Методические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета icon

Методические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета





НазваниеМетодические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета
страница1/12
Дата конвертации12.06.2013
Размер2.71 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АМУРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


Кафедра фармакологии


Фармакология


Методические указания для самостоятельной работы

студентов лечебного факультета




Благовещенск – 2012

Раздел «Общая фармакология» содержит сведения об общих закономерностях фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных веществ, видах действия, дозирования, особенностях взаимодействия веществ при комбинированном применении, а также возможных изменений чувствительности организма при повторном введении в организм лекарственных средств, знание которых необходимо студенту для успешного усвоения курса частной фармакологии.

Фармакокинетика – это раздел фармакологии о всасывании, распределении в организме, депонировании, метаболизме (биотрансформации) и выведении (экскреции) лекарственных веществ.

Основное содержание фармакодинамики – это эффекты, локализация действия, механизмы действия и виды действия лекарственных веществ. В данном разделе, применительно к механизмам действия, рассматриваются основные «мишени» для лекарственных веществ (специфические рецепторы, ионные каналы, ферменты, транспортные системы). При взаимодействии со специфическими рецепторами лекарственные вещества могут выступать в роли агонистов (полных или частичных), антагонистов или агонистов-антагонистов. Эти варианты взаимодействия имеют ряд характеристик: аффинитет, внутренняя активность, константа диссоциации комплекса вещество-рецептор. Изучение зависимости эффекта лекарственного вещества от дозы позволяет оценить такие количественные показатели, как активность и эффективность лекарственных веществ, а также получить представление о терапевтических и токсических дозах и терапевтической широте лекарственного вещества.

Цель занятия:

  1. Письменный контроль умения выписывать рецепты на все лекарственные формы (индивидуальные задания для выписывания 10 лекарственных форм).

  2. Изучить общие закономерности фармакокинетики, фармакодинамики лекарственных средств, дозирование, виды фармакологического и фармакотерапевтического действия, а также особенности действия лекарственных веществ в условиях комбинированного и повторного введения в организм.

Задачи.

Студент должен знать:

  • Пути введения лекарственных веществ в организм, их значение для скорости, силы и характера фармакологического эффекта.

  • Основные механизмы всасывания веществ, транспорта через клеточные и другие биологические мембраны.

  • Механизмы взаимодействия лекарственных веществ с биологическими объектами, первичные и вторичные фармакологические эффекты.

  • Особенности распределения лекарственных веществ в организме, механизмы биотрасформации и пути их выведения.

  • Виды фармакологического и фармакотерапевтического действия лекарственных средств и их особенности при комбинированном и повторном введении.

  • Виды терапевтических и токсических доз лекарственных веществ.


Студент должен уметь:

  • Выписывать рецепты на твердые, мягкие и жидкие лекарственные формы.


ЗАДАНИЕ 1. Проработать учебный материал по вопросам:

    1. Задачи общей фармакологии. Фармакокинетика и фармакодинамика лекарственных веществ и их практическое значение.

    2. Пути введения лекарственных веществ, сравнительная характеристика энтеральных и парентеральных путей введения лекарств, их достоинства и недостатки.

    3. Механизмы всасывания лекарственных веществ. Биодоступность. Особенности этих процессов у детей.

    4. Распределение и депонирование лекарственных веществ в организме.

    5. Основные пути метаболизма лекарственных веществ в организме. Особенности биотрансформации лекарственных веществ у детей и в пожилом возрасте.

    6. Пути выведения лекарственных веществ из организма, возрастные особенности.

    7. Виды действия лекарственных веществ на организм: местное, рефлекторное и резорбтивное, прямое и косвенное, избирательное и неизбирательное, обратимое и необратимое.

    8. Фармакологические эффекты: основные и побочные, характеристика. Виды медикаментозной терапии (фармакотерапии).

    9. Возможные механизмы действия лекарственных веществ (рецепторный и ферментный механизмы действия лекарств).

    10. Зависимость действия лекарственных веществ от химической структуры и физико-химических свойств. Значение стереоизомерии, липофильности, полярности, степени диссоциации.

    11. Зависимость фармакологического эффекта от дозы и концентрации действующего вещества. Виды доз. Широта терапевтического действия.

    12. Зависимость фармакологического эффекта от индивидуальных особенностей организма: возраста, пола, конституции, функционального состояния органов и систем.

    13. Роль генетических факторов в действии лекарственных веществ. Идиосинкразия. Фармакогенетика и ее задачи.

    14. Зависимость действия лекарственных веществ от внешних факторов: социальных и природно-климатических условий.

    15. Влияние биологических ритмов на действие лекарств. Понятие о хронофармакологии.

    16. Реакции организма при повторных введениях лекарственных средств (привыкание, тахифилаксия, кумуляция). Практическое значение.

    17. Лекарственная зависимость, ее разновидности. Характеристика пристрастия и абстиненции. Медицинские и социальные аспекты борьбы с наркоманией и токсикоманией.

    18. Реакции организма на внезапную отмену лекарств при их длительном применении: феномены «отдачи» и «отмены».

    19. Взаимодействие лекарственных веществ при комбинированном применении (фармацевтическое, фармакокинетическое и фармакодинамическое взаимодействие).

    20. Синергизм лекарственных веществ. Виды синергизма. Практическое значение.

    21. Антагонистическое взаимодействие лекарственных веществ. Виды антагонизма.

    22. Влияние лекарств на качество жизни. Побочные (нежелательные, отрицательные) эффекты лекарственных веществ, их классификация и характеристика.

    23. Токсическое действие лекарственных средств. Эмбриотоксичность. Тератогенность. Фетотоксичность. Отрицательное действие лекарств на новорожденного.

    24. Лекарственная аллергия, ее проявления и профилактика.


ЗАДАНИЕ 2. Подготовка к контрольной работе по общей рецептуре.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


  1. Понятие «фармакокинетика» включает:

  1. Всасывание лекарственных веществ

  2. Распределение лекарственных веществ

  3. Депонирование лекарственных веществ

  4. Локализацию действия лекарственных веществ

  5. Механизмы действия

  6. Фармакологические эффекты

  7. Виды действия

  8. Биотрансформацию

  9. Выведение лекарственных веществ из организма




  1. К энтеральным путям введения относятся:

  1. Внутрь

  2. Внутримышечный

  3. Подкожный

  4. Ректальный

  5. Внутривенный

  6. Ингаляционный

  7. Сублингвальный

  8. Трансбуккальный




  1. Для введения лекарственных веществ внутрь характерно:

  1. Быстрое развитие эффекта

  2. Относительно медленное развитие эффекта

  3. Зависимость всасывания лекарственных веществ в кровь от рН среды, характера содержимого, интенсивности моторики желудочно-кишечного тракта

  4. Возможность попадания лекарственных веществ в общий кровоток, минуя печень




  1. Основным механизмом всасывания большинства лекарственных веществ в желудочно-кишечном тракте является:

  1. Пиноцитоз

  2. Фильтрация

  3. Пассивная диффузия

  4. Активный транспорт




  1. При повышении ионизации слабых электролитов их всасывание в желудочно-кишечном тракте:

  1. Усиливается

  2. Ослабляется




  1. К энтеральным путям введения, обеспечивающим попадание лекарственных веществ в общий кровоток, минуя печень, относятся:

  1. Внутрь

  2. Сублингвальный

  3. Ректальный

  4. В двенадцатиперстную кишку

  5. Трансбуккальный




  1. К парентеральным путям введения лекарственных веществ относятся:

  1. Подкожный

  2. Ректальный

  3. Внутривенный

  4. Внутримышечный

  5. Сублингвальный

  6. Ингаляционный

  7. Трансдермальный

  8. Трансбуккальный




  1. Для парентеральных (внутривенный, внутримышечный, подкожный) путей введения лекарственных веществ характерно:

  1. Быстрое развитие эффекта

  2. Медленное развитие эффекта

  3. Необходимость стерилизации вводимых растворов и соблюдение асептики

  4. Высокая точность дозировки




  1. Внутримышечно можно вводить:

  1. Изотонические растворы

  2. Гипертонические растворы

  3. Масляные растворы

  4. Взвеси




  1. Внутривенно нельзя вводить:

    1. Изотонические растворы

    2. Гипертонические растворы

    3. Масляные растворы

    4. Взвеси




  1. К двум основным механизмам всасывания веществ при подкожном и внутримышечном введении относятся:

    1. Фильтрация

    2. Пиноцитоз

    3. Активный транспорт

    4. Пассивный транспорт

  2. Через гистогематические барьеры легко проникают:

    1. Неполярные липофильные вещества

    2. Полярные гидрофильные вещества




  1. Лекарственные вещества, связанные с белками плазмы крови:

    1. Не проявляют фармакологической активности

    2. Быстрее метаболизируются

    3. Медленнее выводятся из организма




  1. Под влиянием микросомальных ферментов печени лекарственные вещества подвергаются изменениям в направлении:

    1. Повышения полярности

    2. Снижения полярности

    3. Повышения фармакологической активности

    4. Снижения фармакологической активности

    5. Повышения гидрофильности

    6. Повышения липофильности




  1. К процессам конъюгации лекарственных веществ относятся:

    1. Окисление

    2. Восстановление

    3. Ацетилирование

    4. Гидролиз

    5. Образование глюкуронидов

    6. Образование соединений с серной кислотой




  1. К процессам метаболической трансформации относятся:

    1. Окисление

    2. Восстановление

    3. Ацетилирование

    4. Гидролиз

    5. Образование глюкуронидов

    6. Образование соединений с серной кислотой




  1. Почечная экскреция слабых электролитов при повышении степени их ионизации:

    1. Усиливается

    2. Уменьшается




  1. Слабокислые соединения легче выводятся почками:

    1. При увеличении рН мочи

    2. При снижении рН мочи




  1. Слабые основания легче выводятся почками:

    1. При увеличении рН мочи

    2. При снижении рН мочи




  1. Период «полужизни» (полуэлиминации):

    1. Время, за которое 50% вещества подвергается биотрансформации

    2. Время, за которое концентрация вещества в плазме крови снижается наполовину

    3. Время, за которое половина вещества выделяется из организма




  1. Биодоступность:

    1. Часть от введенной дозы вещества (выраженная в процентах), которая в неизменном виде достигает системного кровотока

    2. Скорость поступления вещества в системный кровоток из места введения

    3. Часть от введенной дозы вещества (выраженная в процентах), которая в неизменном виде достигает мест действия в тканях




  1. Понятие «фармакодинамика» включает:

    1. Всасывание лекарственных веществ

    2. Распределение лекарственных веществ

    3. Депонирование лекарственных веществ

    4. Локализацию действия лекарственных веществ

    5. Механизмы действия

    6. Фармакологические эффекты

    7. Виды действия

    8. Биотрансформацию

    9. Выведение лекарственных веществ из организма




  1. К основным четырем «мишеням» для лекарственных веществ относятся:

    1. Специфические рецепторы

    2. Структурные белки

    3. Транспортные системы

    4. Ионные каналы

    5. Ферменты




  1. Аффинитет:

    1. Способность вещества связываться со специфическими рецепторами

    2. Способность вещества вызывать эффект при взаимодействии с рецепторами

    3. Величина дозы, в которой вещество вызывает максимальный эффект




  1. Внутренняя активность:

    1. Способность вещества связываться со специфическими рецепторами

    2. Способность вещества вызывать эффект при взаимодействии с рецепторами

    3. Величина дозы, в которой вещество вызывает максимальный эффект

  2. Вещества, обладающие при взаимодействии с рецепторами максимальной внутренней активностью:

    1. Полные агонисты

    2. Частичные агонисты

    3. Антагонисты




  1. Вещества, обладающие при взаимодействии с рецепторами менее чем максимальной внутренней активностью:

    1. Полные агонисты

    2. Частичные агонисты

    3. Антагонисты




  1. Вещества, взаимодействующие с рецепторами, но не имеющие внутренней активности:

    1. Полные агонисты

    2. Частичные агонисты

    3. Антагонисты




  1. Для привыкания к лекарственному веществу при его повторном введении характерно:

    1. Непреодолимое стремление к постоянному приему лекарственного вещества

    2. Усиление эффекта лекарственного вещества

    3. Ослабление эффекта лекарственного вещества

    4. Абстиненция при отмене лекарственного вещества




  1. Физическую лекарственную зависимость характеризует:

    1. Непреодолимое стремление к постоянному приему лекарственного вещества

    2. Улучшение самочувствия после приема лекарственного вещества

    3. Возможность быстрой отмены препарата при лечении лекарственной зависимости

    4. Необходимость постепенного снижения дозы препарата при лечении лекарственной зависимости

    5. Абстиненция



ОТВЕТЫ


I – 1, 2, 3, 8, 9; II – 1, 4, 7, 8; III – 2, 3; IV – 3; V – 2; VI – 2, 3, 5; VII – 3, 4, 6, 7; VIII – 1, 3, 4; IX – 3, 4; X – 3, 4; XI – 1, 4; XII – 1; XIII – 1, 3; XIV – 1, 4, 5; XV – 3, 5, 6; XVI – 1, 2, 4; XVII – 1; XVIII – 1; XIX – 2;

XX – 2; XXI – 1; XXII – 4, 5, 6, 7; XXIII – 1, 3, 4, 5; XXIV – 1; XXV – 2; XXVI – 1; XXVII – 2; XXVIII – 3; XXIX – 3; XXX – 1, 2, 4, 5.


ЛИТЕРАТУРА:


Основная:

  1. Харкевич Д.А. Фармакология (учебник для ВУЗов) / М. ГЭОТАР – МЕД. – 2004 – 2007.

  2. Маркова И.В., Михайлов И.Б., Неженцев М.В. Фармакология (учебник для студентов педиатрических факультетов) / Санкт-Петербург. – Фолиант. – 2001.

  3. Макарова В.Г. Рецептура (учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов) / М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004. – 128 с.

  4. Лекции.


Дополнительная:

  1. Машковский М.Д. Лекарственные средства.

  2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. Под редакцией Д.А.Харкевича. - М.МИА. – 2004.

  3. Базисная и клиническая фармакология: Пер. с англ. / Под ред. Б.Г.Катсунга. – В 2-х тт. – М., 1998.

  4. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров. – Томск, 1998. – С. 12 – 43.

  5. Елинов Н.П., Громова Э.Г. Современные лекарственные препараты: Справочник с рецептурой. – СПб., 2000. – С. 39 – 45.

  6. Нил М.Дж. Наглядная фармакология. Серия «Экзамен на отлично»: Пер. с англ. / Под ред. М.А.Демидовой. – М., 1999. – С. 72 – 80.

  7. Фармакология в схемах и таблицах: Справочник / Под ред. С.М.Дроговоз. – Харьков, 2000. – С. 31 – 36, 38.

  8. Фармакология с общей рецептурой / Под ред. И.С.Чекмана. – Киев, 1999.



Блок дополнительной информации


Пути введения лекарственных веществ


Энтеральные

Парентеральные

Сублингвальный

Пероральный

Трансбуккальный

Ректальный

Дуоденальный (через зонд)

Ингаляционный

Накожный

Внутриполостной

Подкожный

Внутримышечный

Внутривенный

Внутриартериальный

Субарахноидальный

Внутрикостный


Характеристика парентеральных путей введения лекарственных веществ


Показатель

Пути введения

подкожный, внутримышечный

внутривенный

Скорость наступления эффекта

Для большинства лекарств через 10 – 15 минут

Часто в момент введения

Длительность действия

Меньше, чем при введении через рот

Меньше, чем при подкожном и внутримышечном введении

Сила действия

В 2 – 3 раза выше той же дозы через рот

В 5 – 10 раз выше, чем через рот

Стерильность

Обязательна

Обязательна

Отсутствие раздражающего действия

Обязательно

Желательно

Изотоничность раствора

Обязательна, реже используются гипо- и гипертонические растворы

Не обязательна

(до 40 мл раствора)



Виды действия лекарственных веществ и их особенности при повторном и комбинированном введении


Фармакологическое действие

Местное, рефлекторное, резорбтивное; Общеклеточное, преимущественное, избирательное; обратимое, необратимое

Фармакотерапевтическое действие

Этиотропное, патогенетическое, симптоматическое; главное, побочное; прямое, косвенное

Особенности действия лекарств при повторном введении

Ослабление эффекта: привыкание, лекарственная зависимость, тахифилаксия. Усиление эффекта: кумуляция (материальная и функциональная), сенсибилизация

Особенности действия лекарств при комбинировании

Ослабление эффекта: антагонизм (химический, или антидотизм; физико-химический; функциональный, или физиологический). Усиление эффекта: синергизм (суммирование, потенцирование)


Содержание и задачи общей фармакологии. Понятие о фармакокинетике и фармакодинамике, их практическое значение.


Общая фармакология – раздел фармакологии, изучающий общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики ЛС.

Фармакокинетика – раздел фармакологии, изучающий судьбу (движение) ЛС в организме от момента введения до момента выведения из организма (всасывание, распределение, депонирование, метаболизм, выведение).

Фармакодинамика – раздел фармакологии, изучающий биологические эффекты ЛС, локализацию и механизмы действия ЛС.

Изучение фармакокинетики ЛС имеет важное практическое значение, поскольку, особенности фармакокинетики отдельного вещества влияют на способ введения (энтеральный, парентеральный) данного ЛС; изучение депонирования ЛС определяет кратность введения (количество введений в сутки) и длительность назначения; знание путей выведения конкретного ЛС (например, противомикробных средств) позволяет адекватно назначить препарат (например, нитроксолин выводится почками – назначают при инфекциях МВП, хлорхинальдол – ЖКТ – инфекции ЖКТ).

Изучение фармакодинамики имеет важное практическое значение. Знание фармакологических эффектов и локализации действия ЛС позволяет адекватно назначить лечение больному, например, при СН – сердечные гликозиды, при ГБ – гипотензивные средства, при инфекционном заболевании – противомикробные средства.


Энтеральные и парентеральные пути введения ЛС. Положительные и отрицательные стороны.


Энтеральные пути введения – через пищеварительный тракт (через рот, под язык, трансбуккально, в 12 п.к., в прямую кишку)

«+» - отсутствие необходимости стерильности препаратов и участия медицинского персонала, простота введения

«-« - эффект развивается медленно (через 40 мин), доза ЛС должна быть в 2 – 3 раза больше дозы при парентеральном введении.

Парентеральные пути введения – минуя ЖКТ (подкожный, внутримышечный, внутривенный, внутриартериальный, интерстернальный, внутрибрюшинный, ингаляционный, субарахноидальный, субокципитальный и др.)

«+» - быстрое развитие фармакологического эффекта, снижение дозы вводимого вещества, возможность введения ЛС, не всасывающихся в ЖКТ и разрушающихся в ЖКТ.

«-« - сложность способов введения, участие медицинского персонала, болезненность, необходимость стерильности препаратов.


Всасывание, распределение и депонирование ЛС. Механизмы всасывания. Биодоступность. Роль гистогематических барьеров, белков плазмы и тканевых депо в фармакокинетике ЛС.


Биодоступность – отражает количество неизменного вещества, которое достигло плазмы крови, относительно исходной дозы препарата. При внутривенном введении величина биодоступности равна 100%. При энтеральном введении величина биодоступности определяется потерями вещества при его всасывании из ЖКТ и при первом прохождении через печеночный барьер.

Существенное влияние на характер распределения ЛС оказывают гистогематические барьеры: стенка каппиляров, клеточные мембраны, ГЭБ, плацентарный барьер.

  1. Стенка каппиляров имеет характер пористой мембраны (величина пор у человека около 2 нм). Большинство ЛС через стенку капилляров проходит легко, исключение составляют белки плазмы и их комплексы с лекарственными препаратами. Гидрофильные соединения проходят через поры стенки капилляров и попадают в интерстициальное (экстрацеллюлярное) пространство, через фосфолипидные мембраны клеток они не диффундируют (не проникают в клетки), в клетки попадают лишь при участии транспортных систем. Липофильные соединения хорошо проникают через эндотелий капилляров и клеточные мембраны.

  2. ГЭБ – затруднено прохождение ЛС в связи с особенностями строения капилляров мозга. Во-первых, эндотелий капилляров мозга не имеет пор, через которые могли бы проходить ЛС. Во-вторых, в капиллярах мозга отсутствует пиноцитоз. В-третьих, наружная поверхность капилляров выстлана астроглией (дополнительная липидная мембрана). Поэтому через ГЭБ плохо проходят полярные соединения, липофильные молекулы проникают в ткани мозга легко. Через ГЭБ ЛС проходят путем диффузии и за счет активного транспорта. Кроме этого, проницаемость ГЭБ при некоторых патологических состояниях (напр., менингит) резко повышается.

  3. Плацентарный барьер – через него проходят липофильные соединения путем диффузии. Ионизированные полярные вещества через плаценту проникают плохо.

ЛС, циркулирующие в организме, частично связываются, образуя внеклеточные и клеточные депо. К внеклеточным депо могут быть отнесены белки плазмы крови – альбумины. Некоторые ЛС активно связываются с белками, например, ненаркотический анальгетик бутадион связывается с белками на 90%, - в результате длительность действия препарата увеличивается.

ЛВ могут накапливаться в соединительной ткани (полярные соединения), в костной ткани (тетрациклины), жировой ткани (средства для наркоза), формируя там депо препарата. Некоторые препараты (например, акрихин) накапливаются в клеточных депо за счет связывания их в клетках белками, нуклеопротеидами и ФЛ.


Биотрансформация ЛС в организме.


Биотрансформация – метаболические превращения лекарственных средств. 90 – 95% ЛС подвергаются биотрасформации в печени, остальные – в слизистой тонкого кишечника, почках, легких, коже, крови. Процессы биотрансформации разделяют на 2 фазы: в реакциях 1 фазы – метаболической трансформации – молекулы ЛС подвергаются окислению, восстановлению или гидролизу. Во второй фазе – реакции конъюгации – ЛС присоединяют полярные фрагменты с образованием неактивных продуктов. Для реакций конъюгации необходима энергия.

Окисление происходит при участии микросомальных ферментов оксидаз, кислорода и цитохрома Р-450. Окислению подвергаются эфедрин, аминазин, гистамин, кодеин.

Реакции восстановления характерны для альдегидов, кетонов и карбоновых кислот. Восстановлению подвергаются отдельные ЛС (левомицетин, хлоралгидрат, нитразепам и др.). Происходит это под влиянием системы нитро- и азоредуктаз и др. ферментов.

Гидролиз необходим для биотрансформации ЛС, имеющих строение сложных эфиров и замещенных амидов. Происходит при участии ферментов эстераз и амидаз. При гидролизе молекулы ЛС распадаются на фрагменты, один из которых – кислотный или спиртовый – может проявлять свою фармакологическую активность. Гидролизу подвергаются новокаин, атропин, АЦХ, дитилин, аспирин, новокаинамид.

Конъюгация – биосинтетический процесс, сопровождающийся присоединением к ЛС ряда химических группировок или молекул эндогенных соединений. Наибольшее значение имеет глюкуронирование – процесс присоединения глюкуроновой кислоты (морфин, парацетамол, сибазон). Сульфатирование – процесс переноса неорганического сульфата на молекулу ЛС при участии фермента сульфотрансферазы (стероиды, метилдопа, левомицетин). При ацетилировании уксусная кислота ацетилкоэнзима А присоединяется к аминам, сульфаниламидам. Реакция катализируется ацетилтрансферазой. Ацетилированные метаболиты плохо растворяются в воде и элиминируются медленно (клоназепам, апрессин, САП, изониазид). Метилирование – перенос метильной группировки на ЛС под влиянием метилтрансферазы (НА, А, морфин, гистамин).

В результате биотрансформации ЛС теряют свою биологическую активность. Таким образом, эти процессы лимитируют во времени действие веществ. При патологии печени, сопровождающееся снижением активности микросомальных ферментов, продолжительность действия ряда веществ увеличивается. Известны и ингибиторы различных ферментов, как микросомальных (левомицетин, бутадион), так и немикросомальных (АХЭ средства, ингибиторы МАО). Они пролонгируют эффекты препаратов, которые инактивируются этими ферментами. Вместе с тем есть соединения (напр., фенобарбитал), которые повышают (индуцируют) скорость синтеза микросомальных ферментов.

Характеристика путей выведения ЛС из организма. Общий клиренс. Период полувыведения.


ЛС в основном выводятся с мочой и желчью. В почках низкомолекулярные соединения, не связанные с белками плазмы, фильтруются через мембраны капилляров клубочков. Кроме того, некоторые ЛС подвергаются активной секреции с участием транспортных систем в проксимальных канальцах (пенициллины, салицилаты, САП, гистамин, тиазиды). Некоторые липофильные соединения проникают из крови в просвет канальцев (проксимальных и дистальных) путем простой диффузии.

Часть ЛС (антибиотики, некоторые САП) выделяются с желчью в кишечник.

Газообразные и летучие вещества (средства для ингаляционного наркоза) выводятся легкими.

Отдельные препараты выделяются слюнными железами (йодиды), потовыми железами, железами желудка (никотин), слезными железами (рифампицин).

Ряд веществ выделяются молочными железами (снотворные, болеутоляющие, спирт, никотин).

Период полужизни – время, необходимое для снижения концентрации вещества в плазме крови на 50%. Этот параметр используется для подбора доз вещества и интервалов введения с целью создания в организме стационарной концентрации препарата.

Клиренс – скорость очищения плазмы крови от вещества (выражается в объеме в единицу времени: мл/мин)

Местное действие – эффекты ЛС на месте применения (потеря болевой и температурной чувствительности под влиянием местных анестетиков; боль, гиперемия, отек кожи в области нанесения раздражающих препаратов).

Рефлекторное действие (частный случай косвенного действия) – изменение функций органов за счет прямой стимуляции чувствительных нервных окончаний. Деполяризация нервных окончаний вызывает импульс, который по рефлекторным дугам при участии нервных центров передается на исполнительные органы (отхаркивающие, рвотные, желчегонные, слабительные)

Резорбтивное действие – эффекты ЛС после всасывания в кровь и проникновения через гистогематические барьеры (анальгезия при применении наркозных средств, наркотических и ненаркотических анальгетиков; повышение умственной и физической работоспособности после приема кофеина).

Прямое (первичное) действие – изменение лекарственными средствами функций органов в результате действия на клетки этих органов (напр., СГ – блокируют Nа,К-АТФ-азу в кардиомиоцитах и увеличивают силу сердечных сокращений).

Косвенное (вторичное) действие – изменение лекарственными средствами функций органов и клеток в результате действия на другие органы и клетки, функционально связанные с первыми (СГ – мочегонное действие за счет улучшения кровотока в почках).

Избирательное действие – влияние ЛС на функции только определенных органов и систем. Оно обусловлено в большей степени связыванием с рецепторами, в меньшей степени – избирательным накоплением в органах и тканях.

Обратимое действие обусловлено установлением непрочных физико-химических связей с рецепторами, характерно для большинства ЛС.

Необратимое действие – возникает в результате образования прочных ковалентных связей с рецепторами, характерно для немногих ЛС, как правило, обладающих высокой токсичностью и применяемых местно.


Фармакологические эффекты: основные и побочные. Примеры. Виды медикаментозной терапии. Примеры.


Главное действие – терапевтические эффекты ЛС.

Побочное действие – дополнительные, нежелательные эффекты.

Пример: мочегонные средства – основной эффект мочегонный, побочные эффекты: гипокалиемия, гипокальциемия, гипомагниемия, ацидоз, алкалоз; САП – основной эффект противомикробный, побочные эффекты: кристаллурия, диспепсические расстройства, аллергические реакции и т.д.

Фармакотерапия:

  1. Этиотропная терапия – введение ЛС, влияющих и устраняющих причину заболевания (антибиотики)

  2. Патогенетическая терапия – введение ЛС с целью воздействия на патогенетические механизмы и развитие заболевания (СГ при СН, НПВС при ревматоидных заболеваниях)

  3. Заместительная терапия – введение ЛС с целью замещения каких-либо веществ при их нехватке в организме (инсулин при СД)

  4. Симптоматическая терапия – введение ЛС, устраняющих симптомы (признаки) заболевания (использование обезболивающих, жаропонижающих)

  5. Профилактическая – введение ЛС для предупреждения заболевания (адаптогены – для профилактики ОРЗ в весенне-осенний период; витамины)

  6. Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений (подорожник – кровоостанавливающее действие; элеутерококк, аралия, левзея – общетонизирующее действие)

  7. Гомеопатическая терапия – лечение «подобным» - введение ЛС в малых дозах, большие дозы которых вызывают подобное заболевание.


Возможные механизмы действия ЛС, характеристика, примеры. Понятие о действии ЛС на молекулярном уровне.


По механизму действия все ЛС делятся на 3 группы:

  1. ЛС, в механизме действия которых лежат физические процессы и факторы (адсорбирующее действие активированного угля, дубящее действие спирта)

  2. ЛС, механизм действия которых обусловлен химическими взаимодействиями вне клеток (взаимодействие перхлората калия – в крови он связывает йод и препятствует поступлению йода в щитовидную железу)

  3. ЛС, механизм действия которых обусловлен первичным влиянием на метаболизм клеток (взаимодействие ЛС с биохимическими структурами клеток – АЦХ с холинорецептором – изменение функциональной активности клеток и органа)


Взаимодействие химического вещества и биохимической структуры может быть 3 типов:

  1. лекарственное вещество вступает в связь с биохимической структурой, в результате функциональная активность органа меняется в ту или иную сторону (повышается или снижается)

  2. некоторые ЛС необратимо связывают соответствующую структуру, полностью нарушая ее функцию.

  3. после кратковременного повышения или понижения функциональной активности органа, вызванного химическим веществом или ЛС, происходит разрушение ЛС и восстановление функциональной активности органа.




  1. Лек вещества имеют небольшую по размерам молекулу и взаимодействуют только с небольшой частью клеток. Величина рецептора составляет 1/6000 поверхности клеточной мембраны. Все ЛС взаимодействуют с соответствующими рецепторами. Рецептор – активные группировки макромолекул субстратов, с которыми взаимодействует вещество. Рецепторы, обеспечивающие проявление действия веществ, называют специфическими.


В настоящее время описано существование рецепторов для АЦХ, норадреналина, морфина, ряда гормонов. Рецепторы обладают высокой степенью специфичности, т.е. с каждым из рецепторов может взаимодействовать вещество, имеющее определенную химическую структуру, строго определенную пространственную конфигурацию.


Механизм взаимодействия химического вещества и биохимической структуры отвечает 5 основным фармакологическим эффектам:

  1. Воспроизведение действия метаболита – миметический эффект (подобный). Вещества, воспроизводящие действие метаболита, называют миметиками.

  2. При конкурентном торможении действия метаболита наблюдается литический эффект. Вещества, блокирующие рецептор, называют литиками.

  3. Неконкурентное взаимодействие. Крупные белковые молекулы энзимов, наряду с активным центром, взаимодействующим с субстратом, имеют рецепторы второго порядка – рецепторы-регуляторы. Они обеспечивают пространственную конфигурацию активного центра, изменяя пространственное положение, они приводят к нарушению способности химического вещества взаимодействовать с активными центрами. В результате, наблюдается эффект, противоположный метаболиту.

  4. Изменение проницаемости клеточных мембран.

5. Освобождение метаболитов из связанного состояния (непрямые адреномиметики – эфедрин).


Рецепторный механизм действия ЛС. Структура рецептора. Эндогенные лиганды. ЛС как агонисты и антагонисты лигандов.


Все ЛС взаимодействуют с биологическими «мишенями» - соответствующими рецепторами. Рецептор – активные группировки макромолекул субстратов, с которыми взаимодействует вещество. Рецепторы, обеспечивающие проявление действия веществ, называют специфическими.

Выделяют 4 типа рецепторов:

  1. Рецепторы, ассоциированные с G-белками (рецепторы для многих гормонов и медиаторов – м-холинорецепторы, адренорецепторы)

  2. Рецепторы ионных каналов (Н-холинорецепторы, ГАМК-рецепторы)

  3. Рецепторы-протеинкиназы (рецепторы инсулина, ряда факторов роста)

  4. Рецепторы-регуляторы транскрипции ДНК (в отличие отмембранных рецептов 1)-3), это внутриклеточные рецепторы – с такими рецепторами взаимодействуют стероидные и тиреоидные гормоны)


Сродство вещества к рецептору, приводящее к образованию с ним комплекса «вещество-рецептор», обозначается термином «аффинитет». Способность вещества при взаимодействии с рецептором стимулировать его и вызывать тот или иной эффект называется внутренней активностью.

Вещества, которые при взаимодействии со специфическими рецепторами вызывают в них изменения, приводящие к биологическому эффекту, называют агонистами. Стимулирующее действие агониста на рецепторы приводит к активации или угнетению функции клетки. Если агонист, взаимодействуя с рецепторами, вызывает максимальный эффект, его называют полным агонистом. В отличие от последнего, частичные агонисты при взаимодействии с теми же рецепторами не вызывают максимального эффекта. Вещества, связывающиеся с рецепторами, но не вызывающие их стимуляцию, называют антагонистами. Их фармакологические эффекты обусловлены антагонизмом с эндогенными лигандами (медиаторами, гормонами), а также с экзогенными веществами-агонистами. Если они занимают те же рецепторы, с которыми взаимодействуют агонисты, то речь идет о конкурентных антагонистах, если другие участки макромолекулы, не относящиеся к специфическому рецептору, то – о неконкурентных антагонистах.

Выделяют и неспецифические рецепторы (белки плазмы крови, полисахариды соединительной ткани), с которыми вещества связываются, не вызывая никаких эффектов.

Взаимодействие «вещество-рецептор» осуществляется за счет межмолекулярных связей. Наиболее прочная связь – ковалентная (как правило, в случае ковалентной связи – необратимое действие ЛС, напр., необратимые ингибиторы холинэстеразы). Менее стойкая – ионная (ганглиоблокаторы, курареподобные вещества, АЦХ), Ван-дер-вальсовы силы, водородные связи.

В настоящее время описано существование рецепторов для АЦХ, норадреналина, морфина, ряда гормонов. Рецепторы обладают высокой степенью специфичности, т.е. с каждым из рецепторов может взаимодействовать вещество, имеющее определенную химическую структуру, строго определенную пространственную конфигурацию.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета iconМетодические указания для самостоятельной работы и выполнения контрольной работы для студентов заочного обучения по специальности 111201. 65 “Ветеринария” Улан-Удэ, 2010 г

Методические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета iconЫ практических занятий по нормальной физиологии для студентов лечебного факультета учебно-методические указания Санкт-Петербург 2007

Методические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета iconМетодические указания к выполнению клинической курсовой работы (истории болезни) для студентов факультета ветеринарной медицины улан-Удэ, 2009

Методические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по детским болезням (для студентов, обучающихся по специальности «Лікувальна справа» в условиях кмсо)

Методические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета iconУчебное пособие к проведению практических занятий и самостоятельной работы по эпидемиологии студентами V vi курсов лечебного факультета

Методические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета iconУчебное пособие по общей хирургии для самостоятельной внеаудиторной работы для студентов факультета ветеринарной медицины очного и заочного обучения

Методические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета iconСамостоятельной внеаудиторной работы по биологической химии для студентов медико-профилактического факультета на III (осенний) семестр

Методические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета iconМетодические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практически занятиям по педиатрии

Методические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по Внутренним незаразным болезням сельскохозяйственных животных для студентов 5-го курса (очная форма обучения) и 4-го курса (заочная форма обучения) факультета ветеринарной медицины. Введение

Методические указания для самостоятельной работы студентов лечебного факультета iconМетодические рекомендации для самостоятельной работы студентов очной формы обучения по дисциплине «Основы ветеринарии» для специальности 110400. 65-зоотехния, 111201. 65-ветеринария, 110501. 65 Всэ улан-Удэ, 2011

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU