Элективный курс «Генетика» Мезенцева Е. В. Пояснительная записка рабочая программа элективного курса «Генетика» icon

Элективный курс «Генетика» Мезенцева Е. В. Пояснительная записка рабочая программа элективного курса «Генетика»





Скачать 83.32 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Генетика» Мезенцева Е. В. Пояснительная записка рабочая программа элективного курса «Генетика»
Дата конвертации26.06.2013
Размер83.32 Kb.
ТипРабочая программа
Элективный курс « Генетика»

Руководитель: Мезенцева Е. В.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа элективного курса «Генетика »рассчитана на 17 часов, она разработана для учащихся 10 класса на основе учебного пособия Ю .А.Новикова, старшего преподавателя кафедры цитологии и генетики Томского государственного университета.

Раздел «Генетика» - наиболее интересная и сложная часть в общей биологии. Генетика изучается и в 9, и в 11 классах, но достаточного количества часов на отработку умения решать задачи в программе не предусмотрено, поэтому без дополнительных занятий сформировать и развить предметные компетенции у обучающихся сложно. Решение задач, как учебно - методический прием изучения генетики, имеет исключительно важное значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, существенно расширяет кругозор изучающего генетику, т. к. задачи, как правило, построены на основании документальных данных, привлекаемых из области частной генетики растений, животных и человека.. Не смотря на это задачам нередко уделяют мало внимания и времени. В результате не только абитуриенты, но и студенты, порой испытывают некоторые затруднения. Поэтому целью данного курса является содействие в развитии у любой изучающей аудитории умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики. Данный курс носит профильную направленность и поможет обучающимся при подготовке к ЕГЭ и в дальнейшем при обучении в профильном ВУЗе.

Задачи:

  • Формирование у обучающихся ключевых компетентностей: информационной, автономизационной

  • Расширение надпредметной области в химии, формирование культуры ноосферного мышления

  • Реализация индивидуальной образовательной траектории развития обучающихся.

Профилизация, формирование у обучающихся биологической компетентности.

  • Подготовка к успешной сдаче экзамена, к продолжению непрерывного образования «школа - вуз».

  • Профилизация, довузовская подготовка, обогащение ментального опыта.


Программа курса простроена с учетом последовательного изучения курса «Генетика». В каждом разделе решение задач предварено ключевыми теоретическими положениями и методическими приемами общего характера , затем следуют задачи с полными решениями , после чего приведены задачи для самостоятельной работы .


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА



  1. Введение.

  2. Основные понятия , термины и законы.




  1. Генетическая символика.


Определение символа. Использование латинского алфавита. Обозначение аллелей. Прописывание доминантных и рецессивных мутаций. Обозначение при прописывании наследовании мутаций , сцепленных с полом. Служебная символика.

  1. Решение и оформление задачи.

Чтение текста задачи. Простраивание рассуждения и выполнение расчетов , опираясь на имеющиеся знания закономерностей наследования .Оформление решения задачи. Принцип краткости и логичности.. Сопровождение решения задачи небольшими письменными тезисами .

  1. Менделеевское наследование.

Менделевское наследование признаков с моногенной детерминацией, когда гены , определяющие их развитие , локализованы в негомологических аутосомах. 2, 3 закон Менделеля.

  1. Моногибридное скрещивание.

Решение задач:

Объекты: животные, растения, человек.

Признаки: цвет шерсти; время созревания зерен; масть; группы крови; аллели, определяющие аномальности.

  1. Дигибридное скрещивание.

Решение задач:

Объекты: животные, растения, человек.

Признаки: цвет; число гнезд цвет плодов; восковой налет, гофры на листьях; группы крови – системы, резус – фактор; наследственные заболевания: серповидная анемия, талассемия;

  1. Взаимодействие генов.

Комплементарность. Эпистаз. Супрессия. Полимерия. Гены – модификаторы. Пенентратность. Экспрессивность. При решении задач прежде определяется тип взаимодействия. Задачи простроены с учетом того, что решающий их осведомлен о закономерностях расщепления в каждом конкретном случае.

Объекты: животные, растения, человек

Признаки: цвет ; рост; близорукость ( высокая, низкая) длина ушной раковины;. пигментация; цвет склеры; хрупкость костей; глухота.

  1. Сцепленное с полом наследование .

Полное сцепление с полом, голандрическое , неполностью сцепленное с полом.

Объекты: животные, человек

Признаки: свертываемость крови; цвет глаз; размер крыльев; цвет тела; патологические заболевания - рахит, цветовое зрение, цвет зубов, пигментный ретинит.

  1. Сцепленное наследование.

Кроссинговер, анализирующее скрещивание единицы кроссоверов. Метод дихотомического ветвления.

Объекты: животные, растения, человек

Мониторинговая деятельность:



Фамилия, имя.

Тема

Результат

Выход (технология отдаленных результатов)

Проектная группа:

Научно-исследовательская работа

Творческий проект




Представление творческой работы на различные уровни

Профилизация

Предпрофилизация:

Профессиональная направленность



Технология


Цель

Ожидаемые результаты

Полученные результаты

Технология контекстного обучения


Формы деятельности:

а)квазипрофессиональная деятельность

б)учебно-профессиональная деятельность

приобщение обучающихся к обобщенному и систематизированному опыту социальной практики общества.

формирование учащегося как будущего специалиста и как члена общества.

достижение единства обучения, воспитания, развития.


выбор направлений: (количество выпускников)

медицинское – экологическое -

химическое – биологическое 3


Метатехнология

разностороннее развитие детей, их интеллектуально-творческого потенциала, навыков самообразования для самореализации.

формирование доминанты саморазвития и самосовершенствования личности.

занятость:

в проектном обучении – 100%;

во внеурочной сфере – 100%

«Школа выбора» (предпрофилизация) – 100%.

Технология критического мышления


развитие понятийного аппарата.

развитие личностных качеств ученика.


повышение уровня усвоения и опережения образовательных стандартов.


Занятия по индивидуально-образовательной траектории

развития

Модель предметно-урочной дифференциации (в профильных классах)


реализация принципа саморазвития личности.


Планирование ожидаемых результатов с перспективой выхода на технологию отдаленных результатов

формирование коммуникативной, естественнонаучной , информационной компетентностей обучающихся

Календарно – тематическое планирование курса:



Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Решение задач по генетике

  1. Введение.

  1. 2. Основные понятия , термины и законы.

Генетические символы и термины работа с информационным материалом.

«Генетические термины» (практическая работа)



  1. 3. Генетическая символика.




  1. 3 Решение и оформление задачи.

Консультация по теме « Решение и оформление задачи»

Презентация проекта

4. Менделеевское наследование.

Работа с теоретическим материалом.

Словарная работа: работа с понятиями, терминами.

Презентация проекта , публичное представление.

Решение задач.

  1. 5. Моногибридное скрещивание.

Работа с теоретическим материалом.

Презентация проекта, публичное представление.

Биологический тренинг: решение задач на моногибридное скрещивание

  1. 6. Дигибридное скрещивание.

Работа с теоретическим материалом.

Биологический тренинг: решение задач на дигибридное скрещивание

Семинарское занятие: публичное представление, презентация проектов.

  1. 7. Взаимодействие генов.

Работа с теоретическим материалом.

Биологический тренинг: решение задач.

Презентация проектов.

  1. 8. Сцепленное с полом наследование .

  2. Работа с теоретическим материалом.

  3. Биологический тренинг: решение задач.

  4. Тестовый контроль по решению задач.

  5. Семинарское занятие: презентация проектов, публичное представление.

  6. 9. Сцепленное наследование.

Работа с теоретическим материалом.

Биологический тренинг: решение задач.

Презентация проектов, публичное представление.

  1. Тестовый контроль по решению задач.

  2. 10. Круглый стол.: рефлексия.



1 час

4 часа


2 часа

3 часа


3 часа


4 часа


4 часа


4 часа


4 часа


4 часа


2 часа






Итого


35 часов






Список использованной литературы:



  • Новиков Ю М, « Генетика: решение и оформление задач, основные термины, понятия и законы. ТГУ, Томск. 2001 г.

  • . Багоцкий С.В. «Крутые» задачи по генетике» (журнал «Биология для школьников» №4 – 2005)




  • Гуляев Г.В. « Задачник по генетике» (М.«Колос», 1980)




  • Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» (М, пед. инст., 2004)




  • «Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» (г. Волгоград, изд. «Учитель», 2005)




  • «Краткий сборник генетических задач» (Ижевск, 2003)




  • Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» (Изд. МГУ, 2001)




  • Фридман М.В. «Задачи по генетике на школьной олимпиаде МГУ» (журнал «Биология для школьников» №2 – 2003)




  • Щеглов Н. И. «Сборник задач и упражнений по генетике» (МП «Экоинвест», 2001)

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Элективный курс «Генетика» Мезенцева Е. В. Пояснительная записка рабочая программа элективного курса «Генетика» iconЭлективный курс «Микробиология 10-11 класс» Пояснительная записка

Элективный курс «Генетика» Мезенцева Е. В. Пояснительная записка рабочая программа элективного курса «Генетика» iconПояснительная записка Медицинская биология и общая генетика естественнонаучная дисциплина, характеризующаяся быстрым ростом
В. Э. Бутвиловский, заведующий кафедрой биологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат...

Элективный курс «Генетика» Мезенцева Е. В. Пояснительная записка рабочая программа элективного курса «Генетика» iconПояснительная записка к учебной дисциплине ветеринарная вирусология Пояснительная записка

Элективный курс «Генетика» Мезенцева Е. В. Пояснительная записка рабочая программа элективного курса «Генетика» iconТиповая программа по дисциплине опд. Ф. Оз: «Генетика и биометрия». для специальности 110401. 65 Зоотехния Абакан 2008
Высшего профессионального образования «красноярский государственный аграрный университет»

Элективный курс «Генетика» Мезенцева Е. В. Пояснительная записка рабочая программа элективного курса «Генетика» iconПрограмма элективного курса по биологии 9 класс

Элективный курс «Генетика» Мезенцева Е. В. Пояснительная записка рабочая программа элективного курса «Генетика» iconПояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 12 Квалификационные требования к врачу-токсикологу 26 Информационная часть 29 пояснительная записка
«Белорусский государственный медицинский университет» кандидат медицинских наук, доцент О. Т. Прасмыцкий

Элективный курс «Генетика» Мезенцева Е. В. Пояснительная записка рабочая программа элективного курса «Генетика» iconПрограмма элективного курса «Микрокосмос» для учащихся

Элективный курс «Генетика» Мезенцева Е. В. Пояснительная записка рабочая программа элективного курса «Генетика» iconПрограмма элективного курса на тему «Компьютер в малом бизнес» Содержание

Элективный курс «Генетика» Мезенцева Е. В. Пояснительная записка рабочая программа элективного курса «Генетика» iconПрограмма элективного курса по биологии «Генная инженерия дорога в будущее»

Элективный курс «Генетика» Мезенцева Е. В. Пояснительная записка рабочая программа элективного курса «Генетика» iconОсновные вопросы: генетика!!!!!!!! По окрасам- снима

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU