Сектор «Законы и правила экологии» icon

Сектор «Законы и правила экологии»





Скачать 145.12 Kb.
НазваниеСектор «Законы и правила экологии»
Чистякова Тамара Ильинична
Дата конвертации26.06.2013
Размер145.12 Kb.
ТипДокументы
Автор: Чистякова Тамара Ильинична,

учитель биологии, химии высшей категории

МОУ «Гимназия №10» г. Ржев

Экологический марафон.

Сектор «Законы и правила экологии»

А1. Назовите четыре основных закона экологии, сформулированных

Б. Коммонером.

Ответ.

  • Всё связано со всем.

  • Всё куда-то должно деваться.

  • Ничто не даётся даром.

  • Природа знает лучше.

А2. Какова сущность принципа конкурентного исключения Гаузе?

Ответ. Два вида не могут существовать в одной и той же местности, если их экологические потребности одинаковы (идентичны), т.е. если они занимают одну и ту же экологическую нишу.

А3. Кто сформулировал закон минимума?

Ответ. Немецкий химик

Юстус Либих (1803-1873)

А4. Дайте формулировку закону экологической корреляции.

Ответ. В экосистеме все входящие в неё виды функционально соответствуют друг другу, и уничтожение одного вида или их группы всегда в конечном итоге ведёт к исчезновению других взаимосвязанных видов живого.

А5. Правдива ли формулировка

«потери энергии

в цепях питания»?

Ответ. Нет, т.к. действует всеобщий закон сохранения и превращения энергии, правильнее говорить о превращениях энергии в цепях питания.

А6. О чём говорит закон биогенной миграции атомов В. И. Вернадского?

Ответ. «Миграция химических элементов на земной поверхности и в биосфере в целом осуществляется или при непосредственном участии живого вещества. Или же она протекает в среде, геохимические особенности которой обусловлены живым веществом, как тем, которое в настоящее время населяет биосферу».

В1. Сформулируйте закон оптимума

Ответ. Лимитирующий фактор процветания организма может быть как минимумом, так и максимумом экологического фактора, диапазон между которыми определяет пределы толерантности организма к данному фактору.

В2. Чем отличаются по форме тела лисицы, живущие на севере и в жарких странах?

Ответ. Согласно правилу Аллена, выступающие части тела, в том числе и уши, в холодном климате короче, чем в тёплом, поэтому они отдают в окружающую среду меньше тепла.

В3. Правильно ли выражение: «полезные вредные виды»?

Ответ. Нет, виды в природе в естественных биоценозах составляют единую систему в которой все части взаимодействуют друг с другом и необходимы для целостной системы (правило взаимоприспособленности К. Мебиуса - Г.Ф. Морозова)

В4. Согласно правилу Глогера, географические расы животных в тёплых и влажных регионах пигментированы сильнее, чем в холодных и сухих. Однако бабочки берёзовой пяденицы в Англии имели очень тёмную окраску. Почему?

Ответ. Это результат индустриального меланизма, вызванного загрязнением среды.

С1. Как звучит правило Бергмана?

Ответ. В более холодном климате особи обычно крупнее.

С2. В какой части ареала, по Вашему мнению, оптимальные условия для существования вида:

а) в центре,

б) на периферии?

Ответ. а) в центре

Сектор «Экология города»

А1. Можно ли назвать город искусственной экосистемой? Свой ответ поясните.

Ответ. Да. В природе такие экосистемы не существуют и без влияния человека подвержены, как и все искусственные экосистемы, гибели.

А2. Какое растение не относится к так называемым «взломщикам асфальта»?

А. Одуванчик лекарственный.

Б. Подорожник большой.

В. Марь белая.

Г. Пырей ползучий.

Ответ. В. Марь белая.

А3. Что не относят к архитектурным особенностям здания?

А. Историю его происхождения.

Б. Интересное сочетание цветов и строительных материалов.

В. Архитектурные детали.

Г. Силуэт его фасада.

Ответ. А. Историю его происхождения.

А4. Какие влияния человека оказывают нежелательное воздействие на экосистему города?

А. Посыпание дорог зимой солью.

Б. Уборка опавших листьев.

В. Обрезка деревьев и кустарников.

Г. Посадка дикорастущих видов.

Ответ. А. Посыпание дорог зимой солью.

Б. Уборка опавших листьев.

А5. Сколько мусора в среднем накапливается в год от одного жителя города?

А. 50 – 100 кг.

Б. 100 – 600 кг.

В. 50 – 200 кг.

Г. 100 – 400 кг.

Ответ. Б. 100 – 600 кг.

А6. Какие ветки в городе у деревьев лишние?

Ответ. В городе у деревьев нет лишних веток, т.к. все они выполняют звукоизоляционную и пылеулавливающую функции.

В1. Какая растительность города будет являться доминирующей в городе?

А. Луговая.

Б. Сорная.

В. Рудеральная.

Г. Лесная.

Ответ. В. Рудеральная.

В2. Что будет влиять на тепловой режим города?

А. Промышленные предприятия.

Б. Атмосферные осадка.

В. Потери тепла в жилых домах.

Г. Уровень залегания подземных вод.

Ответ. А. Промышленные предприятия.

В. Потери тепла в жилых домах.

В3. Свинец поглощают:

А. Ель обыкновенная.

Б. Кизильник блестящий.

В. Древовидная каргана.

Г. Облепиха обыкновенная.

Ответ. В. Древовидная каргана.

В4. Одним из лучших пылеуловителей является:

А. Тополь бальзамический.

Б. Вяз.

В. Берёза пушистая.

Г. Ива плакучая.

Ответ. Б. Вяз.

С1. Что является наиболее благоприятным экологическим фактором в городе?

Ответ. Зелёные насаждения.

С2. Наибольшая концентрация свинца наблюдается в городе…

А. В парках.

Б. Вдоль дорог.

В. В прудах и озёрах.

Г. В дождевой воде.

Ответ. Б. Вдоль дорог.

Сектор «Охрана фауны»

А1. Какие причины вызывают исчезновение видов животных?

Ответ. Разрушение мест обитания, чрезмерная добыча, влияние вселённых видов, действие природных факторов, беспокойство.

А2. Сколько видов животных исчезло с 1600 года?

Ответ. 226 видов и подвидов позвоночных животных и около 1 000 видов находится под угрозой гибели.

А3. Назовите экосистемы, в которых разрушение мест обитания приводит к гибели эндемичных видов.

Ответ. Внутренние пресные водоёмы, тропические леса, острова.

А4. Какой вид животных был полностью уничтожен через 27 лет после его открытия?

Ответ. Стеллерова корова.

А5. Какие последствия имеет вселение новых видов?

Ответ. Уничтожение или угнетение местных видов, разрушение среды их обитания, поглотительная гибридизация.

А6. Какова основная причина гибели косуль, зайцев, кабанов в средней полосе России?

Ответ. От с/х машин гибнет животных в 3 раза больше, чем их отстреливают охотники.

В1. Каким образом происходит накопление свинца в организмах животных и человека?

Ответ. По цепям питания, при заглатывании свинцовых грузил, для переваривания пищи, при ранении животного дробью, через загрязненную свинцом среду.

В2. Назовите не менее 5-ти видов животных, которых специально уничтожали, чтобы защитить продукцию с/х-ва или промысловые виды.

Ответ. Кенгуру, белоголовые сипы, ласка, куница, скворец, хорь, сорока, койот, волк, хищные птицы.

В3. Приведите не менее трёх примеров случайной гибели животных по вине человека.

Ответ. Попадание дельфинов в тралы, гибель птиц при столкновении с транспортом, от разлива нефтепродуктов, отравление пестицидами, гибель от с/х машин.

В4. Назовите известные Вам 5 заповедников, в которых сохраняются редкие виды животных.

Ответ. Беловежская пуща – зубры, Аскания Нова – лошадь Пржевальского, Кандалашский заповедник – гага, Окско-Террасный – журавли, Воронежский заповедник – бобры.

С1. Что такое энтомологический заказник?

Ответ. Сравнительно небольшая территория, временно изъятая из хозяйственного пользования с целью сохранения и размножения видов насекомых.

С2. Что такое бионика?

Ответ. Наука, изучающая структуру и жизнедеятельность организмов с целью использования выявленных закономерностей в решении инженерных задач и построении технических систем, сходных по характеристикам с живыми организмами и их частями.

Сектор «Правила поведения в природе»

А1. Какова причина самого страшного бедствия для природы – пожара?

Ответ. 97% пожаров возникают по вине человека из-за несоблюдения правил поведения в лесу.

А2. Какие правила необходимо выполнять, чтобы не вызвать пожар?

Ответ. Нельзя разводить костры в сухую ветреную погоду, на торфяниках, среди хвойного молодняка и зарослей вереска, у валежин, пней, между поверхностными корнями и под кронами деревьев, на расстоянии менее 3м от стволов деревьев, на каменистых участках леса, в лесосеках с неубранными порубочными остатками, на площадях, не окаймленных минерализованной полосой почвы шириной 0,5м; нельзя оставлять костры без присмотра; при уходе их надо засыпать до полного исчезновения дыма или пара; нельзя курить в лесу на ходу; съезжать с дорог на автомобилях, мотоциклах с двигателями внутреннего сгорания; нельзя поджигать сухую траву, оставлять стеклянную посуду или осколки стекла.

А3. Почему в лесу нельзя поднимать шум?

Ответ. Потревоженные птицы и звери покидают свои места, молодняк разбегается, а потом, не найдя родителей, гибнет.

А4. К каким последствиям может привести повреждение деревьев и кустарников?

Ответ. Деревья и кустарники через повреждения могут потерять большое количество сока, через раны проникают болезнетворные бактерии, споры паразитических грибов, другие микроорганизмы, что вызывает их угнетение или гибель. Поэтому эти повреждения наказываются штрафом.

А5. Что Вы предложите сделать ребенку, увидевшему гнездо с яйцами и птенцами?

Ответ. Надо осторожно отойти, чтобы насиживающая птица смогла быстро вернуться к гнезду.

А6. Почему запрещено отлавливать певчих птиц, зверей?

Ответ. Оторванные от леса, животные плохо себя чувствуют и часто погибают.

В1. Какова роль муравейников в лесу?

Ответ. Один большой муравейник охраняет 1га леса от насекомых, большинство которых – вредители.

В2. Какие средства нельзя применять при ловле рыбы?

Ответ. Взрывчатые и отравляющие вещества, электроток, огнестрельное и пневматическое оружие, колющие и ранящие орудия, т.к. они приводят к бессмысленной гибели рыб, и промысловые орудия лова (сети, бредни, мережи).

В3. Почему нельзя мыть автомобили на берегу водоёма?

Ответ. 5г бензина и других нефтепродуктов затягивают тонкой пленкой 50м² водной поверхности и нарушают жизнь водоёма.

В4. Почему надо уносить с собой мусор?

Ответ. Оставленный мусор будет загрязнять среду. Бумага до полного разложения будет лежать 2 года, консервная банка – 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – практически вечно.

С1. Какова норма вылова рыбы за сутки?

Ответ. 5кг.

С2. Какие Вы знаете правила сбора растений?

Ответ. Нельзя собирать охраняемые дикорастущие растения; если растения не являются редкими, можно сорвать несколько штук перед уходом домой; нельзя собирать лесные ягоды гребёнками, комбайнами и другими приспособлениями; нельзя нарушать установленные сроки сбора клюквы и брусники.

Сектор «Экосистемы и их охрана»

А1. Какие компоненты входят в состав экосистемы?

Ответ. Экотоп и биотоп взаимодействующие между собой.

А2. Что значит слово «биогеоценоз»?

Ответ. Термин ввел В.Н. Сукачев в 1940 году. С греческого: БИОС – жизнь, ГЕО – земля, КОЙНОС – общий.

А3. Какие организмы являются в экосистеме продуцентами?

Ответ. Зелёные растения, способные к фотосинтезу.

А4. Какие группы организмов в биоценозах являются гетеротрофами?

Ответ. Растительноядные и хищные животные, паразитические растения -консументы; грибы, бактерии, вирусы – редуценты.

А5. Приведите примеры, доказывающие, что биогеоценоз является открытой системой.

Ответ. Благодаря круговороту веществ осуществляется поступление и выделение кислорода, углекислого газа, воды. Солнечная энергия преобразуется в энергию химических связей органических веществ, а затем переходит в другие виды энергии, например, в тепловую, которая частично излучается в окружающую среду. Информационные связи осуществляются благодаря геомагнитным и биологическим полям, звуковым сигналам, запахам, следам…

А6. Верно ли суждение, что на Земле существует непрерывное единство биогеоценотического покрова без жестких границ между отдельными биогеоценозами?

Ответ. Да, совокупность взаимодействующих биогеоценозов составляет биосферу.

В1. Приведите два примера изменений биогеоценозов, которые вы наблюдали в своей жизни.

Ответ. Вырубка леса рядом с дачей, вытаптывание растительности в лесу, осушение болота, пожар.

В2. В 50-х годах на о. Бали решили избавиться от москитов и обработали все жилища в прибрежных поселках ДДТ. Москиты исчезли, но потом произошли крупные неприятности. Какие, как вы думаете?

Ответ. Исчезли ящерицы, за ними кошки, размножились крысы, что привело к вспышке чумы. Размножились термиты, которыми питались ящерицы, дома стали разрушаться.

В3. Почему в Красных книгах занесено много видов животных, выполняющих роль консументов высшего порядка?

Ответ. Это виды, находящиеся на вершине экологической пирамиды. Их существование зависит от предыдущих уровней; и любое нарушение на каждом из уровней может повлечь за собой их исчезновение.

В4. Приведите примеры крупных экосистем, подвергающихся разрушительному воздействию со стороны человека.

Ответ. Вырубка тропических лесов, опустынивание, загрязнение Мирового океана, разрушение растительного покрова тундры и др.

С1. Почему опасно уничтожение отдельных биогеоценозов?

Ответ. Возможно нарушение климата, повышение содержания углекислого газа, необратимая потеря генетического разнообразия, уменьшение разнообразия природных ландшафтов, что связано с потерями в развитии психики человека.

С2. Какие последствия для экосистем имеет выпадение кислых осадков?

Ответ. Падение численности видов – обитателей водоёмов, неблагоприятные условия для высших растений, увеличение подвижности и токсичности металлов в почве, отравление микоризы, повреждения листьев, снижение продуктивности биоценозов.

Сектор «Экология человека»

А1. Какова возможная продолжительность жизни человека?

Ответ. По данным ряда учёных - 180 лет, 280 лет и даже 1 000 лет.

А2. От какой причины чаще всего заболевает человек?

Ответ. Функционирование организма зависит от состояния психики человека.

А3. Каковы, по мнению Юрия Андреева, три кита здоровья? Согласны ли Вы с его позицией?

Ответ. Добрая деятельность нашего духа; следование ритмам и законам природы; чистый организм.

А4. Какая вредная привычка разрушает здоровье человека и ежегодно уносит 2 млн. человеческих жизней?

Ответ. Курение.

А5. Каковы последствия курения?

Ответ. Курящие по сравнению с некурящими болеют в 10 раз чаще раком лёгких, в 5 раз чаще – раком гортани, в 6 раз чаще – бронхитом, в 2,8 – язвой желудка, болезни органов кровообращения встречаются в 2,6 раз чаще.

А6. Какие выводы следуют из такого факта: 1 папироса при сгорании даёт 1л дыма, в 1см³ которого содержится около 600 тысяч мельчайших частиц сажи?

Ответ. Сажа, дёготь и пыль постепенно парализуют тончайшие реснички клеток, защищающих слизистую от загрязнения, накапливаются в лёгочных пузырьках и затрудняют газообмен при дыхании.

В1. Можно ли считать организм открытой экологической системой?

Ответ. Да, организм обменивается с внешней средой веществами, энергией, информацией.

В2. Какие последствия для организма имеет потребление с пищей нитратов и нитритов?

Ответ. При интенсивном применении химических и органических удобрений эти вещества вызывают заболевания пищеварительной системы, снижают половую потенцию организма.

В3. Можно ли считать чистой воду из водопроводного крана?

Ответ. Нет, в водопроводной воде содержится много химических веществ.

В4. Как предохранить себя от отравления ядами бактерий?

Ответ. Мыть руки перед едой; накрывать приготовленную пищу; хранить продукты в холодильнике; проводить радиоактивную обработку и т.д.

С1. Какие распространённые причины обусловливают болезни, передающиеся через пищу?

Ответ. Длительное хранение пищи при неподходящих температурах; размножение бактерий на продуктах питания. Недостаточное проваривание (прожаривание) пищи. Приготовление пищи заражённым человеком.

С2. Какие болезни человека называют болезнями 20 века?

Ответ. Инфаркт миокарда, онкология, СПИД.

Сектор «Экология в быту»

А1. Какие строительные материалы могут быть опасны для здоровья?

Ответ. Асбестовые наполнители, свинцовые красители, железобетонные блоки и др.

А2. Какое жильё полезнее для здоровья – в небоскребе или коттедже?

Ответ. Коттедж. В небоскребе повышенная опасность связана с возможными ошибками в проектировании, пожароопасностью; шум и невозможность уединиться создают стрессы; велика загрязнённость городской среды.

А3. Какое самое загрязнённое место в квартире?

Ответ. Кухня с газовой плитой. Продукты неполного сгорания газа превышают ПДК иногда в 7-10 раз.

А4. Какие загрязнители поступают в квартиру через вентиляционную систему?

Ответ. Оксиды азота, угарный газ, углекислый газ, табачный дым, радон, минеральные волокна, сернистый газ и др.

А5. Чем опасно «пассивное курение»?

Ответ. Люди, находящиеся рядом с курящим человеком, получают до 80% всех вредных веществ, которые выделяются при курении; кроме того, у этих людей не так сильно выражено привыкание к курению.

А6. Какие вещества находятся в дыме папирос?

Ответ. Канцероген бензопирен, цианистый водород, радиоактивный полоний; всего более 80 вредных веществ.

В1. Почему за рубежом создано движение против использования фреонов и других легколетучих фторхлоруглеводородов?

Ответ. Эти вещества способствуют разрушению озонового слоя Земли, что может вызвать усиление ультрафиолетового излучения.

В2. Где можно найти в квартире потери питьевой воды?

Ответ. Через плохо закрытый кран вытекает от 60 до 1 000 литров воды; неисправный бачок в туалете – до 5 тонн воды.

В3. Почему столь большое внимание уделяется сбросу в водоёмы сточных вод с синтетическими моющими средствами (СМС)?

Ответ. Плёнка поверхностного натяжения, образующаяся от СМС, затрудняет дыхание водных обитателей.

В4. Сколько угля необходимо для выработки 1кВт электроэнергии?

Ответ. В среднем 700г угля.

С1. Почему необходимо соблюдать определённый уровень громкости речи, не включать приёмники на полную громкость, почему вредно слушать сверх громкую музыку рок-ансамблей?

Ответ. Шум производит кумулятивный эффект, вызывает поражения нервной системы, язвенную и гипертоническую болезнь, снижает слух, снижает общую продолжительность жизни.

С2. Как можно сохранить жизнь взрослого (50-80 лет) дерева?

Ответ. Собрать 60 кг макулатуры.

Сектор «Глобальные экологические проблемы»

А1. Назовите 5 глобальных проблем современности, от решения которых зависит будущее человечества.

Ответ.

  • Экологическая;

  • Предотвращение ядерной войны;

  • Демографическая стабилизация;

  • Энергетическая;

  • Продовольственная.

А2. Каковы возможные последствия ядерной войны?

Ответ.

  • Разрушение генофонда высших организмов;

  • Выбросы пыли, сажи в атмосферу вызовут снижение температуры;

  • Уменьшится содержание озона и возрастёт ультрафиолетовая радиация;

  • Будут пожары, лавины селей, наводнения и др.

А3. Какова, по расчётам учёных, предельная численность населения Земли?

а) 6 млрд.,

б) 10-12 млрд.,

в) 20 млрд. человек.

Ответ. б) 10-12 млрд. человек при современном уровне хозяйствования и справедливом распределении продуктов

А4. Какие нравственные позиции выражены в словах

В.И. Вернадского:

«Жизнь человечества, при всей

её разнородности, стала неделимой, единственной…»

Ответ. Человечество должно осознать своё единство и ответственность каждого за сохранение жизни на нашей планете. Человек должен мыслить и действовать в планетном аспекте, не нарушая равновесия.

А5. Сформулируйте закон одного процента.

Ответ. Нельзя использовать более 1% энергии, поступающей к поверхности Земли от Солнца. Фактически даже меньше 1%, т.к. при 1% наступают энергетические аномалии.

А6. Какие практические выводы следуют из закона одного процента?

Ответ. Природно-ресурсный потенциал региона ограничен. Невозможно осуществить безотходное производство, так как экономя вещества, мы катастрофически теряем в энергетической эффективности хозяйства. В сельском хозяйстве лимитировано применение удобрений и энергии механизмов обработки земли.

В1. Какая существует закономерность между численностью населения и уровнем жизни общества?

Ответ. Чем выше уровень жизни и культуры общества, тем стабильнее численность населения.

В2. Перечислите не менее семи экологических проблем современности.

Ответ.

  • Изменение климата;

  • Истончение озонового слоя;

  • Нехватка пресной воды;

  • Загрязнение подземных вод;

  • Пагубное влияние пестицидов;

  • Кислотные дожди;

  • Сокращение биологического разнообразия;

  • Уничтожение токсических отходов;

  • Накопление в биосфере веществ - ксенобиотиков и др.

В3. Каковы причины парникового эффекта?

Ответ.

  • Сжигание ископаемого топлива и продуктов его переработки;

  • Антропогенные нарушения работы микробных сообществ почв Сибири и части Северной Америки вызывают увеличение содержания СО2 в атмосфере и её разогрев.

В4. Почему принят Монреальский протокол о сокращении производства хлоро- фтор углеводородов?

Ответ. Эти вещества легко летучи и разрушают озоновый слой, защищающий Землю от ультрафиолетового излучения.

С1. Почему ставится вопрос о нехватке пресной воды, хотя наша планета на 71% поверхности залита водой?

Ответ. Пресной воды на планете около 0,6%. Она загрязнена и её потребление на единицу продукции чрезвычайно велико.

С2. Почему радиоактивные отходы захоранивают в сухих геологических породах на глубине около 600 метров?

Ответ. Чтобы контейнеры с отходами не проржавели, и чтобы не проникали на поверхность Земли гамма-лучи.




Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Сектор «Законы и правила экологии» iconБиологические законы и жизнеспособность человека

Сектор «Законы и правила экологии» iconПеречень основных действующих нормативных правовых документов по санитарно- гигиеническим и эпидемиологическим вопросам Законы

Сектор «Законы и правила экологии» iconЛогические законы, которые в конечном счете управляют интеллектуальным миром, по своей природе суть неизменные и общие не только для всех времен и географич

Сектор «Законы и правила экологии» iconТесты по экологии общая экология

Сектор «Законы и правила экологии» iconКонспект лекций по Экологии Лекция 1

Сектор «Законы и правила экологии» iconОтветы к экзамену по радиационной медицине и экологии

Сектор «Законы и правила экологии» iconИнновационный научно-образовательный центр биотехнологии и экологии

Сектор «Законы и правила экологии» iconОсобенности распространения и экологии земноводных западного забайкалья 03. 00. 16 экология

Сектор «Законы и правила экологии» iconА. Н. Тарабарко (министру природных ресурсов и экологии Забайкальского края)

Сектор «Законы и правила экологии» iconПрограмма научной конференции «Молекулярно-генетические подходы в таксономии и экологии» 25-29 марта 2013 г

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU