Пензенский государственный университет Медицинский институт кафедра микробиологии, эпидемиологии, инфекционных болезней ( заведующий – действительный член РАЕ Н.И.ХОТЬКО)
Учебное пособие к проведению практических занятий и самостоятельной работы по эпидемиологии студентами V – VI курсов лечебного факультета медицинского (института)

Пенза, 2003/2004
УДК 614.4 + 616.9 – 036.21 (075.8)
Учебное пособие к проведению практических занятий по эпидемиологии студентами V-VI курса лечебного факультета составлено в соответствии с программой по эпидемиологии (М.,2002 г.). В нем представлены тематическая характеристика эпидемиологических понятий, структура эпидемического процесса, специфическая профилактика, дезинфекция, дезинсекция, дератизация а также организация противоэпидемических мероприятий в очагах наиболее распространенных в России инфекционных заболеваний, в том числе тема санитарной охраны территории.К работе с пособием следует приступать после изучения теоретического материала и прослушивания лекций. Издание проиллюстрировано графиками, таблицами, содержит контрольные вопросы, тесты и задачи, касающиеся различных эпидемических ситуаций, Приведены образцы ответов.
Рецензенты: Ю.Ю.Елисеев – доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАЕ, проректор по науке СГМУ Dr. Med. D. Drancin, professeur, Allemagne А.П.Дмитриев – главный Государственный санитарный врач по Пензенской области, заслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук, доцент, зав. кафедрой гигиены и экологии ПГМИ От автора
Предлагаемое издание является итогом многолетней педагогической деятельности на кафедрах инфекционных болезней и эпидемиологии Саратовского государственного медицинского университета, Пензенского мединститута, медицинской подготовки Саратовского военного института ВВ МВД РФ. Подготовка лекций и практических занятий всегда сопряжена с необходимостью в различного рода пособиях. Далеко не всегда они существуют в готовом виде, изданными центральными методическими органами или отвечают тем условиям, которые имеются на базе конкретного ВУЗа. Значительную их часть нам приходится разрабатывать и создавать самим. С годами эта схема претерпевает изменения и совершенствуется. В первую очередь это связано с появлением новых фундаментальных данных, новых диагностических приемов и аппаратов, а также с обновлением арсенала фармакологических и биологических средств лечения и профилактики Подготовка настоящего издания потребовала трехлетней интенсивной работы. Но даже и за этот сравнительно небольшой промежуток времени многое менялось и совершенствовалось, материал приходилось дорабатывать и отбирать по-новому. Так создавалась оптимальная, на наш взгляд, методика подачи учебного материала. Она отражает постоянное стремление преподавателей донести до студентов учебный материал наиболее доходчивым образом. Материал представлен в таком виде, в каком выкристаллизовался сейчас на кафедре педагогический процесс. Умение организовать и осуществить противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционных больных, а также выполнить профилактическую работу в лечебно-профилактическом учреждении (на врачебном участке) является составной частью общемедицинской деятельности врача. В пособии представлены материалы и проблемы, содержащие различные ситуации в которых врач лечебного профиля должен принять конкретное решение. При работе с пособием следует уяснить значимость темы, изучить соответствующий учебный материал. Т.е. методика проведения занятий предусматривает предварительную самостоятельную работу студентов над книгой и прослушивания лекций. На самом занятии выясняется исходный уровень студентов, для чего предлагается использовать тесты 1 и 2 уровня усвоения. По каждой теме сформулирована цель занятия. Даются план и краткие его указания по методике отработки отдельных элементов плана. Степень усвоения учебного материала может быть определена по тестам 3 уровня (нетиповые задачи). Оценка знаний проводится по коэффициенту успешности, определяемому как частное от деления количества правильных ответов на число заданных вопросов. Положительной считается оценка при К= 0,7-1,0. По каждой теме дан примерный перечень наглядных пособий и рекомендуемая литература. Количество часов по частной эпидемиологии меньше того количества, которое требуется для отработки тем по частной эпидемиологии данных эпидемиологических указаний (темы 7-14). Пособие позволяет выбрать темы, наиболее актуальные в данных условиях. Может быть проведена профилизация преподавания. Издание рассчитано, в равной мере как на студентов, так и на самих преподавателей, в особенности начинающих. Настоящее учебное пособие не претендует на окончательное решение вопросов методики проведения занятий, которые должны совершенствоваться с учетом практического применения.
Профессор Н.И.Хотько
Тема 1. Больной человек и носитель как источники инфекции и меры по их обезвреживанию. Цель занятия: Определить роль больного человека и носителя как источников инфекции. Работа в кабинете инфекционных заболеваний поликлиники. Знакомство с организацией выявления больных и носителей и мерами по их обезвреживанию. Продолжительность занятий 2 часа. Программа занятий. Во введении преподаватель раскрывает значение выявления источников инфекции в общей системе мероприятий по ликвидации эпидемических очагов. Работа подразумевает предварительную подготовку студентов дома к занятию по соответствующим разделам учебников. На занятиях проводится (само)проверка знаний студентов с использованием тест-страниц. Преподаватель излагает особенности выявления инфекционных больных и носителей, рассказывает о работе кабинетов инфекционных заболеваний. Студенты работают в кабинете инфекционных заболеваний. Разбившись на группы, принимают инфекционных больных, диспансеризации переболевших, делают записи в журнал регистрации, амбулаторные карты, карты диспансерного наблюдения, участвуют в текущей дезинфекции в кабинете.
Тесты усвоения.
Уровень | Вопрос | Эталон ответа | I
II
III
| 1Укажите, что представляет собой: 1) эпидемический, 2)эпизоотический, 3) инфекционный процесс. а) распространение заболеваний среди животных; б) наличие возбудителей в воздухе; в) состояние зараженности организма человека; г) зараженнолсть возбудителями переносчиков; д) распространение болезней среди людей; е) заражение воды возбудителями 2. Какие источники инфекции при антропонозах вы знаете? а) больной б) носитель в) грызуны 3. Какие формы заболевания наиболее опасны? тяжелые среднетяжелые легкие, атипические 4. Какой вид носительства наиболее опасен в эпидемиологическом отношении? инкубационное транзиторное носительство переболевших 5. Каковы эпидемиологические показания для диспансеризации переболевших инфекционными болезнями? возможность рецидива возможность исхода в носительство тяжелое течение болезни возможность исхода в хроническую форму 1. В какие периоды болезни может быть заразен инфекционный больной?
2.Какие виды носительства вы знаете?
3.Какие противоэпидемиологические мероприятия проводятся в отношении больного в эпидемическом очаге?
4. Какие мероприятия проводятся в отношении носителя в очаге?
5.Какие контингенты подлежат обследованию на носительство?
1. Из инфекционного стационара выписаны следующие больные: Иванов И.П., переболевший сыпным тифом, Петров И.Т., переболевший брюшным тифом и Никифоров И.С., переболевший инфекционным гепатитом. Необходима ли диспансеризация этих переболевших если да, то почему?
2.При бактериологическом обследовании контактных в очаге брюшного тифа у Кузнецова И.Г. из фекалий выделена палочка брюшного тифа. Последующие бак. исследования кала, мочи, желчи - отрицательные. Какой вид носительства здесь имеет место? | д а в
а), б)
в)
в)
а), б), г)
а) в конце инкубации б) в период клинических проявлений заболеваний в) в период реконвалесценции а) инкубационное б) носительство переболевших в) транзиторное а) выявление б) экстренная сигнализация в) регистрация в журнале регистрации инфекционных заболеваний г) изоляция д) этиотропное лечение при некоторых инфекциях е) соблюдение правил выписки ж) диспансеризация при наличии некоторых эпидемиологических показаний а) выявление б) сигнализация в) регистрация г) санация д) ограничительный режим е) диспансерный учет д),е) –при некоторых инфекциях а) переболевшие брюшным тифом, паратифами, дизентерией, холерой б) контактные в этих очагах в) поступающие и работающие в эпидемиологически важных объектах Иванов И.П. диспансеризации не подлежит, так как нет эпидемиологических показаний. Петрова И.Т. необходимо взять на диспансерный учёт, так как возможен в течение трёх месяцев рецидив инфекции и возможен исход в носительство. Никифоров И.С. подлежит наблюдению, так как возможно хронически рецидивирующее заболевание
Здоровое (транзиторное) носительство
|
Наглядные пособия к занятию. Журнал регистрации инфекционных заболеваний. Карты экстренных извещений. Карты диспансерного наблюдения. Прочие учетные формы и отчетная документация КИЗ.
Рекомендуемая литература Ющук Н.Д.: Эпидемиология – М.: Медицина, 1993 Ющук Н.Д. и др.: Эпидемиология: сборник тестов, задач - М.: Медицина, 1997 Беляков В.Д., Яфаев Р.Х.: Эпидемиология - М.: Медицина, 1989. Беляков В.Д., Семененко Т.А., Шрага М.Х..: Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. - М.: Медицина, 2001 Покровский В.И., Пак С.Г. и др.: Инфекционные болезни и эпидемиология – ГЭОТАРМЕД, 2000 Дополнительная литература 1. Эпидемиология. Под ред. И. И. Елкина. М., 1979. 2. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии. Под ред. И. И. Елкина. М., 1975. 3. Подлевский А.Ф. Кабинет инфекционных заболеваний. Л., 1978.
Больной человек и носитель как источники инфекции и меры по их обезвреживанию.
Тема 2. Животные как источники инфекции. Меры борьбы с грызунами.
Цель занятия: Дать понятие о зоонозах (зооантропонозах), эпидемической роли различных животных. Ознакомить студентов с некоторыми биологическими особенностями грызунов и их эпидемическим значением. Обучить мерам борьбы с грызунами. Продолжительность занятия 2 часа. Программа занятий. Во введении преподаватель раскрывает значение животных как источников инфекции при зоонозах и принципы борьбы с источниками инфекции при этих заболеваниях. Студенты дома готовятся к занятию по соответствующим разделам учебников. На занятиях проводится проверка знаний студентов с использованием тестов 1-2 уровня. Отработка вопроса «животные как источники инфекции» ведется путем собеседования по эпидемиологии и эпизоотологии некоторых зоонозов. Разбираются механизмы заражения человека. Изучение мер борьбы с грызунами. Студенты изучают орудия отлова грызунов, образцы дератизационных препаратов. Итоговый контроль усвоения осуществляется путем решения задач 3 уровня.
Тесты усвоения
Уровень | Вопрос | Эталон ответа | I.
II.
III.
| 1. Назовите источники инфекции при зоонозах? животные человек 2. Какие птицы представляют опасность для человека как источники инфекции? перелетные домашние декоративные 3. Какие виды диких грызунов могут быть источниками инфекции? суслик сурки песчанки бобры 4. Какие инфекционные заболевания передаются человеку от домашних животных? бешенство лептоспироз грибковые заболевания дизентерия скарлатина токсоплазмоз 5. Назовите инфекционные заболевания, источником которых являются овцы бруцеллез сибирская язва ящур сап лептоспироз туберкулез 6. Назовите инфекционные заболевания, источником которых являются лошади сыпной тиф клещевой энцефалит сибирская язва сап сальмонеллез дифтерия 7. Какие заболевания относятся к природно-очаговым? лептоспироз брюшной тиф туляремия чума дифтерия клещевой энцефалит
1. Назовите основные источники при бешенстве
2. Какие инфекции могут передаваться человеку от сельскохозяйственных животных?
3. Укажите возможный источник сальмонеллезной инфекции.
4. Назовите инфекционные болезни, источником инфекции при которых являются свиньи.
5.Какие химические препараты используются в дератизационной практике?
6. Дайте определение понятию: природно-очаговые инфекции.
1. Зоологическим обследованием на территории района установлены следующие виды животных: бурундуки, белки, водяные крысы, рыжие полевки, волки, кабаны, лисы, енотовидные собаки, бобры, лоси. Укажите, наличие каких природно-очаговых инфекций можно предположить на данной территории. Какие из перечисленных видов животных являются источниками при данной инфекции?
2. В лесостепном районе, издавна неблагополучном по туляремии, в этом году наблюдается чрезвычайно высокая численность полевых грызунов — в первую очередь обыкновенной полевки и полевых мышей. Имеется опасность проникновения этих грызунов в массовом количестве в населенный пункт. Укажите необходимые меры истребительной дератизации. Метод подачи отравленных приманок.
| а)
а), б), в)
а), б), в)
а), б), в), е)
а), б), д)
в), г), д)
а), в), г), е)
собаки волки лисы кошки
а) Бруцеллез. б) Сибирская язва. в) Туберкулез. г) Сальмонеллез. д) Ку-лихорадка. е) Лептоспироз. ж) Сап. з) Яшур. и) Листeриоз. а) Больной человек и носитель. б) Животные (коровы, свиньи, лошади). в) Птицы (утки, гуси, куры, индюшки). г) Грызуны.
а) Бруцеллез. б) Сальмонеллез. в) Сибирская язва. г) Лептоспироз.
а) Крысид. б) Фосфид цинка. в) Ратиндан. г) Зоокумарин.
Природно - очаговыми называются инфекционные заболевания, которые существуют в природе независимо от человека среди диких животных и птиц, распространяются преимущественно посредством кровососущих членистоногих.
Туляремия (водяные крысы). Бешенство (волки, лисы) . Клещевой энцефалит (рыжие полевки, бурундуки). Геморрагическая лихорадка (рыжие полевки, водяные крысы). Можно применить фосфид цинка в пищевых приманках, а также для опыливания нор, троп, по которым передвигаются грызуны.
|
Наглядный материал к занятию 1. Образцы дератизационных средств. 2. Орудия отлова грызунов. 3. Чучела наиболее часто встречающихся грызунов. 4. Таблица с указанием ареала распространения животных, имеющих наибольшее эпидемиологическое значение. Рекомендуемая литература Ющук Н.Д.: Эпидемиология – М.: Медицина, 1993 Ющук Н.Д. и др.: Эпидемиология: сборник тестов, задач - М.: Медицина, 1997 Беляков В.Д., Яфаев Р.Х.: Эпидемиология - М.: Медицина, 1989. Беляков В.Д., Семененко Т.А., Шрага М.Х..: Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. - М.: Медицина, 2001 Покровский В.И., Пак С.Г. и др.: Инфекционные болезни и эпидемиология – ГЭОТАРМЕД, 2000 . Дополнительная литература Руководство по микробиологии, клинике и эпидемиологии инфекционных болезней. Т. 6. М., 1964. 2. Эпидемиология. Под ред. И. И. Елкина. М., 1979. 3. Руководство к практическим занятиям по эпидемиологии. Под ред. И.И. Елкина. М., 1975.
Животные как источники инфекции
Животные как источники инфекции Меры борьбы с грызунами
Тема 3. Живые переносчики возбудителей инфекционных болезней и меры борьбы с ними. Цель занятия. Дать понятие о членистоногих как факторах передачи возбудителей инфекционных болезней, показать некоторые биологические особенности и эпидемическое значение различных членистоногих; научить студентов мерам борьбы с ними. Продолжительность занятия 2 часа.
Программа занятий Во введении преподаватель раскрывает цель занятия, показывает значение членистоногих в распространении возбудителей инфекционных болезней и мер борьбы с ними. 2. Выявление исходного уровня и отработка вопроса «Живые переносчики врзбудителей инфекционных болезней» проводятся с использованием тест-лестниц I и II уровней. 3. Изучаются различные дезинсекционные средства контактного, кишечного и дыхательного действия, а также аппаратура, применяемая при дезинсекции. 4. Итоговый контроль усвоения осуществляется путем решения задач III уровня.
Тесты усвоения Уровень | Вопрос | Эталон ответа | I.
II
III
| 1. Каков механизм заражения платяной вошью? а) Специфическая инокуляция. б) Специфическая контаминация. b) Механическая контаминация. 2. Каков механизм заражения блохами? а) Механическая контаминация. б) Специфическая инокуляция. в) Специфическая контаминация. 3. Каков механизм передачи инфекции комнатной мухой? а) Специфическая контаминация. б) Механическая контаминация. 4. Какие средства обладают кишечным действием на насекомых? а) Пиретрум. б) ДДТ. в) Борная кислота. г) Бура. д) Гексахлоран. 5. Какие средства являются инсектицидами дыхательного действия? а) Арcмаль. б) Парижская зелень. в) Сольвент. г) Хлорпикрин. д.) Сернистый ангидрид. 6. Из перечисленного списка выберите репелленты: а) Пиретрум. б) Хлорофос. в) Диметилфталат. г) Гексахлоран. д) ДЭТА.
1. Назовите виды членистоногих, являющихся переносчиками возбудителей болезней человека.
2. Какие заболевания передаются мухами?
3. Назовите заболевания, которые передаются головной и платяной вшами.
4. Какие инфекции передаются комарами?
5. Назовите инсектициды контактного действия.
6. Из каких элементов складываются профилактические мероприятия в борьбе с переносчиками заразных болезней?
7. Что такое репелленты?
1. С поезда снята больная Ф., 65 лет, в тяжелом состоянии, с розеолезно-петехиальной сьшъю на теле, резкой головной болью, спутанным сознанием. Серологически подтвержден диагноз сыпного тифа. У больной обнаружен педикулез. Где и каким образом провести обработку больной от вшей?
2. В.общежитии для строительных рабочих необходимо провести санитарную обработку по поводу случая заболевания сыпным тифом. Вместе с больным в одной комнате находятся 18 человек. Помещение площадью 40 м2 содержится в неудовлетворительном состоянии. Дезинфекционной камеры в поселке нет. Требуется указать необходимое дезинсекционное средство, пригодное для обработки помещения и верхней одежды, его концентрацию и количество рабочего раствора, способы обработки постельных принадлежностей, белья и носильного платья.
3. В целях борьбы с малярийным комаром необходимо произвести обработку поверхности открытого водоема площадью 350 м2. Требуется указать дезинсекционное средство, пригодное для обработки водоема, его необходимое количество.
| б)
б), в)
б)
в), г)
в), г), д)
в), д)
а) Вши. б) Блохи. в) Мухи. г) Комары. д) Клещи.
а) Брюшной тиф и паратифы А и В. б) Дизентерия. в) Амебиаз. г) Вирусный гепатит. д) Лямблиоз. е) Глистные инвазии.
а) Эпидемический сыпной тиф. б) Возвратный тиф. в) Волынская лихорадка.
а) Малярия. б) Туляремия. в) Японский энцефалит. г) Желтая лихорадка,
а) Пиретрум, б) Гексахлоран. в) Хлорофос. г) Препарат К (бис-этилксантоген). д) ДДТ. а) Рациональная застройка и содержание жилищ, своевременный сбор, вывоз и обеззараживание различных нечистот и отбросов (мухи, тараканы, блохи). б) Соблюдение личной гигиены (вши). в) Мелиорация, бони-фикация (комары).
Средства, отпугивающие членистоногих.
1. В приемном покое инфекционного стационара. 2. Волосистую часть головы для уничтожения вшей и гнид обработать эмульсией мыла ДДТ, а затем 15% раствором уксусной кислоты. 3. Вещи, снятые с больной, направить в горяче-воздушную камеру для дезинсекции сухим горячим воздухом.
Для обработки белья, одежды и постельных принадлежностей можно использовать 10% дуст ДДТ (150 г для вещей каждого человека, всего 2 кг 700 г). Для дезинсекции 40 м2 помещения можно применить суспензию дуста ДДТ. Для приготовления 40 л суспензии необходимо взять 800 г 10% дуста ДДТ (на 1 м2 помещения — 2 г АДВ). На обработку очага потребуется 3,5 кг 10%: дуста ДДТ.
Для обработки можно применить 50% эмульсию дихлофоса из расчета 2 кг препарата на 1 га поверхности открытого водоема.
| Наглядный материал к занятию: 1. Набор дезинсекционных средств. 2. Дезаппаратура, применяемая для дезинсекции. Рекомендуемая литература: Ющук Н.Д.: Эпидемиология – М.: Медицина, 1993 Ющук Н.Д. и др.: Эпидемиология: сборник тестов, задач - М.: Медицина, 1997 Беляков В.Д., Яфаев Р.Х.: Эпидемиология - М.: Медицина, 1989. Беляков В.Д., Семененко Т.А., Шрага М.Х..: Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. - М.: Медицина, 2001 Покровский В.И., Пак С.Г. и др.: Инфекционные болезни и эпидемиология – ГЭОТАРМЕД, 2000 Дополнительная литература: 1. Эпидемиология. Под ред. И. И. Елкина. М., 1979. 2. Руководство к практическим замятиям по эпидемиологии. Под ред. И. И. Елкина. М., 1975. 3. Руководство по медицинской энтомологии. Под ред. В. П. Дербеневой-Уховой. М., 1974 Живые переносчики инфекционных болезней
 Меры борьбы с живыми переносчиками инфекционных болезней
Тема 4. ХИМИЧЕСКАЯ И КАМЕРНАЯ ДЕЗИНФЕКЦИЯ (МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ) Цель занятия. Ознакомиться с видами и методами дезинфекции, обучиться проведению химической и камерной дезинфекции. Продолжительность занятия 2 часа. Программа занятия Во введении преподаватель раскрывает цель занятия и обосновывает необходимость изучения темы для врача, организующего проведение дезинфекции в очаге инфекционного заболевания силами населения или в лечебном учреждении — младшим медицинским персоналом. Материал данного занятия будет использован при изучении частной эпидемиологии. Исходный уровень знаний выявляется с помощью тест-лестниц I и II уровней. На занятия выделяются наборы образцов химических дезинфекционных средств и формы таблиц, которые студенты заполняют. В таблицу следует записать физико-химические свойства дезинфекционных средств, при каких инфекциях, для обработки каких объектов, в каком виде и в какой концентрации их можно применять. Студенты изучают устройство дезинфекционных камер по моделям и письменно составляют характеристику камер (тип камеры, основные детали устройства, действующий агент, порядок работы, экспозиция, какие вещи нельзя обрабатывать). Итоговый контроль усвоения осуществляется путем решения задач III уровня усвоения.
Тесты усвоения
Уровень | Вопрос | Эталон ответа | I
II.
III. | 1. Какие виды дезинфекции проводятся в очаге инфекционного заболеваиия? а) Профилактическая. б) Текущая. в) Заключительная. 2. При каких инфекциях показано проведение заключительной дезинфекции? а) Брюшной тиф. б) Скарлатина. в) Корь. г) Дизентерия. 3. Какие химические средства используются для дезинфекции? а) Хлореодержащие препараты. б) Фосфорорганияеские соединения. в) Щелочи. г) Лизол. 4. Какие виды камер применяются для уничтожения микробов? а) Пароформалшговые. б) Горячевоздушные, в) Паровые
1. Каким требованиям должны удовлетворять химические дезинфекционные средства?
2. Что влияет на эффективность химической дезинфекции?
3. На какие виды микробов действуют хлорсодержащие препараты?
4. В каком виде используются: а) Хлорная известь? б) Хлорамин?
5. Какие объекты обрабатываются: а) Хлорной известью? б) Хлорамином?
6. При каких инфекционных заболеваниях можно применить для дезинфекции фенол?
7. В каком виде используется фенол?
8. Как приготовить активированный раствор?
9. Назовите виды камер, применяемых для дезинфекции.
10. Какую камеру целесообразно иметь на территории больницы и почему?
11. Какие контрольно-измерительные приборы имеются в паровой камере Крупина?
12. Какие вещи не подлежат обработке в паровой камере?
13. Почему в пароформалиновой камере можно дезинфицировать меховые и кожаные вещи?
14. Назовите передвижные пароформалиновые камеры.
1. В очаге дизентерии необходимо провести дезинфекцию помещения размером 40 м2, белья (2 кг), посуды (1 кг) и выгребной ямы (поверхность выгреба 2 м2). Сделайте расчет количества дезинфекционных средств, необходимых для обработки указанных объектов.
2.. После госпитализации больного шфекционным гепатитом в очаге необходимо продезинфицировать помещение (30 м2), белье (3 кг), посуду (0,5 кг). Укажите методы дезинфекции этих объектов, рассчитайте количество дезсредства.
3. Необходимо провести дезинфекцию в детских яслях по поводу заболевания дифтерией. Заболевание произошло в группе, полностью изолированной от других групп. Помещение состоит из двух комнат (каждая размером 5X5 м), раздевальной (3X4), приемной (3X3) и туалетной (2X3). Имеется много мягких вещей. Укажите, что подлежит дезинфекции, дезсредство и его количество. | б), в)
а), б), г)
а), в), г)
а), в)
а) Обладать большой бактерицидной силой. 6) Не быть ядовитыми для человека, домашних и сельскохозяйственных животных. в) Не nopтить вещей. г) Хорошо растворяться в воде. д) Быть стойкими при хранении. е) Не снижать своей активности в белковой среде. а) Концентрация раствора. б) Экспозиция. в) Способ обработки. г) Температура, а) Вегетативные формы микробов, б) Вирусы. в) Споры.
а) Сухое вещество, хлорно-известковое молоко, осветленный раствор. б) Раствор. а) Выделения, помещения, посуда. б) Помещения, посуда, белье, выделения. а) При воздушно-капельных (кроме туберкулеза). б) Кишечных (кроме инфекционного гепатита и полиомиелита). в) При некоторых зоонозах.
а) Водный раствор. б) Мыльно - феноловый раствор. К водному раствору хлорамина добавить аммонийное соединение. а) Паровые. б) Пароформалиновые.
Пароформалиновую, так как в ней можно обрабатывать все вещи и проводить как дезинфекцию, так и дезинсекцию. а) Манометр. б) Термометр. в) Предохранительный клапан. а) Меховые и кожаные. б) Клееные. в) Непрочно окрашенные. г) Грязное белье. Здесь для обработки меховых и кожаных вещей используются пары формалина при невысокой температуре (до 60°). ДДА (дезинфекционно-душевой автомобиль). ДДП (дезинфекционно-душевой прицеп). ДКП (дезинфекционная камера-прицеп).
0,5% раствор хлорамина; для помещения — 40 л, белья — 8л, посуды — 2 л. Всего 50 л (раствора (250 г сухого вещества). Для дезинфекции выгребной ямы — 2 кг хлорной извести. Дезинфекцию можно провести химическим методом (3% раствором хлорамина). Расход хлорамина 30 л + 12 л + 1 л = 43 л. Сухого хлорамина 1290 г. В детских яслях необходимо продезинфицировать помещение, постельные принадлежности, игрушки. Посуду целесообразно прокипятить, мягкие вещи обработать в камере, а 77 м2 помещения — 1 % раствором хлорамина (77 л, 770 г хлорамина).
|
Наглядный материал к занятию Образцы дезинфекционных средств. Аппаратура для химической дезинфекции. Модели и таблицы дезинфекционных камер. Рекомендуемая литература Ющук Н.Д.: Эпидемиология – М.: Медицина, 1993 Ющук Н.Д. и др.: Эпидемиология: сборник тестов, задач - М.: Медицина, 1997 Беляков В.Д., Яфаев Р.Х.: Эпидемиология - М.: Медицина, 1989. Беляков В.Д., Семененко Т.А., Шрага М.Х..: Введение в эпидемиологию инфекционных и неинфекционных заболеваний человека. - М.: Медицина, 2001 Покровский В.И., Пак С.Г. и др.: Инфекционные болезни и эпидемиология – ГЭОТАРМЕД, 2000
Дополнительная литература 1. Эпидемиология. Под ред. И. И. Елкина. М., 1979. 2. Руководство к практическим замятиям по эпидемиологии. Под ред. И. И. Елкина. М., 1975. 3. Гандельсман Б. И. Дезинфекционное дело. М., 1971
Химическая и камерная дезинфекция (методы, средства и способы применения)
|