Программа вступительных испытаний по биологии по направлениям подготовки: 020400. 62 Биология icon

Программа вступительных испытаний по биологии по направлениям подготовки: 020400. 62 Биология





Скачать 493.54 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по биологии по направлениям подготовки: 020400. 62 Биология
Дата конвертации18.06.2013
Размер493.54 Kb.
ТипПояснительная записка
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

















ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ


по биологии


по направлениям подготовки:


020400.62 Биология,

021900.62 Почвоведение,

050100.62 Педагогическое образование,

050400.62 Психолого-педагогическое образование,

030300.62 Психология,

050700.62 Специальное (дефектологическое) образование,

034300.62 Физическая культура,

034400.62 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура),

060101.65 Лечебное дело,

060103.65 Педиатрия,

060301.65 Фармация,

020400.62 Биология,


Квалификация (степень): бакалавр



  1. Пояснительная записка



Данная программа по биологии предназначена для абитуриентов, выбравших обучение по направлениям подготовки Орловского государственного университета, для поступления на которые необходимо вступительное испытание по биологии.

Цель: ознакомить абитуриентов с объемом, содержанием, структурой необходимых знаний по биологии, а также формой проведения вступительных испытаний.

Задачи:

  1. раскрыть содержание и структуру программы вступительных испытаний по биологии;

  2. ознакомить абитуриентов с формой проведения вступительных испытаний по биологии и критериями оценки;

  3. ознакомить абитуриентов с демонстрационным вариантом вступительных испытаний по биологии.

Вступительные испытания по биологии проводятся письменно и соответствуют требованиям к единому государственному экзамену (ЕГЭ).

Вступительное испытание состоит из трех частей:

Часть 1 содержит 36 заданий (А1-А36). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Максимальное количество баллов за Часть 1 – 36.

Часть 2 содержит 8 заданий (В1-В8), на которые надо дать краткий ответ в виде последовательности цифр. Максимальное количество баллов за Часть 2 – 16.

Часть 3 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом (С1-С6). Максимальное количество баллов за Часть 3 – 17.

Максимальное количество баллов за три части вступительных испытаний - 69.

Балл, полученный абитуриентом в результате выполнения вступительных испытаний (первичный балл) будет переведен согласно «Шкале перевода баллов» в тестовый балл. Рейтинг абитуриентов по вступительным испытаниям по биологии будет выстраиваться согласно их тестовым баллам.

Шкала перевода баллов по биологии (http://www.ctege.info)



Первичный балл

Тестовый балл

0

0

1

3

2

5

3

7

4

9

5

11

6

13

7

15

8

17

9

20

10

22

11

24

12

26

13

28

14

30

15

32

16

34

17

36

18

37

19

38

20

39

21

40

22

41

23

42

24

43

25

44

26

45

27

46

28

47

29

48

30

49

31

50

32

51

33

52

34

53

35

54

36

55

37

56

38

57

39

58

40

59

41

60

42

61

43

62

44

63

45

64

46

65

47

66

48

67

49

68

50

69

51

70

52

71

53

72

54

73

55

74

56

75

57

76

58

77

59

78

60

79

61

82

62

84

63

86

64

89

65

91

66

93

67

96

68

98

69

100


Минимальный балл (порог) успешного прохождения вступительных испытаний по биологии в Орловском государственном университете соответствует минимальному баллу (порогу) ЕГЭ 2013 по Биологии – 36 баллов (http://www.ctege.info).

Программа вступительных испытаний по биологии включает следующие разделы: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Эволюция животного мира», «Природные сообщества», «Человек и его здоровье», «Общая биология». При составлении программы по биологии использовались: обязательный минимум содержания основного общего биологического образования, примерная программа по биологии для основной школы, различные сборники и пособия для поступающих в вузы.

Абитуриент должен знать основные понятия, ведущие идеи, закономерности и законы по биологии, составляющие ядро биологического образования: клеточная теория; взаимосвязь строения и функций организма;

уровни организации живой природы, учение об эволюции органического мира,

многообразие и классификация организмов; экологические закономерности.

Приведенный ниже демонстрационный вариант вступительных испытаний по биологии дает возможность абитуриентам составить представление о структуре экзамена по биологии, количестве заданий, их форме, уровне сложности, критериях оценки по каждой из трех частей. Приведенные критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включенные в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа. Эти сведения позволяют абитуриентам выработать стратегию подготовки к вступительным испытаниям по биологии в Орловском государственном университете.



  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ


1. РАСТЕНИЯ

1.1. Растения и окружающая среда

Растение — целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Основные процессы жизнедеятельности растительного орга­низма. Растительное сообщество. Экологические факторы неживой и живой природы, связанные с деятельностью человека. Взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы на примере расте­ний леса, луга и пр. Приспособленность растений к совместной жизни в лесу, на лугу и т. д. Роль растений в природе и жизни человека.

1.2. Клеточное строение растительного организма Растительная клетка, ее строение и жизнедеятельность. Основ­ные растительные ткани. Клеточное строение органов растений.

1.3. Вегетативные органы растений.

Корень и его функции. Виды корней. Типы корневых систем. Почва – ее значение для жизни растений. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с его функциями. Зоны корня. Рост корня. Удобрения. Видоизменения корня.

Побег, его строение и функции. Почка — зачаточный побег. Стро­ение и расположение почек на стебле. Развитие побега из почки.

Стебель и его функции. Рост стебля в длину, ветвление, форми­рование кроны. Внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями. Рост стебля в толщину. Образование годичных ко­лец. Видоизмененные побеги (надземные и подземные), их строение, биологическое и хозяйственное значение.

Лист. Внешнее строение листа (части листа, форма листовой пластины, контур края). Жилкование. Листья простые и сложные. Листорасположение. Особенности внутреннего строения листа в связи с его функциями (кожица, основная ткань, проводящие пучки). Дыхание листьев. Фотосинтез. Испарение воды листьями. Листопад. Видоизменения листьев.

1.4. Размножение цветковых растений Размножение и его значение. Способы размножения Вегетативное размножение (естественное и искусственное). Биоло­гическое и хозяйственное значение вегетативного размножения.

Размножение растений семенами. Строение цветка. Многообра­зие цветков. Однодомные и двудомные растения. Соцветия и их биологическое значение. Типы соцветий. Опыление растений. Опло­дотворение. Образование семян и плодов. Типы плодов, распростра­нение в природе. Значение цветков, плодов и семян в природе и жизни человека.

Семя. Строение семян (на примере двудольного и однодольного растений). Состав семян, условия прорастания семян. Время посева и глубина заделки семян.

1.5. Отделы растений

Классификация растений.

Водоросли, строение и жизнедеятельность одноклеточных и много­клеточных водорослей. Размножение водорослей. Нитчатые водоросли. Морские водоросли. Роль водорослей в природе и хозяйстве, их охрана.

Мхи. Строение и размножение (на примере местных видов). Об­разование торфа, его значение.

Папоротники. Строение и размножение (на примере местных видов). Хвощи. Плауны.

Голосеменные. Строение и размножение голосеменных (на при­мере сосны, ели или других хвойных). Распространение хвойных, их значение в природе, народном хозяйстве.

Покрытосеменные (цветковые). Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле.

1.6. Покрытосеменные растения

Многообразие цветковых растений и их признаки.

Класс Двудольные растения. Семейства: крестоцветные (капустные), розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные (астро­вые).

Класс Однодольные растения. Семейства: лилейные, злаки.

Отличительные особенности растений перечисленных семейств, их биологические особенности, народнохозяйственное значение.

Влияние деятельности человека на видовое многообразие цвет­ковых растений. Охрана редких видов цветковых растений.

1.7. Сельскохозяйственные растения

Происхождение культурных растений. Понятие сорта. Достиже­ния науки в выведении новых сортов растений.

Важнейшие сельскохозяйственные растения (зерновые, плодово-ягодные, овощные, масличные, технические и др.), биологические основы их выращивания.

1.8. Развитие растительного мира

Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений: ископаемые остатки.

Основные этапы в развитии растительного мира: возникновение одноклеточных и многоклеточных водорослей; возникновение фото­синтеза; выход растений на сушу (псилофиты, мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Усложнение растений в процессе исторического развития.

Господство покрытосеменных в настоящее время, их многообра­зие и распространение на земном шаре. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

2. БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ

2.1. Бактерии

Структурная организация бактериальной клетки (внешнее и внут­реннее строение; форма бактерий). Особенности жизнедеятельности бактерий. Распространение бактерий в воздухе, почве, воде, живых организмах. Роль бактерий в природе, промышленности, медицине, сельском хозяйстве. Болезнетворные бактерии и борьба с ними.

2.2. Грибы, лишайники

Общая характеристика грибов и их классификация (низшие и высшие). Плесневые грибы. Пеницилл, его использование для полу­чения антибиотиков. Дрожжи. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений. Шляпочные грибы, их строение, питание. Симбиоз грибов с растениями. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов и их охрана. Профилактика отравления ядовитыми грибами. Роль грибов в природе и хозяйстве.

Строение лишайника. Симбиоз. Питание. Размножение. Роль лишайников в природе и хозяйстве.

3. ЖИВОТНЫЕ

3.1. Общие сведения о животном мире

Многообразие животного мира. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных.

3.2. Одноклеточные животные

Обыкновенная амеба. Особенности строения клетки одноклеточ­ного организма. Среда обитания. Передвижение. Питание. Дыхание. Выделение. Размножение. Образование цисты.

Многообразие одноклеточных животных. Зеленая эвглена, особенно­сти ее строения и питания. Инфузория-туфелька. Раздражимость. Ма­лярийный паразит. Морские простейшие (фораминиферы, радиолярии).

Значение простейших в природе, жизни человека. Общая харак­теристика простейших.

3.3. Тип Кишечнополостные

Пресноводная гидра. Среда обитания. Внешнее строение. Луче­вая симметрия. Двухслойность. Особенности строения клетки мно­гоклеточного организма. Покровные, стрекательные, нервные клет­ки. Нервная система. Рефлекс. Питание. Регенерация. Размножение.

Морские кишечнополостные (коралловые полипы и медузы), их значение.

Общая характеристика типа.

3.4. Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви

Тип Плоские черви, их многообразие. Печеночный сосальщик. Двусторонняя симметрия. Особенности строения и процессов жиз­недеятельности, обусловленные паразитическим образом жизни, вред, наносимый животноводству. Меры борьбы. Многообразие видов (бы­чий цепень, эхинококк, белая планария). Общая характеристика типа.

Тип Круглые черви. Человеческая аскарида — паразит человека. Меры предупреждения заражения.

Тип Кольчатые черви, их многообразие. Дождевой червь, среда обитания, внешнее строение, передвижение. Ткани, органы, системы органов. Процессы жизнедеятельности. Регенерация. Размножение. Роль Дождевых червей в почвообразовании.

Общая характеристика типов.

3.5. Тип Моллюски

Беззубка. Среда обитания, особенности внешнего строения, пита­ния, дыхания, размножения.

Многообразие моллюсков (большой прудовик, виноградная улит­ка, слизни, устрицы, мидии), их значение в природе, жизни человека. Общая характеристика типа.

3.6. Тип Членистоногие

Класс Ракообразные. Среда обитания ракообразных. Особеннос­ти строения, жизнедеятельности; размножение, многообразие рако­образных. Общая характеристика класса.

Класс Паукообразные. Особенности внешнего строения, питания, дыхания, поведения паука в связи с жизнью на суше.

Клещи. Внешнее строение. Клещи — вредители культурных ра­стений и меры борьбы с ними. Паразитические клещи — возбуди­тели и переносчики опасных болезней. Меры защиты от клещей. Общая характеристика класса.

Класс Насекомые. Особенности строения, процессов жизнедея­тельности насекомых на примере жука. Размножение. Типы разви­тия насекомых.

Основные отряды насекомых. Чешуекрылые. Черты приспособ­ленности к среде обитания во внешнем строении; размножение и развитие бабочек.

Двукрылые. Комнатная муха — переносчик возбудителей опас­ных заболеваний человека и меры борьбы с нею.

Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Состав и жизнь пчели­ной семьи.

Общая характеристика класса.

Многообразие насекомых (колорадский жук, муравьи, наездни­ки), их роль в природе; практическое и эстетическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми — вредителями сельскохозяйственных куль­тур и его роль в сохранении урожая. Охрана насекомых.

Общая характеристика типа.

3.7. Тип Хордовые

Ланцетник. Среда обитания. Особенности строения ланцетника как низшего хордового.

Класс Рыбы

Среда обитания рыб. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры. Полость тела. Особенности строения систем внутрен­них органов в связи с их функциями. Обмен веществ. Нервная си­стема и органы чувств. Рефлексы. Поведение. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Приспособленность рыб к среде обитания. Миграции рыб.

Отряды: сельдеобразные, кистеперые и др.

Общая характеристика класса.

Хозяйственное значение рыб. Искусственное разведение рыб, прудоводство. Охрана рыб.

Класс Земноводные

Лягушка. Особенности строения, передвижения в связи со сре­дой обитания. Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие.

Многообразие земноводных (отряды: хвостатые, бесхвостые), их происхождение, значение и охрана.

Общая характеристика класса.

Класс Пресмыкающиеся

Ящерица. Среда обитания, особенности строения, размножения, поведения в связи с жизнью на суше. Регенерация.

Многообразие современных пресмыкающихся (отряды: чешуй­чатые, черепахи, крокодилы), их практическое значение и охрана. Происхождение пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся: ди­нозавры, зверозубые ящеры.

Общая характеристика класса.

Класс Птицы

Внешнее строение. Скелет, мускулатура. Особенности внутрен­него строения, обмена веществ птиц, связанные с полетом. Услож­нение нервной системы, органов чувств. Поведение птиц.

Размножение и развитие. Забота о потомстве.

Приспособленность птиц к сезонным явлениям природы (гнездо­вание, кочевки, перелеты). Происхождение птиц.

Общая характеристика класса.

Птицы парков, лугов, полей, лесов, болот, побережий, водоемов, степей, пустынь, хищные птицы.

Роль птиц в природе и жизни человека, система мероприятий по охране птиц.

Птицеводство. Происхождение домашних птиц, их породы.

Класс Млекопитающие

Особенности внешнего строения, скелета, мускулатуры, внутреннего строения, обмена веществ млекопитающего. Усложнение не­рвной системы, органов чувств, поведения. Размножение н разви­тие, забота о потомстве.

Общая характеристика класса.

Происхождение млекопитающих. Первозвери. Сумчатые.

Отряды плацентарных. Насекомоядные и рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные. Хищные. Ластоногие и китообразные. Копытные. При­маты.

Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана.

Сельскохозяйственные животные класса млекопитающих. Круп­ный рогатый скот: овцы, свиньи, лошади. Происхождение домашних животных. Содержание, кормление и разведение.

4. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОТНОГО МИРА

Доказательства исторического развития животного мира: сравнительно-аналитические, эмбриологические, палеонтологические.

Происхождение одноклеточных. Происхождение многоклеточных. Усложнение строения и жизнедеятельности позвоночных животных в процессе исторического развития животного мира. Родство чело­века с животными.

5. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

Среда обитания организмов. Основные экологические факторы среды, их влияние на растения и животных. Природные сообщества (на примере леса, луга, водоема). Роль растений, животных, грибов и бактерий в природном сообществе. Взаимосвязи в природном со­обществе. Цепи питания.

Значение природных сообществ в жизни человека. Влияние де­ятельности человека на природные сообщества, их охрана.

6. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Общий обзор организма человека

Значение знаний о строении, жизнедеятельности организма че­ловека и гигиене для охраны его здоровья. Человек и окружающая среда.

Органы и системы органов. Строение клетки (цитоплазма, ядро, рибосомы, митохондрии, мембрана). Краткие сведения о строении и функциях основных тканей. Рефлексы. Нервная и гуморальная регу­ляция деятельности организма. Организм — единое целое.

6.1. Опорно-двигательная система

Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека, сход­ство скелета человека и животных. Особенности скелета челове­ка, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Типы соединения костей. Состав, строение и свойства костей, рост ко­стей. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.

Мышцы, их функции. Основные группы мышц тела человека. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц.

6.2. Кровь и кровообращение

Внутренняя среда организма (кровь, тканевая жидкость, лимфа) и ее относительное постоянство. Значение крови и кровообращения. Состав крови. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Иммунитет. Роль И. И. Мечникова в создании учения об иммуните­те. Инфекционные заболевания и борьба с ними. Предупредитель­ные прививки. СПИД и борьба с ним. Группы крови. Переливание крови. Донорство.

Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены). Сердце, его строение и работа. Большой и малый круги кро­вообращения, лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кро­вяное давление. Нервная и гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов. Предупреждение сердечно-сосудистых заболева­ний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние курения и употребления алкоголя на сердце и сосуды.

6.3. Дыхание

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.

Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Нервная и гуморальная ре­гуляция дыхания. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиени­ческий режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания.

6.4. Пищеварение

Значение пищеварения. Строение и функции органов пищеваре­ния. Зубы, профилактика болезней зубов. Пищеварительные фер­менты и их значение. Роль И. П. Павлова в изучении функций ор­ганов пищеварения. Печень и поджелудочная железа, их роль в пи­щеварении. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Гигие­нические условия нормального пищеварения. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений, первая доврачебная помощь при них. Влияние курения и употреб­ления алкоголя на пищеварение.

6.5. Обмен веществ и энергии. Выделение

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь. Значение для орга­низма белков, жиров и углеводов, воды и минеральных солей. Вли­яние алкоголя и токсичных веществ. Витамины. Их роль в обмене веществ. Основные гиповитаминозы. Гипервитаминозы.

Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Нормы питания. Рациональное питание. Режим питания школьников.

Значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ. Органы мочевыделительной системы, их функции, профи­лактика заболеваний.

6.6. Кожа

Строение и функции кожи. Роль кожи, в теплорегуляции. Зака­ливание организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожениях, электрошоке.

6.7. Железы внутренней секреции

Значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны. Внутрисекреторная дея­тельность желез внутренней секреции.

Роль половых желез в развитии организма. Половое созревание. Гигиена юноши и девушки.

6.8. Нервная система. Органы чувств. Высшая нервная деятель­ность

Значение нервной системы в регуляции и согласованности фун­кций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Цен­тральная н периферическая нервная система.

Строение и функция спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутрен­них органов.

Кора больших полушарий. Органы чувств, их значение. Анали­заторы. Строение, функции, гигиена.

Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности.

Безусловные и условные рефлексы. Биологическое значение образования и торможения условных рефлексов. Особенности выс­шей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Сознание как функция мозга. Социальная обусловленность поведения че­ловека.

Сон, его значение и гигиена. Изменение работоспособности в трудовом процессе. Режим дня школьников. Вредное влияние нико­тина, алкоголя и наркотиков на нервную систему.

6.9. Размножение и развитие

Система органов размножения.

Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение ребен­ка. Вредное влияние алкоголя, никотина и других факторов на по­томство.

7. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ

Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, видовой, биоценотический, биосферный. Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гиги­ены, охраны природы.

7.1. Эволюционное учение

Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Значе­ние теории эволюции для развития естествознания.

Критерии вида. Популяция — единица вида и эволюции.

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борь­ба за существование, естественный отбор. Ведущая роль естествен­ного отбора в эволюции.

Искусственный отбор и наследственная изменчивость — основа выведения пород домашних животных и сортов культурных растений. Понятие сорта растений и породы животных.

Возникновение приспособлений. Относительный характер при­способленности.

Микроэволюция. Видообразование.

Результаты эволюции: приспособленность организмов, многооб­разие видов.

7.2. Развитие органического мира

Доказательства эволюции органического мира. Главные направ­ления эволюции. Биологический прогресс и регресс.

Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих в кайнозойскую эру.

7.3. Происхождение человека

Доказательства происхождения человека от животных.

Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества.

Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа.

Человеческие расы, их происхождение и единство. Антинаучная, реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.

7.4. Основы экологии

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их комплексное воздействие на организм. Фотопериодизм. Среды жизни. Экологическая ниша. Вид, его экологическая характеристика. Популяция, изменение ее численности, способы регулирования численности. Рациональное использование видов, сохранение их разнообразия.

Биогеоценоз. Развитие популяций в биогеоценозе и их взаимо­связи. Цепи питания. Агроэкосистемы.

7.5. Основы учения о биосфере

Биосфера. В.И. Вернадский о возникновении биосферы. Границы биосферы. Биомасса поверхности суши, мирового океана, почвы. Живое вещество и его функции. Круговорот веществ и превраще­ние энергии в биосфере. Ноосфера.

7.6. Основы цитологии

Клеточная теория. Клетка — структурная и функциональная еди­ница живого организма. Строение и функции ядра, оболочки, цитоплазмы и ее основных органоидов. Особенности строения клеток прокариот, эукариот. Сравнительная характеристика растительной, животной и грибной клеток.

Вирусы. Особенности их строения и жизнедеятельности. Вирусы бактерий, растений, животных и человека. Профилактика вирус­ных заболеваний.

Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие не­органические вещества. Органические вещества: углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, биополимеры, их роль в клетке. Фер­менты, их роль в процессах жизнедеятельности.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятель­ности клетки. Энергетический обмен в клетке и его сущность. Зна­чение АТФ в энергетическом обмене.

Пластический обмен. Биосинтез белков. Ген и его роль в биосин­тезе ДНК. Реакции матричного синтеза. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.

7.7. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Деление клетки — основа размножения и индивидуального раз­вития организмов. Подготовка клетки к делению. Удвоение молекул ДНК. Синтез белка. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный на­бор, постоянство числа и формы. Фазы деления клетки. Значение деления клетки.

Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Развитие яйцеклеток и сперматозоидов. Оплодотворение.

Развитие зародыша (на примере животных). Постэмбриональное развитие. Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие орга­низма человека.

Возникновение жизни на Земле.

7.8. Основы генетики

Генетика — наука о наследственности и изменчивости организ­мов. Основные методы генетики. Моно- и дигибридное скрещива­ние. Анализ потомства.

Законы наследственности, установленные Г. Менделем. Доми­нантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие гибридов перво­го поколения.

Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщепления. Цито­логические основы наследования признаков. Закон независимого на­следования и его цитологические основы.

Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом.

Генотип как целостная исторически сложившаяся система. Гене­тика пола. Хромосомная теория наследственности. Значение генети­ки для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на наследственность человека.

Роль генотипа и условий внешней среды в формировании фено­типа. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Статисти­ческие закономерности модификационной изменчивости.

Мутации, их причины. Закон гомологических рядов в наследствен­ной изменчивости, сформулированный Н.И. Вавиловым. Экспери­ментальное получение мутаций. Мутации как материал для искус­ственного и естественного отбора. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.

Генетика и теория эволюции. Генетика популяций. Формы есте­ственного отбора: движущий и стабилизирующий.

7.9. Основы селекции

Н.И. Вавилов о происхождении культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Роль есте­ственного отбора в селекции.

Селекция растений. Самоопыление перекрестноопыляемых рас­тений. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Дости­жения селекции растений.

Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных хозяйственно-ценных признаков у животных-производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных.

Биотехнология и ее основные направления: микробиологический синтез, генная и клеточная инженерия. Значение биотехнологии для селекции.


  1. ЛИТЕРАТУРА




  1. ЕГЭ 2009-2010. Биология: сборники тестов любых авторов-составителей, подготовленные

Федеральным институтом педагогических измерений ФИПИ – официальным разработчиком

контрольных измерительных материалов.

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. — М., 2006.

  2. ЕГЭ 2012 по биологии: демонстрационный вариант, кодификатор и спецификация. http://www.ctege.info/content/view/2092/41/

  3. Лернер Г.И. Тестовые задания к основным учебникам по биологии. — М., 2010.

  4. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Биология. — М., 2011.

Демонстрационный вариант

вступительного испытания по

биологии


Инструкция по выполнению работы


На экзаменационную работу по биологии отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих в себя 50 заданий.

Часть 1 содержит 36 заданий (А1-А36). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 содержит 8 заданий (В1-В8), на которые надо дать краткий ответ в виде последовательности цифр.

Часть 3 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом (С1-С6).

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Желаем успеха!

Часть 1


В заданиях А1-А36 укажите единственно правильный ответ.

А1. Нуклеиновые кислоты, в отличие от крахмала, содержат атомы

  1. азота и фосфора

  2. водорода и кислорода

  3. калия и кальция

  4. серы и магния

А2. Клевер красный, занимающий определенный ареал, представляет собой уровень организации живой природы

  1. организменный

  2. биоценотический

  3. биосферный

  4. популяционно-видовой

A3. Наследственная информация в клетках грибов заклю­чена в

  1. рРНК

  2. тРНК

  3. белках

  4. генах

А4. Новые соматические клетки в многоклеточном организ­ме животного образуются в результате

  1. мейоза

  2. митоза

  3. овогенеза

  4. сперматогенеза

А5. Прокариоты — это организмы,

  1. клетки которых не имеют оформленного ядра

  2. содержащие в клетках одно или несколько ядер

  3. состоящие из одинаковых клеток и не имеющие тканей

  4. которые не имеют клеточного строения

А6. У большинства животных с прямым развитием из яйца появляется организм,

  1. по строению похожий на родителей

  2. значительно отличающийся от родителей

  3. способный к автотрофному питанию

  4. содержащий много рецессивных генов

А7. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и определяющие окраску цветков гороха, называют

  1. сцепленными

  2. рецессивными

  3. доминантными

  4. аллельными

А8. Какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании двух гетерозиготных по данному признаку родителей?

  1. 75%

  2. 50%

  3. 25%

  4. 0%

А9. Явление полиплоидии обусловлено

  1. поворотом участка хромосомы на 180°

  2. кратным увеличением наборов хромосом

  3. наличием в хромосоме двух хроматид

  4. уменьшением числа отдельных хромосом

А10. Назовите признак, характерный только для царства Бактерий.

  1. имеют клеточное строение

  2. дышат, питаются, размножаются

  3. в клетках есть оформленное ядро

  4. в клетках отсутствует оформленное ядро

А11. На развитие растений используется энергия, которую организм получает в результате

  1. роста и деления клеток

  2. транспорта воды и минеральных веществ

  3. расщепления органических веществ при дыхании

  4. поглощения веществ из окружающей среды

А12. Растения, у которых на корнях развиваются клубенько­вые бактерии, относят к семейству

  1. розоцветных

  2. бобовых

  3. капустных

  4. лилейных

А13. Клетка многоклеточного животного, в отличие от клет­ки простейшего,

  1. покрыта оболочкой из клетчатки

  2. выполняет все функции организма

  3. выполняет определенную функцию

  4. представляет собой самостоятельный организм

А14. Кожное и лёгочное дыхание характерно для


  1. ящериц

  2. крокодилов

  3. змей

  4. лягушек

А15. Голосовые связки у человека находятся в

  1. гортани

  2. носоглотке

  3. трахее

  4. ротовой полости

А16. Образование мочи у человека происходит в

  1. мочеточниках

  2. мочевом пузыре

  3. нефронах

  4. почечной вене

А17. В процессе энергетического обмена

  1. из глицерина и жирных кислот образуются жиры

  2. синтезируются молекулы АТФ

  3. синтезируются неорганические вещества

  4. из аминокислот образуются белки

А18. Пример рефлекса, приобретённого в течение жизни,


  1. сужение зрачка на ярком свету

  2. выделение слюны у собаки на запах мяса

  3. чихание при попадании пыли в носоглотку

  4. рвотный рефлекс у человека

А19. При вывихе в суставе

  1. повреждается суставный хрящ

  2. нарушается целостность мышечной ткани

  3. повреждается надкостница в головках костей, образующих сустав

  4. суставная головка выходит из суставной впадины

А20. Сохранению признаков вида в природе способствует

  1. изменчивость

  2. мутагенез

  3. метаболизм

  4. наследственность

А21. Материалом для естественного отбора служит изменчи­вость

1) сезонная

  1. мутационная

  2. определённая

  3. фенотипическая

А22. К эмбриологическим доказательствам эволюции от­носят

  1. клеточное строение организмов

  2. наличие сходных систем органов у позвоночных

  3. сходство зародышей позвоночных животных

  4. сходство процессов жизнедеятельности у животных

А23. Доказательством единства человеческих рас является

  1. одинаковый набор хромосом

  2. приспособленность к жизни в различных климатических условиях

  3. наличие атавизмов

  4. наличие рудиментов

А24. Увеличение продолжительности светового дня, вызы­вающее сезонные изменения у организмов, относят к факторам

  1. антропогенным

  2. биотическим

  3. абиотическим

  4. ограничивающим

А25. В биогеоценозе заливного луга к редуцентам относят

  1. злаки, осоки

  2. бактерии и грибы

  3. мышевидных грызунов

  4. насекомых, питающихся растениями

А26. Обмен химическими элементами между организмами и неорганической средой, различные стадии которого происходят внутри экосистемы, называют

  1. круговоротом веществ

  2. экологической пирамидой

  3. пищевыми цепями

  4. саморегуляцией

А27. Полипептидная цепь, свернутая в клубок, — это струк­тура белка

  1. первичная 3) третичная

  2. вторичная 4) четвертичная

А28. В ходе пластического обмена происходит

  1. окисление глюкозы

  2. окисление липидов

  3. синтез неорганических веществ

  4. синтез органических веществ

А29. Генотип потомства является точной копией генотипа родителей при

  1. половом размножении

  2. размножении семенами

  3. вегетативном размножении

  4. оплодотворении яйцеклетки

А30. Проявления модификационной изменчивости признака зависят от генотипа, поэтому её пределы ограничены

  1. нормой реакции 3) случайными мутациями

  2. условиями среды 4) конвергенцией

А31. Гетерозис выражается в

  1. превосходстве гибридов по ряду свойств над родительски­ми формами

  2. подавлении действия генов одного из родителей генами другого родителя

  3. кратном увеличении числа хромосом

  4. наследовании признаков родительских форм

А32. Растения семейства лилейных можно узнать по стро­ению

  1. цветков пятичленного типа, напоминающих строение мо­тылька

  2. вегетативных органов: стебля (соломина), сидячих листь­ев, видоизменённого корня

  3. цветков трёхчленного типа с простым околоцветником и наличию видоизменённых подземных побегов

  4. вегетативных органов: видоизменен­ных подземных органов, стебля (соломина)

А33. Клетки соединительной ткани

  1. многоядерные, имеют поперечную исчерченность

  2. располагаются рыхло, между ними много межклеточного вещества

  3. мелкие, веретенообразной формы, имеют миофибриллы

  4. плотно прилегают друг к другу

А34. К рецепторам сумеречного зрения относят

  1. палочки

  2. хрусталик

  3. колбочки

  4. стекловидное тело


А35. Дрейф генов — это

  1. случайное изменение частот встречаемости их аллелей в популяции

  2. перемещение особей из одной популяции в другую

  3. направленное скрещивание особей в популяции

  4. результат естественного отбора


А36. Верны ли следующие суждения об автотрофном способе питания?


А. Автотрофы - организмы, синтезирующие органические соединения из неорганических.

Б.Автотрофы получают необходимую энергию исключительно от Солнца.

1) Верно только А.

2) Верно только Б.

3) Оба утверждения верны.

4) Оба утверждения неверны.

Часть 2


В заданиях В1-В3 выберите три верных ответа из шести.


В1. Клетки эукариотных организмов, в отличие от прокариотных, имеют

  1. цитоплазму

  2. ядро, покрытое оболочкой

  3. молекулы ДНК

  4. митохондрии

  5. плотную оболочку

  6. эндоплазматическую сеть

В2. Двигательные нейроны

  1. воспринимают возбуждение от вставочных нейронов

  2. передают возбуждение мышцам

  3. передают возбуждение вставочным нейронам

  4. передают возбуждение к железам

  5. передают возбуждение на чувствительные нейроны

  6. воспринимают возбуждение, возникшее в рецепторах

В3. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

  1. развитие образовательных тканей у растений

  2. наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

  3. отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

  4. появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

  5. мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

  6. железистые волоски на листьях душистой герани




При выполнении заданий В4-В7 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.


В4. Установите соответствие между моллюском и средой его обитания.


СРЕДА ОБИТАНИЯ

  1. водная

  2. наземно-воздушная
МОЛЛЮСК

  1. обыкновенная беззубка

Б) большой прудовик

  1. голый слизень

Г) осьминог

Д) виноградная улитка

Е) мидия

А

Б

В

Г

Д

Е



















В5. Установите соответствие между значением рефлекса и его видом.


ВИД РЕФЛЕКСА

  1. безусловный

  2. условный



ЗНАЧЕНИЕ РЕФЛЕКСА

А) обеспечивает инстинк­тивное поведение

Б) обеспечивает приспо­собление организма к условиям окружающей

среды, в которых обитали многие поколения дан­ного вида

В) позволяет приобрести новый опыт, получен­ный в течение жизни

Г) определяет поведение организма в изменив­шихся условиях


А

Б

В

Г















В6. Установите соответствие между особенностью процесса и его видом.

ВИД ПРОЦЕССА

  1. фотосинтез

  2. гликолиз
ОСОБЕННОСТЬ ПРОЦЕССА

A) происходит в хлоропластах
Б) состоит из световой и темновой фаз

B) образуется пировиноградная кислота

Г) происходит в цитоплазме

Д) конечный продукт — глюкоза

Е) расщепление глюкозы

А

Б

В

Г

Д

Е




















В7. Установите соответствие между примером и видом срав­нительно-анатомических доказательств эволюции, к которому его относят.

ПРИМЕР ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

A) ходильные конечности ра­ка и ложноножки гусеницы 1) гомологичные органы

Б) чешуя ящерицы и перо птицы 2) аналогичные органы

B) глаза осьминога и собаки

Г) крылья птицы и стрекозы

Д) ноги бабочки и жука

Е) когти кошки и ногти обезь­яны

А

Б

В

Г

Д

Е























При выполнении задания В8 установите правильную по­следовательность биологических процессов, явлений, практиче­ских действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности в таблицу.

В8. Установите последовательность жизненного цикла виру­са в клетке хозяина.

1 ) прикрепление вируса своими отростками к оболочке клетки

2) проникновение ДНК вируса в клетку

3 ) растворение оболочки клетки в месте прикрепления вируса

4 ) синтез вирусных белков

5 ) встраивание ДНК вируса в ДНК клетки-хозяина

6 ) формирование новых вирусов




















Часть 3

На задание С1 дайте краткий свободный ответ,

а на задания С2—С6 — полный развернутый ответ.

С1. Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития?

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объ­ясните их.

1. Большое значение в строении и жизнедеятельности орга­низмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клет­ке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрова­на наследственная информация о признаках организма. 6. Мо­лекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

С3. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают эти отличия.

С4. Известно, что агроценозы менее устойчивы, чем биогео­ценозы. Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают это утверждение.

С5. Какую длину имеет участок молекулы ДНК, в котором закодирована первичная структура белка, если молекула этого белка состоит из 68 аминокислот (один нуклеотид имеет длину 0,34 нм)? Сколько т-РНК будет участвовать в процессе синтеза этого белка? Ответ поясните.

С6. При скрещивании растения арбуза с длинными полоса­тыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круг­лыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые поло­сатые плоды. Определите доминантные и рецессивные призна­ки, генотипы всех родительских растений арбуза.


Система оценивания вступительных испытаний по биологии


Часть 1


За правильный ответ на каждое задание Части 1 ставится 1 балл.

Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ, или ответ отсутствует – 0 баллов.

задания

Ответ

задания

Ответ

А1

1

А19

4

А2

4

А20

4

А3

4

А21

2

А4

2

А22

3

А5

1

А23

1

А6

1

А24

3

А7

4

А25

2

А8

3

А26

1

А9

2

А27

3

А10

4

А28

4

А11

3

А29

3

А12

2

А30

1

А13

3

А31

1

А14

4

А32

3

А15

1

А33

2

А16

3

А34

1

А17

2

А35

1

А18

2

А36

1

Часть 2

Правильно выполненные задания В1-В8 оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибки или ответ отсутствует.

задания

Ответ

В1

246

В2

124

В3

256

В4

112121

В5

1122

В6

112212

В7

212211

В8

132546


Часть 3


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

С1. Какие органы растений повреждают майские жуки на разных стадиях индивидуального развития?



Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

1) корни растений повреждают личинки;

2) листья деревьев повреждают взрослые жуки.




Ответ включает 2 названных выше элемента, не со­держит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объ­ясните их.

1. Большое значение в строении и жизнедеятельности орга­низмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клет­ке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрова­на наследственная информация о признаках организма. 6. Мо­лекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.



Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

ошибки допущены в предложениях:

1) 2 — Мономерами белков являются аминокислоты;

2) 5 — Наследственная информация о признаках ор­ганизма зашифрована в молекулах ДНК;

3) 6 — В состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК.




В ответе указаны и исправлены все три ошибки

3

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ ука­заны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

2

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указа­ны 2—3 ошибки, но исправлена 1 из них

1

Ответ неправильный (ошибки определены неверно), ИЛИ указаны 1—3 ошибки, но не объяснена ни од­на из них

0

Максимальный балл

3

С3. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают эти отличия.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. у членистоногих кровеносная система незамкну­тая, а у кольчатых червей — замкнутая;

  2. у членистоногих имеется сердце на спинной сто­роне;

  3. у кольчатых червей сердца нет, его роль выполняют кольцевые сосуды.







В ответе указаны и исправлены все три ошибки

3

В ответе указаны и исправлены 2 ошибки, ИЛИ ука­заны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них

2

В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указа­ны 2—3 ошибки, но исправлена 1 из них

1

Ошибки не указаны ИЛИ указаны 1—3 ошибки, но не исправлена ни одна из них

0

Максимальный балл

3

С4. Известно, что агроценозы менее устойчивы, чем биоге­оценозы. Укажите не менее 3 признаков, которые доказывают это утверждение.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Элементы ответа:

  1. круговорот веществ в них незамкнутый, т. к. пер­вичная продукция в большей мере изымается че­ловеком;

  2. преобладают монокультуры и отсутствует биораз­нообразие;

3) культурные растения не выдерживают конкурен­ции с дикими видами, поэтому не могут существо­вать без участия человека




Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ вклю­чает 3 названных выше элемента, но содержит не­грубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ вклю­чает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Неправильный ответ

0

Максимальный балл

3


С5. Какую длину имеет участок молекулы ДНК, в котором закодирована первичная структура белка, если молекула этого белка состоит из 68 аминокислот (один нуклеотид имеет длину 0,34 нм)? Сколько т-РНК будет участвовать в процессе синтеза этого белка? Ответ поясните.


Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Схема решения задачи включает:

  1. одну аминокислоту кодируют три нуклеотида (триплет), следовательно, 68 аминокислот кодируются – 68х3=204 нуклеотидами;

  2. участок молекулы ДНК, состоящий из 204 нуклеотидов, имеет длину – 204х0,34=69,36 нм;

  3. т-РНК переносит только одну аминокислоту, значит, в синтезе этого белка участвует 68 т-РНК







Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ вклю­чает 3 названных выше элемента, но содержит не­грубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ вклю­чает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

С6. При скрещивании растения арбуза с длинными полоса­тыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круг­лыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза (с длинными полосатыми плодами) с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые поло­сатые плоды. Определите доминантные и рецессивные призна­ки, генотипы всех родительских растений арбуза.



Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Схема решения задачи включает:

1) доминантные признаки — плоды круглые зеленые, рецессивные признаки — плоды длинные полоса­тые;

2) генотипы родителей: aabb (длинные полосатые) х АаВВ (круглые зеленые);

3) генотипы родителей: aabb (длинные полосатые) х AAbb (круглые полосатые).

(Допускается иная генетическая символика, не иска­жающая смысла решения задачи.)




Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3




Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ вклю­чает 3 названных выше элемента, но содержит не­грубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ вклю­чает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа вступительных испытаний по биологии по направлениям подготовки: 020400. 62 Биология iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 020400 биология москва

Программа вступительных испытаний по биологии по направлениям подготовки: 020400. 62 Биология iconПрограмма вступительных письменных испытаний в помощь поступающему на обучение по направлениям подготовки бакалавриата в Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова 2013 г

Программа вступительных испытаний по биологии по направлениям подготовки: 020400. 62 Биология iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для абитуриентов, поступающих на направления подготовки 030300. 62

Программа вступительных испытаний по биологии по направлениям подготовки: 020400. 62 Биология iconРабочая программа дисциплины Направление подготовки 020400 «Биология» Профиль подготовки «Зоология»
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)

Программа вступительных испытаний по биологии по направлениям подготовки: 020400. 62 Биология iconРабочая программа дисциплины Направление подготовки 020400 «Биология» Магистерская программа 020400. 68 «Зоология позвоночных»

Программа вступительных испытаний по биологии по направлениям подготовки: 020400. 62 Биология iconПрограмма вступительного испытания по биологии для поступающих на 1-й курс на основные образовательные программы бакалавриата и программы подготовки специалиста по результатам вступительных испытаний, проводимых спбгу самостоятельно

Программа вступительных испытаний по биологии по направлениям подготовки: 020400. 62 Биология iconПрограмма вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка

Программа вступительных испытаний по биологии по направлениям подготовки: 020400. 62 Биология iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки 020400. 68 Биология профиль Физиология

Программа вступительных испытаний по биологии по направлениям подготовки: 020400. 62 Биология iconПрограмма по биологии для вступительных испытаний проводимых вузом самостоятельно Новосибирск 2010

Программа вступительных испытаний по биологии по направлениям подготовки: 020400. 62 Биология iconПрограмма вступительного испытания по общеобразовательному предмету «Биология», входящего в перечень вступительных испытаний по основной образовательной программе высшего профессионального образования

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU