Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности анестезиология-реаниматология ординатура icon

Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности анестезиология-реаниматология ординатура





НазваниеОбразовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности анестезиология-реаниматология ординатура
страница1/15
Дата конвертации13.06.2013
Размер1.95 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ОБЩЕЙ РЕАНИМАТОЛОГИИ ИМЕНИ В.А.НЕГОВСКОГО»

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК


«Утверждаю»

Директор ФГБУ «НИИОР» РАМН


чл.-корр. РАМН, профессор В.В. Мороз

«_06_» __июня__ 2012__ г.


Основная ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ образовательная программа

послевузовского профессионального образования ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ АНЕСТЕЗИОЛОГИЯ-РЕАНИМАТОЛОГИЯ

ординатура

(5184 часа, 144 зачетные единицы)


Программа обсуждена на Заседании ученого совета Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский институт общей реаниматологии имени В.А.Неговского» Российской академии медицинских наук «05» июня 2012г., протокол № 10


Заместитель председателя

ученого совета ФГБУ «НИИОР» РАМН,

профессор Голубев А.М.


Ученый секретарь

ФГБУ «НИИОР» РАМН,

профессор Решетняк В.И.


2012 год

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по специальности 14.01.20 «Анестезиология-реаниматология»

Настоящие федеральные государственные требования устанавливают требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (далее - образовательная программа послевузовского профессионального образования), в том числе соотношение частей образовательной программы послевузовского профессионального образования и их объемы.

Образовательная программа послевузовского профессионального образования самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными учреждениями высшего профессионального образования, образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и научными организациями на основе примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования


Цель ординатуры

Цель ординатуры – подготовка врачей квалифицированных анестезиологов-реаниматологов для работы в ЛПУ, а также для дальнейшей подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации через аспирантуру.

Задачами подготовки ординатора, в соответствии с существующим законодательством, являются:

– специализация в области анестезиологии-реаниматологии: получение теоретических знаний и практических навыков

  • углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

  • формирование умений и навыков самостоятельной научно-практической деятельности;

  • формирование знаний и умений в области организации здравоохранения , в том числе –в анестезиологии-реаниматологии, экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.



Квалификационная характеристика выпускника ординатуры:

Врач анестезиолог-реаниматолог руководствуется в своей работе действующим законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, положением о медицинской организации, положением о подразделении медицинской организации, оказывающей анестезиолого-реанимационную помощь,

Объектами профессиональной деятельности выпускника ординатуры являются:

  • все стороны жизни человека (с определением или перераспределением приоритетов в зависимости от специальности):

  • строение организма и процессы жизнедеятельности в норме, патологии, эмбриональном развитии, пренатальном, интранатальном, постнатальном и во всех последующих возрастных периодах, при старении и в старости на всех уровнях организации живой материи (молекулярном, генетическом, субклеточном, клеточном, тканевом, органном, организменном, социальном);

  • условия жизни и труда, экологические, социальные и экономические факторы,

  • процессы биологической и социальной адаптации;

  • здоровье, факторы его сохранения и укрепления, продления жизни людей;

  • репродуктивная деятельность человека;

  • болезни, их этиология, патогенез, структурные основы, диагностика, лечение, профилактика;

  • заболеваемость и смертность населения; смерть и факторы реанимации организма;

  • физические, химические, биологические, технические и другие объекты, являющиеся причиной болезней человека;

Врач анестезиолог-реаниматолог по окончании ординатуры осуществляет профессиональную деятельность в соответствии с полученной им специальностью, связанную с решением практических, производственных, морально-этических задач в области медико-биологических, клинических, медико-социальных проблем медицины; разрабатывает новые методы диагностики, лечения, профилактики болезней человека и охраны его здоровья.

Основными функциями врача анестезиолога-реаниматолога являются:

  • анестезиолого-реанимационное обеспечение плановых и экстренных оперативных вмешательств, перевязок, родов, иных лечебно-диагностических манипуляций, сопровождающихся болевым синдромом;

  • лечение пациентов в подразделении медицинской организации, оказывающем анестезиолого-реанимационную помощь;

  • помощь медицинскому персоналу в проведении реанимационных мероприятий в профильных отделениях медицинской организации;

  • консультативная помощь медицинскому персоналу профильных отделений медицинской организации;

  • обеспечение соблюдения инфекционной безопасности больных и медицинского персонала, инфекционного контроля, требований асептики и антисептики;

  • работа в выездных группах анестезиологии-реаниматологии;

  • иные функции, связанные с оказанием анестезиолого-реанимационной помощи.

  • В рамках анестезиолого-реанимационного обеспечения врач анестезиолог- реаниматолог осуществляет:

  • своевременный осмотр пациентов, готовящихся к операции, с оценкой полноты их обследования, определением степени операционно - анестезиологического риска;

  • назначение при необходимости клинического и лабораторного дообследования этих пациентов;

  • назначение необходимой премедикации и иной медикаментозной подготовки;

  • принятие решения о виде (методе) предполагаемой анестезии;

  • получение добровольного информированного согласия либо отказа пациента или его законных представителей на соответствующий вид (метод) анестезии;

  • ведение медицинской документации, занесение результатов осмотра, своего заключения с отметкой о согласии пациента (его законных представителей) на избранный метод анестезии в историю болезни;

  • доведение до сведения лечащего врача профильного отделения (или его заведующего) о необходимости дополнительного обследования пациента в случаях, требующих отсрочки вмешательства для его выполнения в связи с высоким риском анестезии;

  • инициирование консилиума врачей, консультативной помощи профильных специалистов медицинской организации,





Уровень компетентностиобладание знанием механизмов развития критических состояний, умение формулировать нозологический (в соответствии с МКБ) и синдромальный диагноз на основании данных физикального, лабораторного и функционального обследования, способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу совокупности анамнестических, физикальных, лабораторных и инструментальных сведений – обладать развитым клиническим мышлением, а также знания по организации и тактике проведения корригирующей терапии, оценке ее эффективности. Ориентированность в вопросах организации анестезиолого-реанимационной помощи. способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну. Способность и готовность использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам.


Коммуникативность - уметь для профессионального общения использовать знания теоретических и клинических дисциплин, свободно общаться с медицинскими работниками и консультироваться с ними, объединяя усилия по совместному решению важных клинических задач в своей профессиональной деятельности. Развивать клиническое мышление, умение использовать дополнительную информацию, излагать свои мысли профессиональным языком, отстаивать свои взгляды. Уметь устанавливать эмоционально-психологический контакт с пациентами.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ординатора по специальности 14.01.20 «анестезиология-реаниматология»

Основная образовательная программа подготовки аспирантов реализуется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования образовательными учреждениями высшего профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию, и научными учреждениями, организациями.

В основной образовательной программе подготовки ординатора должны предусматриваться следующие компоненты:

Образовательная программа послевузовского профессионального образования имеет следующую структуру:

индекс

Наименование разделов и дисциплин

(модулей)

Трудоемкость

(в зачетных единицах) «1»

ОД.0.00

Обязательные дисциплины

50

ОД.0.01

Специальные дисциплины

36

ОД.0.02

Смежные дисциплины

5

ОД.0.03

Фундаментальные дисциплины

5

ОД.0.04

ОД.0.05

и т.д.

Дисциплины по выбору ординатора

«2»

4

ФД.0.00

Факультативные дисциплины «3»

8

ОСК.0.00

Обучающий симуляционный курс

3

П.0.00

Практика «4»

90

ИГА.0.00

Итоговая государственная аттестация

1

ИГА.0.01

Выпускной экзамен по специальности

1

Общий объем подготовки «5»

144


«1» Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 минут. Максимальный объем учебной нагрузки ординатора, включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю.

«2» Дисциплины по выбору ординатора (ОД.0.04, ОД.0.05 и т.д.) выбираются им из числа предлагаемых образовательным учреждением или научной организацией, реализующими образовательную программу послевузовского профессионального образования.

«3» Факультативные дисциплины (ФД.О.ОО) не являются обязательными для изучения ординатором. Время, отведенное на факультативные дисциплины, может быть частично или полностью использовано в других разделах образовательной составляющей.

«4» Образовательное учреждение или научная организация, реализующие образовательную программу послевузовского профессионального образования, самостоятельно определяют сроки проведения практики (П.0.00), а также форму контроля и отчетности по ней.

«5» Без учета каникул.


Трудоемкость освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования (по ее разделам):




Индекс

Наименование разделов и дисциплин







1 курс

2 курс







Аудиторная в часах

ССамост работа

Аудиторная в часах

Самост работа

Трудоемкость в з.ед.

Трудоем-кость

в часах

Лекции/Практические занятия

Лекции/Практические занятия

ОД.0.00

Обязательные дисциплины

50

1800

110/340

450

110/340

450

ОД.0.01

ОД.0.02


ОД.0.03


ОД.0.04

Специальные дисциплины:

Анестезиология-реаниматология

36

1296

80/244

324

80/244

324

Смежные дисциплины:

5

180

15/30

45


15/30


45

Хирургия

1,5

54

9/18

27







Внутренние болезни

1,5

54

9/18

27







Акушерство и гинекология

1

36








6/12


18

Травматология

1

36








6/12


18

Фундаментальные дисциплины

5

180

45/0

45


15/30


45

Патологическая физиология

2

72

36/0

36







Патологическая анатомия

1

36







12/6

18

Биохимия

1

36








18/0


18

Фармакология

1

36








18/0


18

Дисциплины по выбору ординатора:


4

144

12/24

36

12/24

36

Трансфузиология

1

36

12/12

12







Кардиология / пульмонология



2


72







12/24

36

Нефрология

1

36







6/12

18

ОСК.0.00

Обучающий симуляционный курс

3

108

0/108












Сердечно-легочная реанимация

0,5

18

0/18













Интубация трахеи

0,5

18

0/18













Сосудистый доступ

0,5

18

0/18













Оценка функционального состояния системы кровообращения

0,5

18

0/18













Оценка функционального состояния системы легочного газообмена и метаболизма

0,5

18

0/18













Оценка результатов функциональных и лабораторных методов исследования больного в критическом состоянии

0,5

18

0/18










П.0.00

Практика

90

3240

1620

1620




Реанимационные отделения

50

1800

900

900




Анестезиологические отделения

40

1440

720

720

ИГА.0.00

Итоговая государственная аттестация

1

36













ИГА.0.01

Выпускной экзамен по специальности

1

336













ОБЩИЙ ОБЪЕМ ПОДГОТОВКИ

144

5184








Приложения:

Программы дисциплин

- Специальной дисциплины по отрасли наук и научной специальности

- Дисциплины по выбору аспиранта: …

- Факультативные дисциплины (подготовка по программе ПВШ)

- Обучающий симуляционный курс

- Практика


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

ОБЩЕЙ РЕАНИМАТОЛОГИИ ИМЕНИ В.А.НЕГОВСКОГО»

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК


«Утверждаю»

Директор ФГБУ «НИИОР» РАМН


чл.-корр. РАМН, профессор В.В. Мороз

«_06_» __июня__ 2012__ г.


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ОРДИНАТУРЫ

Специальность «Анестезиология-реаниматология»

ОД.0.01 «Анестезиология-реаниматология»

Программа обсуждена на Заседании ученого совета Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский институт общей реаниматологии имени В.А.Неговского» Российской академии медицинских наук «05» июня 2012г., протокол № 10


Заместитель председателя

ученого совета ФГБУ «НИИОР» РАМН,

профессор Голубев А.М.


Ученый секретарь

ФГБУ «НИИОР» РАМН,

профессор Решетняк В.И.


2012 год

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель ординатуры – подготовка врачей квалифицированных анестезиологов-реаниматологов для работы в ЛПУ, а также для дальнейшей подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации через аспирантуру.

Задачами подготовки ординатора, в соответствии с существующим законодательством, являются:

* специализация в области анестезиологии-реаниматологии: получение теоретических знаний и практических навыков

  1. углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

  2. формирование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

  3. углубленное изучение механизмов развития критических состояний и методов их коррекции


Для решения указанных задач планируется курс тематических лекций, клинические разборы больных, освоение современных диагностических методов и способов терапии.

УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Ординатор должен знать:

– систему оказания анестезиолого-реанимационной помощи в РФ

– современные перспективы развития анестезиологии-реаниматологии

– формы и концепции развития здравоохранения РФ

  • правовые вопросы в анестезиологии-реаниматологии

  • уметь пользоваться методами статистической обработки

  • владеть компьютерными программами (редакционными и графическими).

  • классификацию гипоксии,

  • дыхательную недостаточность,

  • сердечно-сосудистую недостаточность,

  • почечную недостаточность,

  • печеночную недостаточность,

  • энтеральную недостаточность,

  • недостаточность энергетического обмена,

  • нарушения кислотно-основного баланса,

  • нарушения водно-электролитного баланса,

  • нарушения гемостаза,

  • нарушения иммунной системы.

  • Экзогенные отравления (лекарственными веществами, угарным газом, ядами животных, химическими веществами)

  • количественные и качественные изменения лабораторных показателей

  • методы экстракорпоральной детоксикации

  • нормальную анатомию и физиологию дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нервной системы печени, почек, желудочно-кишечного тракта,

  • водно-электролитный баланс, виды его нарушения и коррекции

  • кислотно-щелочное состояние, виды его нарушения и коррекции

  • гемостаз и виды его нарушения и коррекции

  • патологическую физиологию заболеваний и критических состояний

  • клиническую фармакологию средств, используемых в терапии критических состояний

  • роль вегетативной нервной системы в регуляции жизненно важных функций организма;

  • методы периоперационного обследования и лечения больных

  • методы анестезиологического обеспечения в различных областях хирургии, видеоэндоскопических вмешательств, оперативных вмешательств в амбулаторной хирургии,

  • наркозно-дыхательную аппаратуру и инструментарий, используемый в анестезиолого-реанимационной практике


Ординатор должен уметь

  • Диагностировать остановку кровообращения и проводить комплекс реанимационных мероприятий;

  • Диагностировать синдромальные нарушения при критических состояниях (ОДН, ОССН, ОППН, нарушения гемостаза, КЩС, водно-электролитного состава, терморегуляции, комы различной этиологии) на основании физикальныхданных, лабораторных и инструментальных исследований;

  • Принципы и методы терапии критических состояний (инфузионно-трансфузионную терапию, респираторную поддержку, антиаритмическую терапию, тромболизис, антиагрегантную и антикоагулянтную терапию. антибактериальную терапию, нутритивную поддержку);

  • Проводить предоперационную оценку больных и оценивать степень операционно-анестезиологического риска;

  • Планировать предоперационную подготовку больных

  • Выбирать оптимальные виды анестезиологического обеспечения

  • Проводить мониторинг эффективности терапии критических состояний

  • Проводить интубацию трахеи методом прямой ларингоскопии или вслепую; венепункцию, венесекцию, катетеризацию периферических и центральных вен; артериопункцию и артериосекцию; взятие капиллярной крови для анализа газов крови и КЩС; определять совместимость компонентов крови; электростимуляцию. и дефибрилляцию сердца; спинно-мозговую пункцию; катетеризация мочевого пузыря, декомпрессия, дренирование и промывание желудка и кишечника;


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

успешно освоенные медицинские дисциплины согласно Государственным образовательным стандартам РФ по медицинскому образованию: философия, гистология, биохимия, социальная гигиена, общая хирургия, терапия, общая и клиническая фармакология, педагогика, медицинская этика, эндокринология, дерматовенерология, неврология, медицинская генетика, основы лабораторного дела.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

часов

Общая трудоемкость дисциплины

1296

Аудиторные занятия:

лекции

практические занятия (семинары)

648

160

488

Самостоятельная работа

648

Форма текущего контроля

Собеседование по темам, тестовые задания, ситуационные задачи, практические навыки

Итоговый контроль

Итоговая государственная аттестация, выпускной экзамен





УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Разделы дисциплины и виды занятий



п/п

Разделы дисциплины

Аудиторная работа (часы)

Самостоят.

работа

Всего

часов

Лек

ции

Практич.

занятия

1

Краткий исторический очерк развития анестезиологии и реаниматологии. Основные этапы развития анестезиологии и их влияние на развитие хирургии и других клинических специальностей. Место современной анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии в системе медицинских специальностей.

4

11

10

25

2

Вопросы деонтологии в анестезиологии и реаниматологии. Этические и юридические аспекты специальности.

3

11

10

24

3

Организация анестезиолого-реанимационной службы. Основные нормативные документы, регламентирующие работу службы

4

10

13

27

4

Работа с персональным компьютером.

3

10

14

27

5

Гипоксия как основной патогенетический фактор нарушения деятельности жизненно важных органов и систем. Понятие о "метаболической реанимации".

Стресс как защитная реакция организма.

4

11

15

29

6

Остановка кровообращения. Методы сердечно-легочно-мозговой реанимации на догоспитальном и госпитальном этапах. Понятие о болезни оживленного организма (постреанимационнная болезнь).

4

12

17

33

7

Свертывающая, противосвертывающая и фибринолитическая системы. Синдром рассеяного внутрисосудистого свертывания крови - клиническая физиология и диагностика. Врожденные и приобретенные гемофилии.


4

10

17

31

8

Водно-электролитный баланс организма

4

11

17

32

9

Основные принципы длительной инфузионной терапии.

3

12

16

31

10

Парентеральное питание.

3

11

13

26

11

Клиническая физиология гипериммунных и иммунодефицитных состояний.

3

10

10

23

12

Внутричерепная гипертензия - клиническая физиология и диагностика.

4

11

13

28

13

Седативная и анальгетическая терапия в реаниматологии. Длительная перидуральная и интраплевральная блокада в интенсивной терапии.

3

10

9

22

14

Острая дхательная недостаточность (ОДН).

4

11

17

32

15

Гипербарическая оксигенация.

3

11

8

22

16

Острая сердечно-сосудистая недостаточность.

3

10

15

28

17

Острая почечная недостаточность.

3

11

13

26

18

Острая печеночная недостаточность.

3

11

13

26

19

Коматозные состояния.

3

11

15

28

20

Экзогенные интоксикации.

3

13

16

32

21

Интенсивная терапия раннего послеоперационного периода.

3

10

14

27

22

Гипертермический синдром.

3

11

13

27

23

Реанимация и интенсивная терапия при несчастных случаях

3

10

14

27

24

Физиология боли.

3

10

11

24

25

Общая анестезия.

4

10

10

24

26

Аппаратура для наркоза.

3

11

4

18

27

Ингаляционный наркоз.

3

11

15

29

28

Неингаляционный наркоз

3

10

14

27

29

Специальные методы анестезиологического обеспечения.

4

10

15

29

30

Местная анестезия.

3

12

16

31

31

Основные этапы комбинированной общей анестезии

3

12

16

31

32

Изменения функции жизненно важных органов и систем во время анестезии и операции

4

13

19

36

33

Выбор метода обезболивания и особенности анестезии при операциях на органах брюшной полости.

3

15

20

38

34

Выбор метода обезболивания и особенности анестезии в травматологии и ортопедии.

3

12

17

32

35

Выбор метода обезболивания и особенности анестезии при операциях на голове и шее. Общая анестезия в нейрохирургии.

3




14

20

37

36

Выбор метода обезболивания при внеполостных операциях.

4




11

13

28

37

Общая анестезия при краткосрочных хирургических вмешательствах, эндоскопических и диагностических исследованиях.

4




10

14

28

38

Выбор метода обезболивания при операциях на сердце и магистральных сосудах.

4




10

15

29

39

Выбор метода обезболивания и особенности анестезии при операциях на органах грудной полости.

4




13

18

35

40

Анестезия в амбулаторной практике и в условиях скорой помощи.

4




11

13

28

41

Выбор метода обезболивания в экстренной хирургии.

4




11

15

29

42

Общая анестезия в акушерстве и гинекологии:

4




11

15

29

43

Выбор метода обезболивания и особенности анестезии у больных с сопутствующими заболеваниями

4




12

17

33

44

Физиологические и патофизиологические особенности проведения общей анестезии у больных пожилого и преклонного возраста.

4




11

17

32

45

Выбор метода обезболивания у детей.

4




10

13

27

46

Особенности проведения анестезии у больных, находящихся в терминальном состоянии.

4




10

9

23

ИТОГО

160




488

648

1296


Содержание разделов дисциплины

Краткий исторический очерк развития анестезиологии и реаниматологии. Основные этапы развития анестезиологии и их влияние на развитие хирургии и других клинических специальностей. Место современной анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии в системе медицинских специальностей. Вопросы деонтологии в анестезиологии и реаниматологии. Взаимоотношения между медицинским персоналом, врачом, больным и родственниками. Этические и юридические аспекты специальности. Реализация идей медицинской этики критических состояний в Российском законодательстве. Главные этические проблемы медицины критических состояний.

Организация анестезиолого-реанимационной службы. Основные нормативные документы, регламентирующие работу службы. Анестезиолого-реанимационное отделение, отделение реанимации и интенсивной терапии. Палаты интенсивной терапии. Выездные реанимационно-консультативные бригады. Система «реанимационно-консультативный центр».

Оснащение анестезиолого-реанимационных отделений. Особенности работы в палатах интенсивной терапии и реанимационном зале. Санитарно-гигиенический режим отделений. Асептика и антисептика. Профилактика внутрибольничных инфекций. Документация и отчетность анестезиолого-реанимационных отделений.

Работа с персональным компьютером. Основные команды операционной системы. Знакомство с простейшими программами базы данных и информационными программами. Программа анализа показателей кислотно-щелочного состояния и газов крови ОSА. Написание реферата с помощью компьютерных программ.

Общие вопросы реаниматологии и интенсивной терапии

Определение реаниматологии как раздела медицины, изучающего механизмы развития критических состояний и методы их коррекции.

Организация отделений реанимации и интенсивной терапии. Оснащение и оборудование отделений реанимации. Принципы работы в отделении реанимации. Показания и противопоказания для госпитализации и перевода больных в отделение реанимации. Взаимоотношение врача-реаниматолога с врачами других специальностей и с родственниками больных.

Гипоксия как основной патогенетический фактор нарушения деятельности жизненно важных органов и систем. Понятие о "метаболической реанимации".

Стресс как защитная реакция организма.

Классификация терминальных состояний. Патофизиологические сдвиги при терминальных состояниях. Клиническая смерть.

Остановка кровообращения. Причины, предвестники, симптомы, диагностика. Виды остановки сердца, клинические признаки, диагностика.

Методы сердечно-легочно-мозговой реанимации на догоспитальном и госпитальном этапах. Массаж сердца. Виды массажа - прямой (открытый), непрямой (закрытый), методика, показатели эффективности, осложнения. Простейшие методы сердечно-легочной реанимации при оказании помощи одним и двумя реаниматорами. Электроимпульсная терапия: дефибрилляция, кардиоверсия, электрическая стимуляция. Показания, методика, показатели эффективности, осложнения; медикаментозная терапия. Фармакология веществ, применяемых для восстановления деятельности сердца, показания к их применению, дозы, порядок и пути введения (внутривенное, интратрахеальное,). Инфузионная терапия при проведении сердечно-легочно-мозговой реанимации.

Зависимость лечебных мероприятий от вида остановки сердца. Последовательность проведения реанимационных мероприятий и методов интенсивной терапии при выведении больного из состояния клинической смерти.

Методы контроля за состоянием жизненно важных органов и систем организма при проведении реанимации. Мониторинг.

Диагностика «смерти мозга». Показания для прекращения реанимационных мероприятий.

Вопросы деонтологии при прекращении реанимации. Этические и социально-правовые проблемы, связанные с прекращением реанимации.

Понятие о болезни оживленного организма (постреанимационнная болезнь).

Свертывающая, противосвертывающая и фибринолитическая системы. Синдром рассеяного внутрисосудистого свертывания крови - клиническая физиология и диагностика. Врожденные и приобретенные гемофилии.

Кислотно-основной баланс организма, принципы диагностики и коррекция дисбаланса.

Водно-электролитный баланс организма - клиническая физиология, диагностика, принципы коррекции. Нарушения водно-электролитного баланса: виды дисгидрий, гипер- и гипоосмолярные состояния. Клинические признаки, диагностика, лечение.

Основные принципы длительной инфузионной терапии. Показания. Техника. Катетеризация магистральных вен. Составление инфузионных программ. Основные инфузионные среды. Контроль инфузионной терапии. Специальные методы инфузионной терапии (трансумбиликальная, эндолимфатическая, дезинтоксикационная, регидратационная, дегидратационная и др.). Методы введения лекарственных препаратов с заданной скоростью. Осложнения инфузионной терапии, их профилактика и лечение.

Парентеральное питание. Патофизиологическое обоснование парентерального питания. Препараты, используемые для парентерального питания. Методика проведения.

Клиническая физиология гипериммунных и иммунодефицитных состояний. Клиническая фармакология иммуномодуляторов.

Свободно-радикальное окисление - клиническая физиология, роль в генезе критических состояний.

Клиническая фармакология гормональных препаратов, применяемых в интенсивной терапии.

Внутричерепная гипертензия - клиническая физиология и диагностика.

Полиорганная недостаточность как основа критических состояний.


Методы интенсивной терапии (клиническая физиология, ошибки, опасности, осложнения)

Неинвазивные и инвазивные методы поддержания проходимости верхних дыхательных путей.

Оксигенотерапия - показания, методы, аппаратура, ошибки, опасности, осложнения. Техника безопасности при работе со сжатыми газами. Аэрозольтерапия - методы получения аэрозолей, их физические свойства, клинические аспекты применения. Трахеобронхиальный клиренс - клиническая физиология, методы стимуляции. Специальные режимы спонтанного дыхания (ПДКВ, НПД, ОМСД). Длительная ИВЛ - классификация методов, клиническая физиология, осложнения. Длительная ИВЛ - показания, проблемы синхронизации и восстановления спонтанного дыхания. Длительная ИВЛ - требования к аппаратуре, отечественные и зарубежные респираторы.

Седативная и анальгетическая терапия в реаниматологии. Длительная перидуральная и интраплевральная блокада в интенсивной терапии.

Экстракорпоральные методы очищения крови: общая характеристика методов: гемо-, лимфо-, энтеро-, иммуносорбция - показания, противопоказания, возможности метода; ультра- и плазмофильтрация, гемодиализ, кишечный и перитонеальный диализ; цито- и плазмафереэ - показания, противопоказания, варианты методики; методы лучевого и электрохимического воздействия на кровь. Ошибки, опасности, осложнения при использовании экстракорпоральных методов очищения крови.

Методы управления сосудистым тонусом: управляемая гипотония, управляемая "гипертензия".

Частная реаниматология

Острая дыхательная недостаточность (ОДН). Клиническая физиология дыхания. Центральная регуляция дыхания, Значение сегментарной структуры дыхательного центра в клинической физиологии "дыхательных расстройств. Двигательный аппарат дыхания: структурно-функциональные связи, роль в клинической физиологии дыхательных расстройств. Дыхательные сопротивления: понятия, виды дыхательных сопротивлений, их роль в клинической физиологии ОДН. Легочный газообмен. Легкие как многокомпонентная модель. Регионарные различия легочных функций, их роль в клинической физиологии дыхательных расстройств и респираторной терапии. Экспираторное закрытие дыхательных путей, его роль в клинической физиологии ОДН и респираторной терапии. Недыхательные функции легких, их роль в формировании дыхательных расстройств. Клиническая фармакология медикаментов, действующих на систему дыхания. Антиоксиданты и антигипоксанты.

Классификация и механизмы развития ОДН. Методы интенсивной терапии при острой дыхательной недостаточности, развившейся вследствие массивной пневмонии, ателектазов легких, некупирующегося приступа бронхиальной астмы, аспирационного синдрома, бронхо- и ларингоспазма, отека подсвязочного пространства, бронхиолита, острого стенотического ларинготрахеита. ОРДС.

Методика проведения вспомогательной и искусственной вентиляции легких, показания к ее проведению. Искусственная вентиляция легких простейшими методами "рот в рот", "рот в нос", "рот в нос и рот", мешком типа Амбу, мешком и мехом наркозного аппарата.

Аппараты для ИВЛ, их классификация, принцип работы. Длительная искусственная вентиляция легких. Выбор режима легочной вентиляции в зависимости от основной патологии у хирургических и терапевтических больных. Особенности ИВЛ с положительно-положительным давлением, применение высокочастотной инжекционной ИВЛ, вспомогательная ИВЛ. Осложнения ИВЛ, их устранение.

Показания к трахеостомии. Осложнения. Уход за трахеостомированным больным.

Гипербарическая оксигенация. Механизмы действия ГБО на организм. Показания и противопоказания к ГБО в реаниматологии. Понятие о кислородной интоксикации, ее профилактика и лечение.


Острая сердечно-сосудистая недостаточность. Клиническая физиология кровообращения. Система кровообращения как сочетание систем микро- и макроциркуляции, высокого и низкого давления. Центральная гемодинамика: основные показатели, типы центральной гемодинамики. Клиническая фармакология препаратов, действующих на систему кровообращения. Острая сердечная недостаточность: этиология, клиническая физиология. Шок, виды шока.

Гиповолемический шок. Гиповолемия - клиника, функциональная диагностика. Клиническая фармакология инфузионных препаратов, применяемых в интенсивной терапии сердечно-сосудистой недостаточности. Кровопотеря, плазмопотеря, дегидратация, увеличение емкости сосудистого русла (перераспределение крови) – как основные причины гиповолемии.

Диагностика, патогенез, лечение гиповолемического шока.

Кардиогенный шок. Механизмы развития кардиогенного шока: истинный (при инфаркте миокарда, тампонаде сердца) аритмогенный шок. Отек легких. Лечение кардиогенного шока: медикаментозные и немедикаментозные методы (вспомогательное кровообращение, ВАБК). Интенсивная терапия при пароксизмальной тахикардии, мерцательной аритмии, экстрасистолии, синдроме Морганьи-Эдемс-Стокса. Электроимпульсная терапия (дефибрилляция, кардиоверсия и электростимуляция сердца) при инфаркте миокарда и нарушениях ритма. Гипертонический криз, патофизиология, интенсивная терапия.

Тромбоэмболия в системе легочной артерии. Патогенез, клиника, диагностика, реанимация и интенсивная терапия.

Острая почечная недостаточность. Патофизиология, диагностика, клиника, интенсивная терапия. Показания к перитонеальному диализу, гемодиализу и гемофильтрации, лимфосорбции, гемосорбции и плазмаферезу.

Острая печеночная недостаточность. Патофизиология, диагностика, клиника. Интенсивная терапия. Показания к гемосорбции, лимфосорбции, использованию гетеротропной печени.

Коматозные состояния. Интенсивная терапия при коматозных состояниях: гипер- и гипогликемическая кома, гиперосмолярная кома, отек мозга, острые нарушения мозгового кровообращения, судорожный синдром, гипертермический синдром.

Экзогенные интоксикации. Пути попадания токсических веществ в организм. Отравление алкоголем и его суррогатами, снотворными и седативными средствами, ФОС, хлорированными углеводородами, прижигающими жидкостями, угарным газом, грибами. Укусы ядовитых змей, насекомых. Патофизиология, клиника, диагностика. Общие принципы лечения острых отравлений. Особенности интенсивной терапии при различных острых отравлениях. Патофизиология, клиника, диагностика, интенсивная терапия при пищевой токсикоинфекции, ботулизме, холере.

Интенсивная терапия раннего послеоперационного периода. Коррекция функциональных нарушений у больных, оперированных по поводу острой кишечной непроходимости, перитонита, стеноза привратника, кишечных свищей. Особенности инфузионно-трансфузионной терапии и парентерального питания в послеоперационном периоде у больных, оперированных на органах брюшной полости.

Интенсивная терапия в неврологии и нейрохирургии. Внутричерепная гипертензия. Травма черепа. Острое нарушение мозгового кровообращения. Кома неизвестной этиологии. Миастения и миастенические синдромы.

Интенсивная терапия и реанимация у акушерско-гинекологических больных: при операциях в условиях острой массивной кровопотери, интенсивная терапия при ДВС синдроме, эмболии в системе легочной артерии, эмболии околоплодными водами, при синдроме Мендельсона. Интенсивная терапия при тяжелых формах позднего токсикоза беременных. Интенсивная терапия и реанимация новорожденных. Вторичная асфиксия новорожденных. Особенности интенсивной, реанимационной и трансфузионной терапии в педиатрической практике.

Гипертермический синдром. Патофизиология. Клиника. Интенсивная

Реанимация и интенсивная терапия при несчастных случаях (утопление в соленой и пресной воде, асфиксия, электротравма, переохлаждение, тепловой удар, синдром длительного сдавления). Патофизиология, последовательность реанимационных мероприятий.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности анестезиология-реаниматология ординатура iconОсновная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности

Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности анестезиология-реаниматология ординатура iconОсновная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности №

Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности анестезиология-реаниматология ординатура iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования (интернатура)

Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности анестезиология-реаниматология ординатура iconПрограмма среднего профессионального образования по специальности 111801 Ветеринария Квалификация Ветеринарный фельдшер вид подготовки базовая форма подготовки очная
Основная профессиональная образовательная программа профессионального образования по специальности 111801 Ветеринария (базовый уровень...

Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности анестезиология-реаниматология ординатура iconРабочая программа дисциплины «Гомеопатия» основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности

Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности анестезиология-реаниматология ординатура iconПрограмма кандидатского экзамена по специальной дисциплине послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская...

Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности анестезиология-реаниматология ординатура iconПрофессиональная образовательная программа высшего профессионального образования требования к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников факультета вет еринарной медицины по специальности 111201 Ветеринария Квалификация: Ветеринарный врач

Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности анестезиология-реаниматология ординатура iconПрограммы послевузовского профессионального образования (аспирантура) Специальности подготовки научно-педагогических кадров

Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности анестезиология-реаниматология ординатура iconПрограмма кандидатского экзамена по специальной дисциплине послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности анестезиология-реаниматология ординатура iconПрофессиональная образовательная программа высшего профессионального образования требования

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU