Правила этической экспертизы инициативных научных исследований методическое пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней Составитель icon

Правила этической экспертизы инициативных научных исследований методическое пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней Составитель





НазваниеПравила этической экспертизы инициативных научных исследований методическое пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней Составитель
страница1/4
д.н. РФ
Дата конвертации03.06.2013
Размер0.66 Mb.
ТипИсследование
  1   2   3   4
Волгоградский государственный медицинский университет


ПРАВИЛА

ЭТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

ИНИЦИАТИВНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


Методическое пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней


Составитель


з.д.н. РФ, доктор философских наук

доктор юридических наук

профессор

Седова Н.Н.


Волгоград, 2006

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…3

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ (на примере испытаний лекарственных препаратов)…5

ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ…11

КЛИНИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ С УЧАСТИЕМ ПРЕДСТАВИТПЕЛЕЙ УЯЗВИМЫХ (НЕЗАЩИЩЕННЫХ) ГРУПП…16

Человеческие эмбрионы и искусственно оплодотворённые женщины..16

Этические аспекты проведения медицинских исследований на женщинах репродуктивного возраста…23

Исследования на студентах и служащих…26

Исследования на людях, находящихся в критическом состоянии, и на смертельно больных пациентах…26


Исследования на представителях этнических меньшинств…29

Исследования биоэквивалентности на добровольцах…30

Исследования на людях с нарушениями психики и органов чувств…32

Исследования на пожилых людях…34

Некоторые актуальные проблемы клинических исследований стволовых клеток...37

Исследования на военнослужащих…38

Научные исследования с участием детей…42


Исследование вакцин…47

Проведение исследований на биомоделях и на лабораторных животных…50

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ…56

ДОКУМЕНТЫ…58


ВВЕДЕНИЕ

Диссертационное исследование всегда является инициативным и, в то же время, оно включено в общую программу научно-исследовательской работы вуза.

Выполнение диссертационного исследования включает в себя несколько познавательных этапов, каждый из которых имеет свои особенности:

1 этап – Выбор проблемы. Включает дискуссию в научном коллективе, консультации с научным руководителем или консультантом. Цель – определение необходимого для выполнения диссертационного исследования уровня знаний в данной проблеме, согласование проблемы с работой данной научной школы.

2 этап – Поисковое исследование на базе литературных источников. Цель – формулировка темы

3-й этап – Формулировка темы и разработка гипотезы и плана исследования. Представление темы и плана для утверждения проблемной комиссией и ученым советом.

4-й этап – Сбор эмпирических данных (наблюдение, эксперимент, моделирование, клинические испытания)

5-й этап – Теоретическое обобщение эмпирических данных, подтверждение/опровержение гипотезы.

6-й этап – Апробация результатов. Формулировка выводов и практических рекомендаций.

7-й этап – Защита диссертации.

Каждый этап исследования сопровождается экспертизой качества его проведения, которую осуществляет научный руководитель, коллектив кафедры, члены проблемной комиссии, специально назначаемые рецензенты, оппоненты и члены диссертационного совета. В качестве экспертных могут быть признаны мнения, высказанные при обсуждении результатов исследования на научных форумах различного уровня. На третьем этапе проводится экспертиза особого рода – этическая.

Цель этической экспертизы – определение соотношения риска и пользы для участников исследования, определение уровня защищенности испытуемых. Объектом защиты выступает испытуемый в единстве его органических, психических и социальных функций. Для проведения оценки рисков и ожидаемой пользы необходимо выполнить следующие требования:

  • необходимые данные не могут быть получены без привлечения к исследованию людей;

  • исследование рационально спланировано с учётом минимизации дискомфорта и инвазивных процедур для испытуемых;

  • исследование служит получению важных результатов, направленных на совершенствование диагностики и лечения или способствующих обобщению и систематизации данных о заболеваниях;

  • исследование базируется на результатах лабораторных данных и экспериментов на животных, углублённом знании истории проблемы, а ожидаемые результаты лишь подтвердят его обоснованность;

  • ожидаемая польза от исследования превышает потенциальный риск, а потенциальный риск является минимальным, т.е. не большим, чем при выполнении обычных лечебных и диагностических процедур при данной патологии;

  • исследователь обладает достаточной информацией о предсказуемости любых возможных неблагоприятных последствий исследования;

  • испытуемым и их законным представителям предоставлена вся информация, необходимая для получения их осознанного и добровольного согласия.

В исследованиях на биоматериалах оценивается право исследователя на пользование этими материалами и способы обращения с ними.

В исследованиях на животных оценивается гуманность отношения к ним и соблюдение нормативных актов.

В поведенческих исследованиях оценивается следование нормам коммуникативной этики, правилу конфиденциальности и формам обеспечения психологической защиты обследуемого.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ

(на примере испытаний лекарственных препаратов)

Фаза I. Первый опыт применения нового активного вещества у человека. Чаще всего исследования начинаются у добровольцев (взрослые здоровые мужчины). Главная цель исследований – решить, стоит ли продолжать работу над новым препаратом, и, если удастся установить дозы, которые будут использоваться у пациентов во время II фазы клинических исследований. В ходе этой фазы исследователи получают предварительные данные о безопасности нового препарата и впервые описывают его фармакокинетику и фармакодинамику у человека.

Иногда невозможно провести исследования I фазы у здоровых добровольцев из-за токсичности данного препарата (лечение онкологических заболеваний, СПИДа). В этом случае проводятся нетерапевтические исследования с участием пациентов с этой патологией в специализированных учреждениях.

Фаза II. Обычно это первый опыт применения у пациентов с заболеванием, для лечения которого предполагается использовать препарат. Вторая фаза делится на IIa и IIb. Фаза IIa – это терапевтические пилотные исследования (pilot studies), т.к. полученные в них результаты обеспечивают оптимальное планирование последующих исследований. Фаза IIb – это более обширные исследования у пациентов с заболеванием, которое является основным показанием к назначению нового лекарственного средства. Главная цепь – доказать эффективность и безопасность препарата. Результаты этих исследований (pivotal trial) служат основой для планирования исследований III фазы.

Фаза III. Многоцентровые испытания с участием больших (и, по возможности, разнообразных) групп пациентов (в среднем, 1000-3000 человек). Основная цель – получение дополнительных данных о безопасности и эффективности различных форм препарата, о характере наиболее частых нежелательных реакций и т.п. Чаще всего клинические исследования этой фазы – двойные слепые контролируемые, рандомизированные, а условия исследований максимально приближены к обычной реальной рутинной медицинской практике. Данные, полученные в клинических исследованиях III фазы, являются основой для создания инструкций по применению препарата и для решения об его регистрации.

Фаза IV. Исследования проводятся после начала продажи препарата с целью получить более подробную информацию о длительном применении в различных группах пациентов и при различных факторах риска и т.д., и, таким образом, более полно оценить стратегию применения лекарственного средства. В исследовании принимает участие большое количество пациентов, это позволяет выявить ранее неизвестные и редко встречающиеся нежелательные явления.

Если лекарственное средство собираются применять по новому показанию, ещё не зарегистрированному, то для этого проводятся дополнительные исследования, начиная с фазы II.

Таблица

Фазы клинических исследований

Фаза

Количество пациентов

Основные задачи

I

20-80

Первое опыт применения нового активного вещества у человека, оценка токсичности и безопасности, определение параметров фармакокинетики

II

100-800

Установление эффективности, определение оптимальных режимов дозирования, оценка безопасности

III

1000-4000

Подтверждение данных об эффективности и безопасности, сравнительные исследования со стандартными препаратами

IV

Десятки тысяч

Дальнейшей изучение эффективности для оптимизации применения препарата, долгосрочные исследования безопасности, оценки редких нежелательных лекарственных реакций


Некоторые виды исследований поведения человека включают только наблюдение за людьми в общественных местах (например, наблюдение за покупательскими привычками или еды). Исследователь не вмешивается в ход событий, он со стороны анализирует их естественное течение. Когда испытуемые являются совершеннолетними, исследования такого типа могут освобождаться от экспертизы Этический комитет (ЭК) за исключением случаев, когда:

  • получаемая информация записывается исследователями таким образом, что позволяет, непосредственно или косвенно, идентифицировать испытуемых;

  • обнародование ответов испытуемых может повлечь за собой риск уголовной или гражданской ответственности испытуемых, нанести ущерб их финансовому положению, положению на работе или репутации..

В ретроспективных исследованиях оцениваются события, которые уже произошли. Иногда исследование включает только изучение существующих официальных или частных документов. В этом случае ЭК может освободить исследование от экспертизы, провести экспертизу в ускоренном порядке или назначить полноценную экспертизу в зависимости от характера исследования и политики ЭК. Следует учитывать, что исследование письменных источников, проводимое без предварительного согласия испытуемых, затрагивает соображения неприкосновенности личной жизни.

В проспективных исследованиях вначале составляется план исследования, определяется дизайн, порядок сбора данных и статистической обработки, а затем проводится само исследование. Проспективные исследования с участием людей должны подвергаться этической экспертизе ЭК.

Несравнительные и сравнительные исследования. В несравнительных клинических исследованиях исследуемое лечение ни с чем не сравнивается. Обычно анализируется динамика какого-либо показателя (например, изменение уровня общего холестерина при применении какого-то гипотензивного препарата) к концу периода лечения. Однако большинство крупных клинических исследований планируются и выполняются как сравнительные (например, сравнение исследуемого препарата с другим активным веществом или с плацебо). Проходят экспертизу ЭК

Контролируемые исследования. Исследование является контролируемым, когда исследуемый препарат сравнивают с группой сравнения (контрольной группой). Группой сравнения может быть другое активное лечение – имеющее уже известную эффективность и переносимость; плацебо (этическим аспектам его применения посвящена отдельная глава); другая доза или лекарственная форма того же препарата; отсутствие лечения; рутинная терапия (лечение, не оговорённое Протоколом исследования) или исторический контроль. Контролируемые исследования, как и любые другие проспективные исследования, подвергаются этической экспертизе со стороны ЭК.

Исследования при помощи опросов, анкетирования и интервью. Опросы анкетирования и интервью обычно применяются в таких общественных биомедицинских научных дисциплинах, как эпидемиология антропология, фармакоэкономика, фармакоэпидемиология, психология и социология. Исследования, включающие опросы и интервьюирование детей должны подлежать тщательной экспертизы ЭК. Кроме того, некоторые ЭК могут подвергать экспертизе все исследовательские проекты с участием людей.

Эпидемиологические исследования. Нередко трудно доказать наличие причинно-следственной связи между каким-либо фактором и развитием конкретной патологии у человека. Огромное число симптомов и синдромов заболеваний неспецифично, и их возникновение возможно в результате большого количества разнообразных факторов. Это является причиной неопределённости суждений, как в случае выявления, так и в случае оценки возможных последствий. Также затруднения часто возникают, когда недуг развивается в результате длительного действия какого–либо вещества (например, при токсикологических исследованиях) в малых дозах, а проявлению патологического процесса предшествует длительный скрытый период (канцерогенез).

По способу организации схемы выполнения можно выделить несколько основных типов эпидемиологических исследований:

  • регистрации серии событий;

  • исследование типа «случай-контроль» – связанный с экспозицией риск вычисляется путём сравнения группы заболевших («случаев») и группы здоровых лиц («контролей»);

  • когортное исследование – оценивается риск заболевания среди определенной группы населения в сравнении с контрольной группой;

  • корреляционные исследования – выявляются, временные, профессиональные, алиментарные или другие связи заболеваемости.

По временной направленности плана изучения связи заболеваний и воздействий можно выделить:

  • ретроспективные исследования – осуществляются по результатам регистрации заболеваний лиц за какой-то отрезок времени в прошлом;

  • «поперечные» исследования на основе оценки текущей распространенности заболевания (или заболеваемости) и воздействия фактора. В типичных исследованиях «поперечного среза» пациенты заполняют однократно вопросник (анкету);

  • проспективные исследования, предусматривающие определённый план регистрации заболеваний и экспозиции людей в будущем в течение заданного периода времени с последующим анализом данных.

Плацебо в клинических исследованиях лекарственных средств. Причины, по которым в исследования включают группу, получающую плацебо:

  • Контроль психологических аспектов участия в клиническом испытании.

  • Возможность корректно интерпретировать полученные данные и сделать правильные выводы об эффективности и безопасности лекарственного средства

Плацебо-эффект – изменения в состоянии организма, вызванные самим фактом приёма лекарственного средства, вне зависимости от его действующего начала.

Маскированные исследования. Комитеты по Этике при рассмотрении Протоколов (Программ) исследований, включающих группу плацебо, должны с особой тщательностью взвешивать обоснованность применения плацебо в конкретном проекте. Можно воспользоваться рекомендациями текущей редакции Хельсинкской Декларации Всемирной Медицинской Ассоциации (ВМА). Статья 29 Декларации гласит: «Польза, риски, неудобства и эффективность нового метода должны оцениваться в сравнении с лучшими на текущий момент профилактическими, диагностическими и терапевтическими методами. В тех случаях, когда не существует апробированного профилактического, диагностического или терапевтического метода, возможно использование в исследованиях групп сравнения с плацебо либо с отсутствием лечения».

Однако такие достаточно жёсткие формулировки вызвали дискуссию в среде профессионалов клинических исследований. Поэтому ВМА была вынуждена сделать разъяснения к статье 29: «Настоящим ВМА подтверждает свою позицию в отношении того, что решения о проведении плацебо-контролируемых исследований должно приниматься с крайней осторожностью, и что в целом данная методология может использоваться только в отсутствие апробированных методов терапии.

Однако проведение плацебо-контролируемых исследований может быть оправдано с этической точки зрения даже при существовании апробированных методов лечения при наличии следующих обстоятельств: когда существуют убедительные научно обоснованные методологические причины необходимости использования плацебо для определения эффективности либо безопасности исследуемого профилактического, диагностического или терапевтического метода; или когда исследуется профилактический, диагностический или терапевтический метод для нетяжелых заболеваний, и применение плацебо не приведет к повышению риска причинения серьёзного либо необратимого ущерба здоровью. Все иные положения Хельсинкской Декларации должны строго соблюдаться, особенно в отношении необходимости проведения соответствующей этической и научной экспертизы».

ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ

Основополагающим документом, определяющим этические принципы проведения биомедицинских исследований с участием людей, является Хельсинкская Декларация Всемирной Медицинской Ассоциации (ВМА). Хельсинкская Декларация гласит: «При проведении любого исследования с участием людей в качестве субъектов каждый потенциальный субъект исследования должен быть надлежащим образом проинформирован о целях, методах, ожидаемой пользе и возможном риске исследования, а также о неудобствах, которые могут быть вызваны экспериментом. Участники исследования должны быть проинформированы о том, что они имеют неограниченное право отказаться от участия в исследовании и в любое время взять назад согласие на участие. Врач должен получить такое согласие – свободное и информированное – от субъекта исследования, желательно в письменном виде».

Пациенты могут включаться в научное исследование только после того, как они получили полную информацию о нём и дали осознанное и добровольное согласие на участие. ЭК уделяет пристальное внимание информации для пациента и форме информированного согласия, их содержанию и процессу получения.

Информированное согласие (ИС) – процесс добровольного подтверждения пациентом его согласия участвовать в том или ином исследовании после того, как он был ознакомлен со всеми аспектами исследования. Информированное согласие документируется с помощью письменно подписанной и датированной формы Информированного Согласия [ICH Harmonized Tripartite Guideline for GCP].

Правильно составленное ИС должно содержать в себе следующие разделы:

  1. положение о том, что предполагается проведение научного исследования;

  2. цели клинического испытания;

  3. виды лечения (включая плацебо) и вероятность случайного распределения пациентов между различными видами лечения;

  4. описание процедур исследования;

  5. обязанности пациентов, участвующих в испытании;

  6. предсказуемый риск, возможные неудобства;

  7. ожидаемая польза;

  8. альтернативные методы лечения (преимущества и недостатки);

  9. компенсации за ущерб здоровью;

  10. условия оплаты участникам за участие в исследовании (если предусмотрено);

  11. возможные расходы субъекта в ходе исследования;

  12. положение о добровольности участия в исследовании;

  13. возможность отказа от участия в исследовании в любое время без неблагоприятных последствий;

  14. конфиденциальность информации и гарантия того, что имена участников исследования не будут указаны при публикации результатов исследования;

  15. возможность проведения проверок (при соблюдении конфиденциальности) представителями официальных инстанций;

  16. имена и телефоны контактных лиц;

  17. ожидаемая продолжительность участия в исследовании;

  18. приблизительное (планируемое) количество участников исследования;

  19. предупреждение о том, является ли участие в исследовании препятствием для участия в других программах.

ИС должно быть переведена на родной язык пациента, а сотрудники компании-спонсора или исследователь (если это инициативное исследование) несут ответственность за качество перевода и его соответствие оригиналу.

При разработке и переводе ИС следует избегать специальных терминов и языковых сложностей, а при наличии специальных терминов, необходима расшифровка или объяснение в тексте. Шрифт формы ИС должен быть четким и крупным, разделы отделены друг от друга, важная информация выделена. Окончательный вариант ИС должен включать все необходимые содержательные элементы. ИС должна быть одобрена внутри компании-спонсора, утверждена официальными инстанциями страны, где проходит клиническое исследование и Комитетом по Этике.

Очень важным моментом является время получения ИС. ИС должно быть получено до совершения любого действия, если оно:

  • выполняется для целей исследования;

  • не было бы совершено по отношению к пациенту в рамках обычной медицинской практики (например, планируется включение пациента в исследование по лечению внебольничной пневмонии, однако рентгенологической исследование ему в любом случае будет проведено в поликлинике. В этом случае ИС можно не получать до проведения обследования, т.к. оно выполняется в рамках обычной медицинской практики).

Если пациент госпитализируется перед началом клинического исследования, то:

  • ИС должно быть получено перед госпитализацией;

  • в исходные медицинские документы пациента и в материалы исследования необходимо внести запись о цели госпитализации (диагностическое обследование для уточнения соответствия данного пациента критериям включения в данное исследование);

При наличии любых инвазивных манипуляций:

  • ИС должно быть получено до любой манипуляции, проводимой для целей исследования (скрининг и т.д.),

  • если обследование было назначено пациенту независимо от участия в исследовании, ИС до выполнения процедуры можно не получать;

При наличии вводного («отмывочного») периода исследования, плацебо;

  • ИС необходимо получить перед любым вмешательством, изменяющим ход обычного лечения или медицинского наблюдения, а не непосредственно перед назначением исследуемого препарата.

Если вносятся изменения в сопутствующую терапию, то:

  • ИС должно быть получено до изменений (отмены) препарата;

  • интересы пациента должны преобладать над интересами науки (напр., нельзя отменять сопутствующую терапию согласно требованиям Протокола исследования, если отмена приведет к ухудшению состояния пациента). Исследователь не должен принуждать пациентов к участию в исследовании или влиять на принятие ими решения

Пациент должен принять решение только сам, на основании информации, содержащейся в форме ИС, и сведений, полученных от врача:

  • пациент должен иметь достаточно времени для принятия решения и обдумывания ответов, полученных от врача на заданные вопросы, в связи с чем, информацию для пациента и форму ИС потенциальный участник исследования может забрать домой для обсуждения с родственниками, лечащим врачом, юристом и т.д.;

  • пациент должен не только подписать, но и собственноручно датировать два экземпляра формы ИС;

  • форму ИС подписывает и датирует также исследователь, который проводил беседу с пациентом;

  • один экземпляр формы ИС остаётся у исследователя, хранится в материалах исследования, второй выдаётся пациенту на руки;

  • в исходных медицинских документах необходимо сделать запись о получении ИС с указанием даты и имени лица, проводившего беседу. Если форма ИС была подписана в тот день, когда пациенту начали проводить какие-либо исследования, форма ИС должна быть подписана ранее начала любой процедуры;

  • если в ходе исследования была принята, одобрена КЭ и подписана пациентом новая форма ИС, и в исследовательском центре, и на руках у пациента остаются два варианта ИС – старый и новый.

Возможны случаи, когда пациент или его законный представитель не могут сами прочесть текст формы ИС. Тогда во время получения ИС должен присутствовать свидетель, который должен быть независимым, т.е. не связан подчиненными отношениями с исследователем. Свидетель должен присутствовать при получении ИС, если пациент не может сам прочесть текст ИС или пациент относится к уязвимому контингенту (пожилые, тяжело больные люди и т.д.). Свидетель подписывает и датирует форму ИС наряду с пациентом и врачом-исследователем.

Задача ЭК – это квалифицированная экспертиза ИС, являющегося одним из важнейших элементов системы, гарантирующей этичность биомедицинских исследований с участием людей и соблюдение их прав.


КЛИНИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ С УЧАСТИЕМ ПРЕДСТАВИТПЕЛЕЙ УЯЗВИМЫХ (НЕЗАЩИЩЕННЫХ) ГРУПП


Человеческие эмбрионы и искусственно оплодотворённые женщины

Юридическая справка. В России трансплантация человеческих эмбрионов регулируется ст.35 Закона «Об охране здоровья граждан» (в редакции от 27.02.2003 г.) «Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона. Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины). Сведения о проведённых искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну. Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах её последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство. Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечёт за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».

Нормативные акты Министерство Здравоохранения РФ регулируются следующими нормами: приказом №67 от 26 февраля 2003 г. «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Правовые аспекты суррогатного материнства определены действующим законодательством Российской Федерации в частности «Семейным кодексом»:

  • п. 4 ст. 51. «Лица, состоящие в браке и давшие своё согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию
    эмбриона, в случае рождения у них ребёнка в результате применения этих
    методов записываются его родителями в книге записей рождений.
    Лица, состоящие в браке между собой и давшие своё согласие в
    письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его
    вынашивания, могут быть записаны родителями ребёнка только с согласия
    женщины, родившей ребёнка (суррогатной матери)
    ».

  • п. 3 ст. 52. «Супруг, давший в порядке, установленном законом, согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, не вправе при оспаривании отцовства ссылаться на эти обстоятельства. Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать (часть вторая пункта 4 статьи 51 настоящего Кодекса) не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства».

Пункт 5 статьи 16 ФЗ «Об актах гражданского
состояния
» от 15.11.97 г. №143-ФЗ гласит: «При государственной регистрации рождения ребёнка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребёнка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребёнка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребёнка».

Концепция минимального риска. Риски для эмбриона при любой исследовательской процедуре не должны быть более чем минимальными (начиная от ультразвука и заканчивая изменениями в питании матери). Если риски превышают уровень, рассматриваемый в качестве минимального, то они должны быть оправданы пользой для здоровья матери или конкретного эмбриона.

Рассмотрение КЭ. Предполагаемое исследование должно иметь целью получение информации, которую иным образом получить невозможно. Если речь идёт об аборте, то исследователи не должны принимать никакого решения о нём, времени его проведения и метода. Никаких изменений, представляющих более чем минимальный риск для эмбриона и матери, не должно вноситься в процесс аборта в исследовательских целях. Никакие денежные или другие стимулы (например, бесплатный уход) не должны предлагаться женщине, чтобы она согласилась прервать беременность в исследовательских целях.

Исследование эмбриона, находящегося в матке. Исследование может иметь своим субъектом как беременную женщину (в этом случае эмбрион имеет косвенное отношение к исследованию) так и их обоих. Когда оно направлено и на беременную женщину, и на эмбрион, находящийся в матке, должны применяться этические нормы, относящиеся к обоим участникам.

КЭ может одобрить проведение исследования, имеющее своим субъектом эмбрион, находящийся в матке, в следующих случаях:

  • цель исследования с минимизированным риском направлено на удовлетворение потребностей эмбриона в области охраны здоровья (например, новая техника внутривенного вливания при несовместимости резус-факторов);

  • исследование подвергает эмбрион не более чем минимальному риску (например, небольшие изменения в питании матери или использование ультразвуковой ЭХО-графии);

  • целью исследовательской деятельности является углубление и развитие важных биомедицинских знаний, достичь которые другими методами невозможно.

Исследования эмбриона, находящегося вне материнского организма. Эмбрион считается нежизнеспособным, если он не может самостоятельно развиться до стадии самостоятельного поддержания жизни даже при поддержке имеющимися возможностями современной медицины. Исследования с привлечением нежизнеспособных эмбрионов, искусственно продлевающие их жизненные функции или ускоряющие их смерть, должны быть запрещены. Этические соображения призывают исследователей дать этому человеческому участнику достойно умереть, не вмешиваясь в процесс в исследовательских целях.

Исследование с использованием мёртвых эмбрионов, эмбриональных тканей и плаценты. Исследовательская деятельность с использованием мёртвых эмбрионов, эмбриональных материалов или клеток, тканей или органов, извлечённых из мертвого эмбриона, должна регулироваться государственными законами и нормами, которых в РФ пока нет, поэтому КЭ должен рекомендовать действовать в соответствии с общепринятыми взглядами относительно проявления уважения к мёртвым.

Исследование по трансплантации эмбриональных тканей. Исследования с привлечением эмбриональных тканей человеческого происхождения, полученных в результате искусственно вызванного аборта у людей, страдающих от таких заболеваний, как болезнь Паркинсона, ювениальный диабет, эпилепсия, шизофрения, а также для использования их как косметических средств для омоложения, являются предметом серьёзных дебатов.

Во-первых, решение о прерывании беременности и процедуре аборта необходимо принимать независимо от подбора и использования эмбриональных тканей. Во-вторых, время и метод аборта не должны зависеть от потенциального использования эмбриональных тканей для трансплантации или медицинского исследования. В-третьих, платежи и другие формы вознаграждения и компенсации, связанные с приобретением эмбриональных тканей, должны быть запрещены, за исключением возмещения реальных расходов на получение, хранение, подготовку и транспортировку тканей. В-четвёртых, использование эмбриональных тканей как косметических средств для омоложения должны быть запрещены.

Информированное согласие. Потенциальные реципиенты эмбриональных тканей и участники исследования должны быть полностью проинформированы относительно источника получения тканей. Обсуждение возможного использования эмбриональной ткани и получение согласия на него не должны предшествовать и тем более влиять на решение и согласие на аборт. Эмбриональные ткани, полученные в результате искусственно стимулированного аборта, не должны быть использованы в медицинских исследованиях, если заранее не было получено согласие беременной женщины. Её решение отдать остатки эмбриона достаточно для использования ткани при условии, что отец эмбриона не возражает (за исключением случаев инцеста или изнасилования). Согласие должно быть получено в соответствии с действующим российским законодательством. Направленное пожертвование эмбриональной ткани должно быть запрещено! Беременной женщине запрещается указывать получателя трансплантата, полученного из эмбриональной ткани. Если это необходимо, то должна быть соблюдена анонимность донора и реципиента, чтобы донор не знал, кто получает ткань, и, в свою очередь, реципиент и группа по пересадке не должны знать донора.

Экспериментальная трансплантация с использованием эмбриональных тканей, полученных от члена семьи, друга или знакомого должна быть запрещена.

Исследования, проводимые перед абортом. для того, чтобы понять, проникают ли лекарства через плаценту экспериментальные препараты, должны тестироваться на женщинах. Высказывалось мнение, что такие испытания влекут за собой меньше риска для эмбриона, которому предстоит аборт, чем тому, который будет рождён в срок, поскольку врожденный дефект не успеет материализоваться до аборта. Однако в этой ситуации имеются две этические проблемы: во-первых, женщина после приёма экспериментального лекарства может передумать делать аборт; во-вторых, вне зависимости от жизненных перспектив, эмбрион является несознательным субъектом и не может дать своего согласия.

Однако нет разницы в моральном статусе эмбриона, которому предначертан аборт или доношенным эмбрионом. Поэтому эмбриону, которому предстоит аборт, приемлема только та исследовательская процедура, которая может быть применена к пока ещё не рожденному в срок эмбриону. Если КЭ определяет, что риск приемлем для эмбрионов, которые будут доношены, то приемлемо, в качестве субъектов исследований, использовать эмбрионы, которым предстоит аборт. Выбор только тех эмбрионов, которые будут рождены в срок, и тем, которым предстоит аборт, минимизирует риск для будущего ребёнка, а исследовательская процедура, проводимая одновременно с процессом аборта, наиболее полно удовлетворяет этим условиям (например, фетоскопическая процедура, начинающаяся после того, как назначены препараты, вызывающие аборт). Необходимо ограничивать риск тем, что может быть приемлемо для эмбриона, который будет рождён в срок. Этим защищается право матери изменить своё мнение относительно аборта.

Согласие на проведение исследования с использованием эмбрионов. При проведении любых исследований, в которых в качестве субъектов привлекаются эмбрионы человеческого происхождения, необходимо получение согласия от матери, представляющей интересы эмбриона. В качестве общего правила перед тем, как эмбрион может быть вовлечён в исследование, обязательно получение согласия и от отца эмбриона.

Допускаются исключения из этого правила, когда:

  • невозможно точно установить отцовство или местонахождение отца;

  • отец отсутствует по уважительным причинам;

  • беременность наступила в результате изнасилования или инцеста.

Согласие отца в случаях, когда он и его местоположение известны, необходимо получать по следующим причинам:

  • в качестве родителя отец является вторым по значимости человеком после матери, который заинтересован в благополучии эмбриона;

  • отец будет юридически отвечать за удовлетворение потребностей ребёнка в области здоровья, а поскольку при проведении исследования на эти потребности может быть оказано воздействие, у отца должно быть право голоса при определении, каким рискам эмбрион может быть подвергнут;

  • привлечение эмбриона к исследованию в ситуации, когда у родителей нет единства мнений относительно исследования, может разрушить семью, что является дополнительным риском для эмбриона.

Исследователи должны документировать причины принятия решения о том, почему они полагают, что отец является «недоступным» и консультироваться с КЭ в случаях, когда получение согласия от отца является невозможным.

При любых экспериментах КЭ должен убедиться в том, что в представляемой родителям информации отчётливо проводится разграничение между процедурами выполняемыми в исследовательских целях, и процедурами, являющимися частью стандартного медицинского ухода. Риски матери, по возможности, должны отделяться от рисков эмбриона. Информация, раскрывающая размеры рисков, должна быть чётко представлена на доступном для непрофессионала языке.

Исследование с привлечением искусственно оплодотворенных женщин. Одной из важных этических проблем являются «неиспользованные эмбрионы».

  • КЭ должен убедиться в том, что исследователи чётко представляют, что произойдёт с эмбрионами, которые не участвуют в той конкретной процедуре, для которой они предназначены (т.е. они будут использованы в дальнейшей исследовательской работе, будут имплантированы в матку другой женщины, будут уничтожены или использованы в других целях).

  • Исследователь должен убедиться в том, что участники исследования знают, на что идут и согласны с этим. Согласие должно быть выражено в письменной форме.

  • Исследователи должны обсудить с участниками вопрос о принадлежности образцов эмбрионов и эмбриональных тканей, полученных, но неиспользованных в ходе исследования (например, образцы «принадлежат» лаборатории и родители не могут их забрать или они принадлежат биологическим матерям).

Этические аспекты проведения медицинских исследований на женщинах репродуктивного возраста

Юридические аспекты. Кроме этических норм, при проведении клинических исследований с участием женщин репродуктивного возраста необходимо знать юридические нормы, регулирующие данный вопрос. В настоящее время в России правовой основой для проведения клинических исследований на женщинах репродуктивного возраста являются:

  • Хельсинская декларация (2000 г.);

  • Конституция РФ;

  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. №5487-1 (с изменениями от 20 декабря 1999 г.);

  • Федеральный Закон от 22 июня 1998 г. №86-ФЗ «О лекарственных средствах» (с изменениями от 2 января 2000 г.; 30 декабря 2001 г.), ст. 40 ч.7 п.2;

  • Отраслевой стандарт ОСТ 42-511-99 «Правила проведения качественных клинических испытаний в РФ» (утверждено МЗ РФ от 29 декабря 1998 г.).

Так в статье 40 ч.7 закона «О лекарственных средствах» сказано, что запрещается проведение клинических исследований лекарственных средств на женщинах:

  • несовершеннолетних, не имеющих родителей;

  • беременных, за исключением случаев, если проводятся клинические исследования лекарственных средств, предназначенных для беременных, когда необходимая информация может быть получена только при исследованиях лекарственных средств на беременных и когда полностью исключён риск нанесения вреда беременной и плоду;

  • военнослужащих;

  • отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также находящихся под стражей в следственных изоляторах.

Этические аспекты. Клинические исследования с участием женщин, которые на момент проведения исследования являются беременными или могут забеременеть, должны находиться под особым контролем КЭ. Участие беременных женщин в исследованиях должно определяться специальными регламентирующими положениями, которые в настоящее время только разрабатываются

Цели этической экспертизы. Беременная женщина может быть субъектом исследования только тогда, когда цель исследования отвечает потребностям здоровья матери и плода, а риск для их здоровья при этом минимален. Таким образом, КЭ обязан:

1) рассмотреть, на кого направлено исследование – на здоровье матери или плода;

2) определить наличие рисков для матери, плода или будущего здоровья ребёнка.

Включение женщин в исследования. Оценивая соотношение пользы и возможного риска для здоровья женщины при проведении исследования необходимо не забывать об ответственности за здоровье будущего потомства. КЭ должны быть уверены в том, что небеременные женщины будут предохраняться от беременности во время проведения исследования. Женщины, включённые в исследование, должны известить исследователя о планируемой беременности, так как это может привести к ненужному дополнительному риску. В информированном согласии женщины репродуктивного возраста должны быть извещены о любом реально прогнозируемом проявлении токсичности, которая влияет на репродуктивную систему. Им также должна быть предоставлена любая релевантная (значимая) медицинская информация относительно использования контрацептивов во время участия в исследовании.

Исследования, в которых беременные женщины являются субъектом исследования. Исследования на беременных женщинах должны проводиться только в тех случаях, когда необходимые данные не могут быть получены на других категориях пациентов и когда цель исследования отвечает потребностям здоровья матери и плода, а риск для их здоровья при этом минимален.

Эти исследования требуют обязательного получения информированного согласия, содержащего всю доступную информацию о возможных последствиях, возникающих вследствие проводимого лечения или медицинских процедур для здоровья женщин, а также для здоровья эмбриона, плода или будущего ребёнка. КЭ должен определить возможность участия матери в исследовании в связи с возможным риском для здоровья её плода или ребёнка.

Исследование течения беременности, родов и послеродового периода. Необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- направлено ли исследование непосредственно на улучшение здоровья женщины;

- определена ли степень риска для плода;

- требуется ли согласие отца на проведение исследования.

Важным условием принятия КЭ решения о проведении исследования является оценка возможного риска для здоровья плода. Минимальный риск означает, что потенциальный риск для плода не больше, чем при выполнении обычных процедур при нормальной или осложненной беременности, и сравним с таковым при обследовании

Если исследование соответствует стандартам минимального риска, КЭ выносит решение относительно его одобрения. Требуются согласия матери и отца на проведение данного исследования, за исключением тех случаев, когда:

  • цель исследования – это помощь здоровью матери;

  • личность отца не установлена или не подтверждена;

  • беременность является результатом изнасилования.

Исследования, в которых женщины в период лактации являются субъектом исследования. КЭ должен требовать, чтобы исследователи гарантировали взятие образцов грудного молока, следили за изменением диеты матери в период получении ею исследуемых лекарств и контролировали недопустимость изменения состава или белкового компонента молозива или молока для вскармливаемых младенцев.

Исследования, направленные на развитие или оценку методов повышения фертильности или контрацепции. В настоящее время нет детальных инструкций для этой категории исследований, но со стороны КЭ им необходимо уделить особое внимание. КЭ должен быть уверенным, что существует адекватное объяснение риска, пользы, обратимости побочных явлений и указаны возможные альтернативные методы вмешательств.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Правила этической экспертизы инициативных научных исследований методическое пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней Составитель iconЗадачи выпускающих кафедр университета в подготовке аспирантов, докторантов и соискателей на этапе модернизации послевузовского образования. Докладчик: директор идпо вшу апк, проректор Г. М. Орлов
...

Правила этической экспертизы инициативных научных исследований методическое пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней Составитель iconМетодическое пособие для научных референтов и редакторов мп винити ран 64-2008

Правила этической экспертизы инициативных научных исследований методическое пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней Составитель iconС. Г. Тер-Минасова Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация»

Правила этической экспертизы инициативных научных исследований методическое пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней Составитель iconПеречень вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по философским проблемам техники и технических наук

Правила этической экспертизы инициативных научных исследований методическое пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней Составитель iconПорядок проведения этической экспертизы научно-исследовательских работ, проводимых на животных

Правила этической экспертизы инициативных научных исследований методическое пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней Составитель iconПорядок проведения этической экспертизы научно-исследовательских работ, проводимых на животных

Правила этической экспертизы инициативных научных исследований методическое пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней Составитель iconИстория и теория этической регуляции биомедицинских исследований

Правила этической экспертизы инициативных научных исследований методическое пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней Составитель iconУчебно-методическое пособие для студентов естественных специальностей Павлодар
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов естественных специальностей, а также полезно для преподавателей при подготовке...

Правила этической экспертизы инициативных научных исследований методическое пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней Составитель iconУчебное пособие (для слушателей факультета охраны труда и студентов, изучающих эргономику и бжд) Автор составитель профессор Юрасова Т. И

Правила этической экспертизы инициативных научных исследований методическое пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней Составитель iconРспективы материалы II всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов (14-16 апреля 2008 г.) Часть 1 Уфа фгоу впо «Башкирский гау» 2008

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU