Программа по биологии IХ класс icon

Программа по биологии IХ класс





НазваниеПрограмма по биологии IХ класс
страница1/2
Лапшина М.В
Дата конвертации18.06.2013
Размер0.59 Mb.
ТипПрограмма курса
  1   2
ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

IХ класс


Автор: Лапшина М.В., к.б.н, доцент


Программа отражает основное содержание науки биология, позволяет углубить знания о важнейших законах и закономерностях существования природы, раскрывает здравоохранительные, этические и другие аспекты в изучении живых объектов. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры учащихся.

В программе широко освещены вопросы о представителях основных царств живой природы, раскрыты направления эволюции животного и растительного мира, приведены доказательства единства человека и природы. Большое внимание уделяется развитию экспериментальных навыков учащихся в процессе выполнения лабораторных работ и исследовательских проектов.

Программа курса рассчитана на 64 часов обучения, в том числе 32 часов отводится на аудиторные занятия и 32 часов на самостоятельную работу.


Тема 1. Свойства живых организмов.

Уровни организации живой природы

4 ч (4 ч)

Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Системная природа жизни (жизнь есть свойство живой системы, а не ее элементов). Понятие о живой системе.

Свойства живого: обмен веществ и превращение энергии, рост, воспроизведение, раздражимость, развитие.

Функции живого: питание, дыхание, выделение, перемещение веществ в организме.

Уровни организации живой природы.

Характеристика молекулярно-клеточного уровня организации живой природы. Клеточная теория (Р. Гук, А. Левенгук, М. Шлейден и Т. Шванн). Строение клеток прокариот и эукариот, клеток растений, грибов и животных. Основные функции клеточных органелл. Взаимодействие ядра и цитоплазмы в клетке.

Химический состав клетки. Неорганические (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды) и их основные функции.

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). Деление, рост и развитие клетки. Раздражимость.

Понятие «ткань». Типы тканей растений (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения, местоположение в растительном организме.

Типы тканей животных организмов, их строение и функции. Эпителиальная и соединительные ткани. Нервная и мышечная ткани.

Экспериментальная часть:

Выполнение проблемных практических заданий по установлению внешних проявлений жизнедеятельности – обмена веществ, дыхания, питания, выделения, размножения

Контроль и оценка усвоения знаний по теме:

Выполнение тестов, устная беседа по вопросам темы


Тема 2. Морфофункциональные особенности растительного организма

4 ч (4 ч)

Растение – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов как основа целостности многоклеточного организма.

Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды: значение и разнообразие. Строение семян двудольных и однодольных растений.

Сезонная регуляция жизненного цикла растений.

Особенности питания растений. Почвенное питание. Воздушное питание растений (фотосинтез). Дыхание растений. Транспорт веществ в растении. Выделение у растений.

Опорные системы растений. Двигательные реакции растений.

Бесполое и половое размножение растений. Вегетативное размножение. Рост организмов. Рост органов растений.

Экспериментальная часть:

1. Выполнение проблемных практических заданий, доказывающих образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями, дыхание прорастающих семян, дыхание корней.

2. Практическая работа «Разделение смеси пигментов листа, изучение их свойств и функций».

3. Лабораторные работы «Определение неорганических и органических веществ в растительном материале», «Калибровка семян».

Контроль и оценка усвоения знаний по теме:

Выполнение тестов, устная беседа по вопросам темы


Тема 3. Морфофункциональные особенности организма животного

4 ч (4 ч)

Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Многоклеточные животные. Понятие «системы органов». Пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, репродуктивная системы, их строение и функции.

Регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности и связи со средой. Гомеостаз как механизм поддержания постоянства внутренней среды. Нейрогуморальная регуляция. Значение нервной системы. Эволюция нервной системы.

Питание. Типы питания: гетеротрофный, автотрофный, хемоавтотрофный. Типы пищеварения: внутриклеточное, внеклеточное, мембранное (или пристеночное). Эволюция от гастральной полости к пищеварительной системе. Пищеварительные ферменты и их значение. Органы захвата, их роль в питании.

Дыхание. Клеточное дыхание. Бескислородное и кислородное дыхание. Гликолиз. Дыхание животных.

Кровообращение. Перенос питательных веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных. Кровь, её составные части и функции.

Обмен веществ. Извлечение и использование энергии, запасенной в форме химических связей. АТФ – универсальный переносчик энергии. Краткосрочные и долгосрочные депо энергии в организме.

Выделение. Выделение у одноклеточных и многоклеточных животных.

Размножение. Половое и бесполое размножение и их биологический смысл. Образование половых клеток. Оплодотворение. Жизненные циклы: личинка и взрослый организм, метаморфоз, смена поколений. Достоинства и недостатки разных типов жизненных циклов. Регуляция полового и бесполого размножения в жизненном цикле.

Движение. Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя. Передвижение беспозвоночных животных. Передвижение животных в разных средах обитания. Регуляция движения.

Поведение животных. Врожденное и приобретенное поведение. Безусловный рефлекс. Инстинкт. Процесс обучения: условный рефлекс.

Экспериментальная часть:

1. Выполнение лабораторной работы «Изучение внешнего строения и особенностей движения, дыхания и поведения аквариумных рыб».

Контроль и оценка усвоения знаний по теме:

Выполнение тестов, решение проблемных задач


Тема 4. Многообразие растительного и животного мира. Приспособления организмов к условиям существования

4 ч (4 ч)

Бактерии – доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Грибы – царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы – паразиты растений, животных, человека.

Лишайники – комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком.

Водоросли – наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.

Риниофиты – первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.

Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.

Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников.

Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.

Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.

Многообразие растений, выращиваемых человеком.

Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.

Кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.

Черви. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.

Моллюски. Многообразие моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.

Членистоногие. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие – возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.

Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.

Земноводные и пресмыкающиеся. Многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.

Птицы. Многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.

Млекопитающие. Многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.

Экспериментальная часть:

1. Выполнение проблемных практических заданий «Определение кислотности почв по растениям-индикаторам», «Определение наличия загрязнения воды по водным животным и растениям», «Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной».

2. Выполнение исследовательской работы «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

3. Лабораторные работы «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности», «Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур», «Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей», «Определение растений в период их безлистного состояния».

4. Практические работы «Описание видового состава рыб местных водоемов», «Сезонные наблюдения за птицами родного края».


Тема 5. Общий обзор строения и функционирования организма человека

4 ч (4 ч)

Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.

Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Строение нервной системы. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Состав и функции опорно-двигательной системы. Нарушения опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость, их состав и функции.

Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека.

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.

Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.

Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения. Болезни органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.

Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.

Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

Обмен веществ и превращение энергии – необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.

Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.

Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.

Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.

Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Экспериментальная часть:

1. Выполнение лабораторных работ «Изучение рефлексов продолговатого и среднего мозга», «Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия», «Подсчет частоты пульса в разных условиях и измерение артериального давления», «Определение типа кожи и кожной чувствительности», «Дефекты и иллюзии зрения».

2. Выполнение практической работы «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат».

3. Выполнение исследовательских проектов «Валеологическая оценка температуры и влажности воздуха школьных помещений», «Валеологическая оценка естественного и искусственного освещения», «Валеологическая оценка санитарно-гигиенического состояния квартиры».

Контроль и оценка усвоения знаний по теме:

Выполнение тестов, решение проблемных задач


Тема 6. Характеристика популяционно-видового и биоценотического уровней организации живой природы

4 ч (4 ч)

Популяция как сообщество организмов одного вида. Структура популяции (пространственная, возрастная, половая и т.п.) и ее воспроизведение в ходе смены поколений особей. Регуляция численности у организмов с разным уровнем плодовитости и выживания, их связь с заботой о потомстве и образом жизни. Регуляция численности и ее механизмы. Популяционный гомеостаз. Общие принципы эксплуатации природных популяций.

Экосистемы. Роль производителей (продуцентов), потребителей (консументов) и разрушителей (редуцентов) органических веществ и круговороте веществ и превращении энергии в природе. Пищевые связи организмов в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии цепей питания (цепей питания). Пастбищная и детритная пищевые цепи. Пищевые пирамиды на суше и в океане.

Средообразующая роль организмов, биоценоза, понятие о биогеоценозе и биокосных системах. Сукцессионная смена биоценозов и понятие о климаксе. Восстановительная сукцессия. Особенности агроэкосистем. Разнообразие агроэкосистем, роль человека в их создании.

Экспериментальная часть:

1. Выполнение проблемных практических заданий по описанию и прогнозированию состояния популяций одного из охраняемых видов республики.

2. Выполнение исследования на тему «Определение основных типов взаимоотношений в биогеоценозе и построение цепей питания».

3. Выполнение практической работы «Определение степени перерождения леса под воздействием человека».

Контроль и оценка усвоения знаний по теме:

Выполнение тестов, решение проблемных задач


Тема 7. Характеристика биосферного уровня организации живой природы. Взаимоотношение человека и природы

4 ч (4 ч)

Биосфера - глобальная экосистема. В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Элементарный состав живого вещества. Роль биоразнообразия в поддержании устойчивости круговорота веществ.

Экология – наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания, включающей их живое и неживое окружение. Взаимоотношения организмов и их адаптации к абиотическим (свет, температура, влажность, субстрат), биотическим (конкуренция, хищничество и паразитизм, мутуализм, комменсализм, нейтрализм) и антропогенным факторам среды. Роль внешних и внутренних факторов в регуляции проявления индивидуальных адаптаций: сезонные наряды, линька, сезонный цикл жизни, сезон размножения. Особенности жизни в водной, наземно-воздушной, почвенной средах. Организм как среда обитания. Понятие об экологической нише и жизненной форме. Закон оптимума. Лимитирующий фактор. Регулирующая роль факторов среды, зависящих и независящих от плотности населения.

Роль человека в биосфере. Основные этапы происхождения человека: австралопитеки, архантропы, палеантропы, неантропы. Выход человекообразных обезьян в открытый ландшафт. Пространственная экстраполяция - источник разума и орудийной деятельности. Полуденный хищник. От стада к коллективу. Речь и вторая сигнальная система как средство управления коллективом. Освоение огня. Большой коллектив и охота на крупных млекопитающих. Возникновение искусства и религии.

Неолитическая революция: кризис присваивающего хозяйства – первый экологический кризис в истории человечества. Производящее хозяйство. Каждый шаг в совершенствовании производительности труда – предпосылка к росту численности населения. Расширение ресурсной базы и последовательное оскудение невозобновимых, а затем и возобновимых ресурсов. Ограниченность ресурсов для изготовления орудий – открытие технологии выплавки и обработки металлов. Вырубка лесов, переход к каменному строительству и добыче каменного угля. Промышленная революция и научно-технический прогресс.

Современный экологический кризис и активный ответ биосферы. Проблемы загрязнения, исчерпания ресурсов и разорения земель, вымирания ключевых звеньев биосферного круговорота, перенаселения, голода.

Пути предотвращения дальнейшего развития экологического кризиса (самоограничение или поиски путей устойчивого развития). Необходимость объединения усилий всего человечества в решении проблем экологического кризиса.

Экспериментальная часть:

1. Выполнение исследовательского проекта «Почва как среда обитания организмов».

2. Выполнение проблемного практического задания «Проектирование пришкольного участка с использованием приемов эколого-ландшафтного дизайна».

3. Выполнение исследовательского проекта «Влияние транспортных магистралей на фауну близлежащих территорий»

Контроль и оценка усвоения знаний по теме: Выполнение тестов, решение проблемных задач


Тема 8. Эволюция как регулируемый процесс

4 ч (4 ч)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Законы наследования признаков И.-Г.Менделя. Правило доминирования и исключения из него. Правило независимого расщепления признаков. Принцип чистоты гамет.

Генетическое определение пола и связь генов с хромосомами. Сцепленное наследование. Цитологические основы наследственности. Закон линейного расположения генов в хромосоме: сцепленное наследование и кроссинговер.

Примеры изменчивости. Норма реакции: наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотип и фенотип. Мутации. Главное обобщение классической генетики: наследуются не признаки, а нормы реагирования. Регуляторная природа реализации наследственной информации в ходе онтогенеза.

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.

Генетическая инженерия. Генетически модифицированные штаммы микроорганизмов, сорта растений и животных: реальные достоинства, мнимые испуги, реальные и потенциальные опасности.

Ч. Р. Дарвин и А. Р.Уоллес – основоположники теории эволюции организмов. Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Учение об искусственном отборе – основа селекции. Применение знаний о закономерностях наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов.

Движущие силы и результаты эволюции. Формирование приспособлений к среде обитания. Относительный характер приспособленности.

Вид и видообразование.

Система органического мира. Свидетельства об эволюции из области систематики, сравнительной анатомии, палеонтологии, эмбриологии и биогеографии. Клеточное строение как доказательство родства и единства.

Учение А. Н. Северцова о главных направлениях эволюционного процесса. Биологический прогресс и пути его достижения (ароморфоз, идиоадаптация и дегенерация). Дивергенция, органическое разнообразие и их биологический смысл.

Происхождение жизни на Земле. Клеточная форма организации жизни. Происхождение эукариот. Возникновение многоклеточных. Скелетная революция. Выход многоклеточных на сушу. Наземные позвоночные – как сообщество сборщиков урожая. Человек – плоть от плоти наземных позвоночных. Экологическая роль человека в биосфере – суперпотребитель всевозможных ресурсов, включая минеральные.

Экспериментальная часть:

1. Выполнение лабораторных работ «Описание фенотипов растений и животных», «Изменчивость признаков у растений, животных и человека»

2. Составление родословных.

Контроль и оценка усвоения знаний по теме:

Решение генетических задач. Выполнение тестов.


Требования к результатам усвоения учебного материала по БИОЛОГИИ (IХ класс)


     ЗНАТЬ:
      • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;       

• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения. 

УМЕТЬ:
      • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

 • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; описывать биологические объекты;
      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

 • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

 • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

 

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ:

 • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

      • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

      • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

      • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИИ

для Х класса


Авторы: Вершинина И. В., к.п.н, ст.преподаватель


«Биология» – базовый курс в программе «Биолого-химическая школа» на базе ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», предназначенный учащимся 10-х классов.

В соответствии с базовым уровнем стандарта программа отражает основное содержание науки биологии о важнейших законах и закономерностях существования природы и культурологическую составляющую дисциплины (роль биологии как науки в современном обществе и в культуре личности), а также гуманистические, природоохранные, здравоохранительные, этические и другие аспекты в изучении природы, имеющие мировоззренческое, культурологическое, социальное, гражданственное значение. При этом особое внимание уделено развитию валеологической культуры и формированию компетентностных качеств личности.

В программе подробно освещены вопросы о целостности генотипа, причинах цитоплазматической наследственности, основные положения хромосомной теории наследственности и хромосомный механизм определения пола. Большое внимание уделяется решению генетических задач.

На завершительном этапе изучения курса учащиеся могут самостоятельно сделать вывод о материальном единстве живой природы и её познаваемости, устанавливать родство организмов.

Программа курса рассчитана на 64 часов обучения, в том числе 32 часов отводится на аудиторные занятия и 32 часов на самостоятельную работу.

Введение

1 ч (2 ч)

Введение. Биология как наука, методы исследования, связи с другими науками, ее достижения. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный. Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Человек, его биосоциальная природа.


Раздел 1. Воспроизведение биологических систем.

Основы цитологии, гистологии и эмбриологии

7 ч (4 ч)

Клетка как биологическая система. Цитология – наука о клетке. История изучения клетки. М. Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории, ее основные положения. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира. Прокариотная клетка, особенности ее строения. Морфологические типы бактерий. Размножение, распространение и значение в природе и жизни человека. Патогенные бактерии. Вирусы – строение и химический состав. Размножение, распространение и значение в природе и жизни человека. Эукариотическая клетка. Методы изучения строения и функций клетки. Химическая организация клетки. Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ, воды и других неорганических веществ. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства.

Клетка – единица строения организмов. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности. Хромосомы и гены.

Клетка – единица жизнедеятельности организмов. Метаболизм. Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме. Энергетический и пластический обмен. Генетический код, матричный характер реакций биосинтеза. Особенности пластического обмена веществ у растений – фотосинтез. Роль хлорофилла в поглощении энергии света. Использование энергии света в процессе образования органических веществ из неорганических.

Клетка – единица роста и развития организмов. Клеточный цикл и его основные этапы. Интерфаза: основные периоды и их характеристика. Деление клеток путем митоза. Строение хромосом на разных этапах клеточного цикла. Кариотип. Центриоли и их роль в образовании веретена деления. Характеристика фаз митотического цикла: профаза, метафаза, анафаза и телофаза. Цитокинез. Особенности деления животной и растительной клетки. Биологическая роль митоза. Нарушения процесса митоза. Амитоз и его роль природе.

Развитие половых клеток. Мейоз. Механизм мейоза. Два деления мейоза и характеристика каждой из фаз. Особенности процесса мейоза при созревании яйцеклеток и сперматозоидов у животных. Сходство и отличия митоза и мейоза, их значение.

Организм как биологическая система. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь – основа целостности организма.

Отличия клеток многоклеточного организма от клеток одноклеточных и колониальных. Теории происхождения многоклеточности.

Основные типы растительных тканей. Образовательные ткани, их классификация и особенности строения. Постоянные растительные ткани: механические, проводящие, пограничные (в том числе покровные), основные. Ткани, состоящие из нескольких типов клеток – флоэма и ксилема. Прорастание семян и формирование тканей. Первичный рост стебля и корня. Латеральные меристемы и вторичный рост стеблей и корней.

Основные типы животных тканей. Эпителиальная ткань и особенности ее строения в связи с функциями. Покровный эпителий: простой эпителий (плоский, кубический, цилиндрический, мерцательный, многорядный) и сложный (многослойный, переходный). Железистый эпителий. Соединительная ткань: рыхлая, плотная волокнистая, жировая, скелетная, гематопоэтическая и жидкая (кровь, лимфа). Мышечная ткань и ее виды. Нервная ткань (нейроны, нейроглия). Гормоны и их влияние на развитие животных. Состояние покоя и его регуляция. Регенерация.

Способы размножения организмов. Возникновение в эволюции и биологическая роль полового процесса. Половой процесс и половое размножение. Бесполое размножение и его биологическая роль. Преимущества и недостатки полового и бесполого размножения. Раздельнополость и гермафродитизм. Партеногенез. Понятие о жизненном цикле и его варианты.

Онтогенез и присущие ему закономерности. Специализация клеток, образование тканей, органов в процессе онтогенеза организмов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Индивидуальное развитие животных. Оплодотворение, его формы и значение. Дробление, гаструляция и органогенез. Зародышевые листки. Судьба трех зародышевых листков в процессе развития позвоночного. Особенности строения зародыша анамний и амниот. Эмбриональное развитие у ланцетника. Оплодотворение и эмбриональное развитие у человека.


Раздел 2. Ботаника с основами фитоценологии

5 ч (7 ч)

Особенности строения и функционирования растительной клетки. Научное определение клетки, основные функции и свойства клетки. Характеристика основных элементов растительной клетки: клеточная стенка, протопласт, вакуоль.

Вегетативные органы растений. Корень и корневая система. Основные функции корней. Особенности внутреннего и внешнего строения. Побег и система побегов. Специализация и метаморфозы побегов. Стебель. Особенности анатомии стебля однодольных и двудольных растений. Лист. Анатомические и морфологические особенности листа, жилкование. Функции листа.

Систематика растений

Царство Грибы. Общая характеристика, отличия от других царств эукариот. Особенности строения, способы размножения, питания, экология, распространение и хозяйственное значение грибов.

Низшие растения. Водоросли. Особенности цитологической организации. Способы размножения, жизненные циклы. Принципы классификации.

Лишайники. Особенности строения, размножения. Систематика, классификация, происхождение, экология и хозяйственное значение лишайников.

Высшие растения

Споровые: Мхи. Плауны. Хвощи. Папоротники.

Отдел Моховидные: особенности строения, размножения, своеобразие жизненного цикла. Классификация, происхождение и экология мхов.

Отдел Плауновидные: особенности морфологии, систематика, происхождение и экология.

Отдел Хвощевидные: общая характеристика, особенности строения, размножения. Биологическое значение.

Отдел Папоротники: особенности строения, общая характеристика равноспоровых и разноспоровых папоротников. Роль папоротников в процессе образования залежей каменного угля.

Голосеменные растения. Покрытосеменные растения.

Отдел Голосеменные: общая характеристика, особенности жизненного цикла голосеменных растений. Отдел Цветковые или Покрытосеменные растения: общая характеристика, особенности строения репродуктивных органов.

Репродуктивная биология покрытосеменных растений.

Микроспорогенез. Микрогаметогенез. Мегаспорогенез. Мегагаметогенез. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша. Опыление. Соцветия. Типы плодов.


Раздел 3. Зоология

8 ч (6 ч)

Зоология беспозвоночных. Система животных: одноклеточные и многоклеточные.

Подцарство Одноклеточные животные. Строение тела простейших как одноклеточных организмов. Многофункциональность клеток простейших. Систематика. Отряд Амебовые. Псевдоподии. Передвижение и питание. Пищеварительные, сократительные вакуоли и их значение. Размножение амеб. Инцистирование. Распространение. Паразитические амебы (дизентерийная амеба).

Класс Споровики: Общие особенности строения и развития споровиков в связи с паразитическим образом жизни. Отряд Грегарины: строение, распространение и цикл развития. Значение образования спор. Отряд Кокцидии: особенности строения в связи с внутриклеточным паразитизмом. Цикл развития и способ заражения ими животных. Кокцидиозы кроликов и птиц. Меры борьбы с ними. Малярийные плазмодии. Их жизненные циклы. Отсутствие образования спор в связи с трансмиссивным характером заболевания. Борьба с малярией и ее переносчиками.

Тип Инфузории – Класс Ресничные инфузории. Общая характеристика инфузорий как наиболее дифференцированных и высокоорганизованных простейших. Ресничный аппарат и другие органеллы. Единство структуры ресничек и жгутиков в свете электронно-микроскопических исследований. Ядерный аппарат. Строение и жизненные функции инфузорий на примере туфельки. Размножение инфузорий. Конъюгация ее физиологическое значение. Происхождение инфузорий. Филогенетические отношения в подцарстве простейших.

Подцарство Многоклеточные животные

Характеристика многоклеточных животных. Теории происхождения. Классификация.

Тип Губки. Общая характеристика губок как низших многоклеточных животных, одиночных, колониальных и ведущих прикрепленный образ жизни. Типы клеток. Радиальная симметрия. Морфологические типы губок. Физиологические процессы: всасывание воды и ее циркуляция, захват и переваривание пищевых частиц, диффузное дыхание и выделение, делимость. Бесполое и половое размножение. Развитие губок, типы личинок и их метаморфоз. Классификация губок, промысловое значение. Положение губок в системе животных и вопрос их происхождения.

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика типа. Радиальная симметрия. Двуслойность. Анатомическое строение и дифференцировка клеточных элементов. Гастроваскулярная система. Размножение. Характерные черты развития. Классификация кишечнополостных.

Класс Гидроидные. Характеристика класса. Полипоидный и медузоидный типы строения. Гидра как одиночный полип. Движение, питание, защита, размножение. Морские гидроидные полипы. Особенности их строения, размножения и образования колоний. Образование медуз. Чередование поколений и его значение.

Класс Сцифоидные. Характеристика класса. Отличие строения сцифоидных медуз от гидроидных. Гастроваскулярная система, нервная система и органы чувств. Размножение и развитие на примере медузы аурелии.

Класс Коралловые полипы. Характеристика класса. Одиночные и колониальные полипы. Размножение и развитие. Географическое распространение коралловых полипов. Рифообразующие кораллы, их биология и роль в образовании рифов и островов. Филогенетические отношения в типе кишечнополостных.

Тип плоские черви. Возникновение двусторонней симметрии. Повышение общего уровня организации в сравнении с кишечнополостными. Особенности строения. Половая система, размножение и развитие. Классификация плоских червей.

Класс Трематоды, или Дигенетические сосальщики. Особенности строения, связанные с приспособлением к эндопаразитическому образу жизни. Размножение, развитие, личиночные стадии, чередование поколений и смена хозяев в жизненном цикле трематод. Общее понятие о гельминтозах и биологических основах их профилактики. Главнейшие паразиты человека и животных.

Класс Ленточные черви. Морфологические и биологические особенности ленточных червей, связанные с их паразитированием в кишечнике позвоночных животных. Размножение, развитие и рост ленточных червей; личиночные стадии, главнейшие формы. Важнейшие паразиты человека и животных, их жизненные циклы, пути и условия заражения ими, борьба с ними.

Тип Первичнополостные, или Круглые черви. Прогрессивные черты организации круглых червей по сравнению с плоскими червями. Особенности строения покровов, мускулатуры, выделительной, половой и нервной систем. Классификация первичнополостных.

Класс Нематоды, или Собственно круглые черви. Морфологические и биологические особенности строения. Распространение и образ жизни нематод. Свободноживущие круглые черви. Переход от свободного к паразитическому образу жизни. Нематоды – паразиты растений. Особенности организации, размножение, развитие и жизненный цикл нематод, паразитирующих в теле человека и животных. Возможные экологические пути эволюции нематод. Понятие о геогельминтах и биогельминтах. Эпидемиология и профилактика гельминтозов; гельминтозы у детей школьного возраста и борьба с ними.

Тип Кольчатые черви. Более высокий уровень организации кольчатых червей в сравнении с плоскими и круглыми червями. Особенности строения систем органов. Развитие.

Класс Многощетинковые кольчецы и Малощетинковые кольчецы. Отличия в строении от тела полихет в связи с переходом к жизни в почве. Пища и питание. Особенности строения, развития, регенерация. Распространение, места обитания и образ жизни. Дождевые черви, их биология и роль в процессе почвообразования и плодородия почвы.

Класс Пиявки. Особенности организации пиявок в связи с переходом к паразитическому образу жизни. Распространение, места обитания и образ жизни. Происхождение и филогенетические отношения кольчатых червей.

Тип Моллюски. Особенности организации. Основные способы размножения моллюсков. Классификация моллюсков.

Класс Брюхоногие. Особенности внешнего строения. Раковина. Изменения, связанные с развитием асимметрии; отражение этого процесса на внутреннем строении органов и систем. Морские, пресноводные, наземные моллюски. Особенности их строения и жизнедеятельности. Размножение и развитие. Классификация брюхоногих. Места их распространения, образ жизни и значение в жизни человека.

Класс Пластинчатожаберные, или Двустворчатые. Особенности внешнего строения двустворчатых, связанные с малоподвижным образом жизни. Размножение и развитие. Распространение, места обитания. Процесс образования жемчуга. Роль двустворчатых как фильтраторов воды. Классификация. Пресноводные, морские и вредные моллюски.

Класс Головоногие. Характерные черты строения головоногих как сильных подвижных морских животных. Особенности строения нервной системы. Органы чувств. Размножение и развитие.

Тип Членистоногие. Особенности организации. Принципы деления на подтипы.

Класс Ракообразные. Особенности ракообразных. Размножение, типы развития и личинки. Условное деление класса на низших ракообразных и высших.

Класс Паукообразные. Особенности организации паукообразных как наземных хищных хелицеровых. Расчленение тела. Покровы. Специализация конечностей. Пищеварительная система и способы пищеварения. Дыхательная, кровеносная, выделительная и нервная системы. Органы чувств. Разделение класса на отряды.

Класс Насекомые. Особенности организации насекомых как членистоногих, приспособленных в наибольшей мере к жизни на суше, в воздушной среде. Размеры и форма тела. Расчленение на отделы. Конечности и их специализация. Строение покровов тела. Особенности пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем. Размножение насекомых. Эмбриональное и постэмбриональное развитие насекомых. Развитие прямое; с неполным и полным превращением. Значение насекомых как опылителей цветковых растений. Хищные и паразитические насекомые. Участие насекомых в разложении органических остатков. Насекомые – возбудители или переносчики заболеваний человека и животных. Борьба человека с вредными насекомыми. Разделение класса на отряды.

Тип Иглокожие. Особенности строения, размножения и развития. Особенности организации для всего типа. Систематика.

Зоология хордовых. Общая характеристика типа хордовых. Положение хордовых в системе животного мира. Связь с другими типами животных. Специфические черты строения хордовых и их биологическое значение. Система типа, подтипы. Теоретическое и практическое значение хордовых.

Подтип оболочники. Класс асцидии. Биологические особенности; одиночные и колониальные, сидячие и плавающие формы. Строение асцидии. Размножение и развитие.

Класс сальпы. Биология; одиночные и колониальные формы. Строение, размножение и развитие сальп и боченочников. Метагенез и его биологическое значение.

Класс аппендикулярии. Биология и строение аппендикулярий; размножение и развитие животных. Гипотезы о происхождении и эволюции оболочников.

Подтип бесчерепные. Биология, строение и развитие ланцетника. Черты организации бесчерепных, характеризующие их как группу, близкую к предкам позвоночных. Особенности строения и биологии, сближающие их с беспозвоночными. Специфические черты строения, связанные с придонным образом жизни.

Подтип позвоночные. Общая характеристика подтипа. Основные черты организации. Усложнение организации и интенсификации функций – основное условие прогрессивной эволюции позвоночных. Система подтипа позвоночных. Деление на классы; объединение классов в таксономические (надклассы, разделы) и нетаксономические (анамнии и амниоты, пойкилотермные и гомойотермные) группы.

Раздел бесчелюстные.

Класс круглоротые. Характеристика класса. Строение скелета, органов дыхания и пищеварения, кровеносной системы. Отряды миног и миксин, их биологические и морфологические особенности. Географическое распространение; промысловое значение. Ископаемые круглоротые. Эволюция круглоротых и их место в системе подтипа позвоночных.

Раздел челюстноротые.

Надкласс Рыбы. Класс хрящевые рыбы. Морфологические и биологические особенности класса; специфические черты строения и физиологии. Обзор организации по системам органов. Особенности размножения и развития. Система класса: подклассы поперечноротых (отряды акул и скатов) и цельноголовых (химеровых).Происхождение и эволюция хрящевых рыб; проблема происхождения парных конечностей.

Класс костные рыбы. Морфологические и биологические особенности класса. Обзор организации по системам органов на примере костистых рыб. Происхождение костной ткани и ее роль в эволюции рыб. Размножение и забота о потомстве. Система класса. Эволюционное развитие рыб и их положение в системе позвоночных.

Надкласс Четвероногие. Происхождение наземных позвоночных. Экологические и морфофизиологические предпосылки выхода позвоночных на сушу. Палеозойские земноводные – стегоцефалы (панцирноголовые) как первые представители класса земноводных.

Класс земноводные (амфибии). Общая биологическая и морфологическая характеристика класса. Главные морфологические перестройки в связи с выходом позвоночных на сушу. Биология амфибий: основные экологические группы, питание, размножение и развитие. Система класса. Географическое распространение и практическое значение земноводных.

Класс пресмыкающиеся (рептилии). Морфологические и физиологические особенности амниот по сравнению с анамниями. Значение этих преобразований как приспособлений к наземному образу жизни. Морфобиологическая характеристика рептилий как первого класса первичноназемных позвоночных. Биология рептилий: географическое распространение, экологические группы, размножение, элементы терморегуляции. Система класса, краткая морфобиологическая характеристика подклассов. Происхождение и эволюция пресмыкающихся. Ископаемые формы, их экологическое и морфологическое разнообразие. Древние пресмыкающиеся как предки млекопитающих и птиц.

Класс птицы. Особенности строения птиц как амниот, приспособившихся к полету. Адаптивные черты в строении. Биология птиц: географическое распространение, экологические группы; полет и его вариации в связи с биологией. Размножение и развитие, забота о потомстве; миграции птиц. Питание и народнохозяйственное значение птиц. Система класса птиц. Краткая характеристика главнейших отрядов. Происхождение птиц; археоптерикс и другие ископаемые формы.

Класс млекопитающие. Общая характеристика класса. Особенности строения, связанные с происхождением от древнейших рептилий; черты прогрессивной эволюции. Многообразие класса в связи с освоением различных экологических условий. Морфофункциональный очерк основных систем органов. Особенности строения центральной нервной системы и головного мозга, сложные формы поведения. Особенности размножения и развития; забота о потомстве. Биология млекопитающих. Географическое распространение, экологические группы, вторичное освоение водной Среды. Питание, место в экосистемах. Значение млекопитающих в жизни человека. Система класса млекопитающих. Происхождение млекопитающих, вымершие формы, их связь с древнейшими рептилиями. Прогрессивная эволюция, примеры эволюционных рядов. Место человека в системе млекопитающих. Биологические и социальные факторы в становлении человека; место и роль человека в биосфере.


Раздел 4. Анатомия человека

5 ч (7 ч)

Опорно-двигательный аппарат. Некоторые специальные термины, принятые в анатомии. Понятие о тканях, органах и системах. Функции скелета. Формы костей. Химический состав кости, структура. Онтогенез скелета. Развитие и рост костей. Общий обзор скелета. Типы соединения костей. Скелет туловища. Скелет конечностей. Отделы черепа человека. Топография и формы черепа.

Типы мышечной ткани. Развитие мышц. Мышцы как орган. Строение и форма мышц. Мышцы груди, живота, спины. Мышечная система. Мышцы туловища, шеи, головы

Пищеварительная система. Общий обзор органов пищеварения. План строения пищеварительной системы, ее основные функции. Строение стенок пищеварительного тракта. Органы ротовой полости Мягкое небо, зев, миндалины. Зубы, язык, слюнные железы, глотка. Пищевод, желудок, тонкие кишки. Поджелудочная железа. Печень, желчный пузырь. Толстые кишки. Брюшина.

Эндокринная система. Общее понятие о железах внутренней секреции. Эмбриональное происхождение желез внутренней секреции. Гипоталамус, гипофиз, строение и функции. Щитовидная и паращитовидная железы. Надпочечники. Параганглии. Эндокринная часть половых желез. Шишковидное тело. Панкреатические островки (эндокринная часть поджелудочной железы). Тимус.

Дыхательная система. Развитие органов дыхания. Общий план строения. Функции дыхательной системы. Воздухоносные пути. Носовая полость, роль носового дыхания. Гортань, строение хрящевой гортани. Связочный и мышечный аппарат гортани. Трахея и бронхи. Легкие. Плевра. Механизм дыхания.

Мочевыделительная система. Микроскопическое строение почки. Топография, строение и кровообращение почки. Нефрон. Мочевыводящие пути. Строение мужских половых органов. Строение женских половых органов.

Сердечно-сосудистая система. Общий обзор сердечно-сосудистой системы: замкнутая кровеносная и незамкнутая лимфатическая системы. Понятие о кровообращении. Сердце как основной двигатель крови. Положение сердца в грудной полости, его форма, размеры поверхности. Строение стенки сердца (эндокард, миокард и эпикард), «мягкий» скелет сердца. Проводящая система сердца. Строение перикарда (околосердечной сумки). Кровоснабжение и иннервация сердца. Кровеносные сосуды – магистральные пути передвижения крови в организме. Большой и малый круги кровообращения. Принципы номенклатуры артерий и вен.

Лимфатическая система как дополнительное звено венозного русла: лимфатические капилляры, сосуды, правый и грудной лимфатические протоки. Лимфатические узлы и их строение. Лимфоидные органы. Селезенка.

Органы кроветворения и иммунной системы: центральные (красный костный мозг и тимус) и периферические (миндалины, лимфоидные и лимфатические узлы, селезёнка).

Нервная система. Онтогенез нервной системы. Общий план строения нервной системы, морфологические элементы. Строение спинного мозга. Проводящие пути спинного мозга. Рефлекторная дуга. Спинномозговые нервы и сплетения. Иннервация кожи и мышц. Морфофункциональная организация коры больших полушарий. Общий план строения вегетативной нервной системы. Симпатическая нервная система. Парасимпатическая нервная система.

Органы чувств. Учение об анализаторах. Зрительный анализатор. Слуховой и вестибулярный анализаторы. Кожный и двигательный анализаторы. Висцероцептивный анализатор. Вкусовой и обонятельный анализаторы. Пирамидная и экстрапирамидная система мозга.


Раздел 5. Генетика и селекция

8 ч (6 ч)

Генетика – наука о наследственности и изменчивости – свойствах организмов, их проявление в онтогенезе. Методы изучения наследственности и изменчивости организмов. Генетика человека. Вредное влияние мутагенов, употребления алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Меры защиты среды от загрязнения мутагенами, предупреждение формирования у учащихся вредных привычек. Профилактика наследственных заболеваний у человека. Селекция, ее задачи. Методы выведения новых сортов растений и пород животных, их генетические основы. Чистые линии, гетерозис, полиплоидия, экспериментальный мутагенез. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, открытие им закона гомологических рядов в наследственной изменчивости. Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование. Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, охраны природы.


Требования к результатам усвоения учебного материала БИОЛОГИИ (Х класс)

Знать и понимать:

основные положения клеточной теорий; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

биологическую терминологию и символику;

– особенности строения и функционирования животного и растительного организма;

– систематику растений, животных и современную классификацию растительного и животного мира;

– особенности строения и функционирования животных разных групп;

– историю развития и эволюцию растительного и животного мира.

– взаимодействия между физическими, химическими и биологическими процессами;

– специфику живого, принципы воспроизводства и развития живых систем, их целостность и гомеостаз;

– уровни организации и функциональной асимметрии живых систем;

– иметь представление о биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы;

– структурные и физиологические свойства организма;

– факторы, влияющих на процессы формирования и функционирования организма.

уметь:

– объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций; необходимости сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих), процессы полового и бесполого размножение и делать выводы на основе сравнения;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– ориентирования в многообразии видов растений и животных;

– соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

– оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

– оценки этических аспектов некоторых исследований в области генетики.

овладения умениями применять знания биологии в практической деятельности, находить и анализировать информацию о живых объектах, наблюдать, сравнивать и описывать предметы и явления живого мира;

– воспитания необходимости бережного, ответственного отношения к окружающей природе;


ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ

XI класс


Авторы: Куплинова Е.А., преподаватель


«Биология» – базовый курс в программе «Биолого-химическая школа» на базе ГОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», предназначенный учащимся 11-х классов.

В соответствии с базовым уровнем стандарта программа отражает основное содержание науки биологии о важнейших законах и закономерностях существования природы и культурологическую составляющую дисциплины (роль биологии как науки в современном обществе и в культуре личности), а также гуманистические, природоохранные, экологические, здравоохранительные, этические и другие аспекты в изучении природы, имеющие мировоззренческое, культурологическое, социальное, гражданственное значение. При этом особое внимание уделено развитию валеологической культуры и формированию компетентностных качеств личности.

В программе подробно освещены вопросы о целостности генотипа, причинах цитоплазматической наследственности, основные положения хромосомной теории наследственности и хромосомный механизм определения пола. Большое внимание уделяется решению генетических задач.

В программе раскрыты предмет и методы экологии, её задачи, отрасли и значение. Акцентируется внимание учащихся на факторы среды обитания, взаимоотношения между живыми организмами, рассматриваются экосистема, пищевые цепи, экологические ниши, биоценоз и биогеоценоз.

Данный курс направлен на формирование знаний о селекции растений, животных, микроорганизмов, методах и приёмах, успехов современной селекции в растениеводстве, животноводстве и современной биотехнологии. Раскрыты основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере.

Программа курса рассчитана на 64 часа обучения, в том числе 32 часа отводится на аудиторные занятия и 32 часа на самостоятельную работу.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа по биологии IХ класс iconРабочая программа по биологии 8 класс

Программа по биологии IХ класс iconПрограмма элективного курса по биологии 9 класс

Программа по биологии IХ класс iconПрограмма по биологии Химический лицей «Зоология 8 класс.» г. Тулы

Программа по биологии IХ класс iconПрограмма использования музейных ресурсов в преподавании биологии. 8 класс (Человек)

Программа по биологии IХ класс iconВопросы по биологии 9 класс Вопросы для проведения вступительных испытаний по биологии в государственных образовательных учреждениях

Программа по биологии IХ класс iconконспект урока биологии по теме: «вирусы» 9 класс

Программа по биологии IХ класс iconЗадания школьного тура Всероссийской олимпиады по биологии 8 класс

Программа по биологии IХ класс iconВнеклассное мероприятие по биологии. «Кругосветное путешествие по царствам природы» 8 класс

Программа по биологии IХ класс iconОлимпиадные задания школьного тура по биологии (8 класс) Время выполнения 90 минут

Программа по биологии IХ класс iconБиология мэ, 8 класс Задания Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2010/2011 учебный год

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU