Программа элективного курса «Микрокосмос» для учащихся icon

Программа элективного курса «Микрокосмос» для учащихся





Скачать 229.81 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Микрокосмос» для учащихся
В.В. Пасечника
Дата конвертации25.06.2013
Размер229.81 Kb.
ТипПрограмма
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

г. ИРКУТСКА.

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя школа № 6


Программа элективного курса

«Микрокосмос»

для учащихся

естественнонаучного профиля


Автор программы:

учитель биологии


Стенина Надежда Владимировна


Иркутск – 2005

Пояснительная записка

Планирование составлено на основе Программы В.В. Пасечника, В.М.Пакулова,В.В. Латюшина, Р.Д. Маш 2001 год, с использованием материалов сотрудника ИГУ, доцента, кандидата биологических наук энтомолога

В.Г. Шиленкова «Зоологические экскурсии по Южному Байкалу. Беспозвоночные», писателей натуралистов В. А. Алексеева « 300 вопросов и ответов о насекомых», Ю.Д. Дмитриева «Соседи по планете».


Программа предназначена для изучения элективного курса «Микрокосмос» в школах для факультативного обучения, кружковой работы и рассчитана на 1 час изучения в неделю (34 часа в год)


Структура программы элективного курса:

1. Пояснительная записка

2. Содержание программы

3. Основные требования к знаниям учащихся

5. Календарно-тематическое планирование

6. Список литературы


Содержание программы:

1.Введение (1 час)

2.Мифы и реальность (1 час)

3.Научные исследования и их достижения (2 часа)

4.Систематика (3 часа)

5.Книга рекордов Гиннеса (2 часа)

6.Общая характеристика класса (7часов)

7.Многообразие насекомых (7часов)

8.Среда обитания (3 часа)

9.Ядовитые насекомые (2 часа)

10.Роль насекомых в природе (3 часа)

11.Экологические игры (3 часа)


В программе предусмотрено формирование знаний, умений и навыков использования знаний, на практике, полученных в процессе изучения школьных курсов: зоологии беспозвоночных и зоологии позвоночных.

Программа носит эколого-краеведческую направленность, так-так, используются материалы исследований преподавателей и сотрудников кафедры гидробиологии и зоологии беспозвоночных Иркутского госуниверситета, которые являются признанными специалистами по различным группам беспозвоночных. Программа является расширяющим и углубляющим курсом по изучению типа Членистоногих, класса Насекомых.

Эта программа необходима, так как знания, полученные при ее изучении, нужны ученикам для участия в районных и городских олимпиадах, научно-практических конференциях, брейн-рингах, конкурсах.

Программа воспитывает в учениках любовь к окружающей среде, к родному краю, бережное отношение к маленьким жителям нашей планете – насекомым, природным сообществам и к самой природе.

Рассматривает изменения среды обитания под влиянием деятельности человека. Знакомит с красотой микрокосмоса, ее разнообразием и богатством, вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность.

Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Программа «Микрокосмос» может использоваться для организации элективного курса для всех возрастных групп учащихся с учетом возрастных особенностей и степени сложности и объема изучаемого материала.


Цель курса:

Обучение осмысленному пониманию природы, бережному отношению к ней и ее богатствам, историческому прошлому, развитие экологического сознания мышления, совершенствование внутреннего мира самого человека, воспитание личности с экологическим мировоззрением, экологической культурой и этикой.

Задачи:

  1. Развитие базовых понятий (строение, изучение образа жизни и поведения насекомых);

  2. Изучение биологических и экологических особенностей насекомых;

  3. Изучение экологических ниш насекомых, видового состава сибирской фауны беспозвоночных, их эндемичность;

  4. Борьба за сохранение насекомых;

  5. Выработку умений и навыков гармоничного взаимодействия

и устойчивое развитие в системе « Человек-Природа - Общество».

  1. Учить пользоваться предметным и именным указателем в научной и популярной литературе, в учебнике; учить составлять развернутый

план – тезисы, схемы, таблицы; конспектировать, готовить рефераты,

сравнивать и доказывать.

7. Использование современных методов исследования.

8. Практическое взаимодействие с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо «полезный продукт», а потребность в общении с ними;

9. Создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников;

10. Создание условий для экоцентрического мировоззрения.

11. Воспитание эмоционального отношения к окружающему миру,

восприятие и отношение к нему как значимому условию своего

собственного развития, условию существования всего многообразия

жизни и культуры на планете.

12. Формирования ответственного отношения к природе; потребностью

заботиться о природе ради ее самой;

13. Воспитание экологической грамотности; развитие экологического

мышления и ответственное отношение к природе и собственному

здоровью.

14. Научить правилам поведения в природе.


Содержание программы:


1.Введение (1 час)

2.Мифы и реальность (1 час)

3.Научные исследования и их достижения (2 часа)

4.Систематика (3 часа)

5.Книга рекордов Гиннеса (2 часа)

6.Общая характеристика класса (7часов)

7.Многообразие насекомых (7часов)

8.Среда обитания (3 часа)

9.Ядовитые насекомые (2 часа)

10.Роль насекомых в природе (3 часа)

11.Экологические игры (3 часа)


Содержание программы элективного курса «МИКРОКОСМОС» 34 часа


Введение (1 час)

Что изучает современная наука Энтомология? Происхождение слова «НАСЕКОМЫЕ», «КОЗЯВОЧНИК».

Мифы и реальность (1 час)

Обряды, Жертвоприношение, божье знамение. Судебные дела над насекомыми.

Научные исследования и их достижения (2 часа)

Ученые энтомологи Аристотель, Плиний Старший, Томас Моуфет, Ульис Альдрованди, Франческо Реди, Марчелло Мальпиги, Анри Фабр, Ян Сваммердам, Рене-Антуан Реомюр. Энтомологические общества. Энтомологическая станция. И.А. Порчинский, К.Э. Линдеман, Ф. П.Кеппан, И, М. Красильщик, И.И. Мечников, Н.В. Насонов. Первый зоологический музей. И.А. Двигубский.

Систематика (3 часа)

Карл Линней. Классификация насекомых. Антуан Оливье-классификация жуков, Эвген Эспер и его бабочки, Француа Гюбер и его пчелы, Пьер Лятрейль-автор «Естественной истории, общей и частной, ракообразных и насекомых». Энтомологи IX века (Август Форель, Джон Лебок, Уолсингэм, Эндмунд Рейтер, Петр Симон Паллас). А. Гандмершев, Мартынов, Швавичев – основы современной классификации высших групп насекомых.

Родословное древо. Современная дендрограмма. Численность.

Книга рекордов Гиннеса (2 часа)

Гиганты и карлики. (Размеры, размах крыльев, объем мозга, сила, плодовитость). Все живое из яйца. Живой анализатор. Мир звуков. Звуковая сигнализация. Мир света. Проблема неопознанного. Улавливание запахов. Конструкторские изобретения. Мушиный глаз. Звуковые и слуховые аппараты. Индикаторские способности мухи. Открытия в области науки и техники: отбойный молоток, «двукрылая система» полета, крыло и мотор, гироскоп, фляттер. Двигатель внутреннего сгорания. Ориентация и навигация. поведение насекомых. Приспособленность насекомых. (Покровительственная окраска, мимикрия, маскировка.)

Общая характеристика класса (7часов)

Особенности строения, жизнедеятельности насекомых. Внешнее строение насекомого. Форма тела, отделы тела, покров тела; органы, расположенные на голове, груди, брюшке.

Лабораторная работа №1 «Внешнее строение насекомого». Внутреннее строение. Пищеварительная система. Питание насекомых. Строение ротового аппарата.

Лабораторная работа №2 «Строение ротового аппарата насекомых». Кровеносная система. Какая кровь у насекомых? Дыхательная система. Выделительная система. Нервная система. Половая система. Размножение и типы развития. Развитие с полным превращением. Развитие с неполным превращением (виды яиц, виды куколок, личинки и их специальные приспособления).

Многообразие насекомых (7часов)

Особенности организации отрядов насекомых, их практическое значение. Методы исследования насекомых. Место в биологическом круговороте веществ.

Отряд двукрылые. Цветочные лакомки (отряд чешуекрылые). Общественные насекомые (Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела - представитель жалоносных. Жизнь пчелиной семьи. Муравьи). Отряд Жесткокрылые. Отряд Полужесткокрылые. Отряд Блохи. Отряд Вши. Отряд Равнокрылые. Отряд Пухоеды и Власоеды. Отряд Прямокрылые. Отряд Стрекозы. Отряд Поденки.

(Отличительная характеристика отрядов, их строение и поведение).

Среда обитания (3 часа)

Обитатели стоячих вод. Обитатели рек ручьев.

Лабораторная работа №3. «Определение насекомых, стоячих вод, рек, ручьев».

Пловцы воздушного океана. Живущие в кронах. Живущие в подстилке и почве.

Лабораторная работа №4. «Определение насекомых, живущих в кронах, в подстилке и почве ».

Насекомые Сибири. Иркутские исследователи. Насекомые острова Ольхон.

Эндемики Южного Байкала.

Ядовитые насекомые (2 часа)

Паразитарные болезни: Желтая лихорадка, малярия, чума.

Кровососы и паразиты. Картина отравления. Механизм действия яда. Первая помощь. Отряд Перепончатокрылые, отряд Жесткокрылые, отряд Чешуекрылые, отряд Двукрылые.

Роль насекомых в природе (3 часа)

Экологические факторы воздействия на насекомых. Вредные и полезные. Цепи питания. Роль насекомых в жизни человека. Шелководство. Пчеловодство.

Биологическое и экологическое равновесие в природе. Биологический метод борьбы с насекомыми. Химический метод борьбы с насекомыми. Опасность для всего живого. Механический метод борьбы с насекомыми. Санитары природы.

Экологические игры (3 часа)

Применение знаний на практике в процессе проведения ролевых игр.


Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор школы №6 Зам. Директора по УВР на заседании методического Аксенова С. Н. Кузнецова Т. П. Овсянникова Г. М.

« «-------------200 г. « «-----------------200 г. « « ------------------200 г.

КУРС «МИКРОКОСМОС»


Дата

Содержание и вид работы

Общее количество часов







Введение

1час.







1. Энтомология-наука о насекомых.










Мифы и реальность.

1час.







1. Божье знамение.










Научные исследования и их достижения.

2часа.







1. Ученые энтомологи.

1час.







2. Энтомологические общества.

1час.







Первый зоологический музей.










Систематика

3часа.







1. Карл Линней. Классификация насекомых.

1 час.







2. Энтомологи IX века.

1час.







3. Основы современной классификации высших групп насекомых.

1час.







Книга рекордов Гиннеса

2 часа.







1. Проблема неопознанного

1час.







2. Конструкторские изобретения. Открытия в области науки и техники.

1час.







Общая характеристика класса

7 часов.







1;2Особенности строения, жизнедеятельности насекомых. Внешнее строение. Форма тела, отделы тела, покров тела; органы, расположенные на голове, груди, брюшке. Лабораторная работа №1 «Внешнее строение насекомого».

2 часа.







3. Внутреннее строение. Пищеварительная система. Питание насекомых. Строение ротового аппарата.

Лабораторная работа №2 «Строение ротового аппарата насекомых».

1час.







4. Кровеносная система. Какая кровь у насекомых? Дыхательная система. Выделительная система.

1час.







5. Нервная система.

1час.







6. Половая система. Размножение и типы развития. Развитие с полным превращением. Развитие с неполным превращением (виды яиц, виды куколок, личинки и их специальные приспособления).

1час.







7. Выделительная система.

1час.







Многообразие насекомых

7 часов.







1. Особенности организации отрядов насекомых, их практическое значение. Методы исследования насекомых.

1час.







2. Место в биологическом круговороте веществ.

1час.







3. Цветочные лакомки.

1час.







4. Общественные насекомые. Жизнь пчелиной семьи.

1час.







5. Отряд Жесткокрылые. Отряд Полужесткокрылые.

1час.







6. Отряд Блохи. Отряд Вши.

1час.







7. Отряд Равнокрылые. Отряд Пухоеды и Власоеды. Отряд Прямокрылые. Отряд Стрекозы. Отряд Поденки.

1час.







Среда обитания

3 часа.







1. Обитатели стоячих вод. Обитатели рек ручьев. Пловцы воздушного океана. Живущие в кронах. Лабораторная работа №3. «Определение насекомых, стоячих вод, рек, ручьев».

1час.







2. Живущие, в кронах. Живущие, в подстилке и почве.

Лабораторная работа №4. «Определение насекомых, живущих в кронах, в подстилке и почве».

1час.







3.Насекомые Сибири. Иркутские исследователи. Насекомые острова Ольхон. Эндемики Южного Байкала.

1час.







Ядовитые насекомые

2 часа







1. Паразитарные болезни: Желтая лихорадка, малярия, чума.

1час.







2. Картина отравления. Механизм действия яда. Первая помощь. Отряд Перепончатокрылые, отряд Жесткокрылые, отряд Чешуекрылые, отряд Двукрылые.

1час.







Роль насекомых в природе

3 часа.







1. Вредные и полезные.

1час.







2. Роль насекомых в жизни человека.

1час.







3. Методы борьбы с насекомыми.

1 час.







Экологические игры

3 часа.






Основные требования к знаниям и умениям


Учащиеся должны знать:

- определять систематическое положение насекомых в ряду живых существ,

- понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;

- нравственные экологические правила;

- целостность человека и природы;

- ученых-энтомологов;

- редкие исчезающие виды насекомых;

- насекомых Байкала, эндемиков;

- обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) роль круговорота веществ, разнообразие видов насекомых, регулирования численности популяций в сохранении экосистем, влияние антропогенного фактора на виды насекомых, экосистемы, биосферу, значение биотехнологии, роль биотехнологии в сохранении биологического разнообразия, равновесия в биосфере.

- применять знания по биологии в становлении представлении о научной картины мира для гуманного, этического поведения в природе; в деле охраны природы; для доказательства уникальной ценности жизни. Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.

Учащиеся должны уметь:

- объяснять масштабное значение насекомых в жизни и деятельности человека;

- последствия результатов загрязнения;

- определять виды насекомых;

- соблюдать правила поведения в экосистемах, правильно вести себя, научно обосновывать поведение в природе;

- наблюдать, планировать, проводить опыты, устанавливать причинно- следственные связи;

- пропагандировать экологические, эстетические знания и культуру;

- владеть умениями пользоваться предметным и именным указателем, работать с учебной и научно-популярной литературой, в учебнике; составлять развернутый план – тезисы, схемы, таблицы, конспектировать, готовить рефераты, сравнивать и доказывать. Владеть языком предмета.


Список использованных источников:


РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:


Анищенко А. В., Аров И.В., Башаров Н. И., Дидоренко С.И. Дубешко Л.Н., Окунева Г.Л., Шибанова Н.В., Шиленков В.Г. Зоологические экскурсии по Южному Байкалу. Беспозвоночные.- Иркутск. Издательство «Прикладные технологии», 2001г.

Горностаев Г.Н. Насекомые.

Дмитриев Ю.Д. Соседи по планете. Научно-художественная литература. М., «Дет. Лит.»,1977.

Котова Г.Н., Буренин Н.Л. Практические советы пчеловоду.- М.: «Колос»,1971г.

Латюшин В. В. Биология. Животные. – М.: Дрофа, 2002г.

Лукин Е. И. Зоология. - М.: Агропромиздат, 1989г.

Мамаев Б.М. Школьный атлас- определитель насекомых: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1985г.

Мамаев Б.М. Определитель насекомых по личинкам. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1972г.

Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся, -М.: Просвещение, 1994г.

Павловский Е.Н. Практикум медицинской паразитологии.- Государственное издательство биологической и медицинской литературы. Ленинградское отделение, 1935г.

Салария Дэвид. Насекомые и пауки. - Минск,1995г

Станек В.Я. Иллюстрированная энциклопедия насекомых.- Прага: Артия, 1977г.

Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал.- Иркутск: Иэд-во Иркут. ун-та, 2001г.

Теремов А.В., Рохлов В.С. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г.

Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных. - М.: Гуманит., изд. Центр ВЛАДОС, 1999г.


ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧЕНИКОВ:


Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о насекомых – Ярославль: «Академия развития», «Академия К*», 1998.

Анищенко А. В., Аров И.В., Башаров Н. И., Дидоренко С.И. Дубешко Л,Н., Окунева Г.Л., Шибанова Н.В., Шиленков В.Г. Зоологические экскурсии по Южному Байкалу. Беспозвоночные.- Иркутск. Издательство « Прикладные технологии», 2001г.

Горностаев Г.Н. Насекомые.

Латюшин В. В. Биология. Животные. – М.: Дрофа, 2002г.

Лукин Е. И. Зоология. - М.: Агропромиздат, 1989г.

Мамаев Б.М. Школьный атлас- определитель насекомых: Кн. Для учащихся.- М.: Просвещение, 1985г.

Мамаев Б.М. Определитель насекомых по личинкам. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1972г.

Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся, -М.: Просвещение, 1994г.

Салария Дэвид. Насекомые и пауки. - Минск,1995г

Станек В.Я. Иллюстрированная энциклопедия насекомых.- Прага: Артия, 1977г.

Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал.- Иркутск: Иэд-во Иркут. ун-та, 2001г.

Теремов А.В., Рохлов В.С. Занимательная зоология: Книга для учащихся, учителей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г.

Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных.- М.: Гуманит., изд. Центр ВЛАДОС, 1999г.


НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


1. Акимушкин И. Мир животных (Млекопитающие,
Звери). М.: Мысль, 1988.

  1. Акимушкин И. Мир животных (Беспозвоночные и
    ископаемые животные). М.: Мысль, 1992.

  2. Акимушкин И. Мир животных (Насекомые, пауки,
    домашние животные). М.: Мысль, 1993.

4. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1995.

Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.

6. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.

7. Нейфах А. А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.

8. Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.

  1. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.

10. Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.

11. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Советская литература, 1983.


Выписка


Из решения заседания МО учителей естественного цикла МОУ СОШ №6

Г. Иркутска от 8 сентября 2005 года.


Присутствовали: 6 человек.


Заслушан и обсужден вопрос о представлении программы элективного курса по биологии и экологии «Микрокосмос» для естественнонаучного профиля Стениной Н.В.

В структуру программы элективного курса включены разделы:

1. Пояснительная записка

2. Содержание программы

3. Основные требования к знаниям учащихся

5. Календарно-тематическое планирование

6. Список литературы


Программа элективного курса составлена в полном соответствии с обязательным минимумом содержания биологического образования средней (полной) школы с учетом естественнонаучного профиля и является непосредственным продолжением программы по биологии 6 – 9 классов, составленной авторским коллективом В.В. Пасечника, В.М. Пакулова, В.В. Латюшина, Р.Д. Маш 2001 год. С использованием материалов сотрудника ИГУ, доцента, кандидата биологических наук энтомолога В.Г. Шиленкова «Зоологические экскурсии по Южному Байкалу. Беспозвоночные», писателей натуралистов В. А. Алексеева « 300 вопросов и ответов о насекомых», Ю.Д. Дмитриева «Соседи по планете».

Программа носит эколого-краеведческую направленность, так-так, используются материалы исследований преподавателей и сотрудников кафедры гидробиологии и зоологии беспозвоночных Иркутского госуниверситета, которые являются признанными специалистами по различным группам беспозвоночных. Программа является расширяющим и углубляющим курсом по изучению типа Членистоногих, класса Насекомых.

Она предусматривает подробное изучение маленьких жителей планеты – насекомых. Отражает современные задачи, стоящих перед биологической наукой – энтомологией, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.

Решение:

1. Рекомендовать внедрение данной программы, как элективного, факультативного курса для естественнонаучного профиля в классах МОУ СОШ №6 учителю Стениной Н.В.


Голосование:

«За» - 6 человек.

«Против» - нет.

Руководитель МО естественного цикла:

Овсянникова Г.М. –


Директор МОУ СОШ №6:

Аксенова С.Н. –


Отзыв

о программе спецкурса «Микрокосмос» составленной учителем биологии средней обще­образовательной школы N6 Стениной Н.В., на основе программы В.В. Пасечника, В.М. Пакулова, В.В. Латюшина, Р.Д. Маш 2001 год, с использованием материалов сотрудника ИГУ, доцента, кандидата биологических наук энтомолога В.Г. Шиленкова «Зоологические экскурсии по Южному Байкалу. Беспозвоночные», писателей натуралистов В. А. Алексеева « 300 вопросов и ответов о насекомых», Ю.Д. Дмитриева «Соседи по планете».


Актуальность внедрения спецкурса «Микрокосмос» неоспорима в связи с тем, что программа предназначена для изучения элективного курса в школах, для факультативного обучения, кружковой работы и рассчитана на 1 час изучения в неделю (34 часа в год)

Рассматриваемая программа включает раздел охраны насекомых, его истории, строении, научных исследованиях и их достижениях. Большое внимание автор программы уделяет проблеме экологии насекомых. Наряду с оценкой степени воздействия хозяйственной деятельности человека на местные экосистемы и природные ресурсы, программой предусматривается подробное изучение экологических проблем насекомых. В этом разделе программы автор уделяет внимание сохранению биоразнообразия насекомых. Кроме того, здесь рассматриваются основные отряды эндемиков и охраняемых насекомых Прибайкалья, Иркутской области.

Список рекомендуемой к изучению литературы включает важнейшие источники, изданные в последние годы.

Считаем, что данная программа может быть рекомендована к внедрению в учебный процесс.


Коллектив МО учителей естественного цикла:

Баглаева Г.И.–

Барсукова Е.Н. –

Зарубина Т.А.–

Овсянникова Г.М. –

Подмурная О.А. . –


ПАСПОРТ


на программу элективного курса по биологии и экологии «Микрокосмос» для естественнонаучного профиля Стениной Н.В.


I. Раздел (заполняется автором программы).


а) Стенина Надежда Владимировна - МОУ СОШ № 6 города Иркутска, расположена по адресу ИРКУТСК, м-н Первомайский Д. 10;


б) Биология, Экология


в) Элективный курс для всех возрастных групп


г) данная программа будет использоваться с сентября 2006 года в 5-11 классах МОУ СОШ № 6


д) программа предназначена для учащихся естественнонаучного профиля, рассчитана на 1 час в неделю. Программа носит эколого-краеведческую направленность. Элективный курс необходим, так как знания, полученные при ее изучении, нужны ученикам для участия в районных и городских олимпиадах, научно-практических конференциях, брейн-рингах, конкурсах.


II. Раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения).


а)_ . Программа «Микрокосмос» может использоваться для организации элективного курса для всех возрастных групп учащихся с учетом возрастных особенностей и степени сложности и объема изучаемого материала.

___________________________________________________________________________оценка программы

б) в учебной деятельности где используется: учебная деятельность, кружковая, факультативная, внеклассная работа и т.п.

Программа используется как элективный курс, кружковой, факультативной, внеклассной работы


в) данная программа развивающая. углубляющая

тип программы: развивающая, углубляющая, коррекционная и т.п.

МП «____»___________ 2005 г.

Директор МОУ СОШ № 6: ______________________ Аксенова С.Н.


III. Раздел (заполняется методической службой городских, районных отделов народного образования)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МП «____» ______________ 2005 г.

Директор ЦИМПО: _______________________ Куприна М.А.


Примечание: паспорт вносится в компьютерный информационный банк данных ИПКРО.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа элективного курса «Микрокосмос» для учащихся iconАвторская программа элективного курса для 10 класса по биологии «Вирусы неклеточная форма жизни»

Программа элективного курса «Микрокосмос» для учащихся iconПрограмма элективного курса по биологии 9 класс

Программа элективного курса «Микрокосмос» для учащихся iconПрограмма элективного курса на тему «Компьютер в малом бизнес» Содержание

Программа элективного курса «Микрокосмос» для учащихся iconПрограмма элективного курса по биологии «Генная инженерия дорога в будущее»

Программа элективного курса «Микрокосмос» для учащихся iconЭлективный курс «Генетика» Мезенцева Е. В. Пояснительная записка рабочая программа элективного курса «Генетика»

Программа элективного курса «Микрокосмос» для учащихся iconПрограмма элективного курса по зоотехнии и ветеринарии. «Актуальные вопросы частной зоотехнии и ветеринарной медицины» Утверждена

Программа элективного курса «Микрокосмос» для учащихся iconЛекций по акушерству для студентов 4 курса лечебного, в т ч. иностранных учащихся, и военно-медицинского факультетов

Программа элективного курса «Микрокосмос» для учащихся iconПрограмма курса «Экология животных» разработана в соответствии с региональной программой экологии (автор И. М. Швец) для учащихся 7 класса общеобразовательного учебного учреждения. Учебно тематический план
Экологическое образование выполняет интегративную роль во всей системе общего образования. Экологизация образования несёт в себе...

Программа элективного курса «Микрокосмос» для учащихся iconКэкзаменационным билетам по дисциплине «Фармакология» для учащихся второго курса по специальности 2-79 01 01 «Лечебное дело» и2-79 01 31 «Сестринское дело»

Программа элективного курса «Микрокосмос» для учащихся iconПрограмма, методические указания и задания домашней контрольной работы №1 для учащихся заочного отделения по специальности 2-46 01 31 «Технология лесопромышленных производств»

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU