Тема урока : Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними icon

Тема урока : Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними





Скачать 58.45 Kb.
НазваниеТема урока : Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними
Дата конвертации21.07.2013
Размер58.45 Kb.
ТипУрок
Урок по биологии в7 классе.


Тема урока: Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними.

Цели урока: развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся через изучение вопроса о болезнетворных бактериях и мерах борьбы с ними.

Задачи урока: образовательные – изучить механизмы и пути заражения бактериальными заболеваниями, описать такие из них, как столбняк, холера, дизентерия, туберкулез, выявить меры борьбы с болезнетворными бактериями.

Развивающие – научить выбирать из текста, конструировать понятия, схемы, сравнивать, анализировать, различать, теоретически и логически мыслить, обобщать, делать выводы.

Психологические – способствовать развитию способностей к анализу, синтезу, целеполаганию, планированию действий, самоконтролю, рефлексии, самооценке.

Воспитательные – на примере бактериальных заболеваний воспитать необходимость профилактики их доступными средствами, способствовать созданию ситуации успеха, эмоционального удовлетворения, формировать навыки самореализации и самоуправления.


Ход урока:

1. Ориентировочно-мотивационый этап (этап постановки учебной задачи):

1.1. Проверка и выравнивание знаний – ответы на вопросы:

Какое место в системе живой природы занимают бактерии?

Как бактерии ограничены от внешней среды и каково значение этого?

Чем клетки бактерий отличаются от клеток растений? Чем похожи?

Какие части бактериальных клеток заменяют основные части растительных клеток?

Какие особенности позволяют бактериям жить во всех экологических средах?

Классифицируйте бактерии по отношению к кислороду.

Классифицируйте бактерии по способу питания.

Что получится, если в капусту, приготовленную для квашения, добавить очень много соли?

Что служит причиной гниения в природе? Брожения?

Почему трупы мамонтов, найденные в вечной мерзлоте, не сгнили?

Почему кишечные заболевания, вызванные бактериями, чаще всего встречаются в теплых странах?

Охарактеризуйте полезную роль бактерий.

1.2. Создание проблемной ситуации и мотивационной основы для постановки учебной задачи.

Ребята! Мы много говорили о пользе бактерий. Но известны и другие бактерии. Они сыграли свою роль даже в истории. Какие организмы вызвали упадок Византии в 6 веке? Почему это произошло? (эпидемия чумы)

Что же мы можем узнать о таких грозных существах? (ребята перечисляют, учитель обобщает)

Вопросы для изучения. Изучив болезнетворные бактерии, мы узнаем, почему Роберт Кох, открывший холерный вибрион, и И.Мечников, выпивший раствор с холерным вибрионом, не заболели холерой.

Почему людям – носителям холерного вибриона, необходимо пить йогурт с болгарскими палочками?

Почему нужно знать о болезнетворных бактериях?


2. Операционально-исполнительский этап ( этап решения учебной задачи):

Задание 1:Выявление опасности болезнетворных бактерий для человека. Моделирование понятия «токсин», «интоксикация».

Чтение учебника стр.199, 1 абзац в левом столбце.

Запись в тетради: Токсины – («токсикон» греч. яд) ядовитые вещества, выделяемые болезнетворными бактериями, отравляющие организм и воздействующие на определенные системы органов. Токсины взаимодействуют с клеточными оболочками и нарушают обмен веществ на клеточном уровне. Интоксикация – отравление организма токсинами.

Проговаривание. Самооценка.

Задание 2: Выявление группы заболеваний, вызываемых болезнетворными бактериями.

Моделирование понятия «инфекционные заболевания».

Инфекция (от лат.-«инфектио»-заражение)

Инфекционные заболевания – заразные заболевания, вызываемые болезнетворными бактериями, которые передаются от зараженного организма здоровому.

Проговаривание. Самооценка.

Задание 3:Создание модели для описания инфекционного заболевания и моделирование понятий: возбудитель инфекции, источник инфекции, фактор передачи инфекции. При каких условиях заболевание является инфекционным?

Чтение теста стр.63 учебника.

Проговаривание. Самооценка.

Модель для описания инфекционной болезни.

- название

-возбудитель инфекции

-источник инфекции

-фактор передачи инфекции

-человек, восприимчивый к инфекции

-профилактика

Задание 4:

Описание некоторых инфекционных заболеваний по модели.

Работа с ксерокопией текста, в котором есть характеристика некоторых заболеваний, и заполнение таблицы.

Бактериальные заболевания

Название

болезни

Возбудитель

Источник

Инфекции

Факторы

передачи

Признаки

болезни

Профилактика


холера

Вибрион Коха

Больной или носитель

Вода, грязные руки,

продукты,

вещи, мухи

Обезвожива-

ние, жел.-кишечные расстройст-ва,боли в животе

Гигиена,очистка питьевой воды, борьба с мухами, правильное хранение продутов

дизентерия

Палочки (бациллы) Зонне, Флекснера и др.

Больной или носитель

Вода, грязные руки,

продукты,

вещи, мухи

Температура,

жел.-кишечн. расстройства,

боли, обезвоживание.

Гигиена,очистка питьевой воды, борьба с мухами, правильное хранение продутов

туберкулез

Бацилла Коха

Больной


Воздух, капли в воздухе

Температ.,

слабость,

потливость,

исхудание, кашель, поражение органов


Гигиена, питание, режим труда и отдыха

столбняк*

Бацилла клостидиум тетани

Человек, животные

почва

Температ., судороги, удушье

Противостолб-

нячная сыворотка.

*-если позволяет время.

Проверка. Самооценка.

Задание 5:Выявление мер борьбы с болезнетворными бактериями.

Чтение ксерокопии с информацией и составление схемы-модели, сравнение двух источников.информации, предложенных учителем.

Проговаривание. Сверка с эталоном:

Меры борьбы с болезнетворными бактериями – это-

-врачебный контроль

-применение антибиотиков

-дезинфекция (обработка ядовитыми для бактерий веществами)

-стерилизация (кипячение 20-30 мин. в течение 3 дней)

-пастеризация (до 60 градусов 30 мин.)

-консервирование продуктов

-бактериальные фильтры на водопроводных станциях

-сеть СЭС

-лечебные сыворотки с готовыми защитными антителами

-предохранительные прививки (вакцины)

-личная и общественная гигиена

Задание 6: Ребята! Болезнетворные бактерии очень разнообразны, легко и быстро размножаются в благоприятных условиях, быстро передаются. Почему же они не уничтожили всех людей? Известно, что в средние века вымирали целые города. Предложите ваши версии.

Версии:

-люди с ними борются

-бактерии гибнут во внешней среде

-у людей разная восприимчивость к заболеваниям (иммунитет)

-у людей много средств защиты – кожа, слезы, слюна, кислая среда в желудке

-бактерии борются друг с другом за существование

Задание 7.Подведение итогов.

Общий синтез знаний по теме урока.

3. Рефлективно-оценочный этап: Общая самооценка по уроку.

Пошаговая самооценка. Рефлексия. Какие задания мне дались труднее и почему?

Над чем мне надо поработать?

Как я буду готовиться дома?


4. Задание на дом: учебник и запись в тетради обязательно и по желанию любое из творческих заданий:

1.Понаблюдать за привычками ребят и «предложить» бактериям несколько путей распространения.

2.Придумайте, как можно прервать цепочку распространения бактерий и не допустить, чтобы они заразили ребят из другого класса. Предложить несколько способов.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Тема урока : Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними iconКонспект урока информационным технологиям в профессиональной деятельности по теме "Компьютерные вирусы и программные средства борьбы с компьютерными вирусами" Тема урока

Тема урока : Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними iconЗаразные болезни кроликов и меры борьбы с ними в кролиководческих комплексах предупреждение заболеваний

Тема урока : Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними iconЗаразные болезни кроликов и меры борьбы с ними в кролиководческих комплексах предупреждение заболеваний

Тема урока : Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними iconЗаразные болезни кроликов и меры борьбы с ними в кролиководческих комплексах предупреждение заболеваний

Тема урока : Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними iconЗаразные болезни кроликов и меры борьбы с ними в кролиководческих комплексах предупреждение заболеваний

Тема урока : Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними iconКонспект урока Дата Класс Номер урока в теме. Тема

Тема урока : Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними iconТема урока «Вирусы и бактериофаги. Вирус спида» Цели урока

Тема урока : Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними iconУрока: Актуализация знаний 6 мин Новая тема. 30 мин Повторение по теме урока 2 мин Строение вирусов 5 мин

Тема урока : Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними iconЭпизоотология и меры борьбы с Блютангом

Тема урока : Болезнетворные бактерии и меры борьбы с ними iconТема урока

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU