Скачать 2.56 Mb.
|
Паспорт программы «Развитие здравоохранения Астраханской области»
1. Общие положения Программа «Развитие здравоохранения Астраханской области» (далее – Программа) разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 №2511 p. Программа определяет цели, задачи, основные направления и основные мероприятия развития здравоохранения в Астраханской области, финансовое обеспечение и механизмы осуществления предусматриваемых мероприятий, показатели конечных результатов реализации Программы. Здоровье граждан является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой важнейший элемент национального богатства страны. Важнейшей целевой установкой Программы является обеспечение доступности медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказания медицинских услуг для сохранения здоровья населения Астраханской области. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских технологий и оборудования, качественной и эффективной лекарственной терапии, обеспечения и подготовки кадров здравоохранения. Таким образом, создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи в Астраханской области направлено на успешную реализацию государственной политики в сфере здравоохранения Российской Федерации. В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 – 2006 годах были обозначены пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения: - возрождение системы профилактики заболеваний; - формирование культуры здорового образа жизни; - создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей; - укрепление системы первичной медико-санитарной помощи; - обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения; - повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг. В последние годы государством осуществлены значительные инвестиции, направленные на решение указанных проблем. Инициированы и реализуются крупномасштабные проекты: - приоритетный национальный проект «Здоровье»; - федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально–значимыми заболеваниями»; - региональные программы модернизации здравоохранения. Итоги реализации указанных государственных инициатив (за 2011 2012 годы) по Астраханской области характеризуются положительными изменениями, в том числе по следующим показателями: - увеличение естественного прироста населения (с 1,2 до 2,5 на 1000 населения); - снижение общей смертности (с 13,0 до 12,6 на 1000 населения); - увеличение рождаемости (с 14,2 до 15,1 на 1000 населения); - снижение смертности вследствие болезней системы кровообращения (с 717,5 до 706,8 на 100 тыс. населения); - снижение смертности вследствие туберкулеза (с 26,5 до 26,3 на 100 тыс. населения); - снижение смертности от травм и других последствий воздействия внешних причин (с 124,7 до 116,4 на 100 тыс. населения); - увеличение ожидаемой продолжительность жизни (с 69,0 до 69,3 лет). В области правового регулирования сферы охраны здоровья проведен целый ряд структурных реформ. Приняты принципиальные решения и нормативные документы, основными из которых с точки зрения влияния на состояние и развитие здравоохранения являются: - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; - Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»; - Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака»; - Федеральный закон «О ратификации рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака»; - Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года; - Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года; - Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 годы; - Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года; - Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года; - Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»; - Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»; - Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»; - План мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года. Таким образом, к настоящему моменту удалось добиться положительных изменений, как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Эти изменения заложили основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения, их постепенного приближения к европейскому уровню. 2. Содержание проблемы, соответствие стратегическим целям, обоснование необходимости ее решения программным методом Население Астраханской области по состоянию на 01.01.2013 составляет 1015,0 тыс. человек, в том числе: городское население - 677,0 тыс. человек, сельское – 338,0 тыс. человек, дети – 202,2 тыс. человек. Областной центр – единственный город области с населением свыше 520 тыс. человек. Остальные относятся к категории городов с численностью менее 50 тыс. человек. Большинство населения (57%) сосредоточено в трёх городах - Астрахань, Ахтубинск, Знаменск. В состав Астраханской области входят 11 районов. На территории Астраханской области функционирует 61 учреждение здравоохранения, из которых 56 учреждений оказывают амбулаторную, стационарную и скорую медицинскую помощь, сеть которых представлена следующим образом: - больничные учреждения - 28, в том числе: 23 больницы, из них 11 центральных районных (в их состав входят 148 ФАПов, 25 участковых больниц, 1 районная больница, 41 врачебная амбулатория, 3 обособленных поликлинических подразделения, расположенных в сельской местности), 7 городских больниц (в том числе 1 центральная городская больница и 2 для оказания медицинской помощи детям), 3 областные больницы (в том числе 1 - учреждение для оказания медицинской помощи детям); 2 специализированные больницы (инфекционная, психиатрическая); - диспансеры - 6 (онкологический, кожно-венерологический, наркологический, противотуберкулезный, кардиологический, врачебно-физкультурный); - городские амбулаторно-поликлинические учреждения - 15 (в том числе 5 учреждений для оказания медицинской помощи детям); - центры - 6 (крови; медицинской профилактики; по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями; стоматологический; пластической хирургии и косметологии, медицины катастроф); - городская станция скорой медицинской помощи - 1; - учреждения охраны материнства и детства - 5 (в том числе 1 учреждение родовспоможения, 3 дома ребенка, центр планирования семьи и репродукции); - подразделения общей врачебной практики - 97. Первый уровень оказания медицинской помощи обеспечивает население первичной, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью. В областном центре этот вид помощи детям оказывают 4 детские поликлиники, взрослому населению - 9 городских поликлиник, из которых 2 обслуживают также и детское население, и амбулаторно-поликлинические подразделения городских больниц, центров (медицинской профилактики, планирования семьи и репродукции, стоматологический, борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями, пластической хирургии и косметологии) и диспансеров (кардиологический, врачебно-физкультурный). Медицинскую помощь в условиях стационара оказывают городские больницы. В сельских районах области для оказания первичной медико-санитарной помощи функционирует сеть ЛПУ, представленная в каждом из 11 районов поликлиническими отделениями центральных районных (11) и участковых (25) больниц, врачебными амбулаториями (42), фельдшерско-акушерскими пунктами (148). В МО «ЗАТО г. Знаменск» первичная медико-санитарная помощь осуществляется взрослому и детскому населению силами поликлинического отделения центральной городской больницы. Второй (межмуниципальный) уровень представлен – Ахтубинской ЦРБ с первичным сосудистым отделением, городской клинической больницей №3 им. С.М. Кирова, оказывающей многопрофильную медицинскую помощь преимущественно в экстренной форме и имеющей в своем составе первичное сосудистое отделение и травмацентр II уровня, 2 учреждениями, имеющими в своем составе межмуниципальные консультативно-диагностические центры – детская городская поликлиника № 1 и городская поликлиника № 3. Также ко второму уровню отнесены ГБУЗ АО «Клинический родильный дом», станция скорой медицинской помощи и многопрофильная городская клиническая больница № 2 им. братьев Губиных. Третий уровень представлен областными специализированными и многопрофильными учреждениями, оказывающими специализированную и высокотехнологичную помощь в условиях стационара: - диспансеры (онкологический, кожно-венерологический, наркологический, противотуберкулезный); - многопрофильные больницы (Александро-Мариинская областная клиническая больница, областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой); - специализированные больницы (инфекционная, психиатрическая); - детская городская клиническая больница № 1 (для новорожденных); - территориальный центр медицины катастроф. Таким образом, в Астраханской области создана трехуровневая система оказания медицинской помощи, требующая дальнейшего совершенствования механизма межуровневого взаимодействия медицинских организаций для надлежащего обеспечения процесса преемственности в оказании медицинской помощи пациентам. Интерактивные карты расположения на территории Астраханской области объектов здравоохранения размещены по адресу: http://map.minzdravao.ru К 2011 году ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации увеличилась до 70,3 лет. Тем не менее, продолжительность жизни в Астраханской области увеличилась пока до 69,0 лет. В России продолжительность жизни остается низкой - на 6,5 лет меньше, чем в европейских странах, вошедших в Европейский Союз (ЕС) после мая 2004 года, и на 12,5 лет меньше, чем в странах, вошедших в ЕС до мая 2004 года. Разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин в России остается высокой и составляет около 12 лет, то есть 64,3 года для мужчин и 76,1 года для женщин. В Астраханской области эта разница составляет 11,5 года. Ключевую роль в низкой ожидаемой продолжительности жизни играет высокая смертность людей трудоспособного возраста, главным образом, мужчин. По показателю смертности в этой возрастной группе Российская Федерация опережает другие экономически развитые страны более чем в 2 раза. В структуре смертности населения наибольшую долю составляют болезни системы кровообращения, на которые приходится более 57% всех случаев смерти, а также новообразования (14%) и внешние причины смерти (около 10%). Показатели материнской и младенческой смертности превышают аналогичные показатели в развитых странах в 1,5 – 2 раза. Неинфекционные заболевания (болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, болезни органов дыхания и сахарный диабет) являются причиной более 80% всех смертей населения Российской Федерации, при этом 56% всех смертей обусловлены сердечно-сосудистыми заболеваниями. В основе развития неинфекционных заболеваний находится единая группа факторов риска, связанных с нездоровым образом жизни (курение, низкая физическая активность, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем). Всемирной организацией здравоохранения определены 7 ведущих факторов риска, вносящих основной вклад в преждевременную смертность населения России, среди которых: повышенное артериальное давление (35%), гиперхолестеринемия (23%), курение (17%), нездоровое питание, недостаточное употребление фруктов и овощей (13%), ожирение (12%). Усугубляют риск возникновения преждевременной смерти злоупотребление алкоголем и низкая физическая активность. Факторы риска могут накапливаться у индивидуумов и взаимодействовать друг с другом, создавая множественный эффект: наличие нескольких факторов риска у одного человека повышает риск его смерти от болезней системы кровообращения в 5–7 раз. На опыте многих стран (Финляндия, США, Великобритания, Новая Зеландия и др.) доказано, что модификация образа жизни и снижение уровня факторов риска могут замедлить развитие болезней системы кровообращения как до, так и после появления клинических симптомов. Систематический анализ показывает, что за счет изменения образа жизни и характера питания можно снизить риск смерти от ишемической болезни сердца как в популяции, так и среди больных с этим заболеванием. Так, прекращение курения снижает риск, соответственно, на 35% и 50%, повышение физической активности – на 25% и 20–30%, умеренное потребление алкоголя – на 25% и 15%, изменение хотя бы 2 факторов в питании – на 45% и 15–40%. Анализ причин существенного уменьшения смертности от болезней системы кровообращения во многих странах показал, что вклад оздоровления (изменения образа жизни) и снижения уровней факторов риска в уменьшение такой смертности составляет от 44% до 60% . Факторный анализ причин, приводящих к высоким показателям заболеваемости онкологическими заболеваниями и смертности показал, что влияние факторов группы А (табакокурение, чрезмерное употребление алкоголя, избыточный вес тела, несбалансированность питания, вредные факторы производства, природной среды, жилища, влияние инфекционных канцерогенных факторов и другие) составляет 65%, а факторы группы Б (несвоевременное выявление и лечение предраковых заболеваний, поздняя диагностика рака, отсутствие скрининга, отсутствие формирования и наблюдения за группами риска, нерегулярные профилактические осмотры населения, отсутствие диспансеризации групп риска, отсутствие онкологической настороженности врачей первичной сети, отсутствие просветительской работы среди населения, недостаточная работа по мотивации населения для активного и сознательного участия в скрининговых мероприятиях и другие) составляет 35%. Основой пропаганды здорового образа жизни наряду с информированием населения о вреде потребления табака, нерационального и несбалансированного питания, низкой физической активности, злоупотребления алкоголем, наркотиками и токсическими веществами должно стать обучение навыкам по соблюдению правил гигиены, режима труда и учебы. При этом повышение мотивации населения к ведению здорового образа жизни должно сопровождаться созданием соответствующих для этого условий. Кроме того, приоритет должен быть отдан мерам не только своевременного выявления факторов риска и неинфекционных заболеваний, но и своевременной их коррекции. Негативным фактором, сдерживающим прогрессивное развитие организации медицинской помощи, является повышенная нагрузка на систему здравоохранения в силу слабой заботы населения о собственном здоровье. Дальнейшее развитие системы здравоохранения невозможно без совершенствования мер профилактической направленности и активизации работы первичного звена здравоохранения. Ключевой проблемой, до сих пор не получившей кардинального решения, является недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированным персоналом. Динамика обновления технологий зачастую превышает динамику подготовки и переподготовки персонала. Низкая социальная привлекательность работы в первичном медико-санитарном звене также является сдерживающим фактором кадрового развития отрасли. Существенным сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. На настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и предоставления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении. Одновременно планируется решать задачу по созданию и масштабированию аппаратно-программных решений для оказания медицинских услуг на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий. В настоящее время по результатам реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и программы модернизации здравоохранения Астраханской области на 2011-2012 годы в медицинских организациях проведено существенное обновление материальной базы, в том числе парка медицинского оборудования. Современное медицинское оборудование с возможностями представления информации в цифровом виде позволяет создавать автоматизированные рабочие места для врачей-специалистов различных профилей. В деле выработки доминанты важности проведения профилактических мероприятий, значительная роль отводится формированию культуры здорового образа жизни и эффективной работе первичного звена здравоохранения. На этапе оказания первичной медико-санитарной помощи, являющейся основой системы оказания медицинской помощи, будут выявляться факторы риска неинфекционных заболеваний и их коррекция, осуществляться ранняя диагностика этих заболеваний и эффективное их лечение, а также обучение населения навыкам сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время смена парадигмы в сфере охраны здоровья требует серьёзных структурных изменений системы организации и управления здравоохранением. Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний, включая реабилитацию, повысить эффективность системы подготовки и переподготовки медицинских кадров, внедрять современные информационные системы. Следует отметить, что существенные позитивные сдвиги в улучшении здоровья населения могут быть достигнуты только за счет оптимального сочетания медицинских и немедицинских факторов борьбы с социально значимыми заболеваниями для сокращения смертности активной и трудоспособной части населения. В отрасли предстоит осуществить структурные сдвиги, нацеленные на оптимизацию соотношения стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи на основе усиления координации и преемственности между ними, целенаправленной и качественной подготовки медицинского персонала для амбулаторного звена и улучшения технической оснащенности медицинских организаций. Таким образом, без программно-целевого подхода не представляется возможным дальнейшее развитие сферы охраны здоровья в период до 2020 года, так как помимо решения текущих проблем заболеваемости и смертности, необходимо обеспечение эволюционного развития принципов и методов охраны здоровья, формирование оптимальной модели регионального здравоохранения с эффективной системой сохранения доступности медицинских услуг, повышения качества и эффективности оказания медицинских услуг в системе охраны здоровья жителей Астраханской области. 3. Основные цели и задачи Программы Целью Программы является обеспечение доступности медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказания медицинских услуг. Для реализации поставленной цели необходимо комплексное и эффективное решение задач в рамках подпрограмм, исходя из цели, содержания и с учетом специфики механизмов решения определенных задач. 4. Перечень и направления реализации подпрограмм Подпрограмма 1. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи Паспорт подпрограммы
Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития Практическая реализация перехода к здоровому образу жизни невозможна без приближения профилактической медицины к человеку. В этой связи приоритетным является обеспечение населения, прежде всего здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения, профилактической помощью шаговой доступности. Формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью, отказ от табакокурения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, обеспечение условий для ведения здорового образа жизни, коррекция и регулярный контроль поведенческих и биологических факторов риска неинфекционных заболеваний на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях должны стать важнейшим направлением политики в области охраны здоровья. Без преобразований в сфере культуры здорового образа жизни и профилактики заболеваний не удастся добиться кардинального изменений показателей смертности и заболеваемости населения. Именно поэтому Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Эффективность мер профилактики неинфекционных заболеваний подтверждается позитивным опытом целого ряда стран, добившихся двукратного и более снижения смертности в течение 10–20 лет, главным образом, за счет эффективных, в десятки раз менее затратных по сравнению с лечением, профилактических мер. Эффективность мер профилактики не только сопоставима с лечебными мерами, но даже превышает их. Необходимость реализации профилактических мер в Астраханской области обусловлена широкой распространенностью факторов риска неинфекционных заболеваний практически во всех половозрастных группах населения, а также чрезвычайно высоким уровнем смертности от неинфекционных заболеваний. В соответствии с положениями Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» реализация приоритета профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем разработки и реализации мер по формированию здорового образа жизни, осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению факторов риска неинфекционных заболеваний, их коррекции, а также своевременного выявления неинфекционных заболеваний, в том числе посредством проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения. Одним из ключевых факторов является формирование в обществе понимания и принятия обществом культуры взаимных обязательств. Это понимание должно включать и обязательства граждан заботиться о собственном здоровье, соблюдать определённые нормы и правила, что одновременно снизит темпы увеличения нагрузки на звено стационарной медицинской помощи и позволит направить дополнительные финансовые ресурсы на увеличение объёма государственных гарантий оказания медицинской помощи в сложных медицинских случаях. Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака и наркотиков, злоупотребления алкоголем, а также рациональное питание и физическую активность. Ведение здорового образа жизни, то есть отсутствие поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний, является важнейшим условием снижения вероятности развития или уменьшения степени выраженности биологических факторов риска – артериальной гипертонии, повышения уровня холестерина и глюкозы в крови. В свою очередь это будет способствовать снижению вероятности развития или уменьшению степени выраженности заболеваний, связанных с атеросклерозом, являющихся основными причинами сверхвысокой смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте (инсульт, инфаркт миокарда, хронические формы ишемической болезни сердца, осложненные сердечной недостаточностью). Информирование населения о факторах риска для здоровья и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни должны осуществляться через средства массовой информации (телевидение, интернет, радио, печатные издания), наружную рекламу, произведения искусства (кино, театр, книги), учебники и учебные пособия. Особое место в этом процессе занимает социальная реклама. Большое значение имеет не только пропаганда позитивного поведения, но и минимизация демонстрации на телевидении, в других средствах массовой информации, а также в произведениях искусства примеров нездорового образа жизни. Одним из наиболее важных факторов для формирования здорового образа жизни является забота о здоровом питании. Комплекс мероприятий по обеспечению здорового питания и его профилактической роли сформулирован в Основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года. В этом направлении предполагается сосредоточить усилия на мероприятиях, формирующих мотивацию к здоровому питанию на индивидуальном и популяционном уровне через центры здоровья, кабинеты (отделения) медицинской профилактики поликлиник и стационаров. Также будет обращено особое внимание на регламентирование и контроль за соблюдением режима здорового питания в учреждениях дошкольного и общего образования. Формирование здорового образа жизни у детей, подростков, молодежи и студентов в настоящее время имеет также особое значение, что обусловлено очень большой распространенностью среди них такого поведенческого фактора риска, как курение, а также высокой частотой выявления нерационального питания, избыточной массы тела и ожирения, низкой физической активности. Отдельного внимания заслуживает наркомания. В настоящее время распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний не оказывает большого влияния на смертность непосредственно среди этих категорий населения. Однако в ближайшие 10-20 лет это приведет к выраженному возрастанию смертности от неинфекционных заболеваний среди лиц в возрасте 35 лет и старше. Необходимо также сосредоточить усилия на регламентировании и ужесточении контроля за соблюдением режима здорового питания в учреждениях дошкольного и общего образования, а также повышении мер ответственности за его несоблюдение. В связи с этим планируется разработка и внедрение механизмов стимулирования поликлинического звена на раннее выявление заболеваний и недопущение развития заболеваний до стадии, приводящей к госпитализации. Кроме того планируется повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи, оптимизировать совокупный коечный фонд, улучшить качество стационарной помощи. При этом важное значение будут иметь мероприятия по изменению системы оказания помощи сельскому населению; модернизации существующих учреждений и их подразделений; выстраиванию потоков пациентов с формированием единых принципов маршрутизации; развитию новых форм оказания медицинской помощи – стационарозамещающих и выездных методов работы; развитию неотложной помощи на базе поликлинических подразделений; совершенствованию принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи. Основные мероприятия реализации подпрограммы |