Л. В. Бибаева д м. н., профессор, зав кафедрой биологии гоу впо согма росздрава icon

Л. В. Бибаева д м. н., профессор, зав кафедрой биологии гоу впо согма росздрава





НазваниеЛ. В. Бибаева д м. н., профессор, зав кафедрой биологии гоу впо согма росздрава
страница1/8
Л.Я. Плахтий
Дата конвертации22.07.2013
Размер1.7 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8
государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«северо-осетинская государственная медицинская академия

федерального агентства по здравоохранению

и социальномуразвитию»


КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ


СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПО

МИКРОБИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО,

ПЕДИАТРИЧЕСКОГО, МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО

И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ


ЧАСТЬ I


Владикавказ 2008


Под редакцией доктора медицинских наук, профессора, зав.каф. микробиологии, вирусологии и иммунологии ГОУ ВПО СОГМА Росздрава Л.Я. Плахтий.


Авторский коллектив: И.Е. Третьякова, д.м.н., доцент, М.Г. Черткоева, к.м.н., А.К. Тадеева, А.Ч. Цховребов, Л.В. Алборова


Основное назначение разработок — методическая помощь студентам к каждому практическому занятию в весеннем семестре. Разработки составлены в соответствии с федеральной программой по микробиологии, вирусологии и иммунологии студентов 2-3 курсов.


Рецензенты:

Л.В. Бибаева - д.м.н., профессор, зав. кафедрой биологии ГОУ ВПО СОГМА Росздрава.

А.Р. Кусова - д.м.н., профессор, зав. кафедрой гигиены с основами экологии ГОУ ВПО СОГМА Росздрава.


УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА №1


Т е м а: Микробиологическая лаборатория, режим

работы и назначения. Морфология бактерий. Методы микроскопического изучения бактерий, простой метод окраски бактерий


Учебная цель:

1. Изучить морфологию отдельных представителей бактерий.

2. Освоить технику микроскопирования.

3. Освоить простой метод окраски микроорганизмов.


Студент должен знать:

  1. Технику микроскопического исследования.

2. Основные принципы классификации форм бактерий.


Студент должен уметь:

  1. Приготовить мазок из чистой культуры, окрасить простым способом.

  1. Микроскопировать иммерсионной системой.

  2. Приготовить мазок и окрасить простым методом.



Контрольные вопросы по теме занятия:

  1. Устройство и оборудование микробиологической лаборатории, режим работы и назначение.

  2. Методы диагностики инфекционных заболеваний: микроскопический, микробиологический, биологический, серологический, кожно-аллергических проб.

  1. Техника микроскопического исследования. Иммерсионная система, техника ее применения.

  2. Современные методы микроскопического исследования (темнопольная микроскопия, фазово-контрастная микроскопия, электронная микроскопия).

  3. Основные формы бактерий.


Самостоятельная работа студентов

  1. Правила приготовления мазка (демонстрация преподавателя).

  2. Освоение техники микроскопирования. Микроскопическое изучение морфологии бактерий:

  1. Просмотр демонстрационного мазка из чистой культуры стафилоккока (Staphylococcus aureus). Окраска генциан-виолетом.

  2. Просмотр демонстрационного мазка из чистой культуры кишечной палочки (E. coli). Окраска — водный фуксин.

  3. Оформление протокола исследования.



Методические рекомендации

  1. Техника приготовления мазков.

  2. Мазки готовят на обезжиренных предметных стеклах, предварительно обрисовав карандашом по стеклу место будущего мазка с противоположной стороны предметного стекла. При росте бактерий на жидкой питательной среде, материал берут стерильной бактериальной петлей, наносят на стекло и растирают над очерченной площадкой. В случае роста бактерий на плотной питательной среде, на предметное стекло предварительно наносят петлей каплю воды и материал растирают.

  1. Бактериальную петлю перед использованием с оставшейся культурой стерилизуют в пламени горелки. Приготовленный мазок высушивают на воздухе или держа высоко над пламенем спиртовки.

  2. После этого препарат фиксируют, для чего мазок стороной, где нет материала, троекратно проводят через середину пламени горелки. Фиксация позволяет убить микробы, прикрепить их к стеклу и, наконец, убитые микробы окрашиваются лучше, чем живые.


1. Техника простых методов окраски

Окраска бактерий преследует цель сделать их резко отличными от фона, что позволяет изучить под микроскопом их морфологию и структуру. В микробиологии используют простые и сложные методы окраски препаратов.

При ПРОСТОМ СПОСОБЕ окраски, мазок окрашивают какими-либо одним красителем, например, водным фуксином (2-3 мин.) или метиленовой синью (2-3 мин.), промывают водой, высушивают и микроскопируют.


3. Техника микроскопирования

В связи с очень малыми размерами бактерий изучение их морфологии возможно только при большом увеличении, достигаемом при помощи иммерсионного масла, которое позволяет создать единую систему между предметным стеклом и особым, х 90- кратным (с черной полоской) объективом.

При микроскопии окрашенных объектов необходимо создать яркое освещение с помощью вогнутого зеркала, поднятого конденсора и полностью открытой диафрагмы.

Каплю иммерсионного масла наносят на область мазка на стекле, лежащем на столе. Затем стекло переносят на столик микроскопа. Иммерсионный объектив погружают в масло осторожно, под контролем глаза до явного контакта объектива с маслом. Затем объектив поднимают, не выводя из капли масла и глядя в окуляр для нахождения объекта исследования («поля зрения»). Четкое изображение препарата достигается регулировкой сначала макровинтом (для обнаружения объекта), а затем микровинтом для регулировки резкости изображения.


ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ


Исследование в темном поле

Микроскоп в темном поле зрения отличаются от обычного микроскопа способом освещения препарата: применяется яркое боковое освещение, вследствие чего получается изображение светящегося объекта на темном фоне. При этом косые лучи не попадают в объектив и, следовательно, в глаз наблюдателя, в силу чего поле зрения оказывается совершенно неосвещенным (темное поле зрения). В глаз наблюдателя попадают только лучи, натолкнувшиеся на своем пути на исследуемый объект и отраженные от него. Боковое освещение в микроскопе можно получить, используя конденсор или объектив с затемненным центром или, более просто, вкладывая между линзами конденсора кружок черной бумаги с оставлением незначительной периферической части линз.

Объекты, которые можно наблюдать при помощи метода косого освещения в темном поле зрения, измеряются 0,06- 0,04- 0,02ц, т. е за пределами видимости в обычном микроскопе. В то же время и более крупные объекты при использовании темным поле в ряде случаев оказываются в более благоприятных условиях для изучения, так как они лучше видны вследствие контраста между ними и темным полем зрения. Удобно пользоваться этим методом и для наблюдения подвижности микробов в живом состоянии.


Люминесцентная микроскопия

Люминесцентная микроскопия основана на способности некоторых объектов и красителей при освещении их ультрафиолетовыми лучами, синими или другими коротковолновыми лучами света.

Различают собственную (первичную) люминесценцию и наведенную (вторичную). При первичной люминесценции исследуемый объект содержит вещества, способные флюоресцировать при освещении их ультрафиолетовыми лучами. Большая часть объектов не обладает собственной люминесценцией, поэтому при люминесцентной микроскопии пользуются обработкой объекта красителями. В качестве флюорохромов применяются акридиновый желтый, аурофосфин и др.

Люминесцентные микроскопы — обычные микроскопы, которые снабжены источником ультрафиолетового света и набором светофильтров. Светофильтры необходимы для выделения части спектра, которая возбуждает люминесценцию, и, для отсечения уже прошедшего через объект возбуждающего ответа. Первый фильтр помещают перед источником света, а второй — в окуляре микроскопа. Расположенный в окуляре светофильтр пропускает только люминесцентное свечение препарата.

Приготовление препарата для люминесцентной микроскопии не сложно: на предметном стекле каплю исследуемого материала смешивают с каплей раствора флюо-рохрома и покрывают покровным стеклом.


Фазовоконтрастная микроскопия

Фазовокотрастный микроскоп применяется для изучения неокрашенных препаратов, живых объектов, размножения микроорганизмов. Метод фазовоконтрастной микроскопии позволяет в прозрачном при обычной микроскопии препарате изучить внутреннее строение микроорганизма.

При похождении пучка света через окрашенный препарат происходит изменение интенсивности света, меняется амплитуда световой волны. Такие изменения легко улавливаются человеческим глазом. Тот же пучок света, проходя через прозрачный неокрашенный препарат, не теряет своей интенсивности, меняется только скорость прохождения света через объект, меняется фаза колебания света. Такие колебания глаз не воспринимает.

Метод фазовых контрастов может быть положительным (на светлом фоне темное изображение объекта) или отрицательным (на темном фоне светлое изображение).


Электронная микроскопия

В электронном микроскопе вместо световых лучей используется поток электронов, длина волны которых составляет 1/ 100000 длины света. Поэтому при электронной микроскопии можно рассматривать объекты, размер которых в 50-100 раз меньше видимых в обыкновенном микроскопе. Увеличение можно получить в 100000-200000 раз.

Источником электронов является электронная пушка. Вылетевшие из нити электроны разгоняются высоким электрическим напряжением (50000 — 100000 v). Вышедший из электронной пушки пучок электронов попадает в конденсорную электромагнитную линзу, которая сводит их на рассматриваемый препарат, лежащий на пленки коллодия. После этого лучи попадают на объективную электронную линзу, собирающую расходящиеся лучи и дающую первое увеличение предмета. Второе увеличение изображение, даваемое проекционной линзой, принимается на флюоресцирующий экран. С помощью электронной микроскопии можно изучить — вирусы, бактерии, бактериофаги.

Микробы, или микроорганизмы (бактерии, грибы, простейшие, вирусы), систематизированы по их сходству, различиям и взаимодействиям между собой. Этим занимается наука — систематика микроорганизмов. Таксономия (расположение, порядок) микроорганизмов положены их морфологические, физиологические, биохимические свойства.

Домены включают царства, типы, классы, порядки, семейства, роды, виды.

Бактерии относятся к прокариотам, т. е. доядерные организмам, поскольку у них имеется примитивное ядро без оболочки, ядрышка, гистонов, а в цитоплазме отсутствуют высокоорганизованные органеллы (митохондрии, аппарат Гольджи, лизосомы и др. )

Различают три домена (или «империи»);

-домен «Bacteria» — прокариоты, представленные настоящими бактериями;

  • домен «Archaea» -прокариоты, представленные ар-хебактериями;

  • домен «Eukarya» — эукариоты, клетки которых имеют ядро с ядерной оболочкой и ядрышком, а цитоплазма состоит из высокоорганизованных органелл — митохондрий, аппарата Гольджи. Это грибы, животные, растения.


Морфология основных форм бактерий

Известны четыре основные формы бактерий:

  1. Кокки - микробы округлой формы, имеющие в диаметре 1-2ц. Они отличаются между собой по взаимному расположению отдельных клеток, которое зависит от способа их деления. Если по окончании деления кокки разъединяются на отдельные шарики, получаются одиночные клетки кокков -Monococcus.

  2. Группа из двух кокков носит название диплококка -Diplococcus (менингококк, гонококк имеют сходство с бобами, и ланцетовидную форму — пневмококк).

  1. Если деление кокков происходит лишь в одном направлении и образующиеся кокки не разъединяются, то получается нить из шариков в виде цепи, более или менее длинной в зависимости от числа кокков- Streptcoccus.

  2. При делении в двух взаимно перпендикулярых направлениях возникают сочетания по четыре кокка-Tetracoccus.

  3. Если деление происходит в трех взаимно перпендикулярных направлениях, кокки соединяются в виде пакетов (кубиков) и получают название — Sarcina.

  4. Делясь в различных направлениях без особой правильности, кокки образуют беспорядочные скопления клеток, напоминающие виноградные грозди, почему они и получили название Staphylococcus.

Палочковидные микроорганизмы представлены самой многочисленной и разнообразной группой бактерий. Классификация палочковидных форм принято именовать бациллами те палочки, которые способны образовывать споры, а палочки неспособные к спорообразованию, называются бактериями. Палочковидные формы различаются по величине, расположению — поодиночке, парами, цепочкой, беспорядочно и под углом. Очертанию концов — закругленные, обрубленные, утолщенные, заостренные.

Извитые формы- спириллы и спирохеты имеющие вид штопорообразно извитых клеток. К патогенным спириллам относятся возбудитель садоку (болезнь укуса крыс). К извитым также относятся кампилобактерии, имеющие изгибы как у крыла летящей чайки.

Спирохеты — тонкие, длинные, изогнутые (спиралевидной формы) бактерии, отличающиеся от спирилл подвижностью, обусловленной сгибательными изменениями клеток. Спирохеты представлены тремя родами патогенными для человека: Treponema, Borrelia, Leptospira.


Методы диагностики инфекционных заболеваний

  1. Микроскопический метод заключается в приготовлении препаратов (нативных или окрашенных простыми или сложными методами) из исследуемого материала и их микроскопии с применением различных видов микроскопической техники (световая, темнопольная, фазово-контрастная, электронная). В бактериологии микроскопический метод получил название бактериоскопический, в вирусологии — вирусоскопический.

  2. Культуральный метод заключается в посеве исследуемого материала на искусственные питательные среды с целью выделения и идентификации чистой культуры возбудителей. В бактериологии культуральный метод получил название бактериологического.




  1. Биологический метод (экспериментальный или биопроба) заключается в заражении исследуемым материалом чувствительных или других биологических объектов (куриные эмбрионы, культуры клеток). Его используют для выделения чистой культуры возбудителя, определения типа токсина, определение активности антимикробных химиотерапевтических препаратов.

  2. Серологический метод — заключается в определении титра антител в сыворотке крови больного, реже — в обнаружении микробного антигена в исследуемом материале. С этой целью используются реакции иммунитета.

  3. Аллергический метод заключается в выявлении инфекционной аллергии (ГЗТ) на диагностический микробный препарат — аллерген. С этой целью ставят кожные аллергические пробы с соответственными аллергенами.

Объект изучения медицинских микробиологических лабораторий — патогенные биологические агенты — патогенные для человека микроорганизмы (вирусы, бактерии, грибы, простейшие). В соответствии с типами микроорганизмов выделяют: бактериологические, вирусологические, микологические, протозоологические лаборатории. Регламентация условий работы с возбудителями инфекционных заболеваний произведена в соответствии со степенью опасности микроорганизмов для человека. Выделяют четыре группы возбудителей.

Группа 1: возбудители особо опасных инфекций: чума, натуральная оспа, лихорадки Ласса, Эбола.

Группа 2:возбудители высококонтагиозных бактериальных грибковых и вирусных инфекций: сибирская язва, холера, лихорадка, сыпной тиф, бешенство.

Группа 3: возбудители бактериальных грибковых, вирусных и протозойных нозологических форм (коклюш, малярия, полиомиелит, лейшманиозы).

Группа 4: возбудители бактериальных, вирусных, грибковых заболеваний (сенигнойной инфекции, амебиа-за, аспергиллеза).

Микробиологические лаборатории работают с ПБА с возбудителями особо опасных инфекций (группа 1и 2). Особый режим максимально изолированные индивидуальным и общественным риском.

Лаборатория работающая с ПБА (группа 3 и 4). Базовые основные лаборатории умеренным и низким индивидуальным риском.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ


Укажите один правильный ответ:

1. Микроб — это:

а) Доклеточное живое существо;

б) Организм определённого вида;

в) Одноклеточное существо, невидимое невооружённым глазом;

г) Инфекционная белковая частица;

д) Одноклеточный организм.


2. Бактерия — это:

а) Вирус;

б) Одноклеточное существо определённого вида, относящееся к прокариотам;

в) Одноклеточное существо определённого вида, относящееся к эукариотам;

г) Организм определённого вида;

д) Одноклеточный организм.


3. Бациллы — это:

а) Кокки, образующие споры;

б) Палочки, не образующие спор;

в) Аэробные палочки, образующие споры;

г) Палочки, образующие споры;

д) Извитые формы.


4. Живой может считаться система, способная к:

а) Обмену веществ с окружающей средой;

б) Сохранению своей структурной организации;

в) Умножению своих структурных компонентов;

г) Воспроизведению и реализации генетической программы;

д) Метаболизму.

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СКАЯ РАБОТА №2


Т е м а: Структура прокариотической клетки.

Сложные способы окраски микроорганизмов


Учебная цель:

1. Изучить отдельные структуры прокариотической клетки.

2. Освоить сложные методы окраски микробов.


Студент должен знать:

  1. Особенность строения бактериальной клетки.

  2. Функциональное значение различных компонентов прокариотической клетки.

  3. Основные этапы приготовления сложных способов окраски.


Студент должен уметь:

  1. Приготовить мазок с чистой культуры бактерий E. coli, S. aureus и окрасить сложным способом.

  2. Техника и этапы приготовление сложного метода окраски по Граму.

  3. Микроскопирование мазка.


Контрольные вопросы по теме занятия:

  1. Строение бактериальной клетки: клеточная стенка, цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, нуклеоид, рибосомы, мезосомы, плазмиды. Значение этих образований для микробной клетки.

  2. Техника и этапы приготовления мазка для микроскопии.

  3. Принципиальные отличия простых способов окраски от сложных.

  4. Методы окраски по Граму.

  5. Разлиное отношение бактерий к окраске по Граму.

  6. Механизм окраски по Граму.

  7. Методика окраски по Цилю-Нельсену.


Самостоятельная работа студентов

Освоение сложных методов окраски:

  1. Приготовить смешанный мазок из чистых культур стафилококка и кишечной палочки. Окраска водным фуксином.

  2. Приготовить смешанный мазок из чистой культуры стафилококка и кишечной палочки. Окраска по Граму.

  3. Оформление протокола исследования.


Методические рекомендации

1. Техника сложных методов окраски

Сложные способы окраски включают последовательное нанесение на препарат красителей, различающихся по химическому составу и цвету, протрав и дифференцирующих веществ. Это позволяет предварительно дифференцировать микробы (дифференциально-диагностические способы) и выявлять определенные структуры клеток (специальные способы).


1. Способ окраски по Граму

Окраска по Граму является важным диагностическим признаком идентификации бактерий. В результате окраски по Граму все бактерии делятся на две группы; грампо-ложительные (синего цвета) и грамотрицательные (красного цвета).

Техника окраски по методу Грама

  1. Фиксированный мазок кладут на бактериологический мостик и покрывают полоской фильтровальной бумаги, пропитанной раствором генциан — виолета на бумажную полоску наносят воду. Через 2 минуты полоску удаляют.

  2. Не промывая препарат водой, наносят раствор Лю-голя на 1 минуту. Затем раствор сливают.

  3. Препарат обесцвечивают спиртом 20-30 секунд (до отхождения фиолетовых струек краски).

  4. Препарат промывают водой.

  5. Окрашивают водным фуксином — 2 минуты.

  6. Препарат промывают водой.

  7. Высушивают на воздухе или фильтровальной бумагой.


2. Способ окраски по Цилю-Нельсену

Применяется для обнаружения некоторых микробов, богатых липидам (например возбудитель туберкулеза, лепры и др.)

  1. Для окрашивания используют концентрированный раствор карболового фуксина Циля. С целью улучшения проникновения красителя в клетку препарат с наложенной на него полоской фильтровальной бумаги и красителем подогревают над пламенем горелки троекратно до появления пара.

  2. Затем препарат обесцвечивают 5% раствором серной кислоты, предварительно удалив фильтровальную бумагу.

  3. Промывают водой.

4. Докрашивают метиленовым синим в течении 3-5 минут.

5. Препарат промывают водой.

6. Высушивают на воздухе или фильтровальной бумагой.

Обесцвечивание кислотой приводит к потере красителя кислотоподатливыми микробами, и они окрашиваются в синий цвет. Кислотоустойчивые микробы остаются красными.


ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

Клеточная стенка — прочная, упругая структура, придающая бактерии определённую форму и вместе с цитоплазматической мембраной «сдерживающая» высокое осмотическое давление в бактериальной клетке. Она участвует в процессе деления клетки и транспорте метаболитов, имеет рецепторы для бактериофагов, бактериоцинов и различных веществ. Наиболее толстая клеточная стенка у грамположительных бактерий. Так, если толщина клеточной стенки грамотрицательных бактерий около 15-20 нм, то у грамположительных она может достигать 50 нм и более.

В клеточной стенки грамположительных бактерий содержится небольшое количество полисахаридов, липидов, белков. Основным компонентом клеточной стенки этих бактерий является многослойный пептидогликан (муреин, мукопептид), состоящий 40-90% массы клеточной стенки. С пептидогликаном клеточной стенки грамположительных бактерий ковалентно связаны тейхоевые кислоты молекулы, которых представляют цепи из 8-50 остатков глицерола рибитола, соединенных фосфатными мостиками. Форму и прочность бактериям придает жесткая волокнистая структура многослойного, с поперечными пептидными сшивками, пептидогликана.

Способность грамположительных бактерий при окраске по Граму удерживать генциановый фиолетовый в комплексе с йодом (сине-фиолетовая окраска бактерий) связана со свойством многослойного пептидогликана взаимодействовать с красителем. Кроме этого, последующая обработка мазка бактерий спиртом вызывает сужение пор в пептидогликане и тем самым задерживает краситель в клеточной стенке. Грамотрицательные бактерии после воздействия спиртом утрачивают краситель, что обусловлено меньшим количеством пептидогликана (5-10%); они обесцвечиваются спиртом и при обработке фуксином или сафранином приобретают красный цвет.

В состав клеточной стенки грамотрицательных бактерий входит наружная мембрана, связанная посредством липопротеина с подлежащим слоем пептидогликана. Наружная мембрана при электронной микроскопии имеет вид волонообразной трехслойной структуры, сходной с внутренней мембраной, которую называют цитоплазмой. Основным компонентом этих мембран является бимолекулярный (двойной) слой липидов.

Наружная мембрана является мозаичной структурой. Представленной липополисахаридами, фосфолипидами, белками. Внутренний слой ее представлен фосфолипидами, а в наружном слое расположен липополисахарид (ЛПС).

Липополисахарид закреплен в наружной мембране липидом А, обуславливающим токсичность ЛПС и отождествляемым поэтому с эндотоксином.

Наружную мембрану пронизывают молекулы белка, называемые поринами, окаймляют гидрофильные поры, через которые проходят вода и мелкие гидрофильные молекулы.

Между наружной и цитоплазматической мембраной находятся периплазматическое пространство, или периплазма, содержащая ферменты (протеазы, липазы, фосфатазы).

При нарушении синтеза клеточной стенки под влиянием антибиотиков, лизоцима, образуются клетки с измененной часто шаровидной формы: протопласты полностью лишены клеточной стенки, сферопласты- бактерии частично сохранившиеся клеточной стенкой. После удаления ингибитора клеточной стенки такие изменения могут реверсировать, т. е. восстанавливать полноценную клеточную стенку.

Бактерии сферо- или протопластного типа называются L-формами.

Цитоплазматическая мембрана представляет собой трехслойную структуру толщиной 2,5 нм. Цитоплазматическая мембрана является динамической структурой с подвижными компонентами, поэтому ее представляют как мобильную текучую структуру. Состоит из двойного слоя липидов, главным образам фосфолипидов. Она окружает наружную часть цитоплазмы бактерий и участвует в регуляции осмотического давления, транспорте веществ энергетическом метаболизме клетке. При избыточном росте цитоплазматическая мембрана образует инвагинаты — впячивания в виде сложно закрученных мембранных структур, называемые мезосомами, участвуют в делении клетки. ЦПМ — участвует спорообразовании, обеспечивает энергией синтез клеточной стенки, в делении клетки.

Цитоплазма занимает основной объем бактериальной клетки и состоит из растворимых белков, рибонуклеиновых кислот, включений, многочисленных гранул-рибосом, ответственных за синтез белков.

В цитоплазме имеются различные включения в виде гранул гликогена, полисахаридов, полифосфатов (волютина). Она накапливается при избытке питательных веществ в окружающей среде и выполняют функцию запасных веществ для питания и энергетических потребностей.

Нуклеоид эквивалент ядра у бактерий. Он расположен в центральной зоне бактерий в виде двунитевой ДНК, замкнутой в кольцо и плотно уложенной наподобие клубка. Ядро бактерий, в отличие от эукариот, не имеет ядерной оболочки, ядрышка и основных белков (гистонов).

Кроме нуклеоида, представленного одной хромосомой, в бактериальной клетке имеются внехромосомные факторы наследственности — плазмиды, представляющие собой ковалентно замкнутые кольца ДНК.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

1. Если условно выбирать три главных функционально-структурных компонента бактерий, то это будут:

а) Ядро, цитоплазма, оболочка;

б) ДНК, цитоплазматическая мембрана, включения;

в) Клеточная стенка, цитоплазматическая мембрана, ядро;

г) Оболочка, цитоплазма, ДНК;

д) Рибосомы, цитоплазма, ядро


2. В отличие от эукариотических клеток бактерии имеют:

а) Гаплоидный набор хромосом;

б) Диплоидный набор хромосом;

в) Клеточный центр;

г) Гистоновые белки.


3. Структурно цитоплазматическая мембрана бактерий отличается от мембран других живых существ тем, что:

а) Является трёхслойной;

б) В её состав входит холестерин;

в) Способна формировать эндоплазматическую сеть;

г) Способна формировать мезосому;

д) Способна формировать веретено деления.


4. Жёсткость структуры бактериальной клетки обеспечивается:

а) Капсулой;

б) Клеточной стенкой;

в) Цитоплазматической мембраной;

г) Жгутиками;

д) Пилями.


5. Форма бактерий определяется строением её:

а) Пилей;

б) Цитоплазматической мембраной;

в) Клеточной стенкой;

г) Всех трёх компонентов;

д) Неизвестно науке.


Укажите один правильный ответ:

1. Ригидность клеточной стенки у бактерий обусловлена наличием в её составе:

а) Белков;

б) Липидов;

в) Тейхоевых кислот;

г) Пептидогликана;

д) Полисахаридов.


2. Постоянство формы бактерий зависит от наличия в их составе:

а) Тейхоевых кислот;

б) Липополисахаридов;

в) Фимбрий;

г) Пептидогликана;

д) Капсулы.


3. При проведении окраски по Граму обработка спиртом:

а) Предшествует окрашиванию раствором Люголя;

б) Следует за окрашиванием генцианвиолетом;

в) Следует за обработкой раствором Люголя;

г) Следует за промыванием водой перед окрашиванием фуксином.


4. Разная окраска по Граму у бактерий обусловлена различиями в химическом составе и строении:

а) Рибосом;

б) Цитоплазматической мембраны;

в) Цитоплазмы;

г) Клеточной стенки;

д) Включений.


5. Способ окраски по Цилю-Нильсену используется для обнаружения бактерий:

а) Содержащих малое количество нуклеопротеидов в цитоплазме;

б) Обладающих кислотоустойчивостью;

в) Обладающих спиртоустойчивосгью;

д) Содержащих малое количество липидов в клеточной стенке.


6. Способ окраски по Цилю-Нильсену применяют для выявления в материале бактерий:

а) Стафилококков и стрептококков;

б) Туберкулёзной палочки и палочки проказы;

в) Дизентерийной палочки и сальмонелл;

г) Бацилл сибирской язвы и клостридий газовой гангрены.

7. При окрашивании по способу Циля-Нильсена обработка серной кислотой:

а) Предшествует окраске карболовым фуксином Циля;

б) Следует непосредственно за окрашиванием карболовым фуксином Циля;

в) Следует между промыванием водой и окрашиванием карболовым фуксином Циля;

г) Следует за окрашиванием метиленовым синим.


8. Основными структурными компонентами мембраны являются:

а) Липотейхоевые кислоты;

б) Пептидогликан;

в) Белки;

г) Фосфолипиды;

д) Гликоконъюгаты.


9. Жизнедеятельностью бактерий руководит:

а) Ядро;

б) Цитоплазматическая мембрана;

в) Нуклеоид;

г) Внешняя среда;

д) Никто не руководит.


УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СКАЯ РАБОТА №3


Т е м а: Структура прокариотической клетки


Учебная цель: Изучить отдельные структуры прокариотической клетки.


Студент должен знать:

1. Дополнительные структуры прокариотической клетки.

2. Способ выявления дополнительных структур.


Студент должен уметь:

  1. Выявлять дополнительные структуры бактериальной клетки.

  2. Микроскопически отличить Гр + от Гр- микроорганизмов.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Л. В. Бибаева д м. н., профессор, зав кафедрой биологии гоу впо согма росздрава iconЗав кафедрой профессор Сукало А. В

Л. В. Бибаева д м. н., профессор, зав кафедрой биологии гоу впо согма росздрава iconЗав кафедрой профессор Сукало А. В

Л. В. Бибаева д м. н., профессор, зав кафедрой биологии гоу впо согма росздрава iconМетодические рекомендации москва 2007 удк: 616. 12-005. 4-084-085. 273. 53. Ббк противотромбоцитарная терапия в клинической практике: Методические рекомендации. М. Гоувпо «мма им. И. М. Сеченова», М. Гоу впо «мгмсу росздрава», 2007

Л. В. Бибаева д м. н., профессор, зав кафедрой биологии гоу впо согма росздрава iconКурс 3 Время (продолжительность) 1 час Караганда 2011 г. Утверждена на заседании кафедры 26. 08. 2011г. Протокол №1 Зав кафедрой, д м. н., профессор

Л. В. Бибаева д м. н., профессор, зав кафедрой биологии гоу впо согма росздрава iconГ. И. Сторожаков член-корр. Рамн профессор проректор по учебной работе ргму зав кафедрой госпитальной терапии №2 лечебного факультета

Л. В. Бибаева д м. н., профессор, зав кафедрой биологии гоу впо согма росздрава iconА. С. Симаходскнй профессор, доктор медицинских наук, зав кафедрой поликлинической педиатрии спб гпма, на­чальник Управления лечебно-профилактической помощи ма­терям и детям Правительства Санкт-Петербурга

Л. В. Бибаева д м. н., профессор, зав кафедрой биологии гоу впо согма росздрава iconВ. П. Андреев заведующий кафедрой медицинской биологии и общей генетики Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, профессор
В. П. Андреев – заведующий кафедрой медицинской биологии и общей генетики Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский...

Л. В. Бибаева д м. н., профессор, зав кафедрой биологии гоу впо согма росздрава iconШалимов, В. В. Грубник, А. И. Ткаченко, О. В. Осипенко, С. Г. Четвериков инфекционный контроль в хирургии издание третье, дополненное и переработанное Киев 2001
Рецензенты: В. И. Мамчич, доктор медицинских наук, профессор, зав кафедрой хирургии Киевской медицинской академии последипломного...

Л. В. Бибаева д м. н., профессор, зав кафедрой биологии гоу впо согма росздрава iconОтчет гоу впо «новосибирский государственный университет» по результатам реализации

Л. В. Бибаева д м. н., профессор, зав кафедрой биологии гоу впо согма росздрава iconА. В. Гришин зав кафедрой фармации Омгма, до

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU