Рабочая программа учебной фармацевтической пропедевтической практики для специальности: 060301 «Фармация» Квалификация (степень) выпускника icon

Рабочая программа учебной фармацевтической пропедевтической практики для специальности: 060301 «Фармация» Квалификация (степень) выпускника





Скачать 498.62 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной фармацевтической пропедевтической практики для специальности: 060301 «Фармация» Квалификация (степень) выпускника
Дата конвертации12.06.2013
Размер498.62 Kb.
ТипРабочая программа
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации




«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе,

профессор _______________ В.Б. Мандриков

«____»____________2011 г.




Рабочая программа

УЧЕБНОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ


Для специальности: 060301 «Фармация»


Квалификация (степень) выпускника: Специалист


Факультет: Фармацевтический


Кафедра:_Фармацевтической технологии и биотехнологии


Курс - __1______


Семестр - __1_______


Форма обучения – Очная

(очная, заочная)

Экзамен: 1 семестр (семестр)


Всего: 4 (дня)


Волгоград, 2011


Разработчики программы: заведующий кафедрой ФТиБ, д.фарм. наук, проф.Симонян А.В.

ст. преподаватель кафедры ФТиБ, Покровская Ю.С.

ассистент кафедры ФТиБ, канд. фарм. наук, Саламатов А.А.

ассистент кафедры ФТиБ, Плетнева И.В.


ассистент кафедры ФТиБ, Гетманенко А.Ю.


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ___ФТиБ_________

протокол № от « » 2011 года


Заведующий кафедрой ФТиБ Симонян А.В.


Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией «Фармация»

протокол № от « » _______2011 года


Председатель УМК,

декан фармацевтического факультета Брель А.К.


Рецензия (прилагается)

Рецензент:

Заведующая кафедрой управления и экономики фармации,

медицинского и фармацевтического товароведения,

доктор фарм. наук, доцент Ганичева Л.М.


Рабочая программа согласована

с научной фундаментальной библиотекой

Заведующая библиотекой Долгова В.В.


Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета

протокол №_______ от «_____»_____________2011 года


Председатель ЦМС

профессор Мандриков В.Б.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 «Фармация», с учётом рекомендаций примерной основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 «Фармация» и примерной (типовой) учебной программы дисциплины (2011 г.).

1. Цель и задачи практики.

Целью проведения фармацевтической пропедевтической практики является формирование у студентов 1 курса фармацевтического факультета общих представлений об основах фармации на практическом примере работы основных участков аптечных учреждений и приобретение студентами отдельных приемов, навыков и умений по фармацевтической технологии.

Задачами проведения фармацевтической пропедевтической практики являются:

1. Знакомство студентов 1 курса фармацевтического факультета с:

  • фармацевтической терминологией;

  • основными задачами и функциями аптечных организаций;

  • охраной труда и техникой безопасности фармацевтических работников;

  • санитарным режимом аптечных организаций;

2. Приобретение студентами практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности фармацевтических работников по:

  • санитарному режиму аптечных предприятий;

  • охране труда и технике безопасности фармацевтических работников.


2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.


Код учебного цикла основной образовательной программы С5.У

Коды формируемых компетенций: ОК 1 – ОК 8, ПК 1 – ПК 3, ПК 21, ПК 47, ПК 48, ПК 50.


2.1. Фармацевтическая пропедевтическая практика базируется на знании следующих разделов фармацевтической технологии:

1. Фармацевтическая технология как наука. Ее связь с базисными и другими специаль­ными дисциплинами. История развития, современное состояние и перспективы развития фармацев­тической технологии.

2. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов. ГФ, приказы МЗ. Соблюдение фармацевтического и санитарного режимов в аптеке.

3. Основные понятия и термины в фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов. ГФ, приказы МЗ. Соблюдение фармацевтического и санитарного режимов в аптеке.

4. Обеспечение стерильности - важнейший фактор создания условий асептики. Методы стерилизации, используемые в фармацевтической технологии, требования к ним. Обеспечение надежности стерилизации объектов в зависимости от свойств лекарственных и вспомогательных веществ и жизнеспособности микроорганизмов. Методы контроля стерильности.

5. Принципы организации промышленного производства ГЛС и фитопрепаратов. Охрана труда и экология.

6. Стерильные лекарственные формы промышленного производства. Требования GMP к организации производства, обеспечивающие качество.

7. Вспомогательные вещества: определение, классификация (по природе и химическому строению, по влиянию на физико-химические характеристики и фармакокинетику лекарственных форм). ВМС: природные, синтетические и полусинтетические.

8. Дозирование лекарственных форм по массе, объему и каплям.


Знания, полученные студентами на фармацевтической пропедевтической практике, необходимы для успешного прохождения следующих видов практической деятельности по фармацевтической технологии:

1. Учебная практика по общей фармацевтической технологии (4 курс).

2. Производственная практика (5 курс).


Внутрипредметная и междисциплинарная интеграция исходит из базисных знаний и умений, полученных студентами при изучении дисциплин, смежных с фармацевтической технологией; фармацевтическая пропедевтическая практика предусматривает вертикальную и горизонтальную интеграцию со многими изучаемыми в вузе дисциплинами. Наиболее тесная интеграция предусмотрена с фармакологией, фармакогнозией, фармацевтической химией, фармацевтической технологией, медицинским и фармацевтическим товароведением, экономикой и управлением фармацией.

Разделы фармацевтической технологии, изучаемые студентами во время прохождения учебной фармацевтической пропедевтической практики, и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами отображены в нижеприведенной таблице:


Разделы фармацевтической технологии и междисциплинарные связи

с последующими дисциплинами


Разделы фармацевтической

технологии

Последующие дисциплины

профессионального цикла

1

2

1. Фармацевтическая технология как наука. Ее связь с базисными и другими специаль­ными дисциплинами. История развития, современное состояние и перспективы развития фармацев­тической технологии.

2. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов. ГФ, приказы МЗ. Соблюдение фармацевтического и санитарного режимов в аптеке.

3. Основные понятия и термины в фармацевтической технологии. Государственное нормирование производства лекарственных препаратов. ГФ, приказы МЗ. Соблюдение фармацевтического и санитарного режимов в аптеке.


1

Общая гигиена

Основы санитарного благоустройства производственных аптек. Гигиенические требования к выбору территории, размещению, составу и планировке помещений, освещению, вентиляции, отоплению, внутренней отделке и оборудованию. Основные нормативные документы.


Фармакология

1. Содержание фармакологии и ее задачи. Положение среди других медицинских дисциплин. Лекарствоведение и его основные дисциплины. Этапы развития фармакологии.

2. Создание новых лекарственных средств. Понятие о лекарственной субстанции, лекарственном веществе, лекарственном препарате, лекарственных формах. Основные этапы создания и внедрения лекарственных средств.


Фармакогнозия

Определение фармакогнозии как науки и учебной дисциплины. Основные понятия предмета: лекарственное растение, лекарственное растительное сырье, лекарственное растительное средство, сырье животного происхождения, биологически активные вещества. Задачи фармакогнозии на современном этапе ее развития. Интегративные связи фармакогнозии с базисными и профильными дисциплинами. Значение фармакогнозии в практической деятельности провизора. Вопросы профессиональной этики.


Фармацевтическая химия

Предмет и задачи фармацевтической химии. Основная терминология (фармакологическое вещество, лекарственное средство, лекарственное вещество, лекарственная форма). Взаимосвязь с химическими и медико-биологическими дисциплинами.


Управление экономики фармации

Фармацевтическая экспертиза рецепта. Организация работы аптеки по приему рецептов и отпуску лекарств, содержащих сильнодействующие, ядовитые наркотические и психотропные

вещества, этиловый спирт. Предметно-количественный учет в

аптеках. Бесплатный и льготный отпуск лекарств.


2

(продолжение)

Медицинское и фармацевтическое товароведение

Товародвижение. Тара, упаковка, маркировка. Экологические аспекты упаковки в фармации. Хранение различных групп медицинских товаров. Влияние факторов внешней среды. Требования к устройству и эксплуатации помещений для хранения.


Клиническая фармакология

Терминология в клинической фармакологии и фармакотерапии. Понятия: биологически активное вещество, фармакологическое средство, лекарственное средство, лекарственный препарат, лекарственная форма, действующее вещество.


Биотехнология

Введение в биотехнологию. История развития. Биотехнология лекарственных средств. Связь биотехнологии с фундаментальными науками второй половины XX века. Сферы практического применения биотехнологии.

4. Обеспечение стерильности - важнейший фактор создания условий асептики. Методы стерилизации, используемые в фармацевтической технологии, требования к ним. Обеспечение надежности стерилизации объектов в зависимости от свойств лекарственных и вспомогательных веществ и жизнеспособности микроорганизмов. Методы контроля стерильности.

5. Стерильные лекарственные формы промышленного производства. Требования GMP к организации производства, обеспечивающие качество.

6. Принципы организации промышленного производства ГЛС и фитопрепаратов. Охрана труда и экология.



Микробиология

Действие физических и химических факторов на микроорганизмы. Поня­тие о стерилизации, дезинфекции, асептике и антисептике. Методы стерилизации, аппаратура. Дезинфекция. Методы. Дезинфицирующие препараты, механизм действия.


Общая гигиена

Требования к оборудованию асептического блока. Гигиеническая оценка технологических процессов изготовления нестерильных лекарственных форм и лекарственных средств в асептических условиях. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим изготовления лекарств в аптеках.


Основы экологии и охраны природы

Химико-фармацевтические предприятия как источники загрязнения окружающей среды. Тяжесть и напряженность трудового процесса; влияние на функциональное состояние и здоровье работающих. Мероприятие по профилактике переутомления.


Биотехнология

Правила систем GLP, GCP, GMP при внедрении в практику и производство лекарственных препаратов. Требования правил системы GMP к биотехнологическому производству. Принципы доказательной медицины при проведении клинических испытаний лекарственных средств, полученных с применением методов биотехнологии.



1

2

7. Вспомогательные вещества: определение, классификация (по природе и химическому строению, по влиянию на физико-химические характеристики и фармакокинетику лекарственных форм). ВМС: природные, синтетические и полусинтетические.


Физика и биофизика

Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Поверхностно-активные вещества.


Физическая и коллоидная химия

Коллоидные системы образованные поверхностно-активными веществами (ПАВ): Растворы мыла, детергентов, таннидов, красителей. Мицеллообразование в растворах ПАВ. Критическая концентрация мицеллообразования и ее определение. Солюбилизация и ее значение в фармации. Мицеллярные коллоидные системы в фармации.


Органическая химия

1. Триацилглицерины (жиры, масла). Высшие жирные кислоты как структурные компоненты триацилглицеринов (пальмитиновая, стеариновая, Олеиновая, линолевая, линоленовая). Гидролиз, гидрогенизация, окисление жиров и масел.

2. Воска. Строение. Высшие одноатомные спирты (цетиловый, мирициловый). Эфиры глицерина с неорганическими кислотами: тринитрат глицерина, фосфолипиды.

3. Олигосахариды. Номенклатура. Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Гидролиз. Мальтоза, целлобиоза, лактоза, сахароза. Полисахариды. Принцип строения. Гомо- и гетерополисахариды. Эфиры полисахаридов: ацетаты, нитраты целлюлозы. Отношение полисахаридов и их эфиров к гидролизу. Крахмал (амилоза, амилопектин), целлюлоза, декстраны, пектиновые вещества. Представление о гетерополисахаридах.

8. Дозирование лекарственных форм по массе, объему и каплям.

Фармакология

Зависимость фармакотерапевтического эффекта от свойств лекарственных средств и условий их применения. Дозирование лекарственных средств. Понятие о терапевтической широте действия. Повторное применение лекарственных средств.


2.2. Перечень дисциплин и их разделов, усвоение которых необходимо студентам для успешного прохождения фармацевтической пропедевтической практики:


Латинский язык:

Фармацевтическая терминология

Математика:

Элементы математической статистики и основы работы на современных ПЭВМ

Биология

Экология человека. Антропогенные системы связи как результат индустриализации, химизации, урбанизации, развития транспорта, выхода в космос. Основные направления и результаты антропогенных изменений в окружающей среде. Охрана природы и рациональное использование растительных ресурсов лекарственного сырья.

Химия общая и неорганическая

1. Окислительно-восстановительные реакции. Роль окислительно-восста-новительных процессов в метаболизме.

2. Растворы, растворитель, растворенное вещество. Растворимость. Способы выражения концентрации растворов.

3. Растворимость газов в жидкостях и её зависимость от парциального давления (закон Генри-Дальтона) и температуры.

4. Коллигативные свойства растворов неэлектролитов. Осмос и осмотическое давление. Закон Вант-Гоффа.

5. Концентрационные эффекты осмоса растворов электролитов. Изотонический коэффициент. Роль осмотического давления в биологических системах. Плазмолиз, гемолиз, тургор. Гипо-, изо- и гипертонические растворы.

6. Гидролиз солей. Степень и константа гидролиза.

7. Вода. Физические и химические свойства. Аквакомплексы и кристаллогидраты. Минеральные воды. Жесткость воды и меры её устранения. Апирогенная вода.

8. Химические основы применения серебра в качестве лечебных препаратов («серебряная марля», колларгол, протаргол и др.) и в фармацевтическом анализе.


2.3. Знания, полученные студентами при прохождении фармацевтической пропедевтической практики, необходимы для изучения следующих дисциплин и их разделов:


Физика и биофизика

1. Поверхностное натяжение. Капиллярные явления. Поверхностно-активные вещества.

2. Процессы переноса. Диффузия. Закон Фика. Теплопроводность. Закон Фурье. Вязкость. Уравнение Ньютона. Общий вид уравнений переноса.

3. Тепловое излучение тел. Основные величины, характеризующие тепловое излучение – энергетическая светимость, коэффициент поглощения, спектральная плотность энергетической светимости, монохроматический коэффициент поглощения. Абсолютно черное тело. Серое тело. Закон Стефана-Больцмана.

4. Ультразвук. Источники ультразвуковых волн. Особенности взаимодействия ультразвука с веществом. Использование ультразвука в медицине и фармации.


Физическая и коллоидная химия

1. Взаимосвязь между коллигативными свойствами: относительным понижением давления пара, повышением температуры кипения, пони­жением температуры кристаллизации, осмотическим давлением разбав­ленных растворов нелетучих неэлектролитов. Криоскопическая и эбулиоскопиская константы и их связь с теплотой кипения и плавления растворителя. Осмотические свойства растворов электролитов. Изо­тонический и осмотический коэффициент.

2. Коллоидные системы образованные поверхностно-активными веществами (ПАВ): Растворы мыла, детергентов, таннидов, красителей. Мицеллообразование в растворах ПАВ. Критическая концентрация мицеллообразования и ее определение. Солюбилизация и ее значение в фармации. Мицеллярные коллоидные системы в фармации.

3. Броуновское движение (Уравнение Эйнштейна), диффузия (урав­нение Фика), осмотическое давление и их взаимосвязь.

4. Седиментационная устойчивость и седиментационное равновесие. Центрифугирование.

5. Природа электрокинетических явлений в дисперсных системах. Строение частиц дисперсной фазы лиофобных, лиофильных и мицеллярных коллоидных систем. Механизм возникновения электрического заряда коллоидных частиц. Строение двойного электрического слоя. Мицелла, агрегат, ядро, коллоидная частица (гранула). Заряд и электрокинетический потенциал и влияние на него электролитов. Явление перезарядки коллоидных частиц.

Ботаника

Растения и человек. Растительные ресурсы и растениеводство. Растения как источник лекарственного сырья. Значение ботаники для фармации.

Микробиология

Действие физических и химических факторов на микроорганизмы. Поня­тие о стерилизации, дезинфекции, асептике и антисептике. Методы стерилизации, аппаратура. Дезинфекция. Методы. Дезинфицирующие препараты, механизм действия.

Аналитическая химия

1. Сильные и слабые электролиты. Концентрация ионов в растворе; способы выражения концентрации.

2. Гидролиз. Константа и степень гидролиза. Вычисление значений рН растворов солей, подвергающихся гидролизу.

3. Использование окислительно-восстановительных реакций в аналитической химии, в фармацевтическом анализе.

Органическая химия

Понятие о свободнорадикальном механизме реакции. Строение свободных радикалов.

Общая гигиена

Основы санитарного благоустройства производственных аптек. Гигиенические требования к выбору территории, размещению, составу и планировке помещений, освещению, вентиляции, отоплению, внутренней отделке и оборудованию. Основные нормативные документы. Требования к оборудованию асептического блока. Гигиеническая оценка технологических процессов изготовления нестерильных лекарственных форм и лекарственных средств в асептических условиях. Санитарно-гигиенический и противоэпидемический режим изготовления лекарств в аптеках.

Основы экологии и охраны природы

Химико-фармацевтические предприятия как источники загрязнения окружающей среды. Тяжесть и напряженность трудового процесса; влияние на функциональное состояние и здоровье работающих. Мероприятие по профилактике переутомления.

Фармакология

Создание новых лекарственных средств. Понятие о лекарственной субстанции, лекарственном веществе, лекарственном препарате, лекарственных формах. Основные этапы создания и внедрения лекарственных средств.

Фармакогнозия

Определение фармакогнозии как науки и учебной дисциплины. Основные понятия предмета: лекарственное растение, лекарственное растительное сырье, лекарственное растительное средство, сырье животного происхождения, биологически активные вещества. Задачи фармакогнозии на современном этапе ее развития. Интегративные связи фармакогнозии с базисными и профильными дисциплинами. Значение фармакогнозии в практической деятельности провизора. Вопросы профессиональной этики.

Фармацевтическая химия

Предмет и задачи фармацевтической химии. Основная терминология (фармакологическое вещество, лекарственное средство, лекарственное вещество, лекарственная форма). Взаимосвязь с химическими и медико-биологи-ческими дисциплинами.

Управление экономики фармации

1. Фармацевтическая экспертиза рецепта. Организация работы аптеки по приему рецептов и отпуску лекарств, содержащих сильнодействующие, ядовитые наркотические и психотропные вещества, этиловый спирт. Предметно-количественный учет в аптеках. Бесплатный и льготный отпуск лекарств.

2. Особенности аптечного изготовления лекарств. Организация изготовления в аптеке концентратов, полуфабрикатов, внутриаптечной заготовки и их документальное оформление. Основные принципы хранения лекарств в аптечных организациях. Организация внутриаптечного контроля качества ЛС.

Медицинское и фармацевтическое товароведение

Товародвижение. Тара, упаковка, маркировка. Экологические аспекты упаковки в фармации. Хранение различных групп медицинских товаров. Влияние факторов внешней среды. Требования к устройству и эксплуатации помещений для хранения.

3. Общая трудоемкость учебной практики составляет 24 часа, в том числе аудиторных – 20 часов, самостоятельная работа студентов – 4 часа

4. Результаты обучения.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие общекультурные компетенции (ОК):

1. Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

2. Способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

3. Способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

4. Способность и готовность анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики (ОК-4);

5. Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

6. Способность и готовность овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6);

7. Способность и готовность использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

8. Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).

Учебная фармацевтическая пропедевтическая практика должна способствовать формированию у студентов следующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);

2. Способность и готовность соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе, защиты коммерческой тайны, поддержки единого информационного пространства, планирования и управления фармацевтическими предприятиями и организациями на всех этапах их деятельности (ПК-2);

3. Способность и готовность принимать участие в организации производственной деятельность фармацевтических предприятий и организаций по изготовлению и производству лекарственных средств (ПК-3);

4. Способность и готовность к обеспечению деятельности фармацевтических предприятий и организаций по охране труда и техники безопасности (ПК-21);

5. Способность и готовность к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);

6. Способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);

7. Способность и готовность принимать участие в организации первой доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях (ПК-50).

В результате прохождения пропедевтической фармацевтической практики обучающийся должен:

Знать:

  • санитарные требования, предъявляемые к производственным помещениям, оборудованию и их обработке; личной гигиене сотрудников; режиму дезинфекции и стерилизации; обработке аптечной посуды, резиновых и полиэтиленовых пробок, алюминиевых колпачков;

  • правила по технике безопасности при санитарной обработке производственных помещений и аптечной посуды; проведении фасовочных работ; работе с лекарственными веществами.

  • правила дозирования лекарственных веществ и препаратов по массе, объему и каплями;

  • правила упаковки и оформления препаратов к отпуску;

  • требования к организации работ по изготовлению лекарственных препаратов в ассистентской комнате;

  • санитарные требования к получению, сбору, хранению и подаче воды очищенной на рабочие места;

  • санитарные требования при изготовлении лекарственных препаратов в условиях асептики;

  • структуру Государственной фармакопеи, общих и частных статей;

  • порядок выписывания рецептов на лекарственные средства и оформления рецептурных бланков; важнейшие рецептурные сокращения;

  • предельно допустимые для выписывания количества лекарственных средств на рецепт;

  • порядок отпуска лекарственных средств в аптечных учреждениях;

  • правила хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств (ядовитых, сильнодействующих, наркотических, пахучих, красящих, огне- и взрывоопасных и т.д.).


Уметь:

  • Выполнять требования приказа по созданию необходимого санитарного режима аптеки (приказ №309);

  • Проводить влажную уборку производственных помещений аптеки;

  • Обрабатывать (мыть, сушить, стерилизовать) аптечную посуду;

  • Дозировать по массе твердые, вязкие и жидкие лекарственные вещества с помощью аптечных весов, по объему жидкие препараты с помощью аптечных бюреток и пипеток, а также каплями;

  • Упаковывать и оформлять к отпуску лекарственные препараты;

  • Рассчитывать допустимые отклонения в массе и объеме лекарственных препаратов;

  • Проводить фармацевтическую экспертизу прописи рецепта (выбор формы рецептурного бланка, правильность его заполнения, проверка норм единовременного отпуска, разовых и суточных доз) с использованием НД.


Владеть:

  • навыками профессионального общения;

  • основами техники безопасности при работе в условиях аптек;

  • правилами работы с весо - измерительными приборами и аппаратами, используемыми для изготовления лекарственных форм в условиях аптек;

  • основными методиками сан. обработки аптечной посуды и укупорочных материалов;


5. Образовательные технологии

Ознакомительные лекции, лекции-визуализации с использованием мультимедиа, решение ситуационных задач в форме «круглого стола» и «мозгового штурма», семинары по изучению приказов и инструкций по санитарному режиму аптек, охране труда и технике безопасности фармацевтических работников, выполнение практической работы по санитарной уборке помещений и оборудования аптеки, обработке рецептурной посуды и вспомогательных материалов, фасовке лекарственных средств и оформлению их к отпуску, внеаудиторная самостоятельная работа студентов.


6. Формы аттестации

Основными формами аттестации по итогам практики являются: дневник по практике с визой куратора, отзыв куратора практики, отчет студента. Аттестация проводится после прохождения практики, на которой оцениваются теоретические знания и практические умения студентов по 100-балльной системе, в соответствии с Положением о балльно-рейтинговой системе в ВолгГМУ.


Критерии оценок при проведении аттестации по пропедевтической фармацевтической практике для студентов 1 курса очного отделения

1. Оценка «отлично» (91–100 баллов) ставится студенту, который дает полный развернутый ответ на теоретические вопросы и ситуационные задачи экзаменационного билета. При ответе студент демонстрирует глубокие знания НТД, регламентирующей санитарный режим аптек, правил работы с весо - измерительными приборами и фасовочными материалами. Дневник по практике оформлен студентом, согласно требованиям настоящей рабочей программы. Студентом дано не менее 91 % правильных ответов на тестовые задания.

2. Оценка «хорошо» (76–90 баллов) ставится студенту, который продемонстрировал достаточно глубокие ответы на теоретические вопросы экзаменационного билеты, с учетом, указанных выше требований. Однако при ответе допущены недочеты, исправленные студентом с помощью преподавателя. Студентом дано не менее 76 % правильных ответов на тестовые задания.

3. Оценка «удовлетворительно (61–75 баллов) ставится студенту, который дает недостаточно последовательные и логичные ответы на теоретические вопросы экзаменационного билета и ситуационные задачи. При оформлении дневника и ответе на вопросы студент допускает ошибки, которые он может исправить с помощью преподавателя. Студентом дано не менее 61 % правильных ответов на тестовые задания.

4. Оценка «неудовлетворительно» (менее 61 балла) ставится студенту, который дает неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками. Дневник оформлен частично, отсутствуют основные положения НТД, регламентирующей санитарный режим в аптеках. Студент неспособен корректировать ответ даже при наличии наводящих вопросов преподавателя. Студентом дано менее 61 % правильных ответов на тестовые задания.


II. Учебная программа дисциплины

  1. Содержание пропедевтической фармацевтической практики

Общее знакомство с аптекой. Знакомство с аппаратурой. Обработка, мойка, сушка и стерилизация посуды. Знакомство с устройством весов и разновесами. Освоение техники взвешивания. Развеска и упаковка порошков. Фасовка порошков внутриаптечной заготовки.

Отмеривание жидких препаратов, процеживание, фильтрование, укупорка и оформление жидких лекарств. Фасовка жидких лекарств внутриаптечной заготовки с помощью дозаторов.

Знакомство с асептическими условиями приготовления глазных и инъекционных лекарств (в случае наличия асептического блока в аптеке), с аппаратурой для фильтрования и стерилизации. Фасовка глазных капель, их укупорка и оформление.


2. Перечень практических навыков (умений), которые необходимо освоить студенту при прохождении пропедевтической фармацевтической практики


Дата

Рабочее место



НАВЫКИ и УМЕНИЯ

применяемые на практике

Кол-во произведенных операций

Подпись руко­водителя

1

2

3

4

5







Работа с упаковочными материалами, весо-измерительными приборами и аппаратами для фасовки













Участие в фасовке и упаковке порошков, лекарственного растительного сырья, перевязочных материалов













Взвешивание, отмеривание, растворение, процеживание, фильтрование, укупорки и оформление жидких лекарственных форм













Фасовка и упаковка мазей, выкатывание из готовых масс суппозиториев, пилюль. Упаковка и оформление мягких лекарственных форм













Обработка, мойка и сушка новой и бывшей в употреблении аптечной посуды, ступок, укупорочного материала













Фасовка и упаковка растворов для внутреннего и наружного применения, глазных капель













Участие в приемке товара, размещении его в отделах аптеки и в других видах внутриаптечной работы. Получение воды очищенной, контроль ее качества и транспортирование в аптеке







III Рабочая учебная программа пропедевтической фармацевтической практики (учебно-тематический план)



п/п

Разделы (этапы)

практики

Виды учебной работы, на практике, включая самостоятельную работу студентов

и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля

Всего

Ознакомительные лекции

Инструктаж по технике безопасности

Выполнение практической работы

Самостоятельная работа студентов

1.

Организационный этап (введение в специальность фармация)

3

2







1

Тест по вводной лекции

2.

Подготовительный этап (изучение нормативно-правовой документации по санитарному режиму, охране труда и технике безопасности)

4

2

1




1

Тест по НТД, регламентирующей сан. режим аптеки, а также по технике безопасности

3.

Производственный этап (выполнение практических заданий в аптеке), в том числе:

14




1

11

2

Дневник

по практике.

Собеседование

3.1. Знакомство с аптекой (экскурсия)


2




1

1






3.2. Работа на месте санитарки-мойщицы


6







5

1



3.3 Работа в качестве фасовщика


6







5

1




4.

Итоговый этап (подготовка отчетной документации и сдача экзамена по практике)

3













Дневник по практике.

Экзамен по практике




Итого:

24

4

3

11

4






Всего: 24 часа, в том числе аудиторных – 20 часов, самостоятельная работа студентов – 4 часа


IV. Оценочные средства для контроля уровня сформированности компетенций (текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов)


1. Оценочные средства для текущего и рубежного контроля успеваемости

Выполняя определенные виды работ пропедевтической практики, перечисленные выше, студенту необходимо руководствоваться следующими задачами и краткими рекомендациями к их выполнению, а именно:

  1. Ознакомиться с техникой безопасности в аптечном учреждении.

  2. Ознакомиться с помещениями аптеки и их назначением, уделив внимание, в первую очередь, рецептурно-производственному отделу (ассистентской, дефекторской, материальной и другим комнатам). В ассистентской комнате необходимо обратить внимание на оформление штангласов с препаратами различных групп, их хранение, расположение на вертушках, на организацию работ по изготовлению фасовки, контролю качества лекарственных препаратов. В дневнике сделать краткий конспект по данному пункту;

  3. Ознакомиться со штатом аптеки, обратив внимание на наименование должностей, основные функции работников;

  4. Ознакомиться с путями продвижения рецептов в аптеке от их поступления до выдачи приготовленного препарата, обратив внимание на формы бланков, правильность оформления рецептов в соответствии с приказом №110;

  5. Научиться обрабатывать, мыть, сушить, стерилизовать посуду, укупорочный и вспомогательный материал. Перед выполнением этих видов работ необходимо ознакомиться с инструкциями, методическими указаниями и приказами (№214, 309). В дневнике следует описать методику обработки посуды, применяемую в данной аптеке, указать емкость флаконов, штангласов, которые используются в аптеке, их окраску, перечислить укупорочный материал, привести перечень аппаратов и приспособлений, применяемых для мойки, сушки, стерилизации (с указанием наименований и типов аппаратов);

  6. Ознакомиться с аппаратами для получения воды очищенной и воды для инъекций, условиями их получения, сбора, хранения, организацией подачи воды очищенной на рабочие места. В дневнике указать типы аппаратов и зарисовать схему устройства одного из дистилляторов;

  7. Ознакомиться с устройством приборов, применяемых для дозирования веществ по массе и отметить это в дневнике;

  8. Научиться взвешивать на ручных и других видах весов сухие, жидкие, густые и вязко-пластичные вещества. При выполнении этого раздела необходимо главное внимание уделить развеске порошков, правильному подбору упаковки и маркировки. Следует обратить внимание на то, что вязкие жидкости (жирные, минеральные масла, глицерин и др.) отвешивают с помощью рецептурных весов в предварительно стерилизованные широкогорлые склянки, а вязко-пластичные массы (густые экстракты, вазелин, ланолин и др.) на бумажные капсулы (из фильтровальной, парафинированной или пергаментной бумаги). В дневнике следует кратко описать выполненные вами действия;

  9. Научиться формовать суппозитории из приготовленных фармацевтом масс (в случае если в аптеке изготавливают суппозитории). При этом следует научиться выкатывать из массы суппозиторный брусок, разделять его на дозы, сформовать из каждой дозы свечи. При возможности необходимо ознакомиться с приготовлением суппозиториев путем выливания в формы, а на заключительных стадиях принять участие в этой работе. Необходимо научиться завертывать свечи в бумагу, упаковывать их в бумажные коробочки. В дневнике следует кратко описать выполненные вами действия;

  10. Научиться отмеривать жидкие лекарственные средства и вспомогательные вещества с помощью аптечной бюретки, аптечной пипетки, мерных цилиндров и других измерительных приспособлений. При этом следует ознакомиться с устройством аптечных бюреток (с двухходовым краном, с диафрагменным краном), бюреточной установки, аптечной пипетки. Следует также принять участие в фасовке жидких лекарственных средств с помощью дозаторов жидкости. При этом необходимо ознакомиться с типами дозаторов, имеющимися в аптеке, принципами их работы. В дневнике следует дать перечень всех типов дозаторов и зарисовать схемы аптечной бюретки (одного типа), аптечной пипетки и дозатора жидкости (одного типа);

  11. Научиться правильно осуществлять выбор флаконов по объему и цвету в соответствии с объемом лекарственного средства и свойствами лекарственных веществ, подбирать пробки, оформлять флаконы к отпуску, укупоривать металлическими колпачками под обкатку (в случае изготовления лекарственных препаратов в асептических условиях);

  12. Ознакомиться с организацией асептических условий, в которых изготавливаются глазные, инъекционные препараты и препараты с антибиотиками. Необходимо обратить внимание на то, в каких помещениях изготавливаются эти лекарства, какой санитарный режим, способы обеззараживания воздуха, посуды, вспомогательных материалов, на личную гигиену персонала, работающего в данных условиях. В дневнике следует перечислить те аппараты и приборы, которые применяются в аптеке для стерилизации, фильтрации, контроля качества лекарственных препаратов, изготовляемых в асептических условиях;

  13. Принять личное участие в фасовке, укупорке глазных капель и других лекарственных средств внутриаптечной заготовки, научиться их правильно оформлять в зависимости от их назначения основными этикетками («Наружное», «Внутреннее», «Глазные капли» и др.) и дополнительными (с учетом свойств лекарственных веществ, агрегатного состояния и т.п.).


В дневнике следует приклеить все образцы используемых в аптеке этикеток.

Правила ведения дневника

Дневник является официальным отчетным документом студента. Титульный лист дневника представлен в приложении 1.


2. Оценочные средства для промежуточной аттестации по итогам пропедевтической фармацевтической практики.

Сдача экзамена по пропедевтической фармацевтической практике студентами 1 курса фармацевтического факультета проводится с применением следующих оценочных средств:

1. Ситуационные задачи (приложение 2).

2. Тестовые задания (приложение 3).

3. Собеседование по теоретическим вопросам (приложение 4).



3. Методические указания для самостоятельной работы студента.

В процессе прохождения пропедевтической фармацевтической практики студенты самостоятельно изучают следующие разделы фармацевтической технологии:

1. Нормирование качества тары, упаковки и укупорки, используемых для лекарственных форм аптечного изготовления.

2. Санитарно-гигиеническая обработка стеклянной и пластмассовой тары, укупорочных средств, используемых для лекарственных форм аптечного изготовления.

3. Посуда для фасовки инъекционных растворов

4. Меры предосторожности при работе с моющими и дезинфицирующими средствами.

Теоретический материал данных разделов приведен в приложении 5 настоящей рабочей программы.


V. Учебно-методическое и информационное

обеспечение дисциплины (модуля)

а) Основная литература:

1. Краснюк И. И. Фармацевтическая технология. Технология лекарственных форм : учебник / Краснюк И. И., Михайлова Г. В., Чижова Е. Т. ; под ред. И. И. Краснюка, Г. В. Михайловой . - М. : Академия , 2004 . - 454 с.

2. Фармацевтическая технология : учеб. пособие / [авт.: В. И. Погорелов и др.] . - Ростов н/Д : Феникс , 2002 . - 542 с.


б) Литература дополнительная

1. Быков В. А. Фармацевтическая технология : рук. к лаб. занятиям / Быков В. А., Демина Н. Б., Скатков С. А. и др. . - М. : ГЭОТАР-Медиа , 2010 . - 302 с.

2. Государственная фармакопея Российской федерации. – XII – изд. – М.: Научный центр экспертизы средств медицинского применения, 2008. – Вып 1. – 704 с.

3. Синев Д. Н. Справочное пособие по аптечной технологии лекарств / Синев Д. Н., Марченко Л. Г., Синева Т. Д. . - 2-е изд., перераб. и доп. . - СПб. : Изд-во СПХФА : Нев. Диалект , 2001 . - 315 с.

4. Чуешов В. И. Промышленная технология лекарств : учебник для вузов / Чуешов В. И., Зайцев А. И., Шебанова С. Т. и др. ; под ред. В. И. Чуешова; Минздрав Украины, Нац. фармацевт. акад. Украины . - Харьков : Изд-во НФАУ: МТК-Книга , 2002 . - 558 с.


в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. www.volgmed.ru /кафедры / кафедра фармацевтической технологии и биотехнологии.

2. www.elibrary.ru (научная электронная библиотека).

3. www.remedium.ru (информационно-аналитическое издание, посвященное изучению фармацевтического рынка лекарственных средств).

4. www.medlinks.ru (информационно-аналитическое издание, посвященное важнейшим направлениям здравоохранения, в том числе, фармации).

5. www.rusvrach.ru (сайт научно-практического журнала «Фармация»).

6. www.folium.ru (сайт научно-практического журнала «Химико-фармацевтический журнал»).


VI. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

На подготовительном этапе на кафедре студенты получают методические рекомендации по прохождению пропедевтической практике, изучают основы техники безопасности при работе в условиях рецептурно – производственного отдела.

Учебная пропедевтическая фармацевтическая практика проводится на базе рецептурно – производственных аптек, оснащенных современным оборудованием, в т.ч., весо – измерительными приборами, аппаратурой для обработки аптечной посуды и укупорочных средств (моечными машинами, автоклавами, сушильными шкафами), средствами малой механизации.

VII. Научно-исследовательская работа студента

Студенты изучают современную литературу, посвященную достижениям фармации в области разработки новых эффективных способов обработки аптечной посуды, укупорочных средств, а также средств малой механизации, используемых при фасовке лекарственных форм.

VIII. Протоколы согласования рабочей программы дисциплины (модуля) с другими кафедрами. Данный раздел описан в приложении 5 настоящей рабочей программы


Приложение 1

(Титульный лист дневника)


дневник

по фармацевтической пропедевтической практике в аптечном учреждении

(Фамилия, имя, отчество) , студента Волгоградского государственного медицинского университета ……………..группы « » специальность «Фармация»

Место проведения практики (наименование аптеки)

.

Время прохождения практики с « »по « » 20 г.

После титульного листа в дневнике должен быть приведен график работы, который ведется ежедневно по схеме:


Дата

Время работы

Вид работы

Подпись руководителя практики от аптеки и преподавателя кафедры














На следующих страницах дневника в произвольной форме записываются все виды выполненных работ за смену, правила техники безопасности, рецепты, рисунки, схемы и т.д. (смотри задачи и краткие рекомендации к их выполнению представленные выше):


Все записи должны быть четкими, аккуратными и отражать работу, выполненную студентом лично.

При выполнении фасовочных работ правильно записывать состав лекарственного средства на латинском языке с указанием доз. Следует кратко описать выполненную лично операцию в технологическом процессе приготовления лекарственного препарата, форму упаковки, оформление лекарственного средства к отпуску (все виды этикеток приклеить в дневнике). В отношении использованных в работе приборов и аппаратов следует руководствоваться указаниями раздела «задачи практики и краткие рекомендации к их выполнению». Схемы приборов и аппаратов должны быть выполнены четко. На рисунках следует обозначить основные детали (части) приборов и аппаратов.


Дневник подписывается студентом и преподавателем, ведущим практику.


Приложение 2

Типовые ситуационные задачи для проведения аттестации

по пропедевтической фармацевтической практике

для студентов 1 курса очного отделения

1. В ассистентской комнате аптеки, в фасовочной, бухгалтерии, торговом зале, комнате отдыха, кладовой на подоконниках стоят цветы. Не нарушаются ли при этом требования приказа МЗ РФ №309 от 21.10.97г.?

2. Во время ремонта в аптеке стены фасовочной оклеили имеющимися обоями светлого тона. Соответствует ли это требованиям, предъявляемым к аптечным помещениям?

3. Воду очищенную и растворы для инъекций проверяют выборочно на пирогенность 1 раз в полугодие. Соответствует ли это требованиям приказа НТД?

4. В течение смены фармацевты готовили раствор кальция хлорида, мыли стены и окна, помогали в разгрузке товара, посетили в обеденный перерыв столовую, паковали лекарственные средства для хирургического отделения больницы, ходили в материальную за 5 % раствором йода, посетили семинар по повышению квалификации, пили чай в комнате отдыха. Когда фармацевты должны были снимать санитарную одежду?

5. При проверке условий хранения аптечной посуды оказалось, что все баночки простерилизованы и хранятся в закрывающихся шкафах в открытом виде. Оцените, правильно ли хранится посуда?

6. В аптеке отсутствует асептический блок. Лекарственные формы для глаз, для новорожденных и детей до 1 года готовят в ассистентской комнате. Допустимо ли это? Как должны готовится перечисленные лекарственные формы в аптеке?

7. В начала каждой смены ассистент стерилизовал ручные весочки 50% раствором этанола. Допустимо ли это?

8. Кто из медицинских работников имеет право выписывать рецепты?

9. Перечислите случаи, когда провизор-технолог должен сообщать заведующему аптекой об обнаруженных ошибках врача при выписывании рецептов.

10. В рецепте, поступившем в аптеку, было указано, что лекарственный препарат необходимо принимать по схеме. Как должен поступить провизор-технолог в данном случае?


Приложение 3


Типовые тестовые задания для проведения аттестации

по пропедевтической фармацевтической практике

для студентов 1 курса фармацевтического факультета


1. Государственная регламентация производства лекарственных препаратов и контроля их качества проводится по направлениям:

а) установления права на фармацевтическую деятельность;

б) нормирования состава прописей лекарственных препаратов;

в) установления норм качества лекарственных и вспомогательных веществ;

г) нормирования условий изготовления и технологического процесса;

д) всем выше перечисленным.


2. Сборником обязательных общегосударственных стандартов и положений, нормирующих качество лекарственных средств, является:

а) справочник фармацевта;

б) приказ МЗ по контролю качества лекарственных средств;

в) ГОСТ;

г) ГФ;

д) GMP.


3. Воздух помещений аптеки обеззараживают:

а) радиационной стерилизацией;

б) установкой приточно-вытяжной вентиляции;

в) ультрафиолетовой радиацией;

г) обработкой дезинфицирующими средствами.


4. Класс чистоты помещения устанавливается по предельно допустимому содержанию в 1 м3 воздуха (шт.):

а) аэрозольных частиц;

б) микроорганизмов;

в) аэрозольных частиц определенного размера и микроорганизмов.


5. В аптеку доставили посуду из инфекционного отделения больницы. Какие виды деятельности будет включать предстерилизационная обработка посуды, изделий и объектов в соответствии с действующей инструкцией по санитарному режиму?

а) удаление белковых веществ;

б) удаление жировых веществ;

в) удаление механических включений;

г) моюще-дезинфицирующую обработку;

д) все вышеперечисленное.

6. Эффективность стерилизации сухим горячим воздухом зависит:

а) от температуры;

б) от времени стерилизации;

в) от степени теплопроводности стерилизуемых объектов;

г) от правильности расположения объекта внутри стерилизационной камеры;

д) от всех перечисленных выше факторов.


7. Простерилизованные: вата, марля, пергаментная бумага, фильтры до вскрытия биксов хранятся в аптеке (часов):

а) 6;

б) 12;

в) 24;

г) 48;

д) 72;


8. Наибольшей чувствительностью обладают весы при определении массы, близкой:

а) к минимальной нагрузке;

б) к максимальной нагрузке.


9. На весах ВКТ-1000 разрешается взвешивать грузы массой:

а) от 100 г до 1 кг;

б) от 1 кг до 10 кг;

в) от 10 г до 500 г;

г) от 50 г до 1 кг.


10. На точность дозирования по объему влияют следующие факторы:

а) радиус измерительного прибора;

б) положение глаз работающего;

в) температура окружающей среды;

г) вязкость жидкости;

д) все вышеперечисленные факторы.


Приложение 4

Вопросы к аттестации по пропедевтической фармацевтической практике

для студентов 1 курса фармацевтического факультета очного отделения

1. Общее устройство аптеки (план). Характеристика.

2. Устройство и оборудование производственных помещений аптек. Назначение. Характеристика.

3. Выполнение требований санитарно-гигиенического распорядка в аптечном учреждении.

4. Режим санитарно-гигиенических мероприятий в ассистентской комнате: периодичность и ха­рактер уборки (влажная, обработка дезинфицирующими средствами и др.).

5. Санитарно-гигиенические требования к помещениям для приготовления асептических и сте­рильных лекарственных форм.

6. Санитарные требования при изготовлении нестерильных лекарственных форм.

7. Санитарно-гигиенический режим в материальной, моечной комнатах и в других производст­венных помещениях аптеки.

8. Санитарно-гигиенические требования к персоналу аптек.

9. Подготовка персонала к работе в асептическом блоке. Правила поведения.

10. Правила эксплуатации бактерицидных ламп (облучателей).

11. Санитарные требования к получению, транспортировке и хранению воды очищенной и воды для инъекций.

12. Тара и упаковка, применяемая в аптеке, общие требования к ним. Характеристика.

13. Мытье различных видов пробок, склянок, банок и других упаковочных материалов новых и бывших в употреблении.

14. Обработка аптечной посуды:

- дезинфекция;

- замачивание и мойка; ополаскивание; сушка (или стерилизация);

- контроль качества обработки.

15. Обработка пластмассовой посуды.

16. Как проверить чистоту и качество стеклянной тары?

17. Как проверить термическую устойчивость стекла?

18. Как проверить химическую устойчивость стекла?

19. Материалы, используемые для упаковки лекарственных препаратов в аптеке.

20. Современные методы и аппаратура для получения воды для инъекций. Схемы аппаратов ДЭ-25, А-10, АА-1, типа АЭВС.

21. Хранение воды для инъекций. Аппаратура для сбора и хранения воды для инъекций.

22. Правила обработки флаконов, вновь поступивших и бывших в употреблении в неинфекци­онных отделениях больницы.

23. Режим и методы стерилизации отдельных объектов:

- паровой метод;

- воздушный метод стерилизации; химический метод стерилизации;

Приложение 5

МЕЖКАФЕДРАЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ


Рабочей программы

учебной пропедевтической фармацевтической практики

Кафедра фармацевтической технологии и биотехнологии

Специальность 060301 «Фармация»


Дисциплина, изучение которой опирается на учебный материал данной дисциплины

Кафедра

Вопросы согласования

Дата

согласования

протокол №______

Физика

Физики

Методы определения физических характеристик со­единений, смесей веществ и биологических объектов.




Химия общая, неорганическая, физическая, коллоидная, аналитическая

Химии

Физические и химические свойства соединений, гомо­генных и гетерогенных систем, методы определения фи­зико-химических характеристик (констант), качествен­ного и количественного анализа, химический состав тканей и жидкостей организма, методы химического анализа




Общая гигиена

Общей гигиены и экологии

Этиология и патогенез основных патологических со­стояний, понятие о реактивности организма человека Гигиенические аспекты нарушений метаболизма




УЭФ

УЭФ и МФТ

Нормативные документы: законы, постановления правительства, приказы МЗ РФ и Администрации Волгоградской области, направленные на дальнейшее развитие лекарственного обеспечения населения.




Дисциплина, изучение которой опирается на учебный материал данной дисциплины

Кафедра

Вопросы согласования

Дата

согласования

протокол №______

Фармакогнозия

Фармакогнозии и ботаники

Характеристика лекарственного растительного сы­рья, используемого в фармацевтической технологии, химический состав действующих веществ, примене­ние в медицине, контроль качества, методы анализа.




Фармацевтическая химия

Фармацевтиче­ской и токси­кологической химии

Методы стандартизации лекарственных ве­ществ, качественный и количественный анализ ле­карственных препаратов (ГФ, ФС, ВФС, НД и др.).




Фармакология

Фармакологии

Основные аспекты экспериментальной фармакокинетики, фармакодинамики лекарственных средств





Зав. кафедрой фармацевтической

технологии и биотехнологии

(разработчика программы) _________д. фарм. н., проф. Симонян А.В.


Зав. кафедрой химии _________д. хим. н., проф. Брель А.К.


Зав. кафедрой физики _________к. пед. н., доц. Коробкова С.А.


Зав. кафедрой общей гигиены

и экологии _______д. мед. н., проф. Латышевская Н.И.


Зав. кафедрой УЭФ и МФТ ______________д. фарм. н. Ганичева Л.М.


Зав. кафедрой фармакогнозии и ботаники _________к. биол. н., доц. Яницкая А.И.


Зав. кафедрой фармацевтической

и токсикологической химии ____________д. хим. н., проф. Озеров А.А.


Зав. кафедрой фармакологии _________чл.-корр. РАМН, д. мед. н., Спасов А.А.



Согласовано:

Председатель УМК ____________


Протокол № ___от _______20___ г.

Утверждаю:

Проректор по учебной работе

профессор__________В.Б. Мандриков

«____» _______________20___ г.



ПРОТОКОЛ

дополнений и изменений к рабочей программе

по УЧЕБНОЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ


по специальности 060301 «Фармация»

на _______________учебный год




Предложение о дополнении или изменении к рабочей программе

Содержание

дополнения или изменения

к рабочей программе

Решение по изменению или дополнению к рабочей программе















































































































































































































Протокол утвержден на заседании кафедры

«____»_______________20___года


Зав. кафедрой ФТиБ,

д.фарм. н, проф. Симонян А.В.


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебной фармацевтической пропедевтической практики для специальности: 060301 «Фармация» Квалификация (степень) выпускника iconПрограмма и методические указания по учебной практике для студентов 2 курса по специальности 110501 «Ветеринарно-санитарная экспертиза» квалификация ветеринарно-санитарный врач Краснодар, 2011

Рабочая программа учебной фармацевтической пропедевтической практики для специальности: 060301 «Фармация» Квалификация (степень) выпускника iconРабочая программа основной образовательной программы (ооп) подготовки выпускника по специальности 111201-Ветеринария

Рабочая программа учебной фармацевтической пропедевтической практики для специальности: 060301 «Фармация» Квалификация (степень) выпускника iconРабочая программа основной образовательной программы (ооп) подготовки выпускника по специальности 111201 Ветеринария Дисциплина «Организация и экономика ветеринарного дела»

Рабочая программа учебной фармацевтической пропедевтической практики для специальности: 060301 «Фармация» Квалификация (степень) выпускника iconРабочая программа производственной практики “помощник врача стационара” по терапии дисциплины “Внутренние болезни” по специальности 06010165 “лечебное дело”

Рабочая программа учебной фармацевтической пропедевтической практики для специальности: 060301 «Фармация» Квалификация (степень) выпускника iconРабочая программа учебной дисциплины «внутренние незаразные болезни» по специальности 111201 «ветеринария» среднего профессионального образования базовый уровень

Рабочая программа учебной фармацевтической пропедевтической практики для специальности: 060301 «Фармация» Квалификация (степень) выпускника iconПрограмма учебной дисциплины физическая культура для специальности

Рабочая программа учебной фармацевтической пропедевтической практики для специальности: 060301 «Фармация» Квалификация (степень) выпускника iconУчебной практики по микробиологии для студентов 2 курса

Рабочая программа учебной фармацевтической пропедевтической практики для специальности: 060301 «Фармация» Квалификация (степень) выпускника iconЗадачи практики. Задачами учебной практики являются: получение первичных профессиональных умений и навыков участие в работе по кормлению и уходу за с/х животными; знакомство с технологиями содержания различных видов с/х животных

Рабочая программа учебной фармацевтической пропедевтической практики для специальности: 060301 «Фармация» Квалификация (степень) выпускника iconРабочая программа По дисциплине «Биология» Для специальности «060609 медицинская кибернетика»

Рабочая программа учебной фармацевтической пропедевтической практики для специальности: 060301 «Фармация» Квалификация (степень) выпускника iconРабочая программа по педиатрии для специальности 060101 лечебное дело Факультет лечебный

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU