Концепция экологической безопасности республики татарстан (на 2007 2015 годы) Общие положения icon

Концепция экологической безопасности республики татарстан (на 2007 2015 годы) Общие положения





НазваниеКонцепция экологической безопасности республики татарстан (на 2007 2015 годы) Общие положения
страница1/3
Дата конвертации03.06.2013
Размер0.57 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 сентября 2007 г. N 438


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН (НА 2007 - 2015 ГОДЫ)


В целях обеспечения защищенности природных систем, жизненно важных интересов общества и прав личности от экологических опасностей, возникающих в результате антропогенных воздействий на окружающую среду, Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию экологической безопасности Республики Татарстан (на 2007 - 2015 годы).

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.


Премьер-министр

Республики Татарстан

Р.Н.МИННИХАНОВ


Утверждена

Постановлением

Кабинета Министров

Республики Татарстан

от 3 сентября 2007 г. N 438


КОНЦЕПЦИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

(НА 2007 - 2015 ГОДЫ)


1. Общие положения


Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности является обязательным условием устойчивого развития общества и выступает основой сохранения природных систем и поддержания требуемого качества окружающей среды. Обеспечение экологической безопасности Республики Татарстан зависит от состояния и уровня безопасности отдельных ее регионов, где складывается та или иная экологическая ситуация, от экологической безопасности во всех отраслях народного хозяйства.

Обеспечение экологической безопасности на региональном уровне предполагает проведение эффективной экологической политики, сбалансированное и рациональное использование природных ресурсов, постоянный контроль состояния окружающей среды, разработку региональных экологических нормативов, организацию и устройство территории, внедрение экологически безопасных технологий и систем экологического менеджмента на предприятиях.

Республика Татарстан, обладая развитой минерально-сырьевой базой, мощным промышленным потенциалом и крупномасштабным аграрным сектором, имеет значительные успехи в социально-экономическом развитии. Вместе с тем интенсивное индустриальное и аграрное освоение природных ресурсов республики повлекло за собой ухудшение состояния окружающей среды, усиление влияния на экологию негативных факторов и трансформацию природных комплексов.

Ориентация на экономический рост и вхождение во Всемирную торговую организацию предполагают реализацию адекватной экологической политики. Устойчивое экономическое развитие республики и высокое качество жизни населения, как отмечается в ежегодных посланиях Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, "..могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания требуемого качества окружающей среды". Реализация стратегии социально-экономического развития и обеспечения экологической безопасности республики требует снижения негативного влияния всей хозяйственной деятельности на природу и общего улучшения состояния окружающей среды за счет признания приоритета экологической политики в принятии градостроительных, экономических и хозяйственных решений по текущему и перспективному планированию развития республики.

Концепция экологической безопасности Республики Татарстан (далее - Концепция) определяет стратегические цели, задачи и принципы ведения природоохранной деятельности в республике до 2015 года, направлена на сбалансированное решение задач социально-экономического и демографического развития, обеспечение благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений населения.

Правовой основой Концепции являются Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан, указы Президента Российской Федерации, указы Президента Республики Татарстан, Федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об охране атмосферного воздуха", "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об отходах производства и потребления", "О животном мире", Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Законы Республики Татарстан "Об охране окружающей среды в Республике Татарстан", "Об охране и рациональном использовании атмосферного воздуха", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об отходах производства и потребления", "Об охране и рациональном использовании животного мира", Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях.

При разработке Концепции использованы также основные положения и принципы Хартии Земли, Экологической доктрины Российской Федерации, Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН по изменению климата, а также Программ "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан на 2005 - 2010 годы и на перспективу до 2015 года" в части охраны окружающей среды и рационального природопользования, "Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006 - 2010 годы", "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004 - 2010 годы", "Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006 - 2010 годы", Концепции агроэкологической безопасности Республики Татарстан.


2. Основные понятия


Экологическая безопасность - система политических, правовых, экономических, технологических и иных мер, направленных на обеспечение гарантий защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека и гражданина от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в настоящем и будущем времени.

Система экологической безопасности - совокупность законодательных, технических, биологических, медицинских мероприятий, направленных на поддержание равновесия между окружающей природной средой и антропогенными, а также естественными внешними нагрузками.

Экологическая политика - система мер на международном и национальном уровнях, направленная на реализацию стратегии устойчивого экологически безопасного социально-экономического развития общества.

Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных, а также антропогенных объектов.

Природная среда (далее - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками.

Природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

Естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ, энергией и информацией.

Природно-хозяйственная система - объективно существующая часть природной среды, освоенная человеком, в пространственно-временных границах которой осуществляется хозяйственная и иная деятельность, поддерживаются благоприятная окружающая среда и условия комфортной жизнедеятельности населения.

Природно-ресурсный потенциал - экологическая емкость территории, оцененная с учетом характера использования, наличия и состояния географических структур, природных ландшафтов, климатических условий, минеральных ресурсов, почв, водных ресурсов, атмосферы, растительного и животного мира.

Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает комфортные условия проживания населения, устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие процессов хозяйственной и иной деятельности, природных процессов, эффектов и явлений или сочетание воздействий, последствия которых приводят или могут привести к ухудшению качества окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды - поступление в компоненты окружающей среды вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Негативное воздействие на здоровье населения - воздействие процессов хозяйственной и иной деятельности, природных процессов, эффектов и явлений или сочетание воздействий, последствия которых приводят или могут привести к ухудшению качества жизни населения.

Экологический мониторинг - система наблюдений, оценки и прогноза состояния и изменения экосистем для обеспечения принятия решений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Мониторинг окружающей среды - система наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха, вод, суши и морей, почв, обеспечивающая получение информации о состоянии природной среды и прогноз возможных ее изменений.

Охрана окружающей среды - деятельность центральных и территориальных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение, защиту и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию их последствий (далее также - природоохранная деятельность).

Экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для окружающей среды и здоровья населения, обусловленного прогнозируемым негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, которое может привести к возникновению угроз экологической безопасности.

Приемлемый экологический риск - нормативный показатель экологического риска, обеспечение которого при ведении хозяйственной и иной деятельности является подтвержденной гарантией защищенности благоприятной природной среды, здоровья населения и имущества физических и юридических лиц.

Предельно допустимый экологический риск - нормативный показатель экологического риска, превышение которого при ведении хозяйственной и иной деятельности исключает гарантии защищенности благоприятной окружающей среды, здоровья населения и имущества физических и юридических лиц.

Опасная деятельность - любая деятельность, в ходе реализации которой установлено или прогнозируется превышение предельно допустимых экологических рисков.

Угрозы экологической безопасности - вероятность создания необходимых и достаточных условий возникновения явлений, процессов и эффектов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду и здоровье населения.

Гарантии экологической безопасности - лимиты гражданской ответственности физических и юридических лиц по обеспечению экологической безопасности, подтверждающие, что осуществляемая или планируемая ими хозяйственная и иная деятельность с учетом принятых мер предосторожности не приводит и не может привести к возникновению угроз экологической безопасности.

Меры предосторожности - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение угроз и подтверждение гарантий экологической безопасности.

Мониторинг экологической безопасности - специальная система оценки экологических рисков в реальном времени на природных, антропогенных, природно-антропогенных объектах, в которых находятся или могут находиться источники негативных воздействий, представляющие угрозу экологической безопасности.

Ущерб (экологический) окружающей среде и здоровью населения - эколого-экономическая оценка необходимой компенсации физическим и юридическим лицам по доказанным фактам причиненного вреда окружающей среде, здоровью физических лиц и имуществу физических и юридических лиц.

Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований национального законодательства, нормативов, нормативных документов и стандартов в области экологической безопасности, а также требований международных нормативов, нормативных документов и стандартов, подготовка заключений о состоянии и рекомендаций по улучшению такой деятельности.

Аудит экологической безопасности - элемент управления экологической безопасностью при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, включающий систематическую, документированную, объективную оценку гарантий экологической безопасности и контроль эффективности мер предосторожности от возникновения угроз экологической безопасности.

Экологическое страхование - система международных и национальных нормативно-правовых актов, обеспечивающая признание исков по возмещению экологического ущерба.

Наилучшая существующая технология - технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.

Деятельность по обеспечению гарантий экологической безопасности - практическое применение знаний, опыта, методов и средств, необходимых для разработки и реализации мер предосторожности, гарантирующих экологическую безопасность осуществляемой или планируемой хозяйственной и иной деятельности окружающей среде и здоровью населения.

Управление экологической безопасностью - практическая реализация правовых, административных и эколого-экономических методов при планировании или осуществлении хозяйственной и иной деятельности с целью обеспечения гарантий экологической безопасности устойчивого социально-экономического развития государства.

Обеспечение гарантий экологической безопасности государства - деятельность органов государственной власти, юридических и физических лиц, национальных и международных общественных организаций, объединений, движений, политических партий и иных некоммерческих организаций, направленная на создание условий устойчивого, экологически безопасного социально-экономического развития государства и предотвращение внешних и внутренних угроз его экологической безопасности.

Устойчивое развитие - прогрессивное преобразование экономики и общества, поддерживаемое в течение длительного времени без нанесения серьезного и необратимого вреда окружающей среде и здоровью нынешнего и будущих поколений населения.

Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни и здоровью человека либо угрозу жизни и здоровью будущих поколений населения.

Благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека и окружающую среду (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления их нарушенных функций.

Экологически неблагополучная территория - территория, где устойчивое негативное влияние факторов среды обитания превышает пределы безопасности для человека и окружающей природной среды.

Безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Факторы экологической опасности (экологического риска) - природные или антропогенные воздействия, которые способны вызвать нежелательные, опасные изменения состояния окружающей среды и здоровья человека.


3. Характеристика и состояние проблемы


В последние годы в Республике Татарстан накопился ряд серьезных проблем, не позволяющих в полной мере достичь требуемого качества окружающей среды, обеспечить охрану природных ресурсов, добиться рационального их использования и воспроизводства.

Ранжированный список проблем экологической безопасности Республики Татарстан включает в себя:

ухудшение демографической ситуации и состояния здоровья населения;

высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта;

химическое загрязнение питьевой воды, подаваемой населению по системе централизованного водоснабжения;

загрязнение поверхностных водных объектов сбросами и выбросами промышленных предприятий, транспорта и предприятий коммунального хозяйства;

аккумулированное загрязнение почвы вследствие долговременного выброса загрязняющих веществ от автотранспорта и промышленных предприятий;

экологическую опасность загрязнения окружающей природной среды от неорганизованного хранения бытовых и промышленных отходов;

загрязнение атмосферного воздуха выбросами от промышленных предприятий;

экологическую опасность объектов на промышленных предприятиях, возможность экологических аварий и катастроф.

Состояние природной среды во многих муниципальных районах республики продолжает оставаться неблагополучным. Уровень загрязнения воздуха, водных объектов значительно превышает установленные нормативы, происходит загрязнение, опустынивание, истощение и деградация почв, постоянно увеличиваются объемы отходов производства и потребления, из-за чрезмерных антропогенных нагрузок меняются природные ландшафты, обостряется проблема сохранения биологического разнообразия животных и растительных сообществ.

Решение проблем развития агропромышленного, топливно-энергетического комплексов, реальных отраслей экономики, в том числе нефтегазоперерабатывающего комплекса в Нижнекамском промышленном узле, проблем крупнейшего в европейской части России Куйбышевского водохранилища, проблем Нижнекамского гидроузла, экологических проблем недро- и ресурсопользования должно носить комплексный характер и включать в себя совершенствование современных передовых технологий, создание принципиально новых наукоемких технологий, способов управления охраной окружающей среды и природопользованием, разработку действенной системы минимизации негативного воздействия на окружающую среду.

Атмосферный воздух. Рост городов, развитие промышленности, увеличение количества автомобильного транспорта в сочетании с отставанием развития соответствующей современной дорожно-транспортной инфраструктуры обусловливают интенсивное увеличение массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Сосредоточение основного производственного потенциала республики в крупных городах, таких как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Заинск, Бугульма и др., а также устойчивый рост числа автотранспортных средств в последние 10 лет являются причинами возникновения в воздушном бассейне повышенных концентраций загрязняющих веществ: оксидов азота, оксидов углерода, формальдегида, бензапирена и др. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Казани характеризуется как "высокий", а в г. Набережные Челны и г. Нижнекамске - как "очень высокий". Большая часть выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (86%) приходится на топливный, химический, нефтехимический и теплоэнергетический комплексы. Степень улавливания загрязняющих веществ от стационарных источников в целом по Республике Татарстан составляет 56,7%. Именно загрязнение атмосферного воздуха является одним из главных факторов риска для здоровья населения.

Значительную долю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляют выбросы от автотранспорта. Общий валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу в 2006 году от автотранспортных средств, находящихся в государственной и иных формах собственности, составил 43,5% от общего объема выбросов по республике. В некоторых городах выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автотранспортных средств превышали таковые от стационарных источников. Так, в г. Казани доля выбросов от автотранспорта составила 74,7%, в г. Бугульме - 73,9%, в г. Альметьевске - 47,6%, в г. Набережные Челны - 76,8%, в г. Чистополе - 82,6%. Проверки показывают, что до 12% автомобилей эксплуатируются с превышением норм по токсичности отработавших газов. Однако вопрос перевода автотранспорта на экологически безопасные виды топлива в целом по республике остается нерешенным.

Качество атмосферного воздуха городских территорий во многом зависит от состояния зеленых насаждений общего пользования - садов, скверов, бульваров, парков, городских лесов. Анализ показывает, что зеленый фонд и зеленое хозяйство во многих городах находятся в неудовлетворительном состоянии. Так, уровень озеленения столицы Республики Татарстан составляет всего 26% при норме для крупного промышленного центра 55%. Подобная ситуация отмечается и в других крупных городах республики.

В соответствии с Федеральным законом от 04.11.2004 N 128-ФЗ "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата" в республике ведутся работы по реализации положений Киотского протокола.

По результатам предварительно проведенной инвентаризации, которая требует уточнения, общий выброс газов в Республике Татарстан с прямым парниковым эффектом превышает 130,0 млн тонн CO2 - эквивалента в год.

Наиболее существенный вред наносят:

установки для сжигания топлива организаций, учреждений и предприятий - свыше 89,0 млн тонн CO2-эквивалента в год;

дорожный транспорт - свыше 21,0 млн тонн CO2-эквивалента в год;

теплоэлектростанции, районные отопительные системы и установки с попутным получением энергии - свыше 17,0 млн тонн CO2 - эквивалента в год.

Наибольший вклад в суммарные выбросы парниковых газов по Республике Татарстан вносят такие предприятия, как ОАО "Генерирующая компания" ОАО "Татэнерго", республиканское производственное объединение "Таткоммунэнерго", ОАО "Нижнекамский завод технического углерода", ОАО "Казаньоргсинтез", ОАО "Татнефть", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Нижнекамскшина", ОАО "Казанская теплосетевая компания" и др.

Водные ресурсы являются важнейшей средообразующей составляющей жизни общества, определяющей его социальное, экологическое и экономическое благополучие. Зарегулирование стока рек Волги, Камы, Степного Зая привело к изменению гидрологического режима на территориях водосборных бассейнов, в условиях возрастающей химической нагрузки на водные и наземные экосистемы изменились их состав и структурно-функциональная организация. Деформация и разрушение экосистем в речных бассейнах приводят к загрязнению водных объектов и изменению структурно-функциональной организации водных экосистем, а сведение лесов - к изменению режима стока и увеличению эрозии и стока наносов, к заилению малых рек. Землепользование в охранных зонах водных объектов и мероприятия по задержанию стока путем создания прудов также приводят к загрязнению водоемов. Качество вод в основных водных источниках остается неудовлетворительным, что актуализирует задачу внедрения передовых технологий водоочистки и водоподготовки, а также обеспечения резервного водоснабжения населения из защищенных подземных источников в периоды чрезвычайных ситуаций.

В последние годы достигнуто сокращение на 175 млн куб. метров, или на 19%, фактического объема водопотребления из поверхностных и подземных источников за счет внедрения систем оборотного и повторного использования воды на промышленных предприятиях, рационального водопользования с переходом на приборный учет забора и расходования воды, снижения водопользования для нужд нефтедобычи, выработки электроэнергии, орошения сельхозугодий. Однако наряду с положительными тенденциями отмечаются и отрицательные - увеличение потерь воды при транспортировке, связанное с неудовлетворительным состоянием водопроводных сетей.

Одним из негативных факторов изменения гидрохимического состояния поверхностных водных объектов является их прямое загрязнение сточными и ливневыми водами. Сброс недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты Республики Татарстан составляет около 75%, нормативно-чистых без очистки - около 20% и загрязненных без очистки - около 4%. С загрязненными сточными водами в поверхностные водоемы республики ежегодно поступает свыше 6 тыс. тонн взвешенных веществ. Наибольший вклад в загрязнение водных объектов вносят предприятия жилищно-коммунального хозяйства, химической и нефтеперерабатывающей промышленности.

Степень очистки сточных вод, отводимых в водные объекты, находится в прямой зависимости от эффективности работы очистных сооружений. В целом по республике эффективность работы очистных сооружений в 2006 году составляла 40 - 90% по причине использования устаревших технологий и неудовлетворительного производственного контроля.

Другим негативным фактором воздействия на поверхностные водные объекты является неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений, большая часть которых находится в неудовлетворительном или аварийном состоянии, является объектами повышенной опасности и создает угрозу затопления и подтопления населенных пунктов и производственных объектов.

Важным фактором, влияющим на состояние поверхностных вод Республики Татарстан, является также перенос загрязнений с территорий сопредельных субъектов Российской Федерации.

Подземные воды занимают значительное место в водоснабжении населения республики питьевой водой. Рост техногенного влияния на геологическую среду приводит к весьма существенным изменениям ее составных элементов, в частности состава и качества подземных вод.

Особенно сложная ситуация с ухудшением экологической обстановки сложилась в результате длительной нефтегазодобывающей деятельности на юго-востоке Республики Татарстан. Гидрогеоэкологическая обстановка нефтедобывающего региона Республики Татарстан относится к очень сложной в силу того, что эколого-геологическая среда формируется под влиянием природных геологических процессов и сложного комплекса факторов техногенного характера. Анализ данных мониторинга подземных вод показал, что в последние 30 лет основным фактором формирования химического состава подземных пресных вод основных водоносных комплексов разреза региона стал техногенный (нефтегазодобывающая и сельскохозяйственная деятельность, бытовые отходы). Из 330 обнаруженных в республике очагов загрязнения почти половина сосредоточена в Азнакаевском, Альметьевском, Бугульминском, Лениногорском, Бавлинском и Сармановском районах. Большинство очагов загрязнения подземных вод хлоридами находится в Азнакаевском, Альметьевском, Лениногорском, Бавлинском и Сармановском районах. Наибольшее количество (22%) очагов загрязнения подземных вод нитратами выявлено в Азнакаевском, Альметьевском, Бугульминском, Аксубаевском, Тетюшском и Тукаевском районах.

Экзогенные геологические процессы. Территория республики характеризуется развитием широкого спектра экзогенных геологических процессов, из которых карстовые, оползневые и абразионные являются опасными. Оценка и прогноз их опасности является важной государственной проблемой, так как ущерб от их проявления не снижается, а ежегодно возрастает. Это связано с интенсификацией землепользования и с непрерывно возрастающей техногенной нагрузкой на окружающую среду. Эта нагрузка приводит к резкой активизации естественных и формированию техногенно обусловленных геологических процессов, которые приобретают особую значимость на территориях городов, крупных промышленных и инженерных объектов.

Почвы, земельные ресурсы. Хозяйственная деятельность привела к увеличению площадей нарушенных земель, потере их плодородия и продуктивности почв, массовому развитию эрозионных процессов. Одним из серьезных антропогенно обусловленных изменений агрофизических свойств почв на территории республики является сокращение гумусного горизонта пахотных почв (в среднем 3 - 4 см за последние 20 лет) и содержания гумуса в почвах (в среднем на 10 - 12%). В окрестностях крупных промышленных узлов (г. г. Казань, Зеленодольск, Нижнекамск, Заинск, Менделеевск, Альметьевск, Набережные Челны и в районах нефтедобычи) почвы загрязнены тяжелыми металлами и нефтепродуктами.

В последние годы происходит переуплотнение пахотного и подпахотного слоев почв, что способствует выносу значительной части удобрений, пестицидов, ядохимикатов в речную сеть. Этому способствует также водная эрозия, которой подвержено более трети площади всех сельскохозяйственных угодий республики. Одним из наиболее наглядных явлений разрушения почв является образование оврагов. Интенсивное освоение лесных территорий привело к фрагментации лесных массивов, к значительному замещению коренных хвойных и широколиственных формаций вторичными мелколиственными и вариантами деградированных пастбищных лугов.

Существенный вклад в экономику республики вносит животноводческая отрасль. Вместе с тем высокая численность поголовья скота и концентрация его в пределах крупных животноводческих комплексов, наличие крупных птицеводческих фабрик обусловливает появление существенной проблемы - загрязнение почвенного покрова отходами их производственной деятельности. Вместе с тем в республике не внедрена система комплексной переработки животноводческих отходов с использованием современных технологий.

Перевод земледельческой отрасли на систему ресурсо- и энергосбережения обусловил потребность в увеличении использования в сфере сельскохозяйственного производства химических средств защиты растений. Несмотря на то, что практическое применение в настоящее время находят современные формы препаратов с низкими дозами их внесения в почву, проблема пестицидного загрязнения объектов окружающей среды продолжает оставаться актуальной. Кроме того, на территории республики остается некоторое количество пестицидов и агрохимикатов с истекшим сроком годности, запрещенных к применению, хотя в последний год имеет место тенденция к сокращению случаев их выявления.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Концепция экологической безопасности республики татарстан (на 2007 2015 годы) Общие положения iconКонцепция продовольственной безопасности уфо на период до 2020 г. Общие положения

Концепция экологической безопасности республики татарстан (на 2007 2015 годы) Общие положения iconПравила пожарной безопасности Раздел Общие положения Организационно-технические мероприятия Глава Общие положения

Концепция экологической безопасности республики татарстан (на 2007 2015 годы) Общие положения iconКонцепция развития циркового дела в Российской Федерации. Общие положения

Концепция экологической безопасности республики татарстан (на 2007 2015 годы) Общие положения iconТема: «Ход выполнения Программы демографической безопасности в Минской области и Пуховичском районе на 2011 2015 годы»
Тема: «Ход выполнения Программы демографической безопасности в Минской области и Пуховичском районе на 2011 – 2015 годы»

Концепция экологической безопасности республики татарстан (на 2007 2015 годы) Общие положения iconПрограммы «О предупреждении распространения туберкулеза в Шегарском районе Томской области на 2013 -2015 годы» Во исполнении Программы социально-экономического развития Шегарского района на 2013-2015 годы, постановляю

Концепция экологической безопасности республики татарстан (на 2007 2015 годы) Общие положения icon" о безопасности ветеринарных лекарственных средств " Глава Общие положения

Концепция экологической безопасности республики татарстан (на 2007 2015 годы) Общие положения iconОб утверждении перечня приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Беларусь на 2011–2015 годы

Концепция экологической безопасности республики татарстан (на 2007 2015 годы) Общие положения iconУказ президента республики татарстан о структуре исполнительных органов государственной власти республики татарстан

Концепция экологической безопасности республики татарстан (на 2007 2015 годы) Общие положения iconКабинет министров республики татарстан постановление от 31 августа 2004 г. N 395 о предпринимательской деятельности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих ассигнования из бюджета республики татарстан

Концепция экологической безопасности республики татарстан (на 2007 2015 годы) Общие положения iconРекомендации разработаны: Н. Н. Хазипов Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан по животноводству, к б. н.; Б. В. Камалов Начальник Главного управления ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан, к в. н

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU