Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) icon

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101)





Скачать 134.38 Kb.
НазваниеПрограмма по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101)
Дата конвертации21.06.2013
Размер134.38 Kb.
ТипСамостоятельная работа
Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета

и факультета спортивной медицины

(для специальности: Лечебное дело, 060101)


Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость

277

Аудиторные занятия, в том числе:

185

Лекции

74

Практические занятия

111

Самостоятельная работа

92

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен


1. Цели и задачи учебной дисциплины


1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Теоретическая подготовка, а также практические навыки по микробиологии, вирусологии и иммунологии ориентированы на конечную цель подготовки врачей в соответствии с квалификационными характеристиками. Современные достижения микробиологии, вирусологии и иммунологии, их роль и значение в клинической и профилактической медицине обосновывают важность знаний по этим дисциплинам, которыми должны овладеть студенты на первом этапе обучения, независимо от того, на каком медицинском факультете они обучаются. Преподавание микробиологии интегрировано с программами смежных кафедр профильных факультетов.

1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе

Современные представления о патогенезе заболеваний делают очевидным микробную природу большинства видов патологии человека и роль иммунной системы в реализации любого патологического процесса. Кроме того, в поддержании жизни и здоровья людей важную роль играет микрофлора окружающей среды, организма человека и животных. В связи с этим значительно возросла актуальность изучения микроорганизмов и системы иммунитета. Особое внимание уделяется изучению механизмов взаимодействия паразита и хозяина, приводящих к возникновению болезней, изучению свойств антимикробных препаратов и схем их использования, а также современных подходов к диагностике. Изучение свойств микроорганизмов и механизмов реализации патологического процесса с учетом роли иммунной системы позволит практикующим врачам-педиатрам обоснованно прогнозировать характер течения болезни. Рациональное использование существующих методов лабораторной диагностики необходимо для своевременной постановки и уточнения этиологического диагноза и выбора рациональной и эффективной этиотропной терапии. Выявление микроорганизмов как причины соматических заболеваний увеличивает значение профилактических мероприятий, в т.ч. иммунопрофилактики (с использованием вакцин, специфических иммуноглобулинов и др.).

Т.о. основные разделы курса включает изучение значимых с медицинской точки зрения свойств микроорганизмов, особенностей их взаимодействия с организмом хозяина и иммунной системой, а также вопросы диагностики, профилактики и антимикробной терапии.


1.3. Связь с предшествующими дисциплинами

Кафедра общей биологии:

  • Общая цитология: строение клетки эукариот; ультраструктура и молекулярная биология клетки эукариот; строение, состав, свойства и назначение ультраструктурных компонентов клетки.

  • Основы иммунологии: строение иммунной системы у животных разного уровня организации.

  • Паразитология: свойства протистов и гельминтов – возбудителей болезней человека: классификация и номенклатура, строение и свойства, жизненный цикл, экология, пути и способы передачи, патогенность и особенности взаимодействия с организмом хозяина; взаимодействие протистов и гельминтов с микроорганизмами (бактерии и вирусами) и их роль как резервуара патогенных микроорганизмов.


Кафедра гистологии:

  • Цитология: функциональная морфология клетки. Общие принципы структурно-функциональной организации клетки и ее компонентов. Клеточный цикл и его регуляция. Регуляция пролиферации и дифференцировки клеток. Регуляция жизнедеятельности клетки: рецепторный аппарат и принципы передачи внутриклеточных сигналов. Старение и гибель клеток.

  • Общие принципы организации тканей; состав и функции межклеточного вещества.

  • Особенности морфологии, ультраструктура и функции эпителиальных клеток, клеток соединительной и нервной тканей, клеток ретикуло-эндотелиальной системы.

  • Строение центральных и периферических органов иммунной системы. Классификация, количественный состав, образование, созревание, функции клеток иммунной системы. Структурные основы иммунных реакций. Методы цитологических и гистологических исследований, гистологические методы окраски, цитохимические и гистохимические, иммуноцитохимические и иммуногистохимические методы исследования. Методы культивирования клеток и тканей вне организма.


Кафедра биохимии:

  • Строение и свойства биополимеров: белков, полисахаридов, нуклеиновых кислот.

  • Учение о ферментах

  • Основные процессы анаболизма и катаболизма в клетке.

  • Процессы биосинтеза белка, нуклеиновых кислот и др. биополимеров и принципы их регуляции.

  • Репликация, транскрипция и трансляция генетической информации

  • Принципы организации биологических мембран. Транспорт через мембраны.

  • Химический состав основных биологических жидкостей.

  • Белки крови: система комплемента; иммуноглобулины (антитела): строение и функции.


Кафедра нормальной физиологии:

  • Физиологические процессы, являющиеся мишенями действия микроорганизмов и их токсинов (терморегуляция и регуляция сосудистого тонуса, пищеварение, секреция, проведение нервного импульса и др.).

  • Учение о стрессе


1.4. Связь с последующими дисциплинами

    • Кафедра фармакологии: основы антимикробного действия антибиотиков и их свойства, механизмы микробной устойчивости.

    • Кафедра патологической анатомии и Кафедра патологической физиологии: учение об инфекции, механизмы взаимодействия паразита и хозяина, прямые и опосредованные механизмы повреждения.

    • Все клинические дисциплины: роль микроорганизмов как возбудителей болезней человека: источники, пути и способы заражения, механизмы взаимодействия паразита и хозяина, прямые и опосредованные механизмы повреждения, принципы и методы диагностики, профилактики и выбора антимикробных препаратов для этиотропной терапии.


2. Требования к уровню освоения дисциплины

По окончании изучения курса микробиологии, вирусологии и иммунологии студент должен:

А. Овладеть следующими профессиональными знаниями:

  • Знать правила противоэпидемического режима и техники безопасности при работе в с патогенными микроорганизмами

  • Знать правила сбора, хранения и транспортировки материала для микробиологических (бактериологических, микологических), вирусологических, иммунологических, молекулярно-биологических исследований.

  • Знать состав и свойства микробов нормальной микрофлоры организма человека.

  • Знать особенности состава и свойств микробов нормальной микрофлоры организма ребенка.

  • Знать номенклатуру и таксономию микроорганизмов – возбудителей болезней человека.

  • Знать клинически значимые биологические свойства микроорганизмов- возбудителей болезней человека: их морфологию и ультраструктуру, условия существования и принципы культивирования, устойчивость к действию факторов внешней среды.

  • Знать экологию клинически значимых микроорганизмов, природные резервуары и источники инфекции.

  • Знать пути распространения микроорганизмов и способы заражения человека.

  • Знать факторы вирулентности микроорганизмов- возбудителей болезней человека и их роль во взаимодействии паразита и хозяина, прямые и опосредованные механизмы повреждения.

  • Знать о роль системы иммунитета в защите и повреждении организма при инфекции.

  • Знать особенности системы иммунитета у детей

  • Знать ведущие факторы и механизмы защитного иммунитета при заболеваниях, вызванных данным микроорганизмом.

  • Знать методы, используемые для диагностики заболеваний, вызванных данным микроорганизмом.

  • Знать методы профилактики, заболеваний, вызванных данным микроорганизмом.

  • Знать названия и механизмы действия препаратов (вакцин и антител), используемые для активной и пассивной иммунизации против данного микроорганизма.

  • Знать названия, механизмы действия и конечный эффект антибиотиков, активных в отношении данного микроорганизма.

  • Знать механизмы лекарственной устойчивости микроорганизма, пути ее приобретения и способы распространения.

  • Знать правила рационального выбора антибиотиков и их комбинации для предупреждения возникновения распространения лекарственной устойчивости.

  • Знать ведущие факторы и механизмы противоопухолевого иммунитета.

  • Знать ведущие факторы и механизмы иммунопатологических реакций (гиперчувствительности, аутоиммунных реакций).

  • Иметь представление о причинах иммунодефицитов, принципах их диагностики и лечения.


Б. Приобрести следующие профессиональные умения:

  • Уметь составить план диагностики и выбрать материал для лабораторных исследований.

  • Уметь заполнить бланк направления материала на лабораторное исследование.

  • Уметь оценить морфологические и тинкториальные свойства микроорганизмов при микроскопическом исследовании и провести их ориентировочную идентификацию.

  • Уметь анализировать результаты лабораторных исследований, оценивать их клиническую значимость и достоверность.

  • Уметь оценить роль условно-патогенных микроорганизмов при их обнаружении в исследуемом материале.

  • Уметь обосновать выбор антимикробных препаратов для эмпирической терапии до получения результатов лабораторного исследования.

  • Уметь анализировать результаты определения чувствительности микроорганизма к антибиотикам и использовать их для рационального выбора антимикробных препаратов.

  • Уметь выбрать методы и препараты для иммунопрофилактики и иммунотерапии.


В. Приобрести следующие профессиональные навыки:

  • Микроскопия с иммерсионной системой.

  • Приготовление препаратов для микроскопии (нативных препаратов и фиксированных мазков)

  • Окраска фиксированных мазков простыми и сложными (по Граму) методами.



3. Тематический план дисциплины


3-й семестр

  1. Морфология бактерий, грибов и простейших

  2. Физиология бактерий, грибов и простейших

  3. Морфология и физиология вирусов

  4. Генетика микроорганизмов

  5. Экология микроорганизмов

  6. Антимикробные препараты

  7. Учение об инфекции

  8. Основы иммунологии


4-ый семестр

  1. Аэробные бактерии - возбудители гнойно-воспалительных заболеваний у детей

  2. Анаэробные бактерии - возбудители гнойных и раневых инфекций у детей

  3. Возбудители респираторных инфекций у детей

  4. Возбудители кишечных инфекций у детей

  5. Возбудители урогенитальных инфекций у детей

  6. Грибы – возбудители болезней человека

  7. Возбудители зоонозных инфекций

  8. Возбудители трансмиссивных инфекций

  9. Вирусы - возбудители болезней человека



4. Содержание дисциплины


3-й семестр

Раздел 1. Общая медицинская микробиология

Тема 1.1. История микробиологии, вирусологии и иммунологии.

Открытие микробов и вирусов. Основные работы Л. Пастера и Р.Коха, Д.И.Ивановского. Основные этапы развития микробиологии, вирусологии и иммунологии. Развитие микробиологии и вирусологии в России.

Открытие антимикробных препаратов. Формирование иммунологии как самостоятельной науки. Основные этапы развития иммунологии. Современный этап развития микробиологии, вирусологии и иммунологии.

Тема 1.2. Систематика и номенклатура микроорганизмов.

Основные таксономические категории: царство, отдел, класс, семейство, вид. Внутривидовые категории (биовары): морфовар, серовар, фаговар, патовар и др..

Популяции микробов, штамм, клон, культура. Номенклатура бактерий. Методы классификации микроорганизмов: нумерическая таксономия. Молекулярные методы выявления родственных связей между микроорганизмами, филогенетическая классификация.

Тема 1.3. Морфология, ультраструктура и химический состав микроорганизмов и их сообществ.

Основные структуры микробной клетки и их функции: нуклеоид, цитоплазма, рибосомы, включения, цитоплазматическая мембрана. Клеточная стенка грамположительных и грамотри-цательных бактерий, периплазматическое пространство и зоны Байера.

Капсула и капсулоподобные оболочки, реснички (пили) и ресничкоподобные структуры, жгутики. Секретируемые компоненты микробных клеток. L-формы бактерий, протопласты, сферопласты. Споры бактерий.

Особенности строения микобактерий, актиномицетов, спирохет, микоплазм, риккетсий и хламидий.

Морфология и ультраструктура грибов.

Морфология и ультраструктура простейших.

Морфология и ультраструктура колоний и биопленок: контакты между клетками, дифференциация клеток, дополнительные структуры.

Тема 1.4. Физиология микроорганизмов.

Метаболизм и питание бактерий. Источники энергии, углерода, азота, минеральных веществ. Автотрофы и гетеротрофы (прото- трофы и ауксотрофы). Анаболические и катаболические процессы. Механизмы и типы питания бактерий. Транспорт веществ в микробную клетку и из нее (пассивная диффузия, активный транспорт, фосфотрансферазный путь, котрансляционная секреция, транспорт в мембранных пузырьках). Основные источники энергии (макроэргические соединения, трансмембранный электрохимический потенциал). Особенности биохимических процессов у аэробных и анаэробных бактерий. Отношение микроорганизмов к температуре (психрофилы, мезофиллы и термофилы).

Подвижность микроорганизмов: роль жгутиков, фибрилл, механизм движения жгутиков, источники энергии, хемотаксис микроорганизмов. Рост и размножение бактерий. Пигменты бактерий. Конститутивные и индуцибельные процессы в микробных клетках. Морфогенез бактерий (образование цитоплазматической мембраны, клеточной стенки, капсулы и капсулоподобных оболочек, ресничек и жгутиков). Регуляция метаболизма микроорганизмов: регуляция синтеза ДНК, транскрипции, трансляции, транспорта и морфогенеза клетки. Роль внешних факторов в регуляции свойств микроорганизмов (питательные вещества, температура и др.).

Особенности метаболизма риккетсий, хламидий, микоплазм.

Особенности метаболизма грибов и простейших

Особенности развития микробных популяций и сообществ.

Методы культивирования микроорганизмов.


4-й семестр

Раздел 4. Частная медицинская микробиология

Унифицированная схема изучения патогенных и условно-патогенных бактерий:

Положение в систематике. Номенклатура, классификации. Роль в патологии.

Морфология, ультраструктура, химический состав, тинкториальные свойства.

Физиология, чувствительность к внешним факторам. Антигены. Генетика.

Экология. Эпидемиологические особенности. Пути и способы заражения.

Факторы патогенности и их роль во взаимодействии паразита и хозяина. Иммунитет.

Лабораторная диагностика: Исследуемый материал (выбор, взятие и направление материала в бактериологическую лабораторию). Микроскопические методы. Бактериологические методы (принципы выделения чистой культуры возбудителя, ее идентификации и внутривидового типирования). Определение чувствительности выделенной культуры к антибиотикам. Определение специфических антигенов и генетических маркеров в исследуемом материале и другие экспресс-методы лабораторной диагностики. Серологические методы. Обнаружение антител в сыворотке крови больного. Диагностические титры антител. Определение динамики нарастания антител в парных сыворотках. Кожно-аллергические пробы.

Значение количественных методов при лабораторной диагностике заболеваний, вызванных условно-патогенными микроорганизмами. Оценка результатов клинико-диагностических исследований. Критерии для оценки роли условно-патогенных бактерий в патологии.

Оформление документации.

Антибиотики и химиотерапевтические препараты. Особенности лекарственной резистентности. Специфическая профилактика и лечение: вакцины, иммунные сыворотки и иммуноглобулины. Препараты бактериофаговфагов.


Тема 4.1. Аэробные бактерии-возбудители гнойно-воспалительных заболеваний у детей.

Грамположительные кокки и палочки.

Грамотрицательные кокки, палочки и извитые бактерии.

Тема 4.2. Анаэробные бактерии – возбудители гнойных и раневых инфекций у детей.

Неспорообразующие грамположительные и грамотрицательные кокки, палочки и извитые бактерии.

Спорообразующие грамположительные палочки

Тема 4.3. Бактерии – возбудители респираторных инфекций у детей.

Грамположительные кокки и палочки.

Грамотрицательные кокки, палочки и извитые бактерии.

Микоплазмы, хламидии и риккетсии

Актиномицеты. Микобактерии.

Тема 2.4. Возбудители кишечных инфекций у детей

Грамположительные кокки и палочки.

Грамотрицательные кокки, палочки и извитые бактерии.

Тема 4.5. Возбудители урогенитальных инфекций у детей

Грамположительные кокки и палочки.

Грамотрицательные кокки, палочки и извитые бактерии.

Микоплазмы, хламидии и риккетсии

Тема 4.6. Грибы – возбудители болезней человека:

Возбудители системных (или глубоких) микозов у детей

Возбудители подкожных (субкутанных) микозов у детей

Возбудители эпидермомикозов (дерматомикозов) у детей

Возбудители поверхностных микозов (кератомикозов) у детей

Условно-патогенные грибы – возбудители оппортунистических микозов.

Тема 4.7. Бактерии - возбудители зоонозных инфекций

Тема 4.8. Бактерии - возбудители трансмиссивных инфекций

Тема 4.9. Вирусы - возбудители болезней человека

РНК-содержащие вирусы (ортомиксовирусы, парамиксовирусы, пикорнавирусы, рабдовирусы, реовирусы, флавивирусы и др.)

ДНК-содержащие вирусы (аденовирусы, герпесвирусы, вирусы папилломы и др.).

Вирусы гепатита. Вирусы иммунодефицита. Онкогенные вирусы. Эндогенные ретровирусы (ретротранспозоны).


Перечень рекомендуемой литературы


Основная литература:

  1. Поздеев О.К. Медицинская микробиология. Учебное пособие для вузов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 768 с.

  2. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / Под ред. В.В. Теца. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва: Медицина, 2002. – 352 с.


Дополнительная литература:

  1. Зверев В.В., Бойченко М.Н. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология (в 2-х томах). - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 448 с.

  2. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология. - М.: Медицинское информационное агентство, 2005.- 736 с.

  3. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология / Под ред. А.А. Воробьева. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – 691с.

  4. Тец В.В. Клиническая микробиология. Микроорганизмы и антибиотики. Заболевания дыхательной системы. – СПб: "Эскулап», 2002, - 180 с.

  5. Тец В.В. Клиническая Микробиология. Микроорганизмы и антибиотики. Сепсис. - СПб: "Эскулап», 2003. - 154 с.

  6. Тец В.В. Клиническая микробиология. Микроорганизмы и антибиотики. Заболевания, передающиеся половым путём. - СПб: "Эскулап», 2004. – 230 с.

  7. Тец В.В. Клиническая микробиология. Микроорганизмы и антибиотики. Заболевания мочевыводящих путей. - СПб: Кле-Т, 2005. - 164 с.

  8. Тец В.В. Клиническая Микробиология. Микроорганизмы и антибиотики. Инфекции кожи, мягких тканей костей и cуставов. СПб: Кле-Т, 2006. - 125 с.

  9. Тец В.В. Клиническая Микробиология. Микроорганизмы и антибиотики Нозокомиальные инфекции. СПб: Кле-Т, 2007. - 132 с.

  10. Тец В.В. Клиническая Микробиология. Микроорганизмы и Антибиотики. Инфекции в оториноларингологии. СПб: Кле-Т, 2009. - 165 с.

  11. Ярилин А.А. Основы иммунологии. М.: Медицина. 1999. 608 с.

  12. Мейл Д., Бростофф Дж., Рот Д.Б., Ройт А. Иммунология. Пер. с англ. - М.: Логосфера, 2007. - 568 с.

  13. Essential Procedures for Clinical Microbiology / Ed. H.D. Isenberg – ASM PRESS – Washington D.C., 1998. – 838 p.

  14. Jawetz, Melnick and Adelberg’s Medical Microbiology (25d edition) - McGraw-Hill Medical Publishing, 2010. – 814 р.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconКалендарный план лабораторных занятий по микробиологии, вирусологии, иммунологии для студентов 3 курса медицинского факультета специальности лечебное дело

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconРабочая программа по дисциплине «эпидемиология, вэ» для студентов, обучающихся по специальности 060101 лечебное дело

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconМетодические рекомендации по изучению теоретического материала по курсу «Частная медицинская вирусология» для иностранных студентов Для специальности 060101 Лечебное дело

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconУчебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения факультета ветеринарной медицины по специальности 111801. 65 Ветеринария

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconРабочая программа по педиатрии для специальности 060101 лечебное дело Факультет лечебный

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconЖивотноводдческих объектов для студентов факультета ветеринарной медицины заочного обучения по специальности 310800 «Ветеринария» Улан-Удэ, Издательство фгоу впо бгсха 2010

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconПримерная программа наименование дисциплины Фармакология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060101 Лечебное дело

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconПримерная программа наименование дисциплины микробиология, вирусология рекомендуется для направлений подготовки специальности: 060101 Лечебное дело

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconРабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 379, из них

Программа по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101) iconУчебное пособие по общей хирургии для самостоятельной внеаудиторной работы для студентов факультета ветеринарной медицины очного и заочного обучения

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU