Корнышева Елена Андреевна, Лыков Виктор Павлович, Смоленский Вячеслав Юрьевич icon

Корнышева Елена Андреевна, Лыков Виктор Павлович, Смоленский Вячеслав Юрьевич





НазваниеКорнышева Елена Андреевна, Лыков Виктор Павлович, Смоленский Вячеслав Юрьевич
страница1/5
Дата конвертации23.05.2013
Размер0.9 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5
Информационно-аналитический материал


Инфекционные болезни на современном этапе: проблема перед обществом.


Содержание


  1. Введение

  2. Проблема глобального мониторинга инфекционных болезней

  3. Грипп птиц и угроза новой пандемии гриппа

  4. ВИЧ/СПИД – угроза развитию человечества. Меры, направленные на противодействие эпидемии

  5. Туберкулез как проблема

  6. Ликвидация полиомиелита

  7. Состояние здоровья заключенных



Корнышева Елена Андреевна,

Лыков Виктор Павлович,

Смоленский Вячеслав Юрьевич


ВВЕДЕНИЕ


История человечества - это история эпидемий. В мире постоянно свирепствуют несколько эпидемий инфекционных болезней. В настоящее время наиболее известна из них эпидемия СПИДа. 42 млн. человек являются носителями этого вируса, 5 млн. из них заразились в 2002 году. От СПИДА умерло 3.1 млн. человек (всего к 2003 году число жертв достигло 21.8 млн., примерно 4 млн. из них - дети). Туберкулез ежегодно является причиной гибели 2-3 млн. человек. Малярией ежегодно заболевают около 0.5 млрд. человек, 2.7 млн. из них погибают. Множество жизней уносят болезни, которые принято считать менее опасными. К их числу, например, относится грипп, вирусы которого имеют свойство мутировать в опасные для человечества формы каждые 40 лет. В 1918 году мир поразила эпидемия гриппа ("испанки" - очаг заболевания был в Испании, которая унесла по различным оценкам 25 - 40 млн. жизней. Эту эпидемию можно считать одной из первых эпидемий эпохи глобализации. Она началась перед самым концом Первой Мировой войны. Военные условия идеально подходили для максимально быстрого распространения вирусов - миллионы людей жили скученно, они испытывали недостаток воды и здоровой пищи, солдаты были физически ослаблены, погода стояла холодная и ветреная. Вирус в считанные недели распространился по Германии, Франции, Италии и другие страны центральной Европы. После того, как боевые действия закончились, солдаты, воевавшие в Европе, возвращаясь домой, разнесли вирус в Америку, Африку, Австралию и Азию.

1950-е годы. В 1970-е годы было зафиксировано начало эпидемии лихорадки Эбола, которая убивала 90% заразившихся.

В настоящее время человечество сталкивается как со «старыми» так с вновь возникающими инфекциями. Причиной этому служат социальные факторы, ведущими из которых являются миграция, обеднение некоторых стран и гражданские беспорядки; особенности поведения и питания населения; факторы со стороны микроорганизмов, в частности, изменение вирулентности и токсинопродуцирующей способности, резистентность. Имеют значение и причины, связанные с деятельностью систем здравоохранения: появление новых медицинских устройств, массивное применение иммунодепрессантов и антибиотиков. Не последнюю роль играет и совренное состояние системы санитарно-эпидемиологического надзора – ослабление внимания к инфекционным болезням и сворачивание некоторых профилактических программ, неадекватное мониторирование болезней.


Большинство новых заболеваний, проявившихся в последние два десятилетия, за исключением СПИДа, не представляли очень серьезной опасности для всего человечества. Распространение многих болезней (таких, как грипп) можно ограничить, препятствуя его передаче от человека к человеку. Другие, например, синдром Крейцфельда-Якоба (более известен, как синдром "коровьего бешенства"), чьи возбудители передаются в пищевых продуктах, могут быть ограничены введением и выполнением новых санитарных норм. Некоторые болезни, например, западно-нильская лихорадка, отличаются низким уровнем смертности и поражают людей, в основном, из определенных "групп риска". Другие эпидемии, такие, как лихорадка Эбола и конголезско-крымская лихорадка, ограничены географически и не опасны на большей части земного шара.


В ближайшем будущем, несмотря на развитие систем здравоохранение и появление новых, более совершенных лекарств и средств диагностики, люди будут болеть больше. Но умирать от этих болезней - реже. По данным Всемирной Организации Здравоохранения наиболее смертоносными инфекционными заболеваниями являются: респираторные заболевания (включая грипп и пневмонию), ВИЧ\СПИД, болезни органов пищеварения, туберкулез, малярия, корь и гепатиты В и С. При этом, большинство инфекций приобретают характер эпидемий в случаях, если в какой-либо стране, начинается вооруженный конфликт или серьезные экономические трудности. Главной жертвой инфекций становятся беженцы. Они, в свою очередь, пересекают границы и переносят эпидемии в другие страны. Также разносчиками болезней являются военнослужащие, участвовавшие в боевых действиях на территории других государств: к примеру, в США были отмечены вспышки тропических заболеваний после окончания войны во Вьетнаме.


Ежедневно государственные границы пересекает 2 млн. человек. - благодаря этому эпидемии, в частности гриппа, могут распространяться практически мгновенно. Существует точка зрения,что сокращение мировых авиаперевозок после терактов 11 сентября серьезно замедлило распространение эпидемии гриппа. Благодаря развитию международной торговли, многие возбудители опасных болезней попадают в другие страны с помощью импортируемых продуктов питания. При этом новые возбудители болезней приобретают всю большую устойчивость к известным антибиотикам, и бороться с ними становиться все труднее. Кроме того, местные системы здравоохранения часто оказываются не готовыми бороться с экзотическими, необычными для этой местности, болезнями.


Негативную роль также играет постепенное изменение климата - глобальное потепление. В результате, малярия завоевывает все большие территории Азии и Африки. Американский континент столкнулся с другой напастью: в 1970-е года смертоносная лихорадка "денге", переносимая комарами, была практически побеждена и фиксировали только единичные случаи. В 2001 году комары - распространители возбудителя этой болезни были локализованы в 12 странах Латинской Америки. Однако уже в 2001 году, несмотря на все принимаемые меры, комары "захватили" всю Южную, Центральную Америку и часть территории США. Ежегодно этой лихорадкой, которая характеризуется высокой смертностью, заболевает примерно 600 тыс. человек. Комары проникают в пассажирские самолеты - случаи заболеваний "денге" отмечены в Африке, Австралии и Европе.

Эпидемии являются одним из основных препятствий экономического развития. К примеру, из-за эпидемии СПИДа экономики многих стран Южной и Центральной Африки оказались в глубоком кризисе.

Континентом, сильнее других страдающим от нищеты, является Африка. В странах Африки, расположенных к югу от Сахары, средняя предполагаемая продолжительность жизни за период с 1990 года снизилась с 50 до 46 лет. Тогда как в странах развитого мира показатель смертности детей в возрасте до пяти лет составляет менее 1 на 100 человек, в большинстве странах Африки, расположенных к югу от Сахары, этот показатель составляет один на десять, а в 14 странах — один на пять.

В странах Африки, расположенных к югу от Сахары, с 1990 года увеличилось число людей, имеющих доход менее 1 долл. США в день. В то время как в 90-х годах число людей, страдающих от недоедания, во всем мире уменьшилось, в Африке число таких людей увеличилось.

За последние три десятилетия мы стали свидетелями появления новых инфекционных болезней, возвращения старых болезней и усиливающейся невосприимчивости к растущему числу основных антибиотиков. Недавние вспышки полиомиелита угрожают свести на нет успешные усилия, приведшие к практически полному искоренению этой болезни, — что явилось одним из самых выдающихся достижений XX века. Эти тенденции означают, что происходит резкое ослабление потенциала здравоохранения на местном и глобальном уровнях.

Международная реакция на ВИЧ/СПИД была поразительно медленной и до сих пор характеризуется скандальной нехваткой ресурсов. Первая крупная международная инициатива в отношении ВИЧ/СПИДа, Глобальная программа по СПИДу, была предпринята лишь в 1987 году, т.е. через шесть лет после выявления первых случаев ВИЧ-инфекции и лишь после того, как миллионы людей по всему миру были инфицированы. Девять лет спустя, когда число инфицированных достигло уже 25 миллионов, была создана Объединенная программа Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС) для координации действий учреждений системы Организации Объединенных Наций, занимающихся проблемой ВИЧ/СПИДа. К 2000 году, когда Совет Безопасности впервые обсудил ВИЧ/СПИД как угрозу международному миру и безопасности, число людей, ежегодно умиравших от ВИЧ/СПИДа в Африке, превысило число людей, погибших в результате боевых действий в ходе всех гражданских войн, которые велись в 90-е годы. К 2003 году, когда был создан Глобальный фонд борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, в Африке насчитывалось более 11 миллионов детей-сирот, родители которых умерли от ВИЧ/СПИДа.

Не наблюдается ощутимого прогресса и в предупреждении других инфекционных болезней, чреватых летальным исходом. Достигнуты значительные успехи в глобальных усилиях по борьбе с туберкулезом, включая улучшение положения в плане политической приверженности, финансирования, разработки стратегии, обеспечения доступа к медикаментам и проведения медицинских исследований. Однако ежегодно регистрируется более 8,5 миллионов новых случаев заболевания туберкулезом и более 2 миллионов человек каждый год умирают от туберкулеза. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), если нынешние тенденции сохранятся, то за период до 2020 года число инфицированных увеличится почти на миллиард, у 150 миллионов человек обнаружатся симптомы этой болезни и 36 миллионов умрут от нее. До сих пор существует острая необходимость в дальнейшем повышении уровня доступности медикаментов, причем не только для лечения туберкулеза, и расширении доступа к ним.

Вопросы здравоохранения не сразу были включены в повестку дня встреч «Группы восьми», однако постепенно стали одной из центральных тем, обсуждаемых на форуме, в особенности в контексте с Целями развития.

До 1986 года все заявления «Группы восьми» по вопросам здравоохранения были очень краткими, не выходя за рамки помощи развивающимся странам в борьбе с голодом и недоеданием. Однако, в 1987 году было опубликовано заявление Председателя по проблеме СПИДа, ставшее первым крупным обращением к вопросам здравоохранения в итоговых документах саммита. В девяностые годы «Группа восьми» все более настоятельно подчеркивала важность решения основных социальных проблем в качестве создания основы для сокращения масштабов бедности.


На саммитах, проводимых в новом тысячелетии, здравоохранению стало уделяться еще больше внимания, участники саммитов стали принимать более смелые планы и более масштабные финансовые обязательства в поддержку усилий, направленных на достижение Целей развития на тысячелетие в аспекте здравоохранения. По-прежнему, вопросы здравоохранения звучат на саммитах в связи с ситуацией в Африке, - кстати, в последние годы вопросы помощи голодающим, которые давно уже не появлялись в итоговых заявлениях, вновь зазвучали, но уже в контексте здравоохранения. С другой стороны, проблемы здравоохранения появляются в документах саммитов в связи с различными другими вопросами, такими как безопасность продуктов питания, биотехнология, последствия старения населения и изменение социальной демографии мира.

Во многих итоговых документах международных, правительственных и неправительственных организаций подчеркивается, что глобальные кризисы в области здравоохранения требуют тесного международного сотрудничества для своего разрешения.

Вопросы контроля за инфекционными болезнями на протяжении последних декад выносились на повестку дня крупных международных конференций и форумов, таких как международные конференции по укреплению здоровья, первая из которых состоялась в Оттаве в 1986г., а последняя в 2005г. в Бангкоке. ВОЗ и другие международные организации выступают с различными инициативами и планами действий, направленными на привлечение внимания и координацию усилий по борьбе с инфекционными болезнями.

Стратегические направления по борьбе с инфекционными болезнями включают в себя совершенствование мониторинга, интенсификацию научных исследований, совершенствование мер профилактики и лечения, а также развитие инфраструктуры.

Всемирная организация здравоохранения занимала и продолжает играть лидирующую роль в области контроля инфекционных болезней. Этому способствует, созданная в 2000г., Глобальная сеть оповещения о вспышках болезней и ответных мероприятиях (GOARN), в которой на добровольной основе участвуют соответствующие подразделения общественного здравоохранения и научные учреждения более 100 стран мира. ВОЗ продолжает следить за развитием ситуаций в области инфекционных болезней, подавать сигналы тревоги тогда, когда это необходимо, помогать своим опытом и знаниями, а также организовывать соответствующие ответные меры для защиты населения от последствий эпидемий, каким бы не был их источник и где бы они не происходили. В этом отношении важным является внедрение широкого профилактического подхода, основанного на современных принципах общественного здоровья, а не концентрация на разработке мер, направленных на борьбу с конкретными заболеваниями.

Глобальные программы в области здравоохранения необходимо переориентировать с антикризисных принципов организации, которые преобладают в настоящее время, на долгосрочные стратегические подходы к планированию и реализации. Доминирование «антикризисной» идеологии частично обусловлено весьма высокой эффективностью программ в поддержку борьбы с конкретными заболеваниями и, в итоге, вызвало обоснованный сдвиг в предоставлении ресурсов в пользу лечения инфекционных заболеваний.

Проблема контроля инфекционных болезней усложняется тем, что эпидемии инфекций, как правило, возникают в развивающихся странах, которые итак страдают от нехватки различного рода ресурсов. В то же время необходимо принимать во внимание, что профилактические усилия должны быть направлены в первую очередь, на маргинальные слои населения, в большей степени подверженные грузу инфекционных болезней. К ним относятся лица, практикующие рискованное поведение, бездомные, заключенные, мигранты и беженцы. Такие эпидемии как туберкулез, ВИЧ/СПИД, инфекции, передаваемые половым путем, наиболее распространены среди этих категорий граждан. Эффективность вмешательств по контрою заболеваний определяется тем, насколько хорошо осуществляется доступ к этим категориям лиц, а также степенью эффективности взаимодействия с ними. Это находится в соответствии со стратегией всеобщего доступа к медицинской помощи, и, ввиду того, что эти группы риска являются зачастую движущей силой эпидемии, является условием эффективного прерывания эпидемического процесса.


Деятельность общественных организаций по отношению к «Группе семи/восьми»

Взаимодействие «Группы восьми» и гражданского общества на протяжении всей истории были более или менее не формальными и претерпело несколько этапов. На первом этапе (1975-1980) это взаимодействие было достаточно ограниченным. Некоторые научные общественные организации, такие как Трехстороння Комиссия, начали обсуждать возможность взаимодействия в 1978 году, а некоторые НПО и профсоюзы, особенно в США, пытались оказать влияние на правительства с тем, чтобы определенные темы были затронуты на Саммитах. По мере того как повестка дня саммита расширилась и стала включать в себя многие вопросы, помимо первоначальных, сконцентрированных на политике макроэкономической координации, гражданское общество стало рассматривать «семерку» как оправданную мишень как для лоббирования, так и для оппозиции ей. Многие из этих новых тем, воспринятых «семеркой» были очень важны широкому кругу НПО и общественных коалиций. Более того, постепенно стало общеизвестно, что «семерка» действительно является обладающей властью и силой группой, эволюционировавшей в один из ключевых глобальных институтов.


Такие общественные группы как группы предпринимателей, профсоюзы, представители сельскохозяйственных объединений и другие обычно занимаются лоббированием правительств «семерки», но их деятельность может выражаться и по-иному. Так, изначальной реакцией гражданского общества на саммиты «семерки» стало проведение альтернативных или параллельных саммитов, которые в течение нескольких лет были в общем известны как «Другой Экономический Саммит (ДЭС), или иногда «народный саммит» или «саммит граждан». Первый альтернативный саммит, названный «Народным саммитом» прошел в Оттаве в 1981 году, а первый ДЭС был организован расположенным в Лондоне ДЭС/Соединенное

Королевство, позже известный как Новый экономический фонд, и проходивший одновременно с саммитом «семерки» в Лондоне в 1984 году. В 1985, 1986 и 1987 годах эта организация посылала свои делегации на саммиты «семерки», и начиная с 1988 проводила мероприятия, одновременно с саммитами.


Постепенно ее стали вытеснять более специализированные общественные группы, ориентированные на поддержку, в свете деятельности «семерки» и затем «восьмерки», определенной проблемы. Во многих случаях общественные организации занимаются каким-либо конкретной проблемой. Так, например, экологическое движение стало оказывать давление на «семерку» уже начиная с 1988 года.


На официальное признание роли гражданского общества у «семерка» ушло больше времени. Впервые термины «гражданское общество» и «НПО» были использованы в официальной документации «семерки» на саммите 1995 года в Галифаксе. На других уровнях «семерочного/восьмерочного» механизма связь с гражданским обществом также отмечалась.


На новом, последнем этапе, который был отмечен полноправным участием России в «Группе восьми» с саммита в Бирмингеме в 1998 году и далее, методы гражданского общества в его отношениях с «восьмеркой» окрепли и усложнились, но одновременно оно стало включать в себя и маргинальные группировки с анархическими наклонностями. В ходе подготовки к саммиту в Кананаскису, канадское правительство заявило о нескольких серьезных инициативах по установлению связей и сотрудничеству с гражданским обществом. Постоянный комитет палаты общин по внешним сношениям и международной торговле провел слушания, на которых довольно широко были представлены общественные организации, и принял доклад, который включал в себя 20 рекомендаций по вопросам содействия бедным странам, финансовой реформы, облегчения бремени задолженности, правам человека, Африки, оказания, помощи, здравоохранения и образования, международной торговли и инвестиций, устойчивого развития, терроризма, подотчетности и реформы «Группы восьми».

Рекомендация № 14, в особенности, призывала к реальному партнерству с общественными организациями в рамках Плана действий для Африки. В преддверии саммита в Кананаскисе канадский шерпа Роберт Фоулер организовал серию успешных консультаций по всей Канаде с серьезным представительством общественных организаций. Правительство организовало специальный вебсайт, посвященный саммиту (www.g8.gc.ca), а также выделило значительные средства на Народный саммит «Группы шести миллиардов», проведенный в Университете Калгари.


Исследование истории взаимоотношений гражданского общества и «семерки/восьмерки» показывает, что существует несколько вариантов деятельности общественных организаций:


• Диалог с лидерами и официальными лицами стран «Группы»

• Демонстрации, выступления в поддержку определенной проблемы и

контроль за выполнением обязательств

• Параллельные саммиты

• Реальные партнерства, вроде инициированных в рамках «семерки/восьмерки» групп с участием многих игроков или рабочих групп, как, например, рабочая группа по возможностям доступа к цифровым технологиям (DOT Force) или Форум во имя будущего в рамках расширенного ближневосточного Партнерства во имя прогресса.


В каждом случае, общественные организации используют информационные и коммуникационные технологии, чрезвычайно недорогой и мощный инструмент, очень целенаправленно и эффективно. Помимо этого, НПО развили и задействуют высокий уровень знаний в использовании СМИ с тем, чтобы распространять свои идеи и оказывать влияние, наподобие использования СМИ правительствами для своих целей.


Необходимо дать несколько комментариев на каждую из форм деятельности

гражданского общества:

• Диалог является важным средством не только обмена полезными идеями и общими взглядами, но также и придает большую легитимность в политическом процессе как правительствам стран «Группы восьми», так и ответственным общественным организациям

• Демонстрации, пока они мирные, являются демократическим правом и правительства демократических стран должны разрешать и способствовать проведению таких демонстраций

• Параллельные саммиты также являются легитимными демократическими действиями граждан и НПО и страна-председатель должна поддерживать, а не препятствовать этому процессу. Тогда конструктивные предложение этих параллельных саммитов можно будет с пользой передавать на рассмотрение лидеров «Группы восьми»

• Группы с участием различных игроков, в том числе и соответствующих НПО, являются великолепными примерами взаимовыгодного партнерства.


Здесь полезно вспомнить, что профессор Киртон в одной из своих недавних работ предлагает 11 способов по более эффективном взаимодействию между правительствами «восьмерки» и гражданским обществом: сохранить основную причину создания «семерки» в 1975 году как группу глав открытых демократических обществ; позволить общественным организациям играть важную роль в ходе подготовке каждого саммита; информировать население о «восьмерке» и, таким образом, содействовать прозрачности; вовлекать в процесс подготовки саммитов парламентариев; сформировать центры по изучению «восьмерки» в каждой из стран «Группы», дабы содействовать анализу процесса и доступу местного населения к «восьмерке»; выделять стипендии на процесс круглогодичного изучения «Группы восьми» студентам; информирование широкого круга населения о работе «восьмерки» посредством Интернета и других информационных и коммуникационных технологий; не ограничивать доступ СМИ к лидерам; возобновить выпуск коммюнике (оставляя его ясным и достойным доверия); вовлекать общественные организации в форумы различных игроков в местах проведения саммитов с доступом к лидерам; мобилизовать министерские встречи «восьмерки» в целях содействия диалога с гражданским обществом.


Проблема глобального мониторинга инфекционных болезней


Достоверная эпидемиологическая информация лежит в основе финансового и организационного планирования мер по противодействию инфекционным болезням и способствует эффективному и экономному расходованию денежных и человеческих ресурсов. В этом отношении заслуживает внимание проблема мониторинга инфекционных болезней. Мониторинг в медицине и общественном здравоохранении является широким комплексным понятием, но прежде всего, включает эпидемиологический надзор за инфекциями. По мнению экспертов различных стран, одной из задач, стоящих перед медицинской общественностью, является совершенствование систем эпидемиологического надзора на национальном и глобальном уровнях.


ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ НАДЗОРЕ


Термин «эпидемиологический надзор» (surveillance—наблю­дать, надзирать, охранять) вошел в профессиональный обиход с момента основания эпидемиологической службы. В связи с организацией в 1965 г. отдела эпидемиоло­гического надзора при штаб-квартире ВОЗ термин «наблюде­ние» был заменен на международный термин «надзор».

Наиболее определенное представление об эпидемиологиче­ском надзоре сформировалось в последние годы. Многие документы ВОЗ посвящены проблеме разработки эпидемиоло­гического надзора за массовыми болезнями вообще и отдельными нозологическими формами в частности. В 1973 г. на объединённом межрегиональном семинаре ВОЗ по методам эпиде­миологического надзора было рекомендовано рассматривать эпидемиологический надзор не просто как обычный сбор инфор­мации, санитарную статистику, а как составной компонент борьбы с инфекционными болезнями.

В зарубежной и отечественной литературе даны определения понятию «эпидемиологический надзор». В нашей стране наиболее полно теоретические принципы эпидемиологического надзора были разработаны В. Д. Беляковым. Он определяет эпидемиологический надзор в современном понимании как динамиче­скую оценку состояний и тенденций развития эпидемического процесса в пространстве и времени, обеспечивающую своевременное вмешательство в его ход с целью предупреждения ин­фекционных заболеваний, снижения инфекционной заболевае­мости и ликвидации отдельных инфекций и проводимую сово­купностью сил и средств, организованных в систему, на основе теоретических, методических и организационных принципов современной эпидемиологии. В приведенном определении сфор­мулированы варианты целей эпидемиологического надзора: предупреждение инфекционных заболеваний, снижение инфек­ционной заболеваемости и ликвидация отдельных инфекций. Цель достигается совокупностью сил и средств, обеспечивающих выявление признаков, требующих немедленного вмешательства в его ход, а также содержание и организацию этого вмешатель­ства. Следовательно, эпидемиологический надзор в современный период является наиболее совершенной формой диагностики и управления эпидемическим процессом. К настоящему времени разработаны теоретические, методические и организационные основы эпидемиологического надзора.


Теоретическая основа эпидемиологического надзора:


Весь современный научный багаж эпидемиологии, в том числе полученный на основе обобщений практического опыта борьбы с инфекционными заболеваниями, стал теоретической основой эпидемиологического надзора. Особенно важна для понимания и дальнейшего развития эпидемиологического над­зора теория саморегуляции эпидемического процесса, разрабо­танная В. Д. Беляковым с сотрудниками (1985). Сущность этой теории сводится к тому, что устойчивость паразитарной системы, которая находится под воздействием постоянно изменяющихся социальных и природных условий, обеспечивается неоднородностью находящихся во взаимодействии популяций паразита и хозяина.

При возрастании в популяции паразита относительного числа вирулентных особей и снижении резистентности большей части популяции людей (в том числе падение коллективного иммунитета) наступает активизация эпидемического процесса, при изменении показателей в популяции паразита и хозяина на противоположные происходит угасание эпидемического процесса. Из этой теории вытекает, что надзор должен вестись постоянно, независимо от проявлений эпидемического процесса в данный момент, необходимо следить регулярно за изменениями в популяции паразита (в частности за вирулентностью), за сдвигами в популяции людей (состояние резистентности, в том числе коллективного иммунитета) и сопоставлять эти показатели с эпидемиологическими данными.


Организационная основа эпидемиологического надзора: Эпидемиологический надзор осуществляется на всех уровнях санитарно-эпидемиологической службы. При этом надзор организуется за конкретными нозологическими формами или отдельными группами болезней, т.е. работа эпидемиологических отделов, осуществляющих надзор, должна быть организована не по территориальному, a по профильному принципу. В осуществлении системы эпидемиологического надзора на практике принимают участие целый ряд

специалистов: эпидемиологи, 'бактериологи, иммунологи, инфекционисты, педиатры, гигиенисты и т. д.

Информационное обеспечение: В основе классификации информационных потоков лежат современные представления о структуре эпидемического процесса, механизмах его развития и причинно-следственных связях между его проявлениями и факторами внешней среды.

Внедряются следующие информационные потоки [Долматов В. В., 1987].
1. Информация, характеризующая проявления эпидемического процесса: заболеваемость (носительство), летальность, смертность и другие показатели, а также распределение этих явлений по территории во времени и группам населения.

2. Информация, характеризующая факторы природной и социальной среды, которые могут иметь значение в возникновении и развитии эпидемического процесса.

3. Информация, характеризующая популяцию возбудителя по степени вирулентности, антигенному строению, культурально-биохимическим свойствам, чувствительности к антибиотикам, фагам и т. д.

4. Информация, характеризующая пути и факторы передачи возбудителей инфекций.

5. Информация, характеризующая популяцию людей по степени восприимчивости к возбудителю.

При различных нозологических формах каждый из 5 информационных потоков имеет различную диагностическую значимость. Так, в надзоре за коревой инфекцией информация о популяции возбудителя малозначима, первостепенное значение она приобретает при гриппозной инфекции. В надзоре за кишечной инфекцией важной является информация о факторах передачи.

Сведения, получаемые с помощью 5 информационных потоков, используются для проведения ретроспективного и оперативного анализа.


С начала своего существования одной из основных задач Всемирной Организации Здравоохранения была борьба с инфекционными заболеваниями.

С этой целью разрабатывались и принимались на ассамблеях ВОЗ Международные медико-санитарные правила (IHR), претерпевавшие неоднократные изменения и дополнения в связи с меняющейся эпидемической ситуацией в мире. Последняя редакция этого документа была принята 58 Ассамблеей ВОЗ в 2005г. и должна вступить в силу с 2007. ВОЗ выступила с инициативой о добровольном принятии правил государствами-членами уже в 2006г.

В 2000 году ВОЗ была также создана Глобальная сеть оповещения о вспышках болезней и ответных действиях (GOARN). Руководящие принципы этой партнерской инициативы призваны разработать и внедрить протоколы, обеспечивающие интеграцию и координацию усилий в области эпидемиологии, лабораторной диагностики, клинического менеджмента, научных исследований, коммуникации с целью обеспечения готовности стран к возможным эпидемиям. Через создание этой сети ВОЗ готова взять на себя лидирующую роль в технических вопросах оказания помощи и координацию с местными органами в случае развития эпидемий.

В настоящее время Глобальная сеть по оповещению о вспышках заболеваний и ответных действиях (GOARN) включает в себя следующие элементы:


Эпидемиологическая разведка – систематическое выявление случаев.



Глобальная сеть систематически собирает официальную информацию и слухи о подозрительных вспышках от большого числа официальных и неофициальных источников. Официальные сообщения о подозрительных вспышках ВОЗ получает из Министерств здравоохранения, национальных институтов общественного здравоохранения, региональных отделений ВОЗ и ее представительств в странах, сотрудничающих с ВОЗ центров, гражданских и военных лабораторий, академических институтов и неправительственных организаций (НПО).

Для того, чтобы быть уверенным в полноте картины об эпидемических угрозах здоровью людей, ВОЗ также получает информацию из неофициальных источников. При наличии современных информационных технологий, большое количество начальных сообщений о вспышках собираются из электронных средств и от электронных дискуссионных групп.

Глобальная сеть надзора общественного здравоохранения (GPHIN), разработанная в Канаде в сотрудничестве с ВОЗ является надежным, базирующимся на возможностях Интернета многоязычным инструментом для постоянного поиска в мировых средствах массовой информации таких, как новости, веб-сайты, чтобы найти информацию о вспышках заболеваний и других событиях, имеющих потенциальную опасность для общественного здравоохранения. GPHIN является одним из наиболее важных источников неофициальной информации, о вспышках. Более 60% первоначальных сведений о вспышках поступает из неофициальных источников, включая неэлектронные средства информации, которые требуют уточнения.

Как часть Мероприятий по Выявлению и Ответным действиям (Alert and Response Operations), глобальная эпидемиологическая разведка, главным образом, фокусируется на инфекционных болезнях (т.е. геморрагические лихорадки, холера, менингиты, сальмонеллезы и энцефалиты), но также идентифицирует безопасность воды, пищевых продуктов и химические явления.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Корнышева Елена Андреевна, Лыков Виктор Павлович, Смоленский Вячеслав Юрьевич iconДикусаров Вячеслав Геннадиевич

Корнышева Елена Андреевна, Лыков Виктор Павлович, Смоленский Вячеслав Юрьевич iconКовалевская анастасия андреевна экспериментальная модель гриппа а/H5N1 на представителях вида кошка домашняя

Корнышева Елена Андреевна, Лыков Виктор Павлович, Смоленский Вячеслав Юрьевич iconПереводчик с немецкого Елена Болдырева

Корнышева Елена Андреевна, Лыков Виктор Павлович, Смоленский Вячеслав Юрьевич iconВостоков Виктор Индо-Тибетская школа омоложения

Корнышева Елена Андреевна, Лыков Виктор Павлович, Смоленский Вячеслав Юрьевич iconА. А. Локтева Ответственный редактор к м. н. Д. В. Кошечкин Ботт, Виктор

Корнышева Елена Андреевна, Лыков Виктор Павлович, Смоленский Вячеслав Юрьевич iconИвкин дмитрий Юрьевич антиаритмические, антикоагуляционные и центральные эффекты комбинированных гетероциклических соединений

Корнышева Елена Андреевна, Лыков Виктор Павлович, Смоленский Вячеслав Юрьевич iconПерепёлкина Елена – Лечебная пирамидка. Что это такое?

Корнышева Елена Андреевна, Лыков Виктор Павлович, Смоленский Вячеслав Юрьевич iconБачинская Елена Николаевна клинико-лабораторное обоснование выбора оптимального режима антибиотикотерапии ивл-ассоциированных пневмоний у кардиохирургических больных пульмонология – 14. 00. 43 Диссертация

Корнышева Елена Андреевна, Лыков Виктор Павлович, Смоленский Вячеслав Юрьевич iconКрасно в виктор владимирович совершенствование противоэпизоотических мероприятий при вирусно-бактериальных инфекциях крупного рогатого скота в условиях интенсивного молочного скотоводства

Корнышева Елена Андреевна, Лыков Виктор Павлович, Смоленский Вячеслав Юрьевич iconДмитриев вячеслав Александрович применение современных местных гемостатических средств при тяжелых повреждениях печени в системе многоэтапной хирургической тактики («damage control») при политравме

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU