Методическая разработка по проведению практических занятий для студентов 5, 6 курса icon

Методическая разработка по проведению практических занятий для студентов 5, 6 курса





НазваниеМетодическая разработка по проведению практических занятий для студентов 5, 6 курса
страница1/12
Дата конвертации31.05.2013
Размер2.64 Mb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ


Лечебный факультет

Кафедра инфекционных болезней с курсом эпидемиологии

и общей гигиены


УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

(наименование)

Фамилия И.О. ______________

(подпись)

« » 200_ г.




Методическая разработка

по проведению практических занятий

для студентов 5, 6 курса








По учебной дисциплине: «Эпидемиология»

ИНДЕКС: ОПД Ф. 03

Для специальности: 060101-65 « Лечебное дело»








Подготовила:

Пахотина В.А., и. о. зав.кафедрой

инфекционных болезней с курсом

эпидемиологии и общей гигиены, к.м.н.

Обсуждено на заседании

ЦМК«____» ______________200_ г.

Протокол № ___________________


Занятие № 1. Название темы. Эпидемиологический подход к изучению болезней человека. Заболеваемость населения, эпидемический процесс, «риск заболевания», «группы риска», причины и механизмы развития патологических состояний в популяции людей, профилактика болезней.

Форма организации учебного процесса - практическое занятие.

Значение темы: Учитывая, что популяционные эпидемиологические методы исследования являются наиболее точными, объективными в установлении причин развития заболеваемости (патологии, включая и инфекционную), знание сущности эпидемиологических методов, приемов эпидемиологических методов позволит дать оценку структуры заболеваемости по группам населения и нозологическим формам, а в отношении отдельных болезней - по территории, среди разных групп населения - и во времени, а также вскрыть конкретные элементы социальных и природных условий, определяющих причинно-следственные связи в развитии и проявлении заболеваемости и разрабатывать конкретные профилактические и противоэпидемические мероприятия.

Цель занятия: на основании знаний об основных собственно эпидемиологических методах и приемах, приемов из других наук уметь их использовать для изучения условий формирования причин возникновения и распространения заболеваний инфекционной и неинфекционной природы: - описательно-оценочное исследование – скрининг, метод эпидемиологического обследования очага.

Место проведения – учебная комната, инфекционное отделение ОКБ.

Оснащение занятий:

1. Карта эпидемиологического обследования очага. истории болезни, экстренные извещения, журнал учета инфекционных заболеваний, основные показатели для анализ а заболеваемости.

2. Методическая разработка для студентов.


Самостоятельная работа студентов:

а). Студент должен знать:

1.Сущность эпидемиологического подхода в изучении состояния здоровья населения.

2.Эпидемиологические методы.

3.Эпидемиологические приемы.

4.Классификацию и распространение инфекционных заболеваний.

5.Цель эпидемиологического обследования очага.

б). Студент должен уметь:

1.Применять эпидемиологические методы и приемы для изучения состояния здоровья.

2.Владеть приемами эпидобследования очага инфекционного заболевания.

3.Проводить эпидемиологическое обследование очага инфекционного заболевания.


Вопросы для самоподготовки:

1.Определение эпидемиологического метода.

2.Метод эпидемиологического очага, понятие об эпидемиологическом очаге.

3.Приемы эпидемиологического обследования источника инфекции.

4.Приемы эпидемиологического обследования выявления путей и факторов передачи. передачи инфекции.

5.Приемы эпидемиологического обследования выявления контактных подвергшихся риску заражения..

6.Приемы определения периода заражения больного.

7.Скрининговое обследование в эпидемиологическом очаге с целью выявления скрыто протекающих заболеваний, факторов риска заболеваний в очаге.

8.Оценка диагностических возможностей метода эпидемиологического обследования очага.

Ситуационная задача 1. В детском образовательном учреждении выявлены 2 случая заболевания инфекцией с аэрозольным механизмом передачи. Необходимо провести эпидемиологическое обследование очага.

Какова цель эпидемиологического обследования очага?

Ситуационная задача 2.

В лечебном учреждении среди детей зарегистрирована групповая заболеваемость, связанная одним источником и фактором передачи. Необходимо провести эпидемиологическое обследование очага.

Какие приемы необходимо использовать для эпидемиологического обследования данного очага с целью выявления источника инфекции? Ситуационная задача 3.

В родильном доме среди новорожденных регистрируются случай гнойно-септических инфекций. Необходимо провести эпидемиологическое обследование очага. Какие приемы эпидемиологического обследования необходимо использовать с целью выявления факторов передачи в очаге?

Ситуационная задача 4.

Среди студентов первого курса ВУЗА выявлен случай менингококковой инфекции.

Какие приемы эпидемиологического обследования необходимо использовать с целью выявления восприимчивых контингентов среди контактных лиц, подвергшихся риску заражения?

Ситуационная задача 5.

В отделении реанимации новорожденных выявлены случаи инфекций нижних дыхательных путей, ассоциированных с искусственной вентиляцией легких. Какие приемы эпидемиологического обследования необходимы для изучения причин возникновения инфекций нижних дыхательных путей у новорожденных?

Ситуационная задача 6.

В регионе регистрируется экологически обусловленные заболевания, связанные с йод дефицитным состоянием. Какие приемы эпидемиологических исследований необходимо применить для изучения заболеваемости в регионе?


Тесты для самоконтроля

Вариант 1

1.Предметом изучения эпидемиологии является:

А. Закономерности возникновения и распространения различных патологических состояний (заболеваемости) в популяции людей и здоровье населения;

Б.Принципы и формы организации противоэпидемической работы

В. Закономерности возникновения и распространения инфекционных болезней среди животных.

2. Эпидемиологический метод используют:

А. Для оценки состояния здоровья населения в целом (в отдельных группах, на определенных территориях);

Б. Для оценки распространенности массовых заболеваний неинфекци­онной природы; в) для выявления факторов риска забо­левания;

Г. Для определения социально-экономической значимости превалирующей нозологии в структуре забо­леваемости;

Д. Для разработки прогноза эпидемиологиче­ской ситуации.

3..Использование эпидемиологического метода позволяет:

А.Выявить условия и механизмы развития болезней в конкретной обстановке;

Б. Провести распознавание болезни;

В. Определить состояние больного.

4. Эпидемиологический метод позволяет изучить:

А. Эпидемический процесс при инфекционных заболеваниях и закономерности его проявления;

Б. Инфекционный процесс;

В. Эпизоотический процесс.

5. Использование эпидемиологического метода позволяет:

А.Характеризовать распространенность массовых заболеваний неинфекционной природы (сердечно-сосудистых, онкологических, психических, эндокринных и др.);

Б.Установить характер инфекционного процесса;

В.Определить объем лечебных мероприятий.

6.Эпидемиологический метод это специфическая совокупность приемов, позволяющих оценить:

А. Структуру инфекционной заболеваемости по нозологическим формам, группам населения, по территории, времени и факторы риска;

Б. Тяжесть течения болезни;

В.Скорость распространения заболеваний.

7. Приемы эпидемиологического обследования очага:

А. Опрос, лабораторные исследования, санитарно- гигиеническое обследование, эпидемиологическое наблюдение;

Б.Проверка документации лечебно-профилактических учреждений;

В. Аналитические исследования.

8. Структура эпидемиологических методов:

А. Эпидемиологический анализ, эпидемиологическое обследование очагов;

Б.Статистические исследования, математическое моделирование;

В.Описательные наблюдения, аналитические исследования.

9. Эпидемиологическое обследование очага это метод выявления:

А. Источника возбудителя инфекции, путей и факторов его передачи, контактных , подвергшихся риску заражения;

Б. Распространенности заболеваний;

В. Частоты заболеваний.

10. Опасность источника инфекции обуславливают следующие факторы:

А. Длительность выделения возбудителя,;

Б. Санитарно-бытовые условия;

В. Профессия;

Г.Возраст;

Д. Массивность выделения возбудителя.

Вариант 2

  1. Эпидемиологический подход к классификации инфекционных болезней основан на:

А. Характеристике свойств возбудителя;

Б. Различии в восприимчивости возбудителя;

В. Своеобразии механизма передачи возбудителя;

Г. Типе паразитизма возбудителя

  1. Факторы риска, детерминирующие реализацию эпидемического процесса:

А. Социальные;

Б. Биологические;

В. Природные;

Г. Этнические.

3. Биологические факторы, детерминирующие эпидемический процесс:

А. Источник возбудителя инфекции;

Б. Механизм передачи возбудителя;

В. Восприимчивость населения.

Г. Возраст.

4.По какому фактору реализации механизма передачи возбудителя определяются пути передачи возбудителя:

А. Основному фактору риска;

Б. Конечному фактору риска;

В. Дополнительному фактору риска.

5. Сущность эпидемиологического подхода к выявлению причин возникновения, распространения болезней:

А. Сопоставление различной заболеваемости в отдельных группах населения с наличием и активностью в этих группах предполагаемых факторов риска изучаемой нозоформы;

Б. Скрининговые исследования;

В. Рандомизированные клинические испытания.


6. Отличительная черта эпидемиологии современного периода:

А. Использование эпидемиологических исследований для изучения неинфекционной патологии;

Б. Применение эпидемиологических исследований в клинике и формирование нового направления в эпидемиологии - «клиническая эпидемиология»;

В.Организация и проведение мероприятий по снижению и профилактике заболеваемости на принципах эпидемиологического надзора.

Г. Применение различных статистических методов выявления и оценки закономерностей распределения заболеваемости.

7. Фактор риска отражает:

А. Вероятность действия причины;

Б. Обязательное действие причины.

8. Выделение групп риска в популяции основано на:

А. Неоднородности показателей заболеваемости в динамике, уровне, структуре с учетом индивидуальных характеристик заболевших;

Б. Неоднородности социальных факторов;

В. Оценке эффективности профилактических мероприятий среди заболевших.

9.Сущность эпидемиологического подхода при проведении противоэпидемических и профилактических мероприятий:

А. Мероприятия, направленные на источник инфекции, разрыв механизма передачи, восприимчивый коллектив;

Б. Мероприятия, направленные на конечные факторы передачи;

В. Режимные ограничительные мероприятия.

10.Основной принцип проведения мероприятий, направленных на снижение заболеваемости:

А. Принцип комплексности с выделением главного звена при поведении профилактических мероприятий;

Б. Мероприятия, препятствующие выносу инфекции за пределы очага;
Г. Мероприятия, препятствующие распространению инфекции в очаге;



Метод эпидемиологического обследования очага. Эпидемический очаг — место пребывания источника инфекции с окружаю­щей его территорией в тех пределах, в которых возбудитель способен пере­даваться от источника инфекции к людям, находящимся в общении с ними.

Существует два понятия, которые характеризуют эпидемический очаг. Это границы очага и продолжительность его существования.

Границы очага определяются особенностями механизма передачи кон­кретной инфекционной болезни и специфическими особенностями сре­ды, в которой пребывает источник инфекции.

Продолжительность существования очага определяется временем пре­бывания источника и сроком максимального инкубационного периода конкретной инфекции. После убытия больного или его выздоровления очаг сохраняет свое значение в течение максимального инкубационного периода, так как возможно появление новых больных.

Метод эпидемиологического обследования очагов — специфическая совокупность приемов, которая предназначена для изучения причин возник­новения и распространения инфекционных заболеваний в этом очаге. Это означает, что целью эпидемиологического обследования очага является выявление источника возбудителя инфекции, путей и факторов его переда­чи и контактных, подвергшихся риску заражения.

Эпидемиологическое обследование очагов является одним из важных разделов деятельности эпидемиолога и оперативно осуществляется сразу после установления факта существования эпидемического очага.

Очаги могут возникать в квартирах, детских дошкольных учреждени­ях, образовательных учреждениях, различных промышленных предприя­тиях, на определенных территориях и т. п.

Количество случаев в очаге может ограничиваться одним заболевшим либо множеством заболевших (вспышки). Эта работа проводится экст­ренно, потому что без эпидемиологического диагноза невозможно разра­ботать целенаправленные противоэпидемические мероприятия по лик­видации очага (рецепт эпидемиолога).

Приемы, используемые эпидемиологом при проведении эпидемиологического обследования очагов:

  • опрос больного и лиц, с ним соприкасавшихся;

  • изучение медицинской и другой (ветеринарной, по организации водоснабжения, питания, жилищно-коммунального благоустройства и т. п.) документации;

  • санитарное обследование очага;

  • лабораторные и инструментальные исследования больного, контактных и подозреваемых факторов передачи;

  • эпидемиологическое наблюдение в течение максимального инкубационного периода.

Схема эпидемиологического обследования очага




Цель-


Выявление источника





Выявление





Выявление

диагностика

инфекции




путей и




контактных,

эпидемического







факторов




подвергшихся

процесса.







передачи




риску заражения




1 2 3





Опрос больного





Санитарное





Опрос




Изучение




обследование




контактных лиц




документации




очага




Лабораторные




Лабораторное




Изучение




исследования

Приемы

обследование




документации







эпидемиологического

больного и лиц,




Лабораторные







обследования

соприкасавшихся




исследования










с ним в пределах
















периода заражения
















Эпидемиологическое
















наблюдение













Работа эпидемиолога начинается еще до выхода в эпидемический очаг. Она заключается в том, что эпидемиолог изучает документацию в противоэпидемическом учреждении, которая характеризует эпидемиче­скую ситуацию в возникшем очаге. Кроме того, эпидемиолог обеспечива­ет готовность лаборатории к предстоящему взятию проб от больного, контактных, предполагаемых факторов передачи.

Далее работа эпидемиолога проводится непосредственно в эпидеми­ческом очаге. Эпидемиологическое обследование начинается с опроса больного (если он не госпитализирован в инфекционную больницу) и лиц, с ним соприкасавшихся.

Цель опроса заключается в том, чтобы собрать такие сведения, кото­рые позволили бы эпидемиологу сформулировать гипотезу об источнике инфекции, путях и факторах передачи, т. е. о причинах возникновения очага. Для этого эпидемиолог прежде всего определяет временные рамки (период) возможного заражения. Для определения периода заражения необходимо знать точную дату заболевания человека, сформировавшего данный очаг. Время, оказавше­еся между максимальным и минимальным инкубационными периодами (ИП), будет соответствовать времени заражения. Затем выясняются места пребывания заболевшего, его контакты, све­дения об употребляемых продуктах питания (в случае возникновения ки­шечной инфекции), о наличии заболеваний среди животных (в случае возникновения зоонозной инфекции) и др. Получаемые от опрашивае­мых лиц ответы должны подвергаться по возможности проверке.

Результаты, конкретное содержание опроса определяется особенно­стями инфекции.

Изучение документации проводится в лечебно-профилактических уч­реждениях (ЛПУ), детских дошкольных учреждениях, производственных учреждениях и др. (в зависимости от специфических особенностей эпи­демического очага). Этот прием предусматривает сбор сведений о реги­страции и учете сходных инфекционных заболеваний в пределах очага, получение сведений из историй болезней, амбулаторных карт, прививоч­ной документации, при зоонозах изучается документация ветеринарной службы.

Санитарное обследование очага проводится с целью выяснения усло­вий, которые могли способствовать возникновению заболевания или за­болеваний. Проводится оценка санитарного состояния и санитарного со­держания мест пребывания заболевших, конкретное содержание осмотра определяется характером инфекции.

Лабораторные и инструментальные исследования в очаге необходимы для подтверждения и уточнения клинического диагноза, выявления ис­точников и факторов передачи инфекции, оценки эффективности лече­ния, санации и др.

Эпидемиологическое наблюдение в очаге проводится в течение вре­мени существования очага. Этот прием предназначен для выявления новых заболевших или носителей. В этот период используются все те прие­мы, которые уже обсуждались.

Документами, в которых оформляются результаты эпидемиологиче­ского обследования очагов, являются карта или акт эпидемиологического обследования очага.

Материалы эпидемиологического обследования используются в сис­теме эпидемиологического надзора.

Оценка диагностических возможностей метода эпидемиологического обсле­дования очагов. В современный период эпидемиологи пользуются этим методом значительно реже, чем в прошлые времена. Это связано с тем, что практический опыт его применения показал, что во многих случаях диагностическая ценность этого метода оказалась довольно низкой.

Однако метод эпидемиологического обследования очагов сохраняет свое значение при целом ряде различных ситуаций:

  • появление хотя бы одного случая экзотической инфекции;

  • появление множества спорадических случаев, казалось бы, не
    связанных между собой, но которые поднимают уровень заболе­ваемости выше сложившегося ординара, соответствующего дан­ному периоду;


  • множественный очаг;

  • необычные (нештатные) ситуации;

  • в условиях достаточно изолированного стабильного коллектива,
    в котором действия каждого члена могут быть более или менее
    надежно прослежены.


Последние три ситуации, особенно самая последняя, указывают на большую значимость эпидемиологического обследования в условиях ста­ционара; в меньшей степени они оказываются полезными в других орга­низованных коллективах.

И действительно, в стационарах хотя и имеет место смена пациентов, но она строго контролируема, под контролем находится система питания (даже принесенные извне продукты могут быть учтены и даже исследова­ны), учитываются все медицинские манипуляции, особенно инъекции, включая введение препаратов с помощью сосудистых и других катетеров, различные инвазивные диагностические и лечебные процедуры, характер наркоза, оперативные вмешательства и т. д.

Таким образом, метод эпидемиологического обследования оказывает­ся достаточно хорошо адаптирован к госпитальным условиям и поэтому может быть широко использован. Его применение показано в организо­ванных коллективах при возникновении двух и более случаев заболева­ния. Говоря о современном состоянии положения об использовании эпи­демиологического обследования в очагах, хотелось бы подчеркнуть, что его применение базируется на большом опыте (положительном и отри­цательном), т. е. он является результатом обобщения наблюдений в раз­личных популяциях. В связи с этим хотелось бы указать также на то, что современная клиническая медицина обязательно использует сбор анамнестических данных, что позволяет установить, хотя бы приблизитель­но, возможные причины развития заболевания. По-видимому, изначаль­но заинтересованность в сборе анамнеза базировалась на желании уста­новить возможность заражения (что соответствует принятому сейчас эпидемиологическому обследованию на начальном этапе). Но современ­ный сбор анамнеза (важен не только при инфекционных болезнях) имеет определенно более широкие задачи, которые, несомненно, основаны на большом предшествовавшем опыте многих поколений врачей и его обоб­щении.


Занятие № 2. Название темы: Методы и приемы эпидемиологических исследований, организация их проведения. Описательные исследования. Аналитические исследования.

Форма организации учебного процесса - практическое занятие.

Значение темы. Познание закономерностей возникновения и распространения любых патологических состояний в популяции людей, осуществляемое различными приемами метода эпидемиологического анализа, позволит выявить вероятность действия причинного фактора (фактора риска).

Цель занятия. Овладение приемами расшифровки причинно-следственных связей, приводящих к заболеваемости людей позволит врачу оценить достоверность гипотез о факторах риска, эффективность в данной обстановке противоэпидемических мероприятий, ближайший или отдаленный прогноз заболеваемости, определение эпидемиологической, социальной и экономической эффективности мер профилактики и ввести корректировку профилактических мероприятий.

Место проведения – учебная комната.

Оснащение занятий:

1.Истории болезни.

2.Карты эпидемиологического обследования случаев заболевания.

3.Документация ЛПУ.

4.Практикум по статистике для студентов.

5. Таблицы-схемы приемов эпидемиологического анализа.


Самостоятельная работа студентов.

а).Студент должен знать:

1.Сущность метода эпидемиологического анализа, его этапы.

2.Приемы метода эпидемиологического анализа

3.Приемы смежных наук для метода эпидемиологического анализа.

4.Описательные и аналитические исследования для изучения причин патологических состояний среди населения и состояния здоровья.

б). Студент должен уметь:

1.Владеть методом сбора эпидемиологических сведений.

2.Проводить описательный анализ заболеваемости по времени риска, территория риска. группам риска.

3.Применять статистические показатели для оценки состояния заболеваемости.

4.Уметь формулировать гипотезы о вероятности причины развития болезни.

4.Применять аналитические исследования для оценки факторов риска в формировании причинно-следственных связей развития эпидемического процесса и возникновения заболеваний не инфекционной природы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методическая разработка по проведению практических занятий для студентов 5, 6 курса iconМетодические разработки практических занятий по анестезиологии и реаниматологии для студентов III курса введение

Методическая разработка по проведению практических занятий для студентов 5, 6 курса iconТематический план практических занятий для студентов 5 курса лечебного факультета и фпсзс IX семестр

Методическая разработка по проведению практических занятий для студентов 5, 6 курса iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета для практических занятий по патологической анатомии Атеросклероз

Методическая разработка по проведению практических занятий для студентов 5, 6 курса iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета для практических занятий по патологической анатомии Крупозная (долевая) пневмония

Методическая разработка по проведению практических занятий для студентов 5, 6 курса iconТемы практических занятий по детской хирургии для студентов 4 курса педиатрического факультета на 2009 2010 учебный год

Методическая разработка по проведению практических занятий для студентов 5, 6 курса iconКалендарно-тематический план лабораторно практических занятий для студентов 1 курса медико-биологического факультета на 2012-2013 учебный год 1 семестр
Осветительная часть микроскопа. Каким образом можно увеличить интенсивность освещенности объекта?

Методическая разработка по проведению практических занятий для студентов 5, 6 курса iconУчебное пособие к проведению практических занятий и самостоятельной работы по эпидемиологии студентами V vi курсов лечебного факультета

Методическая разработка по проведению практических занятий для студентов 5, 6 курса iconЫ практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного факультета учебно-методические указания Санкт-Петербург 2007

Методическая разработка по проведению практических занятий для студентов 5, 6 курса iconЛабораторных занятий по микробиологии для студентов 3 курса лечебного и медицинского факультетов

Методическая разработка по проведению практических занятий для студентов 5, 6 курса iconПеречень необходимых практических навыков по акушерству для студентов 4 курса лечебного факультета на 2009-2010 уч год

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU