Перечень вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по философским проблемам техники и технических наук icon

Перечень вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по философским проблемам техники и технических наук





Скачать 345.77 Kb.
НазваниеПеречень вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по философским проблемам техники и технических наук
Дата конвертации03.06.2013
Размер345.77 Kb.
ТипДокументы



ПЕРЕЧЕНЬ


вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по философским проблемам техники и технических наук


1. Философия науки, ее предмет и основные проблемы.
2. Взаимосвязь истории науки и философии науки.
3. Уровни научного познания.
4. Методы научного познания.
5. Процедуры обоснования теоретических знаний.
6. Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества.
7. Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии

научного знания.
8. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
9. Традиционалистский и технократический типы развития цивилизации и их базисные ценности.
10. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре.
11. Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.
12. Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения.
13. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени.
14. Классическая наука XVIII–XIX вв .
15. Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм).
16. Главные характеристики современного этапа развития науки.
17. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания.
18. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука
19. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования.
20. Эволюция научной картины мира и ее исторические формы.
21. Проблема происхождения и сущности жизни в современной науке и философии.

22. Смысл диалектики и её системы.

23. Диалектика социального и биологического в природе человека.
24. Философия русского космизма, ее основные идеи и представители.
25. Проблема генезиса социально-гуманитарного знания и его дисциплинарная структура
26. Роль философии в формировании и развитии социально-гуманитарного знания.
27. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках

28. Будущее и методы его прогнозирования.

29. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.

30. Личность и общество. Общественные, групповые и личные интересы.

31. Перспективы научно-технического прогресса, новые реалии информационного общества.

32. Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.

33. Индустриальное и постиндустриальное общество. Понятие, признаки и основные характеристики информационного общества.

34. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники.

35. Проблема смысла и сущности техники. Научные и технические знания.

36. Технический оптимизм и технический пессимизм: аналогия и культуркритика техники.

37. Ступени рационального общества в технике: частные и общие технологии, технические науки и системотехника.

38. Основные концепции взаимоотношения науки и техники.

39. Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания.

40. Специфика соотношения теоретического и эмпирического в технических науках.

41. Понятие научно-технической дисциплины и семейства научно-технических дисциплин. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектированные исследования.

42. Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах.

43. Формирование нового образа науки и норм технического действия под влиянием экологических угроз.

44. Роль методологии социально-гуманитарных дисциплин и попытки приложения социально-гуманитарных дисциплин в сфере техники.

45. Системные исследования и системное проектирование: особенности системотехнического проектирования возможность и опасность социального проектирования.

46. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества.

47. Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники.

48. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе.

49. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблема охраны окружающей среды.

50. Проблема гуманизации и экологизации современной техники.

51. Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка их взаимодействия на окружающую среду и экологический менеджмент на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики, их соотношение с социальной оценкой техники.

52. Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития: ограниченность прогнозирования научно-технического развития и сценарный подход.

53. Научная и техническая рациональность и иррациональность последствия научно-технического прогресса.

54. Возможности управления риском и необходимости принятия решений в условиях неполного знания.

55. Эксперты и общественность – право граждан на участие в принятии решений и проблем активизации населении в научно-технической политике государства.

56. Информатика в контексте постнеклассической науки и представлений о развивающихся человекомерных системах.

57. Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики.

58. Конструктивная природа информатики и её синергетический коэволюционный смысл.

59. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки 21 века и как глобальная среда непрерывного образования.

60. Эпистемологическое содержание компьютерной революции. Концепция информационной эпистемологии и её связь с кибернетической эпистемологией.


Основная литература


1. История и философия науки (Философия науки). Учебное пособие/

С.Ю.Бельская, Н.П.Волкова, М.А.Иванов и др. Под ред. проф.

Ю.В.Конева, проф. М.Е. Моториной. М.: Альфа – М., ИНФРА – М, 2007.

2. Философия естественных наук/ Под ред. С.А.Лебедева. М.: Академ.

Проект. 2006.

3. В.П.Огородников. История и философия науки. Питер. 2011.

4. Философия/ Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. М. 2011.

5. В.С. Степин. История и философия науки. – М., 2012.

6. А.Л.Никифоров. Философия и история науки. – М., 2008.

7. История и философия науки. Под ред. А.С.Мамзина. Питер. 2008.


Дополнительная литература


1. Современные философские проблемы естественных, технических и

социально-гуманитарных наук. Философия науки/ Под ред.

В.В.Миронова. М.: Гардарики. 2006.

2. С.А.Лебедев. Философия науки. 2004.

3. В.П. Котенко. История и философия классической науки. М., 2004.

4. В.Г.Горохов. Основы философии техники и технических наук. М.:

Гардарики, 2007. – 335 с.


Автор программы – Темнюк Николай Александрович

кандидат философских наук, доцент


Программа рассмотрена на заседании кафедры философии и

культурологии протокол № 9 от 26 марта 2013 г.


(Рецензент – Повилайтис В.И., доктор философских наук, профессор)


Заведующий кафедрой

философии и культурологии Н.А.Темнюк


Программа рассмотрена и одобрена

на заседании ученого совета

факультета гуманитарной подготовки

от 26 марта 2013 г., протокол № 7.


Декан Ф Г П О.И.Архангельский



ПЕРЕЧЕНЬ


вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по философским проблемам экономических наук и теории менеджмента

1. Философия науки, ее предмет и основные проблемы.
2. Взаимосвязь истории науки и философии науки.
3. Уровни научного познания.
4. Методы научного познания.
5. Процедуры обоснования теоретических знаний.
6. Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества.
7. Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии

научного знания.
8. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
9. Традиционалистский и технократический типы развития цивилизации и их базисные ценности.
10. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре.
11. Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.
12. Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения.
13. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени.
14. Классическая наука XVIII–XIX вв.
15. Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм).
16. Главные характеристики современного этапа развития науки.
17. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания.
18. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.
19. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования.
20. Эволюция научной картины мира и ее исторические формы.
21. Проблема происхождения и сущности жизни в современной науке и философии.

22. Смысл диалектики и её системы.

23. Диалектика социального и биологического в природе человека.
24. Философия русского космизма, её основные идеи и представители.
25. Проблема генезиса социально-гуманитарного знания и его дисциплинарная структура.
26. Роль философии в формировании и развитии социально-гуманитарного знания.
27. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках.

28. Будущее и методы его прогнозирования.

29. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.

30. Личность и общество. Общественные, групповые и личные интересы.

31. Учения о личности и её экономической функции в истории философии и науки (античность, Средние века, эпоха Возрождения, Новое время, современность).

32. “Экономический человек” в работах А.Смита и Дж.С.Милля.

33. Психологические аспекты экономической теории Дж.М.Кейнса.

34. Анализ психологических факторов принятия экономических решений в условиях неопределённости и риска в работах Д.Канемана и А.Тверски.

35. Концепции индустриального, постиндустриального и информационного общества.

36. Ф.П.Рамсей о роли теоретических терминов в научном познании.

37. Разработка концепции научной рациональности в работах Г.А.Саймона и Р.Коуза.

38. Эффективное применение средств символической логики в изучении соотношения процедур коллективного выбора и содержания индивидуальных ценностей (теорема К.Дж.Эрроу).

39. Линейное программирование и проблема оптимального распределения ресурсов (работы Л.В.Канторовича, Т.Купманса, Дж.Данцига).

40. Динамические модели глобального и экономического развития, построенные на основе системного анализа (Дж.Форрестер, Н.Н.Моисеев).

41. Демонстрация эффективности теоретико-игрового подхода к решению экономических задач (Дж. фон Нейман, О.Моргенштерн, Дж.Нэш).

42. Исследования в области финансов и разработка математического аппарата синергетики (Б.Мандельброт).

43.“Информационная экономика” (Дж.Стиглиц).

44.Философия менеджмента Г. Эмерсона.

45. “Человеческий фактор” как самый главный и дефицитный ресурс обеспечения социально-философские аспекты собственности эффективности управления.

46. Власть и ответственность.

47. Проблемы мотивации менеджеров и исполнителей.

48. Этика деловых отношений.

49. Трудности в принятии коллективных решений.

50. “Теорема невозможности” К.Дж. Эрроу и проблема построения коллективной теории принятия решений.

51. Значение кибернетики и теории информации для развития теории и практики менеджмента.

52.Философско-методологическое значение теории оптимального распределения ресурсов (Л.В. Канторович).

53. Деньги как социальный феномен.

54. Социально-философские аспекты собственности.

55. Модель экономической науки Л.Вальраса.

56. Проблема соотношения этики и экономики.

57. Коллективный выбор и индивидуальные ценности; теорема К.Дж.Эрроу; “эффект Кондорсе”.

58. Структура и развитие денежных систем.

59. Кредит как экономическая категория.

60. Финансирование инвестиционных проектов.


Основная литература


1. История и философия науки (Философия науки). Учебное пособие/

С.Ю.Бельская, Н.П.Волкова, М.А.Иванов и др. Под ред. проф.

Ю.В.Конева, проф. М.Е. Моториной. М.: Альфа – М., ИНФРА – М, 2007.

2. Философия естественных наук/ Под ред. С.А.Лебедева. М.: Академ.

Проект. 2006.

3. В.П.Огородников. История и философия науки. Питер. 2011.

4. Философия/ Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. М. 2011.

5. В.С. Степин. История и философия науки. – М., 2012.

6. А.Л.Никифоров. Философия и история науки. – М., 2008.

7. История и философия науки. Под ред. А.С.Мамзина. Питер. 2008.


Дополнительная литература


1. Современные философские проблемы естественных, технических и

социально-гуманитарных наук. Философия науки/ Под ред.

В.В.Миронова. М.: Гардарики. 2006.

2. С.А.Лебедев. Философия науки. 2004.

3. В.П. Котенко. История и философия классической науки. М., 2004.


Автор программы – Темнюк Николай Александрович

кандидат философских наук, доцент


Программа рассмотрена на заседании кафедры философии и

культурологии протокол № 9 от 26 марта 2013 г.


(Рецензент – Повилайтис В.И., доктор философских наук, профессор)


Заведующий кафедрой

философии и культурологии Н.А.Темнюк


Программа рассмотрена и одобрена

на заседании ученого совета

факультета гуманитарной подготовки

от 26 марта 2013 г., протокол № 7.


Декан Ф Г П О.И.Архангельский


ПЕРЕЧЕНЬ


вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума (Философские проблемы экологии, биологических и сельскохозяйственных наук)


1. Философия науки, ее предмет и основные проблемы
2. Взаимосвязь истории науки и философии науки
3. Уровни научного познания
4. Методы научного познания
5. Процедуры обоснования теоретических знаний
6. Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества
7. Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии

научного знания
8. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности
9. Традиционалистский и технократический типы развития цивилизации и их базисные ценности
10. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре
11. Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах
12. Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения
13. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени
14. Классическая наука XVIII–XIX вв
15. Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм)
16. Главные характеристики современного этапа развития науки
17. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания
18. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука
19. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования
20. Эволюция научной картины мира и ее исторические формы
21. Проблема происхождения и сущности жизни в современной науке и философии

22. Смысл диалектики и её системы

23. Диалектика социального и биологического в природе человека
24. Философия русского космизма, ее основные идеи и представители
25. Проблема генезиса социально-гуманитарного знания и его дисциплинарная структура
26. Роль философии в формировании и развитии социально-гуманитарного знания
27. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках

28. Будущее и методы его прогнозирования

29. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии

30. Личность и общество. Общественные, групповые и личные интересы.

31. Экологическая этика и её философские основания.

32. Философия русского космизма и учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере

33. Проблема экологической эпохи в современной западной философии (Б.Калликот, О.Леопольд, Р. Аттфильд)

34. Формирование нового образа науки и норм технического действия под влиянием экологических угроз

35. Проблема биологической реальности. Множество «образов биологии» в современной научно-технической и философской литературе

36. Сущность живого и проблема его происхождения в современной науке и философии

37. Структура и основные принципы эволюционной теории. Проблема биологического прогресса

38. Биология и формирование современной эволюционной картины мира

39. Эволюционная этика как исследование популяционно-генетических механизмов формирования альтруизма в живой природе

40. Эволюция жизни как процесс «познания»

41. Высшие эстетические эмоции у человека как следствие эволюции на основе естественного отбора.

42. Проблема системной организации и целостность живых систем по работам А.А.Богданова, В.И.Вернадского, Л.Фон Берталанфи, В.Н.Беклемешева

43. Категории искусства в биологической перспективе

44. Принципы системности в сфере биологического познания как путь реализации целостного подхода к объекту в условиях многообразной диференцированности современного знания о живой природе

45. Основные направления обсуждения проблемы детерминизма в биологии: телеология, механистический детерминизм, акциденционализм, финализм

46. Детерминизм и индетерминизм в трактовке процессов жизнедеятельности форм детерминации в живых системах и их взаимосвязь

47. Сущность и формы биологической гносеологии: феномен «целосообразности» строения и функционирования живых систем, целенаправленность как фундаментальная черта основных жизненных процессов, функциональное описание и объяснение в структуре биологического биологического познания. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентаций культуры

48. Роль биологии в формировании общекультурных познавательных моделей целостности, развития, системности, коэволюции

49. Биоэтика в различных культурных контекстах, основные принципы и правила

50. Социальные, этико-правовые и философские проблемы применения биологических знаний

51. Ценность жизни различных культурных и конфессиональных дискурсах

52. Исторические и теоретические предпосылки биологической интерпретации властных отношений. Основные партнеры социального поведения в мире живых организмов и в человеческом обществе

53. Экологические и социально-биологические основания современных биополитических концепций. Проблема власти и властных отношений в биополитической перспективе

54. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. Новые экологические аспекты ХХ века: урбоэкология, лимиты роста, устойчивое развитие

55. Социальная экология как теоретическая основа преодоления экологического кризиса

56. Пути преодоления конечности материальных ресурсов планеты при одновременным поступательном развития общества

57. Концепция устойчивого развития в условиях глобализации

58. Роль средств массовой информации в деле экологического образования, воспитания и просвещения населения

59. Естественнонаучные и социогуманитарные знания в философии ветеринарии (экологии, биологических и сельскохозяйственных наук)

60. Философские и социальные аспекты учения о норме, здоровье и болезни животных и растений


Основная литература


1. История и философия науки (Философия науки). Учебное пособие/

С.Ю.Бельская, Н.П.Волкова, М.А.Иванов и др. Под ред. проф.

Ю.В.Конева, проф. М.Е. Моториной. М.: Альфа – М., ИНФРА – М, 2007.

2. Философия естественных наук/ Под ред. С.А.Лебедева. М.: Академ.

Проект. 2006.

3. В.П.Огородников. История и философия науки. Питер. 2011.

4. Философия/ Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. М. 2011.

5. В.С. Степин. История и философия науки. – М., 2012.

6. А.Л.Никифоров. Философия и история науки. – М., 2008.

7. История и философия науки. Под ред. А.С.Мамзина. Питер. 2008.


Дополнительная литература


1. Современные философские проблемы естественных, технических и

социально-гуманитарных наук. Философия науки/ Под ред.

В.В.Миронова. М.: Гардарики. 2006.

2. С.А.Лебедев. Философия науки. 2004.

3. В.П. Котенко. История и философия классической науки. М., 2004.


Автор программы – Темнюк Николай Александрович

кандидат философских наук, доцент


Программа рассмотрена на заседании кафедры философии и

культурологии протокол № 9 от 26 марта 2013 г.


(Рецензент – Повилайтис В.И., доктор философских наук, профессор)


Заведующий кафедрой

философии и культурологии Н.А.Темнюк


Программа рассмотрена и одобрена

на заседании ученого совета

факультета гуманитарной подготовки

от 26 марта 2013 г., протокол № 7.


Декан Ф Г П О.И.Архангельский


ПЕРЕЧЕНЬ


вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума (Философские проблемы истории информатики )


1. Философия науки, ее предмет и основные проблемы.
2. Взаимосвязь истории науки и философии науки.
3. Уровни научного познания.
4. Методы научного познания.
5. Процедуры обоснования теоретических знаний.
6. Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества .
7. Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии

научного знания.
8. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
9. Традиционалистский и технократический типы развития цивилизации и их базисные ценности .
10. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре.
11. Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.
12. Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения.
13. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени .
14. Классическая наука XVIII–XIX вв.
15. Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм).
16. Главные характеристики современного этапа развития науки
17. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания
18. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука .
19. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования.
20. Эволюция научной картины мира и ее исторические формы.
21. Проблема происхождения и сущности жизни в современной науке и философии.

22. Смысл диалектики и её системы.

23. Диалектика социального и биологического в природе человека .
24. Философия русского космизма, ее основные идеи и представители.
25. Проблема генезиса социально-гуманитарного знания и его дисциплинарная структура.
26. Роль философии в формировании и развитии социально-гуманитарного знания .
27. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках

28. Будущее и методы его прогнозирования.

29. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.

30. Личность и общество. Общественные, групповые и личные интересы.

31. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до компьютера). Компьютеризация науки и её социальные последствия.

32. Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития: ограниченность прогнозирования научно-технического развития и сценарный подход.

33. Научная и техническая реальность и иррациональность последствия научно-технического прогресса.

34. Эксперты и общественность – право граждан на участие в принятии решений и проблем активизации населения научно-технической политики

35. Роль зарубежных и отечественных ученых в становлении информатики как науки в современном её представлении.

36.Место и роль вычислительной техники, средств, связи и другой оргтехники в развитии информатики как науки.

37. Научные и теоретические основания информатики как базового понятия информатики. Виды информатики. Общие свойства информации.

38. Методы оценки информации: качественные и количественные. Жизненный цикл информации. Кодирование информации.

39. Семиотические основания ин6форматики: «знак», «знаковая система», естественные и искусственные знаковые системы.

40. Синтактика, семантика и парадигма знаковых систем. Проблема значения и означаемого, коммуникации знаковых систем.

41. Теоретические системы информатики. Место информатики в ряду других наук.

42. Теория систем: «система», структура систем, свойства систем, системная совместимость, системный подход, системный анализ.

43. Основные научно-технические и гуманитарные проблемы информатики. Перспективы развития информатики.

44. Влияние информатики на развитие науки и материального производства.

45. Общественный прогресс и новые реалии информационного общества. Понятие «национальный информационный потенциал».

46. Основные закономерности становления современного информационного пространства и его институтов. Национальные концепции вхождения в мировое информационное общество.

47. Информатика в контексте постнеклассической науки и представлений о развивающихся человекомерных системах.

48. Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики.

49. Конструктивная природа информатики и её синергетический коэволюционный смысл.

50. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике, нейрокомпьютинг, процессора Хонфильда, Гроссберга, аналогии между мышлением и распознанием образов.

51. Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая.

52. Проблема реальности в информатике. Виртуальная реальность. Понятие информационно-коммуникативной реальности как междисциплинарной интегративной концепции.

53. Интернет как метафора глобального мозга.

54. Понятие киберпространства Интернет и его философское значение.

55. Интернет как информационно-коммуникативная среда 21 века и как глобальная среда непрерывного образования.

56. Эпистемологическое содержание компьютерной реальности. Концепция информационной эпистемологии и её связь с кибернетической эпистемологией.

57. Компьютерная этика, инженерия знаний, проблемы интеллектуальной собственности.

58. Социальная информатика. Концепция информационного общества. От Пи Совекина до Эммануэля Кастельса. Происхождение информационных технологий.

59. Проблема личности в информационном обществе.

60. Понятие информационного пространства. Основные закономерности становления современного информационного пространства и его институтов.


Основная литература


1. История и философия науки (Философия науки). Учебное пособие/

С.Ю.Бельская, Н.П.Волкова, М.А.Иванов и др. Под ред. проф.

Ю.В.Конева, проф. М.Е. Моториной. М.: Альфа – М., ИНФРА – М, 2007.

2. Философия естественных наук/ Под ред. С.А.Лебедева. М.: Академ.

Проект. 2006.

3. В.П.Огородников. История и философия науки. Питер. 2011.

4. Философия/ Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. М. 2011.

5. В.С. Степин. История и философия науки. – М., 2012.

6. А.Л.Никифоров. Философия и история науки. – М., 2008.

7. История и философия науки. Под ред. А.С.Мамзина. Питер. 2008.


Дополнительная литература


1. Современные философские проблемы естественных, технических и

социально-гуманитарных наук. Философия науки/ Под ред.

В.В.Миронова. М.: Гардарики. 2006.

2. С.А.Лебедев. Философия науки. 2004.

3. В.П. Котенко. История и философия классической науки. М., 2004.


Автор программы – Темнюк Николай Александрович

кандидат философских наук, доцент


Программа рассмотрена на заседании кафедры философии и

культурологии протокол № 9 от 26 марта 2013 г.


(Рецензент – Повилайтис В.И., доктор философских наук, профессор)


Заведующий кафедрой

философии и культурологии Н.А.Темнюк


Программа рассмотрена и одобрена

на заседании ученого совета

факультета гуманитарной подготовки

от 26 марта 2013 г., протокол № 7.


Декан Ф Г П О.И.Архангельский


ПЕРЕЧЕНЬ


вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума (Философские проблемы языкознания )


1. Философия науки, ее предмет и основные проблемы.
2. Взаимосвязь истории науки и философии науки.
3. Уровни научного познания.
4. Методы научного познания.
5. Процедуры обоснования теоретических знаний.
6. Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества .
7. Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии

научного знания.
8. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
9. Традиционалистский и технократический типы развития цивилизации и их базисные ценности .
10. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре.
11. Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.
12. Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения.
13. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени .
14. Классическая наука XVIII–XIX вв.
15. Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм).
16. Главные характеристики современного этапа развития науки
17. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания
18. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука .
19. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования.
20. Эволюция научной картины мира и ее исторические формы.
21. Проблема происхождения и сущности жизни в современной науке и философии.

22. Смысл диалектики и её системы.

23. Диалектика социального и биологического в природе человека .
24. Философия русского космизма, ее основные идеи и представители.
25. Проблема генезиса социально-гуманитарного знания и его дисциплинарная структура.
26. Роль философии в формировании и развитии социально-гуманитарного знания .
27. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках

28. Будущее и методы его прогнозирования.

29. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.

30. Личность и общество. Общественные, групповые и личные интересы.

31. Вера и знание, достоверность и сомнение. Диалектика веры и истины. Типы обоснования веры и знания (Л.Витгенштейн, К.Ясперс).

32. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.

33. Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста.

34. Интерпретация как предание смыслов, значений высказываниям, текстам, явления и событиям – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания.

35. Фундаментальные теории языкознания (В.Ф.Гумбольдт, Ф. де Соссюр).

36. Соотношение философии языка, лингвистической философии и лингвистики.

37. Язык как предмет философского осмысления. Мышление и речь. Происхождение языка и его роль в формировании мышления.

38. Форма и содержание. Логические формы и их выражение в языке. Слово и понятие.

39. Инструментально-аналитический подход к языку: язык – идеальное орудие формирования, аккумулирования и трансляции информации.

40. Универсальная герменевтика Ф.Шлейермахера. Герменевтика и описательная психология в «философии».

41. Герменевтика и истолкование бытия: работы позднего периода творчества М.Хайдеггера. Герменевтика и созидание мира человеческой культуры: Х.-Г.Гадамер.

42. Позитивистско-прагматическая традиция в трактовке обыденного языка и языка науки. Семиотика и логическая семантика Дж.Ст.Милля. Ч.С.Пиррс: от теории знаков к теории сознания.

43. Смысл и значение слова в учении Г.Фреге, Ч.В.Моррис: знак; сознание и поведение.

44. Логический атомизм Б.Рассела. Фактологическая структура мира в «Логико-философском трактате» Л.Виттенштейна.

45. Гипотеза лингвистической относительности. Базисные и протокольные предложения в дискуссиях участников военного кружка.

46. Проблема учения слова в «Философских исследованиях»

Л. Витгенштейна.

47. Логический конвенционализм (Р.Карнап, К.Айдукевич). Язык. Логика и научное познание в трудах К.Поппера.

48. Структуралистская традиция в языкознании. Лингво-культурологические исследования К. Леви-Стросса.

49. Исследование Мишелем Фуко Истории языкознания («Слова и вещи»).

50. Текстовый анализ Р.Барта, Ж. Деррида: критика традиционной концепции языка и программа деконструкции Ю. Кристлева: «хора», «гено-текст», «фоно-текст».

51. Язык и человек. М.Шелер и Х.Плесснер: антропологическая трактовка сознания как предпосылка антропологической модели языка.

52. А.Геден: действие, язык, сознание. М.Ландман и Э.Ротхаке о взаимоотношении сознания и языка.

53. Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании и развитии науки.

54. Контекст открытия и контекст обоснования в развитии научного знания.

55. Наука и искусство.

56. Герменевтика как методология.

57. Человек как предмет комплексного философско-научного исследования

58. Философский аспект общения и его функции.

59. Формы общения и их характеристика.

60. Антропологический принцип и постнеклассическая наука.


Основная литература


1. История и философия науки (Философия науки). Учебное пособие/

С.Ю.Бельская, Н.П.Волкова, М.А.Иванов и др. Под ред. проф.

Ю.В.Конева, проф. М.Е. Моториной. М.: Альфа – М., ИНФРА – М, 2007.

2. Философия естественных наук/ Под ред. С.А.Лебедева. М.: Академ.

Проект. 2006.

3. В.П.Огородников. История и философия науки. Питер. 2011.

4. Философия/ Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. М. 2011.

5. В.С. Степин. История и философия науки. – М., 2012.

6. А.Л.Никифоров. Философия и история науки. – М., 2008.

7. История и философия науки. Под ред. А.С.Мамзина. Питер. 2008.


Дополнительная литература


1. Современные философские проблемы естественных, технических и

социально-гуманитарных наук. Философия науки/ Под ред.

В.В.Миронова. М.: Гардарики. 2006.

2. С.А.Лебедев. Философия науки. 2004.

3. В.П. Котенко. История и философия классической науки. М., 2004.



ПЕРЕЧЕНЬ


вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума (Философские проблемы физики )


1. Философия науки, ее предмет и основные проблемы.
2. Взаимосвязь истории науки и философии науки.
3. Уровни научного познания.
4. Методы научного познания.
5. Процедуры обоснования теоретических знаний.
6. Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества .
7. Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии

научного знания.
8. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
9. Традиционалистский и технократический типы развития цивилизации и их базисные ценности .
10. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре.
11. Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.
12. Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения.
13. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени .
14. Классическая наука XVIII–XIX вв.
15. Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм).
16. Главные характеристики современного этапа развития науки
17. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания
18. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука .
19. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования.
20. Эволюция научной картины мира и ее исторические формы.
21. Проблема происхождения и сущности жизни в современной науке и философии.

22. Смысл диалектики и её системы.

23. Диалектика социального и биологического в природе человека .
24. Философия русского космизма, ее основные идеи и представители.
25. Проблема генезиса социально-гуманитарного знания и его дисциплинарная структура.
26. Роль философии в формировании и развитии социально-гуманитарного знания .
27. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках

28. Будущее и методы его прогнозирования.

29. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.

30. Личность и общество. Общественные, групповые и личные интересы.

31. Релятивистские эффекты сокращения длин, замедления времени и зависимости массы от скорости в инерциональных системах отсчета.

32. Анализ роли наблюдателя в релятивистской физике.

33. Проблема взаимоотношения пространственно-временного континимума и гравитационного поля.

34. Типологические свойства пространства-времени и фундаментальные физические взаимодействия.

35. Концепция детерминизма и её роль в физическом познании.

36. Днтерминизм и причинность. Дискуссия в философии науки по поводу характера причинных связей.

37. Вклад дарвинизма и кибернетики в демистификацию понятия цели. Понятие цели в синергетике.

38. Понятие «светового конуса» и релятивистская причинность.

39. Статистические закономерности и вероятностные распределения в классической физике.

40. Вероятностный характер закономерностей микромира. Статус вероятности в классической и квантовой физике.

41. Дискуссии по проблемам скрытых параметров и полноты квантовой механики.

42. Изменение представлений о характере физических законов в связи с концепцией «Большого взрыва» в космологии и с формированием синергетики. Причинность в открытых неравновесных динамических системах.

43. Системные идеи в физике. Представление о физических объектах как системах. Три типа систем: простые механические системы; системы с обратной связью; системы с саморазвитием (самоорганизующиеся системы).

44. Противоречие между классической термодинамикой и эволюционной биологией и концепция самоорганизации. Термодинамика открытых неравновесных систем И.Пригожина.

45. Статус понятия времени в механических системах и системах с саморазвитием. Необратимость законов природы и «стрела времени».

46. Синергетика как один из источников эволюционных идей в физике. Детерминированный хаос и эволюционные проблемы.

47. Квантовая механика т постмодернистское отрицание истины в науке.

Неоднозначность термина «объективность» знания: объективность как «объективность» описания (описание реальности без отсылки к наблюдателю); и объективность в смысле адекватности теоретического описания действительности.

48. Роль социальных факторов в достижении истинного знания. Критическая традиция в научном сообществе и условие достижения объективно истинного знания (К.Поппера).

49. Роль математики в развитии физики. Математика как язык физики. Математические методы и формирование научного знания. Три этапа математизации знания: феноменологический, модельный, фундаментально-теоретический.

50. Коэволюция вычислительных средств и научных методов.

51. Понятие информации: генезис и современные подходы. Материя, энергия, информация как фундаментальные категории современной науки. Проблема включаемости понятия информации в физическую картину мира. Связь информации с понятием энтропии.

52. Проблема информации информационно открытых систем. Квантовые корреляции и информация. Р.Фейнман о возможности моделирования физики на компьютерах.

53. Ограничения на моделировании квантовых систем с помощью классического компьютера. Понятие квантового компьютера. Вычислительные машины и принцип Черча-Тьюринга.

54. Эволюция научной картины мира и её исторические формы.

55. Вселенная как «экологическая ниша» человечества. Антропный принцип и идея цесообразности в космологии.

56. Философия русского космизма, её основные идеи и представители.

57. Проблема соотношения человека и общества в контексте современной науки.

58. Философия экологии.

59. Проблема «возможных миров» в современной науке и философии.

60. Универсальный эволюционизм – основа современной научной картины мира.


Основная литература


1. История и философия науки (Философия науки). Учебное пособие/

С.Ю.Бельская, Н.П.Волкова, М.А.Иванов и др. Под ред. проф.

Ю.В.Конева, проф. М.Е. Моториной. М.: Альфа – М., ИНФРА – М, 2007.

2. Философия естественных наук/ Под ред. С.А.Лебедева. М.: Академ.

Проект. 2006.

3. В.П.Огородников. История и философия науки. Питер. 2011.

4. Философия/ Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. М. 2011.

5. В.С. Степин. История и философия науки. – М., 2012.

6. А.Л.Никифоров. Философия и история науки. – М., 2008.

7. История и философия науки. Под ред. А.С.Мамзина. Питер. 2008.


Дополнительная литература


1. Современные философские проблемы естественных, технических и

социально-гуманитарных наук. Философия науки/ Под ред.

В.В.Миронова. М.: Гардарики. 2006.

2. С.А.Лебедев. Философия науки. 2004.

3. В.П. Котенко. История и философия классической науки. М., 2004.


Автор программы – Темнюк Николай Александрович

кандидат философских наук, доцент


Программа рассмотрена на заседании кафедры философии и

культурологии протокол № 9 от 26 марта 2013 г.


(Рецензент – Повилайтис В.И., доктор философских наук, профессор)


Заведующий кафедрой

философии и культурологии Н.А.Темнюк


Программа рассмотрена и одобрена

на заседании ученого совета

факультета гуманитарной подготовки

от 26 марта 2013 г., протокол № 7.


Декан Ф Г П О.И.Архангельский



ПЕРЕЧЕНЬ


вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума (Философские проблемы теории вероятностей и математическая статистика)


1. Философия науки, ее предмет и основные проблемы.
2. Взаимосвязь истории науки и философии науки.
3. Уровни научного познания.
4. Методы научного познания.
5. Процедуры обоснования теоретических знаний.
6. Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества .
7. Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии

научного знания.
8. Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности.
9. Традиционалистский и технократический типы развития цивилизации и их базисные ценности .
10. Генезис и становление теоретического знания в античной культуре.
11. Формирование предпосылок научного мышления в средневековых университетах.
12. Становление опытной науки в культуре позднего Средневековья и Возрождения.
13. Рационализм и эмпиризм как основные философско-методологические программы в науке Нового времени .
14. Классическая наука XVIII–XIX вв.
15. Позитивистская традиция в философии науки (классический позитивизм и эмпириокритицизм).
16. Главные характеристики современного этапа развития науки
17. Научные революции как «точки бифуркации» в развитии знания
18. Наука в контексте современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука .
19. Этические проблемы современной науки. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования.
20. Эволюция научной картины мира и ее исторические формы.
21. Проблема происхождения и сущности жизни в современной науке и философии.

22. Смысл диалектики и её системы.

23. Диалектика социального и биологического в природе человека .
24. Философия русского космизма, ее основные идеи и представители.
25. Проблема генезиса социально-гуманитарного знания и его дисциплинарная структура.
26. Роль философии в формировании и развитии социально-гуманитарного знания .
27. Проблема объективности познания в социальных и гуманитарных науках

28. Будущее и методы его прогнозирования.

29. Противоречивый характер общественного развития. Социальный прогресс и его критерии.

30. Личность и общество. Общественные, групповые и личные интересы.

31. Математика как феномен человеческой культуры.

32. Математика и философия. Математика и религия. Математика и искусство.

33. Синтаксический, семантический и прагматический аспекты в истолковании предмета математики.

34. Особенности образования и функционирования математических абстракций.

35. Отношение математики к действительности. Абстракции и идеальные объекты в математике.

36. Нормы и идеалы математической деятельности.

37. Специфика методов математики.

38. Доказательство - фундаментальная характеристика математического познания.

39. Понятие аксиоматического построения теории. Основные типы аксиоматик (содержательная, полуформальная и формальная).

40. Логика как метод математики и как математическая теория.

41. Обобщение и абстрагирование как методы развития математической теории.

42. Место интуиции и воображения в математике.

43. Современные представления о психологии и логике математического открытия.

44. Мысленный эксперимент в математике. Доказательство с помощью компьютера.

45. Философия математики как раздел философии и как общая методология математики.

46. Методы методологии математики (рефлексивный, проективный, нормативный).

47. Внутренние и внешние функции методологии математики, её прагматические ориентации.

48. Концепция научных революций Т.Куна и проблемы её применения к анализу развития математики.

49. Математические парадигмы и их отличие от естественно-научных парадигм.

50. Классификация революций в математике.

51. Фальсификационизм К.Поппера и концепция научных исследовательских программ И.Лакатоса. Проблема существования потенциальных фальсификаторов в математике.

52. Прикладная математика. Логика и особенности приложений математики.

53. Логика как язык науки.

54. Уровни математизации знания: количественная обработка экспериментальных данных, построение математических моделей индивидуальных явлений процессов, создание математизированных теорий.

55. Специфика приложения в различных областях знания. Новые возможности применения математики, предполагаемые теорией категорий, теорией катастроф, теорией фракталов и др.

56. Проблема поисков адекватного математического аппарата для создания новых приложений.

57. Математическая гипотеза как метод развития физического знания. Математическое предвосхищение.

58. Границы, трудности и перспективы математизации гуманитарного знания.

59. ЭВМ и математическое моделирование. Математический эксперимент.

60. Математизация теоретического знания в современной науке.


Основная литература


1. История и философия науки (Философия науки). Учебное пособие/

С.Ю.Бельская, Н.П.Волкова, М.А.Иванов и др. Под ред. проф.

Ю.В.Конева, проф. М.Е. Моториной. М.: Альфа – М., ИНФРА – М, 2007.

2. Философия естественных наук/ Под ред. С.А.Лебедева. М.: Академ.

Проект. 2006.

3. В.П.Огородников. История и философия науки. Питер. 2011.

4. Философия/ Под ред. А.Ф.Зотова, В.В.Миронова, А.В.Разина. М. 2011.

5. В.С. Степин. История и философия науки. – М., 2012.

6. А.Л.Никифоров. Философия и история науки. – М., 2008.

7. История и философия науки. Под ред. А.С.Мамзина. Питер. 2008.


Дополнительная литература


1. Современные философские проблемы естественных, технических и

социально-гуманитарных наук. Философия науки/ Под ред.

В.В.Миронова. М.: Гардарики. 2006.

2. С.А.Лебедев. Философия науки. 2004.

3. В.П. Котенко. История и философия классической науки. М., 2004.


Автор программы – Темнюк Николай Александрович

кандидат философских наук, доцент


Программа рассмотрена на заседании кафедры философии и

культурологии протокол № 9 от 26 марта 2013 г.


(Рецензент – Повилайтис В.И., доктор философских наук, профессор)


Заведующий кафедрой

философии и культурологии Н.А.Темнюк


Программа рассмотрена и одобрена

на заседании ученого совета

факультета гуманитарной подготовки

от 26 марта 2013 г., протокол № 7.


Декан Ф Г П О.И.Архангельский

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Перечень вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по философским проблемам техники и технических наук iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по истории науки I

Перечень вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по философским проблемам техники и технических наук iconЗадачи выпускающих кафедр университета в подготовке аспирантов, докторантов и соискателей на этапе модернизации послевузовского образования. Докладчик: директор идпо вшу апк, проректор Г. М. Орлов
...

Перечень вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по философским проблемам техники и технических наук iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 02. 02 «Вирусология» по биологическим, медицинским, ветеринарным и сельскохозяйственным наукам
Отрасль наук: биологические, медицинские, ветеринарные и сельскохозяйственные науки

Перечень вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по философским проблемам техники и технических наук iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 00. 19- паразитология, биологические науки

Перечень вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по философским проблемам техники и технических наук iconПеречень международных, всероссийских и региональных научных и научно-технических совещаний, конференций, симпозиумов, съездов, семинаров и школ в области естественных и общественных наук на 2012 г

Перечень вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по философским проблемам техники и технических наук iconПравила этической экспертизы инициативных научных исследований методическое пособие для докторантов, аспирантов и соискателей ученых степеней Составитель

Перечень вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по философским проблемам техники и технических наук iconС. Г. Тер-Минасова Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов, аспирантов и соискателей по специальности «Лингвистика и межкультурная коммуникация»

Перечень вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по философским проблемам техники и технических наук iconПеречень вопросов для подготовки к вступительным испытаниям по дисциплине «Биология» на базе основного общего образования

Перечень вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по философским проблемам техники и технических наук iconМ. П. Бутылина // Достижения науки и техники апк. 2006. № С. 37-39

Перечень вопросов по «Истории и философии науки» для аспирантов и соискателей по подготовке к сдаче экзамена кандидатского минимума по философским проблемам техники и технических наук iconВконце статей дан небольшой перечень основных контрольных вопросов. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Ветеринария»

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU