Учебное пособие для студентов специальности 050102 «Биология» высших учебных заведений М. В. Ларионов, Е. Б. Смирнова, Н. В. Ларионов, С. В. Кабанина icon

Учебное пособие для студентов специальности 050102 «Биология» высших учебных заведений М. В. Ларионов, Е. Б. Смирнова, Н. В. Ларионов, С. В. Кабанина





НазваниеУчебное пособие для студентов специальности 050102 «Биология» высших учебных заведений М. В. Ларионов, Е. Б. Смирнова, Н. В. Ларионов, С. В. Кабанина
страница1/6
Дата конвертации16.06.2013
Размер1.36 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6
Балашовский институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет

имени Н. Г. Чернышевского»


МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ




Учебное пособие


для студентов специальности 050102 – «Биология»

высших учебных заведений


М. В. Ларионов, Е. Б. Смирнова, Н. В. Ларионов, С. В. Кабанина




Наука

2010

УДК 502.2+574+576.8


Авторы-составители:

Максим Викторович Ларионов

Елена Борисовна Смирнова

Николай Викторович Ларионов

Светлана Владимировна Кабанина


Рецензенты:

Доктор биологических наук, профессор Брянского государственного

университета имени академика И. Г. Петровского

Валерий Борисович Любимов;

Доктор сельскохозяйственных наук, профессор Пензенского государственного университета

Александр Петрович Стаценко;

Кандидат биологических наук, доцент Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского

Вера Александровна Обидина.


омендовано к изданию Научно-метческим советом Балашовского института (


Микробиологические исследования окружающей среды: учебное пособие для студентов специальности 050102 – «Биология» высших учебных заведений / М. В. Ларионов, Е. Б. Смирнова, Н. В. Ларионов, С. В. Кабанина. – Саратов: Наука, 2010. – 109 с.


ISBN 978-5-9999-0479-9


В настоящем учебном пособии содержатся основные сведения по современным методикам микробиологических исследований воздуха, воды, почвы, объектов окружающей среды, пищевых продуктов. Помимо краткой микробиологической характеристики изучаемых объектов, в каждом разделе пособия особое внимание уделено описанию современных методов отбора проб исследуемого материала, его транспортировки и правил хранения, а также подготовки образцов для микробиологических исследований. В пособии включены тесты для самоконтроля знаний студентов. Данное учебное пособие предназначено студентам биологических, экологических и сельскохозяйственных специальностей вузов, а также студентам средне-специальных учебных заведений медико-биологического и сельскохозяйственного профиля, школьным учителям биологии и экологии.

оглавление



Список сокращений, условных обозначений и терминов…………….4

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….7

1 ВЛИЯНИЕ факторов ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА МИКРООРГАНИЗМЫ….....9

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАТЕЛЬНЫХ СРЕД…………………………..…………13

3 МикробиологическИЕ исследованиЯ водНОй СРЕДЫ………..……….19

4 МикробиологическИЕ исследованиЯ воздуха

и объектов окружающей среды…………………………………...……….25

5 микробиологическИЕ исследованиЯ почвЕННОЙ СРЕДЫ……………32

6 МикробиологическИЕ исследованиЯ пищевых продуктов………..36

7 микробиологическИЕ исследованиЯ продуктов

детского питания…………………………………………………………….47

8 Правила сбора и хранения отходов

лечебно-профилактических учреждений……………………..…………50

9 СОВременные методики эколого-микробиологических

исследований окружающей среды……………………………….………53

10 Тесты для самоконтроля…………………………………………..…….88

11 Ответы на вопросы тестов……………………………………...……….97

Библиографический список……………………………………...………....98

Приложение……………………………………………………………...……102


Список сокращений, условных обозначений и терминов


БГКП — бактерии группы кишечной палочки, включают:

ОКБ — общие колиформные бактерии;

ТКБ — термотолерантные колиформные бактерии.

К бактериям группы кишечных палочек (БГКП) относятся грамотрицательные, не образующие спор палочки, сбраживающие глюкозу и лактозу с образованием кислоты и газа при температуре 37–44 °С в течение 24–48 часов, и являющиеся в основном представителями следующих родов: Escherichia, Citrobacter, Enterobacter, Klebsiella, Serratia.

К общим колиформным бактериям (ОКБ) относятся не образующие спор грамотрицательные палочки, сбраживающие глюкозу и лактозу с образованием кислоты и газа при 37 °С в течение 24–48 часов;

К термотолерантным колиформным бактериям (ТКБ) относятся не образующие спор грамотрицательные палочки, сбраживающие глюкозу и лактозу с образованием кислоты и газа при 44 °С в течение 24–48 часов.

КМАФАнМ — культура мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов;

МАФАнМ — мезофильные аэробные и факультативно-анаэробные микроорганизмы.

К мезофильным аэробным и факультативно-анаэробным микроорганизмам относятся культуры бактерий, дрожжей, плесневых грибов, растущие в присутствии кислорода и имеющие температурный оптимум развития в пределах 25–37 °С.

ТАФАнМ — термофильные аэробные и факультативно-анаэробные микроорганизмы.

К термофильным аэробным и факультативно-анаэробным микроорганизмам (термофилам) относятся культуры бактерий и некоторых грибов, способных размножаться при температуре 60 °С.

.

ОМЧ — общее микробное число, т.е. общее содержание микроорганизмов в единице объема исследуемого материала — в 1,0 м3 воздуха, в 1,0 л воды, в 1,0 г почвы, пищевых продуктов.

КОЕ — колонию образующая единица — жизнеспособный микроорганизм, способный в результате размножения на твердой питательной среде сформировать колонию.

БОЕ — бляшкообразующая единица (фаговая частица, способная образовать негативную колонию при определении фагов методом агаровых слоев по Грациа).

МПБ — мясопептонный бульон — жидкая универсальная питательная среда для культивирования большинства микроорганизмов, нетребовательных к питательным средам.

МПА — мясопептонный агар — твердая универсальная питательная среда для культивирования большинства микроорганизмов, нетребовательных к питательным средам.

ЖСА — желточно-солевой агар — твердая элективная (селективная) среда для выделения (культивирования) стафилококков.

ЛПУ — лечебно-профилактическое учреждение.

ПДК — предельно-допустимая концентрация, указывающая на предельно возможное содержание данного химического соединения (вещества) в единице объема.

К сульфитредуцирующим клостридиям относятся спорообразующие облигатные анаэробные палочки, представители рода Clostridium, редуцирующие сульфит натрия на железосульфитном агаре при температуре 44 ± 1 °С в течение 16–18 часов.

Колифаги — бактериофаги (вирусы), способные к лизису клеток культуры кишечной палочки (Escherichia coli).

Выборка — определение количества исследуемого объекта, отбираемого за один прием от каждой единицы упаковки.

Исходный образец — совокупность отдельных выборок, отобранных из одной партии.

Средний образец — часть исходного образца, выделенная для проведения лабораторных испытаний.

Навеска — часть пробы, выделенная для определения показателей качества.


ВВЕДЕНИЕ


Цель настоящего учебного пособия – помочь студентам ВУЗов, обучающимся по специальности 050102 – «Биология», а также экологических и сельскохозяйственных специальностей, овладеть основными навыками проведения микробиологических мониторинговых исследований. Будет способствовать лучшему усвоению программы курсов «Микробиология», «Прикладная экология» и «Мониторинг окружающей среды» в соответствии с действующими Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования для данных специальностей. Учебное пособие будет также полезно студентам, обучающимся в средне-специальных учебных заведениях медико-биологического и сельскохозяйственного профиля, школьным учителям биологии и экологии.

Пособие познакомит студентов с микробиологическим оборудованием и приборами, современными способами микроскопирования, поможет овладеть современными методиками и техникой микробиологических исследований. Особое внимание уделено правилам работы с культурами микроорганизмов и методам приготовления питательных сред, их стерилизации, получения накопительных и выделения чистых культур микроорганизмов. Приведены достаточно подробные сведения о морфолого-культуральных свойствах микроорганизмов, встречающихся в окружающей среде и в пищевых продуктах.

К числу микроорганизмов относятся бактерии, актиномицеты, грибы, в том числе мицелиальные грибы, дрожжи, мельчайшие водоросли, простейшие (одноклеточные) животные организмы и неклеточные формы – вирусы, фаги.

Одним из важнейших вопросов микробиологического мониторинга природных сред является вопрос о наличии или отсутствии в них санитарно-показательных микроорганизмов, являющихся индикаторами загрязнения этих сред, а также продуктов питания.

Санитарно-показательные микроорганизмы:

1. Должны постоянно содержаться в выделениях человека и теплокровных животных и поступать в окружающую среду в большом количестве.

2. Не должны иметь другого природного резервуара, кроме организма человека и животных.

3. После выделения в окружающую среду должны сохранять жизнеспособность в течение сроков, близких к срокам выживания патогенньх микроорганизмов, выводимых из организма теми же путями.

4. Не должны интенсивно размножаться в окружающей среде.

5. Не должны значительно изменять свои биологические свойства в окружающей среде.

6. Должны быть достаточно типичными, с тем, чтобы их идентификация осуществлялась без особого труда.

7. Индикация, идентификация и количественный учет должны производиться современными доступными и экономичными микробиологическими методами.

Показатели и микроорганизмы, наиболее часто определяемые в объектах окружающей среды и продуктах.

Вода — ОМЧ, бактерии группы кишечной палочки (БГКП), споры сульфитредуцирующих клостридий, колифаги.

Почва — БГКП, клостридии, сальмонеллы, энтерококки.

Воздух — ОМЧ, золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus), грибы.

Предметы обихода — БГКП, золотистый стафилококк.

Пищевые продукты — КМАФАнМ, кишечная палочка (Escherichia coli), БГКП, сульфитредуцирующие клостридии, золотистый стафилококк, патогенные микроорганизмы, в том числе сальмонеллы, условно-патогенные — протеи, листерии, иерсинии, эетерококки, Pseudomonas aeruginosa, Васillиs cereus (только в продуктах детского питания), а также наличие и количество в них антибиотиков.

1 ВЛИЯНИЕ факторов ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА МИКРООРГАНИЗМЫ


Развитие и жизнедеятельность микроскопических организмов зависит от условий окружаю­щей их среды. К экологическим условиям относятся: физические (влажность, температура, концентрация веществ в среде, лучистая энергия), химические (реакция среды (рН), действие некоторых органичес­ких кислот, антисептики), биологические (взаимоотношения микроорганизмов с другими организмами в окружающей среде) средовые факторы.

Влажность среды

Гидрофиты — бактерии, дрожжи, грибы — условия влажности 98–100 %. Мезофи­ты — плесневые грибы (Penicillium, Aspergilius), условия влажности 92–96 %.

Ксерофиты — (некоторые виды Aspergilius), условия влажности 70–90 %.

Водная активность (aw) — отношение давления водяных паров раствора (субстра­та) Р и чистого растворителя (воды) РО при одной и той же температуре: aw — Р/РО, Водная активность выражается величинами от 0 до 1 — абсолютно обезвоженное вещество, 1 — дистиллированная вода) и характеризует относительную влажность субстрата. Рост микроорганизмов наблюдается при значениях aw от близких к 1,0 и примерно до 0,65. В пределах 0,99–0,98 находится aw скоропортящихся продуктов. Большинство бактерий не развивается при aw ниже 0,94.

Обезвоживание продуктов

Конвективная сушка: постепенно, часть растворенных в воде веществ проходит через клеточную стенку и диффундирует в окружающую среду вместе с водой. Во время обезвоживания в клетке повышается концентрация продуктов распада и клетки при этом отмирают.

Распылительная сушка (сухое молоко, яичный порошок) — процесс обезвоживания идет мгновенно, наблюдается частичное отмирание при температуре ниже 100 °С (обычно при 65–70 °С). Остаются микрококки, молочнокислые дрожжи и др.

Пленочный способ — при температуре около 100 °С. При этом способе остаются главным образом споры бацилл. Яичный порошок получают распылением яичной массы (меланж) в дисковых сушилках, w = 3–9 %. Хранят в герметизированной упаковке при постоянной температуре не выше 15 °С и относительной влажности воздуха не выше 60–65 %.

Сублимационная сушка — высушивание в вакууме из замороженного состояния («возгонка») плодов, ягод. Способствует наилучшему сохранению их качеств, т. к. проводится при сравнительно невысоких температурах. Микроорганизмы хорошо переносят такое обезвоживание и сохраняют жизнеспособность долгое время.

Во всех случаях необходимо соблюдать строгие сани­тарно-экологические правила, использовать специальные виды упаковки. Следует учитывать, что устойчивость клеток разных видов микроорганизмов к обезвожива­нию весьма различна. Наиболее устойчивы Грам-положительные кокки (стафилококки), бациллы, молочнокислые бактерии, а также дрожжи, грибы (споры). Сальмонеллы, брюшнотифозные микроорганизмы могут сохраняться в некоторых обезвоженных продуктах (яичном порошке) от 3 до 9 месяцев. Грам-отрицательные отмирают в первую очередь.

Температура окружающей среды.

Каждый микроорганизм развивается только в строго определенных температур­ных границах, в пределах экологических валентностей того или иного вида. Для одних видов экологические валентности достаточно широкие, для других — более узкие.

Карди­нальные температурные точки:

Мин. Оптимум Макс.

Психрофилы 5–10 °С 10–15 °С 25 °С

Мезофилы 5–10 °С 25–35 °С 45–50 °С

Термофилы 25–30 °С 55–65 °С 70–80 °С

Термофилы и психрофилы — в основном бактерии. Отношение микроорганизмов к температурам, превышающим максимальную для их развития, характеризует их термоустойчивость. Она очень различна у разных видов. Также она меняется в зависимости от свойств среды (рН, концентрации веществ и др.). Пастеризация, сте­рилизация, охлаждение, замораживание — основные способы обработки пищевых продуктов.

Концентрация растворенных веществ

В нормальных условиях внутриклеточное осмотическое давление должно быть выше, чем в питательном субстрате (продукте). Клетка пребывает в состоянии тургора. При повышении концентрации субстрата (за счет соли, сахара) цитоплазма клетки теряет воду, сжимается (плазмолиз) и клетка может погибнуть. Концентрация NaCl в 3 % может подавлять развитие гнилостных бактерий (главным образом Грам-отрицательных, палочковидных). Кокки, бациллы, клостридии более устойчивы (до 6–10 %).

Кроме того, существуют галофилы, которые делятся на факультативные (условные) и облигатные (строгие). Условные галлофилы, или солеустойчивая группа, — бациллы, клостридии, кокки, дрожжи, плесени. Типичный представитель Staphylococcus aureus хорошо развивается в средах, содержащих 10–15 % поваренной соли. Облигатные галофилы —солелюбивые, не растут в отсутствие соли (при концентрации ниже 12 %). Типовой вид — Halobacterlum sohnanum — образует красный пигмент на соленой рыбе. Осмофильные дрожжи развиваются при высоких концентрациях сахара.

Лучистая энергия

Солнечный свет — необходим фототрофам, остальные виды лучше развиваются в темноте. Инфракрасные лучи оказывают только тепловое действие, ульт­рафиолетовые лучи — вызывают фотохимические изменения в молекулах субстрата клетки. Эффективность зависит от дозы, характера облучаемого субстрата, его рН, температуры, степени обсемененности и видового состава микрофлоры. УФ-лучи применяются для обеззараживания питьевой воды воздуха лабораторий, лечебных и производственных помещений, хо­лодильных камер и т.д. В течение 6 часов может быть уничтожено до 80 % бактерий и плесеней, находящихся в воздухе.

Радиоустойчивость различных микроорганизмов колеблется в широких пределах. Для вегетативных клеток бактерий губительная доза лежит в пределах от 10 тыс. до 300 тыс. рад. Чувствительны к облуче­нию кишечная палочка, протей, сальмонеллы, Pseudomonas. Более устойчивы микрококки, споры бактерий, дрожжи (дозы от 500 тыс. до 1 млн. рад). Радуризация — частичное уничтожение микрофлоры на пищевых продуктах (в т. ч. плодах, овощах, ягодах) путем обработки гамма-лучами. При этом увеличива­ются сроки хранения.

Эффективность действия ультразвука зависит от природы организ­мов, частоты колебаний и других факторов. Шаровидные микробы (кокки) более устойчивы, чем палочковидные. Также достаточно устойчивы дрожжи (ложные), особенно устойчивы споры бацилл.

Реакция среды (рН)

Жизнедеятельность микроорганизмов возможна лишь в определенных границах рН. Для грибов и дрожжей характерна слабокислая среда рН = 4,5–5,5. Большинст­во бактерий существуют в диапазоне рН = 6,8–7,3, т.е. нейтральной или слабощелоч­ной. Плесневые грибы могут развиваться в широком диапазоне рН (1,2–11,0). Кислая среда более губительна, чем щелочная. Особенно губительна кислая среда для гнилостных бактерий, вызывающих пищевые отравления. Более устойчивы бактерии, которые сами в процессе жизнедеятельности образуют кислоты (уксусно­кислые, молочнокислые). Некоторые виды дрожжей, плесневых грибов регулируют реакцию среды (подкисляют или подщелачивают).

Химические вещества (антисептики)

Соли тяжелых металлов (золото, серебро, ртуть, медь и др.) даже в ничтожно малых концентрациях оказывают губительное действие на микроорганизмы. Ограниченное применение на практике имеет серебро. Бактерицидное действие проявляют многие окислители: хлор, йод, перекись водорода, перманганат калия, неорганические кислоты: сернистая, борная и пр., а также газы: СО2, SO2 и др., органические соединения: формалин, фенолы (карболовая кислота), спирты, кислоты (салициловая, сорбиновая, бензойная и др.).

Биологические факторы среды

В естественных условиях обитания, на сырье и пищевых продуктах совместно развиваются разнообразные виды микроорганизмов. Между ними устанавливаются многообразные биотические взаимоотношения.

Симбиоз — взаимная польза (кефирные «грибки», закваски типа жидких дрожжей) и ряда других.

Метабиоз — развитие одних видов за счет продуктов жизнедеятельности других, без причинения им вреда (последовательное расщепление белков, углеводов, липидов и т.д.).

Паразитизм — развитие микроорганизмов за счет других живых организмов (возбудители болезней человека, животных, растений). Вирусы, фаги.

Антагонизм — взаимоотношения, когда один вид угнетает развитие или вызывает гибель другого вида (антибиотики, использование антагонизма в пищевой промышленности).


2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАТЕЛЬНЫХ СРЕД


Разнообразные питательные вещества, в которых нуждаются микроорганизмы и которые используются ими для синтеза основных компонентов клетки, роста, размножения и для получения энергии называются питательными веществами, а среда, содержащая питательные вещества, является питательной средой.

Питательные среды имеют исключительное значение в микробиологическом мониторинге природных сред. Правильный подбор питательной среды обеспечивает возможность выделения микроорганизмов из мест обитания, получения накопительных и чистых культур, изучения их морфологии и биохимических особенностей, способствует быстрой и правильной диагностике инфекционных заболеваний, дает возможность для количественного учета микроорганизмов в различных объектах (в пищевых продуктах, воздухе, воде, почве). С помощью питательных сред получают также биомассу полезных для народного хозяйства микроорганизмов и биологически активные целевые продукты.


Требования, предъявляемые к питательным средам

  1. В среде должны быть все необходимые для роста и развития химические элементы.

  2. Среда должна быть сбалансирована по химическому составу. Это значит, что соотношение химических элементов питательной среды и главным образом соотношение органогенных элементов – С:N должно примерно соответствовать этому соотношению в клетке.

  3. Среды должны иметь достаточную влажность, обеспечивающую возможность диффузии питательных веществ в клетку. Для грибов эта влажность обеспечивается содержанием влаги в субстрате не менее 12 %, для бактерий – не менее 20 %.

  4. Среда должна иметь определенное значение рН среды. Среди микроорганизмов различают ацидофилы (кислотолюбивые микроорганизмы), алкалофилы (щелочелюбивые микроорганизмы) и нейтрофилы (лучше всего растут в нейтральной среде с рН около 7,0). К ацидофилам относятся грибы и дрожжи. Большинство бактерий – нейтрофилы, для которых активная кислотность среды около 4 ед. рН является губительной. Следует помнить, что при стерилизации среды и в процессе культивирования микроорганизмов, кислотность среды может сильно изменяться. Во избежание изменения рН в среду добавляют буферные системы (например: фосфатный буфер), СаСО3 (для нейтрализации образующихся в результате культивирования органических кислот), вещества органической природы, обладающие буферными свойствами (например: аминокислоты, полипептиды, белки) и др.;

  5. Среды должны быть изотоничными для микробной клетки, т.е. осмотическое давление в среде должно быть таким же, как внутри клетки.

  6. Среды должны обладать определенным окислительно-восстановительным потенциалом (rh2), определяющим насыщение ее кислородом. По шкале от 0 до 41 этим индексом можно обозначить любую степень аэробности: насыщенный кислородом раствор обозначают rh2 = 41, насыщенный водородом rh2 = 0. Облигатные анаэробы размножаются при rh2 не выше 5, аэробы – не ниже 10.

  7. Среды должны быть стерильными, что обеспечивает рост чистых культур микроорганизмов.


Классификация питательных сред

По консистенции питательные среды делятся на жидкие, плотные и сыпучие.

Жидкие среды применяются для накопления биомассы или продуктов обмена микроорганизмов, для обновления долго хранящихся культур, для поддержания и хранения тех чистых культур, которые плохо растут на плотных средах.

Плотные среды необходимы для выделения и описания культуральных свойств чистых культур микроорганизмов, так как на них можно получить изолированные колонии (колония – популяция микроорганизмов, выросших из одной клетки). Плотные питательные среды используются также ля количественного учета микроорганизмов в пищевых продуктах, других объектах внешней среды и для хранения чистых культур.

Плотные среды готовятся из жидких путем добавления гелеобразующих веществ: агар-агара, желатина, геля кремнекислого (силикагеля).

Лучшим гелеобразующим веществом является агар, получаемый из водорослей. Это сложный полисахарид, который образует гель с точкой плавления 96–100 °С и температурой застывания около 40 °С. Поэтому на агаризованных средах можно культивировать почти все микроорганизмы. Кроме того, агар-агар очень редко используется микроорганизмами в качестве питательного субстрата. Для уплотнения жидкой среды в нее вносят в зависимости от степени очистки от 1,5 до 2,5 % агара.

В отличие от агар-агара желатин – это вещество белковой природы, которое получается из костей и хрящей животных при их вываривании, поэтому многие микроорганизмы используют желатин в качестве питательного субстрата и к концу культивирования среда с желатином разжижается. Ограниченное использование желатина в качестве уплотнителя для плотных питательных сред связано также с тем, что по сравнению с агар-агаром он образует менее прочный гель, который плавится при 23–25 °С и застывает при 20 °С, в то время как большинство микроорганизмов развивается при температуре от 25 до 37 °С.

Если требуется получить плотные среды, не содержащие, органических компонентов, или синтетические среды с определенным количественным и качественным составом, то в качестве уплотнителя применяют кремневокислый гель. Получают его путем смешивания равных объемов соляной кислоты с удельной массой 1,1 и жидкого стекла (Na2SiO3, К2SiO3) с последующей разливкой по 25–30 мл в чашки Петри и выдержкой 1–2 ч.

Сыпучие среды применяют в основном в промышленной микробиологии. К таким средам относятся разваренное пшено, отруби, кварцевый песок, смоченный питательным раствором. Такие среды используются для культивирования аэробных микроорганизмов.

По происхождению и составу питательные среды делятся на натуральные (естественные), синтетические (искусственные) и полусинтетические.

Натуральные среды готовятся из продуктов животного и растительного происхождения (отвары злаков, трав, овощные и фруктовые соки, различные экстракты, мясной бульон, автолизат дрожжей, молоко, молочная сыворотка, гидролизаты из растительного сырья и т.д.). Они содержат все ингредиенты, необходимые для роста и развития микроорганизмов. Основным недостатком этих сред является то, что они имеют сложный и непостоянный состав. Наиболее часто применяемыми натуральными питательными средами являются мясопептонный агар (МПА) и мясопептонный бульон (МПБ), предназначенные для культивирования бактерий, а также не охмеленное пивное сусло и сусло-агар, используемые для выращивания и накопления биомассы грибов и дрожжей.

Синтетические среды имеют в своем составе химически чистые органические и неорганические соединения в строго указанных концентрациях. По набору компонентов синтетические питательные среды могут быть сложными (среды для выращивания молочнокислых бактерий) и довольно простыми. Такие среды применяются для исследования обмена веществ, выяснения закономерностей роста или биосинтеза какого-либо метаболита и т.д. Наиболее часто в практической работе используют синтетическую среду Чапека для выращивания грибов и среду Ридер для дрожжей. Основным недостатком синтетических сред является то, что на таких средах микроорганизмы очень долго растут.

Полусинтетические среды в своем составе содержат химически чистые органические и неорганические вещества, (как и в синтетических средах) и вещества растительного или животного происхождения в качестве факторов роста для ускорения роста и развития микроорганизмов. Цель использования полусинтетических сред та же, что и синтетических. Так как натуральные компоненты вносятся в небольших количествах, то их химический состав не учитывается при изучении обменных процессов тех или иных микроорганизмов.

По назначению среды делятся на универсальные (основные), избирательные (накопительные, элективные) и дифференциально-диагностические.

Универсальные среды используются для выращивания многих видов микроорганизмов. К универсальным средам, используемым для выращивания бактерий, относятся мясопептонный агар и бульон (МПА, МПБ), среда для определения количества мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов (среда для определения КМАФАнМ). Грибы и дрожжи хорошо растут на не охмеленном пивном сусле, сусло-агаре (СА), среде Сабуро.

Избирательные среды обеспечивают развитие только определенных микроорганизмов или группы родственных видов и непригодны для роста других. В такие среды, как правило, добавляют вещества, избирательно подавляющие развитие сопутствующей микрофлоры. Избирательные среды применяют для выделения определенных микроорганизмов из мест их естественного обитания и для получения накопительных культур. В качестве накопительных питательных используют, например жидкие среды Кесслера (используется для накопления бактерий группы кишечной палочки), Мюллера и Кауфмана (для выявления сальмонелл). Элективными средами могут быть плотные питательные среды, такие как молочно-солевой агар и желточно-солевой агар – для выявления и количественного учета в пищевых продуктах коагулазоположительных стафилококков, кровяной агар – для выявления гемолитических стрептококков, агар с гидролизованным молоком и мелом – для количественного учета молочнокислых бактерий.

Дифференциально-диагностические среды используются для определения видовой принадлежности исследуемого микроба, основываясь на особенностях его обмена веществ. Состав этих сред позволяет четко выделить наиболее характерные свойства изучаемого микроорганизма. Примером таких сред является плотная среда Эндо, применяемая для определения бактерий группы кишечной палочки, в состав которой входит лактоза, насыщенный спиртовой раствор фуксина, обесцвеченного перед добавлением в среду 10 % водным раствором сульфата натрия (образуется бесцветная фуксин-сернистая кислота. Кишечная палочка на такой среде ферментирует лактозу с образованием альдегидов, вследствие чего бесцветная фуксин-сернистая кислота переходит в фуксин-сернистое соединение с образованием фуксина, который окрашивает колонии кишечной палочки в красный цвет с металлическим блеском.


3 МикробиологическИЕ исследованиЯ водНОй СРЕДЫ


Вода — естественная среда обитания разнообразных микроорганизмов. На качественный состав микрофлоры основное влияние оказывает происхождение воды.

Совокупность всех микроорганизмов, заселяющих водоемы, обозначается термином «микробный планктон».

По времени нахождения в водной среде выделяют автохтонные и аллохтонные микроорганизмы. Таким образом, в состав водоемом могут входить представители автохтонной и аллохтонной микрофлоры.

Автохтонная водная микрофлора — совокупность микроорганизмов, постоянно живущих и размножающихся в воде данного водоема.

В ее состав могут входить: Micrococcus candicans, М. roseus, Sarcina spp., Pseudomonas fluorescens, различные виды родов Proteus и Leptospira, Васillиs cereus, В. micoides, Chromobacterium violaceum, Serratia marcescens, некоторые виды клостридий, фаги и др.

Аллохтонная водная микрофлора — совокупность микроорганизмов, находящихся в данном водоеме временно, т.е. периодически изменяющаяся микрофлора.

По происхождению, различают следующие типы вод:

1. Пресные поверхностные воды, к которым относятся проточные (текучие) воды рек, ручьев и стоячие воды — озер, прудов, водохранилищ.

2. Подземные — грунтовые, почвенные, артезианские.

3. Атмосферные — включающие дождь, снег.

4. Соленые (морские и озерные воды).

В воде микроскопические организмы могут развиваться, если имеется достаточное количество питательных веществ. Количественный и качественный состав микро­флоры природных вод очень разнообразен.

Микрофлора подземных вод (артезианских, ключевых и пр.) зависит от глубины залегания водоносного слоя. Чем глубже он, тем меньше содержится микроорганизмов.

Воды открытых водоемов (реки, озера, моря, водохранилища и др.) отличаются большим разнообразием в составе микрофлоры в зависимости от химического состава воды, времени года, засоленности, промышленной активности района и многих других условий. Поверхностные воды загрязняются дождевыми, талыми и сточными водами. Вместе с различными органическими и минеральными загрязне­ниями в водоемы вносится масса микроорганизмов, среди которых могут попадать патогенные.

В чистых водоемах до 80 % всей аэробной сапрофитной микрофлоры приходит­ся на долю кокковых форм бактерий, остальные преимущественно составляют бесспоровые палочковидные бактерии.

В реке, протекающей в районе крупных промышленных предприятий, вода может содержать сотни тысяч и миллионы бактерий в 1 см3, а выше этих пунктов — всего лишь сотни или тысячи бактерий. Больше микроорганизмов содержится так­же в поверхностных слоях воды, но особенно много их в иле, главным образом в его верхнем слое, где образуется как бы пленка из бактерий, играющая большую роль в процессах превращения веществ в водоеме.

Среди водных организмов есть виды, массовое развитие которых может принес­ти значительный вред. Бурное развитие микроскопических водорослей обусловлива­ет «цветение» водоемов. Даже при небольшом цветении резко ухудшаются органолептические свойства воды, осложняется работа фильтров на водопроводных стан­циях. Массовое развитие некоторых видов цианобактерий может служить причиной падежа скота, отравления рыбы, заболеваний у людей.

По характеру использования также различают несколько типов воды:

1. Питьевая вода — централизованного и местного водоснабжения, при котором забор воды ведется из открытых водоемов (реки, водохранилища) или подземных источников (скважины родники, колодцы).

2. Вода плавательных бассейнов.

3. Лед медицинский и лед хозяйственный.

Отдельно выделяют ввиду их особого санитарного значения сточные воды, поступающие в окружающую среду. Среди них различают:

1. Хозяйственно-фекальные (бытовые).

2. Промышленные.

3. Смешанные — бытовые, поступающие в окружающую среду совместно с промышленными.

4. Талые и ливневые воды, микрофлора которых приводит к загрязнению поверхностных вод.

Возбудители кишечных инфекций и другие патогенные микроорганизмы в водо­проводной воде сохраняют вирулентность длительное время. Так, возбудитель брюшного тифа — до 93 суток, дизентерии — до 27 суток, холеры — до 28 суток (в речной воде — до 183 суток). Даже во льду представители указанных групп микроорганизмов могут сохраняться до нескольких недель.

Микрофлора хозяйственно-фекальных или смешанных сточных вод может включать возбудителей многих инфекционных болезней, чаще кишечных инфекций, поэтому именно аллохтонная флора любого поверхностного водоема может служить источником заболеваний, передающихся преимущественно водным путем (холера, брюшной тиф, гепатит А, Е и др.).

Промышленные предприятия, пищевая промышленность, используя воду в тех­нологических процессах, предъявляют определенные требования к ее физико-хими­ческим свойствам и химическому составу, а также микробному населению. Поэтому вода должна соответствовать определенным санитарно-экологическим требованиям.

Питьевая вода по составу и свойствам должна быть безопасной в эпидемическом отношении, безвредной по химическому составу и иметь хорошие органолептические свойства, Общее число бактерий не должно превышать 100 клеток в 1 см3, количество кишечных палочек (коли-индекс) должно быть не более трех в 1 л, а коли-титр — не менее 300 см3; при этом учитывают все разновидности кишечной палочки (ГОСТ 2874–82. Вода водопроводная).

Вода колодцев и открытых водоемов признается доброкачественной при коли-индексе не более 10 (коли-титр не менее 100 см3), общее число бактерий должно быть не более 1000 в см3.

  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебное пособие для студентов специальности 050102 «Биология» высших учебных заведений М. В. Ларионов, Е. Б. Смирнова, Н. В. Ларионов, С. В. Кабанина iconУчебное пособие для студентов экологических, биологических и агрономических специальностей вузов Е. Б. Смирнова, М. А. Занина, М. В. Ларионов, Н. Ю. Семенова

Учебное пособие для студентов специальности 050102 «Биология» высших учебных заведений М. В. Ларионов, Е. Б. Смирнова, Н. В. Ларионов, С. В. Кабанина iconПособие предназначено для студентов и преподавателей биологических и психологических факультетов университетов и педагогических вузов удк
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся...

Учебное пособие для студентов специальности 050102 «Биология» высших учебных заведений М. В. Ларионов, Е. Б. Смирнова, Н. В. Ларионов, С. В. Кабанина iconУчебно-методическое пособие Допущено Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации в области зоотехнии и ветеринарии в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений,

Учебное пособие для студентов специальности 050102 «Биология» высших учебных заведений М. В. Ларионов, Е. Б. Смирнова, Н. В. Ларионов, С. В. Кабанина iconМетодические рекомендации Допущено учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области зоотехнии и ветеринарии в качестве методических рекомендаций для студентов высших учебных заведений,

Учебное пособие для студентов специальности 050102 «Биология» высших учебных заведений М. В. Ларионов, Е. Б. Смирнова, Н. В. Ларионов, С. В. Кабанина iconУчебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-31 01 01 Биология

Учебное пособие для студентов специальности 050102 «Биология» высших учебных заведений М. В. Ларионов, Е. Б. Смирнова, Н. В. Ларионов, С. В. Кабанина iconУчебная программа для высших учебных заведений по специальности 1-31 01 01 Биология

Учебное пособие для студентов специальности 050102 «Биология» высших учебных заведений М. В. Ларионов, Е. Б. Смирнова, Н. В. Ларионов, С. В. Кабанина iconВконце статей дан небольшой перечень основных контрольных вопросов. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Ветеринария»

Учебное пособие для студентов специальности 050102 «Биология» высших учебных заведений М. В. Ларионов, Е. Б. Смирнова, Н. В. Ларионов, С. В. Кабанина iconПоложение о присвоении учебным изданиям грифа Учебно-методического объединения высших учебных заведения России по образованию в области зоотехнии и ветеринарии
Российской Федерации по образованию в области зоотехнии и ветеринарии (далее умо) учебным изданиям, подготовленным для студентов...

Учебное пособие для студентов специальности 050102 «Биология» высших учебных заведений М. В. Ларионов, Е. Б. Смирнова, Н. В. Ларионов, С. В. Кабанина iconТиповая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям: 1-31 01 01 Биология (по направлениям)

Учебное пособие для студентов специальности 050102 «Биология» высших учебных заведений М. В. Ларионов, Е. Б. Смирнова, Н. В. Ларионов, С. В. Кабанина iconТиповые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU