Программа курса «Экология животных» разработана в соответствии с региональной программой экологии (автор И. М. Швец) для учащихся 7 класса общеобразовательного учебного учреждения. Учебно тематический план icon

Программа курса «Экология животных» разработана в соответствии с региональной программой экологии (автор И. М. Швец) для учащихся 7 класса общеобразовательного учебного учреждения. Учебно тематический план





Скачать 171.88 Kb.
НазваниеПрограмма курса «Экология животных» разработана в соответствии с региональной программой экологии (автор И. М. Швец) для учащихся 7 класса общеобразовательного учебного учреждения. Учебно тематический план
И .М.Швец
Дата конвертации19.06.2013
Размер171.88 Kb.
ТипПрограмма курса
Пояснительная записка

Учебный предмет «Экология» входит в состав регионального компонента базисного учебного плана и является частью образовательной области «Естествознание». Однако, экологические взаимодействия интегрируют комплекс различных взаимодействий — физических, химических, биологических, социальных и др., поэтому нельзя сводить содержание экологического образования к традиционным образовательным областям и существующим учебным предметам. Экологическое образование выполняет интегративную роль во всей системе общего образования. Экологизация образования несёт в себе следующие педагогические функции:

• способствует становлению и развитию единой картины мира в сознании учащихся;

• является существенным компонентом гуманизации всего школьного образования;

• формирует общеучебное умение прогнозировать собственную деятельность и деятельность других людей и коллектива;

• расширяет возможности нравственного воспитания в процессе обучения;

• позволяет раскрыть социальную сущность образования в целом.

  Программа  курса « Экология   животных » разработана в соответствии с региональной  программой   экологии  (автор  И .М.Швец) для учащихся  7   класса  общеобразовательного учебного учреждения.


Учебно - тематический план




Тема

Колич. Часов.

1

Введение

1

2

Условия существования животных

9

3

Среды жизни

8

4

Сезонные изменения в жизни животных

2

5

Биотические факторы в жизни животных.

7

6

Изменения в животном мире Земли.

8


Количество часов

Всего 35 час; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков - 2,

лабораторных работ - 1,

практических работ-3 ,

экскурсий - 2.


Содержание тем учебного курса.

Тема 1. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1 ч)

Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на окружающую среду. Особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Экология животных как учебный предмет.

Тема 2. Условия существования животных (9 ч)

Многообразие условий обитания. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных. Жилище как среда обитания и одно из важнейших условий существования животных. Разнообразие жилищ.

Значение воды в жизни животных. Вода как необходимое условие жизни животных. Влажность как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к воде. Приспособление животных к различным условиям влажности. Поступление воды в организм животного и ее выделение.

Лабораторная работа. Реакция дождевых червей на различную влажность почвы. (Работа предполагает наблюдение за поведением дождевых червей в садках-террариумах в условиях недостатка и нормального количества влаги в почве — формируется умение ставить цель наблюдения.)

Значение тепла для жизнедеятельности животных. Температура как экологический фактор. Экологические группы животных по отношению к теплу.

Холоднокровные и теплокровные животные. Реакции животных на изменения температуры. Способы регуляции теплоотдачи у животных.

Значение воздуха в жизни животных. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Кислород и углекислый газ в жизни животных. Приспособления у животных к извлечению кислорода из окружающей среды. Дыхание животных.

Домашняя практическая работа. Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни. (С использованием пособия «Экология животных» и учебника для 7 класса «Биология. Животные» (авт.: В.М. Константинов и др.) учащиеся заполняют таблицу, в которой должны быть отражены экологические группы млекопитающих, представители этих экологических групп и черты приспособленности к среде обитания.)

Экскурсия. Условия обитания животных. (Экскурсия проводится на любой объект, где можно познакомиться с условиями обитания животных.)

Тема 3. Среды жизни (8 ч)

Наземная среда обитания. Животный мир суши. Особенность условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий, пустынь, тропических лесов, горных областей.

Водная среда обитания. Условия обитания животных в воде. Отличия от условий обитания на суше. Приспособление животных к жизни в воде. Особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах.

Почва как среда обитания животных. Животный мир почвы. Приспособления у животных к жизни в почве. Почвенные животные и плодородие почвы.

Живой организм как среда обитания животных. Приспособления у животных к жизни в живых организмах.

Тема 4. Сезонные изменения в жизни животных (2 ч)

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.

Домашняя практическая работа. Фенологические наблюдения за животными зимой и весной. (Учащиеся, объединившись в группы, описывают изменения во внешнем виде и поведении любых домашних животных — формируется умение вести долгосрочные наблюдения.) '

Тема 5. Биотические экологические факторы в жизни животных (7 ч)

Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.

Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.

Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит — хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.

Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериачьные и грибковые заболевания животных.

Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных, Тема 6. Изменения в животном мире Земли (8 ч)

Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.

Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.

Экскурсия на пришкольный участок «Влияние сезонных изменений на насекомых»

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по курсу «Экология

животных»

1. Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.

2. Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.

3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.

4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.

5. Давать характеристику основным вилам приспособлений животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.

6. Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

9. Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.

10. Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.

11.Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

12.Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы. Перечень учебно - методического обеспечения.

Бабенко В.Г., Богомолов Д.В., Шаталова С.П., Шубин А.О.  Экология   животных : Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Москва.: Вентана-Графф, 2010.

Программа курса « Экология   животных  »  7   класс . (Автор  И .М.Швец). Москва.: Вентана-Графф, 2010.


Требования к уровню подготовки учащихся,

заканчивающих 7 класс


В результате изучения предмета учащиеся должны:


знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • фундаментальные понятия биологии;

  • о существовании эволюционной теории;

  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

  • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект реферат;

  • владеть языком предмета.



Список литературы.


Литература, использованная при подготовке программы.

Жигарёв И.А., Пономарёва О.Н. Задания по  экологии // Биология в школе.-2005.- № 3, 5.

Пономарёва О.Н. Методические рекомендации к учебнику  экологии  // Биология в школе.-2005.-№ 1, № 3, № 5.

Программа курса « Экология   животных » 7класс. (Автор  И .М.Швец).

Литература, рекомендованная для учащихся.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. М.: Устойчивый мир, 1999. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. М.: наука, 1991.

Приложение к программе Основные понятия

Экология животных, биосферная роль животных, взаимосвязь животных с окружающей средой.

Среда обитания, условия среды, их изменчивость; автотрофы, гетеротрофы, пассивное, активное питание.

Видовое разнообразие, природные зоны земли. Среды жизни животных. Абиотические и биотические факторы среды. Теплокровные, холоднокровные животные, двигательная активность. Световой режим, дневные и ночные животные, зрение. Особенности водной среды, группы водных организмов. Соленость.

Почва как специфическая среда.

Организм как среда обитания. Паразитизм. Приспособленность организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Пищевые связи. Территориальность, жизненное пространство.

Конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. Взаимное приспособление видов. Популяция, ареал, неоднородность среды. Колебания численности, ее причины. Редкие и малочисленные виды; антропогенный фактор. Природные явления, деятельность человека. Исчезающие виды. Заказник, национальный парк, заповедник; Красная книга.


Календарно тематическое планирование экология 7 класс




Тема

Колич. часов.

Домашнее задание

Дата проведения урока

план

факт

1

Экология животных как раздел науки. Биосферная роль животных на планете Земля.

1




06.09.







Условия существования животных

9










2

Условия существования животных. Многообразие условий среды.

1




10.09.




3

Питание животных. Способы питания.

1




13.09.




4

Вода в жизни животных. Лаб. работа «Реакция дождевых червей на влажность почвы»

1




20.09.




5

Значение воздуха в жизни животных. Практическая работа «Сравнение приспособлений животных к водной и наземной средам жизни»

1




27.09.




6

Температура в жизни животных.

1




04.10.




7

Свет в жизни животных.

1




11.10.




8

Жилища животных.

1




18.10.




9

Экскурсия «Условия обитания животных»

1




25.10.




10

Повторно-обобщающий урок по теме «Условия существования животных»

1




10.11.







Среды жизни

8










11

Наземная среда обитания.

1




17.11.




12

Животный мир суши.

1




24.11.




13

Водная среда обитания.

1




. 01.12.




14

Особенности жизни в морях, океанах, пресных водоемах.

1




06.12.




15

Почва как среда обитания. Животный мир почвы.

1




13.12




16

Живой организм как среда обитания

1




20.12.




17

Повторно-обобщающий урок по теме «Среды жизни». Практическая работа «Сравнение приспособлений млекопитающих к разным средам жизни».

1




27.12.




18

Контрольная работа по теме «Среды жизни».

1




14.01.







Сезонные изменения в жизни животных

2










19

Сезонные изменения в жизни животных

1




21.01.




20

Миграции как приспособление к сезонным изменениям условий обитания. Практическая работа «Фенологические наблюдения за животными»

1




28.01.







Биотические факторы в жизни животных.

7










21

Животные и растения, их взаимное влияние.

1




04.02.




22

Внутривидовые взаимоотношения животных.

1




11.02.




23

Отношения между животными различных видов.

1




18.02.




24

Животные и микроорганизмы

1




25.02.




25

Популяции животных. Численность животных.

1




04.03.




26

Динамика численности различных животных.

1




11.03.




27

Повторно-обобщающий урок и контрольная работа по теме «Биотические факторы в жизни животных»

1




18.03.







Изменения в животном мире Земли.

8










28

Причины сокращения численности видов

1




08.04.




29

Естественные и искусственные изменения условий обитания.

1




15.04.




30

Животные и человек. История взаимоотношений человека и животных.

1




22.04.




31

Одомашнивание животных.

1




29.04.




32

Редкие и охраняемые животные. Охрана животных.

1




06.05.




33

Редкие и охраняемые животные. Охрана животных в Саратовской области.

1




13.05.




34

Экскурсия на пришкольный участок «Влияние сезонных изменений на насекомых»

1




20.05.




35

Повторно-обобщающий урок по теме «Изменения в животном мире Земли»

1




27.05




Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа курса «Экология животных» разработана в соответствии с региональной программой экологии (автор И. М. Швец) для учащихся 7 класса общеобразовательного учебного учреждения. Учебно тематический план iconПрограмма основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек», автор Н. И. Сонин; учебник

Программа курса «Экология животных» разработана в соответствии с региональной программой экологии (автор И. М. Швец) для учащихся 7 класса общеобразовательного учебного учреждения. Учебно тематический план iconПрограмма дисциплины для специальности 013100 ”Экология”
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального

Программа курса «Экология животных» разработана в соответствии с региональной программой экологии (автор И. М. Швец) для учащихся 7 класса общеобразовательного учебного учреждения. Учебно тематический план iconПрограмма дисциплины для специальности 013100 ”Экология”
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального

Программа курса «Экология животных» разработана в соответствии с региональной программой экологии (автор И. М. Швец) для учащихся 7 класса общеобразовательного учебного учреждения. Учебно тематический план iconТематический план практических занятий для студентов 5 курса лечебного факультета и фпсзс IX семестр

Программа курса «Экология животных» разработана в соответствии с региональной программой экологии (автор И. М. Швец) для учащихся 7 класса общеобразовательного учебного учреждения. Учебно тематический план iconА Тематический план лекций по акушерству для студентов IV курса медико-профилактического факультета на весенний семестр

Программа курса «Экология животных» разработана в соответствии с региональной программой экологии (автор И. М. Швец) для учащихся 7 класса общеобразовательного учебного учреждения. Учебно тематический план iconТематический план Лекционных и лабораторных занятий по фармакологии и токсикологии для студентов 3 курса факультета ветеринарной медицины по специальности №110501 «Ветсанэкспертиза» во 2-м семестре 2012-2013 уч г

Программа курса «Экология животных» разработана в соответствии с региональной программой экологии (автор И. М. Швец) для учащихся 7 класса общеобразовательного учебного учреждения. Учебно тематический план iconПрограмма разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом ниу вшэ по направлению 030300. 62 «Психология»

Программа курса «Экология животных» разработана в соответствии с региональной программой экологии (автор И. М. Швец) для учащихся 7 класса общеобразовательного учебного учреждения. Учебно тематический план iconПрограмма элективного курса «Микрокосмос» для учащихся

Программа курса «Экология животных» разработана в соответствии с региональной программой экологии (автор И. М. Швец) для учащихся 7 класса общеобразовательного учебного учреждения. Учебно тематический план iconУчебно-тематический план семинарских занятий врачей ординаторов 1-го года обучения дата

Программа курса «Экология животных» разработана в соответствии с региональной программой экологии (автор И. М. Швец) для учащихся 7 класса общеобразовательного учебного учреждения. Учебно тематический план iconАвторская программа элективного курса для 10 класса по биологии «Вирусы неклеточная форма жизни»

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU