Конспекты лекций Часть 1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений icon

Конспекты лекций Часть 1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений





НазваниеКонспекты лекций Часть 1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений
страница1/10
Дата конвертации26.06.2013
Размер3.06 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Министерство ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное агентство по образованию

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

уНИВЕРСИТЕТ им. Х.М. Бербекова


А.А. Эльгаров, Л.В. Эльгарова, А.М. Кардангушева


ПРОПЕДЕВТИКА

КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


Конспекты лекций


Часть 1


Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому

и фармацевтическому образованию вузов России в качестве

учебного пособия для студентов образовательных учреждений

среднего профессионального образования


Нальчик 2009

УДК 616. 1/6 – 0 07 (073.5)

ББК 54.1

Э 53


Рецензенты:

доктор медицинских наук, профессор,

заведующая кафедрой пропедевтики внутренних болезней

Северо-Осетинской государственной медицинской академии

З.В. Хетагурова


доктор медицинских наук, профессор,

заведующая кафедрой госпитальной терапии

Северо-Осетинской государственной медицинской академии

З.Т. Астахова


Эльгаров А.А., Эльгарова Л.В., Кардангушева А.М.


Э 53 Эльгаров, А. А. и др. Пропедевтика клинических дисциплин [Текст] : конспекты лекций / А. А. Эльгаров, Л. В. Эльгарова, А. М. Кардангушева. – Нальчик : Каб.-Балк. ун-т, 2009. – Ч. 1. – 205 с. – 300 экз. – ISBN 978-5-7558-0447-9.


ISBN 978-5-7558-0447-9


Учебное пособие содержит сведения о роли пропедевтики клинических дисциплин, методы обследования теравпетических больных и диагностики основных клинических синдромов, а также неотложных состояний при беременности.

Предназначено для учащихся медицинского колледжа.


УДК 616. 1/6 – 0 07 (073.5)

ББК 54.1


ISBN 978-5-7558-0447-9

 Кабардино-Балкарский

государственный университет, 2009


Введение


Пропедевтика клинических дисциплин является одним из базовых предметов в системе среднего медицинского образования. Во-первых, изучение пропедевтики клинических дисциплин предусмотрено для студентов-медиков всех специальностей. Это фундаментальная клиническая дисциплина, обеспечивающая становление клиницистов. Фельдшер обязан уметь распознавать симптомы заболеваний, знать основные диагностические методы, владеть методологией диагноза. Во-вторых, формируя клиническое мышление, пропедевтика клинических дисциплин обеспечивает фельдшеру возможность при минимальном объеме исследований сформулировать предварительный диагноз на основании результатов субъективного и объективного (клинического) обследования и определить рациональную программу мониторирования (наблюдения) пациента, в т.ч. и выбор вариантов дополнительных исследований и консультантов, узких специалистов. В-третьих, пропедевтика («введение») – один из сложных разделов практической медицины, обширная и важная теоретическая и клиническая дисциплина, включающая в себя значительное число фундаментальных фактов, которые следует освоить и уметь интерпретировать, и не меньшее число прикладных сведений по разделам норм и патологий человека, требующих освоения на уровне умений и действий. В-четвертых, особенность обсуждаемой дисциплины состоит еще и в том, что она представляет собой первый из многочисленных клинических предметов на пути вчерашнего школьника к вершине медицинского образования. Иными словами, постижение пропедевтики – качественно новый этап в профессиональном становлении, начало общения с клинической, практической медициной, главным объектом всей будущей медицинской деятельности – с больным человеком; первое соприкосновение со сложными специфическими морально-нравственными и этическими вопросами медицинской деятельности, а также лечебно-профилакти­ческими учреждениями, разнообразной медицинской документацией (история болезни, амбулаторная карта и т.д.). В-пятых, пропедевтика – фундамент систематического (пожизненного) образования не только специалистов терапевтического профиля, но и всех клинических специальностей. Именно на кафедре пропедевтики внутренних болезней обеспечивается преподавание и обучение молодых людей основным клиническим методам, формирующим специалиста-медика, так называемым общеврачебным способам исследования больного человека, определяющим качество диагностики: умению опрашивать пациента, осматривать, пальпировать, перкутировать и аускультировать. Обеспечить достижение вышеуказанного возможно с учетом цели пропедевтики клинических дисциплин – формирования медико-психологи­ческого мировоззрения фельдшера на основе нижеследующих знаний и умений: иметь достаточное представление о понятиях «здоровье» и «болезнь», диагнозе (предварительном, окончательном, патологоанатомическом), семиотике заболеваний (знать происхождение и клиническое значение основных симптомов и синдромов), основных (клинических) и дополнительных методах обследования; уметь рационально использовать правила и принципы деонтологии и медицинской этики при наблюдении (обследовании и лечении) пациента, осуществлять клиническое обследование больного и простейшие дополнительные исследования, выявлять электрокардиографические признаки инфаркта миокарда и нарушений ритма сердца, подготовить пациента к дополнительным методам обследования и интерпретировать результаты лабораторных, функциональных, иных вспомогательных методов дообследования, оформлять основные медицинские документы – историю болезни, амбулаторную карту.

Пропедевтика (рropaideuo – предварительно обучать) – вводный курс в клиническую дисциплину, предполагающий обучение методам клинического обследования больного, семиотике болезней, относящихся к данной дисциплине, и воспитание профессиональных черт личности фельдшера и врача на основе медицинской деонтологии.

Основная цель пропедевтики клинических дисциплин – обучение студентов методике клинического обследования больных: технике непосредственного клинического исследования, симптоматологии болезней, основам дополнительных (лабораторных и инструментальных) методов исследований; знакомство с общей методологией диагноза, принципами предупреждения и лечения заболеваний, основными положениями валеологии – науки о здоровом образе жизни; изучение вопросов врачебной деонтологии.

Деятельность медицинского работника – это, прежде всего, общение с больным человеком, умение выявлять болезнь и назначать адекватное лечение. В связи с этим одной из основных задач пропедевтики клинических дисциплин в системе среднего медицинского образования считается освоение методов диагностики заболеваний. Известно: «кто хорошо диагностирует, тот хорошо лечит». Учение о методах выявления заболеваний и оценки состояния пациента с целью определения программы лечения и профилактики называется диагностикой. Итогом диагностического процесса считается формулирование диагноза болезни. Диагноз (diagnosis – распознавание) – это краткое медико-психологическое заключение о сущности болезни и состоянии пациента, выраженное в терминах современной медицинской науки и клинической практики. Медицинское заключение (диагноз) оформляется на заболевание, физиологическое состояние (беременность) или на причину смерти. Диагностика как основной предмет изучения пропедевтики клинических дисциплин складывается из трех основных разделов: 1) медицинская (врачебная) техника, включающая методы клинического наблюдения и дополнительного исследования; 2) семиотика, изучающая диагностическое значение симптомов болезней; 3) методика и методология диагноза (особенности мышления при выявлении заболевания). При этом следует дать определение некоторым понятиям. Болезнь (morbus) – это реакция организма на его повреждение. Симптом (symptoma) – это субъективный или объективный признак болезни (основной – «патогномоничный», второстепенный, сопутствующий и дополнительный). Синдром (syndrome – скопление) – совокупность (сочетание) симптомов, объединенных единым патогенезом.

Итак, пропедевтика клинических дисциплин – это изучение диагностики, которая предполагает освоение техники и методики основных медицинских (врачебных) клинических (физикальных) и дополнительных (вспомогательных) исследований. Фельдшер должен многое знать, владеть большим арсеналом практических навыков, быть готовым применить свои знания, в т.ч. и в целях оказания неотложной помощи. В современной клинике применяется множество методов обследования больного: общие клинические методы, лабораторные и инструментальные. Однако основными в диагностической и лечебной деятельности фельдшера являются клинические методы обследования пациента: расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация. Именно на этих методах основано искусство диагностики, без них немыслима медицинская деятельность.


Лекция 1

Введение в специальность.

Клинические методы обследования больных


Цель: определить роль и значение пропедевтики клинических дисциплин в формировании и становлении среднего медицинского работника (фельдшера).


Учебно-целевые вопросы

1. Здоровье и болезнь. Диагностика болезней внутренних органов.

2. Представление о клинической медицине.

3. Пропедевтика клинических дисциплин: цель, задачи и значение в подготовке фельдшера.

4. Методы обследования больных: градация, содержание, диагностическое значение.

4.1. Клинические (основные) методы: расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация.

4.2. Дополнительные методы исследования: а) лабораторные,
б) рентгенологические, в) функциональные, г) эндоскопические,
д) агрессивные, е) прочие.

1. Внутренние болезни (терапия) – область клинической медицины, изучающая причины (этиологию), механизм (патогенез), семиотику, диагностику, лечение, прогноз и профилактику заболеваний внутренних органов, суставов, мышц, сосудов, лимфатической системы, а также патологию иммунологической системы, аллергические и лекарственные заболевания. Терапия – древняя наука и до XIX века она включала в себя сегодняшние так называемые узкие специальности. За последние 100 лет из терапии выделились отдельные разделы, которые к настоящему времени стали крупными медицинскими дисциплинами. Лишь в начале XIX века в самостоятельный раздел выделились кожные болезни, затем – нервные и еще позже – детские. Научно-практи­ческие достижения привели к выделению в отдельные разделы инфекционных болезней и туберкулеза (фтизиатрии), в последние десятилетия отделилась рентгенология. В то же время терапия остается значительной и обширной областью медицины и включает в сферу интересов заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, пищеварения, обмена веществ, эндокринных желез, системы крови, опорно-двигательного аппарата, а также аллергические, системные заболевания соединительной ткани, болезни, обусловленные иммунными расстройствами. Наряду с этим, сегодня существует строгая тенденция к «разделению» терапии на узкие самостоятельные дисциплины – такие, как пульмонология, кардиология, гастроэнтерология, гематология, эндокринология и т.д. Можно отметить повышение эффективности деятельности «узких» терапевтов, однако указанная тенденция представляет опасность исчезновения терапии как единой науки, как научной и практической дисциплины, способной оценить пациента как целостный организм, как личность. Сила терапевта, прежде всего, в широте врачебного (медицинского) мышления. Он должен оценивать не просто заболевание одного органа, а болезненное состояние последнего в неразрывной связи со всем организмом. Клиницисты (интернисты) должны обосновывать свои умозаключения и действия знанием данных анатомии, физиологии, биохимии, патологической анатомии и физиологии, иммунологии, фармакологии и ряда иных дисциплин, при этом терапия вносит в развитие этих наук важный вклад. Поэтому внутренние болезни, безусловно, являются базой становления медика-специалиста. Ни один клиницист не может обойтись без знаний клиники внутренних болезней (терапии).

2. Представление о клинической медицине. Это одновременно и наука, и искусство, и ремесло. Ни в какой другой области человеческого знания и профессиональной деятельности нет такого тесного единения мышления и чувства, как в клинической медицине. Уже при расспросе больного проявляются не только знания фельдшера, но и его умение вести беседу, расположить к себе больного и т.д.

Оказывая помощь больному, фельдшер выступает не только как профессионал, но и как человек, сочувствующий больному. В жизни это оказывается не всем под силу. Гиппократ указывал: «Есть некоторые из искусств, которые для обладающих ими тяжелы...».

Медицинский работник не может оставаться равнодушным к страданиям больного. Он должен уметь сопереживать, без чего сложно наладить настоящий контакт с больным. Медицинская деятельность требует не только высокого профессионализма, но и соответствия строгим морально-этическим нормам, ибо в ней, как ни в одной другой профессиональной деятельности, необходимы особая выдержка, такт, доброжелательность в отношениях с больными и их родственниками. Учиться же человеческим взаимоотношениям можно только на практике, в процессе общения с пациентами. Лекарство в терапевтической дозе – полезно, в чрезмерной – яд. М.Я. Мудров считал, что главным источником медицинского искусства является врожденное побуждение врача к состраданию, а Н.И. Пирогов указывал: «Быть счастливым счастьем других – вот настоящее счастье и земной идеал жизни всякого, кто посвящает себя медицинской науке». Наверное, поэтому положение «медицинская специальность – это не просто профессия, это образ жизни» можно считать более чем обоснованным.

Хороший медицинский работник должен быть одновременно и психологом. О значении культуры общения свидетельствует общеизвестное изречение: слово и лечит, и ранит. Именно поэтому в процессе общения с больными фельдшер должен всеми своими действиями и поведением внушать оптимизм, надежду на выздоровление, ибо надежда – это половина выздоровления.

Клиницисту нельзя быть торопливым, поспешным. Быстрота мышления – хорошее свойство, но в клинической медицине неторопливость и сосредоточенность – столь же ценные качества, развивающие наблюдательность фельдшера, помогающие правильно построить диагностический и лечебный процесс, следуя четким и строгим методическим приемам. Мало владеть только методами обследования больных, нужно понимать также общие механизмы патологических процессов и уметь использовать это знание в конкретных условиях, что достигается хорошей теоретической подготовкой и постоянной «сверкой» её с практикой. Необходимо клиницисту и наличие тонкой наблюдательности, «цепкого взгляда», ибо хорошие диагносты обладают, как правило, и прекрасной наблюдательностью. Видный швейцарский клиницист Р. Хэгглин писал: «...наиболее важное у кровати больного – это способность интуитивно, как бы внутренним взглядом, охватить всю клиническую картину как нечто целое и связать ее с аналогичными прежними наблюдениями». Недостаточные знания, торопливость, несоблюдение методичности и всесторонности в обследовании больных, необъективная оценка полученных результатов, неумение интерпретировать данные обследования – вот неполный перечень причин, снижающих эффективность диагностики.

3. Основная база и стержень терапиипропедевтика внутренних болезней (клинических дисциплин), изучение которой чрезвычайно важно и необходимо для лечения больных и профилактики (предупреждения) различных заболеваний внутренних органов. «Пропедевтика» в переводе с греческого означает «введение» или предварительное обучение.

Значение пропедевтики клинических дисциплин в клиническом образовании трудно переоценить. Целью данной дисциплины является формирование основ клинической деятельности. Достижению этой цели служат следующие задачи:

  • ознакомить с основными симптомами и синдромами наиболее распространенных заболеваний внутренних органов;

  • научить основным клиническим методам обследования больного и составлению плана рационального обследования;

  • ознакомить с принципами лечения наиболее распространенных заболеваний внутренних органов;

  • ознакомить с симптоматологией и основными принципами оказания медицинской помощи при частых неотложных состояниях;

  • сформулировать принципы медицинской этики и врачебной деонтологии;

  • привить навыки формирования здорового образа жизни и ознакомить с возможностями профилактической медицины.

4. Методы обследования больных делятся на клинические (основные) и параклинические (дополнительные). Основу клинической диагностики составляют пять классических методов непосредственного обследования больного: расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация. Если количественно оценить диагностическую значимость методов обследования, то, по данным расспроса, правильный диагноз можно поставить в половине случаев, клинического обследования – в 30 %, а лабораторно-инструментальных методов исследования – только в 20 % случаев (Хэгглин Р.).

4.1. Расспрос является одним из важных методов и этапов в постановке диагноза и включает в себя паспортные данные, жалобы, историю заболевания и жизни пациента. Еще в XIV веке один из величайших клиницистов Бальиви говорил: кто хорошо расспрашивает, тот хорошо ставит диагноз. В России впервые ввел опрос создатель русской терапевтической школы Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831). Он же разработал анамнестический метод, схему клинического исследования и ведения истории болезни. Именно М.Я. Мудрову принадлежит широко известное изречение «...лечить не болезнь, а больного». Другой великий клиницист, Григорий Антонович Захарьин (1829-1897), детально разработав анамнестический метод в диагностике заболеваний, довел расспрос до вершин искусства.

В начале беседы с больным основная задача фельдшера заключается в том, чтобы расположить к себе больного, вызвать его на откровенный разговор. Желательно начинать диалог с уточнения паспортных данных, причем в стиле взаимного знакомства, а не допроса. И не надо довольствоваться лишь знанием фамилии пациента: каждый заслуживает того, чтобы его называли по имени и отчеству. Такое обращение демонстрирует уважение к собеседнику и уже потому располагает к откровенному разговору.

Чем откровенней пациент, тем легче обнаружить причину болезни, получить более полное представление не только о заболевании, но и о личности больного, что является главной предпосылкой быстрой и правильной диагностики болезни, способствует достижению «терапевтического согласия».

Трудно предложить стандартные рецепты по сбору жалоб на все случаи. Неизменным, пожалуй, остается принцип индивидуального подхода к конкретному больному, а также рациональное использование накопленного опыта – собственного и коллег. Необходимо придерживаться правила: один симптом – один вопрос. Главными критериями точного вопроса, с одной стороны, являются понятность до очевидности больному, а с другой – исключение возможности двусмысленного ответа. Классическая по распространенности среди студентов ошибка интервьюирования – использовать при расспросе неизвестные больному представления о физиологической норме. Для предотвращения ложного взаимопонимания, задаваемый вопрос не должен включать незнакомые и недоступные пониманию больного термины. Уточняя жалобы больного, необходимо помнить о том, что диалог фельдшера с больным – не праздная беседа, а довольно напряженная работа, которая требует от фельдшера определенных знаний, умений и навыков. В подавляющем большинстве случаев именно жалобы больного являются ключом к диагностике болезни.

История настоящего заболевания, анамнез болезни (Ananmesis morbi). При расспросе выявляют: когда, при каких условиях и как началось заболевание; как оно протекало; какие проводились исследования, их результаты; какое проводилось лечение и какова его эффективность, информированность пациентов, достигнуто ли терапевтическое согласие. В процессе такого расспроса нередко уже вырисовывается общее представление о болезни.

Анамнез жизни (Ananmesis vitae)медицинская биография, излагаемая последовательно в соответствии с периодами жизни. Этот раздел непосредственного исследования больного дает много ценных сведений при полном, обстоятельном и методичном расспросе.

Основные разделы анамнеза жизни

1. Биографические сведения: место рождения (некоторые болезни больше распространены в определенных местностях, например, эндемический зоб); возраст родителей больного при его рождении; информация о характере протекания самой беременности (угроза выкидыша, инфекционные болезни, применение лекарственных веществ
и т.д.), родах (в срок, степень доношенности, каким ребенком по счету и от каких родов), вскармливании (грудное или искусственное); преморбидных состояниях (гипо- или гипертрофии, рахите или других «фоновых» заболеваниях); общих условиях жизни в детстве и юности (местность, семейные обстоятельства, жилищные условия, питание); особенностях физического и умственного развития; половой зрелости (у женщин – гинекологический анамнез); выясняются причинные факторы возникновения заболевания и условия, отличающие течение и исход заболевания: недостаточное физическое воспитание и закаливание, плохой уход, нерациональный режим дня, неполноценное питание, несоблюдение эпидемиологического режима и т.д.

2. Трудовая жизнь: профмаршрут, вредности производства: химические (ядохимикаты, пестициды и др.), радиоактивные и т.д.

3. Семейное положение, наличие детей, психологическая атмосфера в семье.

4. Сведения о перенесенных заболеваниях, травмах, операциях в хронологическом порядке (стоит обращать особое внимание на туберкулез, вирусные гепатиты, заболевания, передающиеся половым путем, СПИД, онкологические заболевания).

5. Выясняются социальные вредности: склонность к алкоголизму, наркомании, табакокурению, токсикомании и т.д.

6. Материально-бытовые условия: численность семьи, бюджет, условия проживания.

7. Особенности питания, образ жизни (физическая активность, особенности психологического реагирования).

8. Наследственный анамнез позволяет выяснить состояние здоровья родственников и тем самым помогает распознаванию заболеваний у данного больного. Важно выявить как наследственные заболевания, так и фенотипические, то есть заболевания, при которых передается по наследству не сама болезнь, а лишь предрасположенность к ней, способная проявиться под влиянием определенных внешних условий, таких как стресс, инфекции и т.д.

9. Аллергологический анамнез. В настоящее время все чаще встречаются извращенные реакции иммунной системы (аллергия) на различные вещества живой и неживой природы, а также на лекарственные вещества. Эти проявления могут быть различными: от легкого вазомоторного ринита, крапивницы, отека Квинке вплоть до развития анафилактического шока.

Тщательно расспросив больного, врач определяет критерии более глубокого, детального, объективного исследования больного.


Физикальные методы исследования

Настоящее состояние больного. Клиническое исследование больного, или объективное исследование больного (status praesens objectivus), позволяет судить об общем состоянии организма и состоянии отдельных внутренних органов и систем.

Общий осмотр (inspectio) всегда следует проводить по определенной схеме, чтобы не упустить деталей. Осмотр проводится только при дневном свете или освещении лампой дневного света, так как при электрическом освещении трудно выявить желтушное окрашивание кожи и склер. Последовательно обнажая тело больного, его осматривают при прямом и боковом освещении.

Общее состояние (удовлетворительное, средней тяжести, тяжелое, крайне тяжелое) оценивается по состоянию сознания, психической характеристике, положению и телосложению.

Сознание больного может быть ясным, а может быть нарушенным. В зависимости от степени расстройства сознания различают следующие его виды:

  • ступорозное (stupor) – состояние оглушения. Больной плохо ориентируется в окружающей обстановке, отвечает на вопросы с запаздыванием;

  • сопорозное (sopor) – состояние спячки, из которой больной выходит при громком окрике или тормошении; при этом все рефлексы сохранены;

  • коматозное (coma) – бессознательное состояние, при котором отсутствуют реакции на внешние раздражители, рефлексы, выражено расстройство жизненно важных функций. Виды ком: алкогольная, апоплексическая, гипо- и гипергликемическая, печеночная, уремическая, эпилептическая.

Могут быть ирритативные расстройства сознания (галлюцинации, бред), возникающие при ряде психических и инфекционных заболеваний.

Осмотр может дать представление и о других нарушениях психического состояния, таких, как подавленность, апатия, возбуждение, бред. В развитии ряда соматических заболеваний в настоящее время отводится большое место психическим факторам (психосоматические болезни), не имеющим в своей основе поражения органов.

Оценивая положение больного, указывают на его активность, пассивность или вынужденность. Так, например, состояние ортопноэ (вынужденно сидячее положение) наблюдается из-за резко выраженной одышки при бронхиальной астме. При плеврите больные лежат на боку, соответствующем стороне поражения плевры.

Отмечается характер движений, походка. Расстройства походки бывают при различных неврологических заболеваниях и поражениях опорно-двигательного аппарата. Так называемая «утиная походка» наблюдается при врожденном вывихе бедра.

Оценивая телосложение (habitus), учитывают конституцию, массу тела и рост больного, а также их соотношение. Конституция больного (constitutio – устройство, сложение) представляет собой совокупность функциональных и морфологических особенностей организма. Основными являются 3 типа:

  • астенический, характеризующийся преобладанием роста над массой (конечностей над туловищем, грудной клетки над животом). Сердце и паренхиматозные органы у астеников относительно малых размеров, легкие удлинены, кишечник короткий, брыжейка длинная, диафрагма расположена низко. Артериальное давление (АД) часто снижено, уменьшены секреция и перистальтика желудка, всасывательная способность кишечника, содержание гемоглобина в крови, число эритроцитов, уровень холестерина, кальция, мочевой кислоты, сахара. Отмечается гипофункция надпочечников и половых желез, гиперфункция щитовидной железы и гипофиза;

  • гиперстенический, характеризующийся преобладанием массы над ростом. Туловище относительно длинное, конечности короткие, живот значительных размеров, диафрагма расположена высоко. Все внутренние органы, за исключением легких, относительно больших размеров. Кишечник более длинный и толстостенный. Лицам гиперстенического типа свойственны более высокое АД, большое содержание в крови гемоглобина, эритроцитов и холестерина, гипермоторика и гиперсекреция желудка. Секреторная и всасывающая функции кишечника высокие. Часто наблюдается гипофункция щитовидной железы, некоторое усиление функции половых желез и надпочечников;

  • нормостенический – отличается пропорциональностью телосложения и занимает промежуточное положение между астеническим и гиперстеническим.

Антропометрия (греч. antropos – человек и metreo – измеряю) – это совокупность методов и приемов измерения человеческого тела. Стоит остановиться на подсчете и оценке индекса Кетле (ИК), который сравнительно недавно был введен французским исследователем в эпидемиологические исследования. В последние годы ИК широко используется и в клинике (ИК = масса тела в кг/рост в м²).

Надо уметь не только производить подсчет ИК, но и уметь интерпретировать данный антропометрический показатель. При значении ИК <18,5 кг/м² диагностируется дефицит массы тела. При ИК от 18,5 до 24,9 кг/м² говорят о норме, при 25,0-29,9 кг/м² – об избыточной массе тела, при 30,0-39,9 кг/м² – об ожирении и при 40,0 кг/м² – о чрезмерном ожирении.

Исследование кожи. Цвет кожи может быть обусловлен и врожденными особенностями организма, не связанными с патологией. Так, бледность кожи у здоровых людей отмечается при конституциональной гипопигментации общего покрова или при глубоком расположении сети кожных капилляров, при избыточном отложении в коже жира, спазме сосудов кожи. Оценивать цвет кожи стоит с учетом расовой и национальной принадлежности, условий жизни и отдыха.

При некоторых формах малокровия бледная окраска кожи принимает характерный оттенок: желтушный – при анемии Аддисона – Бирмера, зеленоватый – при хлорозе, землистый – при раковом процессе, пепельный или коричневый – при малярии, цвет «кофе с молоком» – при подостром бактериальном (септическом) эндокардите. При различных заболеваниях печени интенсивность желтухи и ее оттенки неодинаковы. Так, для вирусного гепатита характерен шафрановый оттенок кожи, для гемолитической желтухи – бронзово-желтый или светло-лимонно-желтый, для механической желтухи – красноватый оттенок, для сдавления желчевыводящих путей опухолями – землистый или зеленоватый. Пигментный обмен в значительной степени регулируется железами внутренней секреции (гипофизом, надпочечниками, щитовидной и половыми железами). Врожденное отсутствие нормальной пигментации называют альбинизмом (albus – белый), иногда обнаруживаются очаги депигментации (vitiligo).

Высыпания на коже бывают разнообразного характера и имеют важное диагностическое значение. Для оценки характера кожного поражения пользуются следующей терминологией: макула – пятнышко; папула – припухлость, узелок; везикула – пузырек; пустула – пузырек с гноем; улькус – язвочка.

Среди пятнистой сыпи выделяют: эритему – слегка возвышающийся гиперемированный участок с резко очерченными краями, встречается при роже, бруцеллезе, сифилисе и т.д.; розеолу – пятнистая сыпь диаметром 2-3 мм, исчезающая при надавливании, встречается при брюшном тифе и паратифах, сыпном тифе и т.д. При разных патологических состояниях может отмечаться этапность высыпаний: макула  папула  везикула  пустула; при других состояниях отмечается одномоментное высыпание элементов, имеющих полиморфный характер (пятнисто-пустулезно-везикулезная).

При различных патологических состояниях выявляются геморрагические проявления на коже и слизистых оболочках:

  • петехии (petechie) – мельчайшие капиллярные кровоизлияния на коже и слизистых оболочках, округлой формы, размером от точки до чечевицы. При надавливании пальцами они не исчезают – в отличие от розеол;

  • экхимозы (ecchymoses), или кровоподтеки, возникают как следствие подкожных кровоизлияний, их размеры и число широко варьируются;

  • подкожные гематомы – кровоизлияния в подкожную основу с образованием полости, наполненной свернувшейся кровью. Вначале подкожная гематома имеет вид опухолевидного образования, цвет которого в процессе рассасывания меняется от лилово-красного до желто-зеленого.

Воспалительное поражение кожи может проявляться в виде опрелости (с появлением красноты, трещин, мацерации и отторжения) и пиодермии (pyodermia) c поражением кожи и подкожной основы гноеродными микробами (стафилококками – стафилопиодермия, стрептококками – стрептопиодермия).

Существует своеобразная кожная реакция, возникающая в результате нарушения реактивности организма, сенсибилизации кожи к экзогенным и эндогенным раздражителям. Патологическое состояние кожи, обусловленное усиленной функцией сальных желез, носит название себореи и связано с изменениями нервно-эндокринной реактивности организма.

Исследование дериватов кожи: состояние ногтей (ломкость, деформация, «часовые стекла», койлонихии) и волос (выпадение, поседение, гипертрихоз); видимых слизистых: цвет, влажность, энантема; подкожных вен. Выявление отеков: выраженность, локализация, плотность. Исследование лимфатических узлов: величина, консистенция, болезненность, подвижность, цвет и температура кожи над лимфатическими узлами.

Осмотр костно-мышечной системы позволяет выявить степень развития мышц, наличие атрофии мышц, параличей и парезов, приобретенные деформации мышечных органов, их врожденные аномалии; соответствие роста, пропорции тела, другие изменения. Измерение температуры тела завершает общий осмотр.

Схему исследования больного продолжают осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация органов дыхания, кровообращения, пищеварения, гепатобилиарной, мочевыделительной и нейро-эндокринной систем, о которых более подробно будет сказано в следующих лекциях. Следует остановиться на значениях основных методов исследования: диагностическое, составление плана дополнительного обследования больного, мониторирование состояния больного, в части случаев – выбор метода лечения.

4.2. Дополнительные методы исследования. Дополнительное обследование проводят в тех случаях, когда для ответа на актуальный вопрос о диагнозе недостаточно данных анамнеза и физикальных методов исследования. Проведение того или иного исследования целесообразно в том случае, если его результат существенным образом уменьшит неуверенность в ответе на диагностический вопрос. Чтобы разумно использовать новую информацию, фельдшер должен иметь четкое представление о возможностях различных методов исследования. При этом возникают два основных вопроса: 1) какова вероятность того, что при наличии болезни результат окажется положительным и 2) какова вероятность того, что при отсутствии болезни результат окажется отрицательным. Иными словами, чувствительность и специфичность данного метода.

Чувствительность теста – это доля больных, у которых тест положителен, от общего числа обследованных больных, а специфичность – процент здоровых, у которых тест отрицателен. Идеальный (утопический) тест имеет чувствительность 100 % (т.е. всегда положителен при наличии болезни) и специфичность 100 % (т.е. всегда отрицателен при отсутствии болезни). Для подтверждения наличия болезни необходим тест с высокой специфичностью, для скрининга (систематического обследования группы населения) или исключения вероятности болезни у конкретного пациента необходим тест с высокой чувствительностью.

Роль методов дополнительного обследования не ограничивается диагностическим значением. Вспомогательные методы способны также обеспечить выбор адекватного метода лечения, оценку динамики заболевания, эффективность лечения – и, наконец, они могут быть использованы в качестве лечебного фактора. Большое количество дополнительных методов исследования и тенденция к их увеличению обязывают предложить простую градацию (блоки) для удобства запоминания и практического применения: 1) лабораторные; 2) функциональные; 3) рентгенологические; 4) ультразвуковые; 5) эндоскопические и 6) прочие (отдельные ультрасовременные или новые методы).

Лабораторные методы исследования находят все большее применение в клинической практике. За последнее десятилетие в лабораторную практику введено около 190 новых методов, позволяющих проводить лабораторные исследования в следующих направлениях:

  • общеклинические исследования (мочи, кала, желудочного и дуоденального содержимого, ликвора, экссудатов, транссудатов и других биологических жидкостей);

  • гематологические исследования (крови, костного мозга и др.);

  • цитологические исследования;

  • биохимические исследования (во всех биологических жидкостях);

  • микробиологические исследования, включающие бактериологические, вирусологические и паразитологические методы исследования;

  • иммунологические методы (в том числе и серологическая диагностика);

  • изучение системы гемостаза.

Появляются новые направления, активно входящие в практическую клиническую лабораторную диагностику, такие, как молекулярная биология, состоящая из молекулярно-генетических и других методов исследования, объединяющих гистологические и цитологические варианты молекулярно-биологических методов.

Наиболее широкое применение получили следующие молекулярно-биологические методы: полимеразная цепная реакция, метод молекулярно-биологической амплификации, гибридизации in situ и другие, позволяющие диагностировать практически все важные в человеческой патологии бактерии и вирусы в короткий период времени, и кроме того, позволяющие диагностировать ряд грибковых и паразитарных инфекций, таких, как токсоплазмоз, трипаносомоз, лейшманиоз и др.

В последнее время большое значение приобрели иммунологические методы исследования, основанные на современных методах анализа (изотопное маркирование – радиоиммунологический анализ, энзиматическое маркирование – энзимоиммунологический анализ, флюорисцентно- и люминесцентно-иммунологические анализы, рецепторный иммунологический анализ, биофизический анализ). Интенсивное применение иммунологических исследований в клинической химии привело к введению их в клиническую цитологию.

Функциональные методы исследования, позволяющие оценить функциональное состояние того или иного органа. Условно их можно разделить на три группы:

  • первая группа – к ней относятся методы, основанные на регистрации биопотенциалов, возникающих в процессе функционирования органов: электрокардиография (ЭКГ), электроэнцефалография, электромиография;

  • вторая группа объединяет методы регистрации двигательной активности (кинетику) органов и ее изменений: «баллонная» кимография различных отрезков желудочно-кишечного тракта, верхушечная кардиография (регистрация движения верхушечного толчка), эзофагоатриография (регистрация колебаний давления в пищеводе, передающихся из примыкающего к нему левого предсердия), баллистокардиография (регистрация колебаний человеческого тела, обусловленных сердечными сокращениями и реактивными силами), реография (отражение изменений сопротивления тканей в связи с динамикой кровообращения в них при сердечных сокращениях), спирография и пневмотахометрия (отражение функции аппарата внешнего дыхания);

  • третья группа – ее составляют методы регистрации звуковых явлений, возникающих при движениях и сокращениях органов: фонокардиография, фонопневмография и фоноинтестинография.

Рентгенологические методы исследования позволяют получить изображение внутренних органов и частей тела на фоточувствительной пленке с использованием рентгеновского излучения. Благодаря своей доступности этот метод получил широкое распространение во всех сферах медицины. Для рентгенологического исследования доступны только плотные ткани, задерживающие рентгеновское излучение. Разновидности: флюорография органов грудной клетки, томография легких, рентгенография желудочно-кишечного тракта с контрастированием (введением per os) взвесью бария и др.

Магнитно-резонансная томография основана на явлении ядерного магнитного резонанса, открытого в 1946 г. учеными США Феликсом Блохом и Ричардом Пурселлом независимо друг от друга. В 1952 г. оба были удостоены Нобелевской премии по физике.

Магнитно-резонансная томография – новый метод медицинской визуализации, к достоинствам которого относятся неинвазивность, безвредность (отсутствие лучевой нагрузки), трехмерность изображений, отсутствие артефактов от костных тканей, высокая дифференциация мягких тканей, возможность выполнения магнитно-резонансной спектроскопии для прижизненного изучения метаболизма тканей in vivo. Информативность томографии особенно высока при диагностике поражений головного и спинного мозга, суставов, сердца и магистральных сосудов. К основным недостаткам обычно относят достаточно большое время, необходимое для получения изображений, что приводит к появлению артефактов от дыхательных движений (что особенно снижает эффективность исследования легких), нарушений ритма (при исследовании сердца), невозможность надежного выявления камней, кальцификатов, некоторых видов патологии костных структур, достаточно высокая стоимость оборудования и его эксплуатации, специальные требования к помещениям, в которых находятся приборы (экранирование от помех).

Радионуклидное исследование пищевода проводится с радиоактивным фосфором (р32). Изотоп, введенный внутривенно, избирательно накапливается в пролиферирующих тканях. По сравнению с доброкачественными опухолями и очагами воспаления, накопление фосфора в раковой опухоли значительно выше, а выведение препарата замедлено, что позволяет дифференцировать эти заболевания. Регистрация импульсов проводится с помощью датчика зонда, установленного около пораженного участка пищевода, который был выявлен предшествующим рентгенологическим или эндоскопическим исследованием и природа которого требует уточнения. Существует радионуклидный метод выявления Helicobacter pylori в слизистой оболочке желудка. Радионуклидный метод исследования печени позволяет оценить поглотительно-выделительную функцию и кровообращение печени, проходимость желчных путей, состояние ретикулогистиоцитарной системы печени, селезенки, костного мозга. Преимущество метода – безопасность для больного вследствие малых количеств используемых препаратов в индикаторных дозах нуклидов, которые не дают побочных эффектов, кроме того, исследование не нарушает целостности органа. Для определения поглотительно-выделительной функции печени чаще всего используют бенгальскую розовую, меченную 131I, для оценки кровообращения печени используют коллоидное золото 198Au. Среди радионуклидных методов исследования портального кровообращения наибольшее клиническое значение имеют внутривенная и внутриселезеночная радиопортография.

Радионуклидное сканирование, например, печени – метод изучения распределения радионуклидов, селективно поглощаемых печенью, с целью оценки ее структуры. Сканирование выполняется с помощью сканирующих устройств и гамма-томографов после внутривенного введения коллоидных растворов, меченных 198Au, 111I, или технеций-серного коллоида 99mTc. Показания к сканированию: оценка размеров и формы печени и селезенки, обнаружение внутрипеченочных дефектов наполнения, оценка функции печени при диффузных поражениях, портальной гипертензии, исследование желчного тракта, травма печени.

Основная цель сканирования – обнаружение внутрипеченочных дефектов наполнения, которые могут быть вызваны различными причинами: опухоли, абсцессы, кисты, сосудистые ангиомы и др.

Ультразвуковая эхография (эхография, эхолокация, ультразвуковое сканирование, сонография, УЗИ) базируется на акустических высокочастотных колебаниях, которые уже не воспринимаются человеческим ухом.

Ультразвук хорошо распространяется по тканям организма даже при низких уровнях энергии (0,005-0,008 Вт/см2), которые в сотни и тысячи раз меньше доз, используемых при терапевтических воздействиях. Отраженные ультразвуковые сигналы улавливаются, трансформируются и передаются на воспроизводящее устройство (осциллоскоп), которым и воспринимаются эти сигналы. Применение эхографии в кардиологии позволяет определить наличие и характер порока сердца, обызвествление створок клапанов при ревматическом пороке, выявить опухоль сердца и другие его изменения. При диффузных поражениях печени эхография позволяет различить цирроз, гепатит, жировую дистрофию, определить расширенную и извитую воротную вену. Эхографическое исследование селезенки позволяет установить ее расположение, выявить увеличение (что может быть одним из косвенных признаков цирроза печени), изучить структуру этого органа. Метод ультразвуковой эхографии используется в неврологии (исследование головного мозга, величины отслойки сетчатки, определение локализации и размеров инородных тел, диагностика опухолей глаза и глазницы), в оториноларингологии (дифференциальная диагностика причин поражения слуха и др.), в акушерстве и гинекологии (определение сроков беременности, многоплодной и внематочной беременности, диагностика новообразований женских половых органов, исследование молочных желез и др.), в урологии (исследование мочевого пузыря, предстательной железы). В настоящее время под контролем эхографии выполняют прицельную биопсию внутренних органов, извлекают пункционными иглами содержимое кист, при наличии специальных показаний вводят растворы антибиотиков непосредственно в орган или полость, проводят и другие диагностические и лечебные манипуляции.

Эндоскопические и инвазивные методы исследования освещены в лекциях 4, 5.

Лекция 2

Методы обследования

больных с патологией органов дыхания.

Диагностика основных клинических

синдромов, неотложная помощь


Цель: представить информацию о клинических и дополнительных методах исследования и их значении в пульмонологии, диагностике основных клинических синдромов и неотложной помощи.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Конспекты лекций Часть 1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений iconУчебное пособие Рекомендовано Учебно-медицинским объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности 060109 (040600) Сестринское дело Ставрополь 2008

Конспекты лекций Часть 1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений iconУчебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Конспекты лекций Часть 1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений iconУчебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации в области зоотехнии и ветеринарии в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений,

Конспекты лекций Часть 1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений iconМетодические рекомендации Допущено учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области зоотехнии и ветеринарии в качестве методических рекомендаций для студентов высших учебных заведений,

Конспекты лекций Часть 1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений iconПособие предназначено для студентов и преподавателей биологических и психологических факультетов университетов и педагогических вузов удк
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся...

Конспекты лекций Часть 1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений iconВсероссийский учебно-научно-методический Центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию

Конспекты лекций Часть 1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений iconУчебно-методическое пособие Утверждено Научно-методическим советом института в качестве учебно-методического пособия, протокол № Минск 2002

Конспекты лекций Часть 1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений iconС. Г. Тер-Минасова Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация»

Конспекты лекций Часть 1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений iconПрофессор А. И. Бекетов. Курс лекций по фармакологии (учебно-методическое пособие для отечественных и иностранных студентов). Часть II. 2-е издание (переработанн

Конспекты лекций Часть 1 Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов образовательных учреждений iconПоложение о присвоении учебным изданиям грифа Учебно-методического объединения высших учебных заведения России по образованию в области зоотехнии и ветеринарии
Российской Федерации по образованию в области зоотехнии и ветеринарии (далее умо) учебным изданиям, подготовленным для студентов...

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU