Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060101 Лечебное дело icon

Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060101 Лечебное дело





Скачать 394.85 Kb.
НазваниеПримерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060101 Лечебное дело
Дата конвертации26.06.2013
Размер394.85 Kb.
ТипПримерная программа

Лечебное дело – Микробиология, вирусология



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины

МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ


Рекомендуется для направлений подготовки специальности:

060101 Лечебное дело

Квалификация (степень) выпускника: «специалист»


1. Цели и задачи изучения дисциплины:

Цель – освоение студентами теоретических основ и закономерностей взаимодействия микро- и макроорганизма, практических навыков по методам профилактики, микробиологической, молекулярно-биологической и иммунологической диагностики, основным направлениям лечения инфекционных и оппортунистических болезней человека

Задачи:

  • формирование у студентов общих представлений о строении и функционировании микробов как живых систем, их роли в экологии и способах деконтаминации, включая основы дезинфектологии и техники стерилизации;

  • - освоение студентами представлений о закономерностях взаимодействия организма человека с миром микробов, включая современные представления об иммунном ответе на инфекционные и неинфекционные агенты (антигены);

  • изучение принципов и приёмов интерпретации полученных результатов при проведении микробиологических, молекулярно-биологических и иммунологических исследований биологических жидкостей, вирус-содержащих материалов и чистых культур микробов;

  • обучение студентов методам проведения профилактических мероприятий по предупреждению бактериальных, грибковых, паразитарных и вирусных болезней;

  • изучение основных направлений лечения инфекционных и оппортунистических болезней человека (бактериальных, грибковых, паразитарных, вирусных);

  • формирование у студентов навыков работы с научной литературой;

  • ознакомление студентов с принципами организации работы в микробиологической лаборатории, с мероприятиями по охране труда и технике безопасности;

  • формирование у студентов представлений об условиях хранения химических реактивов и лекарственных средств.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

  • в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе дисциплинами: философия, биоэтика, психология и педагогика, история медицины, латинский язык;

  • в цикле математических, естественнонаучных, дисциплин в том числе дисциплинами: физика, математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология;

Дисциплина является базовой для: инфекционных болезней, фтизиатрии, дерматовенерологии, акушерства и гинекологии, факультетская терапия, профессиональные болезни; госпитальная терапия, эндокринология; поликлиническая терапии; педиатрии, общая хирургия, лучевая диагностика; факультетская хирургии, урология; госпитальная хирургия, детская хирургия, травматологии и ортопедии, стоматологии, онкологии, лучевой терапии; офтальмология.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК-7);

способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14);

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);

способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);

способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • историю микробиологии, вирусологии, основные этапы формирования данных наук;

  • правила техники безопасности и работы в микробиологических лабораториях, с реактивами и приборами, лабораторными животными;

  • классификацию, морфологию и физиологию микробов и вирусов, их биологические и патогенные свойства, влияние на здоровье населения;

  • особенности формирования процессов симбиоза организма человека с микробами, роль резидентной микрофлоры организма в развитии оппортунистических болезней;

  • особенности генетического контроля патогенности и антибиотикорезистентности микробов, механизмы выработки резистентности и способы её определения;

  • роль отдельных представителей микробного мира в этиологии и патогенезе основных инфекционных заболеваний человека;

  • методы микробиологической диагностики, применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов, принципы их получения и применения.




    Уметь:

  • пользоваться биологическим оборудованием; соблюдать технику безопасности, работать с увеличительной техникой (микроскопами, стерео- и простыми лупами), интерпретировать данные микроскопии;

  • интерпретировать результаты наиболее распространённых методов лабораторной диагностики – микробиологических, молекулярно-биологических и иммунологических;

  • обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного взрослого и подростка;

  • обосновывать с микробиологических позиций выбор материала для исследования при проведении диагностики инфекционных и оппортунистических заболеваний;

  • обосновывать выбор методов микробиологической, серологической и иммунологической диагностики инфекционных и оппортунистических заболеваний; интерпретировать полученные результаты;

  • использовать полученные знания для определения тактики антибактериальной, противовирусной и иммунотропной терапии; применить принципы экстренной профилактики и антитоксической терапии пациентов;

  • анализировать действие лекарственных средств – антибиотиков и иммунобиологических препаратов – по совокупности их свойств и возможность их использования для терапевтического лечения пациентов различного возраста;

  • соблюдать технику безопасности и правила работы с материалом, представляющим биологическую опасность.



    Владеть:

  • основными методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежании инфицирования врача и пациента;

  • навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного обследования (микробиологического и иммунологического) взрослого населения и подростков;

  • методикой интерпретации результатов микробиологического и иммунологического исследования, определения антимикробной активности антибиотических препаратов и микробиологически обоснованными правилами их применения для лечения больных;

  • основными навыками работы с материалом, содержащим патогенные и условно-патогенные микроорганизмы;

  • методами подбора противомикробных и иммунобиологических препаратов для адекватной профилактики и лечения инфекционных и неинфекционных заболеваний;

  • основными навыками работы с современными приборами, применяемыми для диагностики инфекционных заболеваний.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

III

IV

Аудиторные занятия (всего)










В том числе:










Лекции (Л)










Практические занятия (ПЗ)










Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










Самостоятельная работа










В том числе:










Курсовой проект (работа)










Расчетно-графические работы










Реферат










Самостоятельная подготовка доклада/презентации










Вид промежуточной аттестации

Экзамен




Экзамен

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы




















5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины




п/п

Наименование

раздела дисциплины

Содержание раздела




1

2

3

1.

Общая медицинская микробиолоигя

Предмет и задачи медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии. Историческое единство развития трёх наук. Открытия А. Левенгука, Л. Пастера, Р. Коха.

Связь микробиологии с другими дисциплинами. Значение микробиологии, вирусологии и иммунологии в подготовке врача.

Систематика микробов. Принципы систематики. Понятия вид, штамм, культура, клон, популяция. Современные приёмы систематики – рестрикционный анализ, типирование ДНК и 16S-рибосомальной РНК.

Морфология микробов. Основные признаки прокариотической клетки. Ультраструктура и химический состав бактерий. Строение оболочки бактерий. Различия в строении грамположительных и грам-отрицательных бактерий. Химический состав, строение и роль капсулы и споры. Протопласты, сферопласты, L-формы бактерий и микоплазмы.

Характеристика микроскопического метода исследования. Различные способы и приёмы микроскопического исследования бактерий. Способы приготовления нативных и фиксированных препаратов. Простые и сложные способы окраски мазков. Окраска бактерий по Граму, механизм и практическое значение. Окраска бактерий по Цилю-Нильсену, механизм и практическое значение. Выявление спор и капсулы у бактерий. Значение микроскопического метода в диагностике заболеваний.

Физиология микробов. Представления о бактериальной клетке, как живой системе. Питание и дыхание прокариотов. Конститутивные и индуцибельные ферменты бактерий. Механизмы поступления питательных веществ в прокариотическую клетку. Механизм перемещения субстратов через цитоплазматическую мембрану. Катаболизм, амфиболизм и анаболизм у аэробных и анаэробных бактерий. Типы фосфорилирования

Характеристика процессов роста и размножения у бактерий. Фазы развития бактериальной популяции. Биотехнология. Пищевая и промышленная микробиология.

Характеристика бактериологического метода исследования. Питательные среды. Чистые культуры и их получение. Этапы бактериологического метода исследования. Способы идентификации выделенной культуры, определения её чувствительности к антибиотикам. Способы культивированя аэробных и анаэробных бактерий.

Особенности метаболизма и принципы культивирования микоплазм, хламидий, риккетсий, спирохет, грибов.

2.

Экология микробов (микроэкология)

Распространение микробов в окружающей среде. Роль микробов в круговороте веществ в природе.

Микрофлора почвы, воды, воздуха, бытовых и медицинских объектов, организма животных и человека. Санитарная микробиология.

Уничтожение микробов в окружающей среде. Дезинфектология. Принцип деконтаминации.

Понятия дезинфекции и стерилизации. Физические основы и закономерности деконтаминации в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий, кислотоустойчивых бактерий и спор, грибов, вирусов и прионов.

Асептика и антисептика. Физические и химические факторы деконтаминации. Понятие об антибиотиках, антисептиках, дезинфектантах.

Предстерилизационная обработка материалов и оборудования в клинической практике.

Способы стерилизации и дезинфекции в медицине. Дезинфекция высокого и низкого уровня. Классификация медицинских изделий и инструментов по степени эффективности деконтаминации - критические, полукритические и некритические изделия и инструменты. Аппаратура.

Методы контроля эффективности стерилизации и дезинфекции.

3.

Генетика бактерий

Строение бактериального генома. Особенности взаимосвязи генотипа и фенотипа у прокариот.

Современные представления о механизмах репликации хромосомной ДНК у бактерий. Полуконсервативный способ.

Роль плазмид и других мобильных генетических элементов в жизнедеятельности бактерий.

Характеристика основных форм изменчивости. Информативные и неинформативные факторы внешней среды.

Механизмы наследуемой и ненаследуемой изменчивости. Фенотипическая и генотипическая изменчивость. Модификации и мутации.

Виды рекомбинативной изменчивости у бактерий. Характеристика процессов трансформации, коньюгации, трансдукции и лизогенной конверсии.

Роль различных видов изменчивости в эволюции бактерий. Механизмы возникновения и распространения лекарственной устойчивости на уровне клетки и популяции. R-плазмиды и их роль в устойчивости.

История изучения видов изменчивости у бактерий. Понятия прототроф, ауксотроф, значение при изучении изменчивости.

Бактериофаг. Понятие о вирулентных и умеренных фагах. Классификация, механизмы взаимодействия бактериофага с клеткой. Лизогения и лизогенная конверсия.

Трансдукция. Понятия профаг, дефектный фаг. Практическое значение фагов в биологии и медицине. Генная инженерия и биотехнология.

Генетическая основа молекулярно-биологических методов диагностики (плазмидный профиль, рестрикционеный анализ, риботипирование, использование микрочипов, разновидности ПЦР: в реальном времени, branch-PCR)

4.

Общая вирусология

Понятие о вирусе и вирионе. Современные принципы классификации и номенклатуры вирусов.

Особенности структурной организации вирусов. Вирус- существо или вещество?

Этапы взаимодействия вируса с клеткой. Понятие вирогении. Способы проникновения вируса в клетку.

Особенности репродукции ДНК и РНК содержащих вирусов. Особенности взаимодействия ретровирусов с клеткой.

Способы культивирования вирусов.

Вироиды и прионы, их роль в патологии.

Общая характеристика механизмов изменчивости вирусов.

5.

Симбиоз человека с микробами. Учение об инфекции

Микрофлора организма человека и ее функции. Симбиоз и антибиоз. Антибиотики. Классификация. Антибактериальная химиотерапия. Мишени для антибиотиков в прокариотической клетке. Бактериоцины.

Микроэкология организма человека. Понятия экологическая ниша, биотоп. Микробиоценоз. Факторы регуляции микробиоценозов. Положительная и отрицательная роль нормальной (резидентной) микрофлоры организма. Пробиотики (эубиотики).

Учение о биоплёнках. Биоплёнки и механизмы их образования. Адгезия и коаггрегация бактерий. Понятие о кворум-сенсинг факторах. Роль в организме.

Этапы симбиоза микробов с макроорганизмов. Факторы симбиоза, определяющие адгезию, колонизацию, инвазию, токсичность и т.п. Характеристика патогенов, резидентов и гетеробионтов. Экзогенная и эндогенная, первичная и вторичная инфекция. Инфекционная и оппортунистическая болезнь.

Понятия патогенности и вирулентности. Характеристика факторов вирулентности микробов. Сравнительная характеристика экзо- и эндотоксинов бактерий. Генетический контроль факторов патогенности у микробов. Роль плазмид. Патогенные свойства риккетсий, хламидий, микоплазм, грибов, простейших, вирусов.

Особенности патогенеза вирусных болезней.

Учение об инфекционном процессе. Гетерогенность человеческой популяции с точки зрения восприимчивости к инфекции.

Понятие о патогенезе инфекционной болезни. Определение понятий дисбиоз, дисбактериоз, оппортунистическая болезнь, реинфекция, суперинфекция, микст-инфекция. Ремиссия и рецидив. Бактерионосительство.

Роль внешней среды в инфекционном процессе. Пути передачи инфекционных заболеваний.

6.

Медицинская иммунология

История развития иммунологии. Открытия Л.Пастера, Э.Беринга, Ф.Бернета, П.Эрлиха, И.И.Мечникова и др. Инструктивные и конструктивные теории иммунитета. Современные направления иммунологии.

Неспецифические факторы защиты организма человека. Понятие о врождённом иммунитете. Клеточные и гуморальные факторы доиммунной защиты. Toll-рецепторы. Общая характеристика системы комплемента и пути активации. Фагоцитоз, современные методы определения фагоцитарной активности гранулоцитов и макрофагов. Естественные киллеры и их роль в неспецифической защите организма.Факторы неспецифической противовирусной резистентности. Интерфероны, механизм действия.

Антигены. Характеристика бактериальных антигенов. Определение понятий антиген, гаптен, эпитоп, антигенная детерминанта.

Иммунная система организма человека и основные ее функции. Понятия иммунитет, иммунологическая реактивность, иммунный ответ. Иммунокомпетентные клетки, их морфогенез и дифференцировка. Маркеры, антигены и рецепторы иммунокомпетентных клеток. Общая характеристика суперсемейства иммуноглобулинов. Рецепторы и молекулы клеточной адгезии. Пролиферация и апоптоз.

Имммуноглобулины и антитела. Классификация. Химический состав, структура и функции антител. Понятия домена, активного центра, паратопа. Изотипы, аллотипы и идиотипы антител. Антиидиотипические антитела. Аутоантитела. Гибридомы и моноклональные антитела.

Роль воспаления в формировании иммунной реакции организма. Механизм антигеннезависимого этапа формирования антигенспецифических рецепторов Т- и В-лимфоцитов. HLA-рестрикция иммунного ответа. Схема и последовательность процессов формирования иммунной реакции организма (антигензависимый этап). Теория клеточной кооперации. Роль антиген-распознающих рецепторов и корецепторов. Эффекторные механизмы иммунного ответа. Фагоцитоз, опсонизация и комплемент-зависимый лизис бактерий. Первичный и вторичный иммунный ответ. Иммунологическая память и толерантность. Роль антител в противовирусной резистентности. Иммунные явления при вирусных болезнях. Клеточная и антителозависимая цитотоксичность.

Серологические реакции. Механизм реакций агглютинации, преципитации, лизиса, связывания комплемента.Получение иммунных сывороток. Серологический метод диагностики инфекционных болезней, его цели. Современные приёмы серодиагностики и сероидетификации. Иммунофлюоресцентный, иммуноферментный и радиоиммунный анализ.

Аллергия. Аллергические реакции. Основные отличия типов гиперчувствительности: немедленного и замедленного. Сенсибилизация и десенсибилизация.

Особенности антибактериального, противовирусного, противогрибкового и других видов иммунитета. Иммунологические аспекты эмбриогенеза.

Иммунный статус и его оценка. Первичные и вторичные иммунодефициты. Иммунопатология. Аутоагрессия. Механизмы цитотоксического действия. Аутоантитела.

Иммунопрофилактика, иммунотерапия и иммунокоррекция. Иммунотропные препараты. Вакцины и их виды. Анатоксины. Адъюванты. Календарь прививок. Показания и противопоказания к вакцинации. Иммунобиологические препараты, содержащие антитела. Иммуномодулирующая терапия и иммуномодуляторы. Другие виды биопрепаратов - бактериофаги, пробиотики (эубиотики) и их применение в медицине.

7.

Частная медицинская

микробиология

.

Грамположительные и грамотрицательные кокки (стафило-, стрепто-, энтеро-, пептострептококки, нейссерии, моракселлы, вейллонеллы)

Грамотрицательные факультативно- анаэробные и аэробные палочки (энтеробактерии, гемофилы, эйкенеллы, псевдомонады, бруцеллы, бартонеллы, франциселлы, коксиеллы, легионелы, бордетеллы, вибрионы).

Грамотрицательные облигатно-анаэробные палочки (бактероиды, превотеллы, порфиромонады, фузобактерии)

Грамположительные спорообразующие палочки (клостридии раневой инфекции, столбняка, ботулизма и псевдомембранозного колита, бациллы)

Грамположительные правильной формы палочки (лактобактерии, листерии)

Грамположительные неправильной формы палочки и ветвящиеся (нитевидные) бактерии (коринебактерии, микобактерии, актиномицеты, пропионибактерии, бифидобактерии, эубактерии)

Спирохеты и другие спиральные, изогнутые бактерии (трепонемы, боррелии, лептоспиры, кампилобактерии, хеликобактерии, спириллы, волинеллы)

Риккетсии. Хламидии. Эрлихии. Анаплазмы. Микоплазмы.

Патогенные грибы. Мицелиальные и дрожжеподобные грибы.

Патогенные простейшие.

8.

Частная медицинская вирусология


ДНК-геномные вирусы (оспы, герпеса, адено-, папиллома-, парво-, гепатитов ТТV и В). Прочие ДНК-вирусы - возбудители вирусных инфекций.

РНК-геномные вирусы (гриппа, везикулярного стоматита, ящура, бешенства, рота- корона- тога-, энтеро-, ВИЧ). Возбудители арбовирусных инфекций, гепатита С, кори, краснухи, эпидемического паротита. Прочие РНК-вирусы – возбудители вирусных инфекций.

Онкогенные вирусы (роль герпес-, папиллома-, ретровирусов, вирусов гепатита В, С в канцерогенезе).

Вирусы и прионы – возбудители медленных инфекций.

9.

Клиническая микробиология


Нормальная или резидентная микрофлора организма человека. Синергизм и антагонизм.

Симбиоз микробных ассоциаций слизистых оболочек и макроорганизма. Стабилизирующая и агрессивная микрофлора организма.

Основные биотопы организма человека и особенности состава микрофлоры.

Понятия: внутрибольничная инфекция, оппортунистическая инфекция.

Этиология, патогенез и особенности клинической картины оппортунистических болезней.

Диагностика оппортунистических болезней и дисбиозов.

Особенности профилактики и лечения оппортунистических болезней.


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи обеспечиваемые

(последующими) дисциплинами




п/п

Наименование

обеспечиваемых

(последующих)

дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых

для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Инфекционныеболезни

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Фтизиатрия

+

+

+




+

+

+




+

4

Дерматовенерология




+

+




+

+

+

+

+

5

Акушерство и гинекология




+

+




+

+

+

+

+

6

Терапия (госпитальная, факультетская, поликлиническая)




+







+

+

+

+

+

7

Педиатрия




+







+

+

+

+

+

8

Хирургия (общая, факультетская, госпитальная, детская, урология)




+







+

+

+

+

+

9

Травматология и ортопедия




+







+

+

+

+

+

10

Онкология, лучевая терапия




+







+

+

+

+

+

11

Офтальмология







+




+

+

+

+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий


п/п

Название раздела дисциплины

Л

ПЗ

ЛР

С

СРС

Всего

часов

1.

Общая медицинская микробиология



















2.

Экология микробов (микроэкология).



















3.

Генетика бактерий



















4.

Общая вирусология



















5.

Симбиоз человека с микробами. Учение об инфекции



















6.

Медицинская иммунология



















7.

Частная медицинская микробиология



















8.

Частная медицинская вирусология



















9.

Клиническая микробиология




















6. Лабораторный практикум:




п/п

раздела

дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость

(час)

III

IV

1

1

Микроскопический метод исследования: простые и сложные способы окраски







2

2

Методики дезинфекции и стерилизации







3

1

Бактериологический метод исследования. Выделение чистых культур аэробных и анаэробных бактерий. Идентификация чистых культур







4

6

Комплементнезависимые и комплементзависимые серологические реакции. Иммуно-ферментный анализ







5

6

Иммунный статус и методы его изучения.







6

3

Молекулярно-биологический метод диагностики. Полимеразная цепная реакция.







7

1,7

Методы выделения, культивирования и идентификации грибов.







8

5

Методы определения чувствительности к антибиотикам.







9

4

Методы вирусологии.







14

7

Диагностика стафило- и стрептококковых инфекций. Определение факторов патогенности. Идентификация







15

7

Диагностика эпидемического менингита и гонореи







17

7

Диагностика дифтерии







18

7

Диагностика туберкулёза







19

7

Диагностика сифилиса







21

7

Диагностика анаэробных инфекций







22

7

Диагностика кишечных инфекций







23

7

Диагностика особо опасных бактериальных инфекций, риккетсиозов, хламидиозов, эрлихиозов и микоплазмозов







25

8

Диагностика ОРВИ и гриппа







26

8

Диагностика парентеральных гепатитов, герпес- и ВИЧ-инфекции








7. Практические занятия:




п/п

раздела

дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоемкость

в часах

III

IV

1

2

3

4

5

1

1

Морфология микробов. Микроскопический метод исследования* Контрольное занятие**







2

2

Дезинфектология. Влияние на микробы физических и химических факторов










1

2

3

4

5

3

1

Физиология микробов. Бактериологический метод. исследования. Выделение чистых культур аэробных и анаэробных бактерий. Идентификация. Контрольное занятие







4

6

Инфекционная иммунология. Серологический метод исследования.







5

6

Иммунный статус и методы его изучения. Иммунодефициты и иммуномодулирующая терапия. Контрольное занятие







6

3

Генетика бактерий. Молекулярно-биологический метод диагностики. Полимеразная цепная реакция, её разновидности.







7

1, 2, 3

Симбиоз. Резиденты и патогены. Грибы – возбудители микозов. Антибактериальная химиотерапия







8

3,4

Общая вирусология. Методы вирусологии. Бактериофаги и фаготипирование. Контрольное занятие







9

7

Диагностика стафило- и стрептококковых инфекций. Определение факторов патогенности. Идентификация







10

7

Диагностика эпидемического менингита и гонореи. Контрольное занятие







11

7

Диагностика дифтерии, коклюша







12

7

Диагностика туберкулёза, лепры







13

7

Диагностика сифилиса. Контрольное занятие







14

7

Диагностика анаэробных инфекций







15

7

Диагностика кишечных инфекций







16

7

Диагностика зоонозных бактериальных инфекций







17

7

Диагностика риккетсиозов, хламидиозов, эрлихиозов и микоплазмозов Контрольное занятие







18

8

Диагностика ОРВИ и гриппа







19

8

Диагностика парентеральных гепатитов, герпес - и ВИЧ-инфекции Зачётное занятие








8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) – не предусмотрено.


9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

Медицинская микробиология, вирусология и иммунология // Учебник под ред. академика РАМН А.А. Воробьёва – М., МИА. – 2006. – 702с.

Медицинская микробиология, вирусология и иммунология // Учебник под ред. академика РАМН В.В. Зверева и проф. М.Н. Бойченко – М., ГЭОТАР-Медиа. – 2010. - Т.1. – 447с.; Т.2. – 477с. + СD-диск.

Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии // Учебное пособие под ред. А.А. Воробьёва и В.Н. Царёва – М, МИА -2007. – 470с.

б) дополнительная литература

Медицинская микробиология, вирусология и иммунология // Учебник под ред. проф. А.А. Сбойчакова В.Б.– СПб., М. – 2008. – 532с.

Иммунология и аллергология // Учебник под ред. А.А. Воробьёва, А.С. Быкова, А.В. Караулова. – М., Практическая медицина. – 2006. – 287с.

Атлас по микробиологии, иммунологии и вирусологии // Учебное пособие / Воробьёв А.А., Быков А.С.– М., МИА. – 2005. – 450с.

в) программное обеспечение

Электронная версия Атласа по микробиологии, иммунологии и вирусологии.

СD-программа (обучающая): ситуационные иллюстрированные задачи.

Тематические презентации и комплекты слайдов и др.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системыИнтернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины.


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Основное оборудование для проведения учебного процесса, приготовления питательных сред и дезинфекции/стерилизации: автоклавы («чистый» и «грязный»), сухожаровой стерилизатор, дистиллятор, термостат, холодильник.

Специализированные учебные лаборатории с комплектом оборудования для микроскопического, бактериологического и иммунологического исследования (микроскоп, красители, спиртовка, штативы, лотки, бак. петли, пробирки, пипетки, наборы дисков с антибиотиками, вакцины, сыворотки, диагностические препараты).

Специальная аппаратура для проведения бактериологических исследований: автоматические дозаторы, диспенсеры для картирджей с дисками, приборы для проведения гель-электрофореза, термоциклер «Терцик» для ПЦР-исследования.

Специальная аппаратура для проведения иммунологических исследований: автоматические дозаторы, иммуно-ферментный анализатор, центрифуга.

Наглядные пособия (таблицы и плакаты) по диагностике основных инфекционных заболеваний.


11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

    В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

    Настоящая программа по изучению микробиологии, вирусологии, предполагает возможность включения в образовательные модули сквозного обучения по актуальным вопросам здравоохранения, например, «Проблема внутрибольничной инфекции и антибиотикорезистентность штаммов», «Проблема туберкулёзной инфекции», «Проблема инфекций передающихся половым путём», «Проблема парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции» и т.п. Данная тематика также может использоваться при проведении олимпиад и ролевых игр.

    Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 5% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС).

Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность. Самостоятельная работа с литературой, рефератов, подготовка презентаций и докладов формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике полученные знания медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Различные виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студента, формируют способность в условиях развития науки и практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно-образовательные технологии.

Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:


ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ:


1. Постоянство формы бактерий поддерживается строением её

а. пилей

б. цитоплазматической мембраны

в. клеточной стенки (+)

г. всех перечисленных компонентов

д. неизвестно науке


2. Подвижность бактериальной клетки обусловлена

а. изменением внутриклеточного давления

б. направленным движением цитоплазмы

в. выделением из клетки биологически активных веществ

г. наличием жгутиков (+)

д. наличием пилей


3. Дифференцировать бактерии на грамположительные и грамотрицательные позволяет следующий этап окраски по Граму

а. окраска генцианвиолетом

б. обработка препарата раствором Люголя

в. обесцвечивание спиртом (+)

г. окраска фуксином

д. промывание препарата водой после фуксина


4. Возбудителями крупозной пневмонии являются:

а. Klebsiella pneumoniae

б. Streptococcus pneumoniae (+)

в. Staphylococcus aureus

г. Haemophylus influenza


5. Возбудителями холеры являются:

а. Helycobacter pylori

б. Vibrio El-Thor (+)

в. Vibrio НАГ

г. Treponema denticola


6. Возбудителем эпидемического менингита является представитель рода

а. Streptococcus

б. Haemophylus

в. Staphylococcus

г. Neisseria (+)


7. Внутриклеточными паразитами являются следующие представители прокариот:

а. риккетсии (+)

б. сферопласты

в. протопласты

г. Микоплазмы (+)

д. хламидии (+)


8. Клиника СПИДа определяется рядом осложнений, вызванных оппортунистическими агентамии

а. Герпес-вирусами (+)

б. Возбудителем дифтерии

в. Грибами Кандида (+)

г. Фузобактериями

д. Микобактериями туберкулёза (+)


9. Выберите возбудителей при которых для профилактики и лечения необходимо создание как антибактериального, так и антитоксического иммунитета

а. стафилококк (+)

б. возбудитель чумы (+)

в. холерный вибрион (+)

г. клостридий столбняка


10. Укажите соответствие между характером иммунизации для специфического лечения и инфекционной болезнью

1. антибактериальная




а. Чума

2. антитоксическая




б. Ботулизм

3. противовирусная




в. Таёжный энцефалит







г. Корь







д. Столбняк

Ответы: 1- а, 2 – б, д 3 – в, г


ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ (по лабораторному практикуму):


Типовое задание №1. Охарактеризовать микроскопическую картину мазка отделяемого из уретры при окраске метиленовым синим.

/незавершённый фагоцитоз гонококка/


Типовое задание №2. Интерпретировать результат посева культуры коринебактерий на среду с цистином.


/положительная проба Пизу на наличие цистиназы/


Типовое задание №3. Проведено типирование материала, полученного от нескольких пациентов, на наличие вирусов гриппа Н1N0 (первый ряд) и H1N1 (второй ряд). Назвать материал, охарактеризовать метод исследования и результаты.




К- К+ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

/Представлены результаты ПЦР: у пациентов № 2, 4, 5, 6, 8, 10 в исследуемом материале выявлен генетический материал вируса гриппа H1N1 (A)/


Типовое задание № 4. Представлены результаты исследования сыворотки крови на наличие АТ к вирусу Эпштейна-Барр у пациентов А, B, C, D, E и F (лунки G и H – контроль). Охарактеризовать метод исследования и результаты.




/С помощью ИФА выявлены АТ к вирусу Эпштейна-Барр у всех пациентов, кроме G/


Типовое задание №5. Охарактеризовать цель и методические приёмы (этапы) диагностики. Интерпретировать результаты исследования.




/в исследуемой сыворотке крови с помощью РТГА выявлены АТ к вирусу гриппа А2/


Разработчики:

Место работы

Занимаемая

должность

Инициалы,

фамилия

Московский государственный медико-стоматологический университет

зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии профессор, д.м.н

Царёв В.Н.

(председатель рабочей группы)


Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии академик РАМН, профессор, д.м.н

Зверев В.В.

Челябинская государственная медицинская академия

зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии чл.- корр. РАМН, профессор, д.м.н

Долгушин И.И.

Ростовский государственный медицинский университет

зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии профессор, д.м.н

Харсиева Г.Г.

Северо-Осетинская государственная медицинская академия

зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии профессор, д.м.н

Плахтий Л.Я.

Тверская государственная медицинская академия

зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии профессор, д.м.н

Червинец В.М.

Ярославская государственная медицинская академия

зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии профессор, д.м.н

Романов В.И.

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

профессор, д.б.н.

Бойченко М.Н.

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

профессор, д.м.н.

Миронов А.Ю.

Московский государственный медико-стоматологический ун-т

профессор, к.б.н.

Покровский В.Н.

Московский государственный медико-стоматологический ун-т

старший преподаватель, к.м.н.

Ипполитов Е.В.

(секретарь рабочей группы)



Редактирование примерной программы дисциплины проведено Федеральным государственным образовательным учреждением «Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».


Эксперты:

Место работы

Занимаемая

должность

Инициалы,

фамилия





















Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060101 Лечебное дело iconПримерная программа наименование дисциплины Фармакология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060101 Лечебное дело

Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060101 Лечебное дело iconПримерная программа наименование дисциплины «Вирусология и биотехнология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 111801 Ветеринария

Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060101 Лечебное дело iconПримерная программа наименование дисциплины “ общая и частная хирургия“ Рекомендуется для направления подготовки (специальности)

Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060101 Лечебное дело iconПримерная программа наименование дисциплины «Паразитология и инвазионные болезни» Рекомендуется для направления подготовки (специальности)

Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060101 Лечебное дело iconПримерная программа наименование дисциплины «Патологическая физиология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 111801 Ветеринария

Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060101 Лечебное дело iconПримерная программа наименование дисциплины «Внутренние незаразные болезни» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 111801 Ветеринария

Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060101 Лечебное дело iconПримерная программа наименование дисциплины «Патологическая анатомия и судебно-ветеринарная экспертиза» Рекомендуется для направления подготовки (специальности)

Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060101 Лечебное дело iconПримерная программа наименование дисциплины Эпизоотология и инфекционные болезни Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 111801 Ветеринария

Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060101 Лечебное дело iconПримерная программа наименование дисциплины «Ветеринарно-санитарная экспертиза» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 111801 Ветеринария

Примерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060101 Лечебное дело iconПримерная программа наименование дисциплины «Основы ветеринарии» Рекомендуется для направления подготовки 111100 Зоотехния

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU