Программа использования музейных ресурсов в преподавании биологии. 8 класс (Человек) icon

Программа использования музейных ресурсов в преподавании биологии. 8 класс (Человек)





Скачать 107.04 Kb.
НазваниеПрограмма использования музейных ресурсов в преподавании биологии. 8 класс (Человек)
Дата конвертации18.06.2013
Размер107.04 Kb.
ТипПрограмма
Приложение.

Панова Наталия Дмитриевна

ГОУСОШ №1034

232-808-046

Программа использования музейных ресурсов в преподавании биологии.

8 класс (Человек)


Название темы по программе

Рекомендованная экскурсия

Отчётное задание

Человек как биологический вид. 2 часа

Место человека в системе органического мира.

Особенности человека

Музей им. Тимирязева.

«Происхождение и становление человека»

Цель: Определить место человека в системе органического мира; Черты сходства человека с животными.

Отчётное задание:
дать сравнительную характеристику скелета человека и млекопитающих. Составить таблицу: «рудименты и атавизмы»
(на уроке)


Происхождение человека. 3 часа

Происхождение человека. Этапы его становления.

Происхождение человека этапы его становления.
гимн. Закон Мюллера и Геккеля.

Расы их происхождение и единство.

Исторический музей
«Происхождение и становление человека»
Цель: Углубить знания учащихся о происхождении человека; этапах его эволюции.


Отчётное задание:

(индивидуально)

составить

хронологическую таблицу: «Основные этапы становления человека»

Творческое задание (индивидуально) оформить презентации на тему: «Расы человека»,

«Пути образования рас, несостоятельность расизма»

Краткая история развития знаний о человеке. 1 час

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Музей им. Ч. Дарвина.

«Этапы познания живой природы»
Цель: Познакомить учащихся с историей развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен до наших дней.

Отчётное задание:

(индивидуально)

составить таблицу

«Научные открытия, их значение для развития знаний о строении и функциях организма человека».

Общий обзор организма человека. 4 часа

Клеточное строение организма человека

Ткани.

Органы. Системы органов. Организм.

Музей им. Тимирязева.

Практическое занятие с микроскопом «Строение и функции клетки».
Цель: Закрепить знания о клеточном строении организма; строение животной клетки; функциях частей и органоидов клетки.

Отчётное задание: оформить работу Л.Р. «Строение и функции клетки».

Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат. 2 часа

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, её нарушения.

Музей им. Тимирязева.

«Железы внутренней секреции и нейрогуморальная регуляция»

Цель: Определить сущность гуморальной регуляции; железы, образующие эндокринный аппарат; особенности работы желез внутренней секреции.

Отчётное задание:

(на уроке)

составить таблицу: «Эндокринные железы и их гормоны».

Презентации на тему:

(индивидуально)

«Нарушение деятельности эндокринной системы»,

«Строении и функции желёз внутренней секреции».

Нервная система. 5 часов

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

Спинной мозг.

Строение и функции головного мозга.

Полушария большого мозга

Полушария большого мозга.

Музей им. Тимирязева

«Нервная система и высшая нервная деятельность ( с демонстрацией опытов)»

Цель: Усвоить строение и классификацию нервной системы, особенности строения полушарий большого мозга.

Отчётное задание:

(на уроке)

составить таблицу «Сравнение нервной и эндокринной регуляции»

составить схему: «Функциональные зоны и доли коры головного мозга»

Анализаторы. 4 часа

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия.

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние.

Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов.


Используется материал предыдущей экскурсии

Отчётное задание:

( на уроке)

Составить схемы строения анализаторов.

Творческие задания:

(индивидуально)

сообщения на тему: «Гигиена органов зрения, слуха».

Опора и движение. 8 часов

Аппарат опоры и движения. Скелет человека, его значение, строение.

Строение и свойства костей.

Типы соединения костей.

Мышцы их строение и функции.

Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.


Музей им. Тимирязева

Практическое занятие: «Физиология мышц»

Цель: Познакомить с особенностями строения и свойствами мышечной ткани, основными группами мышц.

Отчётное задание:

(на уроке)

составить таблицу «Мышечная координация»

Отчётное задание:

(индивидуально)

презентации на тему: «Гигиена опорно -двигательной системы». « Влияние гиподинамии на формирование скелета и мышц».

Внутренняя среда организма. 4 часа

Внутренняя среда организма её значение.







Транспорт веществ в организме.

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

Работа сердца.

Движение крови по сосудам.

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.

Музей им. Тимирязева

«Кровь и кровообращение с демонстрацией опытов на лягушке»

Цель: Закрепить знания учащихся о движении крови и лимфы в организме; о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему.


Отчётное задание: выполнение Л.Р. «Влияние химических веществ на работу сердца».

Отчётное задание: сообщения на тему:

(индивидуально)

«Экология и гигиена сердечно сосудистой системы», «Негативные факторы, влияющие на сердечно сосуд. систему».

Дыхание. 5 часов

Строение органов дыхания.

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких.

Регуляция дыхания.


См. экскурсию «Кровь и кровообращение»


Отчётное задание:

(индивидуально)

презентации на темы: «Болезни органов дыхания», «Экология и гигиена дыхания», «Сердечно лёгочная реанимация»

Пищеварение. 5 часов

Пищевые продукты, питательные вещества, их превращение в организме.

Пищеварение в ротовой полости.

Пищеварение в желудке и кишечнике.

Всасывание.

Рациональное питание.

Музей им. Тимирязева

«Пищеварение и обмен веществ с демонстрацией опытов».

Цель: Познакомить учащихся с особенностями пищеварения; нервные и гуморальные воздействия на секрецию желез.

Отчётное задание:

(фронтально)

описать опыты И.П.Павлова по изучению пищеварения (безусловные и условные рефлексы)

Обмен веществ и энергии. Витамины. 2 часа

Обмен веществ и энергии.

Витамины.

См. экскурсию «Пищеварение и обмен веществ»


Отчётное задание:

(индивидуально)

презентации на тему: «Влияние стрессов, гиподинамии, вредных привычек на обмен веществ»

Выделение. 2 часа

Выделение. Строение и работа почек.

Заболевания почек. Их предупреждение

Покровы тела.

Строение и функции кожи. Гигиена кожи. .

См. экскурсию «Пищеварение и обмен веществ»



Отчётное задание:

(индивидуально)

Компьютерная презентация на тему:

«Экология и гигиена мочевыделительной системы»

Высшая нервная деятельность. 5 часов

Поведение человека. Рефлекс.

Биологические ритмы. значение. Особенности В.Н.Д. человека.

Музей им. Тимирязева

Опыты И.П. Павлова

Цель: Раскрыть суть рефлекторной теории поведения, особенности врожденных и приобретенных форм поведения.

Отчётное задание:

(индивидуально)

составить мини проекты на тему: «Условные рефлексы – основа высшей нервной деятельности».




9 класс ( Общая биология)

(также возможно использование экскурсий данной тематики при изучении общей биологии в старшей школе)

Название темы по программе

Рекомендованная экскурсия

Отчётное задание

Введение (1час)







Эволюция живого мира на Земле.
Многообразие живого мира. (4часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

Музей им. Ч Дарвина. «Этапы познания живой природы», «Зоогеография»

Цель: познакомить учащихся с взглядами различных учёных на проблему эволюции, показать роль К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в создании систематики.


Отчётное задание:

(внеурочное)

Составить план рассказа «Основные этапы познания живой природы и ученые внесшие значительный вклад в развитие наук о природе».

Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора. (5 часов)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Учение Ч.Дарвина об естественном отборе. Индивидуальная изменчивость. Борьба за существование и естественный отбор.

Музей им. Ч Дарвина.

Экскурсия:

«Микроэволюция».

Цель: раскрыть механизм эволюции, выявить движущие силы эволюции, определить результат эволюции.


Отчётное задание:

(внеурочные – творческие, фронтальные на уроках)

подготовить презентацию о биографии Ч.Дарвина, его путешествии на корабле Бигль.

Составить схемы: Виды изменчивости»,

«Виды борьбы за существование», «Формы естественного отбора» привести примеры из экспозиции музея.

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

(2 часа)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве, физиологические адаптации.

Музей им. Ч Дарвина. «Микроэволюция», «Многообразие жизни на Земле».

Цель: показать, что все виды приспособленности – это результат действия механизмов эволюции.


Отчётное задание: выполнение Л.Р.

(На уроке)

«Изучение приспособленности организмов к среде обитания» на примерах экспозиции музея.

Микроэволюция.

(2 часа)

Вид как генетическая изолированная система; популяционная структура вида; экологическая и генетическая характеристика популяций. Пути видообразования; географическое и экологическое.

Музей им. Ч Дарвина.

Экскурсия:

«Микроэволюция»


Отчётное задание:

(фронтальное на уроках)

объяснить каким образом на Галапагосских островах образовались 13 видов Вьюрков.

Кто является предком галапагосских

Вьюрков. Привести примеры из экспозиции музея географического и экологического видообразования.

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

(3 часа)

(Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс. Пути их достижения.

Музей им. Ч Дарвина. «Макроэволюция».

Цель: сформировать понятие макроэволюция, разобрать её главные направления.


Отчётное задание:

(на уроке)

выполнение Л.Р. «Основные ароморфозы в эволюции позвоночных животных».

Развитие жизни на Земле.

( 3 часа)

Развитие жизни в Архейскую и Протерозой-

скую эры. Появление всех типов беспозвоночных животных. Эволюция растений и животных в Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.

Биологический музей им. К.А.Тимирязева.

Экскурсия

«Развитие органического мира».

Цель: Познакомить учащихся с хронологией развития живой природы; основными ароморфозами, происходившими в мире растений и животных.


Отчётное задание:

(внеурочное)

составить хронологическую таблицу: «Основные этапы эволюции растений и животных от архея до кайнозоя»

Происхождение человека. (2 часа)

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Стадии эволюции человека; древнейший человек; древний человек; первые современные люди. Происхождение рас. Антинаучная сущность расизма.\


Биологический музей им. К.А.Тимирязева.

Экскурсия

«Происхождение и становление человека».

Цель: обобщить знания учащихся об основных этапах эволюции человека.

Отчётное задание:

(на уроках)

Работа с инструктивными карточками: «Доказательства родства человека и животных», « Признаки сходства человека и человекообразных обезьян» - использовать материал экскурсии. Составить вопросы по теме экскурсии.

Строение и функции клеток. (5 часов) Прокариотическая клетка. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органеллы цитоплазмы. Деление клеток. Клеточная теория.

Биологический музей им. К.А.Тимирязева.

Экскурсия:

«Строение и функции клетки».


Отчётное задание:

(на уроке)

Л.Р. «Изучение клеток бактерий, растений, животных».

Наследственность и изменчивость организмов.(20 часов)

Законы Г.Менделя. Генетическое определение пола. Закономерности изменчивости. Мутации. Комбинативная изменчивость. Фенотипическая изменчивость.

Биологический музей им. К.А.Тимирязева.

Экскурсия:

«Генетика человека».

Цель: расширить изучение закономерностей наследования признаков; показать роль генетики в практической биологии.


Отчётное задание:

(индивидуальное, фронтальное)

составление родословных, привести примеры хромосомных аномалий человека и их фенотипического проявления. Решение генетических задач.

Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии.

Биосфера и человек

(7 часов)


Экскурсия в Приокско-Террасный заповедник.

Цель: продолжить формирование представления о структуре заповедника. Экологическое воспитание.

Отчётное задание:

(индивидуальное)

Творческое задание – презентации, проекты.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа использования музейных ресурсов в преподавании биологии. 8 класс (Человек) iconПрограмма по биологии IХ класс

Программа использования музейных ресурсов в преподавании биологии. 8 класс (Человек) iconРабочая программа по биологии 8 класс

Программа использования музейных ресурсов в преподавании биологии. 8 класс (Человек) iconПрограмма элективного курса по биологии 9 класс

Программа использования музейных ресурсов в преподавании биологии. 8 класс (Человек) iconПрограмма по биологии Химический лицей «Зоология 8 класс.» г. Тулы

Программа использования музейных ресурсов в преподавании биологии. 8 класс (Человек) iconПрограмма основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек», автор Н. И. Сонин; учебник

Программа использования музейных ресурсов в преподавании биологии. 8 класс (Человек) iconРаспоряжение вносит департамент охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов области

Программа использования музейных ресурсов в преподавании биологии. 8 класс (Человек) iconВопросы по биологии 9 класс Вопросы для проведения вступительных испытаний по биологии в государственных образовательных учреждениях

Программа использования музейных ресурсов в преподавании биологии. 8 класс (Человек) iconконспект урока биологии по теме: «вирусы» 9 класс

Программа использования музейных ресурсов в преподавании биологии. 8 класс (Человек) iconЗадания школьного тура Всероссийской олимпиады по биологии 8 класс

Программа использования музейных ресурсов в преподавании биологии. 8 класс (Человек) iconВнеклассное мероприятие по биологии. «Кругосветное путешествие по царствам природы» 8 класс

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU