Скачать 0.49 Mb.
|
ОТЧЕТ Прогресс в достижении Целей Развития Тысячелетия в городах Нарын и Ош, Нарынском и Чон-Алайском районах Кыргызской Республики в четырех ключевых областях: социальная защита, образование, здравоохранение и водоснабжение/санитария Бишкек 2010 Содержание Список сокращений…………………………………………………….. 3 Введение…………………………………………………………………. 4
Заключение…………………………………………………..…………..30 Список использованных источников…………………….…………. 32 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ВИЧ/СПИД- Вирус иммунодефицита человека /синдром приобретенного иммунного дефицита КР - Кыргызская Республика МиО - мониторинг и оценка МК - Местный кенеш МСУ - Местное самоуправление НСК - Национальный статистический комитет ООН - Организация объединенных наций ПРООН - Программа развития ООН РГА - Районная государственная администрация СООППВ - Сельское общественное объединение потребителей питьевой воды СРС - Стратегия развития страны СЭС - Санитарно-эпидемиологическая станция ЦРТ - Цели развития тысячелетия ЦСМ - Центры семейной медицины Введение Настоящее исследование проведено в рамках программы «Повышение Добросовестности Управления» (PPI) проводимой Академией Управления при Президенте Кыргызской Республики совместно с международной организацией Tiri (Великобритания). Данная Программа направлена на демонстрацию влияния повышения уровня добросовестности управления в органах местной власти на достижение Целей Развития Тысячелетия (ЦРТ) в таких ключевых, для жизни людей сферах как образование, здравоохранение, социальная защита, водоснабжение и санитария. В Кыргызской Республике (КР) эта работа проводится с 2009 года на примере: городов Нарын и Ош, Нарынского и Чон-Алайского районов. Общая цель исследования - оценка прогресса в достижении ЦРТ КР в четырех пилотных территориальных единицах, в контексте предоставления на местном уровне ключевых социальных услуг - образования, здравоохранения, социальной защиты и водоснабжения /санитарии. Мониторинг и оценка ЦРТ на местном уровне - неотъемлемая часть институциональной основы достижения ЦРТ КР. Анализ документов (отчеты исследований, проведенных международными и местными экспертами, программ и стратегий и др.) показывает, что ЦРТ КР интегрированы в Стратегию развития страны (СРС), национальные, региональные, государственные и отраслевые программы, в то время как в большей части местных стратегий и программ развития – не интегрированы. Деятельность местных органов власти непосредственно влияет на прогресс в достижении целей СРС и ЦРТ, что косвенно отражает состояние добросовестности управления в предоставлении социально значимых услуг. В частности, в местных стратегиях и программах развития инициируемых местными органами власти в соответствии с СРС, необходимо более полное отражение ЦРТ КР и индикаторов ее мониторинга. Для достижения поставленной цели, применительно к четырем ключевым сферам социальных услуг, решались следующие задачи:
В процессе проведения исследования были осуществлены следующие действия:
Подготовительная работа включала разработку методологии и составление плана исследования, определение перечня организаций - источников информации, предварительная договоренность с их ответственными лицами и т.д. Этот этап работы был связан с выявлением институциональной основы мониторинга ЦРТ КР на местном уровне. Сбор информации – сбор исходных данных, в первую очередь из официальных источников: отчетов, статистических данных, документов служебного пользования. Часть данных была получена путем опросов в форме интервью с ответственными лицами местных органов власти, а также территориальных представительств министерств и ведомств. Анализ и обобщение информации включала: проверку исходных данных и расчет показателей; определение значений отобранных индикаторов; сведение индикаторов ЦРТ ключевых сфер в единую таблицу; формирование выводов связывающих фактические данные с целями и задачами исследования, установление взаимосвязей страновых показателей для Кыргызстана с локальными. Выработка рекомендаций – разработка предложений по улучшению мониторинга процесса достижения ЦРТ КР на местном уровне. Отчет состоит из четырех глав и заключения. В главе 1 рассматриваются ЦРТ КР и подходы к их локализации на местном уровне. Показана существующая институциональная база мониторинга достижения ЦРТ КР на центральном и местном уровнях. Глава 2 содержит описание индикаторов прогресса достижения ЦРТ на местном уровне в четырех ключевых сферах: образование, социальная защита, здравоохранение, водоснабжение/санитария. В главе 3 приводится институциональная основа мониторинга ЦРТ на местном уровне. В главе 4 приводятся результаты мониторинга прогресса достижения ЦРТ в ключевых сферах услуг в 4-х пилотных территориях. В заключение сделаны выводы и представлены рекомендации по совершенствованию мониторинга прогресса в достижении ЦРТ по услугам в ключевых сферах на местном уровне. 1. Цели развития тысячелетия Кыргызской Республики и их локализация на местный уровень Цели Развития Тысячелетия (ЦРТ), это восемь целей, которые были сформированы на основе мероприятий и планов, изложены в Декларации Тысячелетия, которую в сентябре 2000г. подписали представители 191 стран мира, в том числе и Кыргызстана1. Эта Декларация отразила точку зрения мирового сообщества на проблемы мира, безопасности, развития, окружающей среды, прав человека, управления. В ней были установлены цели развития актуальные для многих стран, включая Кыргызстан. Для достижения ЦРТ ставятся также задачи по решению актуальных проблем развития до 2015 года и включают ряд направлений, в которых необходимо добиться прогресса в сокращении бедности, школьном образовании, вопросах гендерного равенства, здравоохранении, глобальном партнерстве и экологии. Восемь ключевых обязательств, обозначенных в Декларации тысячелетия, составили следующие всеобщие цели развития2:
ЦРТ стали основой политики стратегии развития правительств многих развивающихся стран. ООН, Всемирный банк и другие международные организации, занимающиеся проблемами развития, также положили ЦРТ в основу своей программной деятельности. В связи с этим, очень важно своевременно знать в каких сферах, какие достигнуты успехи, а в каких, необходимы дополнительные усилия, какие существуют проблемы и возможности их преодоления. Для этого во всех странах, следующих ЦРТ, периодически проводится мониторинг достижения ЦРТ. Для мониторинга всех восьми ЦРТ используется система показателей (индикаторов), поддающиеся количественному определению. Конкретный перечень индикаторов включает 48 показателей3. ЦРТ в Кыргызстане - это также восемь целей, которые отвечают на основные вызовы развития страны и должны быть достигнуты к 2015 году4. Формулировки ЦРТ и соответствующих им задач для Кыргызстана, адаптированы с учетом национальных особенностей по разным направлениям развития и представлены в таблице 1. Таблица 1. Формулировки ЦРТ для Кыргызской Республики
Примечание: Курсивом выделены цели и задачи ЦРТ непосредственно связанные с целью данного исследования. В КР на национальном уровне ведется мониторинг ЦРТ и дважды были опубликованы соответствующие отчеты1. Они показали определенный прогресс в достижении ЦРТ. В частности, об этом свидетельствует Второй отчет о достижениях ЦРТ, опубликованный ПРООН и Правительством КР в феврале 2009 года. Из него следует, что в КР цели по обеспечению всеобщего основного среднего образования, экологической устойчивости и формирования глобального партнерства были достигнуты. Несмотря на определенные успехи в сокращении крайней бедности, уровень бедности в Кыргызстане остается относительно высоким. Такие проблемы как безработица, миграция, коррупция и недобросовестное управление препятствуют ощутимому сокращению бедности в стране. Согласно Второго отчета о достижениях ЦРТ количество детей получающих основное среднее образование (1-9 классы) увеличилось на 1,2%. Однако, оценка функциональной грамотности детей и их готовности к независимой жизни в обществе, показал низкий уровень качества образования. Со времен развала Советского Союза, гендерное неравенство в Кыргызстане выросло. Женщины зарабатывают только 67,3% от уровня зарплат мужчин. Однако, есть и позитивные сдвиги, особенно в сфере вовлечения женщин в процесс принятия решений. В результате мер, принятых для достижения гендерного равенства, женщины составляли 26,6% депутатов Жогорку Кенеша (Парламента) КР (2010), женщины есть также среди членов Правительства КР2. Реформы в секторе здравоохранения КР проводятся в течение 10 лет, в рамках Национального проекта реформы здравоохранения «Манас Таалими». Несмотря на то, что в стране имеется национальная интегрированная система по борьбе с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями, надо еще много сделать для борьбы с этими заболеваниями. Проницаемы границы, повышенный поток наркотических веществ через страну и неконтролируемая трудовая миграция делают страну уязвимой перед такими заболеваниями как ВИЧ/СПИД, туберкулез и другие. Отсутствие устойчивости развития некоторых секторов экономики ставят под угрозу достижения ЦРТ. Сохраняется озабоченность по поводу достижения целей в сфере здравоохранения, например, в сокращении детской смертности, улучшения охраны материнства и борьбы против ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и других инфекционных заболеваний. Достижение ЦРТ на национальном уровне, предполагает, прежде всего, соответствующий прогресс на местном уровнях. Представляется, что для этого каждая область, район, город/сельский округ должны внести свой вклад в достижение национальных ЦРТ. Прогресс в достижении конкретных ЦРТ на национальном уровне определяется на основе данных государственной статистики. Сегодня национальные ЦРТ определяются путем усреднения или нахождения средней величины соответствующих статистических показателей получаемых из мест - области, района, города/сельского округа. При этом теряются межрегиональные различия в решении задач по достижению ЦРТ на местном уровне, разброс которых может быть значительным. Более предпочтителен вариант, когда конкретные значения национальных ЦРТ достигаются путем одинаковых или одновременных изменений на локальных уровнях. К примеру, ЦРТ №1 (Радикальное сокращение бедности) достигается путем решения задачи 1 - сокращения вдвое уровня крайней бедности на всех уровнях, т.е. одновременно во всех областях, районах, городах/сельских округах, разумеется, если таковое еще не достигнуто. КР показывает большую приверженность достижению ЦРТ, которая выражается в том, что ее задачи интегрированы в СРС и ряд секторальных программ1. Это в свою очередь означает также, что в стратегиях/программах местного развития должны найти свое отражение ЦРТ и задачи, поставленные для решения на национальном уровне. Все это позволяет говорить о существовании идентичных с ЦРТ и ее задачами соответствующих целей и задач на локальных уровнях – на уровне таких административно-территориальных образований, как область, район, город/сельский округ.
Достижение ЦРТ КР предполагает эффективную систему мониторинга, позволяющей соотнести достигнутые результаты с целями и выявить те сферы, в которых прогресс происходит с желаемой скоростью, замедлился или отсутствует. Следует отметить, что не все показатели (индикаторы), рекомендованные для мониторинга ЦРТ на глобальном уровне были пригодны для использования в КР. Учитывая это, вместо международных показателей в КР используются схожие индикаторы, измеряемые отечественной статистикой. Матрица индикаторов мониторинга реализации СРС включает значительное число индикаторов ЦРТ, что указывает на серьезное отношение в КР к ЦРТ как ориентира при разработке стратегических планов. Аналогичным должен быть подход к индикаторам мониторинга стратегий/программ местного развития, т.е. они должны полностью включать индикаторы ЦРТ для КР. В этих условиях оценка прогресса в достижении ЦРТ на местном уровне может проводиться путем использования показателей прогресса в достижения ЦРТ на национальном уровне. Это в полной мере касается и показателей в четырех ключевых сферах – образовании, здравоохранении, социальной защиты и водоснабжения /санитарии (см. Табл. 2). Таблица 2. Индикаторы мониторинга прогресса в достижении ЦРТ на центральном и местном уровнях в четырех ключевых областях
|