Конспект открытого урока icon

Конспект открытого урока





Скачать 112.67 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока
Дата конвертации18.06.2013
Размер112.67 Kb.
ТипЗадача
Конспект

открытого урока

на тему: «Значение дыхания. Органы дыхательной системы;

дыхательные пути, голосообразование.

Заболевания дыхательных путей»,

проведённого учителем биологии

Белоомутской средней общеобразовательной школы №1

Володиной Ириной Владимировной.


Тема: Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

Цели:1) раскрыть сущность дыхания, его роль в обмене веществ и превращении энергии в организме человека; познакомить со строением органов дыхания в связи с их функциями, с процессом образования голоса, с мерами профилактики заболевания голосовых связок;

2) развивать память, речь;

3) формировать привычку к здоровому образу жизни.

Оборудование: Видеофильм «Органы дыхания»; слайд «Органы дыхания», «Носовая полость», «Гортань», «Околоносовые пазухи», «Глоточные миндалины», «Голосовые связки»; раздаточный материал «Кроссворд», тест «Органы дыхательной системы».

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка цели и задач урока.

Тема нашего урока «Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей». Сегодня мы познакомимся со строением органов дыхания, их функциями; с процессами дыхания и образования голоса, а также с заболеваниями дыхательных путей.

  1. Актуализация опорных знаний.

Задача 1. Без пищи и без воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить даже 10 минут. Объясните: а) почему без воздуха, без дыхания человек жить не может; б) в чём заключается функция органов дыхания. (Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды – несколько суток, без воздуха – всего несколько минут. Питательные вещества в организме запасаются, как и вода, запас же свежего воздуха ограничен объёмом лёгких. Вот почему необходимо его непрерывное обновление.)

Благодаря вентиляции лёгких в них поддерживается более или менее постоянный газовый состав, который необходим для поступления в кровь кислорода и удаления из крови углекислого газа, других газообразных продуктов распада, а также паров воды.

Из предыдущих глав мы знаем, что происходит с тканями, когда к ним поступает недостаточное количество кислорода: функция ткани нарушается, потому что прекращается распад и окисление органических веществ, энергия перестаёт выделяться, и клетки, лишённые энергетического обеспечения, погибают.

Задача 2.Представьте себе молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите мысленно, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких. Из перечня

органов тела (правая колонка) выберите все части воздухоносного пути и соедините линиями.


Дыхательная система Воздухоносные пути Сердце

Носовая полость

Желудок

Лёгкие (газообмен) Артерии

Носоглотка

Кровь

Глотка

Гортань

Пищевод

Кишечник

Трахея

Бронхи

Задание 3.Используя знания, полученные при изучении курса «Животные», вспомните и расскажите у каких животных впервые появляются органы дыхания? Какие эволюционные преобразования произошли в дыхательных системах позвоночных животных? ( Дыхательная система играет важную роль в осуществлении газообмена между организмом и окружающей средой. Многие безпозвоночные (губки, плоские черви) не имеют специализированных органов дыхания и дышат всей поверхностью тела. У большинства насекомых появляется своеобразная дыхательная система – трахейная. Рыбы дышат с помощью жабр, жабры есть и у кольчатых морских червей. С переходом животных к наземному образу жизни дыхательная система усложняется. Земноводные дышат и кожей, и лёгкими, которые имеют сравнительно простое строение. Лёгкие пресмыкающихся, птиц и млекопитающихся имеют более сложное строение.)

  1. Изучение нового материала.

«Пока дышу, надеюсь» - римский поэт Овидий.

Эта фраза будет эпиграфом к нашему уроку, т. к. дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

Дыханием называют обмен газов между клетками и окружающей средой. У человека газообмен состоит из четырёх этапов:

  1. обмен газов между воздушной средой и лёгкими;

  2. обмен газов между лёгкими и кровью;

  3. транспортировка газов кровью;

  4. газообмен в тканях.

Сейчас мы с вами посмотрим видеофильм на тему: « Органы дыхания».

Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь. Различают лёгочное дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью, и тканевое дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками тканей.

Кроме обеспечения газообмена, органы дыхания выполняют ещё две важные функции: участвуют в теплорегуляции и голосообразовании. При дыхании с поверхности лёгких испаряется вода, что ведёт к охлаждению крови и всего организма. Кроме того, лёгкие создают воздушные потоки, приводящие в колебание голосовые связки гортани.(Слайд «Органы дыхания»).

Строение и функции органов дыхания у человека.

Органы, которые подводят воздух к альвеолам лёгких, называются дыхательными путями. Верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. Нижние дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи.

- Для чего у человека разумного появился нос? Ведь у его предков – человекообразных обезьян - его не было!

Носовая полость состоит из нескольких извилистых ходов, разделённых сплошной перегородкой на левую и правую части. Внутренняя поверхность носовой полости выстлана мерцательным эпителием. Он выделяет слизь, увлажняющую поступающий воздух и задерживающую пыль. Без этих мерцательных ресничек в наших лёгких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли! Слизь содержит вещества, губительно действующие на микроорганизмы. Реснички мерцательного эпителия изгоняют слизь из носовой полости.

В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных сосудов. Горячая артериальная кровь движется в них навстречу вдыхаемому холодному воздуху и согревает его.

На верхней стенке носовой полости много фагоцитов и лимфоцитов, а также антител. В задней части носовой полости наверху находятся обонятельные клетки, воспринимающие запахи. Появление резкого запаха ведёт к рефлекторной задержке дыхания.

Таким образом, верхние дыхательные пути выполняют важные функции: согревания, увлажнения и очищения воздуха, а также защиты организма от вредных воздействий через воздух.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому человек может дышать и

носом и ртом. При дыхании носом воздух в носовой полости прогревается, очищается от пыли и частично обеззараживается, чего не происходит при дыхании ртом. Но через рот дышать легче, и потому уставшие люди инстинктивно дышат через рот.(Слайд «Носовая полость)

Из глотки воздух попадает в гортань.

Гортань – орган голосообразования. Вход в трахею начинается через гортань и имеет специальное приспособление – надгортанник, который препятствует попаданию пищи в дыхательное горло. Она представляет собой широкую трубку, суженную посередине и напоминающую песочные часы. Гортань состоит из хрящей. Спереди и с боков её прикрывает щитовидный хрящ. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык.(Слайд «Гортань»)

В узкой части гортани находятся голосовые связки. Их две пары, но в голосообразовании участвует лишь одна, нижняя пара. Связки могут сближаться и натягиваться, то есть изменять форму щели, которая образуется между ними. Когда человек спокойно дышит, связки разведены. При глубоком дыхании они разводятся ещё дальше, при пении и речи они смыкаются, остаётся лишь узкая щель, края которой вибрируют. Они–то и являются источником звуковых колебаний, от которых зависит высота голоса.

- Почему у мужчин голос более низкий, а у женщин и детей более высокий?

У мужчин связки длиннее и толще, их звуковые колебания ниже по частоте, поэтому и мужской голос более низкий. У детей и женщин связки тоньше и короче, поэтому их голос более высокий.(Слайд «Голосовые связки».)

Звуки, образующиеся в гортани, усиливаются резонаторами – околоносовыми пазухами – полостями, находящимися в лицевых костях, заполненных воздухом. Под влиянием воздушной струи стенки этих полостей немного вибрируют, вследствие чего звук усиливается и приобретает дополнительные оттенки. Они определяют тембр голоса.( Слайд «Околоносовые пазухи»)

Звуки, издаваемые голосовыми связками, ещё не речь. Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков. Работа перечисленных органов при произнесении членораздельных звуков называется артикуляцией.

- Как вы думаете, когда у человека формируется правильная артикуляция?

Правильная артикуляция формируется особенно легко в возрасте от года до 5 лет, когда ребёнок овладевает родным языком. При общении с маленькими детьми не надо шепелявить, копировать их неправильное

произношение, так как это ведёт к закреплению ошибок и нарушению речевого развития.

Трахея и главные бронхи. Из гортани воздух попадает в трахею. Это довольно широкая трубка, которая состоит из хрящевых полуколец с мягкой стороной, обращённой к пищеводу, который примыкает к трахее сзади. Трахея (от греч. обозначает «шероховатое дыхательное горло» или «большая артерия»).

Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Колебания его ресничек выводят пылевые частицы из лёгких в глотку. Это называется процессом самоочищения лёгких. Внизу трахея ветвится на два главных бронха – правый и левый. Каждый бронх входит в лёгкое, где ветвится на мелкие бронхи, которые в свою очередь разветвляются на бронхиолы толщиной 0,5мм. Таких бронхиол около 25 млн. Каждая из них заканчивается ходами с группой воздушных мешочков. Они похожи на виноградинки и называются очень красиво – альвеолы. Бронхи имеют хрящевые кольца, которые защищают их от спадения во время вдоха. У мелких бронхов вместо колец остаются небольшие хрящевые пластинки, а в мельчайших бронхах – бронхиолах отсутствуют и они.

Бронхи многократно ветвятся, образуя бронхиальное дерево. По ним воздух достигает альвеол, где и происходит газообмен. Каждое из лёгких занимает герметически замкнутую часть грудной полости. Между ними расположено сердце. Лёгкие покрыты оболочкой, которая называется лёгочной плеврой. Лёгкие можно сравнить со сказочным « виноградным деревом». Почему деревом, спросите вы? Трахея – «ствол этого дерева», а вот и две короткие толстые «ветки» - бронхи, которые отходят влево и вправо. На них растут две большие «кроны» - лёгкие, состоящие из 3400 млн. «ягодок» – альвеол.(Слайд «Органы дыхания»).

-А сейчас давайте послушаем сообщение об инфекционных и хронических заболеваниях дыхательных путей.

Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей.

Некоторые кости черепа имеют воздушные полости – пазухи. В лобной кости есть фронтальная пазуха, в верхнечелюстной – гайморова пазуха.

Грипп, ангина, ОРЗ (острое респираторное заболевание) могут вызвать воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух. Чаще страдают гайморовы пазухи. Их воспаление – гайморит. Нередко бывает и воспаление лобной пазухи – фронтит. При гайморите и фронтите наблюдается нарушение носового дыхания, выделение из полости носа слизи, нередко гнойной. Иногда повышается температура. Работоспособность человека снижается. Необходимо лечение у отоларинголога – специалиста, занимающегося лечением людей с заболеваниями уха, горла и носа.(Слайд «Околоносовые пазухи»)

Миндалины. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, потом в глотку и гортань. За мягким нёбом, а также у входа в пищевод и гортань находятся миндалины. Они состоят из лимфоидной ткани, подобной той, которая находится в лимфотических узлах. Миндалины содержат множество лимфоцитов и фагоцитов, задерживающих и уничтожающих микробов, но при этом иногда они сами воспаляются, становятся отёчными и болезненными. Возникает хроническое заболевание – тонзиллит. (Слайд «Глоточные миндалины»)

Аденоиды - опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку. Иногда увеличенные аденоиды перекрывают проход воздуха и носовое дыхание затрудняется.

Тонзиллит и разросшиеся аденоиды необходимо своевременно лечить: оперативно или консервативно (т.е. без операции).

Дифтерия – инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно-капельным путём. Чаще дифтерия поражает детей, но болеют ею и взрослые. Начинается она как обычная ангина. Повышается температура тела, и на миндалинах появляются серовато-белые налёты. Шея опухает из-за воспаления лимфотических желёз.

Возбудитель дифтерии – дифтерийная палочка. Продуктом её жизнедеятельности является ядовитое вещество – дифтерийный токсин, который поражает проводящую систему сердца и сердечную мышцу. Возникает тяжёлое и опасное заболевание сердца – миокардит.

Для профилактики дифтерии здоровым людям вводят противодифтерийную вакцину. Она создаёт активный искусственный иммунитет, который может сохраняться несколько лет.(Слайд «Глоточные миндалины»)

5.Закрепление.

Сейчас мы разгадаем кроссворд, и проверим, как вы усвоили материал по теме: «Органы дыхания».


Кроссворд «Органы дыхания»


По вертикали:

1.Соединение кислорода с гемоглобином.

По горизонтали:

2.Участок верхних дыхательных путей.

3.Вещество, входящее в состав табачного дыма.

4.Заболевание, связанное с нарушением проведения воздуха по дыхательным путям.

5.Процесс вентиляции лёгких, сопровождающийся поглощением кислорода, выделением углекислого газа.

6.Парные органы, в которых происходит газообмен.

7.Орган дыхательного аппарата, представляющий собой трубку, выстланную слизистой оболочкой.

8.Измерение жизненной ёмкости лёгких.

9.Обмен между газами при дыхании.

10.Главная дыхательная мышца.

11.Оболочка, покрывающая лёгкие и выстилающая изнутри стенки грудной полости.

12.Газ, входящий в состав воздуха.

13.Заболевание лёгких.

14.Газ, необходимый для дыхания.

15.Участок воздухоносного пути.


Ответы:

По вертикали: 1.Оксигемоглобин.

По горизонтали: 2.Гортань. 3.Никотин. 4.Астма. 5.Дыхание. 6.Лёгкие. 7.Трахея. 8.Спирометрия. 9.Газообмен. 10.Диафрагма. 11.Плевра. 12.Озон. 13.Туберкулёз. 14.Кислород. 15.Бронх.


6.Общие выводы урока.

1.Дыхание – процесс обеспечения клеток организма кислородом, осуществления окислительно-восстановительных реакций, в результате которых выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма, и выведения углекислого газа.

2.По способу снабжения тканей организма кислородом различают кожное, трахейное, жаберное и лёгочное дыхание.

3.Дыхательная система человека состоит из воздухоносных путей(носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи) и лёгких.

4.В носовой полости воздух очищается, обеззараживается, увлажняется и согревается, в лёгких происходит газообмен.

5.Гортань является не только органом проведения воздуха, она участвует в голосообразовании.

7.Тест

1.Главный орган дыхания – это:

а) нос; б) рот;

в) лёгкие; г) гортань.

2.При дыхании происходит газообмен между:

а) внешней средой и лёгкими;

б) кровью и тканевой жидкостью;

в) тканевой жидкостью и клетками;

г) всё верно.

3.Голосовой аппарат находится:

а) в ротоглотке;

б) в носоглотке;

в) в трахее;

г) в гортани.

4. Расположите последовательно органы, образующие воздухоносные пути, начиная с носовой полости.

А) носовая полость;

Б) трахея;

В) гортань;

Г) носоглотка;

Д) бронхи;

Е)бронхиолы.


7.Домашнее задание.

Параграф № 26, чтение, пересказ, рисунок «Органы дыхания» в тетрадь.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Конспект открытого урока iconКонспект урока Дата Класс Номер урока в теме. Тема

Конспект открытого урока iconКонспект урока информационным технологиям в профессиональной деятельности по теме "Компьютерные вирусы и программные средства борьбы с компьютерными вирусами" Тема урока

Конспект открытого урока iconКонспект урока по биологии в 10 классе

Конспект открытого урока iconконспект урока биологии по теме: «вирусы» 9 класс

Конспект открытого урока iconТема урока «Вирусы и бактериофаги. Вирус спида» Цели урока

Конспект открытого урока iconУрока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы» Цели урока

Конспект открытого урока iconУрока: Актуализация знаний 6 мин Новая тема. 30 мин Повторение по теме урока 2 мин Строение вирусов 5 мин

Конспект открытого урока iconТема урока : Характеристика поражающего действия ядерного взрыва
Цель урока: Ознакомить учащихся с характеристикой поражающего действия ядерного взрыва

Конспект открытого урока iconГодовой отчет открытого акционерного общества «Корм» по итогам 2006 года

Конспект открытого урока iconДокументация открытого аукциона на право заключить государственный контракт на поставку ветеринарных и противопаразитарных препаратов

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU