Рабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета / курса) для обучающихся 6-9 специальных классов VIII вида icon

Рабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета / курса) для обучающихся 6-9 специальных классов VIII вида





Скачать 250.78 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета / курса) для обучающихся 6-9 специальных классов VIII вида
Дата конвертации18.06.2013
Размер250.78 Kb.
ТипРабочая учебная программа

Утверждаю

Директор

Согласовано

Протокол № 5

от «_26__» 08.2010г.



Рассмотрено на МО

учителей естественно-математического цикла

Протокол № 6

от «__26_» 08.2010г.



(Ф.И.О.)

Приказ № _

от «_01__» ______09___2010 г.



Завуч

Руководитель МО



Рабочая учебная программа по


Биологии

(наименование учебного предмета / курса)


для обучающихся 6-9 специальных классов VIII вида

(ступень образования / класс)


на 2010-2011 уч. год.

(срок реализации программы)


Составлена на основе общегосударственной программы для специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида по биологии В.В.Воронковой, Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой.

(наименование программы)


Программу составила учитель биологии

(Ф.И.О. учителя)


Биология.


6—9 КЛАССЫ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе программы по биологии В.В.Воронковой, Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, с учетом особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей.

Преподавание биологии в коррекционной школе VIII вида должно быть направлено на коррекцию недостатков умственного развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой необходимо развивать у учащихся наблюдательность, речь и мышление, учить устанавливать простейшие причинно – следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на неё.

Биология как учебный предмет в коррекционной школеVIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7класс), «Животные» (8класс) и «Человек» (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

Основными задачами преподавания биологии являются:

- сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы;

- формирование правильного понимания природных явлений в жизни растений и животных;

- проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;

- первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровия человека.

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Всё это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

В 6 классе(«Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

В настоящей программе в разделе «Растения»(7класс) включены элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивания и использования наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений.

В разделе «Животные»(8класс) учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.

В разделе «Человек»(9класс) предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней;

Какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, а также токсикомания. При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.


6 КЛАСС


НЕЖИВАЯ ПРИРОДА


(68ч в год, 2 ч в неделю)


Введение (3 ч)

Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Изменения в природе. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей в газы. Наблюдение этих явлений в природе. Для чего нужно изучать неживую природу.


Вода (15 ч)

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.


Демонстрация опытов

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении. Растворение соли, сахара в воде. Очистка мутной воды. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды. Расширение воды при замерзании.


Практические работы

П.р.№1  Измерение температуры воды.


Воздух (14 ч)

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган (способы защиты). Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

Демонстрация опытов

Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). Воздух занимает объем. Воздух упругий. Воздух — плохой проводник тепла. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и обратно. Наблюдение за отклонением пламени свечи. Получение кислорода и демонстрация его свойства поддерживать горение. Получение углекислого газа и демонстрация его свойства не поддерживать горение.


Полезные ископаемые (20 ч)

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются для получения минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Фосфориты. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: железная руда, ее внешний вид. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Местные полезные ископаемые. Их физические свойства и использование. Экономия металлов при использовании человеком. Охрана недр.


Демонстрация опытов

Определение некоторых свойств горючих полезных ископаемых: влагоемкости торфа и хрупкости каменного угля. Определение растворимости и нерастворимости калийной соли, фосфоритов. Определение свойств черных и цветных металлов: упругости, пластичности, хрупкости, теплопроводности.


Практические работы

П.р.№2  Работа с картой «Полезные ископаемые России».

П.р.№3 «Распознавание черных и цветных металлов по образцам».

Почва (15 ч)

Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.


Демонстрация опытов

Выделение воздуха и воды из почвы. Выделение песка и глины из почвы. Выпаривание минеральных солей из водной вытяжки. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.


Практические работы

П.р.№4 Определение типов почв.

Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Учащиеся должны знать:

• отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

• отличительные признаки основных полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

• некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность хорошо или плохо проводить тепло.


Учащиеся должны уметь:

• обращаться с простым лабораторным оборудованием;

• определять температуру воздуха, воды;

• проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.


Информационные ресурсы:

Данная рабочая программа предусматривает обучение по учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Н.В. Королёва, Е.В. Макаревич «Естествознание. Неживая природа» М. «Владос», 2004г. Учебник для 6-го класса о неживой природе продолжает изучение окружающего мира. В учебнике приведены описания многочисленных опытов, даются простые практические задания и вопросы для самопроверки и закрепления знаний учащихся.

В качестве информационного материала используется:

Н. Дмитриев «Книга природы»; З.Д. Сизенко «Природа и дети»; И.Акимушкин «Мир растений и животных» и др.


7 КЛАСС


РАСТЕНИЯ


(68 ч в год, 2 ч в неделю)


Введение. Растения вокруг нас. (2 ч)

Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания). Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.


Общее знакомство с цветковыми растениями.(19 ч)

Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки и т. п.).


Подземные и наземные органы растения

Цветок(3ч) Строение цветка. Понятие о соцветиях. Опыление цветков. Образование плодов и семян.

Плоды (2 ч). Разнообразие плодов: плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Семя (3ч). Строение семени (на примере фасоли). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Корень (2ч). Образование и виды корней. Корневые системы. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней.

Лист (5ч) Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения. Образование питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями. Дыхание растений. Листопад и его значение.

Стебель(3ч) Строение стебля и его значение в жизни растения. Разнообразие стеблей.

Растение – целостный организм.

Экскурсия в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространениями плодов и семян (в начале сентября).


Лабораторные работы

Л.р.№1 Строение цветкового растения.

Л.р№2 Строение цветка.

Л.р.№3 Строение семени фасоли.


Практические работы

П.р.№1 Определение всхожести семян.

Демонстрация опытов:1. Условия, необходимые для прорастания семян.

2. Испарение воды листьями.

3. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте)

Многообразие растительного мира. (47 ч)

Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочного гриба. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Голосеменные. Сосна и ель – хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.

Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения(наличие цветков, плодов с семенами)


Цветковые растения. Деление цветковых растений на однодольные и двудольные. Характерные различия.

Однодольные растения.

Злаки. Особенности внешнего строения и разнообразие. Выращивание зерновых. Использование злаков в народном хозяйстве.

Лилейные. Общие признаки лилейных. Основные представители: цветочно – декоративные лилейные, овощные лилейные, дикорастущие лилейные.


Лабораторные работы.

Л.р.№4 Строение луковицы.

Двудольные растения.

Паслёновые. Общие признаки паслёновых. Овощные и технические паслёновые: картофель, томат, баклажан и перец. Цветочно – декоративные паслёновые.

Бобовые. Общие признаки бобовых. Пищевые и кормовые бобовые растения.

Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник. Плодово – ягодные розоцветные: яблоня, груша, вишня, малина, земляника, персик и абрикос.

Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. Календула и бархатцы – однолетние цветочно – декоративные сложноцветные. Маргаритка и георгин – многолетние цветочно – декоративные сложноцветные.

Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Работы в саду. Осенняя перекопка почвы. Подготовка сада к зиме. Весенний уход за садом.

Практические работы.

П.р.№2 Пересадка комнатных растений.

Экскурсия в лес для ознакомления с особенностями растений весной.


Основные требования к знаниям и умениям


Учащиеся должны знать:

• внешнее строение и элементарную биологическую и хозяйственную характеристику основных растений огорода, поля, леса и сада;

• общие признаки, характерные для каждой изучаемой группы растений;

• признаки сходства и различия между растениями;

• особенности выращивания культурных растений: сроки и способы посева и посадки культур, некоторые приемы ухода за ними.


Учащиеся должны уметь:

• узнавать изучаемые растения по внешнему виду;

• различать органы растений, а также распознавать все изучаемые растения по стеблям, листьям, цветкам, плодам и семенам;

• устанавливать взаимосвязь между средой произрастания растений и их внешним видом (изменения органов растений);

• осуществлять уход за некоторыми цветочно-декоративными, комнатными растениями и овощными культурами;

• работать с ручным сельскохозяйственным инвентарем.


Информационные ресурсы:

Данная рабочая программа предусматривает обучение по учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Н.В.Королёва,Е.В.Макаревич «Биология. Растения.Грибы.Бактерии», М.: «Владос»,2004г. Учебный материал предусматривает разнообразные вопросы и задания, лабораторные работы, а также дополнительные сведения и любопытные факты, которые способствуют эффективному усвоению учебного материала.

В качестве информационного материала используется:

О.А. Филичкина «Ботаника в схемах и рисунках»;

Д.И. Тройтак «Книга для чтения по ботанике»;

Н. Верзилин «Путешествие с домашними растениями» и др.


8 КЛАСС


ЖИВОТНЫЕ


(68 ч в год, 2 ч в неделю)


Введение (2 ч)

Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние животные.Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая). Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.

Беспозвоночные животные (10 ч)

Общее знакомство (1 ч)

Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета). Многообразие беспозвоночных: черви, медузы, раки, пауки, насекомые.

Дождевой червь (1 ч)

Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого объекта или влажного препарата.

Насекомые (8 ч)

Многообразие насекомых (стрекозы, тараканы и др.). Различие по внешнему виду, местам обитания, питанию.

Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка). Характеристика на примере одной из бабочек. Павлиний глаз, траурница, адмирал и др. Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы.

Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение.

Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие — по выбору учителя).

Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.

Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).

Муравьи — санитары леса. Внешний вид. Состав семьи. Особенности жизни. Польза. Правила поведения в лесу. Охрана муравейников.

Демонстрация живых насекомых, коллекций насекомых — вредителей сельскохозяйственных растений, показ видеофильмов.

Практическая работа

Зарисовка насекомых в тетрадях.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные (56ч)

Общие признаки позвоночных животных (1 ч)

Наличие позвоночника и внутреннего скелета. Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Рыбы (7 ч)

Общие признаки рыб. Среда обитания.

Речные рыбы (пресноводные): окунь, щука, карп.

Морские рыбы: треска, сельдь или другие, обитающие в данной местности.

Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование.

Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб. Среда обитания (освещение, температура воды). Особенности размножения (живородящие). Питание. Кормление (виды корма), уход.

Демонстрация живых рыб и наблюдение за ними.

Экскурсия к водоему для наблюдений за рыбной ловлей (в  зависимости от местных условий).

Земноводные (3 ч)

Общие признаки земноводных.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития).Знакомство с многообразием земноводных (жаба, тритон, саламандра). Особенности внешнего вида и образа жизни. Значение в природе. Черты сходства и различия земноводных и рыб. Польза земноводных и их охрана.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Практические работы

Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие).

Пресмыкающиеся (5 ч)

Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития).

Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.

Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.

Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие.

Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).

Демонстрация живой черепахи или влажных препаратов змей. Показ кино- и видеофильмов.

Практические работы

Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.

Птицы (10 ч)

Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов.

Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые).

Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.

Хищные птицы: сова, орел.

Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.

Водоплавающие птицы: утка-кряква, лебедь, пеликан.

Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, ворона, воробей, трясогузка или другие местные представители пернатых.

Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.

Птицы в живом уголке. Попугаи, канарейки, щеглы. Уход за ними.

Домашние птицы. Курица, гусь, утка, индюшка. Особенности внешнего строения, питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами.

Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.

Демонстрация скелета курицы, чучел птиц.

Прослушивание голосов птиц.

Показ видеофильмов.

Экскурсия для наблюдения за поведением птиц в природе (или экскурсия на птицеферму).

Практические работы

1. Подкормка зимующих птиц.

2. Наблюдение и уход за птицами в живом уголке.

Млекопитающие животные (27 ч)

Общие сведения (1 ч). Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком).

Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные звери, морские, приматы) и сельскохозяйственные.

Дикие млекопитающие животные (13 ч)

Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, размножение.

Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого животного. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк).

Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пищи. Черты сходства и различия.

Псовые (собачьи): волк, лисица.

Медвежьи: медведи (бурый, белый).

Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.

Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на зверофермах.

Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.

Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение и значение.

Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных.

Охрана морских млекопитающих. Морские животные, занесенные в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень и др.).

Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания.

Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.

Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей (дельфинарий, морской аквариум).

Практические работы

Зарисовки в тетрадях.

Игры (зоологическое лото и др.).

Сельскохозяйственные животные (10 ч)

Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение.

Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.

Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды.

Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы.

Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки.

Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство.

Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека.

Демонстрация видеофильмов (для городских школ).

Экскурсия на ферму: участие в раздаче кормов, уборке помещения (для сельских школ).

Домашние питомцы (6 ч)

Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию. Заболевания и оказание первой помощи животным.

Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования. Заболевания и оказание им первой помощи.

Животные в живом уголке (хомяки, черепахи, белые мыши, белки и др.). Образ жизни. Уход. Кормление. Уборка их жилища.


Основные требования к знаниям и умениям


Учащиеся должны знать:

• признаки сходства и различия между группами (классами) животных;

• общие признаки, характерные для каждой из изучаемых групп;

• особенности внешнего вида, образа жизни, значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;

• условия содержания, ухода и кормления сельскохозяйственных животных, распространенных в данной местности.


Учащиеся должны уметь:

• узнавать изученных животных;

• устанавливать взаимосвязь между средой обитания и приспособленностью животного (внешний вид, питание);

• осуществлять уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских школ) и животными в живом уголке (для городских школ).


Информационные ресурсы:

Данная рабочая программа предусматривает обучение по учебнику для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида А.И. Никишов «Биология. Животные» М.: «Просвещение» 2004г.

В качестве информационного материала используется:

Бодрова Н.Ф. Изучение курса: «Зоология»;

Акимушкин И. «Мир животных»;

А.Дмитриев «Книга для чтения по зоологии»


9 КЛАСС


ЧЕЛОВЕК


(68 ч в год, 2 ч в неделю)


Введение (1 ч)

Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.

Общее знакомство с организмом человека (4 ч)

Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.

Лабораторные работы.

Л.р.№1 Строение клетки.


Опорно – двигательная система. (13 ч)


Скелет

Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.

Череп.

Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.

Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.

Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.

Лабораторные работы.

Л.р.№2 Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей.


Мышцы

Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека). Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота человеческого тела.

Демонстрации.

Демонстрация скелета человека, позвонков. Опыты, демонстрирующие статическую и динамическую нагрузку на мышцы.

Кровеносная система.(7ч)

Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.

Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.

Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.

Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно.

Лабораторные работы.

Л.р.№3 Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки.

Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.

Дыхательная система.(7ч)

Значение дыхания для растений, животных, человека. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях. Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.). Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние. Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.

Демонстрация опыта

Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого газа.

Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание)

Пищеварительная система. (9ч)

Особенности питания растений, животных, человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

Лабораторные работы.

Л.р.№4 Обнаружение крахмала в пшеничной муке.

Демонстрация опытов

Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.

Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво.


Выделение (2ч)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал). Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.


Кожа (5 ч)

Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Производные кожи: волосы, ногти. Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током. Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.


Нервная система (8ч)

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.


Органы чувств (5 ч)

Значение органов чувств у животных и человека. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов. Охрана всех органов чувств. Демонстрация муляжей глаза и уха.

Охрана здоровья (1ч)

Здоровье человека и общества. Факторы, сохраняющие здоровье.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

• название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;

• о влиянии физической нагрузки на организм;

• нормы правильного питания;

• о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека;

• названия специализации врачей, к которым можно обращаться за помощью;

• меры предупреждения сколиоза;

• свою группу крови и резус-фактор;

• норму кровяного давления;

• состояние своего зрения и слуха;

• санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

• применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;

• соблюдать санитарно-гигиенические требования;

• измерять температуру тела;

• оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.

Данная рабочая программа предусматривает обучение по учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида И.В. Романов, И.Б. Агафонова «Биология. Человек», М.: «Дрофа»,2008г. Учебник реализует принципы общей и специальной методик преподавания биологии. Простой язык, многоуровневый аппарат, подробное изложение лабораторных и демонстрационных работ.

В качестве информационного материала используется:

Детская энциклопедия:

Бодрова Н.Ф. Изучение курса: «Человек и его здоровье»

«Биология – конспективный курс» Никишов А.И.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета / курса) для обучающихся 6-9 специальных классов VIII вида iconПрограмма по биологии для поступающих по программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования (9-ти классов) На экзамене по биологии поступающий на программы спо должен показать

Рабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета / курса) для обучающихся 6-9 специальных классов VIII вида iconРабочая программа по дисциплине «эпидемиология, вэ» для студентов, обучающихся по специальности 060101 лечебное дело

Рабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета / курса) для обучающихся 6-9 специальных классов VIII вида iconРабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 379, из них

Рабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета / курса) для обучающихся 6-9 специальных классов VIII вида iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для специальности 060105 «стоматология» Кафедра инфекционных болезней с курсом детских инфекций

Рабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета / курса) для обучающихся 6-9 специальных классов VIII вида iconРабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для специальности 060103 «педиатрия» Кафедра инфекционных болезней с курсом детских инфекций

Рабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета / курса) для обучающихся 6-9 специальных классов VIII вида iconРабочая учебная программа зооантропонозы по основной образовательной программе 020400 «Биология»

Рабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета / курса) для обучающихся 6-9 специальных классов VIII вида iconРабочая учебная программа ф со пгу 18. 3/30 Министерство образования и науки Республики Казахстан

Рабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета / курса) для обучающихся 6-9 специальных классов VIII вида iconАвторская программа элективного курса для 10 класса по биологии «Вирусы неклеточная форма жизни»

Рабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета / курса) для обучающихся 6-9 специальных классов VIII вида iconВопросы билетов по биологии для 9 классов

Рабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета / курса) для обучающихся 6-9 специальных классов VIII вида iconВопросы дистанционной олимпиады по биологии для 9-11 классов
Какие органы используются для дыхания во взрослом состоянии следующими животными

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU