Важнейшее направление повышения эффективности современного учебного процесса организация исследовательской, а также самостоятельной деятельности школьников, к icon

Важнейшее направление повышения эффективности современного учебного процесса организация исследовательской, а также самостоятельной деятельности школьников, к





Скачать 184.66 Kb.
НазваниеВажнейшее направление повышения эффективности современного учебного процесса организация исследовательской, а также самостоятельной деятельности школьников, к
Дата конвертации16.06.2013
Размер184.66 Kb.
ТипДокументы

© Ковалева Людмила Степановна учитель химии МОУ «Мелиховская средняя

общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области»


Важнейшее направление повышения эффективности современного учебного процесса – организация исследовательской, а также самостоятельной деятельности школьников, которая направлена на развитие у них логического мышления, создание внутреннего мотива к учебе в целом. К мощным стимулам, позволяющим существенно активизировать познавательный интерес учащихся к изучению основ естественных наук, относится химический эксперимент. В процессе учебного исследования у учащегося формируется внутренняя потребность подходить к любой возникающей перед ним проблеме системно и творчески, появляется возможность преодолеть фрагментарность, разрозненность знаний, развить экспериментальные умения и критическое осмысление информации, получить представления о научных принципах исследования. Предлагаю вашему вниманию разработку заседания секции химиков школьного научного общества учащихся:

«Аптека – домашняя химическая лаборатория»

Цели: познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами питьевой соды, марганцовки, йода, аспирина, историей открытия и производства лекарственных веществ, областями их применения;

продолжить эколого - валеологическое воспитание учащихся (ознакомить с правилами хранения веществ, правилами работы с ними, воздействие на организм, ознакомить с гигиеническим и экологически грамотным обращением с веществами);

продолжить формирование экспериментальных умений и навыков.

Задачи: научить учащихся использовать дополнительную литературу;

закрепить умения проводить эксперимент.

Оборудование и реактивы: гидрокарбонат натрия, йод, перманганат калия, аспирин, пероксид водорода, аммиак.

Содержание занятия

Вступительное слово учителя

Сегодня мы поговорим о лекарствах. В нашем доме самое химическое место – это домашняя аптечка. А как же иначе? Каждый раз, когда что-то случилось: поцарапала кошка, ожог от утюга, попала заноза, спасают препараты домашней аптечки. Обычно у нас находятся самые простые из лекарств: средства дезинфекции и перевязки, для того чтобы остановить кровь при порезах или царапинах для полоскания горла….

Это химические вещества с интересными свойствами. О них-то мы сегодня поговорим. Но немного позже.

Сначала мы послушаем сообщение об истории возникновения лекарственных средств. С докладом об истории лекарств выступает…

Да, действительно, история возникновения лекарственных препаратов интересна, многие препараты используются людьми с тех давних времен и сейчас.

Лекарственные препараты можно разделить на отдельные группы по воздействию на организм, которые люди используют в повседневной жизни. Мы выделим три группы по воздействию на организм: «алкалоид», «антисептик», «антибиотик»

Приведите примеры этих лекарств:

Алкалоиды- биологически активные азотсодержащие органические соединения растительного происхождения: кофеин , оказывающий стимулирующее действие;

Хинин, кокаин, атропин

Антисептики -

Антибиотики - противомикробные препараты, попадая внутрь, уничтожают не только патогенные, но и полезные микроорганизмы.

Об использовании антисептических препаратов мы с вами и поговорим:

Одним из самых распространенных химических соединений, используемых человеком, является питьевая сода или гидрокарбонат натрия. О применении соды в качестве антисептического средства расскажет нам Шумова Анастасия, послушаем её.

I. История производства питьевой соды. Уже в VIII в. Растущие производства текстиля, стекла и мыла требовали большого количества соды, чем ее могли выделить из растительной золы или добыть в природе. Поэтому в 1775 году французская академия наук объявила специальную премию за изобретение искусственного способа получения соды. Этот способ нашел химик Никола Леблан:

960 оС

Na2SO4 + 4C + CaCO3 == Na2CO3 + CaS + 4CO

Образующуюся твердую массу обрабатывали водой (выщелачивали), а затем из этого раствора кристаллизовали соду.

Метод Леблана долгие годы надежно служил химикам разных стран.

Однако в Европе не было месторождений миралибита Na2SO4 * 10 Н2О, поэтому во второй половине XIX века на смену способу Леблана пришел аммиачный метод, разработанный Эрнестом Сольве:

NH3 + CO2 + H2O = NH4HCO3

NH4HCO3 + NaCl = NaHCO3 + NH4Cl

______________________________________

NaCl + NH3 + CO2 + H2O = NaHCO3 + NH4Cl

Ежегодно в мире производится десятки миллионов тонн соды, в основном по способу Сольве.

Правила хранения соды. Рядом с содой нельзя хранить кислоты. Чтобы подтвердить это правило, проводит опыт «Взаимодействие соды с раствором кислоты».

CH3COOH + NaHCO3 = CH3COONa + H2O + CO2

Эта реакция является качественной реакцией на ион НCO3 -

Применение питьевой соды. В кондитерском деле: при нагревании сода разлагается с выделением углекислого газа, что делает тесто пышным.

В медицине: для снятия боли в горле (2 чайные ложки соды на стакан воды, полоскать 5-6 раз в день), при обильном насморке (закапывать в нос содовый раствор), при изжоге (сода нейтрализует избыток кислоты в желудке, и улучшение наступает сразу; однако частое применение дает обратный эффект – выделение кислоты рефлекторно усиливается), для снятия зубной боли (полоскание рта раствором соды), для уменьшения жжения и зуда от укусов насекомых (несколько раз в день смазывать содовым раствором место укуса).

В качестве чистящего средства.

Для снижения жесткости воды. Проводят опыт «Снижение жесткости воды с помощью питьевой соды». К 50мл 10% - ного раствора хлорида кальция приливают мыльный раствор – при встряхивании пенообразование слабое. В ту же пробирку добавляют немного соды и наблюдают хорошее пенообразование при встряхивании.


-II. «Таинственный хамелеон» - так называют перманганат калия, марганцовку, как и в самом названии, так и в свойствах он ведет себя по-разному, о применении и изменчивых свойствах расскажет Пашигорева Мария.

Перманганат калия в твердом виде – хорошо растворимые в воде кристаллы черно-фиолетового цвета. Разбавленные водные растворы этого вещества – розового цвета, они неустойчивы и под действием солнечных лучей легко разлагаются с образованием бурого осадка оксида марганца (IV) и выделением кислорода.

4KMnO4 + 2 H2O == 4KOH + 4MnO2 + 3O2

Особенно быстро портится марганцовка в присутствии восстановителей, которые всегда есть в воздухе – например, органических веществ роде этилового спирта C2H5OH.


2KMnO4 + 3C2H5OH == 2KOH + 2MnO2 + 3CH3CHO + 2H2O


Проводит опят взаимодействия перманганата калия со спиртом..


В подкисленном растворе вместо оксида марганца образуются бесцветные катионы Мn 2+ например, в присутствии серной кислоты взаимодействие перманганата калия с таким общепризнанным восстановителем, как сульфит натрия, дает сульфат марганца и сульфат натрия, а заодно и сульфат калия и воду.


2KMnO4 + 5Na2SO3 + 3H2SO4 == 2MnSO4 + 5Na2SO4 + K2SO4 + 3H2O


Проводит опят взаимодействия перманганата калия в кислой среде с сульфитом натрия.

Точно такая же реакция, но проведенная в сильнощелочной среде, дает манганатные анионы зеленого цвета.


2KMnO4 + 5Na2SO3 + 2KOH == 2K2MnO4 + MnSO4 + Na2SO4 + H2O

Проводит опят взаимодействия перманганата калия в щелочной среде с сульфитом натрия.

Что и говорить, не зря химики прошлого прозвали перманганат калия «хамелеоном». А первооткрывателем этого удивительного вещества был Каро Вильгельм Шееле – кстати, по основной своей должности аптекарь! Шееле сплавлял «черную магнезию», минерал пиролюзит с поташом – карбонатом калия и селитрой – нитратом калия. При этом получались перманганат калия, нитрит калия и оксид углерода (IV).

Применение перманганата калия. В химической лаборатории перманганат калия используется для получения кислорода. Оказывается перманганат калия очень сильный окислитель, один из самых опасных «агрессоров» среди сложных веществ.

Окислительные свойства перманганата калия дают возможность использовать его в лечебных целях – для уничтожения всякой инфекции, для «прижигания» и «подсушивания» кожи и слизистых оболочек.

В медицине применяют водные растворы перманганата калия различной концентрации. Для полоскания и промывания желудка при отравлениях берут 0,1%- ные растворы, они бледно розового цвета, для промывания ран – 0,5%-ные (розовые), а для обработки язв и ожогов – 5% - ные (фиолетовые).

Перманганат калия, попав на кожу, разлагается с выделением бурого осадка диоксида марганца. В зависимости от концентрации раствора, а значит, от количества осадка, диоксид марганца оказывает вяжущее или прижигающее действие.

Перманганат калия, разлагаясь, выделяет активный кислород, а это ярый враг микробов и неприятных запахов. Интересно, что зачастую кислород выделяется (и мгновенно расходуется в реакциях окисления), не успевая образовывать газовые пузырьки. Это позволяет врачам в водить растворы перманганата калия в глубокие раны при очень опасной анаэробной (возникающей без доступа воздуха) инфекции.

Полоскания розовым раствором марганцовки рекомендуется при ангинах и стоматитах – воспаления миндалин, слизистой оболочки рта и десен. Таким же раствором промывают глаза при коньюктивитах. Перманганат калия помогает при пищевых отравлениях: его бледно-розовым раствором промывают желудок или просто выпивают стакан такого раствора натощак.

Растворами перманганата калия обрабатывают ожоги. Поможет марганцовка и при змеином укусе.

Все мамы и бабушки знают, что ванна с бледно-розовым раствором марганцовки поможет подсушить нежную кожу грудного младенца. Надо только помнить о мерах предосторожности. А они просты: в приготовленную для купания воду надо вносить обязательно раствор перманганата калия, но ни в коем случае не кристаллы – иначе возможен химический ожог.

Твердые кристаллы перманганата калия и его крепкие растворы могут быть опасны, поэтому хранить его следует в местах, недоступных малышам, а обращаться с осторожностью.

При отравлении концентрированным раствором этого вещества возникает ожог рта, пищевода и желудка. Врачи – травматологи рассказывают, что такие отравления нет-нет, да и случаются – когда рассеянный человек принимает раствор марганцовки за крепко заваренный чай.

Если такая беда произошла, надо немедленно промыть желудок теплой водой с добавлением активированного угля. Для этого можно также использовать раствор, содержащий в двух литрах воды полстакана слабого раствора перекиси водорода и один стакан столового уксуса. В этом случае перманганат – ионы переходят в менее опасные катионы марганца (II).


-III. Другим не менее интересным и широко используемым препаратом является перекись, что она может, расскажет Рагулина Людмила.

Прекрасная «перекись»

Это удивительное вещество не переносит прямого солнечного света. Некоторые добавки, например твердый диоксид марганца, перманганат калия разлагают его так быстро, что оно прямо прямо-таки «вскипает».





Проводит опыт: выделение кислорода из перокисида водорода под действием катализатора..

Более того, в концентрированном растворе это вещество становится взрывоопасным! Ведь при действии мельчайшей пылинки вещества-катализатора пероксид водорода может разложиться с образованием кислорода и воды:

2О2 == 2Н2О + О2

И это неудивительно. В молекуле пероксида водорода кислород находится в очень неустойчивой нечетной степени окисления -1. молекула пероксида водорода имеет забавную форму – она похожа на полураскрытую книгу, где атомы кислорода находятся как раз на корешке, а атомы водорода - на страницах….




Пероксид водорода был открыт Луи Тенаром совершенно случайно в 1818 году. Много позже было установлено, что пероксид водорода всегда образуется во влажной атмосфере при электрическом разряде.

Применение пероксида водорода. «Перекись водорода» как лекарственное средство чаще всего используют в виде 3%-ного раствора, который продается в аптеках. Однако применяется даже концентрированный 30%-ный раствор Н2О2, который называется пергидроль.

При контакте с живыми тканями пероксид водорода разлагается с выделением кислорода. Отсюда его противомикробное средство.

Разбавленные растворы пероксида водорода используют как кровоостанавливающее и дизенфицирующее средство: фермента крови расщепляет Н2О2 на воду и активный кислород, который надежно обеззараживает рану. Однако действие его кратковременно, поэтому, остановив кровотечение, надо обработать рану по всем правилам наложить повязку.

Каждому надо знать, как поступить, если вдруг пошла кровь из носа: надо сесть на стул, сделать холодный компресс на лицо, а затем аккуратно ввести в ноздри ватные тампоны, смоченные слабым раствором пероксида водорода. Если всего этого окажется недостаточно, надо обратиться к врачу.

Полоскание полости рта и горла слабым раствором пероксида водорода и его соединениями помогает справиться с инфекцией, а заодно избавиться от неприятного запаха. Особенно удобно использовать для этого гидроперит – комплексное соединение пероксида водорода с мочевиной. Таблетка гидроперита заменяет столовую ложку 3% - ного раствора перекиси водорода.

Пергидроль в медицинских целях применяют только в клиниках. Дома можно использовать этот раствор исключительно в хозяйственных целях – например, для выведения пятен на тканях. Обращаться с ним надо очень аккуратно: при такой высокой концентрации Н2О2 – сильнейший окислитель. Попадая на кожу рук, он вызывает сильные ожоги. Особенно надо беречь глаза.

Разбавленный раствор пероксида водорода не переносит нагревания и света: он разлагается и теряет лечебные свойства. Так что хранить раствор Н2О2 надо в пузырьке из темного стекла и по возможности в прохладном месте.


-IV. Для чего нужен йод, все знают, знают о значении йода для организма, его участии в обмене веществ, но не менее интересными химическими свойствами обладает йод, Илюшечкина Анастасия выступает с докладом «Йод. Йодная настойка»:

История открытия йода. Из статьи Б.Куртуа: «В маточном растворе щелока, полученного из водорослей, содержится достаточно большое количество необычного и любопытного вещества…. Новое вещество превращается при нагревании в пары великолепного фиолетового цвета». Это вещество йод- I2 .

В 1811г. Французский химик-биолог и фармацевт Бернар Куртуа изучал состав золы морских водорослей и заметил, что медный котел, в котором выпаривались зольные растворы, разрушаются слишком быстро. Куртуа начал исследовать свойства таких растворов и однажды обнаружил, что при добавлении к ним серной кислоты происходит выделение пара неизвестного вещества. Существует легенда о том, что открыть йод помогла Куртуа кошка. Однажды в лаборатории кошка, которая всегда спокойно сидела на плече Куртуа, внезапно спрыгнула на стол, где стояли колбы с реактивами. Они разбились, и воздух поднялись клубы фиолетового «дыма» - пары йода.

Куртуа опубликовал свои наблюдения, но природу выделенного им вещества не установил. Только в 1813г. Другой французский химик Гей – Люссак доказал, что вещество Куртуа сходно с хлором и принадлежит к группе галогенов. Он назвал его «йод», что в переводе с греческого означает «фиолетовый».

Йод в природе. Получение йода из водорослей. Йод содержится в морской воде, но столь в незначительных количествах, что выделение его для промышленных целей невозможно. Некоторые морские водоросли способны аккумулировать растворенные в морской воде соединения йода. Зола таких водорослей раньше была единственным источником для добывания йода.

До 1914 года Россия не производила йод, а покупала его в Чили. Во время войны 1914 – 1918 гг. из-за блокады Германией морских путей все запасы йода иссякли, а лазареты, госпитали и больницы требовали его во всё возрастающих количествах. Вот тогда и вспомнили о водорослях. Первый в России йодный завод был пущен в 1915 г. В Екатеринославле (ныне Днепропетровск). За год он дал свыше 200 кг йода, полученного из золы черноморской водоросли филлофоры. В каждой тонне водорослей содержится до 3 кг йода. Водоросли сжигали, из золы выделяли иодид натрия, а из него – йод.

В настоящее время йод в основном добывают из вод нефтяных буровых скважин

В виде органических соединений йод входит в состав всех живых организмов. В человеческом организме в общей сложности содержится примерно 25мг йода, причем половина этой массы находится в щитовидной железе.

Свойства йода. Йод твердое темно-серое кристаллическое вещество с металлическим блеском, почти в 2 раза тяжелее алюминия. При нагревании йод возгоняется (сублимирует), т.е. переходит из твердого состояние в газообразное без предварительного плавления.

Демонстрируется опыт «Возгонка йода».

Продукт адсорбции йода молекулами крахмала имеет темно-синий цвет. При нагревании раствора синий цвет исчезает, а при охлаждении возникает снова.

Демонстрируется опыт «Действие йода на крахмал».

Биологическая роль йода. В живых организмах содержание йода выше, чем в окружающей среде. Добавление небольших доз йода в корм скоту увеличивает удой молока у коров, способствует росту шерсти у овец, повышает яйценоскость кур, благотворно влияет на откорм свиней.

В организме человека большая часть йода входит в состав белка тиреоглобулина, содержащегося в щитовидной железе. Щитовидная железа взрослого человека содержит 15 мг йода. Недостаток йода вызывает зобную болезнь. Если человека лишить необходимого количества йода в раннем возрасте, то развивается кретинизм. Он приводит к сильному. до идиотизма, расстройству интеллекта, резкому нарушению функционирования органов чувств – от потери осязания до полной глухонемоты.

Долгое время считали, что иодированная соль – лучший источник пополнения организма этим элементом. Однако исследования показывают, что йод в таком соединении очень летуч. Через полгода после изготовления соли йод в ней практически исчезает. Кроме того, это соединение йода распадается при 60ОС, т.е. йод сохраняется лишь в салатах или при подсаливании готовых блюд.

Ученые пришли к выводу, что организм человека лучше всего усваивает соединение йода с белком молока. После долгих исследований была получена пищевая добавка йодоказеин. На сегодня это единственный препарат, выдерживающий, не распадаясь, не только температуру кипения воды, но и нагревание до 200оС. Он рекомендуется для обогащения йодом различных продуктов питания. Для обогащения 1т хлеба достаточно всего 5г йодказеина.

Для того чтобы организм взрослого человека получал суточную норму йода, надо каждый день съедать на выбор: 8кг огурцов, 200г груш, 3 селедки или …. Всего 250г обогащенного йодом хлеба.

Физиологическое действие йода. Йод в виде спиртовой настойки хорошо известен как антисептическое и кровоостанавливающее средство. Аналогично используется и одно из его производных – йодоформ СНI3. В то же время в больших количествах йод очень ядовит, его пары сильно раздражают слизистые оболочки. При отравлении парами йода появляются кашель, насморк, слезотечение, возникают опрелости в области околоушной впадины, головные боли, чувство временного оглушения. Длительное пребывание человека в такой атмосфере может привести к смерти.

Применение йода и его соединений. Как антисептик и кровоостанавливающее средство – йодная настойка (смешать в равных долях 10%-ный раствор йода в спирте (95%) и 4%-ный раствор иодида калия). Почти каждый знает о простом и доступном способе лечения ангины: полоскании горла теплым раствором, содержащим чайную ложку поваренной соли, чайную ложку питьевой соды и несколько капель йодной настойки в стакане воды.

Добавка в корм животных.

Как «перевозчик» для осуществления транспортных реакций.

Для йодного рафинирования металлов – получение титана, циркония и гафния высокой частоты.

В йодных лампах.

Для инициации осадков: кристаллы иодида серебра, распыляемые над облаками, искусственно вызывают дождь.

Для лучевой терапии – радиоактивный йод.

В фото- и кинопромышленности и анилинокрасочной промышленности.


- V. Аспирин – лекарство номер один, обладает обезболивающим, обеззараживающим, противовоспалительным действием. Попов Дмитрий проведет химический анализ аспирина.

Еще сотни лет назад знахари умели снижать жар и снимать боль водной настойкой коры ивы или вербы. «Научная история этого лекарства начинается с 1763 года, когда преподобный Эдуард Стоун, священник из Чиппинг Нортона, сделал в королевском обществе Лондона доклад «О вылечивании лихорадочного озноба настойкой коры ивы».

Корой ивы заинтересовались химики. Сначала итальянский химик Рафаэль Пириа в 1838 году выделил из ивовой коры салициловую кислоту. Потом он определил химический состав этого вещества и успешно синтезировал его.

Салициловая (старое название «спираевая») кислота отвечает формуле (НО)С6Н4(СООН); ее молекула включает бензольное кольцо, гидроксильную (ОН) и карбоксильную (СООН) группы:




Салициловая кислота сейчас находит применение как наружное бактерицидное средство в виде спиртового раствора – «салицилового спирта».

Заслуживает упоминания и салол – фениловый эфир салициловой кислоты, который был синтезирован еще в 1886 году. Тогда химики задались целью соединить в одном веществе антисептические свойства фенола (карболовой кислоты) и противовоспалительное действие салициловой кислоты. И в результате получили соединение, в молекуле которого соединены через кислородный мостик» два шестизвенных бензольных кольца:



Наличие карболовой кислоты можно обнаружить с помощью хлорида железа (III).

А нельзя ли получить другие аналоги салициловой кислоты, лекарственное действие которых может оказаться еще более сильным? Этот вопрос задавали себе, и не раз, многие химики-органики.

В 1897 году малоизвестный до тех пор баварский химик Феликс Гофман получил ацетилсалициловую кислоту – ту самую, которой впоследствии присвоили название «аспирин». Через некоторое время немецкие врачи Курт Виттгаузер и Юлиус Вольгемут начинают весьма успешно применять аспирин в своей медицинской практике. С тех пор аспирин становится одним из самых распространенных лекарств.

Аспирин имеет формулу (НООС)С6Н4(ОСОСН3):



Аспирин – это мелкие игольчатые кристаллы, хорошо растворимые в горячей воде и спирте. При кипячении с водой аспирин распадается на две кислоты – салициловую и уксусную. Свидетельством этому служит появление характерного «уксусного» запаха:

(НООС)С6Н4(ОСОСН3) + Н2О = ( НО)С6Н4(СООН) + СН3СООН

ацетилсалициловая кислота салициловая кислота уксусная кислота

Как было сказано выше при гидролизе аспирина образуется карболовая кислота – фенол. Каким образом это можно доказать?.... Опыт по обнаружению фенола в аспирине. Гидролиз аспирина и взаимодействие его с хлоридом железа (III). Появляется характерное фиолетовое окрашивание.

Аспирин обладает противовоспалительным, жаропонижающим и болеутоляющим действием, поэтому его широко применяют при лихорадочном состоянии и ревматизме. Аспирин подавляет болевую чувствительность и помогает от головной боли. Словом универсальные лечебные качества и широкое распространение в медицине позволяют считать аспирин одним из главных лекарств ХХ века. Однако у этого чудо-лекарства есть и противопоказания, а именно: его нельзя применять при язве желудка. Это понятно. Кислая среда, которую создает аспирин при реакции с водой, может усугубить течение болезни.

В таблетках растворимого «шипучего» аспирина, помимо ацетилсалициловой кислоты, содержится питьевая сода. При растворении в воде начинается реакция с выделением углекислого газа СО2 и образованием салициловой кислоты (НО)С6Н4(СООН) и натриевой соли уксусной кислоты – ацетата натрия.

Есть еще аспирин с витамином С, - он поддерживает способность организма сопротивляться простуде.

Учитель. По применению аспирина существуют некоторые правила, которые возникли в связи с его химическим строением и химическими свойствами:

- запивать большим количеством воды;

- длительное применение понижает свертываемость крови.

При использовании лекарственных препаратов необходимо знать:

ДОЗА – зависит от возраста и массы тела. Необходимо строгое ее соблюдение во избежание непредсказуемых последствий

РЕЖИМ ПРИЕМА – определяется длительностью действия и особенностями циркуляции лекарства в организме

СПОСОБ ПРИЕМА – по указанию врача. Запивать большим количеством воды!

Кроме данных лекарственных препаратов нами используются раствор аммиака, аскорбиновая кислота, борная кислота и другие препараты о которых речь пойдет на следующих занятиях.

А сейчас ОТВЕТЬТЕ на несколько вопросов:

  1. Всем известен раствор Люголя, применяемый для полоскания горла. Каков его состав? ( 1г йода, 2 г иодида калия).

  2. Раствор, какого органического красителя используемый для смазывания ссадин и порезов, мы называем зеленкой? (бриллиантового зеленого С27Н36N2SO4)

  3. Египетские жрецы умели извлекать из верблюжьего навоза бесцветные кристаллы, называли их «нушадир». Что это? (NH4Cl).

  4. Кир II великий 558 – 529 г.г.до н.э. пользовался специальным сосудом для хранения питьевой воды во время военных походов. Из какого металла были изготовлены эти сосуды? (серебро)

  5. Что такое ляпис (нитрат серебра, адский камень, обладающий прижигающим действием). Каким образом устраняется отравление ляписом? (хлорид натрия и образуется нерастворимый осадок хлорида серебра).

  6. «Жженая магнезия» - что это? Её применяют при отравлении кислотами. (оксид магния).

  7. Оазис Амон в Аравийской пустыне служил стоянкой караванов, скопившиеся испражнения верблюдов издавали особый характерный запах этого соединения. Называют его по названию данного оазиса. Назовите это соединение. (аммиак).

  8. Какая кислота входит в состав успокаивающего валидола, корвалола, валокордина. (изовалериановая).

  9. С помощью чего устраняется изжога? (сода).

  10. Каким средством можно лечить змеиные укусы; полоскать горло при ангине; промывать раны? (перманганат калия).

  11. Этот элемент открыт Бернаром Куртуа с помощью кошки. Назовите его. (йод)

  12. В каком органе человека половина всей массы этого органа приходится на йод? (щитовидная железа).

В заключение нашего занятия хотелось бы напомнить простые истины.

Помните:

  1. Нельзя заниматься самолечением.

  2. Реклама рекламой, а верь врачу.

  3. Взаимодействие с другими лекарствами может усилить или ослабить действие лекарства

  4. При заболевании печени или почек лекарства применяют с осторожностью.

  5. При использовании лекарств могут понизиться внимание, быстрота реакции, появиться сонливость. Водителям, работникам, ответственным за жизнь людей, такие лекарства принимать нельзя.



Список используемой литературы:

  1. Аликберова Л.Ю. «Занимательная химия», М.: АСТ-ПРЕСС, 1999;

  2. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. «Полезная химия: задачи и истории», М.: Дрофа, 2008;

  3. Егоров А.С., Иванченко Н.М., Шацкая К.П. «Химия внутри нас», Р.:Феникс, 2004;

  4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Карцова А.А. «Органическая химия», М.: Просвещение, 2007;

  5. Нифантьев Э.Е., Цветков Л.А. «Химия 10-11», М.: Просвещение,1993;

  6. Штеиплер Г.И. «Предпрофильная подготовка по химии», М.: Дрофа,2007;

  7. Штемплер Г.И. «Школьный словарь химических понятий и терминов», М.: Дрофа, 2007;

  8. Химия в школе, №5, 2005г

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Важнейшее направление повышения эффективности современного учебного процесса организация исследовательской, а также самостоятельной деятельности школьников, к iconПостановление кабинета министров республики узбекистан
В целях повышения эффективности мероприятий по борьбе с заболеванием бешенством людей и животных, а также упорядочения содержания...

Важнейшее направление повышения эффективности современного учебного процесса организация исследовательской, а также самостоятельной деятельности школьников, к iconСоздание и результативность научно-обоснованной системы повышения эффективности вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у животных с выраженным иммунодефицитным состоянием 06.

Важнейшее направление повышения эффективности современного учебного процесса организация исследовательской, а также самостоятельной деятельности школьников, к iconСоздание и результативность научно-обоснованной системы повышения эффективности вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у животных с выраженным иммунодефицитным состоянием 06.

Важнейшее направление повышения эффективности современного учебного процесса организация исследовательской, а также самостоятельной деятельности школьников, к iconКурс массажа от автора в 2004 году завершена и внедрена в практику школа современного класси ческого массажа Валерия Фокина. Почему современного? Да потому, что мно

Важнейшее направление повышения эффективности современного учебного процесса организация исследовательской, а также самостоятельной деятельности школьников, к iconКраткий отчет о результатах научно-исследовательской деятельности фгбу «вниизж» за 2012 год

Важнейшее направление повышения эффективности современного учебного процесса организация исследовательской, а также самостоятельной деятельности школьников, к iconИспользование здоровьесберегающих технологий при организации домашней самостоятельной деятельности учащихся

Важнейшее направление повышения эффективности современного учебного процесса организация исследовательской, а также самостоятельной деятельности школьников, к iconРабочая программа повышения квалификации «Оператор по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных и птиц» по проблеме «Организация воспроизводства

Важнейшее направление повышения эффективности современного учебного процесса организация исследовательской, а также самостоятельной деятельности школьников, к iconРекомендации по оснащению учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности обучающихся 144 Общие положения

Важнейшее направление повышения эффективности современного учебного процесса организация исследовательской, а также самостоятельной деятельности школьников, к iconМетодическое пособие по курсу «Организация и экономика ветеринарного дела» для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения

Важнейшее направление повышения эффективности современного учебного процесса организация исследовательской, а также самостоятельной деятельности школьников, к iconХимиопрофилактика туберкулеза. Сущность, методика, показания, противопоказания, организация проведения, оценка эффективности химиопрофилактики туберкулеза

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU