Рабочая программа дисциплины «клиническая диагностика с рентгенологией» специальность: 111801 ветеринария icon

Рабочая программа дисциплины «клиническая диагностика с рентгенологией» специальность: 111801 ветеринария





НазваниеРабочая программа дисциплины «клиническая диагностика с рентгенологией» специальность: 111801 ветеринария
Сазонова Виктория Владимировна
Дата конвертации18.06.2013
Размер0.52 Mb.
ТипПрограмма
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР ___________Т.И. Гуляева

«_____» ________________ 2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА С РЕНТГЕНОЛОГИЕЙ»


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 111801 ВЕТЕРИНАРИЯ


КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ):СПЕЦИАЛИСТ


ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ


ОРЁЛ – 2011


Автор: Сазонова Виктория Владимировна,

доктор ветеринарных наук, профессор кафедры эпизоотологии и терапии

________________ «_____» __________________ 2011 г.


Рецензент: Малахова Наталья Алексеевна,

зав. кафедрой анатомии, физиологии и хирургии, кандидат ветеринарных наук, доцент

________________ «_____» __________________ 2011 г.


Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 111801 Ветеринария и примерной учебной программой дисциплины «Клиническая диагностика с рентгенологией».


Программа рассмотрена и принята на заседании методической комиссии факультета биотехнологии и ветеринарной медицины

Протокол № _____ «_____» __________________ 2011 г.

Председатель методической комиссии: Буяров Виктор Сергеевич,

доктор сельскохозяйственных наук, профессор

________________ «_____» __________________ 2011 г.


Программа рассмотрена на заседании кафедры эпизоотологии и терапии

Протокол № _____ «_____» __________________ 2011 г.

И. о. зав. кафедрой эпизоотологии и терапии: Скребнев Сергей Александрович, кандидат ветеринарных наук, доцент

________________ «_____» __________________ 2011 г.


ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины:

Масалов Владимир Николаевич, доктор биологических наук, профессор

________________ «_____» __________________ 2011 г.


Программа рассмотрена и принята на заседании методической комиссии факультета биотехнологии и ветеринарной медицины

Протокол № _____ «_____» __________________ 2011 г.

Председатель методической комиссии: Буяров Виктор Сергеевич,

доктор сельскохозяйственных наук, профессор

________________ «_____» __________________ 2011 г.


Директор научной библиотеки: Ишханова Евгения Владимировна

________________ «_____» __________________ 2011 г.


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Цели и задачи дисциплины, требования к уровню освоения содержания дисциплины 5

    1. Цели и задачи дисциплины 5

    2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 5

  2. Место дисциплины в структуре ООП 6

  3. Требования к результатам освоения дисциплины 6

  4. Объем дисциплины и виды учебной работы 8

  5. Содержание дисциплины 9

    1. Содержание разделов дисциплины 9

    2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами 10

    3. Разделы дисциплин и виды занятий 11

    4. Тематика лекций 12

    5. Лабораторный практикум 13

    6. Практические занятия (семинары) 13

    7. Самостоятельная работа студентов 14

    8. Активные формы обучения во внеаудиторное время 17

  6. Примерная тематика курсовых проектов (работ) и

историй болезни 17

  1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации 18

    1. Вопросы к модулям 18

    2. Вопросы к зачёту 20

    3. Вопросы к экзамену 21

    4. Формирование рейтинговой оценки. Критерии и методы оценки качества знаний студентов по дисциплине 24

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение

дисциплины 28

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины 31




  1. Цели и задачи дисциплины, требования к уровню освоения

содержания дисциплины


1.1. Цели и задачи дисциплины:

• Изучение методов исследования и последовательных этапов распознавания болезней.

• Овладение студентами клиническими, лабораторными и инструментальными методами исследований сельскохозяйственных животных.

• Приобретение опыта по выявлению симптомов и синдромов, умения анализировать ситуацию с целью постановки правильного диагноза.

• Освоение техники безопасности при работе с животными.

• Изучение планов и методов исследования больных животных.

• Изучение правил взятия биологического материала, его консервирование и пересылки для лабораторного анализа.

• Внедрение прогрессивных форм обучения в учебный процесс.

• Обеспечение лекций, лабораторных и практических занятий современным инструментарием, диагностической аппаратурой, техническими средствами обучения, достаточным количеством животных разного вида.


1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

• Сбор и анализ анамнестических данных.

• Исследование лимфатических узлов, состояния слизистых оболочек, конъюнктивы, носовой полости, ротовой полости, влагалища и оценка их состояния.

• Исследование органов дыхания, оценка их состояния.

• Исследование сердечно-сосудистой системы (исследование сосудов, сердечного толчка, тонов сердца, пороков, шумов, ЭКГ и аритмий) с клинической интерпретацией.

• Исследование органов пищеварения (топография органов пищеварения, их клиническое исследование, диагностическое зондирование, исследование рубцового и желудочного содержимого, исследование печени, исследование кала) с их клинической оценкой.

• Исследование органов мочевой системы (исследование почек, мочевого пузыря, уретры; физические и химические свойства мочи, проведение катетеризации мочевого пузыря, УЗИ мочевого пузыря) с их клинической оценкой.

• Исследование нервной системы (определение поведения животного, исследование черепа, позвоночного столба, органы чувств чувствительной и двигательной сферы, рефлексов, вегетативной нервной системы и ликвора) с оценкой ее состояния.

• Исследование крови (получение крови, морфологические и биохимические исследования крови с их клинической оценкой).


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл профессиональный, базовая часть.

С целью освоения дисциплины «Клиническая диагностика с рентгенологией» необходимы знания по неорганической, органической и биологической химии, анатомии животных, физиологии животных, кормлению животных, знания зоогигиенических условий содержания животных, фармакологии, патологической анатомии, патологической физиологии.

Дисциплина «Клиническая диагностика с рентгенологией» является предшествующей для патологической анатомии и судебно-ветеринарной экспертизы, оперативной хирургии с топографической анатомией, ветеринарно-санитарной экспертизы, акушерства и гинекологии, болезней мелких домашних и экзотических животных.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:


а) Общекультурные компетенции (ОК):

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- уметь логически верно, аргументировано и ясно сформулировать устную и письменную речь (ОК-2);

- уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-3);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4);

- владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-5);

- использовать знание иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников (ОК-6);

- осуществлять экономический анализ и прогноз своей деятельности (ОК-7);

- стремиться к установлению международных контактов для повышения профессионального уровня и обмена опытом (ОК-8);

- использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-9).


б) Профессиональные компетенции (ПК):

- применять полученные знания на практике (ПК-1);

- использовать основные и специальные, в т.ч. инновационные методы клинического исследования животных (ПК-2);

- оценивать результаты лабораторных исследований (ПК-3);

- проводить диспансеризацию, составлять клинически и физиологически обоснованные схемы лечения животных (ПК-4);

- различными способами вводить лекарственные вещества и препараты внутрь, парентерально (подкожно, внутривенно, внутримышечно, внутрибрюшинно, внутрикостно, внутритрахеально, внутригрудинно и т.д.) или применять их наружно, проводить физиотерапевтические процедуры животным (ПК-5).



в) В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- основные понятия, термины, определения, классификации;

- основные инструменты и оборудование, включая новейшее (оборудование ИНИИЦ), необходимое для проведения обследования животного и лабораторных исследований;

- клиническое проявление изучаемых в курсе незаразных патологий;

- схемы исследования систем организма животных;

- общие и специальные методы клинической диагностики, в т.ч. лабораторные и современные нетрадиционные (альтернативные) методы диагностики;

- основные методы и этапы постановки диагноза;

- технику взятия крови, зондирования животных;

- современные инновационные методы исследования биологических субстратов организма животного.


Уметь:

- проводить клиническое обследование животного;

- оформлять в виде протокола клинического обследования полученные данные;

- выбирать необходимые общие и специальные методы исследования при постановке диагноза;

- пользоваться необходимыми инструментами;

- владеть инновационным лабораторным и диагностическим оборудованием для исследования биологических жидкостей организма;

- устанавливать диагноз болезни, прогнозировать исход заболевания.


Иметь представление:

- о проблемах, рассматриваемых в курсе клинической диагностики;

- об основных сферах применения полученных данных;

- о современном состоянии научных знаний, необходимых для освоения дисциплины.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего часов /зачётных единиц

семестр

5

6

часов на семестр

Объём трудоёмкости дисциплины /

зачётные единицы

242 / 6

106

136

1. Аудиторные занятия

    1. лекции

1.2. клинико-лабораторные занятия

1.3. практические занятия

122

38

68

20

56

24

24

8

66

14

40

12

2. Индивидуальные аудиторные занятия студентов с преподавателем





+


+

3. Самостоятельная работа студентов

3.1. самостоятельное изучение теоретического материала

3.2. курсовая работа

3.3. реферат


120


50


+


70

+

+

Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен)




зачёт

экзамен



5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины



№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Понятие «клиническая диагностика», «диагноз», «симптом», «синдром», «прогноз»

Исторические этапы становления клинической диагностики как науки. Определение диагноза, классификация, элементы диагноза. Симптомы, классификация. Синдромы, классификация. Прогноз, классификация.

2.

Общие методы обследования животных.

Осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, термометрия. Понятие, классификация, техника проведения.

3.

Общее обследование животных

Определение габитуса. Исследование слизистых оболочек, кожи, шерстного покрова, лимфатических узлов. Возможные патологические состояния.

4.

Частная диагностика

Исследование дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервной, мочевой систем, системы крови. Диагностика нарушений обмена веществ. Диагностика болезней животных раннего возраста. Биогеоценотическая диагностика.

5.

Основы рентгенологии

Открытие рентгеновских лучей. Действие рентгеновского излучения на биологические объекты. Получение рентгеновских снимков. Методы рентгенодиагностики. Рентгенотерапия.



5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами



Предшествующая дисциплина


Раздел клинической диагностики

Последующая дисциплина





наименование


разделы


наименование


разделы


Неорганическая и аналитическая химия



Дисперсные системы (растворы, золи, гели, суспензии). Кислотность среды (рН). Тяжелые металлы. Гидролиз. Микроэлементы. %-ная концентрация, вязкость, плотность, осмос. Титриметр. методы, ФЭК-рия, рефрактометрия. Методы работы в лаборатории (посуда, реактивы).


Исследование


Терапия внутренних

Болезни систем


системы крови.


них незаразных­


крови, мочевой


Исследование


болезней.


системы, органов

мочевой системы.





Пищеварения.

Изучение

Болезни мелких


Анализ крови,


нарушений обмена


животных.


мочи.


на веществ.








Исследование

Эпизоотология.





пищеваритель-








ной системы. Резервная щелочность плазмы, газы крови. Анализ крови, мочи, желудочного сока. Исследование системы крови, мочи, желудочного сока.

Паразитология.


Анализ кала.








Патфизиология.

Патология обмена.


Исследование крови, мочи, желудочного сока.


Органическая химия


Классы органических соединений (кислоты .кетоны, аминокислоты, углеводы, белки, жиры и т.д.).


Исследование системы крови, мочи, желудочного сока.


Патология обмена


Углеводы, белки, жиры, витамины, обменные процессы.


Физика


Виды излучений


Методы рентгенодиагностики








Биохимия


Исследование крови, мочи, молока. Витамины. Мембранное равновесие.


Исследование системы крови, мочи. Нарушение обмена веществ.


Патфизиология.

Патология обмена.


Патология крови.

Патология обмена жиров, белков, витаминов.


Физиология с.- х.

животных


Функции систем организма животного.


Исследование систем организма животного


Терапия внутренних незаразных болезней животных. Болезни мелких животных.


Болезни систем организма животного


Анатомия с.-х. животных


Анатомо-топографические характеристики органов и систем организма животного


Исследование систем организма животного


Терапия внутренних незаразных болезней животных. Болезни мелких животных.


Болезни систем организма животного


Дисциплины социально-гуманитарного цикла


Законы диалектики, исторические этапы развития науки


Мировоззренческая направленность курса








Основы ветеринарии


Становление ветеринарных наук


История развития клинической диагностики








Экология


Современные экологические проблемы. Биогеоценоз


Биогеоценотическая диагностика. Правила обращения с животными.


Биоэтика


Правила обращения с животными








Правила обследования животного и

БЖД


Правила работы и техника безопасности








обращения с ним

Специальные и дополнительные методы исследования




Хирургия



сти при работе с животным. Правила асептики и антисептики

































5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

ПЗ

ЛПЗ

СРС

Всего

1.

Понятие «клиническая диагностика», «диагноз», «симптом», «синдром», «прогноз»

2

-

4

4

10

2.

Общие методы обследования животных.

2

4

4

8

18

3.

Общее обследование животных

4

4

4

8

20

4.

Частная диагностика

26

12

48

90

176

5.

Основы рентгенологии

4

-

4

10

18

Итого

38

20

64

120

242



5.4. Тематика лекций

№ раздела

Тема лекции

Трудоёмкость (час.)

5 семестр

1.

Понятие о клинической диагностике. История развития клинической диагностики. Понятие симптома, синдрома, диагноза. Классификация диагноза.

2

2.

Методы клинического исследования животных.


Общие и специальные методы клинического исследования животных.

2


3.

Общее обследование животных. Определение габитуса. Исследование слизистых оболочек. Исследование кожи. Исследование лимфатических узлов.

2

4.

Исследование дыхательной системы. Схема исследования дыхательной системы. Исследование переднего отдела дыхательной системы.

2

4.

Исследование грудной клетки. Осмотр. Пальпация. Перкуссия. Аускультация. Определение задней перкуссионной границы лёгких разных видов животных. Основные синдромы болезней дыхательной системы.

2

4.

Исследование пищеварительной системы. Схема исследования пищеварительной системы. Исследование приема корма и воды. Исследование рта и органов ротовой полости.

2

4.

Исследование живота, преджелудков, сычуга, однокамерного желудка.

2

4.

Исследование кишечника, печени. Функциональное исследование

органов пищеварения. Основные синдромы болезней пищеварительной системы

2

4.

Исследование сердечно-сосудистой системы. Исследование сердца. Исследование сердечного толчка. Шумы сердца.

2

4.

Электрокардиографическое исследование сердца.

2

4.

Аритмии. Функциональная диагностика. Основные синдромы патологии сердечно-сосудистой системы

2

4.

Исследование кровеносных сосудов. Исследование вен. Измерение артериального давления. ЭКГ. ФКГ.

2

6 семестр

4.

Исследование мочевой системы. Исследование почек, мочеточников, мочевого пузыря, уретры.

2

4.

Исследование мочи. Функциональное исследование почек.

2

4.

Исследование нервной системы. Анализ поведения животных.

Исследование черепа и позвоночного столба. Исследование органов чувств. Исследование чувствительности, двигательной сферы, рефлексов, вегетативного отдела нервной системы.

2

4.

Исследование системы крови. Клиническое значение физико-химических свойств крови и подсчета форменных элементов. Диагностическое значение лейкограммы

2

4.

Диагностика нарушений обмена веществ.

2

4.

Диагностика болезней животных раннего возраста.

2

5.

Методы рентгенологического исследования. Рентгенография,

Рентгеноскопия, флюорография, электрорентгенография. Дозиметрия рентгеновского излучения. Рентгенодиагностика заболеваний органов дыхания, пищеварения, мочевой системы, сердца, костно-суставной системы.

2



5.5. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость (час.)

1.

5

- Лабораторные исследования желудочного и рубцового содержимого и их клинико-диагностическая интерпретация;

- Лабораторные исследования кала животных;

- Лабораторные исследования мочи животных;

- Морфологическое исследование крови животных;

- Биохимическое исследование крови животных.



4

4

4

4

4




Всего:




20



5.6. Практические занятия

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименования практических занятий

Трудоемкость

(часы)

1.

5

Исследование грудной клетки. Исследование переднего отдела дыхательной системы

4

2.

5

Исследование однокамерного желудка

2

3.

5

Исследование кишечника. Исследование печени

2

4.

5

Исследование сердечного толчка и тонов сердца

2

5.

5

Исследование артерий, вен. Исследование пульса. Измерение АКД. ЭКГ.ФКГ.

2

6.

5

Синдромы болезней сердечно-сосудистой системы. ЭКГ. Работа с кардиограммами.

4

7.

6

Знакомство с аппаратурой рентгенкабинета. Работа с рентгеновскими снимками.

4

Всего часов 20

5.7. Самостоятельная работа студентов

Важной составляющей образовательного процесса в современной высшей школе является внеаудиторная самостоятельная работа студентов (ВСР). На этот вид умственной работы в процессе обучения делается все больший упор, так как процесс самообразования, умение организовать его и правильно сочетать с аудиторной работой в присутствии преподавателя является основой всего процесса получения знаний, их углубления, умелого применения в практической деятельности.

Клиническая диагностика является дисциплиной учебного плана, с ко­торой студенты начинают изучение практической ветеринарии. При этом они должны проработать большой по объему теоретический материал, а также ов­ладеть общими, инструментальными, лабораторными и функциональными методами исследования, используемыми для решения производственных и исследовательских задач и приобрести практические навыки в работе с жи­вотными. В связи с этим как аудиторная, так и внеаудиторная работа студен­тов, работа с преподавателем и без него, самостоятельно, должна быть активной, разнообразной, вызывать интерес. Только в этом случае можно говорить об активизации учебного процесса как одном из направлений повышения его эффективности.


Формы и количество часов самостоятельной работы студентов

Формы СРС


Семестр


Кол-во час. на работу



















1. контроль работы (нулевой контроль) на лекциях


5








6





2. подготовка к текущей аттестации (модульный контроль)

5


10






6


20

3. подготовка к УНИРС


5

6


10

10

4. восполнение конспекта лекций, решение ситуационных задач, кроссвор­дов, изучение терминологии по теме


5

6


15

5

5. курсовая работа

5

6



40

6. реферат

5

6


10


ИТОГО:





120




Темы для самостоятельного изучения теоретического материала по дисциплине «Клиническая диагностика с рентгенологией»

Наименование темы


Количество часов

1. Схема клинического исследования животных. Понятие анамнеза.

4

2. Типы конституции животных, как составляющая габитуса

4

3. Термометрия, как общий метод исследования животных

4

4. Лихорадка. Типы, течение, продолжительность лихорадки

4

5. Методы исследования животных

8

6. Исследование щитовидной железы животных.

4

7. Функциональные методы исследования органов дыхания.

4

8. Исследование слюнных желез животных.

2

9. Исследование зоба у птиц.

2

10. Исследование однокамерного желудка

8

11. Ректальное исследование животных.

4

12. Исследование кишечника свиней

8

13. Исследование кишечника птиц.

4

14. Изменение лейкограммы при различных заболеваниях.

8

15. Синдромы нарушения эритропоэза и лейкопоэза.

8

16. Специальные методы исследования нервной системы животных (электроэнцефалография, исследование ликвора).

8

17. Обмен веществ у животных раннего возраста.

8

18. Методы функциональной диагностики почек

4

19. Обмен витаминов у молодняка.

8

20. Биологическое действие рентгеновского излучения

8

21. Современные методы рентгенодиагностики.

8

И Т О Г О:

120



Перечень тем рефератов

Содержание темы

Рекомендуемая литература и методические пособия, стр.

Название темы

Вопросы темы

1. Принципы ультразвукового исследования

1. Изображение

2. Подготовка пациента

3. биологическая безопасность ультразвуковой диагностики

Ф. Барр. Ультразвуковая диагностика собак и кошек. Москва, «Аквариум», 1999 г. – стр. 4-25

2. Ультразвуковая картина внутренних органов животных

1. Ультразвуковая картина печени и селезёнки

2. Ультразвуковая картина мочевой системы

3. Ультразвуковая картина органов брюшной полости

Ф. Барр. Ультразвуковая диагностика собак и кошек. Москва, «Аквариум», 1999 г. – стр. 26-119

3. Нарушение обмена витаминов у кошек и собак

1. Нарушение обмена витамина А

2. Нарушение обмена витамина Д

3. Нарушение обмена витамина Е

Дж. В. Симпсон, Р.С. Андерсон, П. Дж. Маркуелл. Клиническое питание кошек и собак. Москва, «Аквариум», 2001 г. – 66-86

4.Рентгенологическая диагностика дисплазии тазобедренных суставов у собак

1. Понятие ДТС

2. Условия проведения рентгенографии

3. Основные методики определения ДТС

В.Н. Митин, Ю.И. Филиппов. Рентгенологическая диагностика дисплазии тазобедренных суставов у собак. Москва, «Аквариум», 2000 г. – 32 с.

5. Отклонения в морфологии эритроцитов различных животных

1. Регенеративный ответ

2. Иммунообусловленные нарушения

3. Окислительные нарушения

В. Риган, Т. Сандерс. Атлас ветеринарной гематологии. Москва, «Аквариум ЛТД», 2000 г. – 28-45

6. Отклонения в морфологии лейкоцитов различных животных

1. Гранулоциты

2. Агранулоциты


В. Риган, Т. Сандерс. Атлас ветеринарной гематологии. Москва, «Аквариум ЛТД», 2000 г. – 72-83

7. Электропунктурная диагностика в ветеринарии

1. Из истории электропунктуры

2. Применение электропунктуры для диагностики незаразных болезней животных

А.Санин, А. Липин. Ветеринарный справочник традиционных и нетрадиционных методов лечения собак. Москва, Центрполиграф, 2003 – с. 36-96

8. Длительное влияние малых доз радиации на организм животных и их потомство

1. Понятие малых доз радиации

2. Последствия длительного влияния малых доз радиации на организм животных и потомство.

А.Санин, А. Липин. Ветеринарный справочник традиционных и нетрадиционных методов лечения собак. Москва, Центрполиграф, 2003 – с.110-123

9. Алиментарные патологии кожи

1. Недостаток витаминов А, Д, Е, В

2. Недостаток жирных кислот

С. Паттерсон. Кожные болезни собак. Москва, «Аквариум», 2000. – 110-122



5.8. Активные формы обучения во внеаудиторное время

В рамках работы над содержанием дисциплины могут быть использованы следующие формы работ:

- деловая игра;

- круглый стол с потенциальными работодателями;

- научные студенческие конференции по итогам защиты рефератов и курсовых работ;

- практические занятия в системе on-line на базе передовых инновационных хозяйств области;

- лабораторные исследования биологических субстратов на современным оборудовании ИНИИЦ с дальнейшей интерпретацией полученных данных.

6. Примерная тематика курсовых проектов работ

Клиническое исследование животного с оформлением курсовой работы

  1. Клиническое исследование коровы

  2. Клиническое исследование быка

  3. Клиническое исследование нетели

  4. Клиническое исследование тёлки

  5. Клиническое исследование телёнка

  6. Клиническое исследование овцы

  7. Клиническое исследование барана

  8. Клиническое исследование ягнёнка

  9. Клиническое исследование козы

  10. Клиническое исследование козлёнка

  11. Клиническое исследование кобылы

  12. Клиническое исследование жеребца

  13. Клиническое исследование жеребёнка

  14. Клиническое исследование свиньи

  15. Клиническое исследование хряка

  16. Клиническое исследование поросёнка

  17. Клиническое исследование кролика

  18. Клиническое исследование собаки

  19. Клиническое исследование кошки

  20. Клиническое исследование птицы



7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации

7.1. Вопросы для самоконтроля при подготовке к отчётам по модулям


Перечень вопросов к модулю №1 « Общая диагностика».

1. Диагноз и его виды. Примеры.

2. Симптомы, их классификация. Примеры.

3. Синдромы, их классификация. Примеры.

4. Прогноз. Виды прогноза.

5. Схема исследования животного.

6. Общие методы исследования.

7. Основные методы фиксации животных.

8. Определение габитуса животного.

9. Исследования кожи. Методы. Патология кожи.

10. Исследование шерстного покрова животного.

11 .Исследование слизистых оболочек.

12. Исследование лимфатических узлов. Топография поверхностных узлов.

13. Термометрия. Колебания температуры тела разных видов животных. 14.Основная клиническая документация.


Перечень вопросов к модулю №2 «Исследование дыхательной системы».

1. Схема исследования дыхательной системы.

2. Исследование носовых истечений.

3. Исследование верхних дыхательных путей.

4. Исследование грудной клетки животных

5. Определение задней границы перкуссии легких.

6. Специальные методы исследования органов дыхания.

7. Основные синдромы патологии органов дыхания.


Перечень вопросов к модулю №3 « Исследование пищеварительной системы».

1. Схема исследования пищеварительной системы.

2. Исследование аппетита, глотания, жевания, отрыжки животного.

3. Исследование ротовой полости.

4. Исследование глотки, пищевода. Техника зондирования.

5. Исследование преджелудков жвачных. Топография.

6. Исследование желудка моногастричных животных.

7. Исследование кишечника животных. Топография

8. Исследование акта дефекации. Исследование кала.

9. Основные капрологические синдромы.

10. Специальные методы исследования органов пищеварения животных.


Перечень вопросов к модулю № 4 «Исследование сердечно-сосудистой системы»

1. Проводящая система сердца. Схема исследования сердца.

2. Исследование сердечного толчка.

3. Аускультация сердца.

4. Места наилучшей слышимости.

5. Исследование артерий. Определение артериального пульса.

6. Исследование вен. Определение венного пульса.

7. Измерение давления животного.

8. Сердечные аритмии.

9. Электрокардиография.

10.Основные синдромы патологии сердечно-сосудистой системы.


Перечень вопросов к модулю № 5. « Система крови. Исследование мочевой системы»

1. Клиническое значение исследований крови.

2. Морфологический анализ крови. Значение динамики основных показателей крови.

3. Биохимический анализ крови. Значение динамики основных показателей крови.

4. Исследование органов кроветворения.

5. Исследование почек, мочеточников, мочевого пузыря, уретры.

6. Лабораторное исследование мочи. Клиническое значение исследования мочевого осадка.

7. Основные синдромы патологии мочевой системы.


Перечень вопросов к модулю №6 «Исследование нepвной системы. Основы рентгенологии»

1. Схема исследования нервной системы.

2. Исследование черепа, позвоночного столба.

3. Исследование чувствительности.

4. Исследование органов чувств, рефлексов.

5. Исследование вегетативной нервной системы.

6. Основные синдромы патологии нервной системы.

7. Основные методы рентгенодиагностики.

8. Болезни молодняка.

9. Патология обмена веществ.


7.2. Перечень вопросов к зачёту по дисциплине

Вопросы к теоретическому зачёту

1. Понятие диагноза и его виды. Примеры.

2. Понятие симптомов, их классификация. Примеры.

3. Понятие синдромов, их классификация. Примеры.

4. Прогноз. Виды прогноза.

5. Схема клинического исследования животного.

6. Общие методы исследования. Классификация.

7. Основные методы фиксации животных.

8. Определение габитуса животного.

9. Исследования кожи. Методы. Патология кожи.

10. Исследование шерстного покрова животного. Патология шерстного покрова.

11. Исследование слизистых оболочек. Возможная патология.

12. Исследование лимфатических узлов. Топография поверхностных узлов.

13.Термометрия. Колебания температуры тела разных видов животных.

14.Основная клиническая документация.

15. Схема исследования дыхательной системы.

16. Исследование носовых истечений. Патология.

17. Исследование верхних дыхательных путей. Возможная патология.

18. Исследование грудной клетки животных. Методы, патология.

19. Определение задней границы перкуссии легких разных животных.

20. Патология дыхания, дыхательные аритмии.

21. Основные синдромы патологии органов дыхания.

22. Схема исследования пищеварительной системы.

23. Исследование аппетита, глотания, жевания, отрыжки животного. Патология.

24. Исследование органов ротовой полости. Возможная патология.

25. Исследование глотки, пищевода. Возможная патология.

26. Исследование преджелудков жвачных. Отклонения от нормы.

27. Исследование желудка моногастричных животных. Патология.

28. Исследование кишечника животных. Возможная патология.

29. Исследование акта дефекации. Исследование кала.

30. Основные капрологические синдромы.


Вопросы к практическому зачёту (проводится на базе учхоза)

1. Общие методы исследования. Классификация.

2. Основные методы фиксации животных.

3. Определение габитуса животного.

4. Исследования кожи. Определение эластичности кожи.

5. Исследование шерстного покрова животного. Методы

6. Исследование слизистых оболочек. Методы.

7. Исследование лимфатических узлов. Топография поверхностных узлов.

8. Исследование переднего отдела дыхательной системы. Методы.

9. Исследование грудной клетки животных. Методы.

10. Определение задней границы перкуссии легких.

11. Специальные методы исследования органов дыхания. Техника проведения

12. Исследование органов ротовой полости. Методы.

13. Исследование глотки, пищевода. Техника зондирования.

14. Исследование преджелудков жвачных. Топография. Методы.

15. Исследование кишечника животных. Топография. Методы.

16. Специальные методы исследования органов пищеварения животных. Техника проведения.


7.3. Вопросы к экзамену

1. Предмет, цели и задачи клинической диагностики.

2. Понятие «диагноз», «симптом», «синдром», «прогноз»

3. Пальпация.

4. Перкуссия.

5. Осмотр животных.

6. Аускультация.

7. Термометрия. Лихорадка. Понятие, классификация.

8.Специальные и дополнительные методы исследования.

9. Схема клинического исследования животных

10. Определение габитуса животных.

11. Исследование слизистых оболочек животных.

12. Исследование лимфатических узлов.

13. Исследование кожи.

14. Исследование зоба птиц.

15. Исследование переднего отдела дыхательной системы.

16.Осмотр грудной клетки животных.

17. Аускультация грудной клетки.

18. Дыхательные аритмии.

19. Пальпация грудной клетки животных.

20. Перкуссия лёгких.

21. Определение задней перкуссионной границы легких животных.

22. Исследование щитовидной железы.

23. Основные синдромы болезней дыхательной системы.

24.Функциональные методы исследования дыхательной системы.

25. Схема исследования пищеварительной системы животных.

26. Исследование приёма корма и воды.

27. Исследование рта и органов ротовой полости.

28. Исследование глотки.

29. Исследование пищевода.

30. Исследование желудка.

31. Исследование живота.

32. Исследование преджелудков и сычуга жвачных.

33. Исследование печени.

34. Исследование кишечника животных.

35. Дефекация и её расстройства.

36. Основные синдромы недостаточности печени.

37. Копрологические синдромы патологии пищеварения.

38. Диагностика нарушения жирового обмена.

39. Диагностика нарушений белкового обмена.

40. Диагностика нарушений углеводного обмена.

41. Диагностика нарушения обмена макро- и микроэлементов.

42. Диагностика нарушений, обусловленных недостатком витаминов.

43. Анализ поведения животного.

44. Исследование черепа и позвоночного столба.

45. Исследование органов чувств.

46. Исследование рефлексов.

47. Исследование двигательной сферы.

48. Исследование вегетативной нервной системы.

49. Исследование чувствительности.

50. Основные синдромы патологии нервной системы.

51.Схема исследования сердечно-сосудистой системы.

52. Перкуссия области сердца.

53. Исследование сердечного толчка.

54. Аускультация области сердца.

55. Сердечные шумы.

56. Ритм сердечных тонов и его патологии.

57. Сердечные тоны, происхождение и характеристика.

58. Сердечные аритмии.

59. Интракардиальные сердечные аритмии.

60. Экстракардиальные сердечные аритмии.

61. Исследование артерий, артериального пульса.

62. Исследование вен, венного пульса животных.

63. Основные синдромы патологии сердечно-сосудистой системы.

64. Определение функциональной способности сердечно-сосудистой системы.

65. Электрокардиография.

66. Схема исследования органов мочевой системы.

67. Исследование мочеиспускания.

68. Исследование мочеточников, уретры, мочевого пузыря.

69. Исследование почек животных.

70. Основные синдромы болезней мочевой системы.

71. Исследование физических и химических свойств мочи.

72. Исследование осадка мочи

73. Исследование животных раннего возраста.

74. Основные синдромы болезней животных раннего возраста.

75. Методы рентгенодиагностики.

76. Влияние рентгеновского излучения на биологические объекты.

77. Основные характеристики рентгеновских снимков.

78. Исследование кроветворных органов.

79. Исследование морфологического состава крови.

80. Биохимическое исследование крови.

81. Патология эритропоэза и лейкопоэза.

82. Клиническое значение лейкограммы.

83. Биогеоценотическая диагностика.


Итоговый контроль по дисциплине

  1. Какой из методов диагностики переводится как «инспекция»?

  2. Кто является основоположником, родоначальником диагностики?

  3. Какой метод назван в честь учёного Сали?

  4. Какой элемент диагноза отсутствует при диагностике рака?

  5. Какой диагноз будет поставлен врачом, в прошлом «троечником»? А прогноз?

  6. Приведите примеры (не менее 3) симптомов, которые при определённых условиях не являются патологией?

  7. Как выглядят слизистые оболочки животного при гипоксии?

  8. Какой тип конституции присущ животным мясного направления?

  9. Является ли иктерус слизистых оболочек патогномоничным симптомом острого гепатита?

  10. Как называется период, когда температура тела животного то резко поднимается, то резко падает?

  11. Как называется острое воспаление лимфоузлов с клеточной инфильтрацией?

  12. Разновидность какого общего метода никогда не применяется при исследовании крс?

  13. Что такое ангидроз?

  14. Наличие осязаемых шумов – патология?

  15. Как выглядит грудная клетка при альвеолярной эмфиземе?

  16. Дыхание животного при какой патологии можно сравнить со звуком около пустого греческого сосуда?

  17. При какой патологии внутри животного будет «хрустеть снег»?

  18. Какой патологией страдала принцесса Диана?

  19. Что такое дисфагия?

  20. Сколько литров слюны за сутки способны выделить слюнные железы коровы?

  21. У каких животных есть зоб?

  22. Присутствуют ли в рубцовом содержимом ЛЖК?

  23. Что такое копростаз?

  24. Как называются кишечные спонтанные боли?

  25. Что такое инвагинация?

  26. Что можно отнести к энтеротоксинам?

  27. Какую гипотезу выдвинул Гален, изучая живой организм?

  28. Как выглядит сердце осьминога? Сколько у него сердец?

  29. Сколько сердец у кольчатых червей?

  30. Сколько функций выполняет в организме сердце?

  31. Что входит в проводящую систему сердца?

  32. Какой по характеру сердечный толчок у кошек?

  33. Что такое эмбриокардия?

  34. Сколько зубцов на ЭКГ?

  35. Каким прибором измеряют АКД?

  36. Какие в сердце животного могут встретиться шумы?

  37. Что такое нарушение сердечного ритма?

  38. Какая аритмия может встречаться и в норме, и в патологии?

  39. Какая аритмия наиболее опасна для животных?

  40. Что такое странгурия?

  41. Что такое ишурия?

  42. Что такое клиренс?

  43. Что такое полиурия?

  44. Что такое гипостенурия?

  45. Чем образован организованный осадок мочи?

  46. Что такое пиурия?

  47. Что общего между животными и балериной?

  48. По каким частям тела у животных можно определить возраст?

  49. Какие и когда патологии поведения животных могут быть нормой для человека?

  50. Какое вещество и у кого образуется в желудке при интенсивных нагрузках?

  51. Какие патологические процессы лежат в основе экспираторной одышки?

    • Отёк легких;

    • Эмфизема лёгких;

    • Бронхопневмония;

    • Плеврит.

  52. Какие из перечисленных изменений соответствуют острому гепатиту незначительной степени?

    • Желтуха;

    • Повышение концентрации непрямого билирубина в плазме;

    • Повышение концентрации билирубина в моче;

    • Асцит;

    • Уменьшение концентрации фибриногена в плазме;

  53. Какие патологические изменения встречаются при средней степени гломерулонефрита?

    • Полиурия;

    • Уремия;

    • Протеинурия;

    • Увеличение объёма крови;

    • Уменьшение объёма крови;

    • Образование отёков;

    • Уменьшение клубочковой фильтрации.

  54. Какие физические процессы лежат в основе деятельности сердечной мышцы?

  55. Что лежит в основе возникновения электрических явлений в сердце?

  56. Назовите и расшифруйте основные функции сердца?

  57. Перечислите составные части проводящей системы сердца.


7.4. Формирование рейтинговой оценки

Критерии и методы оценки качества знаний студентов по дисциплине

Оценка «отлично» выставляется студенту в случае глубокого знания программного материала, свободного владения специальной терминологией, грамотного речевого изложения материала, ответа на все дополнительные вопросы, с приведением примеров

Оценка «хорошо» выставляется студенту при глубоком знании материала, владении специальной терминологией, но с некоторыми неточностями при ответе, при затруднениях в ответе на один из дополнительных вопросов

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту за поверхностный ответ, неумение владеть специальной терминологией, затруднительные ответы на дополнительные вопросы, за отсутствие ответа на один из трёх вопросов билета

Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, не давшему ответ на два вопроса билета, не владеющему терминологией по дисциплине, при отсутствии ответов на дополнительные вопросы по программе

«зачтено» соответствует ответу студента на оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»

«не зачтено» соответствует ответу студента на оценку «неудовлетворительно»

Рейтинговая система оценки знаний студентов


по курсу «Клиническая диагностика с рентгенологией»


1. Посещение занятий: 55 баллов

1.1.Лабораторно-практические занятия: 28 балла

-количество занятий –28

-максимальное число баллов за одно занятие-1

-за пропуск занятия без уважительной причины - минус 2 балла;

-за пропуск занятия по уважительной причине, но не отработанного в течение двух недель с момента выхода на занятия - минус 2 балла.

1.2. Лекционные занятия:27 балла

- контролируются по посещаемости: за пропуск каждой лекции и непредставлении реферата по теме лекции в течение 2 недель – минус 1 балла.


2. Контрольные работы: 45 баллов

-количество занятий –9

-максимальное число баллов за одно занятие –5

-дифференцированная оценка: «отлично»-5 баллов; «хорошо»-4; «удовлетворительно»-3; «неудовлетворительно» - минус 3 балла.

3. Тестовый способ контроля знаний-15

-количество тестирований – 5

-максимальное число баллов за правильный ответ – 3 балла

-за неправильный ответ - минус 1 балл.


4. Контроль самостоятельной работы студентов –15 баллов

-количество рефератов- 3

-дифференцированная оценка при защите реферата: «отлично»-5 баллов; «хорошо»-4; «удовлетворительно»-3; «неудовлетворительно» - минус 3 балла.

5. Творческий рейтинг: 47 баллов

-оформление и защита дополнительных рефератов- 5 баллов (всего можно 2);

-работа в научном кружке с выступлением на итоговой студенческой конференции по результатам собственных научных исследований-10 баллов;

-научная публикация-10 баллов;

-выступление с реферативным докладом на лабораторном занятии или студенческой конференции –2 балла (за каждый доклад);

-составление кроссвордов- 5 баллов за один (не больше трех), состоящих не менее чем из 30 слов.

6. Суммарный рейтинг

-студенты, набравшие 110-130 баллов ( 85-100% от числа баллов ) освобождаются от сдачи экзамена с оценкой «отлично».

-студенты, набравшие 91-109 баллов (70-84% от максимального числа баллов) освобождаются от сдачи экзамена с оценкой «хорошо».

-студенты, набравшие меньше 70% от максимального числа баллов (90 и меньше) сдают сессионный экзамен.


8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

1. Воронин Е.С., Сноз Г.В., Васильев М.Ф. и др. Клиническая диагностика с рентгенологией. - М.: КолоСс, 2006. - 509 с.

2. Данилевская Н.В., Коробов А.В., Старченков С.В., Щербаков Г.Г. Справочник ветеринарного терапевта /Пол ред. Коробова А.В., Щербакова Г.Г. – СПб.: Изд. «Лань», 2003 - 384 с – (Учебники для вузов. Специальная литература).

3. Данилевская Н.В., Коробов А.В., Старченков С.В. и др. Справочник ветеринарного терапевта / Под общей редакцией проф. Щербакова Г.Г. - СПб.: Изд. «Лань», 2009. - 656 с – (Учебники для вузов. Специальная литература).

4. Стекольников А.А., Щербаков Г.Г., Коробов А.В. и др. /Под общей редакцией Стекольникова А.А. Комплексная терапия и терапевтическая техника в ветеринарной медицине. – Учебно-методическое пособие СПб.: Издательство «Лань», 2007. - 288 с.

5. Уша Б.В., Беляков И.М., Пушкарёв Р.П. Клиническая диагностика внутренних незаразных болезней животных. - М.: КолоСс, 2006. – 487 с.


б) дополнительная литература

  1. Авылов Ч.К., Алтухов Н.М., Коробов А.В. и др. Справочник ветеринарного врача. Справочник /Сост. А.А.Кунаков. – М.: КолосС, 2006. – 736 с.

  2. Ф. Барр. Ультразвуковая диагностика собак и кошек. - М.: «Аквариум», 2008.-208 с.

  3. Василевич Ф.И., Веремей Э.И., Коробов А.В. и др. Профессиональная этика врача ветеринарной медицины: Учебное пособие /Под ред. И.С. Панько. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – 288 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

  4. Васильев М.Ф., Воронин Е.С., Дугин Г.Л. Практикум по клинической диагностике болезней животных. - Москва «КолосС», 2003 г.

  5. Воронин Е.С., Коробов А.В., Василевич Ф.И. Методические указания по организации внутривузовского контроля качества учебного процесса и подготовки компетентных специалистов для агропромышленных комплексов страны. – М.: ФГОУ ВПО МГАВМиБ, 2007. - 42 с.

  6. Кондрахин И.П. Диагностика и терапия внутренних болезней животных / И.Кондрахин, В.Левченко. – М.: Аквариум-Принт, 2005. – 830, [2] с.: ил.

  7. Калашник И.А. и др. Незаразные болезни лошадей,- М.: Агропром­издат,
    1990. - 272с.

  8. Карпуть И.М. Гематологический атлас сельскохозяйственных животных. - Минск: Урожай, 1986.

  9. Коробов А.В., Щербаков Г.Г., Паршин П.А. Методологические основы к порядку клинического обследования больного животного. Учебное пособие (монография)–М.: «Аквариум-Принт», 2008. – 64 с.: ил.

  10. Коробов А.В., Бушукина О.С., Сбитнева М.Н. Лекарственные и ядовитые растения в ветеринарии. – Учебник. – СПб: Издательство «Лань», 2007. – 256 с.

  11. Кондрахин И.П. Диагностика и терапия внутренних болезней животных / И.Кондрахин, В.Левченко. – М.: Аквариум-Принт, 2005. – 830 с.: ил.

  12. Коробов А.В., Савинков А.В., Воробьев А.В. и др. Словарь ветеринарных терминов по клинической диагностике и внутренним незаразным болезням: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Лань», 2007. – 320 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

  13. Кумков В.Т., Коробов А.В., Паршин П.А. и др. Методы клинического обследования больного животного. Учебно-методическое пособие. М.: МГАВМиБ им. К.И.Скрябина, 2005. - 39 с.

  14. Круглова Ю.С., Коробов А.В. Морфологические исследования крови у различных видов животных (клиническая гематология): методические указания. – М.: ФГОУ ВПО МГАВМиБ, 2009. - 48 с.

  15. Г.А. Симонян, Ф.Ф. Хисамутдинов. Ветеринарная гематология. -М.: Колос, 2005.

  16. Смирнов А. М., Конопелько П. Я. и др. Клиническая диагностика внутрен­них незаразных болезней животных. М.: Агропромиздат, 1988 г.

  17. Старченков С.В. Болезни мелких животных: диагностика, лечение, профилактика-Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» – СПб.: Изд. «Лань», 1999. - 512с.

  18. Патерсон С.. Кожные болезни собак. - М.: «Аквариум», 2008. - 176 с.

  19. Риган В., Сандерс Т., Деникала Д.. Атлас ветеринарной гематологии. М.: «Аквариум», 2008 - 136 с.

  20. Уша Б.В., Беляков И.М., Пушкарев Р.П. Клиническая диагностика внутренних незаразных болезней животных. – М.: КолосС, 2003 г.

  21. Сазонова В.В.. Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов 3 курса специальности «Ветеринария». - Орел.: ОГАУ, 2000. - 10 с.

  22. Сазонова В.В.. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы для студентов 3 курса специальности "Ветеринария". - Орел.: ОГАУ, 2000. - 23 с.

  23. Сазонова В.В. Курсовая работа (протокол клинического исследования животного) для студентов 3 курса специальности «Ветеринария». - Орел.: ОГАУ, 2000. - 29 с.

  24. Сазонова В.В. Сборник ситуационных задач по курсу «Клиническая диагностика с рентгенологией» для студентов 3 курса специальности «Ветеринария». Часть 1. Исследование дыхательной системы. -Орел.: ОГАУ, 2000.-10 с.

  25. Сазонова В.В.. Сборник ситуационных задач по курсу "Клиническая диагностика с рентгенологией" для студентов 3 курса специальности «Ветеринария». Часть 2. Исследование пищеварительной системы. - Орел.: ОГАУ, 2000. - 10 с.

  26. Сазонова В.В. Раздаточный материал по исследованию артериального пульса и ЭКГ. - Орел.: ОГАУ, 2000 - 7 с.

  27. Сазонова В.В. Альбом рисунков по клинической диагностике. -Орел.:ОГАУ,2001.-40с.

  28. Сазонова В.В. и др. Симптомология внутренних незаразных болезней животных. Учебное пособие для студентов специальности «Ветеринария». – Орел.: ОГАУ, 2005.- 103 с.

  29. Сазонова В.В. и др. Исследование мочевой системы животных. Учебное пособие для студентов специальности «Ветеринария». – Орел.: ОГАУ, 2006- 123 с.

  30. Сазонова В.В. и др. Основы гематологии животных. Учебное пособие для студентов специальности «Ветеринария». – Орел.: ОГАУ, 2006- 198 с.

  31. Сазонова В.В. и др. Физиотерапевтическая техника в ветеринарии. Учебное пособие для студентов специальности «Ветеринария». – Орел.: ОГАУ, 2011- 187 с.


в) программное обеспечение:

- использование обучающих и компьютерных программ по темам: «Исследование дыхательной системы», «Исследование сердечно-сосудистой системы», «Исследование системы крови».


г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

- информационно-справочные: ветеринарные энциклопедии, справочники, гематологические и другие атласы; лаборатории ИНИИЦ.


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины


  • Учебная лаборатория;

  • Учебное хозяйство – «Лавровский»;

  • Лечебно - диагностический центр при ОГАУ;

  • Рентгенологический кабинет;

  • Кадиологический кабинет;

  • Кабинет физиотерапии;

  • Мультимедийная техника;

  • Инновационный научно-исследовательский испытательный центр (лаборатория гематологического и биохимического анализа, виварий).



Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «клиническая диагностика с рентгенологией» специальность: 111801 ветеринария iconРабочая программа дисциплины «вирусология и биотехнология» Специальность: 111801. 65 «Ветеринария»

Рабочая программа дисциплины «клиническая диагностика с рентгенологией» специальность: 111801 ветеринария iconРабочая программа дисциплины «ветеринарная фармакология. Токсикология» специальность: 111801 ветеринария

Рабочая программа дисциплины «клиническая диагностика с рентгенологией» специальность: 111801 ветеринария iconРабочая программа дисциплины «внутренние незаразные болезни животных» специальность: 111801 ветеринария

Рабочая программа дисциплины «клиническая диагностика с рентгенологией» специальность: 111801 ветеринария iconРабочая программа дисциплины «Ветеринарно-санитарная экспертиза» Специальность: 111801 «Ветеринария»
Составитель: Лаушкина Надежда Николаевна, кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры эпизоотологии и терапии

Рабочая программа дисциплины «клиническая диагностика с рентгенологией» специальность: 111801 ветеринария iconВопросы модуля №1, 2, 3, 4 по дисциплине «Клиническая диагностика с рентгенологией»

Рабочая программа дисциплины «клиническая диагностика с рентгенологией» специальность: 111801 ветеринария iconПримерная программа наименование дисциплины «Патологическая физиология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 111801 Ветеринария

Рабочая программа дисциплины «клиническая диагностика с рентгенологией» специальность: 111801 ветеринария iconПримерная программа наименование дисциплины «Вирусология и биотехнология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 111801 Ветеринария

Рабочая программа дисциплины «клиническая диагностика с рентгенологией» специальность: 111801 ветеринария iconРабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология Направление подготовки (специальность)

Рабочая программа дисциплины «клиническая диагностика с рентгенологией» специальность: 111801 ветеринария iconПримерная программа наименование дисциплины «Ветеринарно-санитарная экспертиза» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 111801 Ветеринария

Рабочая программа дисциплины «клиническая диагностика с рентгенологией» специальность: 111801 ветеринария iconПримерная программа наименование дисциплины Эпизоотология и инфекционные болезни Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 111801 Ветеринария

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU