дезинфекция. Мероприятия, направленные на разрыв путей передачи возбудителя. Выявление изоляция. Лечение. Контроль санации. Экстренная профилактика. Сан-просвет работа.




2

2

Распространение зоонозов в мире, на континентах, в России, в сельской местности. Эпизоотология зоонозов. Распространение среди домашних и с/х животных и птиц, среди диких и синантропных животных разных видов. Проблема борьбы с зоонозами. Значение диких животных в кровососущих членистоногих в хранении и передачи возбудителей инфекции. Разработка мер в отношении источника инфекции, обезвреживание и ликвидация факторов передачи возбудителя. Специфическая устойчивость животных



2

4

Эпидемиология зоонозов. Особенности эпидемиология зоонозов в городской местности. Жилищно- бытовые заболевания. Профессиональные заболевания. Потребительские заболевания. Рекреационные заболевания. Эпидемиологический надзор за зоонозами. Систематический сбор данных о заболеваемости и смертности. Лабораторные бактериологические, паразитологические и вирусологические исследования. Иммунологические и текущие исследования путем изучения и накапливания сывороток крови людей и животных. Сбор данных о распределении и динамике численности животных- хозяев и переносчиков возбудителей инфекции.




2

2

Роль международной торговли животными и продуктами животноводства в распространении зооантропонозов. Ввоз из-за рубежа домашних животных – собак, кошек, так же экзотических птиц (попугаев, канареек, голубей и др.). Ввоз диких животных- медведей, обезьян, кенгуру и др. Роль международной торговли животными и птицами в возникновении заболеваний людей и животных (лихорадка Марбурга, Эбола. Ласса).

Международная торговля продуктами животноводства и животными кормами. Основные эпидемиологические проблемы, связанные с завозом зараженных продуктов питания и кормов. Завоз возбудителей болезней человека, которые либо отсутствуют в данной стране, либо имеют ограниченное распространение. Завоз новых разновидностей уже имеющихся в стране инфекционных агентов (новых серотипов возбудителей, химио- и антибиотико-устойчивых штаммов).




2

2

Классификация зоонозов. Классификация по этиологическому принципу, по механизму передачи возбудителя, по экологии.

Влияние мероприятий по преобразованию природы на очаги зоонозов. Основные пути антропогенного преобразования ландшафта. Создание искусственных водоемов, водохранилищ. Гидромелиоративные работы по увлажнению или осушению территорий. Освоение целинных и залежных земель. Эксплуатация лесов и лесоустроительные мероприятия. Интенсификация животноводства на ограниченных территориях.








2

Введение в инфекционную патологию Классификация инфекционных болезней. Бактериальные зоонозы. Этиология, эпизоотология, патогенез, профилактика Бруцеллеза, зоонозного туберкулеза



3

2

Зоонозы вирусной этиологии. Бешенство,Оспа, КГЛ, Омская ГЛ, ГЛ Эбола.

10

3

2

Хламидиозы, риккетсиозы. Этиология, эпизоотология, патогенез, клиника и профилактика


11

3

2

Протозойные и глистные инвазии. Этиология, эпизоотология, патогенез, клиника и профилактикаМикозы. Этиология, эпизоотология, паогенез, клиника и профилактика




4.2. 2. Практические занятия



п/п

Номер раздела дисциплины

Трудоемкость (часов)

Тема практического занятия

1

1

2

Категории микробов: патогенные, условно-патогенные и сапрофитные микробы

2

1

2

Эпидемический процесс.

3

1

2

Инфекционный процесс

4

2

2

Неспецифические и специфические механизмы защиты организма от инфекций.

5

2

2

Распространение зоонозов в мире,

6

3

2

Эпидемиология зоонозов.

7

3

2

Лабораторные бактериологические, паразитологические и вирусологические исследования.

8

3

2

Роль международной торговли животными и продуктами животноводства в распространении зооантропонозов

9

3

2

Инфекционная патология Бактериальные инфекции

10




2

Вирусные инфекции

11




2

Хламидийная инфекция

12




2

Протозойная и глистная инвазия. микозы

Итого:

24





4. 2. 3. Лабораторные работы (не предусмотрены учебным планом)

4. 2. 4. Самостоятельная работа студента


Раздел дисциплины



п/п

Вид СРС

Трудоемкость (часов)

Общая эпидемиология инфекционных болезней.


1

Подготовка к практическим работам, работа с тестами

8

Эпизоотология зоонозов


2

Подготовка к практическим работам, оформление реферата

8

Введение в инфекционную патологию


3

Подготовка к семинару, работа с тестами

8







Итого

24




      1. Интерактивные формы занятий:




Номер раздела дисциплины

Интерактивные формы (часы)

Тема лекции

1

2

Понятия о антропонозах и зооантропонозах.

1

2

Эпидемиологический процесс

1

2

Неспецифические и специфические механизмы защиты организма от инфекций.

2

2

Эпидемиология зоонозов

2

2

Роль международной торговли животными и продуктами животноводства в распространении зооантропонозов

3

2

Введение в инфекционную патологию


Итого

12





5. Образовательные технологии

Информационные технологии (см приложение 2)

Проблемное обучение (см приложение 2)

Контекстное обучение (см. приложение 2)

Обучение на основе опыта (см. приложение 2)

Опережающая самостоятельная работа (см. приложение 2)


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

6. 1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6. 1. 1. Домашние задания, типовые расчеты и т.п.


Изучение теории к практическим занятиям по темам «Понятия об антропонозах и зооонозах»

  1. Категории микробов: патогенные, условно-патогенные и сапрофитные микробы

«Эпидемический процесс»: 1. Укажите составные части эпидпроцесса. 2. Инфекционная цепь. Составные часть инфекционной цепи.. 3. Механизмы передачи инфекционных агентов

Изучение теории к практическим занятиям по темам «Неспецифические и специфические механизмы защиты организма от инфекций»: 1. Особенности инкубационного периода. 2. Доиммунные механизмы защиты организма. 3. По каким критериям оценивается иммунный статус человека и животных.

  1. «Эпидемиология зоонозов»: 1. Эпидемиология и география распространенных зоонозов. 2. При каких условиях происходит заражение человека зооантропонозами?

Изучение теории к практическим занятиям по темам «Инфекционная патология»: 1. Бактериальные инфекции. Особенности строения бактериальных клеток. 2.Инфекции бактериальной этиологии, 3. Инвазии, этиология, строение, экология, 4. Микозы. этиология, строение, экология


6. 1. 2. Контрольные вопросы

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы к лабораторным работам по всем разделам дисциплины.


Примерный перечень вопросов для зачета, а также для оценки компетенций, сформированных у обучаемых

Контрольные вопросы к зачету

  1. Эпидемиология инфекционных болезней.

  2. условия возникновения инфекционных болезней.

  3. Дайте определение понятию «эпидемический процесс».

  4. Укажите составные части эпидпроцесса.

  5. Инфекционная цепь. Составные часть инфекционной цепи.

  6. Укажите основные механизмы и пути передачи возбудителя инфекций.

  7. Инкубационный период.

  8. Продромальный период. Манифестация.

  9. Реконвалесценция. Бактерио- и вирусоносительство

  10. Укажите неспецифические механизмы защиты организма.

  11. Укажите специфические факторы защиты организма.

  12. По каким критериям оценивается иммунный статус человека и животных.

  13. Современные проблемы зоонозов.

  14. Что изучает эпизоотология зоонозов?

  15. Понятия зоонозов, антропонозов, зооантропонозов, сапронозов. Пример.

  16. Эпидемиология и география распространенных зоонозов. Приведите пример.

  17. Чем характеризутся природно-очаговые инфекции?

  18. Какие общие профилактические мероприятия применяют для защиты животных и человека от инфекционного агента?

  19. Какие меры применяют в отношении источника инфекции?

  20. При каких условиях происходит заражение человека зооантропонозами?

  21. Как происходит обезвреживание и ликвидация факторов передачи возбудителя инфекции?

  22. Какие меры применяют для повышения специфической устойчивости животных?

  23. Эпидемиология зоонозов в городской местности.

  24. Какова роль международной торговли животными и птицами в распространении возбудителей инфекции?

  25. Какова роль преднамеренного и непреднамеренного ввоза животных в возникновении и ликвидации инфекций. Приведите примеры.

  26. Международная торговля продуктами животноводства.

  27. Каковы основные эпидемиологические проблемы, связанные с завозом инфицированных продуктов?

  28. Влияние мероприятий по преобразованию ландшафта на очаги зоонозов.

  29. Какую роль играет создание искусственных водоемов на возникновение очагов инфекции?

  30. Какую роль играют гидромелиоративные работы на возникновение зоонозов?

  31. Освоение целинных и залежных земель и их роль в возникновении очагов инфекции.

  32. Какую роль играют строительство дорог и населенных пунктов на возникновение очагов инфекции?

  33. Особенности эпидемиологии зоонозов в городской местности.

  34. Профессиональные заболевания.

  35. Жилищно-бытовые заболевания.

  36. Роль предприятий общественного питания в возникновении очагов инфекции.

  37. Особенности эпидемиологии заболевания при контакте с синантропными животными и птицами, обитающими в жилье человека.

  38. Заболевания связанные с отдыхом человека на природе.

  39. Классификация зоонозов по экологическому принципу. Приведите примеры.

  40. Классификация зоонозов по этиологическому принципу. Приведите примеры.

  41. Эпидемиологический надзор за зоонозами.

  42. Роль оперативной информации в ликвидации очага инфекции.

  43. Какую роль играют лабораторные исследования в обнаружении и ликвидации очага инфекции?

  44. Эпидемиологический надзор между странами, сотрудничающими с ВОЗ.

  45. Какую роль играют иммунологические исследования для изучения иммунного статуса населения и животных.

  46. Связь зоонозов с определенными географическими районами. Приведите примеры.

  47. Назовите основные формы симбиоза организма человека, животных и микроба.

  48. Дайте определение понятию «патогенность микроба»

  49. Какие микробы являются условно- патогенными . Пример.

  50. Охарактеризуйте понятие «резистентность макроорганизма»



6. 1. 3. Рефераты по «Зооантропонозам»


  1. Эпидемический процесс.

  2. Понятия « иммунной системы человека» и «иммунитет»

  3. Иммунодефицитные состояния.

  4. Этиология. Патогенез. Клиника. Профилактика сальмонеллезов

  5. Трихинеллез. Этиология. Патогенез

  6. Ящур. Этиология. Патогенез

  7. Особенности эпидемиологии зоонозов в городской местности.

  8. Связь зоонозов с определенными географическими районами

  9. Роль оперативной информации населения в ликвидации очага инфекции

  10. Эпидемиологический надзор за зоонозами.

  11. Лабораторные бактериологические, паразитологические и вирусологические исследования.


6. 1. 4. Курсовые работы по дисциплине (не предусмотрены учебным планом)

6. 1. 5. Методические указания студентам (рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы, а также выполнение самостоятельной работы, в том числе, курсовых работ (проектов)


При изучении материала студенту необходимо вспомнить дисциплины курса микробиология и вирусология, иммунология и выработать умения и навыки в работе с учебной и научной литературой

Вспомить особенности и механизмы передачи инфекционных агентов различной этиологии. Обратить внимание на эпизоотологию и эпидемиологию заболеваний. Знать лабораторную диагностику инфекционных болезней.

Анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;

6.2. Оценочные средства


Текущий контроль студентов производится на практических занятиях в следующих формах:

  • тестирование;

  • письменные домашние задания;

  • выполнение и защита реферата;

  • доклады по материалам специальной литературы;

  • Контрольные работы по темам.

Промежуточный контроль в форме контрольных работ, компьютерное тестирование, коллоквиумы. Проводится по окончании каждой темы по контрольным вопросам.

Итоговый контроль студентов производится по окончании изучения дисциплины в форме зачета (включает в себя ответ на теоретические вопросы) либо компьютерное тестирование

Фонды оценочных средств, включающие вопросы к зачету и контрольные вопросы, позволяющие оценить РО по данной дисциплине, включенные в состав УМКД дисциплины перечислены в Приложении 4.

Критерии оценивания, перечень контрольных точек и таблица планирования результатов обучения приведены в Приложениях к Рабочей программе.


Итоговый контроль в виде зачета по окончании курса, в содержание экзамена входят 2 вопроса по курсу.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Зооантропонозы»


7. 1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю приведены в приложении 2 к программе дисциплины


7. 2. Перечень справочных, иллюстративных и других раздаточных материалов к практическим занятиям.


Раздаточных материалов: микрофотографии, таблицы, схемы, компьютер.


7. 3. Рекомендации по использованию информационных технологий.

Kniga-mikrobiologiya, Likebook.ru , for-um.ru.>obrazovanie_knigi, kodges.ru


  1. 4. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)






Автор

Название

Место

издательства

Издательство

Год

Основная (по всем разделам)



Покровский В.И.

Руководство по зоонозам.

Москва

Медицина,

1983



Галактионов В.Г.

Иммунология

Москва

Академия

2004.



Турьянов М.Х., Царегородцев А.Д., Лобзин Ю.В. М.,


Инфекционные болезни.

Москва

Медицина

1998



Васильев В.С., Комар В.И


Практика инфекциониста




Минск

1994



Дранкин Д.И., Маркина Е.Т.

Эпидемиология

Москва

Медицина

1987



Кондратьева И.А., Ярилин А.А

Практикум по иммунологии

Москва

Академия

2004

Дополнительная (по модулям)




Общая эпидемиология инфекционных болезней.




Покровский В.И.

Руководство по зоонозам.

Москва

Медицина,

1983



Хаитов P.M.

Физиология иммунной системы. —

Москва

ВИНИТИ РАН

2001.



Адо А.Д.

Вопросы общей нозологии

Москва

Медицина,

1985

Эпизоотология зоонозов


1

Воловская М.П.


Эпидемиология с основами инфекционных болезней.

Москва

Медицина,

1974

2

Покровский В.И.

Руководство по зоонозам.

Москва

Медицина,

1983

Введение в инфекционную патологию




Львов Д.К., Клименко,Гайдамович С.Я.


Арбовирусы и арбовирусные инфекции.

М

Медицина

1987



Покровский В.И.

Руководство по зоонозам.

Москва

Медицина,

1983


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Раздел дисциплины

№ п/п

Вид материально-технического обеспечения

Общая эпидемиология инфекционных болезней.


1

компьютер с процессором Pentium 3, подключенный к сети INTERNET, мультимедиапроектор, таблицы, презентации, микроскопы световые.

Эпизоотология зоонозов


2

компьютер с процессором Pentium 3, подключенный к сети INTERNET, мультимедиапроектор, таблицы, презентации

Введение в инфекционную патологию


3

компьютер с процессором Pentium 3, подключенный к сети INTERNET, мультимедиапроектор, компьютерный класс, термостаты, сушильные шкафы, холодильник, таблицы, презентации



Приложение 2

Методические рекомендации (материалы) преподавателю


Преподаватель должен знать:

  • - методы формирования навыков самостоятельной работы и развития

  • - научные основы отдельного курса, историю и методологию соответствующей науки;

  • сущность процессов происходящих в зараженном организме.

  • Основы инфекционного процесса и его цепи.

  • Особенности эпидемиологии микроорганизмов в населенных пунктах.

  • Международную роль торговли продуктами питания и животными.

 

Преподаватель должен уметь:

  • проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность;

  • - планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и на основе его стратегии;

  • - обеспечивать последовательность изложения материала и междисциплинарные связи (предмета) с другими дисциплинами;

  • - разрабатывать и проводить различные по форме обучения занятия, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, адаптируя их к разным уровням подготовки учащихся;

  • - ясно, логично излагать содержание нового материала, опираясь на знания и опыт студентов.

  • - отбирать и использовать соответствующие учебные средства для построения технологии обучения;

  • - анализировать учебную и учебно-методическую литературу и использовать ее для построения собственного изложения программного материала;
    - организовывать учебную деятельность студентов, управлять ею и оценивать ее результаты;

  • - использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ПЭВМ для подготовки учебно-методических материалов, владеть методикой проведения занятий с применением компьютера;

  • - создавать и поддерживать благоприятную учебную среду, способствующую достижению целей обучения;

  • - развивать интерес студентов и мотивацию обучения, формировать и поддерживать обратную связь.



ПРИЛОЖЕНИЕ


ГЛОССАРИЙ

Авирулентный — невирулентный, не способный вызывать заболевание. -

Алиментарный — зависящий от питания (кормления), связанный с пепе-дачей возбудителя через корм в воду.

Аллерген — вещество, способное вызывать изменение реактивности орга­низма — аллергию.

Аллергия — измененная, необычная реактивность организма, повышен­ная чувствительность к определенному аллергену, проявляющаяся при повтор­ном его поступлении в организм аллергическими реакциями немедленного действия (анафилактический шок, сывороточная болезнь) или замедленного типа (инфекционная аллергия).

Анамнез — сведения о начале и развитии болезни у животного, собран­ные путем опроса обслуживающего персонала, изучения диспансерной кар­точки и других ветеринарных документов.

Анатоксин — токсин, утративший свою токсичность под воздействием хи­мических или физических факторов, но сохранивший антигенные и иммуно-генные свойства.

Анаэробы — микробы, способные жить при отсутствии атмосферного кис­лорода.

Анемия — малокровие, состояние организма, при котором в единице объ­ема крови уменьшено количество эритроцитов и снижено содержание гемо­глобина.

Антибиотики — продуцируемые некоторыми грибами, актиномицетами, бак­териями и растениями или животными тканями специфические химические ве­щества, способные задерживать развитие и подавлять жизнедеятельность мно­гих микроорганизмов.

Антигены — чужеродные для организма высокомолекулярные органиче­ские вещества (белки, белково-липидные и белково-полисахаридные комп­лексы), способные при поступлении (введении парентерально) вызывать син­тез особых глобулинов — антител — и вступать в специфическое взаимодей­ствие с ними.

Антитела — противотела — специфические белки (иммуноглобулины), об­разующиеся в организме под воздействием антигенов. Они накапливаются в сыворотке крови и тканях, вступают в специфическую связь с соответствую­щими антигенами и разрушают или обезвреживают их.

Антитоксины — специфические антитела, вырабатываемые под воздейст­вием токсинов и нейтрализующие их ядовитые свойства при токсикоинфекциях (столбняк, ботулизм и др.).

Антропонозы — болезни, присущие только человеку, при которых источ­ником возбудителя является больной человек или человек — носитель возбу­дителя.

Афты — пузырьки с серозным содержимым (везикулярная сыпь), появляю­щиеся на коже и слизистых оболочках, например при ящуре.

Аэробы — микробы, использующие для дыхания молекулярный кислород.

Аэрогенный — передающийся через воздух.

Аэрозоли — взвесь мельчайших частиц твердых тел или капель жидкости в воздухе, применяются в ветеринарной практике при вакцинации, дезинфек ции, терапии.

Бактериозы —: болезни, вызываемые бактериями.

Бактериофаги — вирусы, способные инфицировать бактериальную клетку, размножаться в ней и лизировать ее.

Бактерицидность, микробоцидность — способность вызывать гибель микроорганизмов.

Биопрепараты — средства биологического происхождения, используемые для диагностики, профилактики инфекционных болезней и лечения больных животных.

Болезнь — нарушение нормальной жизнедеятельности организма, возни­кающее в ответ на действие чрезвычайных раздражителей внешней и внутрен­ней среды и проявляющиеся в функциональных и органических нарушениях физиологических систем с одновременной мобилизацией защитно-адаптацион­ных механизмов.

Борьба с инфекционной болезнью — комплекс мероприятий по профилактике болезни, оздоровлению определенных групп животных и уничтожению возбудителя инфекции во внешней среде.

Вакцинация — применение вакцин для создания активного иммунитета против инфекционных болезней.

Вакцины — биологические препараты, получаемые из микроорганизмов, отдельных структурных компонентов и антигенов микробов или из продуктов их жизнедеятельности.

Везикула — пузырек с серозным содержимым. В. — одна из форм инфек­ционной экзантемы, см. Афты.

Виремия, вирусемия — наличие вирусов в крови. Вирозы — болезни, вызываемые вирусами.

Вирулентность—мера (степень) патогенности (см.), являющаяся индиви­дуальной особенностью каждого штамма микроорганизмов.

Возбудители инфекций — микробы (вирусы, риккетсии, хламидии, мико-плазмы, бактерии, грибы), эволюционно приспособившиеся к паразитированию в организме животного или человека и потенциально способные к специфическому болезнетворному воздействию на него.

Восприимчивость — способность организма отвечать на внедрение, раз­множение и жизнедеятельность патогенных микробов комплексом защитно-приспособительных реакций, развитием инфекционного процесса.

Вспышка инфекционной болезни — одновременное заболевание нескольких животных в хозяйстве какой-либо инфекционной болезнью.

Выздоровление клиническое — исчезновение симптомов болезни. Выздоровление микробиологическое — полное освобождение организма жи­вотного от возбудителя болезни.

Вынужденный убой — ветеринарно-санитарная мера, проводимая в целях предотвращения падежа, уточнения, распространения болезни.

Ген — структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая образование какого-либо признака,

Генетическая инженерия "(син. генная инженерия) — раздел молекулярной биологии и генетики, занимающийся целенаправленным конструированием новых, не существующих в природе генов путем манипулирования с фрагмен­тами нуклеиновых кислот.

Геном — совокупность хромосомных наследственных факторов, передавае­мых от родительской особи к дочерней.

Генотип — совокупность всех генов, присущих данной особи.

Дезинсекция — уничтожение членистоногих (насекомых, клещей и т. п.) — переносчиков возбудителей инфекционных и инвазионных болезней.

Дезинфекция — обеззараживание — уничтожение вирусов, риккетсий, бак­терий, грибов, простейших на объектах внешней среды и поверхности тела животных.

Дератизация — истребление вредных грызунов (крыс, мышей и др.), носителей и распространителей возбудителей болезней.

Диагноз — заключение о болезни и состоянии больного, сделанное на ос­новании результатов всесторонних исследований и выраженное названием бо­лезни по принятой терминологии.

Животные, подозрительные по заболеванию, — животные, имеющие не­ясные симптомы болезни или повышенную температуру тела.

Животные, подозреваемые в заражении, — животные, содержавшиеся вместе с больными (носителями возбудителя инфекции) или соприкасавшиеся с тем или иным фактором передачи возбудителя.

Заболеваемость — показатель, характеризующий степень охвата поголовья животных какой-либо болезнью. Представляет собой отношение числа заболевших особей к общему числу восприимчивых в той или иной группе. Вычисляется на 100, 1000, 10 000 или 100 000 животных.

Заболевание — начало болезни, появление первых ее признаков.

Загрязнение микробное — наличие непатогенных микроорганизмов в пи­щевых продуктах, кормовых средствах, биопрепаратах.

Заражение — проникновение или введение патогенных микробов в орга­низм животного.

Заразные болезни — болезни, возникающие вследствие внедрения в орга­низм животного специфического возбудителя инфекции (инвазии), см. Инфек­ционная болезнь.

Зона благополучная — ограниченная территория, где поголовье животных находится под официальным ветеринарным контролем и где в течение опреде­ленного периода не зарегистрировано ни одного случая какой-либо инфекционной болезни животных.

Зона неблагополучная — ограниченная территория, на которой установ­лена какая-либо инфекционная болезнь животных.

Зона угрожаемая — территория вокруг эпизоотического очага (неблагопо­лучного хозяйства, пункта), в пределах которой возможно распространение болезни.

Зооантропонозы — инфекционные болезни, общие для животных и чело­века. Источником возбудителя инфекции в большинстве случаев является жи­вотное и очень редко человек.

Зоонозы — болезни, свойственные только животным.

Иммунизация — создание специфической невосприимчивости к определен­ным инфекционным болезням.

Иммунитет — состояние специфической невосприимчивости к действию патогенных микробов и их токсинов.

Инвазивность микроорганизмов — способность возбудителей инфекции про­никать в тело животного и распространяться в нем.

Интоксикация — патологическое состояние, вызванное общим действием на организм ядовитых веществ, поступивших извне (экзогенная интоксикация) или образующихся в самом организме (эндогенная интоксикация).

Инфекционная болезнь — болезнь, вызванная микробами, эволюционно приспособившимися к паразитированию в организме животного.

Инфекционный процесс — динамика взаимодействия между организмом животного и возбудителем инфекции,

Инфицированность — наличие патогенных микробов в организме животного и в объектах внешней среды.

Источник возбудителя инфекции—■ организм зараженного животного, в котором возбудитель инфекционной болезни не только сохраняется, размножается, но и выделяется из него во внешнюю среду или непосредственно передается другому восприимчивому животному.

Карантин — система временных ограничительных мероприятий, позволяю­щих предупреждать распространение заразной болезни и обеспечивать локализацию возникающих эпизоотических очагов.

Клиническая картина — совокупность проявлений болезни.

Контагиозность — способность болезни распространяться вследствие возбудителя при непосредственном соприкосновении больных и здоровых животных или через промежуточные объекты (агенты).

Летальность, смертельность — показатель, характеризующий тяжесть течения болезни — процентное отношение числа погибших от данной болезни к числу заболевших ею.

Ликвидация инфекционной болезни — 1) искоренение какой-либо инфекционной болезни, обусловленное уничтожением специфического возбудителя на определенной територии; 2) ликвидация отдельных вспышек инфекционных болезней животных, которая выражается снятием карантина или ограничений с неблагополучного пункта (хозяйства).

Мероприятия противоэпизоотические — комплекс плановых мероприятий, направленных на предупреждение, обнаружение и ликвидацию инфекционных болезней.

Мероприятия профилактические — комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения инфекционных болезней.

Меры личной профилактики — совокупность норм и обязательных правил, при соблюдении которых исключается заражение человека и рассеивание воз­будителя болезни.

Механизм передачи возбудителя инфекции — эволюционно сложившаяся биологическая приспособленность каждого вида патогенных микробов к определенным путям перемещения от источников возбудителя инфекции к здоро­вым восприимчивым животным.

Микробоносительство — наличие возбудителя инфекции в определенных органах и тканях клинически здорового животного, не связанное с предшест­вующим переболеванием, выявляется только путем бактериологического (вирусологического) исследования.

Микроорганизмы (микробы) патогенные — большая группа невидимых простым глазом мельчайших организмов — возбудителей инфекционных болезней животных и человека. К ним относятся вирусы, риккетсий, микоплазмы, хламидии, бактерии, патогенные грибы.

Микроорганизмы патогенные облигатные — микробы, способные во всех случаях вызывать инфекционную болезнь у неиммунного животного.

Микроорганизмы патогенные факультативные (син. условно-патогенные микроорганизмы) — микробы, патогенная способность которых проявляется лишь при снижении резистентности животного.

Напряженность эпизоотической ситуации — интенсивность распространения болезни среди домашних или диких животных на конкретной территории в определенный отрезок времени.

Неблагополучие по заразным болезням — наличие заразных болезней в хозяйстве (районе, области).

Неблагополучный пункт — населенный пункт или отдельный животноводческий объект, на территории которого обнаружены эпизоотические очаги.

Очаг инфекции — местное проявление инфекционного процесса в организме животного.

Очаг эпизоотический — место источника возбудителя инфекции, где возможна передача возбудителя восприимчивым животным, т. е. помещения .{скотные дворы, птичники и т, д.) и территория (пастбища, участки вокруг животноводческих помещений) с находившимися там животными, у которых' обнаружена данная инфекция.

Очаговость природная — свойство некоторых инфекционных болезней образовывать природные очаги в определенных географических ландшафтах"

Панзоотия — высшая степень напряженности (интенсивности) эпизоотического процесса, когда необычайно широкое распространение инфекционной болезни сопровождается высокой заболеваемостью животных на огромных территориях — с охватом целой страны, нескольких стран, материков.

Паразит — микроб или животный организм, эволюционно приспособив­шийся к паразитизму (см.).

Паразитизм — эволюционно сложившаяся форма взаимоотношений двух организмов, при которой один из них (паразит) живет за счет другого (хозяина) и причиняет ему вред.

Паразитозы — болезни, вызываемые паразитами животного происхожде­ния (инвазионные болезни).

Парентеральное введение — введение лекарственных и других веществ в организм, минуя пищеварительный тракт.

Патогенность, болезнетворность — способность вызывать патологический процесс.

Переносчики возбудителей инфекции — живые посредники в передаче возбудителей— членистоногие (насекомые и клещи), дикие и домашние животные, иногда люди.

Профилактика — совокупность мероприятий, направленных на недопущение возникновения и распространения болезней.

Пути внедрения возбудителя в организм (ворота инфекции) — кожа, конъюнктива, слизистые оболочки пищеварительного тракта, дыхательных пу­тей, мочеполового аппарата.

Пути выделения возбудителя инфекции из организма — выделение возбу­дителя во внешнюю среду с экскретами (моча, кал), секретами (молоко, слю­на) и другими выделениями (коньюнктивальная слизь, истечения из носа при кашле и фырканье, выделения из половых органов), а также с отделяемым кожных язв и корочек, с кровью при кровотечениях.

Пути передачи возбудителя инфекции — комплекс факторов, участвующих в передаче возбудителя в конкретных условиях. Передача может происходить через корма, воду, почву, различные предметы, при участии живых переносчиков, при непосредственном соприкосновении с зараженным животным — источником возбудителя инфекции.

Распространение инфекционной болезни — расширение зоны неблагополучия, увеличение количества зараженных животных в хозяйстве.

Резервуар возбудителя инфекции — вся совокупность представителей оп­ределенных видов животных, организм которых является естественной средой жизнедеятельности патогенного микроорганизма.

Резистентность — естественная неспецифическая устойчивость к действию раздражителя, в том числе и патогенных микробов.

Реинфекция — повторное, заболевание, возникающее вследствие нового заражения тем же патогенным микробом после перенесенной инфекции и освобождения организма животного от ее возбудителя.

Реконвалесцент — животное, выздоравливающее от той или иной болезни.

Ремиссия — временное исчезновение или ослабление симптомов болезни.

Рецидив — возврат инфекционной болезни, повторное появление ее симп­томов после наступившего клинического выздоровления.

Санация— 1) извлечение, вылечивание; 2) оздоровление.

Свидетельство ветеринарное — документ, удостоверяющий благополучие перевозимых животных, кормов, продуктов и сырья животного происхожде­ния.

Смертность — интенсивный показатель, характеризующий тяжесть течения инфекционной болезни — отношение числа погибших от данной болезни к числу имеющихся восприимчивых животных. Выражается в показателях на 100, Д000, 10 000 или 100 000 животных.

Спорадическая заболеваемость — степень интенсивности (напряженности) эпизоотического процесса, когда случаи болезни исчисляются единицами.

Стационарность — неоднократное (повторное) возникновение инфекционной болезни в определенной местности (пункте).

Стресс — состояние организма, возникшее в результате чрезмерного раз­дражения.

Факторы передачи возбудителя инфекции — все элементы внешней среды (объекты неживой природы), участвующие в передаче возбудителей, но не являющиеся естественной средой их обитания (корма, вода, территории, по­мещения, транспорт, предметы ухода, продукты животного происхождения и т. п.).

Чувствительность инфекционная — степень восприимчивости животного к той или иной инфекции.

Экзотические болезни — инфекционные болезни животных, не встречаю­щиеся на территории той или иной страны и возникающие вследствие заноса из других стран.

Экспертиза—1) исследование патологического материала; 2) исследование продуктов животноводства на пригодность в пищу.

Энзоотичность — приуроченность болезней к определенной местности, свя­занная с природными или экономическими факторами.

Энзоотия — эпизоотологическая категория, указывающая на распространение инфекционной болезни животных в определенной местности, хозяйстве, пункте.

Эпизоотическая обстановка (ситуация)—совокупность данных о распро­страненности инфекционных болезней животных на конкретной территории за определенный промежуток времени.

Эпизоотическая цепь — обязательные элементы эпизоотического процесса, определяющие возможность возникновения и распространения болезни: источник возбудителя инфекции, факторы передачи и восприимчивые животные.

Эпизоотический журнал — один из основных документов, отражающих эпизоотическую обстановку хозяйства, района, области, края, республики.

Эпизоотический процесс — непрерывный (цепной) процесс возникновения и распространения инфекционных болезней животных, развивающихся при наличии источников, факторов передачи возбудителя инфекции и восприим­чивого поголовья.

Эпизоотия — одна из степеней количественного выражения интенсивности (напряженности) эпизоотического процесса, характеризующаяся довольно ши­роким распространением инфекционной болезни, захватывающей хозяйство, район, область, республику, страну. Уровень заболеваемости при этом превышает уровень обычной (спорадической) заболеваемости, характерной для дан­ной местности.



  1. Лекции

Введение. Понятие антропонозы,зоонозы и зооантропонозы.

Все наиболее распространенные инфекционные болезни в зависимости от биологических особенностей и механизмов циркуляции в прроде возбудителей разделяют на : антропонозы, зоонозы и зооантропонозы.

Антропонозы- инфекционные болезни человека при котором источником инфекции является больной человек или носитель. Возбудители выделяются из организма человека во внешнюю среду. А затем попадают в организм здоровых людей из внешней среды или в результате контакта между здоровым и больным.

Зоонозы- патогенны только для животных. ( чума собак.) Люди не восприимчивы к этим агентам.

Зооантропонозы- инфекционные болезни общие для человека и животных (сибирская язва, бруцеллез, туляремия и др) Возбудители циркулируют в популяциях животных и птиц. А некоторые среди членистоногих, являющихся их резервуаром и передаются от них различными путями человеку.

Некоторые патогенные микробы способны не только переживать, но и размножаться вне организма человека ( например в воде. Молоке, и др. пищевых продуктах). Эти факты формируют учение о сапронозах – группе инфекционных форм, для возбудителей которых элементы внешней среды рассматриваются как вторая среда обитания. ( листереллы. Прсевдотуберкулеза, гистоплазма. Сальмонелла и др)


Эпизоотология зоонозов.

Среди болезней животных, которыми может заразиться человек. Выделяют несколько групп, представляющих интерес для эпидемиологии. В настоящее время ведущее место занимают зоонозы с/х животных, которые непосредственно угрожают здоровью человека и наносят ущерб здоровью продуктивных животных.

В мире обнаружено более 200 болезней. Возбудители которых могут передаваться от животных к человеку. В последнее время установлено несколько новых экзотических зоонозов, например. Вирусная геморрагическая лихорадка Эбола, лихорадка Марбурга, Ласа, къясанурская лесная болезнь. Считается. Что 80 из них регулярно поражает человека, однако 30-40 достаточно хорошо изучены, подробно описаны с эпизоотологической и эпидемиологической т.з. Такие зоонозы как бруцеллез и туберкулез регистрируются среди людеймногих регионов, то лихорадка Рифт –Валли только среди людей в Африке. Для большей части возбудителей природно-очаговых зоонозов основными хозяевами являются млекопитающие.


Утверждаю”

Зав. каф. _______________

_____”___________200__ г.

Календарный график всех видов контроля и самостоятельной работы студентов (СРС)

специальности 020201.65 – Биология . по дисциплине «Зооантропонозы». 6 семестр, общее число часов СРС в семестре 10 ч.




Название

Форма

Число часов по неделям и формам контроля




темы СРС

контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

Зооантропонозы

Устный опрос























































2-3

Эпидемический процесс. Резервуар инфекции

Тестовый контроль




2

2














































4-5

Неспецифические и специфические механизмы защиты организма от инфекции

Устный контроль










2

2








































6

Распространение зоонозов в мире, в России, в сельской местности

Реферат
















2





































7

Эпидемиология зоонозов

Тестовый контроль



















2


































8-9

Международная торговля животными. Птицами и продуктами животноводства

Реферат






















2

2




























10

Классификация зоонозов

Устный опрос




























2

























11-12

Преобразование ландшафта.

Реферат































2

2



















13

Этиология бактериальных зоонозов

Устный опрос





































2
















14-15

Этиология вирусных зоонозов

Тестовый контроль








































2

2










16

Протозойные и глистные инвазии

















































2

2






В приложении к рабочей учебной программе представлены:

  1. конспекты (тезисы) лекций;

  2. глоссарий (справочник. Имеется

  3. учебники, учебно-методические пособия и указания (разработанные преподавателями кафедры);

  4. справочные и хрестоматийные издания;

  5. карта обеспеченности учебно-методической литературой. Имеется

  6. методика рейтингового контроля знаний студенто. Имеется

  7. календарный график всех видов контроля, включая самостоятельную работу студентов. Имеется

  8. инновации в преподавании учебной дисциплины (средства, формы и методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании);

  9. результаты Интернет-экзамена по данной дисциплине (если таковой проводился);

  10. электронная версия учебно-методического комплекса.







Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа зооантропонозы по основной образовательной программе 020400 «Биология» iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Биология», входящего в перечень вступительных испытаний по основной образовательной программе высшего профессионального образования

Рабочая учебная программа зооантропонозы по основной образовательной программе 020400 «Биология» iconРабочая программа дисциплины Направление подготовки 020400 «Биология» Магистерская программа 020400. 68 «Зоология позвоночных»

Рабочая учебная программа зооантропонозы по основной образовательной программе 020400 «Биология» iconРабочая программа основной образовательной программы (ооп) подготовки выпускника по специальности 111201-Ветеринария

Рабочая учебная программа зооантропонозы по основной образовательной программе 020400 «Биология» iconРабочая программа дисциплины «Гомеопатия» основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности

Рабочая учебная программа зооантропонозы по основной образовательной программе 020400 «Биология» iconРабочая программа основной образовательной программы (ооп) подготовки выпускника по специальности 111201 Ветеринария Дисциплина «Организация и экономика ветеринарного дела»

Рабочая учебная программа зооантропонозы по основной образовательной программе 020400 «Биология» iconРабочая программа дисциплины Направление подготовки 020400 «Биология» Профиль подготовки «Зоология»
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)

Рабочая учебная программа зооантропонозы по основной образовательной программе 020400 «Биология» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 020400 биология москва

Рабочая учебная программа зооантропонозы по основной образовательной программе 020400 «Биология» iconПрограмма вступительных испытаний по биологии по направлениям подготовки: 020400. 62 Биология

Рабочая учебная программа зооантропонозы по основной образовательной программе 020400 «Биология» iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 020400. 68 Биология профиль Физиология

Рабочая учебная программа зооантропонозы по основной образовательной программе 020400 «Биология» iconУчебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-31 01 01 Биология

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU