Г. И. Сторожаков член-корр. Рамн профессор проректор по учебной работе ргму зав кафедрой госпитальной терапии №2 лечебного факультета icon

Г. И. Сторожаков член-корр. Рамн профессор проректор по учебной работе ргму зав кафедрой госпитальной терапии №2 лечебного факультета





НазваниеГ. И. Сторожаков член-корр. Рамн профессор проректор по учебной работе ргму зав кафедрой госпитальной терапии №2 лечебного факультета
страница1/3
И.В. Силуяновой
Дата конвертации03.06.2013
Размер0.85 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО КУРСУ
«БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА»


 

Для студентов медицинских вузов

Под редакцией проф. И.В. Силуяновой

«Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов».


Москва 2005

 

Р е ц е н з е н т ы :

Г.И.Сторожаков - член-корр .РАМН профессор проректор по учебной работе РГМУ зав. кафедрой госпитальной терапии №2 лечебного факультета;

А.В.Недоступ - д.м.н. профессор кафедры факультетской терапии №1 лечебного факультета Московской медицинской академии им.И.М. Сеченова;

С.Г.Стеценко - д.ю.н. профессор зав. кафедрой правовых основ и экономики здравоохранения Российского нового университета.

С о с т а в и т е л и:

И.В.Силуянова – зав. кафедрой биомедицинской этики ГОУ ВПО РГМУ профессор д.ф.н.;

В.И.Сабурова – доцент кафедры биомедицинской этики ГОУ ВПО РГМУ к.б.н.;

И.М. Макеева - ст. преподаватель кафедры биомедицинской этики ГОУ ВПО РГМУ.

Рекомендовано в печать:

Центральный координационно-методический совет ГОУ ВПО РГМУ от 27.05.04


Введение

Профессиональная медицинская практика свидетельствует о том, что врач ежедневно решает не только клинические задачи, но и сталкивается с моральными проблемами выбора того или иного действия. Чтобы избежать ошибки, врач должен уметь принять правильное решение, что требует специального морально-этического знания. Этика как наука помогает понять наши действия и поступки, осмыслить их в категориях добра, справедливости и милосердия. Подобно тому, как логика помогает избежать ложных суждений, так и этика помогает осознать принципы, по которым тот или иной поступок оценивается как верный или неверный.

Знание и умение следовать выработанным медицинским сообществом этическим принципам и правилам определяет одно из оснований профессионализма врача - его нравственную культуру. Нет доктора, который не признавал бы значения для лечебного процесса нравственных взаимоотношений с пациентом.

От нравственной культуры врача непосредственно зависит важнейший фактор успешного лечения, а именно: доверие больного к врачу, перед которым всегда встает вопрос, как добиться этого доверия. Биомедицинская этика раскрывает, что основным условием его возникновения является готовность и умение врача подчинить свои интересы интересам пациента. Это умение служит, в свою очередь, главному - задаче облегчения страдания больного.

Понимание того, что болезнь - это не только биохимические, физиологические механизмы патологии, но и страдание - “краеугольный камень” профессиональной врачебной этики. Страдание каждого больного - это уникальное состояние, которое связано с его индивидуальной патологией, психосоматическим состоянием, жизненной ситуацией, с его отношением к своей болезни, и даже к системе здравоохранения как таковой.

Оценка каждого конкретного случая, принятие каждого конкретного решения, должны включать не только клиническую картину, но и знания о культуре, ценностях, жизненных обстоятельствах отдельного человека.

 

Цель данного учебно-методического пособия заключается в том, чтобы научить будущего врача применять теоретическое знание о принципах, ценностях и правилах биомедицинской этики в практической деятельности. Для реализации заданной цели ставится задача – обучить студентов определять морально-этические параметры конкретных ситуаций во взаимоотношениях « врач- пациент». Для решения данной задачи в учебно-методическом пособии требуется классифицировать морально-этические ситуации, возникающие в практической деятельности врача. В качестве критерия классификации предлагается следующая схема.

В первой части требуется определить тип классических этических теорий, определяющий или определивший моральный выбор Вашего решения и действия: 1) натуралистическо-прагматический тип или 2) идеалистическо-деонтологический тип. Во второй части схемы необходимо определить принадлежность каждой ситуации к одному из 4-х видов нравственного действия: казус; дилемма; нравственный поступок, подвиг; преступление. В третьей части требуется соотнести каждую ситуацию с исполнением или нарушением таких принципов и правил профессиональной биомедицинской этики, как: принцип правдивости, принцип конфиденциальности, принцип информированного согласия, принцип справедливости, принцип милосердия.

Составители данного учебно-методического пособия надеются, что учебная работа будет способствовать формированию у будущего врача таких способностей и умений, как:

•  защищать врача от совершения морально-этических ошибок и моральных конфликтов;

•  при разрешении моральных конфликтов руководствоваться интересами пациентов;

•  защищать права пациентов на информацию, на свободу выбора и свободу действий;

•  защищать неприкосновенность частной жизни как основу человеческого достоинства пациентов, сохранять конфиденциальность (врачебную тайну);

•  проявлять такт и деликатность при общении с больными и их родственниками;

•  оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента или исследований и предупреждать недопустимый риск;

•  проявлять гуманность по отношению к лабораторным животным;

•  отстаивать моральное достоинство и чистоту медицинской профессии;

•  соблюдать моральные основы предпринимательской деятельности в медицине.

Кафедра биомедицинской этики выражает огромную благодарность аспирантам РГМУ 2001 – 2004 г. обучения, конкретные ситуации лечебной практики которых составили содержание данного учебно-методического пособия. Составители надеются, что учебное пособие окажется полезным для всех изучающих биомедицинскую этику или просто интересующихся этим предметом.

Часть 1

В первой части нашего сборника мы предлагаем задачи, которые можно решить, опираясь на знание о существовании двух основных типов этических теорий. К первому типу относится натуралистическо-прагматические этические теории. Ориентирами поступка для этого типа являются польза, экономическая выгода, материальный интерес действующего человека. Второй тип – это идеалистическо-деонтологические теории. В рамках данного типа мы поступаем правильно, если соотносим свой поступок с моральными ценностями, например, с профессиональным долгом, нравственными законами и правилами. Вот несколько примеров:

 

1. Бригада «скорой помощи» выехала на вызов: женщине 40 лет оторвало 2 пальца правой кисти, которые висят на кожном лоскуте (на руку упала бетонная плита). Врач «скорой помощи», будучи сам нездоров, естественно хотел закончить работу побыстрее. Но, когда женщину привезли в больницу, и оказалось, что там не производят микрохирургию кисти, он отказался оставить женщину в этом стационаре и, превозмогая собственное нездоровье, дал указание ехать в другую больницу, где женщина могла получить действительную помощь.

Какие морально-этические представления лежали в основе действий врача?

 

2. Большинству больных, находящихся в клинике по поводу критической ишемии нижних конечностей, обусловленной выраженным их атеросклеротическим поражением, показано оперативное лечение – шунтирующая операция по восстановлению кровотока в артериальном русле. Однако примерно половине больных лечение ограничивают консервативным методом, так как предпочтение отдают молодым платежеспособным больным, которые будут в дальнейшем соблюдать предписанный режим, откажутся от курения, будут в состоянии приобретать дорогостоящие антиагрегатные препараты, т.е. оправдают затраты государства, на деньги которого приобретаются дорогие протезы.

Чем определяется такой подход?

 

3. Врач-реаниматолог рекомендует родителям для улучшения состояния новорожденного с респираторным дистресс-синдромом приобрести сурфактант импортного производства, за который получит материальное вознаграждение от представителей фирмы-производителя. При этом он не сообщает родителям информацию о существовании других столь же эффективных и более дешевых аналогов отечественного производства.

Какие стимулы определяют рекомендации врача?

 

4. Объем средств выделяемых на обследование и лечение больных лимитирован рамками закона об обязательном медицинском страховании. В ряде случаев это приводит к тому, что пациент не может пройти такое обследование. Этот закон ограничивает также и действия врача, который вынужден либо отказаться от назначения необходимого, с его точки зрения обследования, либо искать пути, как обойти этот закон.

Особенно негативно он отражается на пациентах больших больниц, куда приезжают люди со всех городов страны.

Каковы этические основания этого закона?

 

5. Работая в Институте хирургии им. А.В. Вишневского, молодой ординатор был свидетелем следующего случая. Во время дежурства случился рецидив кровотечения у больного, перенесшего 3-4 дня назад сложную операцию на бедре. Оперировавший его врач незамедлительно прибыл в отделение, хотя и жил на другом конце Москвы, а операцию по остановке кровотечения мог бы выполнить и дежуривший тогда хирург, грамотный специалист, кандидат медицинских наук. И лишь через некоторое время выяснилось, что из-за этого приезда врач с семьёй не попали на интереснейший спектакль, билеты на который практически невозможно было достать, и на который он очень хотел попасть.

Чем был определён поступок врача, пожертвовавшего семейным праздником?

 

•  У 35-летней больной с доброкачественной опухолью шейного отдела спинного мозга во время операции произошел полный перерыв спинного мозга. У больной действуют только черепно-мозговые нервы и полностью сохранено сознание. В течение 2 лет продолжается искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ), и больная категорически настаивает на её прекращении. Врач принимает решение не продолжать ИВЛ.

Какими этическими представлениями определялось решение врача?

 

7. В приемное отделение больницы с места ДТП машиной «скорой помощи» в тяжелом состоянии доставлена девушка 25 лет. Во время операции была констатирована клиническая смерть, проведение реанимационных мероприятий не приносило положительного эффекта. Из донорского центра поступило предложение об изъятии неповрежденных органов для трансплантации, однако реаниматологи продолжали реанимационные мероприятия.

Какими морально-этическими взглядами руководствовались врачи реаниматологи?

 

8. В поликлинику поступил вызов на дом к мужчине 47 лет, страдающему артериальной гипертонией. Был осмотрен участковым терапевтом, выставлен диагноз «Гипертонический криз». Назначена консультация невролога. При осмотре неврологом было заподозрено субарахноидальное кровоизлияние, но больной категорически отказывался от госпитализации, говоря, что это обычный криз и всё обойдется. Только благодаря настойчивости невролога и заведующего поликлиникой больного уговорили лечь в больницу, где диагноз субарахноидального кровоизлияния был подтверждён, назначено соответствующее лечение, и после курса терапии больной был выписан практически здоровым.

С какими моральными представлениями была связана настойчивость врачей?

 

9. В скоропомощной больнице отсутствует круглосуточная эндоскопическая служба, но больные с экстренной хирургической патологией, в том числе и с желудочно-кишечными кровотечениями, поступают круглосуточно. Наиболее эффективным и безопасным способом остановки кровотечения признан эндоскопический гемостаз. При отсутствии последнего больного пытаются лечить консервативно и при неэффективности выполняют хирургическое вмешательство, что для нег в условиях анемии, нарушения водно-электролитного баланса крайне неблагоприятно.

При поступлении пациента с желудочно-кишечным кровотечением ответственный хирург звонит эндоскописту, который в любое время суток приезжает в клинику и останавливает кровотечение. Следует отметить, что ночная работа эндоскописта не оплачивается.

Какие морально-этические представления определяют поведение эндоскописта?

 

10. Старшая сестра отделения страдает демиелинизирующим заболеванием головного мозга. На фоне проводимой терапии удается добиться минимально прогрессирующих изменений, однако необратимые изменения уже есть, и они ограничивают трудовой режим. Она продолжает работать в отделении, однако не справляется со своими обязанностями. Часть коллектива жалеет ее, часть считает, что она должна перейти на должность ниже или уволиться. Каждый день возникают конфликты на фоне несогласованности в работе персонала отделения. Врачи, оценивая конфликтную ситуацию, посоветовали ей покинуть пост. В условиях нехватки и отсутствия кадров заведующая отделением оставила женщину исполнять обязанности старшей сестры.

Какие мотивы определили решение заведующей отделением?

 

11. У врача-дерматолога коммерческой клиники на приёме побывал пациент 30 лет с жалобами на выпадение волос. Пациент прошёл курс химиотерапии по поводу заболевания внутренних органов и находился в растерянно-депрессивном состоянии, так как не был предупреждён о подобном побочном эффекте и, с его слов, «перспектива стать лысым в 30 лет» его не очень радует. Врач назначил пациенту дорогие космецефтические препараты (косметические препараты, влияющие на физиологические процессы кожи) для наружного применения известной торговой марки, которые продавались в этой же клинике (хотя знал заранее о бесполезности проводимой терапии) и, несмотря на состояние пациента, пообещал ему «превосходные» результаты.

Какие моральные аргументы лежали в основе поведения врача?

 

12. Женщина 80 лет, инвалид детства, без родственников, больна раком матки, проявляющимся периодическими кровотечениями, которые укорачивают жизнь больной. Профессор решает оперировать её и тем самым продлить жизнь, несмотря на доводы других врачей о неперспективности этой операции. Совершенно очевидно, что ни о какой материальной заинтересованности в данном случае не может быть и речи.

С какой морально-этической традицией связано решение профессора?

 

13. На прием в платную неврологическую клинику приходит пациентка 20 лет с жалобами на головную боль, приступы которой участились во время подготовки к экзаменационной сессии. При клиническом обследовании никакой соматической и неврологической патологии не выявляется. Для получения максимальной прибыли врач настойчиво рекомендует больной пройти большое количество исследований, в том числе и не оправданных, хотя и безвредных для пациентки.

Какие интересы определяли рекомендации врача?

 

14. В лечении переломов лодыжек голени используются два метода – консервативный и оперативный. Консервативное лечение значительно более сложное и трудоёмкое по сравнению с оперативным, однако его результаты намного лучше. По нормативам ОМС оперативное лечение оплачивается государством приблизительно в 2 раза дороже, чем консервативное, несмотря на значительное различие в результатах. Это приводит к довольно сильному противоречию во взглядах на лечение этих повреждений между лечащими врачами и администрацией больницы. Стремясь улучшить результаты лечения, врачи одной клиники избирают сложный, но более качественный консервативный способ помощи больным, однако это приводит к потере средств, которые могла бы получить больница в случае оперативного лечения данного повреждения.

Какие этические представления определяют позицию чиновников больницы? Какие этические представления определяют выбор правильного метода лечения?

15. В приемное отделение 15 ГКБ по «скорой помощи» был доставлен пациент в состоянии алкогольного опьянения с непроникающим ножевым ранением передней брюшной стенки. Пациент в нецензурной форме отказался от медицинской помощи, нанес побои медицинской сестре, затем забрался в машину «Скорой помощи». Сотрудники приемного отделения совместно с бригадой «Скорой помощи» насильно ввели пациенту седативные препараты, после чего обработали рану.

Какие мотивы руководили действиями врачей?

 

16. Молодая женщина переболела краснухой. В дальнейшем выясняется, что она в момент заболевания была беременна. Заболевание краснухой на ранних сроках, в данном случае на 3-4-й неделе беременности, обусловливает врожденные уродства в 60 % случаев. Врач-гинеколог советует женщине прервать беременность.

Какая этика определяет советы врача?

 

17. Подавляющее большинство больных, поступающих с разрывом аневризмы брюшной аорты, оперируются в экстренном порядке. Если больного не оперировать, больной погибнет. Тем не менее, летальность при таких операциях достигает 85%. Расходы на операцию и послеоперационное лечение таких больных огромны – переливание большого количества одногруппной эритроцитарной массы и плазмы, плазмозамещающих растворов, использование специального аппарата для «отмывания» и возвращения аутоэритроцитов больному. Все это заставляет администрацию больницы сомневаться в целесообразности такой тактики лечения этой группы больных. Доказано, что экономически выгодный селективный подход, заключается в отсеве большинства заранее не перспективных больных. Это приводит, в конечном счете, к снижению цифр выживаемости и к увеличению смертности абсолютного числа больных, но при этом цифры относительной выживаемости улучшаются.

Какой критерий – нравственный и ли экономический - лежит в основе отбора больных для проведения указанной тактики лечения?

 

18. В поликлинику на приём к невропатологу приходит больной с жалобами на головные боли. Врач, не проводя обследований, продаёт больному новый электромагнитный прибор для лечения головных болей. В процессе дальнейшего обследования у больного выявляется гипертензионно-гидроцефальный синдром, который требует совершенно другого лечения.

Какими мотивами был определён поступок врача?

 

19. В ЛОР – отделение поступил больной гражданин Молдавии в тяжелом состоянии с диагнозом «Вторичный гнойный менингит. Обострение левостороннего гнойного гемисинусита». По экстренным показаниям произведена санирующая операция на пазухах. Учитывая отсутствие у пациента страхового полиса, заведующая отделением настаивает на выписке его в течение 5 дней после поступления и стабилизации состояния, объясняя это дороговизной лечения для бюджета больницы. Лечащий врач, в свою очередь, настаивает на продолжении стационарного лечения, хотя понимает, что нахождение пациента в стационаре отрицательно сказывается на заработной плате его и коллег.

Какие нравственные представления определяют позицию заведующей отделением и лечащего врача?

 

20. Доктор поликлиники, выяснив, что пациент материально обеспеченный человек, рекомендует ему пройти дополнительные обследования, сгущает краски, объясняя «опасность заболевания». Предлагает за дополнительную плату вскрыть фурункул ягодицы под наркозом, необоснованно назначает сильные антибактериальные препараты, надеясь получить «вознаграждение». На самом деле, можно было обойтись без дополнительных, ненужных обследований, без антибиотиков, вскрыть гнойник под местной анестезией, не подвергая пациента опасностям наркоза.

Какие интересы определили действия врача?

 

21. Диссертационная работа врача является клинико-экспериментальной. Экспериментальную часть возможно выполнить как на грызунах, так и на собаках. Однако если проводить опыты с грызунами, то окончание эксперимента сопровождалось бы их умерщвлением, оперативное вмешательство на них более травматично. Собакам же наносится незначительный вред здоровью, умерщвление их не требуется.

Почему выбор врачей пал на собак?

 

22. В приемное отделение больницы поступил молодой человек с тяжелой сочетанной автодорожной травмой. Особое опасение вызывала правая нижняя конечность: открытый перелом голени, а стопа и вовсе висела на сухожилиях. Врач приемного отделения после осмотра сказал: «Со стопой все понятно: сухожилия - ножницами, и всё». Он был прав по всем хирургическим канонам, практически ничего нельзя было сделать. В это время после суточного дежурства возвращался другой доктор, он случайно заглянул в смотровую: молодой пациент практически без ноги, молодой коллега, уже решивший чужую судьбу. А далее….Дополнительные сутки после дежурства по собственной инициативе, еще год повторных операций и травматологических «шурупов». Были и осложнения, включая остеомиелит, но пациент сейчас ходит на своих ногах.

Какими этическими принципами руководствовался доктор, подчинивший свои интересы интересам пациента?

 

23. В приемное отделение обратилась пациентка с выраженным болевым синдромом при глотании, болью в горле. При осмотре ЛОР-врачем установлен диагноз: паратонзиллярный абсцесс. Пациенты с данным заболеванием по распоряжению администрации больницы госпитализируются в ЛОР-стационар для проведения вскрытия паратонзиллярного абсцесса и консервативной антибактериальной терапии. Однако не всегда в силу ряда субъективных причин больные согласны на госпитализацию. В данном случае пациентка отказывалась от госпитализации по причине наличия у нее двух детей - 2-х и 5-ти лет, которых не с кем было оставить дома. Врач приёмного отделения произвел вскрытие паратонзиллярного абсцесса в условиях приемного отделения и дал пациентке рекомендации для дальнейшего лечения.

Какими нравственными мотивами руководствовался врач при оказании медицинской помощи?

 

24. На прием к врачу обратился пациент с диагнозом: «гипертоническая болезнь». Были рекомендованы биологически активные добавки, распространением которых занимался врач, хотя он знал об их малой эффективности в данном случае.

Какие интересы определили рекомендации врача?

25. В отделении - пациент с сепсисом. Необходимо срочное применение современных антибиотиков. В больнице на данный момент нет необходимого лекарства. Заказ и доставка этого препарата в больницу по официальной схеме растянется минимум на три дня. В ближайшей аптеке необходимое средство имеется, но оно очень дорогое. Пациент приобрести лекарство не может из-за своего материального положения. Врачи отделения принимают решение обеспечить больного лекарствами за свой счет.

Каким было этическое основание данного решения?

 

26. По распоряжению главного врача в клинику поступает знакомый заведующего кафедрой. При этом на предотвращение осложнений и выработку профилактических мероприятий данного заболевания направляется максимум ресурсов отделения, используются различные клинические и параклинические методы обследования. В случае выявленных отклонений проводится лечение “по последнему слову” медицинской науки, бесплатно предоставляются дорогостоящие препараты, которые избегают назначать пациентам без протекции. Кроме того, предоставляются наиболее благоприятные санитарно-гигиенические условия для данного пациента, чего не получает основная масса больных.

Какие нравственные соображения определяли действия главного врача?

 

27. Женщина, проживающая на территории РФ, приехала в гости к родственникам в Москву. У нее возникло кровотечение, угрожающее жизни. При осмотре в стационаре была выявлена миома матки. Ей предложили срочную операцию по удалению матки, так как симптоматическая терапия по купированию кровотечения не имела успеха. Женщина вначале отказалась. Однако грамотная и корректная беседа с ней врача, включающая пациента в процесс принятия решения, связанного с медицинским вмешательством, убедила ее в необходимости операции. При гистологическом исследовании был выявлен рак в начальной стадии. Таким образом, женщине была спасена не только жизнь от острой потери большого количества крови, но и продлена жизнь в связи с ранним устранением ракового заболевания.

Чем были мотивированы усилия врача по преодолению отказа пациентки?

 

28. Молодой врач оперирует больного с диагнозом: «рак желудка 2 стадии». На операции обнаруживаются множественные метастазы в брыжейку. Пришедший на операцию более опытный врач говорит, что опухоль неоперабельна. Однако молодой врач оперирует больного, удалив по возможности все раковые метастазы. В результате больной жил 4 года после операции, работал, у него родилась дочь.

Каковы нравственные основания молодого и более опытного врача?

 

29. В палате находится пациент, у которого ясен диагноз и обозначен план лечения. Всё выполняется по канонам медицины, но по техническим причинам обследование его затянулось. Родственники, узнав о данной ситуации, связались с руководителями больницы и предложили им деньги. У пациента появились дорогие современные лекарства, быстро выполнялись необходимые обследования и назначались дорогостоящие (необязательные) обследования; улучшились условия пребывания в отделении.

Каковы нравственные мотивы действия администрации больницы?

 

30. Врач отделения функциональной диагностики проводит пациенту за определенное материальное вознаграждение исследование, преувеличивая его диагностическую информативность и умалчивая при этом о наличии других, не менее информативных методов исследования.

Какими интересами определяются действия врача?

 

31. В одну из московских коммерческих клиник обратились родители ребенка 3 лет, которого на прогулке неудачно потянули за руку. В результате рука “повисла” вдоль туловища, самостоятельные движения отсутствовали. Было выполнено: рентгенограмма и УЗ-и исследование обоих локтевых суставов, на которых патологии выявлено не было (все услуги оплачены родителями). Было рекомендовано обратиться в детский травмпункт городской московской больницы. При осмотре в травмпункте выявлен подвывих головки лучевой кости (диагноз, для установления которого важна клиническая картина, при рентгенографии и ультразвуковом исследовании патология не определяется). Подвывих был вправлен, ребенок отправлен домой. Режим общий.

Какие интересы руководили врачами коммерческого лечебного учреждения, если исключить безграмотность или ошибку при проведении обследования по максимальной программе?

 

32. В ведомственную больницу, для госпитализации в которую кроме страхового полиса необходимо специальное направление, в воскресный день обращается пациент без документов с нарастающими явлениями аллергической реакции. Дежурный врач, на момент осмотра не увидевший данных, свидетельствующих об угрозе жизни больного, назначает соответствующее лечение. Понимая, что клиническая картина может развиваться непредсказуемо вплоть до отека верхних дыхательных путей и анафилактического шока, врач решает госпитализировать пациента в стационар.

Какими нравственными мотивами руководствовался врач, принимая решение о госпитализации пациента в стационар?

 

33. В травматологическом отделении больницы находилась пятилетняя девочка со сложной травмой нижней конечности. Врачи предприняли все доступные им методы лечения для спасения ноги ребенка, но успеха не достигли. Тогда коллектив больницы обратился в научный центр, специализирующийся на подобной патологии, т.к. операцию такой сложности можно было провести только там. В противном случае речь шла об ампутации ноги.

Оценив ситуацию, врачи научного центра отказали в проведении лечения, т. к. шансов на успех было очень мало, и это могло испортить репутацию клиники.

Какой тип морального сознания доминировал у врачей института?

 

34. Фармакологические фирмы дарят врачам лекарственные препараты на презентации. Врач продает своим пациентам эти лекарства по аптечным ценам.

Какими нравственными аргументами можно объяснить действия врача?

 

35. Доктор клинико-биохимической лаборатории объявила о своем решении уволиться, чем вызвала крайнее недовольство заведующей, которая сразу же изменила свое отношение к ней в худшую сторону. В этот период происходило испытание нового вида реактива для определения активированного частичного тромбинового времени (АЧТВ). Заведующая решила, что ранее упомянутая доктор израсходовала очень много реактива, распорядилась больше его не заказывать и прекратить испытания. Другие врачи понимали несправедливость данного решения, но промолчали. Подобное поведение имело пагубное последствие для пациентов, поскольку с данным реактивом больше не работали, но он имел лучшие характеристики, и, следовательно, более надежные результаты определения АЧТВ.

Как оценить с морально-этической точки зрения поведение врачей лаборатории?

 

36. Известный профессор, хирург института Н.В. Склифосовского, несмотря на преклонный возраст, выезжает в любое время суток в различные клиники Москвы для консультаций и операций. Специализируясь на тяжелом осложнении - кишечных свищах, он проводит многочасовые операции и спасает тяжёлых и длительно страдающих пациентов.

Какой тип морально-этического сознания в отношении к больным и работе проявляет профессор?

 

37. В отделение поступает одинокая больная 89 лет в плановом порядке, для оперативного лечения по поводу катаракты на единственном глазу, страдающем глаукомой, которая не позволит полностью восстановить зрение. При первичном осмотре больной предложен бесплатный хрусталик по ОМС (который нередко вызывает воспаление в глазу). Однако больная настаивает на имплантации улучшенной модели хрусталика по ДМС (платно). Помимо этого, больная должна самостоятельно приобрести некоторые антибактериальные средства. Учитывая материальное и семейное положение больной, врач вызывает химиотерапевта, который специально для больной выписывает эти препараты из больничной аптеки.

Какими нравственными нормами руководствовался врач в данной ситуации?

 

38. Больная, длительное время страдающая инсулинзависимым сахарным диабетом, поступила в частную офтальмологическую клинику для плановой операции по поводу катаракты правого глаза. Больной при подготовке к операции было объяснено, что главная причина низкого зрения – зрелая катаракта, после операции возможно качественное улучшение зрения. Больная полностью оплачивает лечение и операцию. Однако после операции отмечено лишь незначительное улучшение зрения, что связано с множественными изменениями на глазном дне, вызванными осложненным течением сахарного диабета, что обусловливает невозможность восстановления зрения, о чем она не была предупреждена врачами клиники.

Какие мотивы доминировали у врачей при информировании больной о возможных последствиях операции?

 

39. Врач оказывает медицинскую помощь, вне зависимости от социального положения пациента, а также независимо от своего собственного состояния (исключая те случаи, когда врач сам тяжёло болен). В непредвиденных ситуациях вне медицинского учреждения врач не должен уклоняться от оказания медицинской помощи, в том числе по месту жительства, учебы и отдыха, при обращении к нему за экстренной медицинской помощью или советом.

Какие этические традиции формируют такое поведение врача?

 

40. В клинику поступает знакомый или родственник высокопоставленного сотрудника администрации больницы. При этом на лечение данного больного направляется неоправданно много ресурсов отделения, вне очереди проводятся различные клинические методы обследования, отодвигая очередность обследований прочим больным. Предоставляются дорогостоящие высокоэффективные препараты, выделяемые отделению в ограниченных количествах, которые более необходимы для лечения других обычных пациентов.

Какими мотивами определяются подобные действия?

 

41. В приёмное отделение поступил больной 82 лет с ишемическим инсультом в первые 6 часов от начала заболевания. Состояние тяжелое, сопор глубокий. Согласно положению, такие больные нуждаются в оказании помощи в отделении реанимации. Но в госпитализации в реанимационное отделение дежурным реаниматологом было отказано. Своё решение он мотивировал тем, что пациент пожилой, прогноз заболевания плохой. При этом в любой момент может поступить молодой больной, у которого больше вероятность благоприятного исхода.

К какому типу этических теорий относится моральное сознание врача реаниматолога?

 

42. В приёмное отделение, во время дежурства врача поступают одновременно два пациента. Из них один в сопровождении родственников, в удовлетворительном состоянии, второй – без сопровождения, в тяжёлом состоянии.

Родственники первого пациента предлагают врачу денежное вознаграждение при условии, если он госпитализирует его в реанимационное отделение. Однако доктор отказывается от этого предложения и госпитализирует в реанимацию тяжелого больного.

Какими ценностями руководствовался врач?

 

43. В приёмное отделение больницы поступает больной 34 лет с рвано-ушибленными ранами лица. Врач-хирург приёмного отделения отказывается провести первичную хирургическую обработку ран лица, мотивируя свой отказ тем, что раны не глубокие и угрозы для здоровья пациента не представляют. В ответ на просьбы больного об оказании ему медицинской помощи врач требует денежного вознаграждения.

Какие интересы руководили врачом?

 

44. Врачи детской городской больницы 2 раза в год по собственной инициативе, в целях помощи детям, оставшимся без родительской опеки, проводят диспансерные осмотры детей, живущих в церковных приютах, привозят нужные лекарства, назначают лечение, помогают положить детей в больницы, если в этом есть необходимость.

Какие нравственные идеи руководят действиями врачей?

 

45. В современной травматологии при оперативном лечении некоторых типов переломов, наряду с металлоконструкциями отечественного производства (закупку их обеспечивает государство), используются металлоконструкции зарубежного производства. Качество их изготовления и технические решения, положенные в основу этих изделий, намного опережают параметры отечественных. Однако фонд ОМС не обеспечивает ими государственные лечебные учреждения. Затраты на покупку этих изделий ложатся на плечи больного или его родственников. В условиях рыночной экономики врач, направивший больного или его родственников для покупки металлоконструкции в какую-либо из фирм, получает определённый процент от её стоимости. Это приводит к внутреннему этическому конфликту.

Какими этическими аргументами можно сопроводить выбор врача - направление неимущего больного пенсионера в фирму, продающую изделия по высокой цене и получение за это большой суммы, улучшая своё материальное положение?

 

46. Заведующий терапевтическим отделением отказал в госпитализации тяжелобольному пациенту, аргументируя родственникам своё решение бесперспективностью пациента и, как следствие, повышением стационарной смертности.

Какие этические принципы лежат в основе аргументации заведующего отделением?

 

47. У пациента с набором сопутствующей патологии врач выполняет только обязательные исследования, не прилагая усилий для уточнения других заболеваний, предлагает сделать это в поликлинике, заранее зная о трудностях, которые при этом возникают.

Какими нравственными основаниями мотивированы действия врача?

 

48. Врачу, закончившему ординатуру по кафедре детских болезней, предлагают место медицинского представителя в солидной фирме. В основе работы лежит знание современного бизнеса, особенностей экономического функционирования больниц и лишь незначительное знание собственно медицины. Врач, несмотря на высокую оплату, отказывается от этого предложения и выбирает работу по специальности.

Лежит ли в основе такого выбора идеалистическо-деонтологический тип морального сознания врача?

 

49. Врачи часто связаны с фирмами, производящими или распространяющими лекарства, по формуле т.н. «рецептурных подработок». Поэтому случается так, что доктор рекомендует больному из большого количества препаратов одной группы тот, за который получит от представителей фирмы материальное вознаграждение. При этом он превозносит достоинства именно этого лекарства (хотя, вроде бы и не обманывает, т.к. препарат эффективный) и не сообщает пациенту информацию о существовании других, возможно столь же эффективных, но более дешевых аналогов.

В какой этической парадигме действует врач?

 

50. Врач родильного дома перед плановой операцией кесарева сечения рассказывает беременной женщине о том, что выбор разреза остается за хирургом. Разрез и последующий рубец на животе могут быть безобразными, проходящими от пупка до лона, а могут быть тонкими, незаметными, поперечными в самом низу живота. Тем самым врач открыто намекает на желательность вознаграждения, которое повлияет на выбор разреза.

Какими мотивами руководствуется врач?

 

51. На прием к врачу-дерматологу обратилась пациентка 36 лет с жалобами на зуд кожи. При осмотре и полноценном обследовании был установлен диагноз чесотки. При сборе анамнеза выяснилось, что первым заболел муж пациентки, который начал чесаться после возвращения из командировки. Вероятно, от него и произошло заражение обратившейся больной. Врач по ходу консультации информировал пациентку, что чесотка передается как контактно-бытовым, так и половым путем. Женщина, естественно, начала подозревать своего мужа, что привело к ухудшению их отношений.

В какой этической парадигме врач взаимодействует с пациенткой?

 

52. В больнице с инсультом лежит одинокая старушка, которую никто не посещает. Врач из соседнего отделения после дежурств регулярно навещает её и ухаживает за ней.

Что целесообразней - ухаживать за старушкой или проводить это время в библиотеке, повышая свою профессиональную квалификацию, чтобы оказывать более квалифицированную помощь пациентам? Какая морально-этическая традиция определила Ваш ответ?

 

53. Показанием для госпитализации в отделение интенсивной терапии неврологии является острый период впервые возникшего инсульта. При оказании помощи при недостатке койко-мест, дыхательной аппаратуры и прочего существенным фактором является возраст больных. Из двух пациентов с равной тяжестью инсульта отдается предпочтение молодому - если можно так выразиться, «более перспективному» в плане возможного выздоровления. Иными словами, более пожилому пациенту, с большей вероятностью неблагоприятного исхода болезни, « экономически нецелесообразно» занимать дорогостоящее место и аппаратуру.

Как характеризуется такая установка в этике?

 

54. Врач рекомендует пациенту витамины той фирмы, от которой получит за выписанный рецепт материальное вознаграждение.

Можно ли данные действия назвать этически нейтральными?

 

55. В условиях неукомплектованности штата лаборатории N . N . вышла на дежурство в качестве лаборанта (будучи уже врачом) в праздничный день, чтобы остальные лаборанты смогли отдохнуть в праздники. При этом данное дежурство не оплачивалось.

Какие нравственные чувства руководили доктором в данной ситуации?

56. Врач рекомендует больному с варикозной болезнью нижних конечностей из большого количества средств медицинского компрессионного трикотажа те изделия, за которые получит от представителей фирмы-производителя материальное вознаграждение. При этом доктор не сообщает пациенту информацию о существовании других, столь же эффективных и более дешевых аналогов.

Какими интересами руководствуется врач?

 

57. Новорожденному с внутриутробной вирусной инфекцией показано введение противовирусного препарата. Врач сказал родителям о необходимости назначения цитотекта для внутривенного введения, за реализацию которого ему выплачивается определенный процент, предоставляется бесплатная путевка для отдыха в санаторий. В данном случае можно обойтись введением зовиракса с более низкой стоимостью

Можно ли рассматривать эту ситуацию в границах идеалистическо-деонтологической этики?

 

58. Перед проведением оперативного вмешательства по поводу калькулезного холецистита, врач рассказывает о том, что большинству пациентов операцию проводят лапаротомическим доступом, но возможно проведение операции и лапароскопическим методом, что ускоряет сроки восстановления после операции и позволяет достичь лучших косметических результатов. «Выбор метода оперативного вмешательства остается за хирургом» – говорит врач, тем самым, намекая на желательность вознаграждения.

В какой нравственной парадигме находится врач?

 

59. Дети, рожденные в состоянии клинической смерти, после проведенных реанимационных мероприятий в большинстве случаев переводятся на искусственную вентиляцию легких и требуют наблюдения и лечения в палате интенсивной терапии родильного дома. В большом проценте случаев такие дети находятся в состоянии глубокой комы и имеют крайне неблагоприятный прогноз заболевания. Несмотря на наличие палаты интенсивной терапии, длительное лечение этих детей в условиях родильного дома не представляется возможным в результате недостатка лекарственных средств, специализированной аппаратуры, высококвалифицированных врачей-реаниматологов. Данные больные должны наблюдаться в специализированных отделениях реанимации новорожденных. Однако часто врачи реанимации отказываются переводить этих больных к себе в отделение, объясняя это их «бесперспективностью» и нецелесообразностью использования специальной аппаратуры для поддержания жизнеобеспечения данного ребенка, в то время как данная аппаратура может быть использована для спасения жизни другого ребенка, имеющего большие шансы выжить и не остаться при этом глубоким инвалидом.

Аргументацию какого типа этических теорий используют врачи при отказе?

 

60. В реанимационном отделении находился крайне тяжелый больной с инфарктом миокарда после реанимационных мероприятий по поводу фибрилляции желудочков сердца. Реанимационные мероприятия протекали длительно, в результате кора головного мозга по внешним признакам погибла. Больной постоянно находился на ИВЛ. При этом дальнейших перспектив у данного больного не было, тем не менее, на фоне вентиляции легких сохранялась нормальная сердечная деятельность. Аппарат для ИВЛ в отделении только один, поэтому при поступлении другого больного, требующего неотложной вентиляции легких, врач отключил этого безнадежного пациента от ИВЛ.

Аргументами каких этических теорий можно объяснить действия врача?

 

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Г. И. Сторожаков член-корр. Рамн профессор проректор по учебной работе ргму зав кафедрой госпитальной терапии №2 лечебного факультета iconЮ. В. Лобзин член-корреспондент рамн, доктор медицинских наук, профессор

Г. И. Сторожаков член-корр. Рамн профессор проректор по учебной работе ргму зав кафедрой госпитальной терапии №2 лечебного факультета iconЗав кафедрой профессор Сукало А. В

Г. И. Сторожаков член-корр. Рамн профессор проректор по учебной работе ргму зав кафедрой госпитальной терапии №2 лечебного факультета iconЗав кафедрой профессор Сукало А. В

Г. И. Сторожаков член-корр. Рамн профессор проректор по учебной работе ргму зав кафедрой госпитальной терапии №2 лечебного факультета iconРедакторы В. Ф. Тулянкин, Т. И. Тулянкина Рецензенты книги: член-корреспондент Российской Академии медицинских наук, зав кафедрой мма им. И. М. Сеченова профес

Г. И. Сторожаков член-корр. Рамн профессор проректор по учебной работе ргму зав кафедрой госпитальной терапии №2 лечебного факультета iconРедакторы В. Ф. Тулянкин, Т. И. Тулянкина Рецензенты книги: член-корреспондент Российской Академии медицинских наук, зав кафедрой мма им. И. М. Сеченова профес

Г. И. Сторожаков член-корр. Рамн профессор проректор по учебной работе ргму зав кафедрой госпитальной терапии №2 лечебного факультета iconЛ. В. Бибаева д м. н., профессор, зав кафедрой биологии гоу впо согма росздрава

Г. И. Сторожаков член-корр. Рамн профессор проректор по учебной работе ргму зав кафедрой госпитальной терапии №2 лечебного факультета iconКурс 3 Время (продолжительность) 1 час Караганда 2011 г. Утверждена на заседании кафедры 26. 08. 2011г. Протокол №1 Зав кафедрой, д м. н., профессор

Г. И. Сторожаков член-корр. Рамн профессор проректор по учебной работе ргму зав кафедрой госпитальной терапии №2 лечебного факультета iconА. С. Симаходскнй профессор, доктор медицинских наук, зав кафедрой поликлинической педиатрии спб гпма, на­чальник Управления лечебно-профилактической помощи ма­терям и детям Правительства Санкт-Петербурга

Г. И. Сторожаков член-корр. Рамн профессор проректор по учебной работе ргму зав кафедрой госпитальной терапии №2 лечебного факультета iconШалимов, В. В. Грубник, А. И. Ткаченко, О. В. Осипенко, С. Г. Четвериков инфекционный контроль в хирургии издание третье, дополненное и переработанное Киев 2001
Рецензенты: В. И. Мамчич, доктор медицинских наук, профессор, зав кафедрой хирургии Киевской медицинской академии последипломного...

Г. И. Сторожаков член-корр. Рамн профессор проректор по учебной работе ргму зав кафедрой госпитальной терапии №2 лечебного факультета iconПроректор по научной работе

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU