Примерная программа дисциплины микробиология, вирусология, микробиология полости рта icon

Примерная программа дисциплины микробиология, вирусология, микробиология полости рта





Скачать 441.46 Kb.
НазваниеПримерная программа дисциплины микробиология, вирусология, микробиология полости рта
Дата конвертации31.05.2013
Размер441.46 Kb.
ТипПримерная программа

Стоиатология - Микробиология, вирусология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ









УТВЕРЖДАЮ


____________ _____________________

(подпись) (ФИО)

"10" мая 2011 г.


Вводится в действие с "1" сентября 2011 г.




ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ,

МИКРОБИОЛОГИЯ ПОЛОСТИ РТА




Для студентов обучающихся по:




специальности

Стоматология













Форма обучения

очная










Москва - 2011 г.


1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины - освоение студентами теоретических основ и закономерностей взаимодействия микро- и макроорганизма, практических умений по методам профилактики, микробиологической, молекулярно-биологической и иммунологической диагностики, основным направлениям лечения инфекционных и оппортунистических болезней человека, проявляющихся в полости рта и челюстно-лицевой области.

При этом задачами дисциплины являются:

- формирование у студентов общих представлений о строении и функционировании микробов как живых систем, их роли в экологии и способах деконтаминации, включая основы дезинфектологии и техники стерилизации;

- освоение студентами представлений о закономерностях взаимодействия организма человека с миром микробов, включая современные представления об иммунном ответе на инфекционные и неинфекционные агенты (антигены);

- обучение студентов методам проведения профилактических мероприятий по предупреждению бактериальных, грибковых, паразитарных и вирусных болезней

- изучение основных направлений лечения инфекционных и оппортунистических болезней человека (бактериальных, грибковых, паразитарных, вирусных), проявляющихся в полости рта и челюстно-лицевой области;

- формирование у студентов навыков работы с научной литературой;

- ознакомление студентов с принципами организации работы в микробиологической лаборатории, с мероприятиями по охране труда и технике безопасности.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин по специальности «Стоматология» высшего профессионального медицинского образования, изучается на третьем-четвёртом семестрах.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе дисциплинами: философия, биоэтика, психология, педагогика, история медицины, латинский язык;

- в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин в том числе дисциплинами: физика и математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия человека; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология;

Дисциплина является базовой для: патофизиологии, иммунологии, бактериальных и вирусных инфекционных болезней, туберкулеза, дерматовенерологии, акушерства и гинекологии, хирургии, терапии, травматологии и ортопедии, профилактики стоматологических заболеваний, пропедевтики стоматологических заболеваний, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической, стоматологии ортопедической.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

способен и готов использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-I);

способен к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, логически выражает свои мысли (ОК-2);

способен к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, владеет основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса; понимает роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеет исторической терминологией, использует историко-медицинскую терминологию, умеет оценить политику государства, в том числе в области здравоохранения (ОК-3);

способен использовать медицинскую терминологию, научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, способен грамотно оформить латинскую часть рецепта (ОК-4);

способен понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, владеть консолидирующими показателями, характеризующими степень развития экономики, рыночные механизмы хозяйства, методику расчета показателей медицинской статистики (ОК-5);

способен сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6);

способен к работе с оригинальной литературой по специальности, к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранном языках, к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания; способен к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, восприятию инноваций, к критическому восприятию информации (ОК-7);

способен к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (ОК-8);

способен к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9);


способен и готов:

- провести общеклиническое обследование больного и оформить историю болезни,

- интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (ПК-1);

способен и готов применять научные принципы и методы асептики и антисептики во избежания инфицирования при работе, с медицинским инструментарием, медикаментозными средствами в лабораторно-диагностических и профилактических целях (ПК-4);

способен и готов проводить:

- санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебных учреждений,

- дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения,

- санитарную обработку больного при поступлении в стационар,

- гигиеническую обработку тела операционного больного,

- дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария и средств ухода за больными,

- оценку стерильности материала в биксе (ПК-9);

способен и готов использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-10);

способен и готов формировать группы риска по стоматологическим заболеваниям с целью их профилактики (ПК-11).

способен и готов к организации проведения первичной профилактики в каждой возрастной группе (ПК-12);

способен и готов к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья (ПК-13);

способен и готов к проведению профилактических мероприятий среди населения, направленных на сохранение структуры твердых и мягких тканей полости рта (ПК-14);

способен и готов к проведению стоматологических профессиональных профилактических процедур (ПК-15);

способен и готов анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить функциональные изменения челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах (ПК-21);

способен анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеет современными методами, используемыми в изучении генетики человека, принципами медико-генетического консультирования, способен объяснить характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию различных вариантов аномалий и пороков (ПК-22);

    В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- историю микробиологии, вирусологии, основные этапы формирования данных наук;

- правила техники безопасности и работы в микробиологических лабораториях, с реактивами и приборами, лабораторными животными;

    - классификацию, морфологию и физиологию микробов и вирусов, их биологические и патогенные свойства, влияние на здоровье населения;

- особенности формирования процессов симбиоза организма человека с микробами, роль резидентной микрофлоры организма в развитии оппортунистических болезней;

- роль резидентной микрофлоры полости рта в развитии оппортунистических процессов;

- роль представителей микробного мира в развитии кариеса зубов, патогенезе пародонтита и других процессов в челюстно-лицевой области;

- особенности генетического контроля патогенности и антибиотикорезистентности микробов, механизмы выработки резистентности и способы её определения;

- cтруктуру и функции иммунной системы у взрослого человека и подростков, её возрастные особенности, механизмы развития и функционирования, основные методы иммунодиагностики, методы оценки иммунного статуса и показания к применению иммунотропной терапии;

- роль отдельных представителей микробного мира в этиологии и патогенезе основных инфекционных заболеваний человека;

- методы профилактики, диагностики и лечения инфекционных и оппортунистических болезней, принципы применения основных антибактериальных, противовирусных и иммунобиологических препаратов; основные группы препаратов (вакцины, сыворотки, иммуноглобулины, иммуномодуляторы, а также пробиотики, бактериофаги), принципы их получения и применения.

    Уметь:

    - пользоваться биологическим оборудованием; соблюдать технику безопасности, работать с увеличительной техникой (микроскопами, стерео- и простыми лупами), интерпретировать данные микроскопии;

- проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений лечебных учреждений, дезинфекцию воздуха источником ультрафиолетового излучения, дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария и средств ухода за больными, оценку стерильности материала;

    - интерпретировать результаты наиболее распространённых методов лабораторной диагностики – микробиологических, молекулярно-биологических и иммунологических;

- использовать методы оценки и коррекции естественных природных, социальных и других условий жизни, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам;

- анализировать роль социальных и биологических факторов в развитии болезней, понимать патогенез развития болезней, и их влияние на развитие стоматологических заболеваний, оценить лабораторные данные об изменениях челюстно-лицевого аппарата при различных соматических и инфекционных заболеваниях и патологических процессах;

- использовать основные методы микробиологической диагностики - микроскопический, бактериологический, серологический, биологический, аллергический в практической работе;

- использовать полученные знания для определения тактики антибактериальной, противовирусной и иммунотропной терапии;

    - обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного взрослого и подростка;

    - обосновывать с микробиологических позиций выбор материала для исследования при проведении диагностики инфекционных и оппортунистических заболеваний;

    - обосновывать выбор методов микробиологической, серологической и иммунологической диагностики инфекционных и оппортунистических заболеваний; интерпретировать полученные результаты;

    - использовать полученные знания для определения тактики антибактериальной, противовирусной и иммунотропной терапии; применить принципы экстренной профилактики и антитоксической терапии пациентов;

    - анализировать действие лекарственных средств – антибиотиков и иммунобиологических препаратов – по совокупности их свойств и возможность их использования для терапевтического лечения пациентов различного возраста;

    - соблюдать технику безопасности и правила работы с материалом, представляющим биологическую опасность.

    Владеть:

    - основными методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежании инфицирования врача и пациента;

    - навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного обследования (микробиологического и иммунологического) взрослого населения и подростков;

- методикой интерпретации результатов микробиологического и иммунологического исследования, определения антимикробной активности антибиотических препаратов и микробиологически обоснованными правилами их применения для лечения больных;

- основными навыками работы с материалом, содержащим патогенные и условно-патогенные микроорганизмы;

- диагностикой оппортунистических и инфекционных заболеваний;

- диагностикой и лечением заболеваний полости рта, связанных с нарушением иммунного статуса организма;

- методами подбора противомикробных и иммунобиологических препаратов для адекватной профилактики и лечения инфекционных и неинфекционных заболеваний;

- основными навыками работы с современными приборами, применяемыми для диагностики инфекционных заболеваний.


4. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


Виды учебной работы

Всего

часов/

зачет. единиц

Семестры

III

IV

Аудиторные занятия (всего)

96

60

36

в том числе

-

-

-

- лекции

22

16

6

- практические занятия

58

32

26

- семинары

16

12

4

Самостоятельная работа (всего)

48

30

18

Подготовка и сдвча экзамена

36




36

Вид промежуточной аттестации

Экзамен

зачёт

-

+

-

Общая трудоемкость: часы

зачетные единицы

180

90

90

5,0








5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


5.1 Содержание разделов дисциплины




Название раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Общая медицинская микробиология


Предмет и задачи медицинской микробиологии. История развития микробиологии. Связь микробиологии с другими дисциплинами. Значение микробиологии и иммунологии в подготовке врача-стоматолога. Систематика микробов. Принципы систематики. Понятия вид, штамм, культура, клон, популяция.

Морфология микробов. Характеристика микроскопического метода исследования. Различные способы и приёмы микроскопического исследования бактерий.

Физиология микробов. Дезинфекция и стерилизация.

Микрофлора организма человека и ее функции. Симбиоз и антибиоз. Антибиотики. Влияние факторов окружающей среды на микробы. Этапы симбиоза микробов с макроорганизмов. Факторы симбиоза. Характеристика патогенов, резидентов и гетеробионтов. Понятия патогенности и вирулентности. Факторы вирулентности микробов. Сравнительная характеристика экзо- и эндотоксинов бактерий. Генетический контроль факторов патогенности у микробов. Роль плазмид. Патогенные свойства риккетсий, хламидий, микоплазм, грибов, вирусов. Особенности патогенеза вирусных болезней. Учение об инфекционном процессе. Гетерогенность человеческой популяции с точки зрения восприимчивости к инфекции. Понятие о патогенезе инфекционной болезни. Определение понятий дисбиоз, дисбактериоз, оппортунистическая болезнь, реинфекция, суперинфекция, микст-инфекция. Ремиссия и рецидив. Бактерионосительство.

Общая вирусология. Понятие о вирусе и вирионе. Современные принципы классификации и номенклатуры вирусов. Особенности структурной организации вирусов. Способы культивирования вирусов. Этапы взаимодействия вируса с клеткой. Понятие вирогении. Особенности репродукции ДНК и РНК содержащих вирусов. Особенности взаимодействия ретровирусов с клеткой. Вироиды и прионы, их роль в патологии. Общая характеристика механизмов изменчивости вирусов.

Строение бактериального генома. Особенности взаимосвязи генотипа и фенотипа у прокариот. Современные представления о механизмах репликации хромосомной ДНК у бактерий. Характеристика и механизмы основных форм изменчивости у бактерий. Трансформации, коньюгации, трансдукции и лизогенной конверсии. Понятия прототроф, ауксотроф. Бактериофаг. Классификация, механизмы взаимодействия бактериофага с клеткой. Лизогения. Понятия профаг, дефектный фаг. Практическое значение фагов в биологии и медицине. Молекулярно-генетический метод диагностики. ПЦР.

2.

Медицинская иммунология (общая и инфекционная)


История развития иммунологии. Открытия Л.Пастера, Э.Беринга, Ф.Бернета, П.Эрлиха, И.И.Мечникова и др. Инструктивные и конструктивные теории иммунитета. Современные направления иммунологии. Неспецифические факторы защиты организма человека. Клеточные и гуморальные факторы защиты. Общая характеристика системы комплемента и пути активации. Фагоцитоз, современные методы определения фагоцитарной активности гранулоцитов и макрофагов. Естественные киллеры и их роль в неспецифической защите организма. Факторы неспецифической противовирусной резистентности. Интерфероны, механизм действия. Антигены. Характеристика бактериальных антигенов. Определение понятий антиген, гаптен, эпитоп, антигенная детерминанта.

Иммунная система организма человека и основные ее функции. Понятия иммунитет, иммунологическая реактивность, иммунный ответ. Иммунокомпетентные клетки, их морфогенез и дифференцировка. Маркеры, антигены и рецепторы иммунокомпетентных клеток. Общая характеристика суперсемейства иммуноглобулинов. Рецепторы и молекулы клеточной адгезии. Пролиферация и апоптоз. Имммуноглобулины и антитела. Классификация. Химический состав, структура и функции антител. Понятия домена, активного центра, паратопа. Изотипы, аллотипы и идиотипы антител. Антиидиотипические антитела. Аутоантитела. Гибридомы и моноклональные антитела. Роль воспаления в формировании иммунной реакции организма. Механизм антигеннезависимого этапа формирования антигенспецифических рецепторов Т- и В-лимфоцитов. HLA-рестрикция иммунного ответа. Схема и последовательность процессов формирования иммунной реакции организма (антигензависимый этап). Теория клеточной кооперации. Эффекторные механизмы иммунного ответа. Фагоцитоз, опсонизация и комплемент-зависимый лизис бактерий. Первичный и вторичный иммунный ответ. Иммунологическая память и толерантность. Роль антител в противовирусной резистентности. Иммунные явления при вирусных болезнях. Клеточная и антителозависимая цитотоксичность.

Серологические реакции. Механизм реакций агглютинации, преципитации, лизиса, связывания комплемента. Получение иммунных сывороток. Серологический метод диагностики инфекционных болезней, его цели. Современные приёмы серодиагностики и сероидетификации. Иммунофлюоресцентный, иммуноферментный и радиоиммунный анализ. Аллергические реакции. Основные отличия типов гиперчувствительности: немедленного и замедленного типа. Сенсибилизация и десенсибилизация. Особенности антибактериального, противовирусного, противогрибкового иммунитета. Иммунологические аспекты эмбриогенеза. Иммунопатология. Аутоагрессия. Механизмы. Аутоантитела. Иммунопрофилактика, иммунотерапия и иммунокоррекция. Иммунопрепараты.

3.

Частная медицинская микробиология


Грамположительные и грамотрицательные кокки (стафило-, стрепто-, энтеро-, пептострептококки, нейссерии, моракселлы, веллонеллы).

Грамположительные неправильной формы палочки и ветвящиеся (нитевидные) бактерии (коринебактерии, микобактерии, актиномицеты, пропионибактерии, бифидобактерии, эубактерии). Грамположительные правильной формы палочки (лактобактерии, листерии).

Грамотрицательные облигатно-анаэробные палочки (бактероиды, превотеллы, порфиромонады, фузобактерии). Грамположительные спорообразующие палочки (клостридии раневой инфекции, столбняка, ботулизма и псевдомембранозного колита, бациллы).

Грамотрицательные факультативно- анаэробные и аэробные палочки (энтеробактерии, гемофилы, эйкенеллы, псевдомонады).

Спирохеты и другие спиральные, изогнутые бактерии (трепонемы, боррелии, лептоспиры, кампилобактерии -хеликобактерии, спириллы-волинеллы).

Риккетсии. Хламидии и микоплазмы. Патогенные грибы. Мицелиальные и дрожжеподобные грибы (кандида). Простейшие полости рта (ентамёбы, трихомонады).

4.

Медицинская вирусология

ДНК-геномные вирусы (герпеса, опоясывающего лишая, гепатита В).

РНК-геномные вирусы (гриппа, везикулярного стоматита, ящура, ВИЧ, энтеровирусы). Онкогенные вирусы (роль ретровирусов и вирусов гепатита В, С в канцерогенезе).

Ретровирусы. Вироиды и прионы – возбудители медленных вирусные инфекций.

5.

Клиническая микробиология полости рта

Нормальная или резидентная микрофлора полости рта. Особенности микробной флоры полости рта человека. Принципы классификации микробов полости рта: морфологический, биохимический, молекулярно-генетический.

Характеристика облигатно-анаэробной микрофлоры полости рта: таксономия, экология, роль в патологии челюстно-лицевой области. Грамотрицательные (бесспоровые) анаэробные бактерии (ацидаминококки, вейллонеллы, бактероиды, превотеллы, порфиромонады, таннереллы, фузобактерии, лептотрихии, извитые формы грамотрицательных анаэробных бактерий –кампилобактеры, волинеллы, селеномонады, трепонемы и др.). Грамположительные бесспоровые анаэробные бактерии (петококки, пептострептококки, актиномицеты, пропионибактерии, коринебактерии, эубактерии, лактобактерии бифидобактерии). Грамположительные споровые анаэробные бактерии (клостридии, сарцины).

Характеристика факультативно-анаэробной и аэробной микрофлоры полости рта: таксономия, экология, роль в патологии челюстно-лицевой области. Грамположительные факультативно-анаэробные и аэробные бактерии (микроаэрофильные стрептококки, энтерококки, стафилококки, актинобациллы, аггрегатибактеры, эйкенеллы). Грамотрицательные факультативно-анаэробные и аэробные бактерии (нейссерии, гемофильные бактерии, псевдомонады, энтеробактерии).

Характеристика эукариотических микробов полости рта: таксономия, экология, роль в патологии челюстно-лицевой области (грибы, простейшие).

Микроэкология полости рта. Основные биотопы полости рта (биоплёнка слизистой оболочки полости рта, биоплёнка языка, протоки слюнных желез и слюна, десневой желобок и десневая жидкость, ротовая жидкость – смешанная слюна, биоплёнка зубов - зубной налёт, зубная бляшка) и методы их исследования. Факторы, способствующие и препятствующие микробной колонизации полости рта. Формирование микробной флоры полости рта в процессе жизни.

Микробиоценоз и учение о биоплёнках. Пространственно-временная модель формирования микробиоценоза полости рта. Формирование зубной бляшки. Особенности зубной бляшки при патологии (кариесе зубов, гингивите, пародонтите, язвенно-некротическом гингивостоматите). Формирование зубного камня. Механизмы кворум-сенсинга между микробами в биоплёнке полости рта.

Принципы деконтаминации в стоматологии. Понятие о критических, полукритических и некритических материалах и инструментах. Соотнеошение процессов предстерилизационной обработки, дезинфекции и стерилизации. Способы дезинфекции и стерилизации. Антисептики, дезинфектанты и антибиотики в стоматологии.

Иммунный ответ и микробы полости рта. Механизмы доиммунной и иммунной защиты в полости рта.

Методы микробиологического исследования, применяемые в стоматологии (микроскопический, бактериологический, молекулярно-биологический метод, прочие методы лабораторного и экспериментального исследования – изучение адгезии микробов к стоматологическим материалам и др.).

Принципы антимикробной и иммуномодулирующей терапии в стоматологии. Проблема резистентности к антибиотикам и определение чувствительности микробной флоры к антимикробным препаратам.

Клиническая микробиология полости рта. Микробная флора и иммунные процессы при кариесе зубов. Характеристика кариесогенной микрофлоры. Биоплёнка зуба и патогенез кариеса зубов. Экспериментальные модели развития кариеса зубов. Иммунология кариеса зубов и перспективы создания вакцины.

Микробная флора и иммунные процессы при заболеваниях пародонта. Характеристика пародонтопатогенной флоры. Возбудители и патогенез гигивита и пародонтита. Иммунные явления при заболеваниях пародонта

Микробная флора и иммунные процессы при одонтогенной инфекции. Характеристика возбудителей одонтогенной инфекции и актиномикоза. Возбудители, патогенез и иммунные процессы при одонтогенной инфекции.

Микробная флора и иммунные процессы при заболеваниях слизистой оболочки полости рта. Характеристика возбудителей импетиго, стоматитов, сифилиса, спирохетозов и других бактериальных инфекций, сопровождающихся проявлениями в полости рта.

Заболевания грибковой этиологии с поражением слизистой оболочки полости рта. Характеристика возбудителей кандидоза и других системных микозов, сопровождающихся проявлениями в полости рта.

Заболевания вирусной этиологии с поражением слизистой оболочки полости рта. Характеристика вирусов герпеса, энтеровирусов, паппиломавирусы, вирусов иммунодефицита человека, геморрагических лихорадок, ящура.

Микробная флора полости рта как этиологический фактор при системных заболеваниях организма. Значение хронических очагов инфекции в полости рта в развитии общей соматической патологии. Роль микробной флоры полости рта в развитии инфекционного эндокардита.


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами.




п/п

Название обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

1.

Пат. физиология




+










2.

Иммунология




+










3.

Туберкулез




+

+







4.

Инфекционные болезни

+

+

+

+




5.

Дерматовенерология




+

+

+




6.

Акушерство и гинекология




+

+

+




7.

Терапия

+

+

+

+




8.

Хирургия

+




+

+




9.

Травматология и ортопедия







+







10.

Терапевтическая стоматология













+

11.

Хирургическая стоматология













+

12.

Ортопедическая стоматология













+

13.

Профилактика стоматологических заболеваний

+










+

14.

Пропедевтическая стоматология













+

5.3. Разделы дисциплины и виды занятий.



п/п

Название раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

СРС

Всего часов

1.

Общая медицинская микробиология

5

11

6

11

33

2.

Медицинская иммунология (общая и инфекц.)

-

2

1

1,5

4,5

3.

Частная медицинская микробиология

7

12

2

10,5

31,5

4.

Медицинская вирусология

4

7

3

7

21

5.

Клиническая микробиология полости рта

8

26

4

19

57

5.4. Лекции.



п/п

Название тем лекций дисциплины

Объем по семестрам










III

IV




1.

Предмет и задачи микробиологии, иммунологии и вирусологии. Основные этапы развития наук. Значение в практической деятельности врача-стоматолога.

1







2.

Микроб как живая система. Структура микробов. Принципы классификации микробов. Грам-положительные и грам-отрицательные бактерии

1







3.

Физиология микробов. Рост и размножение. Аэробные и анаэробные бактерии. Их значение в норме и патологии человека.

1







4.

Симбиоз человека с микробами. Синергизм и антагонизм микробов. Антибиотики.

1







5.

Общая вирусология. Структура вирусов, взаимодействие вирусов с клетками, репродукция вирусов. Бактериофаг.

1







6.

Закономерности наследования признаков у бактерий. Механизмы их изменчивости.

1







7.

Инфекционная иммунология. Механизмы неспецифической и специфической резистентности организма человека. Антигенная структура бактерий.










8.

Иммуноглобулины. Роль различных клеток в формировании специфической резистентности организма. Клиническая иммунология. Методы оценки иммунного статуса человека.










9.

Задачи частной медицинской микробиологии. Принципы микробиологической диагностики. Основы иммунопрофилактики и иммунотерапии инфекционных болезней.


1







10.

Патогенные и резидентные кокки. Возбудители гонореи и менингококковой инфекции. Проявления гонореи на слизистой полости рта.

1







11.

Патогенные и резидентные коринебактерии, актиномицеты и микобактерии. Возбудители дифтерии, туберкулёза. Проявления в полости рта. Актиномицеты – возбудители актиномикоза и болезней пародонта.

1







12.

Патогенные и резидентные анаэробные бактерии. Возбудители клостридиальной и неклостридиальной анаэробной инфекции челюстно-лицевой области.

1







13.

Патогенные и резидентные бактерии сем. кишечных.

Возбудители сальмонеллёзов, шигеллёзов, эшерихиозов и др. Патогенные и резидентные вибрионы и кампилобактерии. Возбудитель холеры и хеликобактериозов.

1







14.

Патогенные и резидентные спириллы и спирохеты. Возбудители сифилиса и язвенно-некротического гингиво-стоматита.

1







15.

Риккетсии и хламидии. Роль в патологии.

1







16.

Возбудители ОРВИ. Вирус гриппа. Вирус паротита.

1







17.

Вирусы гепатита А, В, С, D и др. Опасность инфицирования в стоматологическом кабинете.

1







18.

Ретровирусы. Возбудители ВИЧ-инфекции. Опасность инфицирования в стоматологическом кабинете.

1







19.

Симбиоз человека с микробами. Резидентная микрофлора полости рта. Роль иммунной системы в развитии оппортунистических процессов. Дисбиозы.




1




20.

Биопленка полости рта и зубов. Роль микробов в возникновении и развитии кариеса зубов.




1




21.

Микрофлора при воспалительных заболеваниях пародонта. Методы микробиологического исследования в клинической стоматологической практике.




1




22.

Микрофлора при одонтогенных воспалительных процессах. Хронические очаги инфекции, актиномикоз.




1




23.

Микрофлора при неспецифических стоматитах. Кандидоз. Влияние пломбировочных материалов, протезов и других факторов на состав резидентной флоры полости рта.




1




24.

Бактериальные и вирусные инфекции и их проявление в полости рта.




1

5.5. Практические занятия



п/п

Название тем практических занятий дисциплины и формы контроля

Объем по семестрам

III

IV

1.

Микроскопический метод исследования.

Оборудование и правила работы в бактериологической лаборатории. Световая микроскопия. Иммерсионная система микроскопа. Морфология микробов. Простые и сложные способы окраски препаратов. Особенности структуры эу- и прокариотических клеток.

Тестовый контроль.

3




2.

Стерилизация и дезинфекция. Способы стерилизации и дезинфекции лабораторной посуды и лечебного инструментария. Особенности стерилизации и предстерилизационной обработки стоматологических инструментов, боров, наконечников турбин и т.п.

Тестовый контроль.

1




3.

Бактериологический метод исследования. Физиология бактерий. Питательные среды. Их классификация, способы приготовления, стерилизация. Техника посевов материала на питательные среды. Способы выделения и идентификации чистых культур аэробных

бактерий. Изучение ферментативной активности, факторов вирулентности и чувствительности к антибиотикам выделенных культур. Особенности транспортировки материала и выделения чистых культур анаэробных бактерий. Культуральные и патогенные свойства грибов.

Тестовый контроль.

3




4.

Современные методы в вирусологии. Понятие о строении вирусов, вироидов и прионов. Методы диагностики.

3




5.

Бактериофаг. Генетика бактерий. Молекулярно-генетический метод диагностики. Строение и репродукция бактериофагов. Их медицинское значение. Наследственность и изменчивость у бактерий. Полимеразная цепная реакция и её применение.

Тестовый контроль.

1




6.

Симбиоз и антибиоз. Резидентная и патогенная микрофлора. Факторы вирулентности микробов. Синергизм и антагонизм у микробов. Антибиотики, механизм действия и методы определения чувствительности к антибиотикам.

Тестовый контроль.

3




7.

Серологический метод диагностики. Механизмы неспецифической резистентности человека. Фагоцитоз,

система комплемента, лизоцим и т.д. Антигены и антитела. Серологические реакции: агглютинация, преципитация, лизис, гемолиз и связывания комплемента. Иммунофлюоресцентный, иммуноферментный и радиоиммунный анализ в диагностике инфекционных болезней.

1




8.

Иммунопрофилактика, иммунотерапия и иммунокоррекция. Методы оценки иммунного статуса человека: проточная цитофлюориметрия с моноклональными CD-антителами, хемилюминесценция лейкоцитов, бласттрансформация лимфоцитов и др. Иммунобиологические препараты: вакцины, анатоксины, сыворотки. Иммуномодуляторы. Пробиотики.

Тестовый контроль.

1




9.

Микробиологическая диагностика бактериальных инфекций. Отработка методов диагностики на примере следующих возбудителей:

1. стафило-, энтеро- и стрептококки (бактериологический метод)

2. нейссерии и микоплазмы (микроскопический метод)

3. коринебактерии, актиномицеты, листерии (микроскопический и бактериологический методы)

4. анаэробные бактерии (микроскопический, бактериологический методы)

5. возбудители кишечных инфекций (бактериологический, серологический методы)

6. возбудители ИППП (серологический, молекулярно-биологический методы)

Тестовый контроль.

12




10.

Микробиологическая диагностика вирусных болезней. Индикация и идентификация вирусов в исследуемом материале. Серологический метод диагностики вирусных болезней: реакции нейтрализации, пассивной гемагглютинации, ИФА. Отработка методов диагностики на примере вирусных болезней:

-культивирование в курином эмбрионе, цветная проба, гемагглютинация и торможение гемагглютинации при идентификации вирусов гриппа и ОРВИ;

-серологические реакции и полимеразо-цепная реакция при диагностике вирусных гепатитов В, С, герпеса, ВИЧ.

Тестовый контроль.

4




11.

Инфекционный контроль в стоматологии. Дезинфекция, предстерилизационная обработка и стерилизация инструментов, материалов, оборудования. Антисептики и дезинфектанты. Способы забора материала для исследования из полости рта (для микробиологических исследований). Современные методы клинической иммунологии и молекулярной генетики.




4

12.

Микробиоценоз полости рта. Резидентная микрофлора различных биотопов ротовой полости. Зубной налёт и его изучение при оценке гигиенического состояния ротовой полости.




2

13.

Кариесогенная микрофлора. Микробиологические методы изучения микрофлоры при кариесе зубов и его осложнениях. Компьютерная кариограмма.




2

14.

Пародонтопатогенная микрофлора. Микробиологические методы изучения микрофлоры при болезнях пародонта. Тактика антибактериальной терапии анаэробной инфекции челюстно-лицевой области.

Тестовый контроль




2

15.

Изучение микрофлоры гнойного отделяемого при воспалительных заболеваниях челюстно-лицевой области. Техника анаэробного культивирования бактерий с количественным учётом. Способы идентификации и определения чувствительности анаэробов к антибиотикам.




2

16.

Хронические очаги инфекции. Возбудители туберкулёза и проказы. Особенности диагностики и проявления инфекции в полости рта. Профилактика и лечение туберкулёза и проказы




4

17.

Микробиологическая диагностика дисбиоза полости рта и стоматитов. Дисбиозы и оппортунистические стоматиты. Оппортунистические процессы как проявления иммунодефицитов и ВИЧ-инфекции. Лабораторная диагностика кандидоза, лептотрихиоза, фузоспирохетоза.




4

18.

Инфекционные стоматиты и диагностика проявлений бактериальных и вирусных инфекционных болезней в полости рта. Лабораторная диагностика дифтерии, гонореи, сифилиса. Профилактика и лечение.

Лабораторная диагностика герпетических, коксаки- и эхо-вирусных стоматитов. Принципы профилактики.




4

19.

Микрофлора при протезировании и имплантации зубов. Изучение адгезии и колонизации бактерий полости рта на стоматологические материалы. Диагностика периимплантитов и их профилактика.

Тестовый контроль




2


5.7. Семинары.




п/п

Название темы семинара базовой части дисциплины по ФГОС

Объем по семестрам

III

IV

1.

Микроскопический метод исследования.

2




2.

Бактериологический метод исследования.

2




3.

Симбиоз человека и микробов.

1




4.

Вирусологический метод исследования. Генетика бактерий.

2




5.

Серологический метод исследования.

1




6.

Основные принципы диагностики, профилактики и лечения бактериальных инфекций.

2




7.

Основные принципы диагностики, профилактики и лечения вирусных болезней.

2




8.

Инфекционный контроль в стоматологии.

Микробиоценоз полости рта.




2

9.

Патогенная микробная флора полости рта и

челюстно-лицевой области




2


6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, КУРСОВОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ


1. Бактерия – это

а. вирус

б. одноклеточное существо определённого вида, относящееся к прокариотам (+)

в. одноклеточное существо определённого вида, относящееся к эукариотам

г. организм определённого вида

д. одноклеточный организм


2. Риккетсии отличаются от большинства бактерий

а. отсутствием клеточной стенки

б. отсутствием мембраны, окружающей нуклеоид

в. наличием мезосом

г. способностью размножаться только в живых клетках (+)

д. отсутствием ядра


3. Постоянство формы бактерий поддерживается строением её

а. пилей

б. цитоплазматической мембраны

в. клеточной стенки (+)

г. всех трёх компонентов (а-б-в вместе)

д. неизвестно науке


4. Подвижность бактериальной клетки обусловлена

а. изменением внутриклеточного давления

б. направленным движением цитоплазмы

в. выделением из клетки биологически активных веществ

г. наличием жгутиков (+)

д. наличием пилей


5. Дифференцировать бактерии на грамположительные и грамотрицательные позволяет следующий этап окраски по Граму

а. окраска генцианвиолетом

б. обработка препарата раствором Люголя

в. обесцвечивание спиртом (+)

г. окраска фуксином

д. промывание препарата водой после фуксина


6. Внутриклеточными паразитами являются следующие представители прокариот:

а. риккетсии (+)

б. сферопласты

в. протопласты

г. Анаплазмы (+)

д. хламидии (+)


7. Клиника СПИДа определяется рядом осложнений, вызванных оппортунистическими агентамии

а. Герпес-вирусами (+)

б. Возбудителем дифтерии

в. Грибами Кандида (+)

г. Фузобактериями

д. Микобактериями туберкулёза (+)


ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ (ПО ЛАБОРАТОРНОМУ ПРАКТИКУМУ)


Типовое задание №1. Охарактеризовать микроскопическую картину мазка отделяемого из уретры при окраске метиленовым синим.

/незавершённый фагоцитоз гонококка/


Типовое задание №2. Интерпретировать результат посева культуры коринебактерий на среду с цистином.


/положительная проба Пизу на наличие цистиназы/


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ


Разнообразие микробов полости рта.

Современные принципы и методики выявления филогенетического родства микробов.

Кариесогенная микробная флора.

Принципы применения антибиотиков в стоматологии.

Эволюция паразитизма в микробном мире.

Кворум-сенсинг-взаимодействия в биоплёнках.

Генетическая регуляция патогенности у бактерий.


7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

Микробиология, вирусология и иммунология / для стоматологических факультетов // Учебник под ред. В.Н. Царёва – М., Практическая медицина. – 2009. – 580с.

Руководство к практическим занятиям по микробиологии, иммунологии и вирусологии с иллюстрированными задачами // под ред. А.А. Воробьёва и В.Н. Царёва – М, МИА -2007. – 470с.

б) дополнительная литература

Иммунология и аллергология / Учебник для медицинских вузов // Под ред. А.А. Воробьёва, А.С. Быкова, А.В. Караулова.– М., Практическая медицина. – 2006. – 287с.

Воробьёв А.А., Быков А.С. Атласа по микробиологии, иммунологии и вирусологии. // Учебное пособие УМО – М., МИА. – 2005. – 450с.

Царёв В.Н., Давыдова М.М. – Микробиология полости рта. // Учебное пособие УМО – М., 2006. - 45с.

Санитарно-гигиенический режим, дезинфекция и стерилизация в стоматологических учреждениях // Под ред. А.А. Остроуховой. / Учебное пособие УМО. - Москва. –2006. – 51с.

Клинические, бактериологические, лабораторные методы исследованиях и стратегия антибактериальной терапии генерализованного пародонтита. // Под ред. Царёва В.Н., Плахтий Л.Я. / Учебное пособие УМО. – Москва. - 2008. – 73с.

в) программное обеспечение

СD-программа (обучающая): ситуационные иллюстрированные задачи.

Электронная версия Атласа по микробиологии, иммунологии и вирусологии

Компьютерная программа для студентов 3 курса с/ф "Кариограмма"

Тематические комплекты слайдов.

Таблицы и плакаты по диагностике основных инфекционных заболеваний.

Специализированные учебные лаборатории с комплектом оборудования для микроскопического, бактериологического и иммунологического исследования (микроскоп, красители, спиртовка, штативы, лотки, бак. петли, пробирки, пипетки, наборы дисков с антибиотиками, сыворотки , вакцины, антигенные препараты).


8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основное оборудование для проведения учебного процесса, приготовления питательных сред и дезинфекции/стерилизации: автоклавы («чистый» и «грязный»), сухожаровой стерилизатор, дистиллятор, термостат, холодильник.

Специализированные учебные лаборатории с комплектом оборудования для микроскопического, бактериологического и иммунологического исследования (микроскоп, красители, спиртовка, штативы, лотки, бак. петли, пробирки, пипетки, наборы дисков с антибиотиками, вакцины, сыворотки, диагностические препараты).

Специальная аппаратура для проведения бактериологических исследований: автоматические дозаторы, диспенсеры для картирджей с дисками, приборы для проведения гель-электрофореза, термоциклер «Терцик» для ПЦР-исследования.

Специальная аппаратура для проведения иммунологических исследований: автоматические дозаторы, иммуно-ферментный анализатор, центрифуга.

Наглядные пособия (таблицы и плакаты) по диагностике основных инфекционных заболеваний.


9. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Практическое занятие строится по традиционному плану:

- вводное слово преподавателя: актуальность темы и цель занятия – 5-10 мин,

- тестовый контроль или опрос по контрольным вопросам, представленным в методических указаниях к занятию - 20 мин,

- согласование плана практической работы, желательно, с демонстрацией видеоряда (слайдов) или видеофильмов на мониторах – 15 мин,

- выполнение практической работы - 35 мин (в 3-м семестре) или 60 мин (в 4-м семестре),

- обсуждение результатов, разбор ситуационных задач, проверка протоколов работы – 10-30 мин.

    В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

    Настоящая программа по изучению микробиологии, вирусологии, иммунологии предполагает возможность включения в образовательные модули сквозного обучения по актуальным вопросам здравоохранения, например, «Проблема внутрибольничной инфекции и антибиотикорезистентность штаммов», «Проблема туберкулёзной инфекции», «Проблема инфекций передающихся половым путём», «Проблема парентеральных гепатитов и ВИЧ-инфекции» и т.п. Данная тематика также может использоваться при проведении олимпиад и ролевых игр.

    Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 10% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС).

Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность. Самостоятельная работа с литературой, рефератов, подготовка презентаций и докладов формируют способность анализировать медицинские и социальные проблемы, умение использовать на практике полученные знания медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Различные виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студента, формируют способность в условиях развития науки и практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно-образовательные технологии.


Разработчики:

Место работы

Занимаемая должность

ФИО

Московский государственный медико-стоматологический университет

зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии профессор, д.м.н

Царёв В.Н.

(председатель рабочей группы)


Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии академик РАМН, профессор, д.м.н

Зверев В.В.

Челябинская государственная медицинская академия

зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии чл.- корр. РАМН, профессор, д.м.н

Долгушин И.И.

Ростовский государственный медицинский университет

зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии профессор, д.м.н

Харсиева Г.Г.

Северо-Осетинская государственная медицинская академия

зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии профессор, д.м.н

Плахтий Л.Я.

Тверская государственная медицинская академия

зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии профессор, д.м.н

Червинец В.М.

Ярославская государственная медицинская академия

зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии профессор, д.м.н

Романов В.И.

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

профессор, д.б.н.

Бойченко М.Н.

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

профессор, д.м.н.

Миронов А.Ю.

Московский государственный медико-стоматологический ун-т

профессор, к.м.н.

Давыдова М.М.

Московский государственный медико-стоматологический ун-т

профессор, д.м.н.

Николаева Е.Н.

Московский государственный медико-стоматологический ун-т

старший научный сотрудник, к.м.н.

Ипполитов Е.В.

(секретарь рабочей группы)


Эксперты:

Место работы

Занимаемая должность

Инициалы, фамилия

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова

зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии профессор, д.м.н

Сбойчаков В.Б.

Курский государственный медицинский университет

зав. кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии профессор, д.м.н

Калуцкий П.В.

Российский государственный медицинский университет

зав.кафедрой микробиологии и вирусологии, проф., д.м.н

Кафарская Л.И.







Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Примерная программа дисциплины микробиология, вирусология, микробиология полости рта iconПримерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060101 Лечебное дело

Примерная программа дисциплины микробиология, вирусология, микробиология полости рта iconПрограмма дисциплины од. А 03 Ветеринарная микробиология, вирусология, эпизоотология, микология с микотоксикологией и иммунология

Примерная программа дисциплины микробиология, вирусология, микробиология полости рта iconРабочая программа учебной дисциплины микробиология, вирусология Направление подготовки (специальность)

Примерная программа дисциплины микробиология, вирусология, микробиология полости рта iconПримерная программа наименование дисциплины «Вирусология и биотехнология» Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 111801 Ветеринария

Примерная программа дисциплины микробиология, вирусология, микробиология полости рта iconПрограмма вступительных испытаний для специальности магистратуры 1-31 80 12 Микробиология, вирусология

Примерная программа дисциплины микробиология, вирусология, микробиология полости рта iconПрограмма вступительного экзамена по специальности (06. 02. 02 Ветеринарная микробиология, вирусология, эпизоотология, микология с микотоксикологией и иммунология)

Примерная программа дисциплины микробиология, вирусология, микробиология полости рта iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 16. 00. 03 ветеринарная микробиология, вирусология, эпизоотология, микология с микотоксикологией и иммунология Программа минимум

Примерная программа дисциплины микробиология, вирусология, микробиология полости рта iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности
«Ветеринарная микробиология, вирусология, эпизоотология, микология с микотоксикологией и иммунология»

Примерная программа дисциплины микробиология, вирусология, микробиология полости рта iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине 06. 02. 02 «Ветеринарная микробиология, вирусология, эпизоотология, микология с микотоксикологией и иммунология»

Примерная программа дисциплины микробиология, вирусология, микробиология полости рта iconПримерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом вич-инфекции 060105 Медико-профилактическое дело 2012 г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU