Рабочая программа по биологии 8 класс icon

Рабочая программа по биологии 8 класс





НазваниеРабочая программа по биологии 8 класс
страница1/3
А.Г.Драгомилова
Дата конвертации18.06.2013
Размер0.95 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

8 КЛАСС

НА 2011-2012 УЧ.ГОД


Автор-составитель:

Ведерникова О.Ю.

учитель биологии


Дуброва 2011

CОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.


1.Пояснительная записка.

2. Стандарт основного общего образования по биологии.

3. Учебно-тематический план по биологии в 8 классе.

4. Содержание учебной программы.

5. Календарно-тематическое планирование раздела «Человек и его здоровье».

6. Ресурсное обеспечение рабочей программы.

7. Лабораторные работы.

8. Система контроля знаний и умений учащихся.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена

На основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса авторов А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша – Природоведение. Биология. Экология: 5 – 11классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф,2008.


Изучение биологии направлено на достижение

следующих целей:


  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы

  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе

  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни



Задачи раздела «Человек и его здоровье» ( 8 класс )


* обучения:

создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования

через систему из 70 уроков и

индивидуальные образовательные

маршруты учеников


  1. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести самонаблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности

через лабораторные работы и

систему особых домашних заданий


  1. продолжить развивать у детей общеучебные умения: особенно у восьмиклассников умение конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу

через систему разнообразных заданий


*развития:

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие у восьмиклассников моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), способности осознавать познавательный процесс, побуждать жажду знаний, развивать стремление достигать поставленную цель

через учебный материал уроков


*воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у школьников валеологической и коммуникативной компетентностей: особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать у них независимость и способность к эмпатии

через учебный материал уроков

и КСО

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса:

Учащиеся должны знать:

-систематическое положение вида Человек разумный, биосоциальную природу человека, строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;

-строение органов, их расположение и функции;

-предупреждение сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных заболеваний; нарушений слуха, зрения;

-гигиена органов;

- вредное влияние алкоголя, никотина и наркотиков на организм человека;


Учащиеся должны уметь:

-пользоваться микроскопом;

-распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов;

-оказывать ПМП при травмах, кровотечениях, отравлениях, тепловом и солнечном ударах, обморожениях и ожогах; владеть приемами искусственного дыхания и непрямого массажа сердца;

-применять правила гигиены на практике;

-составлять режим дня школьника



СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

 

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ



БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ БИОЛОГИИ

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма.

Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Поведение животных (рефлексы, инстинкты, элементы рассудочного поведения). Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных; опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание; приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; распознавание органов, систем органов растений и животных; выявление изменчивости организмов.


СИСТЕМА, МНОГООБРАЗИЕ И
ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ


Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Роль растений, животных, бактерий, грибов и лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Вирусы – неклеточные формы. Возбудители и переносчики заболеваний растений, животных и человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Использование бактерий и грибов в биотехнологии.

Учение об эволюции органического мира. Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции.

Проведение простых биологических исследований: распознавание растений разных отделов, животных разных типов, наиболее распространенных растений своей местности, съедобных и ядовитых грибов, важнейших сельскохозяйственных культур и домашних животных; определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

Питание. Пищеварительная система. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Дыхание. Дыхательная система. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Обмен веществ и превращения энергии. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны.

Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, частоты пульса и дыхания); распознавание на таблицах органов и систем органов человека; определение норм рационального питания; анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

ВЗАИМОСВЯЗИ ОРГАНИЗМОВ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия  разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Биосфера – глобальная экосистема. В.И.Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ

Название раздела

Кол-во часов

Лабораторные работы

Проверочные работы

1. Введение

1







2. Организм человека. Общий обзор.

5

1

1

3.Опорно-двигательная система

8

1

1

4. Кровь и кровообращение

9

2

1

5.Дыхательная система

6




1

6. Пищеварительная система

7

2

1

7. Обмен веществ и энергии. Витамины.

3

1




8. Мочевыделительная система

2







9. Кожа

4




1

10. Эндокринная система

2







11. Нервная система

5




1

12. Органы чувств. Анализаторы.

6




1

13. Поведение и психика

7




1

14. Индивидуальное развитие человека.

5







Всего

70

7

9



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»


Тема 1. «Введение».(1 час).

« Организм человека. Общий обзор»

(5 часов)

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.


В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • систематическое положение вида Человек разумный

  • место человека в живой природе

  • биосоциальную природу человека

  • строение клетки

  • краткие сведения о строении и функциях основных тканей

  • основные процессы жизнедеятельности клетки

  • расположение основных органов в организме человека

на повышенном уровне:

  • соответствие строения тканей выполняемым функциями

  • взаимосвязь органов и систем органов как основа целостности организма

  • уровни организации организма

  • нервно-гуморальная регуляция деятельности организма





учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • пользоваться микроскопом

  • распознавать на таблицах части клетки, органы и системы органов

на повышенном уровне:

  • распознавать на микропрепаратах разные виды тканей

  • обосновывать взаимосвязь строения и функций тканей





термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • анатомия (стр.6)

  • физиология (стр.7)

  • гигиена (стр.8)

  • ткань (стр.21)

  • орган (стр.25)

  • система органов (стр.25)

  • рефлекс (стр.28)

  • рефлекторная дуга (стр.28)

на повышенном уровне:

  • обмен веществ (стр.18)

  • синапс (стр.23)

  • нейроглия (стр.23)

  • гормоны (стр.30)

  • железы внешней секреции (стр.30)

  • железы внутренней секреции (стр.30)






Тема 2. "Опорно-двигательная система"

(8 часов)

Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы

.

В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать


на базовом уровне:

  • значение опорно-двигательной системы

  • скелет человека, его отделы

  • типы соединения костей

  • виды костей

  • рост костей

  • мышцы, их функции

  • влияние ритма и нагрузки на работу мышц

  • утомление

  • роль физических упражнений для опорно-двигательной системы

  • повреждения скелета

на повышенном уровне:

  • сходство скелетов человека и животных

  • особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохожде-нием

  • микроскопическое строение костей

  • основные группы мышц тела человека

  • работа мышц: статическая и динамическая

  • роль нервной системы в регуляции деятельности мышц





учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • показывать отделы скелета и отдельные кости

  • узнавать типы мышечной ткани

  • оказывать первую помощь при травмах

  • уметь выявлять нарушение осанки и плоскостопие

на повышенном уровне:

  • распознавать на микропрепаратах виды мышечной ткани

  • обосновывать необходимость активного отдыха для борьбы с гиподинамией


термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • сустав (стр.38)

  • шов (стр.18)

  • надкостница (стр.34)

  • гладкая мышечная ткань (стр.51)

  • поперечнополосатая (стр.51)

  • сердечная (стр.51)

  • утомление (стр.55)

  • сколиоз (стр.58)

  • плоскостопие (стр.60)

на повышенном уровне:

  • мышцы-антагонисты (стр.55)

  • мышцы-cинергетики (стр.55)

  • гиподинамия (стр.65)

  • лордоз (стр.58)

  • кифоз (стр.58)

  • статическая и динамическая работа (стр.56)



Тема 3. "Кровь и кровообращение"

(9 часов)

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.


В соответствии со cтандартом биологического образования

учащиеся должны знать

на базовом уровне:

  • состав внутренней среды организма

  • значение крови и кровообращения

  • состав крови

  • иммунитет

  • СПИД

  • группы крови

  • переливание крови

  • инфекционные заболевания и меры борьбы с ними

  • органы кровообращения

  • строение сердца

  • круги кровообращения

  • виды кровотечений

  • предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний

  • влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды

на повышенном уровне:

  • взаимосвязь между составными частями внутренней среды организма

  • свойства крови

  • состав плазмы

  • особенности строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями

  • резус-фактор

  • донорство

  • виды иммунитета

  • роль Дженнера, Пастера, Мечникова в создании учения об иммунитете

  • особенности строения сосудов

  • работа сердца

  • движение крови по сосудам

  • кровяное давление

  • нервно-гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов

  • лимфообращение


учащиеся должны уметь

на базовом уровне:

  • распознавать клетки крови на рисунках

  • определять пульс

  • оказывать первую помощь при кровотечениях

  • соблюдать правила общения с инфекционными больными

  • выделять факторы, отрицательно влияющие на сердечно-сосудистую систему

на повышенном уровне:

  • сравнивать строение клеток крови человека и других животных

  • определять кровяное давление





термины и понятия, которые необходимо знать

на базовом уровне:

  • внутренняя среда (стр.68)

  • плазма (стр.69)

  • эритроциты (стр.70)

  • лейкоциты (стр.70)

  • свертывание крови (стр.69)

  • фагоцитоз (стр.71)

  • иммунитет (стр.73)

  • вакцина (стр.75)

  • прививка (стр.74)

  • группы крови (стр.77)

  • артерии (стр.81)

  • вены (стр.81)

  • капилляры (стр.81)

  • большой круг кровообращения (стр.81)

  • малый круг кровообращения (стр.82)

  • предсердия (стр.80)

  • желудочки (стр.80)

  • клапаны (стр.80)

  • автоматизм сердца (стр.91)

  • капиллярное кровотечение (стр.96)

  • артериальное кровотечение (стр.96)

  • венозное кровотечение (стр.96)

на повышенном уровне:

  • тканевая жидкость (стр.68)

  • лимфа (стр.68)

  • тромбоциты (стр.70)

  • фибриноген (стр.69)

  • фибрин (стр.69)

  • иммунитет клеточный (стр.74)

  • иммунитет гуморальный (стр.74)

  • тимус (стр.74)

  • донор (стр.78)

  • изоантигены (стр.77)

  • гемоглобин (стр.70)

  • лимфатическая система (стр.74)

  • лимфатические узлы (стр.74)

  • реципиент (стр.78)

  • кровяное давление (стр.86)

  • инфаркт (стр.86)

  • инсульт (стр.86)






  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по биологии 8 класс iconПрограмма по биологии IХ класс

Рабочая программа по биологии 8 класс iconПрограмма элективного курса по биологии 9 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс iconПрограмма по биологии Химический лицей «Зоология 8 класс.» г. Тулы

Рабочая программа по биологии 8 класс iconПрограмма использования музейных ресурсов в преподавании биологии. 8 класс (Человек)

Рабочая программа по биологии 8 класс iconРабочая программа по биологии основного общего и среднего образования (долгосрочная)

Рабочая программа по биологии 8 класс iconРабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета / курса) для обучающихся 6-9 специальных классов VIII вида

Рабочая программа по биологии 8 класс iconВопросы по биологии 9 класс Вопросы для проведения вступительных испытаний по биологии в государственных образовательных учреждениях

Рабочая программа по биологии 8 класс iconконспект урока биологии по теме: «вирусы» 9 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс iconЗадания школьного тура Всероссийской олимпиады по биологии 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс iconРабочая программа дисциплины Направление подготовки 020400 «Биология» Профиль подготовки «Зоология»
Институт биологии, экологии, почвоведения, сельского и лесного хозяйства (Биологический институт)

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU