Центрально-азиатский субрегиональный семинар по биобезопасности, региональному сотрудничеству и обмену опытом Душанбе, Таджикистан, 19-21 октября 2004 г. Текущая ситуация по биобезопасности в Республике Казахстан icon

Центрально-азиатский субрегиональный семинар по биобезопасности, региональному сотрудничеству и обмену опытом Душанбе, Таджикистан, 19-21 октября 2004 г. Текущая ситуация по биобезопасности в Республике Казахстан





Скачать 105.17 Kb.
НазваниеЦентрально-азиатский субрегиональный семинар по биобезопасности, региональному сотрудничеству и обмену опытом Душанбе, Таджикистан, 19-21 октября 2004 г. Текущая ситуация по биобезопасности в Республике Казахстан
Дата конвертации03.06.2013
Размер105.17 Kb.
ТипДокументы
















Центрально-азиатский субрегиональный семинар по биобезопасности, региональному сотрудничеству и обмену опытом


Душанбе, Таджикистан, 19-21 октября 2004 г.


Текущая ситуация по биобезопасности

в Республике Казахстан


  1. Политика по биобезопасности

  2. Статус регуляторного режима по биобезопасности

  3. Статус административной структуры по биобезопасности

  4. Статус системы принятия решений, включающая оценку риска и менеджмент

  5. Статус механизмов участия общественности, а процессе принятии решений по биобезопасности


1. Политика по биобезопасности

Казахстан признает биобезопасность, как один из важнейших компонентов Конвенции о биологическом разнообразии. В этой связи положительно оценивается Картахенский протокол по биобезопасности. 3 декабря 2003 года Указом Президента РК была одобрена Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 гг., где одним из важных пунктов является присоединение Республики Казахстан к Картахенскому протоколу по биобезопасности. Правительство РК, подчеркивая приверженность к решению данной проблемы, приступило к процедуре согласования настоящего Протокола.

Понимая, что развитие биотехнологии позволяет решать ряд производственно-технологических, экологических и социально-экономических проблем, как на ближайшую перспективу, так и в стратегическом плане, Правительством утверждены и выполняются ряд государственных программ по биотехнологии.

Для сельского хозяйства Казахстана с его многочисленными резко контрастными экологическими зонами (рискованного земледелия) биотехнологические подходы будут играть все более важную роль в селекционном процессе. При этом стоит отметить, что, несмотря на всевозрастающий уровень развития современной биотехнологии, а также получаемые от этого выгоды, основой политики по биобезопасности в Республике Казахстан является принятие комплекса мер, направленных на создание адекватной защиты окружающей среды и здоровья населения от возможных негативных эффектов, а также гарантия безопасного использования современной биотехнологии.

Национальная система по биобезопасности в республике, на данный момент пока находится в своем начальном развитии, и для того, чтобы данная система была достаточно эффективной с точки зрения защиты окружающей среды и здоровья человека, и в тоже время, отвечала всем требованиям международного характера, Казахстан введёт в действие национальные рамки по биобезопасности.


2. Статус регуляторного режима по биобезопасности

В настоящий момент Казахстаном принят ряд нормативных актов, охватывающих вопросы использования продуктов, полученных путем современной биотехнологии. Так, Постановлением Правительства от 29 ноября 2000 г. утверждена «Инструкция о качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов». Она устанавливает требования к обеспечению качества и безопасности пищевой продукции и регулирует отношения, возникающие между изготовителем, продавцом и потребителем на этапах производства, закупки, ввоза, хранения, транспортировки и реализации пищевой продукции.

Также, Министерством здравоохранения утверждены Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». В них введен раздел о пищевых продуктах, полученных из ГМ источников. Мероприятия по маркированию пищевых продуктов, содержащих ГМ компоненты, включены в План действий Правительства на 2003-2006 гг. Кроме того, 8 апреля 2004 года принят Закон Республики Казахстан «О качестве и безопасности пищевых продуктов», охватывающий вопросы регистрации и маркирования продуктов питания, полученных из ГМ источников. Однако, данный Закон не выделяет пищевые продукты и продовольственное сырье, полученное из ГМ источников, в самостоятельную группу продукции, требующую индивидуального подхода к оценке качества и безопасности для человека.

В национальном законодательстве Республики Казахстан на сегодняшний день отсутствует самостоятельная отрасль по правовому регулированию общественных отношений, связанных с биобезопасностью, хотя некоторые правовые нормы уже включены в действующие законы.

Существующие нормативно-правовые акты лишь в малой степени имеют отношение к обеспечению биобезопасности и не покрывают большинство аспектов. В республике предпринимались попытки в отношении сохранения биологического разнообразия и составлялись национальные планы действий, но они не обрели юридической силы, поскольку не были утверждены на уровне Правительства. Имеются программы по биотехнологии и организации производства биотехнологической продукции, но они научно-технические и не учитывают аспекты Картахенского протокола, связанные с биобезопасностью.

Предварительные исследования показали, что основными пробелами в регулятивной системе страны, являются:

  • отсутствие профилирующего Закона, который регулировал бы общественные отношения в этой отрасли;

  • недостаточная политика по биобезопасности;

  • распыленность проблемы в государственных структурах.


3. Статус административной структуры по биобезопасности

Необходимо отметить что, в Казахстане отсутствует достаточно развитая административная система за производством, испытанием, использованием, ввозом и вывозом ГМО. Функционирование этой системы крайне необходимо для страны. Однако, нужно отметить, что уже сейчас отдельные государственные органы, частично возлагают на себя некоторые функции, а именно:

1. Вопросы охраны окружающей средой регулируются Министерством охраны окружающей среды. Деятельность, которого регламентируется Правилами организации и ведения Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов. Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, это многоцелевая информационная система, включающая слежение за состоянием окружающей среды и природных ресурсов, а также анализ данных фактического состояния окружающей среды и природных ресурсов для обеспечения экологической безопасности республики; Биологическое разнообразие, в основе своей представлено лесными экосистемами. Мониторинг лесов представляет собой систему регулярных комплексных наблюдений, оценки, контроля и прогноза их состояния. Проводится для получения постоянно обновляющейся информации о лесном фонде, на основании которой принимаются решения по многоцелевому использованию лесных ресурсов, и дается прогноз изменения состояния лесных экосистем под воздействием естественных и антропогенных факторов.

2. Государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и сельскохозяйственного сырья осуществляется в пределах своей компетенции:

  • органами и учреждениями по стандартизации, метрологии и сертификации – за соответствием пищевой продукции и сельскохозяйственного сырья требованиям государственных стандартов и иных нормативных документов, а также идентификация ввозимой и планируемой к выпуску пищевой продукции;

  • органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы – за соблюдением санитарных правил и норм при ввозе, изготовлении, заготовке, переработке, хранении, перевозке пищевых продуктов, материалов и изделий, выполнением физическими и юридическими лицами санитарно-гигиенических, профилактических и противоэпидемических мероприятий;

  • органами государственного ветеринарного надзора – за соответствием сырья животного происхождения требованиям ветеринарно-санитарных правил и норм, соблюдением требований при производстве, заготовке, переработке, хранений и перевозке указанной продукции, ввозом ее на территорию республики, выполнением юридическими и физическими лицами ветеринарно-санитарных мероприятий, правилами реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов на рынках;

  • органами государственного фитосанитарного контроля – за соответствием сырья растительного происхождения фитосанитарным правилам и нормам.

3. Проведение испытаний новых сортов сельскохозяйственных культур, с целью выявления безопасности их использования в сельскохозяйственном производстве и их экспертиза осуществляется Государственной комиссией по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур при Министерстве сельского хозяйства. Госкомиссия формирует Государственный реестр охраняемых сортов растений, разрешённых к использованию в стране.

4. Все вышеуказанные государственные органы взаимодействуют друг с другом. При ввозе продуктов питания, продовольственного сырья растительного и животного происхождения на контрольно-пропускных пунктах таможенной границы Республики Казахстан проводится государственный санитарно-эпидемиологический, ветеринарный надзор и фитосанитарный контроль, досмотр ввозимых пищевых продуктов, продовольственного сырья, проверка их товарно-сопроводительных документов для принятия в последующем решения о возможности оформления ввоза таких пищевых продуктов и продовольственного сырья на территорию страны. В случае признания пищевых продуктов и сырья как опасные, запрещается их ввоз и делается отметка в их товарно-сопроводительных документах о том, что такие пищевые продукты и сырье опасны для здоровья человека и не подлежат реализации.

В настоящее время в республике имеются ряд научных учреждений (закрытые системы), где проводятся исследования ГМО:

  • Государственное учреждение «Республиканская санитарно-эпидемиологическая станция». Проводят испытания продовольственного сырья и пищевых продуктов, пищевых добавок, соответствующих технологий и производства, а также санитарно-химические исследования объектов окружающей среды по выявлению и количественному анализу токсичных и других элементов, а также проводит микробиологические исследования и лабораторный контроль за объектами окружающей среды, апробирует новые методы микробиологических исследований по диагностике заболеваний;

  • Институт молекулярной биологии и биохимии им. М.А.Айтхожина. Использует следующие методы исследований: выделение ДНК, рестрикционный анализ, ПЦР-технологии, различные методы молекулярной гибридизации и электрофореза, создание генных конструкций на основе векторов, генетическая трансформация, определение экспрессии чужеродных вставок, получение исходных линий и трансгенных растений ГМО;

  • ЗАО «Казахская академия питания». Проводят испытания пищевых продуктов, биологически активных добавок к пище на соответствие требованиям санитарных норм по принятым количественным и качественным показателям безопасности (органолептические, физико-химические, микробиологические, радиологические, а также токсичность). В настоящий момент лабораторией планируется проведение тест-исследований генетически модифицированных продуктов методом полемиразной цепной реакции, позволяющих обнаружить следы модифицированной ДНК (порядка 0,1%).




  1. Статус системы принятия решений, включающая оценку риска
    и менеджмент


В настоящее время можно сказать, что в республики отсутствует какая-либо система по принятию решений по ГМО. В существующем проекте Закона «О безопасности в генно-инженерной деятельности» в общих чертах обрисовывается такая система, однако для эффективности её действия предстоит ещё разработать ряд положений.

Среди заинтересованных государственных органов, которые принимают участие в принятии решении нижеследующие являются основными и имеют соответствующие сферы действий:

Министерство охраны окружающей среды – лицензирование экологически опасных видов хозяйственной деятельности, сбросы и выбросы вредных веществ в окружающую среду, лимиты и квоты;

Министерство сельского хозяйства – сельскохозяйственные культуры и корма, ветеринарные препараты, защита и карантин растений, введение новых сортов растений и пород животных;

Министерство здравоохранение – фармакология, пищевые кадастры, экспертиза качества продуктов;

Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Министерстве индустрии и торговли РК – соответствие пищевой продукции и продовольственного сырья требованиям государственных стандартов и иных нормативных документов, а также идентификация ввозимой и планируемой к выпуску пищевой продукции.

Оценка рисков использования ГМО связана со многими объективными трудностями. Ощущается недостаток знаний, особенно в отношении функционирования экосистем и вопросов биоразнообразия. Кроме того, ряд кратковременных эффектов являются в той или иной степени непредсказуемыми благодаря стохастичности в климатических или биологических условиях, специфическим условиям в районе и времени ГМ растений.

В Казахстане оценка рисков является одним из этапов разрешительной кампании (лицензирования различных видов деятельности), которая необходима для принятия обоснованного решения в вопросах, связанных с безопасностью окружающей среды и здоровьем человека. Оценка рисков проводится в рамках существующей государственной системы управления, включающей санитарно-эпидемиологическую службу, государственную систему сертификации продукции, работ и услуг и государственный надзор за соблюдением правил сертификации, качеством сертифицированной продукции, ветеринарную инспекцию, фитосанитарную инспекцию, государственную экологическую экспертизу, таможенный контроль, которые имеют определенный накопленный потенциал в данной области.


5. Статус механизмов участия общественности, а процессе принятии
решений по биобезопасности


Важным моментом в развитии рамок по биобезопасности и неотъемлемым его компонентом является механизм участия и информирования общественности. Это объясняется, прежде всего, тем, что деятельность, связанная с генной инженерией вызывает обеспокоенность среди населения. В данном направлении важной частью явится открытость и прозрачность, начиная с момента получения заявки и заканчивая разрешением. В этой связи Казахстан придерживается принципов международных соглашений – ст. 23 Картахенского протокола, ст.13 Конвенции о биоразнообразии, а также Орхусской конвенции.

В настоящий момент в республике накоплен достаточный опыт в проведении открытых общественных слушаний по широкому спектру вопросов охраны окружающей среды и проведению диалогов между НПО, жителями, потребителями, средствами массовой информации, компетентными органами и научными организациями.

В Казахстане все более активную позицию занимают НПО. Их представители участвуют в национальных и международных семинарах по проблеме биобезопасности, проводят кампании по информированию общественности о рисках, связанных с ГМО.

С момента ратификации Казахстаном Орхусской конвенции, неправительственные организации получили право доступа к экологической информации, а также право участия в процессе принятия решений по использованию ГМО.

В настоящий момент механизм участия, просвещения и образования общественности, предусмотрен в ряде действующих законодательных актов. Однако, здесь пока не предусмотрены механизмы участия и информирования общественности, включая консультирование общественности по процессу принятия решений в отношении ГМО.

Для оценки общественной осведомленности в 2003 г. НПО «Фонд интеграции экологической культуры» впервые в Казахстане провело социологическое исследование по уровню информированности населения о проблеме применения ГМО. Таким образом, были получены следующие данные:

  • 50% респондентов знают, что такое ГМО;

  • лучше всего информированы респонденты в возрасте от 20 до 40 лет;

  • 61% респондентов считают ГМО опасными для здоровья;

  • 91% хотели бы владеть информацией;

  • 92% выступают за обязательное маркирование ГМ продуктов.


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Центрально-азиатский субрегиональный семинар по биобезопасности, региональному сотрудничеству и обмену опытом Душанбе, Таджикистан, 19-21 октября 2004 г. Текущая ситуация по биобезопасности в Республике Казахстан iconНаучно-исследовательский центр биобезопасности и экологического контроля ресурсов апк Фактический адрес

Центрально-азиатский субрегиональный семинар по биобезопасности, региональному сотрудничеству и обмену опытом Душанбе, Таджикистан, 19-21 октября 2004 г. Текущая ситуация по биобезопасности в Республике Казахстан iconКонцепция по рациональному использованию и охране водных ресурсов в Республике Таджикистан Содержание

Центрально-азиатский субрегиональный семинар по биобезопасности, региональному сотрудничеству и обмену опытом Душанбе, Таджикистан, 19-21 октября 2004 г. Текущая ситуация по биобезопасности в Республике Казахстан iconПриказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 11 октября 2003 года №533 Олицензионно-разрешительных процедурах при государственном ветеринарном надзоре за подконтрольными грузами
Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 11 октября 2003 года №533

Центрально-азиатский субрегиональный семинар по биобезопасности, региональному сотрудничеству и обмену опытом Душанбе, Таджикистан, 19-21 октября 2004 г. Текущая ситуация по биобезопасности в Республике Казахстан iconЁ махмадрахимовна распространённость вирусов гриппа птиц в республике таджикистан: иммунологический мониторинг 06. 02. 02 ветеринарная микробиология, вирусология, эпизоотология, микология с микотоксикологией и иммунология

Центрально-азиатский субрегиональный семинар по биобезопасности, региональному сотрудничеству и обмену опытом Душанбе, Таджикистан, 19-21 октября 2004 г. Текущая ситуация по биобезопасности в Республике Казахстан iconПравила содержания животных, выгула собак и кошек в населенных пунктах Кызылординской области Раздел 1
В соответствии с Законами Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике...

Центрально-азиатский субрегиональный семинар по биобезопасности, региональному сотрудничеству и обмену опытом Душанбе, Таджикистан, 19-21 октября 2004 г. Текущая ситуация по биобезопасности в Республике Казахстан iconЗакон Республики Казахстан от 13 января 2004 года n 522-ii о лекарственных средствах (с изменениями и дополнениями по состоянию на 31. 01. 2006 г.)

Центрально-азиатский субрегиональный семинар по биобезопасности, региональному сотрудничеству и обмену опытом Душанбе, Таджикистан, 19-21 октября 2004 г. Текущая ситуация по биобезопасности в Республике Казахстан iconПриказ Председателя Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 15 октября 2009 года №188

Центрально-азиатский субрегиональный семинар по биобезопасности, региональному сотрудничеству и обмену опытом Душанбе, Таджикистан, 19-21 октября 2004 г. Текущая ситуация по биобезопасности в Республике Казахстан iconЭпидемическая ситуация по туберкулезу в Могилевском районе, как и в целом по республике остается сложной. В 2007 году по сравнению с 2006 годом в Могилевском р

Центрально-азиатский субрегиональный семинар по биобезопасности, региональному сотрудничеству и обмену опытом Душанбе, Таджикистан, 19-21 октября 2004 г. Текущая ситуация по биобезопасности в Республике Казахстан iconПрограмма по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 2020 годы «Агробизнес 2020» Паспорт Программы

Центрально-азиатский субрегиональный семинар по биобезопасности, региональному сотрудничеству и обмену опытом Душанбе, Таджикистан, 19-21 октября 2004 г. Текущая ситуация по биобезопасности в Республике Казахстан iconАҚпарат арнасы / лента новостей о санитарно-эпидемиологической ситуации в Республике Казахстан и за рубежом
Снг, сми, сети региональных бюро Всемирной организации здравоохранения, Американских центров контроля заболеваемости и научно-исследовательских...

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU