Учебная программа по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций для факультета медицинских сестер icon

Учебная программа по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций для факультета медицинских сестер





НазваниеУчебная программа по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций для факультета медицинских сестер
страница1/3
Дата конвертации23.06.2013
Размер0.51 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Республиканский методический центр по высшему и среднему

медицинскому и фармацевтическому образованию

Государственное высшее учебное учреждение

«Гродненский государственный медицинский университет»






УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


ПО ИНФЕКЦИОННЫМ БОЛЕЗНЯМ И ПРОФИЛАКТИКЕ

ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ

ДЛЯ ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР

С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ




по специальности организация сестринского дела 1 - 79 01 06

(150 часов)


МИНСК 2004 г.


Учебная программа по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций для студентов факультетов медицинских сестер с высшим образованием разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом «Высшее образование», специализация 1 - 79 01 06 «Сестринское дело», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 30.12.1998 г.

Программа разработана сотрудниками кафедры инфекционных болезней Гродненского государственного медицинского университета: зав. кафедрой профессором, доктором мед. наук Цыркуновым В.М., профессором, доктором мед. наук Васильевым В.С., доцентом, кандидатом мед. наук Богуцким М.И. и ассистентом Волосач О.С.


Программа утверждена Центральным научно-методическим Советом университета (протокол № __2___ от _28 ноября_____ 2003 г.)


Рецензенты:

  • заведующий кафедрой инфекционных болезней БелГМУ,

профессор, доктор мед. наук Карпов И.А.

  • заведующий кафедрой фтизиатрии Гродненского ГМУ,

доцент, кандидат мед. наук Вольф С.Б.


Программа по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций для студентов факультетов медицинских сестер с высшим образованием прошла согласование в государственном учреждении «Республиканский методический центр по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию» Министерства здравоохранения Республики Беларусь.


Программу разрешается размножить в необходимом количестве без внесения изменений по тексту.

Пояснительная записка.


Цель программы: подготовить специалистов сестринского дела к самостоятельной работе в лечебных стационарах и поликлинических учреждениях по организации и обеспечению лечебно-диагностического процесса, ухода за больными при инфекционной патологии, обучить основам профилактики внутрибольничных инфекций (ВБИ) в лечебно-профилактических учреждениях различного профиля.

Задачи:

  1. Ознакомить студентов с основной семиотикой инфекционных болезней, с организацией лечебно-диагностических мероприятий и уходу за инфекционными больными, оказанию первой медицинской помощи при неотложных состояниях в инфекционной патологии.

  2. Освоить технику забора биологического материала для обеспечения диагностического процесса при различных группах инфекций, включая внутрибольничные инфекции.

  3. Освоить ведение документации постовых, старших и главных медицинских сестер всех подразделений инфекционного стационара и кабинета инфекционных заболеваний поликлиники.

  4. Ознакомить с этиологией, эпидемиологией, клиникой и лечением внутрибольничных инфекций.

  5. Приобрести знания и навыки в области больничной эпидемиологии и гигиены в лечебно-профилактических учреждениях различного профиля, организации мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций и контроля за их проведением.

  6. Ознакомиться с теоретическими основами современного учения об эпидемическом процессе, овладеть практическими навыками профилактической и противоэпидемической работы.

  7. Освоить методы организации эпидемиологического надзора, учета и анализа уровня заболеваемости внутрибольничными инфекциями.

  8. Изучить виды, методы и средства дезинфекции, стерилизации, дезинсекции и дератизации.

  9. Ознакомиться со средствами и организацией специфической профилактики инфекционных заболеваний в первичном звене здравоохранения.

  10. Ознакомиться с мероприятиями по санитарной охране территории страны от заноса и распространения карантинных (конвенционных) заболеваний, а также с профилактикой возможных неблагоприятных эпидемиологических последствий в чрезвычайных (экстремальных) ситуациях, в том числе при возникновении особоопасных инфекций.


Формирование новой для Республики Беларусь высшей медицинской специальности 1 - 79 01 06 «организация сестринского дела» (на базе среднего специального образования) потребовало создания типовой учебной программы по инфекционным болезням и внутрибольничным инфекциям. Особенностью указанной программы, отличающей ее от типовой учебной программы лечебно-профилактического факультета является не только отмеченные цели и задачи, но и то, что программа основой своей стоит на предшествующей подготовке студентов, полученной в период учебы в медицинском училище. Если принять во внимание, что получение высшего медицинского образования по специальности «сестринское дело» предполагает подготовку в основном кадров организаторов сестринского дела (старшие и главные медицинские сестры, преподаватели сестринского дела и т.д.), то вполне понятно, что получение более высокого уровня знаний по медико-биологическим и клиническим дисциплинам должно сочетаться с современными достижениями в области организации лечебно-диагностического дела и выхаживания инфекционного больного. Известно, что инфекционная патология составляет значительный удельный вес на приеме в поликлинике (терапевт, педиатр до 75%) особенно в периоды эпидемического подъема. Интенсивная миграция населения не исключает, а наоборот, увеличивает возможность появления экзогенных инфекций и, что особенно важно, совершенно новых и особоопасных инфекций. Появление ВИЧ-инфекции и других новых инфекций только обострило эту ситуацию.

Программа, тематический план лекций и лабораторных занятий по инфекционным болезням для студентов сестринских факультетов ориентированы не только на повышение общей подготовки по этой патологии, но и существенное их осовременивание в целях обеспечения достаточного уровня подготовки их как организаторов работы со средним медперсоналом как в условиях стационаров, так и поликлиник.

В основе преподавания положены принципы нозологии, эпидемиологического и этиологического группирования инфекций, что обеспечивает наработку в процессе обучения научного подхода и восприятию сведений по этиологии, эпидемиологии, патогенезу, клинике, диагностике, лечению, уходу и профилактике инфекционных болезней. Наряду с обязательными интеграционными преемственными тенденциями в обеспечении учебного процесса (микробиология, вирусология, иммунология, патология, биохимия, внутренние болезни, нервные болезни, детские болезни и т.д.), данная программа сама по себе предшествует и является базовой основой для логически связанной с ней программой «Профилактика внутрибольничных инфекций».

Профилактика внутрибольничных инфекций (ВБИ) в различных лечебно-профилактических учреждениях - актуальнейшая задача всех медицинских работников. Наслаиваясь на основное заболевание, ВБИ утяжеляют его течение, снижают качество, эффективность и безопасность проведенного даже на высоком научном уровне лечения, увеличивают летальность. Кроме того, увеличивается продолжительность занятости больничной койки, инвалидизация, что ведет к большим трудовым потерям и увеличивает материальные затраты на дополнительное лечение, социальное обеспечение, на проведение комплекса противоэпидемических мероприятий, а также подрывается доверие населения к медицинским работникам. В связи с этим, внутрибольничные инфекции представляют актуальность не только с точки зрения патологии, т.е. вреда наносимого здоровью людей, но и социально-экономической и морально-этической сторон проблемы.

Основными методами обучения на сестринском факультете по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций являются лабораторные занятия и лекционный курс. Часть фактического материала предполагается изучить самостоятельно и путем внеаудиторной работы.

Лекционный курс посвящен актуальным проблемам инфекционной патологии и нацелен на информацию о достижениях мировой науки по вопросам этиологии, эпидемиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения, ухода и профилактики. Тематический план составлен с учетом конкретной значимости и особенностей краевой патологии в Республике Беларусь. Отдельные лекции или их разделы носят обзорный или проблематичный характер.

Лабораторные занятия проводятся в соответствии с ниже представленным тематическим планом. Освоение инфекционной патологии проводится путем организации непосредственного опроса больных, выяснения эпидемиологического анамнеза, изучения симптоматологии, оценкой обоснованности необходимого объема обследования, лечения, ухода и технологии ведения установленной документации. Особое место в объеме практических занятий занимают вопросы организации работы инфекционного стационара и инфекционного кабинета поликлиники. Контроль посещаемости занятий и освоения материала путем опроса, решения ситуационных задач, оформления документации (учебные формы) осуществляется постоянно.

Лекционный курс и тематика лабораторных занятий в рабочей программе могут подвергаться коррекции ежегодно. По окончании подготовки студенты сдают дифференцированный зачет. В процессе обучения возможно использование самостоятельной работы студентов (аудиторный и внеаудиторный).

Вариантами аудиторной самостоятельной работы являются: работа с учебными и методическими пособиями, блоками информации, копиями историй болезни (редкая или экзотическая патология), просмотр учебных диафильмов, кино- и видеофильмов, комплектов слайдов, альбомов и атласов, оформление учетной и отчетной документации.

Внеаудиторная самостоятельная работа отличается от аудиторной в основном только тем временем, которое используется для получения знаний. При внеаудиторной самостоятельной работе шире рекомендуется работа с монографической литературой, редкими учебниками, отдельными пособиями, восполняющими дефицит материала в основной учебной литературе. В ряде случаев при внеаудиторной работе студент готовит доклады, рефераты по избранным темам, докладывает их на лабораторных занятиях или конференциях СНО во внеучебное время.

На основании вышеизложенного в настоящей программе выделяется минимум содержания по инфекционным болезням:

- классификация инфекционных болезней;

- периоды развития инфекционного заболевания;

- особенности эпидемического процесса при инфекционных заболевания;

- клинические симптомы и синдромы основных инфекционных заболеваний;

- основные методы диагностики инфекционных заболеваний;

- клинические и эпидемиологические показания к госпитализации инфекционных больных;

- правила эвакуации и госпитализации инфекционных больных;

- принципы терапии инфекционных больных;

- принципы и методы профилактики инфекционных болезней;

- диспансеризация переболевших и функции КИЗа;

- противоэпидемический режим инфекционного стационара и мероприятия на дому;

- неотложные противоэпидемические (режимные) мероприятия при ООИ.


I. Общее количество часов, время, отводимое на лекции, лабораторные занятия и форма контроля знаний и умений при очной форме обучения (табл. 1)

Таблица 1

Семестр

Всего часов

Из них

Форма







Лекции

Лабораторные

контроля

Седьмой

90

24

66

зачет

Восьмой

60

12

48

экзамен

Всего

150

36

114





II. Тематический план лекций

Таблица 2

№ пп

Темы лекций

К-во часов




1. Общая часть. Введение в специальность

4

1.1.

Инфекционный процесс

2

1.2.

Диагностика, лечение и уход при инфекционной болезни

2




2. Частная патология

20

2.1.

Острые кишечные инфекции

2

2.2.

Вирусные гепатиты

2

2.3.

ВИЧ-инфекция. СПИД-ассоциированные инфекции

2

2.4.

Острые респираторные вирусные инфекции

2

2.5.

Инфекционные экзантемы

2

2.6.

Нейроинфекции

2

2.7.

Дифтерия. Ангины.

2

2.8.

Зоонозные инфекции

2

2.9.

Особоопасные инфекции

2

2.10.

Гельминтозы

2




3. Профилактика ВБИ

12

3.1

Эпидемиология как наука. Учение об эпидемическом процессе.

2

3.2.

Внутрибольничные инфекции: общая характеристика.

2

3.3.

Этиология, эпидемиология, классификация, клиника и лечение ВБИ.

2

3.4.

Лабораторная диагностика и контроль за ВБИ.

2

3.5.

Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим лечебно-профилактических учреждений различного профиля. Профилактика ВБИ и организация санитарно-эпидемиологического надзора.

2

3.6.

Противоэпидемические мероприятия в чрезвычайных ситуациях и санитарная охрана территории страны от заноса и распространения особо опасных инфекций.

2



III. Тематический план практических занятий

Таблица 3

№ занятий

Темы лабораторных занятий

к-во часов



Структура инфекционной службы. Устройство и режим работы инфекционной больницы (отделения).

2



Правила госпитализации инфекционных больных

2



Брюшной тиф. Паратифы А и В.

2



Холера.

2



Сальмонеллез. Пищевые токсикоинфекции.

2



Дизентерия.

2



Эшерихиозы. Амебиаз.

2



Ботулизм.

2



Иерсиниозы (кишечный иерсиниоз, псевдотуберкулез).

2



Острые вирусные гепатиты с энтеральным путем передачи.

2



Острые вирусные гепатиты с парэнтеральным путем передачи.

2



Гельминтозы (аскаридоз, трихоцефалез, энтеробиоз)

2



Гельминтозы (трихинеллез, тениоз, тениаринхоз, описторхоз)

1



Острые респираторные вирусные инфекции.

2



Нейроинфекции (клещевой энцефалит, EСНО и Коксаки инфекция)

2



Нейроинфекции: герпетическая инфекция, цитомегаловирусная инфекция.

2



Нейроинфекции: менингококковая инфекция.

2



Инфекционные экзантемы (корь, краснуха, скарлатина, ветряная оспа)

3



Дифтерия.

2



Ангины.

1



Эпидемический сыпной тиф. Болезнь Брилла-Цинссера.

2



Лептоспироз.

1



Малярия.

2



Токсоплазмоз. Геморрагические лихорадки.

2



Бруцеллез.

2



Сибирская язва.

2



Чума.

2



Туляремия.

1



Бешенство.

2



ВИЧ-инфекция.

2



СПИД-ассоциированные заболевания.

2



Неотложные состояния в клинике инфекционных болезней (инфекционно-токсический шок, острая печеночная недостаточность)

2



Неотложные состояния в клинике инфекционных болезней (гиповолемический шок, острая дыхательная недостаточность).

2



Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники (КИЗ).

3



Эпидемиология как наука. Учение об эпидемическом процессе. Понятие об эпидемическом очаге. Источники инфекций.

3



Теория механизма передачи Л.В. Громашевского, его варианты. Классификация инфекционных болезней. Теория природной очаговости инфекционных болезней.

2



Методы эпидемиологической диагностики.

2

38.

Система профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с инфекционными болезнями.

2

39.

Организация профилактических и противоэпидемических мероприятий при особо опасных инфекциях.

2

40.

Внутрибольничные инфекции. Общая характеристика.

2

41.

Этиология, эпидемиология внутрибольничных инфекций.

2

42.

Классификация, клиника и диагностика внутрибольничных инфекций.

2

43.

Лабораторная диагностика внутрибольничных инфекций.

2

44.

Лабораторный контроль за внутрибольничными инфекциями.

2

45.

Организация лечебного процесса внутрибольничных инфекций и его особенности.

2

46.

Санитарно-гигиенический режим лечебно-профилактических учреждений различного профиля.

3

47.

Противоэпидемический режим в лечебно-профилактических учреждений различного профиля.

3

48.

Профилактические и противоэпидемические мероприятия в чрезвычайных ситуациях.

3

49.

Санитарная охрана территории страны от заноса и распространения карантинных (конвенционных) болезней.

3

50.

Восприимчивость и иммунитет.

2

51.

Специфическая профилактика инфекционных болезней.

3

52.

Специфическая профилактика особо опасных инфекций и бешенства

2

53.

Организационные основы профилактики внутрибольничных инфекций.

3

54.

Организация санитарно-эпидемиологического надзора за внутрибольничными инфекциями.

3



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебная программа по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций для факультета медицинских сестер iconИтоговые тесты по инфекционным болезням для студентов Vкурса лечебного факультета Выберите один правильный ответ

Учебная программа по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций для факультета медицинских сестер iconРабочий план по эпизоотологии и инфекционным болезням для студентов 5 курса (9 семестр) факультета ветеринарной медицины на 2011-2012 учебный год

Учебная программа по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций для факультета медицинских сестер iconМетодические рекомендации для доаудиторной подготовки к практическим занятиям по инфекционным болезням (содержательный модуль 2) для студентов старших курсов высших медицинских учреждений образования ІІІ-ІV уровней аккредитации сумы

Учебная программа по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций для факультета медицинских сестер iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по инфекционным и инвазионным болезням животных для специальности 111201 «Ветеринария» Черкесск 2008

Учебная программа по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций для факультета медицинских сестер iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для специальности 060103 «педиатрия» Кафедра инфекционных болезней с курсом детских инфекций

Учебная программа по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций для факультета медицинских сестер iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для специальности 060105 «стоматология» Кафедра инфекционных болезней с курсом детских инфекций

Учебная программа по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций для факультета медицинских сестер iconТесты для программированного контроля знаний студентов по инфекционным болезням

Учебная программа по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций для факультета медицинских сестер iconМетодические рекомендации для доаудиторной подготовки к практическим занятиям по инфекционным болезням (модуль 5)

Учебная программа по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций для факультета медицинских сестер iconТесты по инфекционным болезням для 5 лечебного и 5 педиатрического факультетов. 001. Укажите неправильное утверждение

Учебная программа по инфекционным болезням и профилактике внутрибольничных инфекций для факультета медицинских сестер iconМетодические рекомендации для доаудиторной подготовки к практическим занятиям по инфекционным болезням (содержательный модуль 1)

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU