Примерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом вич-инфекции 060105 Медико-профилактическое дело 2012 г icon

Примерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом вич-инфекции 060105 Медико-профилактическое дело 2012 г





Скачать 348.06 Kb.
НазваниеПримерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом вич-инфекции 060105 Медико-профилактическое дело 2012 г
Дата конвертации24.05.2013
Размер348.06 Kb.
ТипПримерная программа
ПРОЕКТ


Примерная программа учебной дисциплины


Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции


060105 Медико-профилактическое дело


2012 г.


Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 060105 «Медико-профилактическое дело»


Организация-разработчик: ГОУ СПО “Нижегородский медицинский базовый колледж”.


Разработчики:

Варганова Инна Петровна, преподаватель инфекционных болезней высшей квалификационной категории, заведующая фельдшерским отделением.


Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).


Заключение Экспертного совета № ________от “____”__________20___г.


СОДЕРЖАНИЕ стр.


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 5


3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАМЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 22


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ 30


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции


    1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060105 «Медико-профилактическое дело», базовый уровень образования.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции» относится к профессиональному циклу общепрофессиональных дисциплин.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

проводить забор и доставку материалов от инфекционного больного в лаборатории, заполнять соответствующую документацию.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

этиологию, клинику и диагностику инфекционных заболеваний, принципы их лечения и меры профилактики.


1.4. Перечень формируемых компетенций


Код

Наименование результата обучения

ПК 5.1

Осуществлять учет и регистрацию инфекционных и паразитарных заболеваний с ведением утвержденных форм государственного и отраслевого наблюдения, в том числе
с использованием компьютерных технологий.

ПК 5.2. 

Участвовать в проведении эпидемиологических расследований очагов инфекционных и паразитарных заболеваний
с отбором образцов различных факторов среды, биологического материала и выполнении комплекса первичных противоэпидемических мероприятий.


ПК 5.3. 

Участвовать в проведении эпидемиологических обследований объектов с отбором проб.


ПК 5.4. 

Принимать участие в контроле за соблюдением требований по хранению, транспортированию и использованию медицинских иммунобиологических препаратов.


ПК 5.5. 

Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации
по эпидемиологии и паразитологии.


ПК 5.6. 

Проводить гигиеническое воспитание населения по мерам личной и общественной профилактики инфекционных и паразитарных заболеваний.


ПК 5.7. 

Участвовать в проведении дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий на объектах и в очагах инфекционных (паразитарных) заболеваний, контролировать качество их проведения и оформлять соответствующую документацию.


ПК 5.8. 

Осуществлять элементы эпидемиологического надзора
за внутрибольничными инфекциями и вести делопроизводство помощника эпидемиолога лечебно-профилактического учреждения.


ПК 5.9. 

Участвовать в организации производственного контроля
за соблюдением санитарных норм и правил, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в учреждениях здравоохранения.


ОК 12

Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.



1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 213 часов, в том числе:

    • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 142 часа;

    • самостоятельной работы обучающегося 71час.



2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

213

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

142

в том числе:




- практические занятия

74

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

71

в том числе:




- работа с учебником

25

- составление опорного конспекта

20

- составление сводных (обобщающих) таблиц по темам

2

- решение ситуационных задач

10

- подготовка и защита рефератов

4

- ответы на контрольные вопросы

6

- работа на компьютере

4

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Основные этапы исторического развития учения об инфекционных болезнях. Место инфекционных заболеваний в структуре общей заболеваемости. Назначение, цели и задачи предмета «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции» для подготовки санитарного фельдшера. Ознакомление обучающихся с государственными документами, обеспечивающими санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (Федеральный закон от 30.03.99г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарно-эпидемиологические правила при различных инфекционных заболеваниях и др.).

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, подготовка реферата по теме «Ученые, внесшие большой вклад в развитие учения об инфекционных заболеваниях».

3




Раздел 1. Общая часть










Тема 1.1.

Общая патология инфекционных болезней. Основные эпидемиологические понятия.

Содержание учебного материала (дидактические единицы):

Определение понятий «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционная болезнь». Причины, способствующие возникновению и распространению инфекционных заболеваний. Периоды болезни. Классификация инфекционных болезней, механизмы и пути передачи инфекционных заболеваний. Эпидемический процесс, его звенья.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, составление глоссария по инфекционным болезням, схемы эпидемического процесса, разработка алгоритма действий «Мероприятия в очаге инфекции», изучение дополнительной литературы по теме.

1




Тема 1.2.

Оказание медицинской помощи инфекционным больным. Методы диагностики инфекционных болезней.

Содержание учебного материала (дидактические единицы):

Устройство и режим инфекционного стационара. Приемное отделение. Порядок приема и распределения больных по отделениям. Изоляция инфекционных больных, проведение текущей и заключительной дезинфекции, размещение больных (в изоляторе, боксе, специализированном отделении). Правила ухода за инфекционными больными. Соблюдение медицинским персоналом личной профилактики при уходе за инфекционными больными. Роль санитарного фельдшера в проведении противоэпидемических мероприятий в очаге инфекционного заболевания. Бокс типа Мельцера – устройство, назначение. Устройство КИЗа поликлиники, прививочного кабинета. Периоды острого инфекционного заболевания и их значение для диагностики, лечения и проведения противоэпидемических мероприятий в очаге. Признаки инфекционного заболевания. Температура, ее значение для больного и типы лихорадочных кривых. Типы инфекционной сыпи. Клинические формы инфекционных заболеваний. Осложнения, рецидивы болезни. Неотложные состояния при инфекционных заболеваниях (инфекционно-токсический шок, гиповолемический шок, острая дыхательная и сердечно-сосудистая недостаточность и др.) Исходы заболевания.

Основные методы диагностики инфекционных заболеваний: анамнез (в т.ч. эпиданамнез), клинический осмотр больного, лабораторная и инструментальная диагностика. Лечение инфекционных больных: режим, уход, питание, питьевой режим, медикаментозное лечение (этиотропное, патогенетическое, симптоматическое). Применение препаратов специфической иммунотерапии (иммунных сывороток, гамма-глобулинов и иммуноглобулинов, плазмы иммунизированных доноров). Правила хранения медикаментов.

8


1

Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи инфекционным больным в условиях поликлиники, инфекционного стационара».


6

3

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекций, составление опросника для работы с пациентом, изучение дополнительной литературы по теме, подготовка реферата по теме «Диспансерное наблюдение за инфекционными больными».

7




Тема 1.3.

Основы профилактики инфекционных болезней.

Содержание учебного материала (дидактические единицы):

Назначение, виды, способы, средства дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Приготовление дезсредств, техника безопасности при работе с ними. Современные дезинфицирующие средства. Виды биологических препаратов (вакцины, сыворотки, иммуноглобулины, анатоксины, бактериофаги), их хранение, значение в профилактике и лечении инфекционных больных. Понятие о национальном календаре профилактических прививок, сроках вакцинации и ревакцинации. Инфекционная безопасность в ЛПУ и проблемы организации инфекционного контроля.

Группы риска ВБИ. Меры предосторожности при контакте с биологическими жидкостями пациента. Мытье рук (уровни мытья рук, современная техника мытья рук до и после процедуры). Защитная одежда, уборка помещений и др. Цель и методы инфекционного контроля.

2

1

Практическое занятие: «Проведение профилактики инфекционных заболеваний».

6

1

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, изучение дополнительной литературы по теме, подготовка рефератов по темам «Современные дезинфицирующие средства», «Специфическая профилактика инфекционных болезней».

4




Раздел 2. Специальная часть










Тема 2.1. Кишечные инфекции. Брюшной тиф, паратифы А и В

Содержание учебного материала (дидактические единицы):

Этиология брюшного тифа. Эпидемиология. Основные знания патогенеза. Цикличность патологических изменений в тонком кишечнике. Клиника. Особенности клиники современного брюшного тифа. Осложнения (специфические и неспецифические). Диагностика. Методы лабораторной диагностики. Лечение и уход. Значение режима, ухода за больными, диетотерапии. Специфическое, патогенетическое и симптоматическое лечение. Лечение осложнений. Текущая дезинфекция у постели больного. Правила выписки больных из стационара. Диспансерное наблюдение за реконвалесцентами. Профилактика. Мероприятия в эпидемическом очаге. Краткие сведения по этиологии, эпидемиологии, клинике и лечению паратифов.

2

1

Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным брюшным тифом, паратифами А и В».

6

3

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме.

4




Тема 2.2. Дизентерия, амебиаз, иерсиниоз и псевдотуберкулез

Содержание учебного материала (дидактические единицы):

Дизентерия. Этиология, эпидемиология, патогенез, различные клинические формы, осложнения. Лабораторная диагностика. Эндоскопические методы исследования толстого кишечника. Лечение и уход за больными. Правила выписки реконвалесцентов из стационара, диспансерное наблюдение в КИЗе поликлиники. Профилактика. Инфекционная безопасность на этапах обслуживания больных.

Амебиаз – общая характеристика болезни. Основы этиологии, патогенеза. Клиника. Диагностика кишечных и внекишечных форм. Осложнения. Принципы лечения. Профилактика. Мероприятия в эпидемическом очаге.

Иерсиниоз и псевдотуберкулез – общая характеристика заболеваний, этиология, эпидемиология, клиническая картина, диагностика, лечение и профилактика, мероприятия в эпидемическом очаге.

2

1

Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным дизентерией, амебиазом, иерсиниозом и псевдотуберкулезом».

6

3

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме, подготовка реферата по теме «Амебиаз».

4




Тема 2.3. Сальмонеллез. Ботулизм. Пищевые токсикоинфекции (ПТИ). Холера. Эшерихиозы. Ротавирусный гастроэнтерит.

Содержание учебного материала (дидактические единицы):

Сальмонеллезы – характеристика заболевания. Этиология. Источники инфекции, механизм заражения. Механизм развития диареи и шоковых состояний. Клинические признаки в зависимости от формы заболевания (локализованные, генерализованные). Диагностика. Значение клинических и эпидемиологических данных для постановки диагноза. Лабораторная диагностика. Принципы этиотропной, патогенетической, симптоматической терапии. Неотложные мероприятия при шоковых состояниях. Профилактика.

Пищевые токсикоифекции – общая характеристика группы заболеваний. Возбудители. Роль различных продуктов питания в возникновении пищевых токсикоинфекций. Особенности эпидемиологии стафилококковых токсикоинфекций. Клиника. Диагностика. Значение пищевого, эпидемиологического анамнезов лабораторных данных для постановки диагноза. Лечение. Профилактика.

Ботулизм. Характеристика заболевания. Основы этиологии, патогенеза. Ранние клинические признаки. Особенности клинического течения. Лабораторная диагностика. Лечение. Профилактика. Мероприятия в эпидемическом очаге заболеваний.

Холера. Краткие исторические данные. Этиология. Эпидемиология, патогенез. Степени тяжести по В.И. Покровскому. Клиническое течение различных форм болезни. Лабораторная диагностика. Лечение и уход за больными. Соблюдение мер инфекционной безопасности при работе с больными. Проведение текущей дезинфекции. Правила выписки больных из стационара. Профилактика.

Ротовирусный гастроэнтерит. Этиология. Эпидемиология. Клиническая картина. Лабораторная диагностика. Принципы лечения. Профилактика. Мероприятия в эпидемическом очаге.

Эшерихиозы. Этиология. Эпидемиология. Клиническая классификация. Клиническая картина. Лабораторная диагностика. Принципы лечения. Профилактика. Мероприятия в эпидемическом очаге.

6

1

Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным сальмонеллезом, ботулизмом, пищевыми токсикоинфекциями (ПТИ), холерой, эшерихиозами, ротавирусным гастроэнтеритом».


6

3

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, «Дифференциальная диагностика кишечных инфекций», изучение дополнительной литературы по теме, подготовка реферата по теме «Вирусные диареи».

6




Тема 2.4.

Вирусные гепатиты. Лептоспирозы

Содержание учебного материала (дидактические единицы):

Краткие исторические данные. Вклад С.П.Боткина в изучение инфекционного гепатита. Основы этиологии, патогенеза вирусных гепатитов. Современные представления о вирусных гепатитах. Энтеральные и парантеральные вирусные гепатиты. Инкубационный период. Клиника различных периодов болезни. Течение желтушных, безжелтушных, стертых форм болезни. Осложнения. Исходы. Правила выписки из стационара. Диспансерное наблюдение.

Характеристика лептоспироза. Вклад отечественных ученых в изучение лептоспироза (Н.И.Васильев, В.А.Бешинин, С.И.Тарасов и др.) Этиология. Пути проникновения возбудителей в организм человека. Источники инфекции. Клиника. Поражение сердечно-сосудистой и нервной систем, печени, почек и др. органов. Клинические формы, их симптоматика. Осложнения. Прогноз. Диагностика. Принципы лечения. Профилактика.

4

3

Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным вирусными гепатитами, лептоспирозами».

6

3

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, составление таблицы «Дифференциальная диагностика вирусных гепатитов», изучение дополнительной литературы по теме, подготовка реферата по теме «Лептоспирозы».

5




Тема 2.5.

Инфекции дыхательных путей.

Грипп. Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ). Инфекционный мононуклеоз

Содержание учебного материала (дидактические единицы):

Грипп. Этиология. Изменчивость вируса. Эпидемиология. Причины возникновения эпидемий, пандемий. Клиника. Формы болезни. Токсические формы. Осложнения. Диагностика. Лабораторная диагностика. Лечение гриппа. Неотложная помощь при гипертоксических формах гриппа. Профилактические мероприятия (специфические и неспецифические). Мероприятия в эпидемическом очаге.

Парагрипп, аденовирусная инфекция, риновирусная инфекция и др. Этиология. Эпидемиология. Клиническая картина. Осложнения. Диагностика. Лабораторная диагностика. Лечение. Профилактические мероприятия. Мероприятия в эпидемическом очаге.

Основные вопросы этиологии, эпидемиологии, патогенеза инфекционного мононуклеоза. Клиника. Методы диагностики. Лечение, профилактика.

2

1

Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным


гриппом, острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), инфекционным мононуклеозом».

6

3

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, составление таблицы «Дифференциальная диагностика ОРВИ», изучение дополнительной литературы по теме, подготовка реферата по теме «Причины возникновения эпидемий, пандемий гриппа».

4




Тема 2.6.

Дифтерия. Скарлатина. Паротитная инфекция

Содержание учебного материала (дидактические единицы):

Определение дифтерии. Этиология. Источники инфекции. Механизм заражения. Патогенез. Формы дифтерии, их течение и исходы. Классификация дифтерии ротоглотки. Осложнения дифтерии. Особенности современного течения дифтерии. Лабораторная диагностика. Принципы лечения, серотерапии. Правила и сроки выписки из стационара. Профилактика. Мероприятия в эпидемическом очаге.

Этиология, эпидемиология паротитной инфекции, скарлатины. Клиника. Осложнения. Принципы лечения. Правила заполнения палат. Правила выписки и доступа в детский коллектив. Проведение противоэпидемических мероприятий в очагах инфекции.

2

3

Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным детскими инфекциями (дифтерия, скарлатина, паротитная инфекция)».

6



3



Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме.

4




Тема 2.7.

Корь, краснуха, ветряная оспа. Коклюш. Полиомиелит. Менингококковая инфекция. Натуральная оспа. Орнитоз.

Содержание учебного материала (дидактические единицы):

Основы этиологии, патогенеза кори, краснухи, ветряной оспы, коклюша, полиомиелита. Эпидемиология данных инфекций. Клиника, продолжительность периода заразительности. Осложнения. Принципы лечения. Правила заполнения палат. Правила выписки и допуска в коллектив. Проведение дезинфекции и обеспечение инфекционной безопасности.

Менингококковая инфекция. Современное состояние проблемы. Основные данные об этиологии, эпидемиологии, патогенезе. Клиническая классификация. Клиника менингококкового назофарингита, менингококкового менингита, менингококкокцемии. Дифференциальная диагностика с менингитами другой этиологии. Лабораторная диагностика. Принципы лечения, неотложная помощь. Профилактические мероприятия, мероприятия в эпидемическом очаге.

Натуральная оспа – особо опасная инфекция. Основные данные об этиологии, эпидемиологии, патогенезе. Клиника. Диагностика. Лечение. Профилактика.

Орнитоз. Основные данные об этиологии, эпидемиологии, патогенезе. Клиническая картина. Диагностика. Принципы лечения. Профилактика.

6

1

Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным детскими инфекциями (корь, краснуха, ветряная оспа, коклюш, полиомиелит, менингококковая инфекция, а также натуральной оспой, орнитозом».


8

3

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, составление таблицы «Дифференциальная диагностика инфекционных болезней с экзантемами», изучение дополнительной литературы по теме.

7




Тема 2.8.

Трансмиссивные (кровяные) инфекции. Риккетсиозы (эпидемический сыпной тиф, болезнь Брилля). Боррелиозы (возвратные тифы, болезнь Лайма). Малярия. Лейшманиозы. Геморрагические лихорадки (ГЛПС, Крымская, Омская и др.). Весенне-летний клещевой энцефалит. Чума. Туляремия.

Содержание учебного материала (дидактические единицы):

Сыпной тиф. Краткий исторический очерк, этиология, эпидемиология, патогенез, клиническая симптоматика в различные периоды болезни. Осложнения. Принципы лечения. Профилактика, борьба с педикулезом. Понятие о болезни Брилля.

Краткая характеристика возвратных тифов.

Болезнь Лайма (Лайм-бореллиоз). Этиология, эпидемиология, патогенез, клиническая симптоматика в различные периоды болезни. Осложнения. Принципы лечения. Профилактика.

Малярия. Краткий исторический очерк, этиология, эпидемиология, патогенез, клиническая симптоматика в различные периоды болезни. Характеристика малярийного приступа. Особенности различных форм малярии. Осложнения. Принципы лечения. Меры неспецифической и специфической профилактики, меры инфекционной безопасности в эпидемическом очаге. Проведение санпросвет работы.

Лейшманиозы. Краткая характеристика заболеваний, этиология, патогенез, эпидемиология, клиника, осложнения, сравнительная характеристика кожного и висцерального лейшманиоза. Лабораторная диагностика, значение взятия мазка крови и толстой капли. Лечение, меры неспецифической и специфической профилактики, меры инфекционной безопасности в эпидемическом очаге. Понятие о природно-очаговых заболеваниях.

Весеннее-летний клещевой энцефалит. Этиология. Эпидемиология. Механизм заражения. Патогенез. Клинические формы заболевания и их течение. Принципы лечения и ухода за больными. Профилактика.

Понятие о геморрагических лихорадках (ГЛПС, Крымская, Омская и др.). Этиология, Эпидемиология. Механизм заражения. Клиника. Принципы лечения и ухода за больными. Профилактика. Противоэпидемические мероприятия в очагах заболеваний. Чума. Характеристика заболевания как особо опасной инфекции. Этиология. Эпидемиология. Взаимосвязь между эпидемией среди людей и эпизоотией среди грызунов. Клиника, клинические формы (локализованные, генерализованные, внешнедиссеминированные). Осложнения. Исходы. Особенности ухода. Противоэпидемический режим в чумном госпитале. Лабораторная диагностика. Принципы лечения. Правила выписки из стационара. Противоэпидемические мероприятия в очаге заболевания.

Туляремия. Этиология. Эпидемиология. Клиника, клинические формы болезни. Осложнения. Диагностика, лечение, профилактика. Противоэпидемические мероприятия в очаге заболевания.

14

1

Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным трансмиссивными (кровяными) инфекциями (риккетсиозы (эпидемический сыпной тиф, болезнь Брилля), боррелиозы (возвратные тифы, болезнь Лайма), малярия, лейшманиозы, геморрагические лихорадки (ГЛПС, Крымская, Омская и др.), весенне- летний клещевой энцефалит, чума, туляремия)».

6

3

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекциирешение ситуационных задач, тестовых заданий, составление таблицы «Дифференциальная диагностика чумы и туляремии», изучение дополнительной литературы по теме, подготовка реферата по теме «Геморрагические лихорадки».

8




Тема 2.9.

Инфекции наружных покровов. Рожа. Столбняк. Фелиноз. Бруцеллез. Сибирская язва. Бешенство. Ящур.

Содержание учебного материала (дидактические единицы):

Характеристика заболевания. Возбудитель и его свойства. Восприимчивость. Клинические симптомы. Формы рожистого воспаления. Локализация. Рожа у грудных детей, рожениц. Рецидивы и их особенности, способствующие факторы. Лечение. Профилактика.

Столбняк. Характеристика заболевания. Основы этиологии, эпидемиологии, патогенеза. Классификация столбняка. Клиника. Стадии болезни. Ранние симптомы заболевания. Основные симптомы в период разгара заболевания. Столбняк новорожденных. Осложнения. Смертность. Принципы лечения. Диспансерное наблюдение. Профилактика.

Фелиноз. Характеристика заболевания. Основы этиологии, эпидемиологии, патогенеза. Клиника. Принципы лечения. Профилактика.

Бруцеллез. Характеристика заболевания. Этиология, эпидемиология, патогенез. Классификация Г.П. Руднева. Клиника. Последствия бруцеллеза. Диагностика, принципы лечения. Профилактические мероприятия. Меры инфекционной безопасности.

Сибирская язва. Этиология, эпидемиология, патогенез. Клиника различных форм болезни. Диагностика, принципы лечения. Профилактические мероприятия. Меры инфекционной безопасности. Мероприятия в эпидемическом очаге. Исторические сведения о бешенстве. Этиология. Эпидемиология. Патогенез. Клиника. Периоды

болезни. Опасный прогноз заболевания. Диагностика, принципы лечения. Значение неспецифической и специфической профилактики в борьбе с бешенством. Мероприятия в эпидемическом очаге.

Ящур. Этиология. Эпидемиология. Клиника. Диагностика, принципы лечения. Профилактика.

10

3

Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным инфекциями наружных покровов, рожей, столбняком, фелинозом, бруцеллезом, сибирской язвой, бешенством, ящуром».


6

3

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме.

8




Тема 2.10.

Инфекция вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция).

Содержание учебного материала (дидактические единицы):

Определение заболевания. Исторические данные. Статистические данные по распространенности инфекции среди населения. Этиология, эпидемиология, патогенез. Классификация по В.П. Покровскому. Клиническая картина. Клиника различных стадий болезни и исход ВИЧ-инфекции. Состояния, подозрительные на ВИЧ-инфекцию. Диагностика. Принципы лечения, ухода. Мероприятия в эпидемическом очаге. Профилактика.

4

3

Практическое занятие: «Оказание медицинской помощи больным ВИЧ-инфекцией».


6

3

Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, решение ситуационных задач, тестовых заданий, изучение дополнительной литературы по теме, подготовка реферата по теме «Современны аспекты лечения и профилактики ВИЧ - инфекции».

5




Тема 2.11.

Итоговое занятие по пройденному материалу.

Проводится тестирование студентов с помощью контролирующей компьютерной программы.

2




Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником, конспектом лекции, дополнительной литературой.

1




Всего




213




3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ-инфекции

Оборудование учебного кабинета инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ-инфекции:

1.Комплект ученической мебели.


2. Технические средства обучения: видеоаппаратура, компьютер.


3. Комплект инструментария, приборов и медикаментов

а) аппаратура, приборы


  1. Аппарат для измерения давления

  2. Аппарат Боброва

  3. Весы напольные

  4. Кислородная подушка

  5. Фонендоскоп

  6. Холодильник


б) медицинские инструменты, посуда, предметы ухода

  1. Биксы различной емкости

  2. Штативы для пробирок

  3. Пробирки лабораторные одноразовые

  4. Пробирки для взятия мазков на менингококк и возбудитель дифтерии

  5. Пробирки с консервантом для взятия материала на кишечную группу

  6. Алюминиевые петли для забора материала на бактериологическое исследование

  7. Чашки Петри

  8. Системы для внутривенных инфузий одноразовые

  9. Штативы для систем

  10. Шприцы различной емкости одноразовые

  11. Иглы для люмбальной пункции.

  12. Ректоскоп

  13. Термометр

  14. Шпатели одноразовые

  15. Лотки эмалированные

  16. Спиртовка

  17. Жгуты резиновые

  18. Зонд дуоденальный

  19. Судно

  20. Толстый зонд с воронкой

  21. Таз

  22. Ведро

  23. Кружка

  24. Фартуки резиновые

  25. Кружка Эсмарха

  26. Наконечники

  27. Емкости для стерилизации наконечников

  28. Горчичники

  29. Вата

  30. Пузырь для льда

  31. Грелка

  32. Маски

  33. Перчатки

  34. Мочевой катетер

  35. Одноразовый противочумный костюм

  36. Емкости для приготовления основного раствора хлорной извести

  37. Мешки клеенчатые для одежды больных

  38. Мочалки

  39. Емкости для дезинфекции мочалок

  40. Ножницы

  41. Бритвенные приборы

  42. Одноразовые контейнеры для забора мочи, кала, рвотных масс


в) набор медикаментов и средств:

  1. Дезинфицирующие средства.

  2. Бикарбонат натрия.

  3. 0,05% раствор KMnO4.

  4. Бактериологические препараты: вакцины, сыворотки, гамма-глобуллины, бактериофаги, интерфероны.



4. Комплект учебно-методической документации

- примерная программа ОП.06 инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции;

- рабочая программа по ОП.06 инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции;

- календарно-тематический план;

- учебно-методические пособия управляющего типа;

- учебно-методические комплексы по темам;

- сборник заданий для текущего контроля, промежуточной аттестации студентов и государственной (итоговой) аттестации выпускников по специальности 060105 Медико-профилактическое дело.


5. Комплект средств обучения:

-электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа);

- аудиовизуальные средства обучения (слайды, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы);

- наглядные плоскостные средства обучения (плакаты, планшеты);

- демонстрационные средства обучения (макеты, стенды, модели).


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. «Инфекционные болезни и эпидемиология» В.И. Покровский, С.Г. Пак, Н.И. Брико, Б.К. Данилкин. Учебник для студентов лечебных факультетов медицинских ВУЗов. Издательская группа «ГЭОТАР-МЕДИА» 2007г.

  2. «Инфекционные болезни» С.Г.Пак, Б.К. Данилкин, Е.В. Волчкова, М.Н. Алленов. Справочник для студентов старших курсов и практикующих врачей. Медицинское информационное агенство. Москва 2008г.

  3. Справочник по инфекционным болезням Ю.А. Белопольский. ЭКСМО Москва 2009г.

  4. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней СП 3.1./3.2.1379—03

  5. Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами СП 3.1.958—99

  6. Профилактика холеры. Общие требования к эпидемиологическому надзору за холерой на территории Российской Федерации СП 3.1.2521-09

  7. Профилактика холеры. Организационные мероприятия. Оценка противоэпидемической готовности медицинских учреждений к проведению мероприятий на случай возникновения очага холеры МУ 3.1.1.2232-07

  8. Профилактика острых кишечных инфекций СП 3.1.1.1117—02

  9. Профилактика полиомиелита в постсертификационный  период CП 3.1.1.2343-08

  10. Эпидемиологический надзор за полиомиелитом и острыми вялыми параличами в постсертификационный период МУ 3.1.1.2360-08

  11. Профилактика брюшного тифа и паратифов СП 3.1.1.2137-06

  12. Профилактика дифтерии СП 3.1.1108—02

  13. Эпидемиологический надзор за дифтерийной инфекцией МУ 3.1.1082—01

  14. Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита СП 3.1.2.1176—02

  15. Эпидемиологический надзор за корью, краснухой и эпидемическим паротитом МУ 3.1.2.1177—02

  16. Профилактика гриппа СП 3.1.2.1319-03

  17. Профилактика гриппа. Дополнения и изменения к СП 3.1.2.1319—03 СП 3.1.2.1382—03

  18. Профилактика коклюшной инфекции СП 3.1.2.1320—03

  19. Эпидемиологический надзор за коклюшной инфекцией МУ 3.1.2.2160-07

  20. Профилактика менингококковой инфекции СП 3.1.2.2512-09

  21. Профилактика туляремии СП 3.1.7.2642-10

  22. Профилактика клещевого вирусного энцефалита СП 3.1.3.2352-08

  23. Профилактика геморрагической лихорадки с почечным синдромом СП 3.1.7.2614-10

  24. Эпидемиологический надзор за туляремией МУ 3.1.2007-05

  25. Профилактика бешенства среди людей СП 3.1.7.2627-10

  26. Профилактика столбняка СП 3.1.1381—03

  27. Эпидемиологический надзор за столбняком МУ 3.1.2436-09

  28. Профилактика ВИЧ-инфекции СП 3.1.5.2826-10

  29. Об утверждении стандарта медицинской помощи больным болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) (при оказании специализированной помощи) Приказ зам. министра здравоохранения и социального развития РФ от 09.07.2007 № 475

  30. Профилактика бруцеллеза СП 3.1.7.2613-10

  31. Профилактика сальмонеллеза СП 3.1.7.2616-10

  32. Изменения и дополнения № 1 к санитарно – эпидемиологическим правилам СП 3.1.7.2616-10 «Профилактика сальмонеллёза» СП 3.1.7.2836-11

  33. Методические указания «Лабораторная диагностика сальмонеллезов, обнаружение сальмонелл в пищевых продуктах и объектах окружающей среды». МУ 4.2.2723-10

  34. Профилактика иерсиниоза СП 3.1.7.2615-10

  35. Профилактика псевдотуберкулеза и кишечного иерсиниоза МУ 3.1.1.2438-09

  36. Эпидемиология, диагностика и профилактика заболеваний людей лептоспирозами МУ 3.1.1128—02

  37. Профилактика орнитоза СП 3.1.7.2815-10

  38. Профилактика лептоспирозной инфекции у людей СП 3.1.7.2835-11

  39. Профилактика чумы СП 3.1.7.2492-09

  40. Профилактика сибирской язвы СП 3.1.7.2629 -10

  41. Организация и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий против Крымской геморрагической лихорадки МУ 3.1.1.2488-09



Дополнительные источники:

1. Актуальные проблемы холеры. /Под ред. акад. РАМН, проф. В.И. Покровского и член-корр. РАМН, проф. Г.Г. Онищенко, 2000г.

2. Иммунобиологические препараты и перспективы их применения в инфектологии./Под ред.Г.Г. Онищенко, В.А. Алешкина, С.С. Афанасьева, В.В. Поспелова. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002г.

3. Концепция иммунокоррекции в профилактической инфектологии: экспериментально-эпидемиологическое обоснование. Фургал С.М., 2001г.

4. Парентеральные вирусные гепатиты (эпидемиология, диагностика, профилактика). Шахгильдян И.В., Михайлов М.И., Онищенко Г.Г. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003г.

5. Эпидемиология и профилактика аспирационных антропонозов, эпидемиологический надзор и противоэпидемические мероприятия. Лекции. Е.В. Русакова.- М. ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003г.

6. Крымская геморрагическая лихорадка. Онищенко Г.Г., Ефременко В.И., Бейер А.П. – М. ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2005г.

7. Грипп птиц у человека: угроза пандемии (этиология, эпидемиология, клиника, дифференциальная диагностика, лечение и профилактика). Учебное пособие /Под ред. Н.Д.Ющука – М.ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2007г.

8. Энтеральные вирусные гепатиты (этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, профилактика). М.И Михайлов, И.В. Шахгильдян, Г.Г. Онищенко – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2007г.

9. Иксодовые клещевые бореллиозы (этиология, эпидемиология, клиника, диагностика, лечение и профилактика). Методические рекомендации для врачей. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2007г.

10 Профилактика внутрибольничных инфекций. Методическое пособие по иммунопрофилактике в амбулаторно-поликлинической практике. – М.:/ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2007г.

11. Современные аспекты эпидемиологии,2002г.

12. Педагогика: в 3-х книгах: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. И специальностям в обл. «Образование и педагогика»/ И.П. Подласый. – 2-е изд., испр.и доп. М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

13. «Инфекционные болезни» Справочник /С.Г.Пак, Б.К.Данилкин, Е.В. Волчкова, М.Н. Алленов. – ООО «Медицинское информационное агенство», 2008.

14. Атлас инфекционных болезней под ред. проф. В.И.Лучшева, проф. С.Н.Жарова, проф. В.В.Никифорова Москва изд. группа «ГЭОТАР-Медиа» 2009г.

Интернет-ресурсы:

1. Вестник инфекциологии и паразитологии http://www.infectology.ru/

ФГУН Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора http://www.crie.ru/

2. Киевский научно-исследовательский институт эпидемиологии и инфекционных болезней им. Л. В. Громашевского МОЗ Украины http://www.epidemiolog.ru

3. Федеральное государственное учреждение науки «Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии» Роспотребнадзора http://www.pcr.ru/

4. НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера / НИИЭМ им. Пастера http://www.pasteur-nii.spb.ru/

НИИ гриппа СЗО РАМН, Санкт-Петербург http://www.influenza.spb.ru/


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ С КУРСОМ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине инфекционные заболевания с курсом ВИЧ-инфекции, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-проводить забор и доставку материалов от инфекционного больного в лаборатории, заполнять соответствующую документацию.





Соблюдение алгоритма забора материала от инфекционного больного;

Соблюдение правил доставки исследуемого материала;

Правильное заполнение регистрационной формы.





Экспертная оценка защиты задания на практическом занятии.



В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-этиологию, клинику и диагностику инфекционных заболеваний, принципы их лечения и меры профилактики.




Формулирование знаний по этиологии, клинике и диагностике инфекционных заболеваний, принципов их лечения и профилактики.




Опрос, тестирование.




Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).


Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

Вербальный аналог

90-100

5

отлично

80-89

4

хорошо

70-79

3

удовлетворительно

Менее 70

2

не удовлетворительно


Обучение учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.


Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).


На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Примерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом вич-инфекции 060105 Медико-профилактическое дело 2012 г iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для специальности 060105 «стоматология» Кафедра инфекционных болезней с курсом детских инфекций

Примерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом вич-инфекции 060105 Медико-профилактическое дело 2012 г iconПримерная программа учебной дисциплины фармакология название учебной дисциплины 2010 г

Примерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом вич-инфекции 060105 Медико-профилактическое дело 2012 г iconОбразовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов Специальность: №040106 «Инфекционные болезни» Москва 2001
«инфекционные болезни» разработан коллективом сотрудников кафедры инфекционных болезней с курсом эпидемиологии Московского государственного...

Примерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом вич-инфекции 060105 Медико-профилактическое дело 2012 г iconПримерная программа наименование дисциплины Эпизоотология и инфекционные болезни Рекомендуется для направления подготовки (специальности) 111801 Ветеринария

Примерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом вич-инфекции 060105 Медико-профилактическое дело 2012 г icon«медико-профилактическое дело» факультета среднего медицинского образования агма

Примерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом вич-инфекции 060105 Медико-профилактическое дело 2012 г iconВопросы для подготовки к спец экзамену по специальности "Медико-профилактическое дело"

Примерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом вич-инфекции 060105 Медико-профилактическое дело 2012 г iconПримерная программа наименование дисциплины Фармакология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060101 Лечебное дело

Примерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом вич-инфекции 060105 Медико-профилактическое дело 2012 г iconПримерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060101 Лечебное дело

Примерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом вич-инфекции 060105 Медико-профилактическое дело 2012 г iconРабочая программа учебной дисциплины болезни пчёл, птиц, пушных зверей, рыб, экзотических, зоопарковых и диких животных наименование дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Примерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом вич-инфекции 060105 Медико-профилактическое дело 2012 г iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для специальности 060103 «педиатрия» Кафедра инфекционных болезней с курсом детских инфекций

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU