Ответы на билеты по биологии для итоговой аттестации учащихся 9 класса icon

Ответы на билеты по биологии для итоговой аттестации учащихся 9 класса





НазваниеОтветы на билеты по биологии для итоговой аттестации учащихся 9 класса
страница1/7
Дата конвертации18.06.2013
Размер1.62 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7
Ответы на билеты по биологии для итоговой аттестации учащихся 9 класса


Билет № 1

1. Биология как наука, ее достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека.

Биология – (греч. bios – жизнь, logos – наука, учение) – наука о живой природе. Термин «биология» впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж.Б.Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г.Р.Тревиранусом.

Предметом исследования биологии является многообразие ныне существующих и вымерших организмов, их происхождение, эволюция, распространение, строение, функционирование и индивидуальное развитие, связи друг с другом и с окружающей их неживой природой. Биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость и т.д.).

Биология способствует решению жизненно важных практических задач. Достижения биологии широко применяются в медицине, в селекции, сельском хозяйстве, в производстве продуктов питания, в борьбе с вредителями и болезнями культурных растений. Биологические знания играют важную роль в совершенствовании лесного и рыбного хозяйства, звероводства, в охране природы. Использование в промышленности, машиностроении, кораблестроении принципов организации живых существ (наука бионика) приносит значительный экономический эффект.

Биология подразделяется на ряд самостоятельных наук и направлений в зависимости от изучаемых объектов, уровней организации живого.

Биология подразделяется на ряд самостоятельных наук и направлений в зависимости от изучаемых объектов, уровней организации живого, методов исследования, практического использования биологических знаний:



Связь биологических наук с физикой, химией, математикой, геологией, географией, астрономией и др. науками. Всех их объединяет не только природа, но и методы, которыми пользуются исследователи для выяснения тех или иных закономерностей: наблюдение, сравнение, эксперимент или опыт, моделирование, исторический метод.

2. Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объясните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее положение на Земле. Среди живых растений или гербарных экземпляров найдите представителей этой группы.


Растения – царство эукариотических организмов, характеризующееся автотрофным питанием.

  • Растения, как правило, способны к фотосинтезу, т.е. образованию органических веществ из неорганических за счет энергии солнечного света.

  • Клетки растений покрыты плотной целлюлозной оболочкой, или клеточной стенкой, не пропускающей твердые частицы.

  • У большинства растений наблюдается высокая расчлененность тела, гораздо более выраженная чем у животных.

  • У растений существуют некоторые ограниченные движения (движение листьев к свету, ростовые движения). Однако можно сказать, что растения, в противоположность животным, неподвижны.

  • Растения могут размножаться при помощи спор, семян и вегетативных органов (черенками, отводками, луковицами, клубнями, усами, корневыми отпрысками и др.)

  • Запасным питательным веществом растений, как правило, служит крахмал.

  • В жизни любого растения происходит чередование поколений.

Царство растений включает около 350 тысяч видов. Оно делится на подцарства: низшие (багрянки, настоящие водоросли - не имеют органов и тканей) и высшие растения (мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные – это преимущественно наземные растения, тело расчленено на органы и ткани. Размножаются спорами, вегетативно и при помощи семян). Господствующее положение на Земле занимают Покрытосеменные (всего 250 тыс.) так как: семя развивается и находится внутри плода с большим запасом питательных веществ; существуют в различных жизненных формах (деревья, кустарники, травы), образуя многоярусные сообщества. Это способствует более полному и интенсивному использованию ресурсов среды и освоению новых местообитаний.

3. Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в организме человека, дайте научное объяснение влияния на обмен веществ гиподинамии, стрессов, вредных привычек, переедания.

Обмен веществ (метаболизм) – это процесс, посредством которого питательные вещества создают живую ткань. И «живая ткань» сгорает, создавая энергию. Каждая клетка тела постоянно участвует в процессе обмена веществ, как и каждый живой орган. Этот процесс – основа здоровья и жизненной энергии. В основе многих болезней – недостаток в тканях кислорода. Одна из причин этого явления – гиподинамия (малоподвижный образ жизни). Без движения все процессы в организме затруднены и замедлены. Установлено, что при гиподинамии ухудшается способность мышц сокращаться, изменяется химический состав белков, из костной ткани вымывается кальций и кости становятся рыхлыми. Но особенно тяжело сказывается обездвижение на кровеносных сосудах, сердце и нервной системе. Страдают обменные процессы, стремительно увеличивается масса тела. При стрессах, когда психическая энергии истощена, то сбалансированная гармония между процессами обмена веществ нарушается, и в результате человек чрезмерно теряет или прибавляет в весе. Еда без разбора, второпях, также могут привести к болезни. Переедание отнимает энергию на усиленную работу желудка, делает наши тела вялыми и тучными вследствие накопления подкожной жировой клетчатки. При курении развивается так называемое кислородное голодание, которое приводит к отставанию в росте, ослаблению памяти, снижению работоспособности, ухудшению остроты зрения. Употребление наркотических веществ приводит к снижению иммунитета, страдают органы, ответственные за очищение организма от вредных веществ – печень, почки, легкие. Происходят необратимые процессы в системе пищеварения, эндокринной системе, в сердце и в центральной нервной системе, Алкоголь вызывает сужение кровеносных сосудов, что может привести к повышению кровяного давления, а также к недостаточному снабжению клеток кислородом.

Билет № 2

1. Признаки живых организмов. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы.


1. Живые организмы – важный компонент биосферы. Клеточное строение – характерный признак всех организмов, за исключением вирусов. Наличие в клетках плазматической мембраны, ци­топлазмы, ядра. Особенность бактерий: отсутствие оформленного ядра, митохондрий, хлоропластов. Особенности растений: наличие в клетке клеточной стенки, хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, автотрофный способ питания. Особенности живот­ных: отсутствие в клетках хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки, гетеро­трофный способ питания.

2. Наличие в составе живых организмов орга­нических веществ: сахара, крахмала, жира, белка, нуклеиновых кислот и неорганических веществ: воды и минеральных солей. Сходство химическо­го состава у представителей разных царств живой природы.

3. Обмен веществ - главный признак живо­го, включающий питание, дыхание, транспорт ве­ществ, их преобразование и создание из них ве­ществ и структур собственного организма, освобож­дение энергии в одних процесс ах и использование в других, выделение конечных продуктов жизнеде­ятельности. Обмен веществами и энергией с окру­жающей средой.

4. Размножение, воспроизведение потомства - ­признак живых организмов. Развитие дочернего ор­ганизма из одной клетки (зиготы при половом раз­множении) или группы клеток (при вегетативном размножении) материнского организма. 3начение размножения в увеличении численности особей ви­да, их расселении и освоении новых территорий, со­хранении сходства и преемственности между роди­телями и потомством в ряду многих поколений.

5. Наследственность и изменчивость - свой­ства организмов. Наследственность - свойство ор­ганизмов передавать присущие им особенности строения и развития потомству. Примеры наследст­венности: из семян березы вырастают растения бе­резы, у кошки рождаются похожие на родителей котята. Изменчивость - возникновение у потомства новых признаков. Примеры изменчивости: растения березы, выросшие из семян материнского растения одного поколения, различаются по длине и окраске ствола, числу листьев и др.

6. Рост – процесс изменения размеров организма за счет деления и роста клеток (количественные изменения). Типы роста: ограниченный и неограниченный.

7. Развитие – процесс, сопровождающийся качественными изменениями организма. Типы развития: индивидуальное, в процессе которого проявляются все свойства организма (онтогенез); историческое - в результате развития органического мира образуются новые виды (филогенез). Этот процесс обеспечивает разнообразие видов живых организмов.

8. Движение – перемещение в пространстве. Типы движения: активное и пассивное.

9. Раздражимость – способность организма реагировать на изменения окружающей среды.

10. Саморегуляция – способность поддерживать функции организма на определенно уровне в условиях постоянно меняющейся среды.

2. Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как человек использует знания о конкуренции в практической деятельности?

Экологические факторы среды



абиотические антропогенный биотические

(влажность, температура, (человек) (растения, животные,

свет, давление и др.) грибы, бактерии)


Бuотuческuе факторы - разнообразные формы влияния на организм со стороны окружающих его существ. Одни из них могут служить пищей для других (например, растения для животных, жертва для хищника), быть средой обитания (на­пример, хозяин для паразита), способствовать размножению и расселению (например, птицы и насекомые-опылители для цветковых растений), оказывать механические, химические и другие воздействия. Действие биотических факторов прояв­ляется только во взаимном влиянии организмов разных видов в самых различных формах. Биотические факторы подразделяют также на внутривидовые (полезные и вредные) и межвидовые (полезные: симбиоз,


мутуализм, квартиранство, протокооперация; нейтральные и вредные: антибиоз, хищни­чество, паразитизм).


3. Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции. Как в крови поддерживается постоянное количество глюкозы? Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом?

Поджелудочная железа относится к железам смешанной секреции: одни ее клетки вырабатывают поджелудочный сок, попадающий по протокам в двенадцатиперстную кишку, другие выделяют в кровь гормон инсулин. Он стимулирует усвоение глюкозы тканями, а также превращение ее избытка в гликоген мышц и печени. Это способствует поддержанию постоянного уровня глюкозы в крови, которая необходима для нормальной работы мышц и для клеток нервной системы. При заболевании поджелудочной железы выработка инсулина снижается. Это приводит к нарушению усвоения глюкозы тканями. Обмен веществ нарушается, так как ткани вынуждены использовать другие химические вещества. Уровень глюкозы в крови возрастает, и она начинает выводиться с мочой. Развивается заболевание сахарный диабет, при котором у больного появляется слабость, теряется устойчивость организма к инфекциям. Человек испытывает сильную жажду, ненасытный аппетит и выделяет большое количество мочи, содержащей сахар. Обезвоживание тканей ведет к потере сознания и смерти.

Чтобы не заболеть сахарным диабетом, нужно:

  • ограничить употребление жиров и сахара, увеличив долю сырых фруктов и овощей (свекла, морковь);

  • употреблять каши из цельных зерен, ростков пшеницы, молоко, йогурт, содержащие витамин В, который способствует образованию инсулина;

  • регулярно проводить оздоровительную физическую тренировку и закаливание организма.



Билет № 3

1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Сравнение клеток растений и грибов.

Создание клеточной теории стало важнейшим событием в биологии, одним из решающих доказательств единства живой природы. Клеточная теория оказала значительное влияние на развитие биологии, послужила фундаментом для развития та­ких дисциплин, как эмбриология, гистология и физиология. Она дала основы для понимания жизни, индивидуального развития, для объяснения эволюционной связи между организмами.

Клеточная теория включает следующие основные положения:

1. Клетка - элементарная единица живого, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению, является единицей строения, функционирования и развития всех живых организмов.


2. Клетки всех живых организмов гомологичны по строе­нию, сходны по химическому составу и основным проявлениям жизнедеятельности.

3. Размножение клеток происходит путем деления исходной материнской клетки.

4. В многоклеточном организме клетки специализируются по функциям и образуют ткани, из которых построены органы и системы органов, связанные между собой межклеточными. Гуморальными и нервными формами регуляции.

Сравнение клеток растений и грибов.

Различия

Растительная клетка

Клетка грибов

Клеточная оболочка – состоит из полисахаридов (целлюлозы), защищает содержимое клетки, играет роль скелета.

Пластиды: Функция лейкопластов – накопление крахмала (бесцветные), хромопластов – синтез каротиноидов (другие цвета), хлоропластов - фотосинтез (зеленые).

Вакуоли – полости, отграниченные от цитоплазмы мембраной и заполненные клеточным соком. Функция вакуолей – накопление питательных и вредных веществ (крахмала), регуляция осмоса – поступления воды в клетку.

Одно ядро в клетке.

Клеточная стенка содержит особое вещество хитин, который входит в состав покрова членистоногих.


Пластиды отсутствуют. Им не свойствен фотосинтез.


Запасные продукты откладываются в виде гликогена или жира, крахмал никогда не образуется.


Ядра очень мелкие, одно – два, а иногда больше.

В азотистом обмене грибов присутствует мочевина..

Сходство

Наличие цитоплазмы

Хорошо выраженная клеточная стенка

Наличие ядра



2. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Приведите примеры паразитических отношений в природе и раскройте их значение. Среди гербарных экземпляров, коллекций и влажных препаратов найдите растения и животных, для которых характерен паразитический образ жизни.

В экологии первостепенное значение имеют те эле­менты среды, которые обусловливают размножение, раз­витие и выживание популяции (вида). Элементы сре­ды, оказывающие на организм прямое или косвенное воздействие и необходимые для его выживания, назы­ваются экологическими факторами. В зависимости от свойств и характера воздействия экологические факто­ры подразделяются на три основные группы.

Абиотические факторы - совокупность условий не­органической среды, влияющих на организм. Абиоти­ческие факторы делятся на химические (химический состав почвы, воды, атмосферы т. д.), физические, или климатические (температура, влажность, освещенность, атмосферное давление, радиационный режим и др.), и географические (рельеф местности, смена сезонов, сила и направление ветра и т. д.).

Биотические факторы - совокупность влияний жиз­недеятельности одних организмов на другие (микро­организмы, растения, животные). Необходимо отметить, что жизнедеятельность живых организмов влияет так­же и на абиотическую среду, например бактерии вли­яют на состав почвы, водные организмы оказывают влияние на состав воды (так, бурное размножение водо­рослей ведет к уменьшению содержания в воде кисло­рода) и· т. д.

Антропогенные факторы - совокупность влияний деятельности человека на органический мир. Со време­ни возникновения человеческого общества увеличива­ется воздействие человека на окружающий мир. Дея­тельность людей приводит к изменению рельефа, соста­ва почвы, газового состава атмосферы и др.

Экологические факторы могут оказывать на организм воздействие прямое и косвенное (опосредствованное).

Приспособленность - соответствие строения клеток, тканей, органов, систем органов выполняе­мым функциям, признаков организма среде обита­ния. Примеры: наличие крист в митохондриях ­приспособление к расположению на них большого числа ферментов,


участвующих в окислении орга­нических веществ; удлиненная форма сосудов, их прочные стенки - приспособленность к передви­жению по ним воды с растворенными в ней мине­ральными веществами в растении. Зеленая окраска кузнечиков, богомолов, многих гусениц бабочек, тлей, растительноядных клопов - приспособлен­ность к защите от поедания птицами.

Причины приспособленности - движущие си­лы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Возникновение приспособлений и его науч­ное объяснение. Пример формирования приспо­собленности у организмов: насекомые раньше не имели зеленой окраски, но вынуждены были перейти на питание листьями растений. Популя­ции неоднородны по окраске. Птицы съедали хоро­шо заметных особей, особи с мутациями (появление у них зеленых оттенков) были менее заметны на зе­леном листе. При размножении у них возникали новые мутации, но преимущественно сохранялись естественным отбором особи с окраской зеленых тонов. Через множество поколений все особи дан­ной популяции насекомых приобрели зеленую окраску.

Относительный характер приспособленности. Признаки организмов соответствуют лишь опреде­ленным условиям среды. При изменении условий они становятся бесполезными, а иногда и вредны­ми. Примеры: рыбы дышат с помощью жабр, через них из воды в кровь поступает кислород. На суше рыба не может дышать, так как кислород из возду­ха не поступает· в жабры. Зеленая окраска насеко­мых спасает их от птиц, только когда они находятся на зеленых частях растения, на другом фоне они становятся заметны и не защищены.

Ярусное расположение растений в биогеоценозе – пример приспособленности их к использованию энергии света. Размещение в первом ярусе наиболее светолюбивых рпстений, а в самом нижнем – теневыносливых (папоротник, копытень, кислица). Плотное смыкание крон в лесных сообществах – причина небольшого числа ярусов в них.

Признаки паразитизма. Паразитизм в отличие от хищничества характеризуется тремя основными особен­ностями.

1. Паразит в течение своей жизни нападает всего на одну особь (редко ~ на многих) и поедает только часть вещества своей жертвы (хозяина); паразит причиняет хо­зяину вред, но редко приводит его к быстрой гибели.

2. Паразит обязательно живет (постоянно или времен­но) в теле или на поверхности тела своего хозяина, поэтому паразиты обычно намного мельче хозяина.

3. Паразит гораздо теснее связан со своим хозяином, чем хищник с жертвой. Это результат естественного отбора и узкой специализации видов.

Ленточные черви, печеночная двуустка, вши, многие клещи, вирус кори, туберкулезная палочка - все это обыч­ные примеры паразитов, которые поражают животных. Можно привести длинный список паразитов, вредящих растениям. К ним нередко относятся сами же растения, а также грибы и микроорганизмы. Таковы, например, пови­лика, заразиха, фитофтора, вирус табачной мозаики, голов­невые и ржавчинные грибы. Общее название паразитов, которые поражают растительные организмы, - ­фитопатогены.

Паразиты, нападая на своего хозяина, причиняют ему вред, но в отличие от хищников действие паразита не приводит к быстрой гибели хозяина. Циклы развития паразитов часто очень сложны, в передаче заражения могут участвовать многие организмы.

3. Используя знания о нормах питания и расходовании энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режим питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углеводов, быстро прибавляют в весе.

Для жизнедеятельности человека необходима энергия. Эту энергию он получает из пищи. В энергетическом обмене главная роль принадлежит углеводам. Хотя при распаде углеводов выделяется меньше энергии (1г – 17, 6 кДж), чем при распаде жиров (1г – 39,6 кДж), но углеводы быстрее расщепляются в организме с образованием энергии. Углеводы в пищеварительном канале человека расщепляются до глюкозы, которая поступает в кровь и


разносится по всему организму. Содержание ее в крови относительно постоянно и не превышает 0,08 – 0,12%. Если глюкоза поступает в кровь в большом количестве, то избыток


ее превращается в гликоген, который накапливается, а затем при необходимости снова распадается до глюкозы. Если же человек употребляет много продуктов питания, содержащих углеводы, то их избыток превращается в жиры. Увеличение отложений жира в жировой ткани ведет к прибавлению в весе и ожирению – болезни, при которой человек получает с пищей больше энергии, чем затрачивает ее за то же время.

Билет № 4

1. Клетка – единица строения и жизнедеятельности организмов. Сравнение клеток растений и животных.

1. Клеточное строение организмов. Клетка -­ единица строения каждого организма. Одноклеточ­ные организмы, их строение и жизнедеятельность. Многоклеточные организмы, возникновение в про­цессе эволюции клеток, разнообразных по форме, размерам и функциям. Взаимосвязь клеток в организме, образование тканей, органов.

2. Сходное строение клеток растений, живот­ных, грибов и бактерий. Наличие плазматической мембраны, цитоплазмы, ядра или ядерного вещест­ва, рибосом в клетках всех организмов, а также ми­тохондрий, комплекса Гольджи в клетках расте­ний, животных и грибов. Сходство в строении кле­ток организмов всех царств - доказательство их родства, единства органического мира.

3. Различия в строении клеток:

  • отсутствие целлюлозной оболочки, хлоропластов и вакуолей с клеточным соком у животных, грибов (у простейших животных: инфузория, амеба – сократительные вакуоли выполняют выделительную роль, очень мелкие);

  • отсутствие в клетках бактерий оформленного ядра (ядерное ве­щество расположено в цитоплазме), митохондрий, хлоропластов, комплекса Гольджи.;

  • На втором этапе энергетического обмена в растительной клетке наблюдается спиртовое брожение;

  • во всех животных клетках есть центриоли, а у растительных они отсутствуют (за исключением низших водорослей);

  • минеральные соли в растительной клетке могут находиться в виде кристаллов, а в животной клетке они растворены;

  • при делении растительной клетки между двумя дочерними образуется перегородка, животная клетка делится перетяжкой.

4. Клетка - функциональная единица живого. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки и организма. Способы поступления веществ в клетку: фагоцитоз, пиноци­тоз, активный транспорт. Пластический обмен -­синтез органических соединений из поступивших в клетку веществ с участием ферментов и использо­ванием энергии. Энергетический обмен - окисле­ние органических веществ клетки с участием фер­ментов и синтез молекул АТФ.

5. Деление клеток - основа их размножения, роста организма. Генетическая информация в клетке. Гены и хромосомы – материальная основа наследственности. Редупликация – удвоение хромосомы ДНК. Митоз- процесс деления клетки и передачи генетической информации в дочерние клетки.

2. Лишайники – симбиотические организмы, их разнообразие. Среди гербарных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их определите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение.

Лишайники – необычная группа живых организмов, представляющие собой симбиотическую связь грибов и водорослей. Наука о лишайниках называется лихенология. При этом между симбионтами возникают очень тесные связи, в результате чего формируется морфологически и физиологически целостный организм. Такое сосуществование гриба и водоросли является постоян­ным. Нередко удается разделить лишайниковые компоненты: отдельно выделить водоросль и гриб, кото­рые могут некоторое время нормально существовать друг без друга. Однако физиологические, биохимичес­кие и морфологические особенности, проявляемые эти­ми организмами во время сосуществования в лишайни­ке, часто значительно отличаются от их индивидуаль­ных свойств.

Тело лишайников представле­но слоевищем, имеющим размеры от долей миллиметра


до нескольких десятков сантиметров. Компоненты тесно взаимосвязаны и выполняют различные функции: водоросли осуществля­ют синтез основных органических веществ, а грибы поглощают воду и минеральные соли. Гифы гриба могут по-разному контактировать с клетками водорослей: либо проникать сквозь клеточную стенку внутрь клетки, либо плотно


прилегать к клеткам водорослей, не проры­вая их стенок, В симбиотические отношения с грибом могут вступать зеленые и бурые водоросли.

Различают следующие формы лишайников: нитчатые, у которых тело имеет вид нитей; накиипные или корковые, имеющие тело в виде корочки. на ска­лах, деревьях; земле и т. д, (ликонора); листова:тые - тело в виде листовидных пластинок, прикрепленных к почве или деревьям при помощи ризин - аналогов ризоидов, состоящих из пучков гиф (пармелия); кусти­стые - тело имеет вид более или менее. разветвленных кустиков, достигающих 12-15 см в высоту (исландский лишайник, ягели, например, олений лишайник- кла­дония).

Лишайники размножаются преимущественно вeгe­тативным способом. Слое­вище лишайника нарастает очень медленно за счет де­ления водоросли и самого гриба, поскольку каждый из компонентов лишайника размножается самостоятельно. Лишайник образуется только тогда, когда гифы гриба встретят на своем пути соответствующую водоросль.

Роль лишайников в природе и хозяйстве. Лишайники приспособлены к крайне неблагоприятным усло­виям температуры и влажности и растут всюду, где только возможна жизнь. Они заходят на север дальше любых растений Арктики, но при этом хорошо себя 'чувствуют и во влажном тропическом лесу. Они являются первыми поселенцами незаселенных пространств (на скалах, деревьях), занимают большие площади в тундрах. Лишайники играют существенную роль в поч­вообразовательном процессе, так как постепенно растворяют и разрушают горные породы, к которым они прикрепляются. Поселяются лишайники на самых бесплодных местах.

Примеры симбиоза: протокооперация (выгодно для обоих видов, но не обязательно) – гречихи и пчела, муравьи и семена некоторых растений леса; мутуализм (присутствие каждого вида обязательно ) - кедровка питается только орешками кедра, птицы кормятся насекомыми – паразитами на коже носорога и др.

3. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки.

Белки – это те структурные элементы, из которых строятся тела. Однако на этом их роль далеко не заканчивается. Именно с белками связано осуществление основных проявлений жизни: обмена веществ, сократимости, раздражимости, способности к росту, размножению и даже к мышлению. Белки входят в состав ферментов - веществ, выполняющих роль ускорителей биохимиче­ских реакций в организме. Белками являются и гормоны - регуляторы об­менных процессов в организме, и нуклеопротеиды, ответственные за синтез белка в организме, носители наследственности.

Роль белков в организме:

- каталитическая. Белки - катализаторы, уве­личивающие скорость химических реакций в клет­ках организма. Ферменты - биологические катали­заторы;

- структурная. Белки - элементы плазматиче­ской мембраны, а также хрящей, костей, перьев, ногтей, волос, всех тканей и органов;

- энергетическая. Способность молекул белков к окислению с освобождением необходимой для жиз­недеятельности организма энергии;

- сократительная. Актин и миозин - белки, входящие в состав мышечных волокон и обеспечи­вающие их сокращение вследствие способности мо­лекул этих белков к денатурации;

- двигательная. Передвижение ряда однокле­точных организмов, а также сперматозоидов при помощи ресничек и жгутиков, в состав которых входят белки;

- транспортная. Например, гемоглобин - бе­лок, входящий в состав эритроцитов и обеспечиваю­щий перенос кислорода и углекислого газа;


- запасающая. Накопление белков в организме в качестве запасных питательных веществ, например в яйце, молоке, семенах растений;

- защитная. Антитела, фибриноген, тромбин - ­белки, участвующие в выработке иммунитета и свертывании крови;

- регуляторная. Гормоны - вещества, обеспечи­вающие наряду с нервной системой гуморальную регуляцию функций организма. Роль гормона инсу­лина в регуляции содержания сахара в крови.

Белки имеют очень сложную структуру и состоят из 20 аминокислот, при­чем 10 из них относятся к разряду так называемых незаменимых, т. е. не син­тезируемых в организме человека и поступающих в него с пищей.

По своему происхождению белки делятся на животные и растительные.

Соя - чемпион по содержанию белка - целых 34 грамма на 100 граммов продукта. Но может ли она заменить мясо? Нет. Потому что аминокислотный состав белка животного происхождения ближе организму человека. Белок жи­вотного происхождения содержит в большем количестве так называемые не­заменимые аминокислоты.

Важнейшими источниками белка являются (в граммах на 100 граммов продукта): сыр - 30, мясо - 14-20, рыба - 12-16, яйцо -1-6, молоко - 3,0, соя - 34,0, горох - 20, хлеб - 5-10 и др.

В рационе подростка белки животного происхождения должны составлять 60 % от общего количества белка в пище. Белковая недостаточность, особен­но, если не хватает белка животного происхождения, приводит к тяжелым заболеваниям детей.

Назовем лишь некоторые из них. Малокровие, задержка роста, чрезвычай­но слабая сопротивляемость болезням, особенно инфекционным,- результат белковой недостаточности.

Конечные продукты расщепления белков в пищеварительном канале под действием ферментов желудочного сока (пепсина) – аминокислоты. Окисляясь в клетках, белки образуют конечные продукты обмена – воду, углекислый газ и выделяют энергию (1 г – 17,6 кДж).

Билет № 5

1. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции.

Ч. Дарвин (1809­-1882) родился в маленьком городке Шрусбери в центральной части Великобритании. Его дедом был Эразм, Дарвин, врач, натуралист и поэт, один из осно­воположников идей трансформизма. Возможно, это оказало влияние на формирование мировоззрения Ч. Дарвина. Окончил богословский факультет Кемб­риджского университета, но карьера священнослужи­теля не состоялась.

Капитану корабля «Бигль» Роберту Фицрою нужен был ученый натуралист, который смог бы выполнить научные работы, и он принял в свою команду молодого ученого Чарлза Дарвина. Корабль был снаряжен спе­циально с научными целями: исследование Огненной Земли, где предполагалось изучение рек, озер, расти­тельного и животного мира островов архипелага. Экс­педиция продолжалась в течение 5 лет (1831-1836 гг.). За это время Дарвин собрал уникальный материал для геологиче­ских и биологических исследований. Он детально изу­чил фауну Галапагосских островов, Южной Америки. В Уругвае были обнаружены останки вымерших ги­гантских ленивцев и броненосцев и других ископае­мых.

С 1836 по 1859 г. Дарвин анализировал собранный ма­териал. В первую очередь он собрал большой фактический материал об изменчивости видов животных и растений в естественных и одомашненных условиях. Дарвин выделил определенную и неопределенную изменчивость. Опреде­ленная - практически все потомство меняется одинаково в результате действия внешних условий. Неоnределен­ная - изменения не соответствуют изменениям внешней среды. Он сделал вывод, что в естественных условиях существуют все формы изменчивости, которые проявля­ются в одомашненном состоянии. Он ищет аналог ис­кусственному отбору в естественных условиях и меха­низм, который позволяет выживать и оставлять потом­ство наиболее приспособленным особям каждого вида. В 1859 г. была издана одна из его монографий - «Происхождение видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих рас (форм, пород) в борьбе за жизнь». В 1871 г. вышла в свет книга «Происхождение человека и половой отбор». По своим наблюдениям Ч.Дарвин приходит к выводу о движущих силах эволюции. Логика его мысли такова (таблица):

Наблюдаемые природные факты

Вывод


Механизмы эволюции

(движущие силы)

1. Все организмы стремятся размножаться в геометрической прогрессии, но в природе существует относительное постоянство особей одного вида

1.Следовательно, организмам что-то мешает выжить. Это – борьба за жизнь (за пищу, за территорию, за самку и т.д.)

Борьба за существование

2. В природе не встречается две одинаковые особи одного вида, у них есть индивидуальные различия

2. Следовательно, организмы обладают изменчивостью

Изменчивость

3.Так как особи обладают изменчивостью и постоянно борются за существование, то в этой борьбе выживают наиболее приспособленные, а наименее приспособленные «погибают»

3. Следовательно, в природе происходит естественный отбор

Естественный отбор

Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. Процесс, в результате которого вы­живают и оставляют потомство особи с полезными в данных условиях наследственными изменения­ми, - естественный отбор. Выполнение условиями среды роли отбирающих факторов: сильные ветры на океанических островах - отбирающий фактор для насекомых и птиц; сильные морозы, засуха - ­факторы отбора растений и животных. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции, спо­собствующий сохранению особей лишь с полезными· наследственными изменениями для жизни в тех ус­ловиях, где он действует, возникновению новых ви­дов, формированию черт приспособленности у орга­низмов. Постоянное, ежечасное действие естест­венного отбора в направлении совершенствования приспособлений за счет сохранения особей с полез­ными для них наследственными изменениями, в на­правлении формирования новых видов.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Ответы на билеты по биологии для итоговой аттестации учащихся 9 класса iconЭкзаменационные билеты по биологии для проведения устной итоговой аттестации выпускников 9-х классов

Ответы на билеты по биологии для итоговой аттестации учащихся 9 класса iconМетодические рекомендации и примерные варианты контрольно измерительных материалов для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации по биологии в новой форме для выпускников 9 классов Ижевск, 2011

Ответы на билеты по биологии для итоговой аттестации учащихся 9 класса iconТестовые задания для итоговой государственной аттестации для студентов по направлению подготовки

Ответы на билеты по биологии для итоговой аттестации учащихся 9 класса iconТиповые тестовые задания для итоговой аттестации по микробиологии и вирусологии для студентов медико-биологического факультета

Ответы на билеты по биологии для итоговой аттестации учащихся 9 класса iconТиповые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности

Ответы на билеты по биологии для итоговой аттестации учащихся 9 класса iconЛощилина Т. Е. общая биология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. И. Н. Пономаревой

Ответы на билеты по биологии для итоговой аттестации учащихся 9 класса iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 111801 «Ветеринария»

Ответы на билеты по биологии для итоговой аттестации учащихся 9 класса iconПеречень вопросов к III этапу Итоговой государственной аттестации интернов по специальности

Ответы на билеты по биологии для итоговой аттестации учащихся 9 класса iconБилеты по биологии

Ответы на билеты по биологии для итоговой аттестации учащихся 9 класса iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников фармацевтического факультета Сибирского государственного медицинского университета по специальности 060108 «Фармация»

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU