Образовательная программа послевузовского профессионального образования (интернатура) icon

Образовательная программа послевузовского профессионального образования (интернатура)





НазваниеОбразовательная программа послевузовского профессионального образования (интернатура)
страница1/16
Дата конвертации02.06.2013
Размер3.89 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н.И. ПИРОГОВА

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Утверждено Ученым советом

РНИМУ им. Н.И. Пирогова

«13» февраля 2012 года

Протокол №6

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета послевузовского профессионального факультета

профессор _______________ О.Д. Мишнев

«__» _______________ 2012 г.


ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(интернатура)


Специальность

ПЕДИАТРИЯ


Москва

2012


Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура) утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 1476н.

Основная профессиональная образовательная программа послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием в интернатуре по специальности «Педиатрия» разработана с целью унификации подходов к послевузовскому профессиональному образованию врачей педиатров. Модернизация программы подготовки специалистов продиктована современным инновационным подходом к деятельности врача педиатра, в соответствии с требованиями, предъявляемыми государством, обществом и детским здравоохранением по поддержке и укреплению здоровья детей.

Настоящая программа одногодичной специализации в интернатуре подготовлена коллективом преподавателей педиатрического факультета и факультета усовершенствования врачей РНИМУ имени Н.И. Пирогова под общей редакцией член-корреспондента РАМН, профессора Н.В. Полуниной, профессора Т.В. Казюковой, профессора О.Л. Чугуновой.

Представленная учебная образовательная программа отражает опыт, накопленный сотрудниками кафедр педиатрического факультета и факультета усовершенствования врачей РНИМУ имени Н.И. Пирогова, осуществляющих послевузовскую подготовку врачей в интернатуре по специальности «Педиатрия».

Рецензенты (эксперты):

  • Заведующий кафедрой детских болезней Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Шабалов Николай Павлович

  • Заведующая кафедрой детских болезней ГОУ ВПО «Российский государственный Университет дружбы народов», доктор медицинских наук, профессор Кузьменко Лариса Григорьевна

  • Руководитель курса функциональной диагностики в педиатрии кафедры клинической функциональной диагностики ФУВ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздравсоцразвития России, доктор медицинских наук, профессор Савенкова Марина Сергеевна 1


Представленная образовательная программа рассмотрена и одобрена центральной методической комиссией по педиатрии «19» января 2012 года (протокол №3) и утверждена Ученым советом РНИМУ им. Н.И. Пирогова «13» февраля 2012 года (протокол №6).


В подготовке образовательной программы принимали участие преподаватели педиатрического и факультета усовершенствовании врачей РНИМУ им. Н.И. Пирогова:

И.о. ректора

Полунина Н.В.

член-корр. РАМН, д.м.н., профессор

Декан педиатрического факультета

Буслаева Г.Н.

д.м.н. профессор

Кафедра факультетской педиатрии №1

Намазова-Баранова Л.С.

член-корр. РАМН, д.м.н. профессор

зав. кафедрой




Казюкова Т.В.

д.м.н. профессор




Бекарова А.М.

к.м.н. доцент




Брашнина Н.П.

к.м.н. доцент




Высоцкая Т.А.

к.м.н. доцент




Гаджиалиева М.М.

к.м.н. доцент




Гуревич О.Е.

к.м.н. доцент




Дудина Т.А.

к.м.н. доцент




Трошина В.В.

к.м.н. доцент




Царегородцева Л.В.

к.м.н. доцент




Ярошевская О.И.

к.м.н. доцент










Кафедра госпитальной педиатрии №1

Шумилов П.В.

д.м.н. профессор, зав. кафедрой




Мухина Ю.Г.

д.м.н. профессор




Бельмер С.В.

д.м.н. профессор




Ильина А.Я.

д.м.н. профессор




Котлукова Н.П.

д.м.н. профессор




Чубарова А.И.

д.м.н. профессор




Чугунова О.Л.

д.м.н. профессор




Дубровская М.И.

д.м.н. доцент




Слабука Н.В.

к.м.н. ассистент










Кафедра пропедевтики детских болезней

Моисеев А.Б.

к.м.н. доцент, зав. кафедрой




Сафонов А.Б.

д.м.н. профессор




Кольбе О.Б.

к.м.н. доцент




Ларина Л.Е.

к.м.н. доцент




Плахута Т.Г.

к.м.н. доцент




Гуреев А.Н.

к.м.н. ассистент










Кафедра детских болезней л/ф

Паунова С.С.

д.м.н. профессор, зав. кафедрой




Темерина Е.А.

к.м.н. доцент










Кафедра поликлинической и неотложной педиатрии, скорой медицинской помощи

Блохин Б.М.

д.м.н. профессор, зав. кафедрой

Алдонина В.В.

к.м.н. доцент

Копылева О.Д.

к.м.н. доцент

Овчаренко Е.Ю.

к.м.н. доцент




Стешин В.М.

к.м.н. доцент




Гордиенко Г.И.

к.м.н. ассистент




Королев А.В.

к.м.н. ассистент




Родионова И.Е.

к.м.н. ассистент










Кафедра детских инфекций

Учайкин В.Ф.

академик РАМН, д.м.н. профессор, зав. кафедрой




Харламова Ф.С.

д.м.н. профессор




Молочкова О.В.

к.м.н. доцент




Чаплыгина Г.В.

к.м.н. доцент










Кафедра детской эндокринологии

Логачев М.Ф.

д.м.н. профессор, зав. кафедрой




Кармокова С.В.

к.м.н. ассистент










Кафедра фтизиатрии

Стаханов В.А.

д.м.н. профессор, зав. кафедрой




Богданова Е.В.

к.м.н. доцент




Киселевич О.К.

к.м.н. доцент










Кафедра педиатрии с инфекционными болезнями у детей ФУВ

Запруднов А.М.

д.м.н. профессор, зав. кафедрой

Харитонова Л.А.

д.м.н. профессор










Кафедра медико-социальных основ амбулаторной практики в педиатрии ФУВ

Яковлева Т.В.

д.м.н. профессор, зав. кафедрой

Иванова А.А.

к.м.н. доцент



СОДЕРЖАНИЕ





Стр.

1. Общие положения




1.1. Введение




1.2. Нормативные документы, являющиеся основой для ОП




1.3. Общая характеристика основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура)




1.3.1. Цель (миссия) ОП




1.3.2. Трудоёмкость ОП




1.3.3. Требования к поступающему в интернатуру




2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОП по специальности «Педиатрия»




2.1. Область профессиональной деятельности выпускника




2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника




2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника




3. Требования к результатам освоения ОП




4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ОП по специальности




4.1. Учебный план




4.2. Рабочие программы дисциплин (модулей)




4.3. Программа обучающего симуляционного курса




4.4. Программа практики




5. Условия реализации ОП подготовки специалиста




5.1. Кадровое обеспечение ОП по специальности




5.2. Средства на реализацию ОП




6. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ОП




6.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации




6.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ОП


















  1. Общие положения



1.1. Введение

Одногодичная специализация (интернатура) является формой послевузовской профессиональной подготовки вы­­пускников Российского научного исследовательского медицинского Университета, по окончании которой по специальности "Педиатрия", интернам присваивается квалификация врача-педиатра.

Для поступления в интернатуру по специальности "Педиатрия" будущему специалисту необходимо иметь высшее медицинское образование по специальности "Педиатрия" и квалификацию "врач-педиатр". Необходимо предоставить диплом о высшем медицинском образовании установленного государственного образца. Врачу, имеющему стаж работы по специальности "Педиатрия" и поступающему в интернатуру, необходимо представить документы о предше­ствовавшем медицинском образовании, стаже работы по специальности и квалификации специалиста.

Основной целью обучения в клинической интернатуре по специальности "Педиатрия" является подготовка квалифицированных специалистов широкого профиля для самостоятельной работы в должности врачей-педиатров городских и районных детских стационаров и педиатрических отделений детских поликлиник.

Подготовка интернов осуществляется квалифицированными специалистами – преподавателями кафедр педиатрического профиля (профессорами, доцентами, ассистентами, докторами и кандидатами медицинских наук), имеющими большой опыт педагогической и лечебной работы, под руковод­ством заведующего кафедрой и сотрудника, ответственного за подготовку интернов.

1.2. Нормативные документы, являющиеся основой для образовательной программы

Основная профессиональная образовательная программа (ОП) послевузовского профессионального образования (интернатура), реализуемая в ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова по специальности "Педиатрия", представлена комплектом учебно-методических документов, определяющих содержание и методы реализации процесса обучения. Данный комплект документов разработан на основе Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре послевузовского профессионального образования (интернатура) по специальности "Педиатрия" с учетом требований рынка труда, и утвержден Ученым советом Университета. В основу подготовки данной ОП положены рекомендации ЦМК по педиатрии нашего вуза и примерная основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования (интернатура) в части структуры, соотношения разделов и трудоёмкости, необходимой для освоения различных разделов ОП.

Образовательная программа регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по специальности "Педиатрия".

Нормативно-правовую базу разработки ОП составляют:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1 с последующими редакциями);

  • Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ с последующими редакциями);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71 (далее - Типовое положение о вузе);

  • Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура), утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 декабря 2011 г. № 1476н;

  • Номенклатура специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 № 210н;

  • Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н;

  • Устав ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздравсоцразвития России;

  • Положение об интернатуре;

  • Примерная основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования (ПОП) по специальности «Педиатрия», утвержденная Ученым советом РНИМУ имени Н.И. Пирогова 13.02.2012 года.



1.3. Общая характеристика основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура)

1.3.1. Цель (миссия) ОП:

Качественная подготовка врачей-педиатров в соответствии с ФГТ и квалификационной характеристикой для формирования у выпускников компетенций, позволяющих оказывать пациентам квалифицированную помощь; формирование готовности и способности к профессиональному, личностному и культурному самосовершенствованию, стремления к постоянному повышению своей квалификации, внедрению в практику здравоохранения инновационных технологий, а также воспитания у молодых специалистов личностных качеств интеллигента и гуманиста, позволяющих осуществлять социальное служение людям, обществу в целом.

1.3.2. Трудоёмкость ОП

Трудоемкость ОП послевузовского профессионального образования в интернатуре (общий объем подготовки) составляет 72 зачетные единицы. Одна зачетная единица (ЗЕТ) соответствует 36 академическим часам продолжительностью 45 мин. Максимальный объем учебной нагрузки интерна, включающий все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, составляет 54 академических часа в неделю.

1.3.3. Требования к поступающему в интернатуру

Для поступления в интернатуру по специальности "Педиатрия" будущему специалисту необходимо иметь высшее медицинское образование по специальности "Педиатрия" и квалификацию "врач-педиатр". Необходимо предоставить диплом о высшем медицинском образовании установленного государственного образца. Врачу, имеющему стаж работы по специальности "Педиатрия" и поступающему в интернатуру, необходимо представить документы о предше­ствовавшем медицинском образовании, стаже работы по специальности и квалификации специалиста. В исключительных случаях к обучению по специальности "Педиатрия" могут быть зачислены лица, имеющие документ о высшем профессиональном образовании государственного образца по специальности "Лечебное дело".


2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника образовательной программы по специальности "Педиатрия"


2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности специалистов врачей-педиатров включает совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на сохранение и улучшение здоровья детского населения путем обеспечения надлежащего качества и объема оказания медицинской помощи (лечебной, профилактической, консультативной, медико-социальной) и диспансерного наблюдения.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности специалистов врачей педиатров являются: дети и подростки (в возрасте от 0 до 18 лет), а также области науки и техники, применимые в здравоохранении, которые включают совокупность технологий, средств, способов оказания надлежащего объема медицинской помощи.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

Специалист (врач-педиатр) по специальности "Педиатрия" готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • профилактическая;

  • диагностическая;

  • лечебная;

  • реабилитационная;

  • психолого-педагогическая;

  • организационно-управленческая;

  • научно-исследовательская.

После успешного окончания обучения выпускник, освоивший ОП интернатуры по специальности "Педиатрия", получает удостоверение об окончании интернатуры и сертификат специалиста по специальности "Педиатрия".



  1. Требования к результатам освоения образовательной программы



3.1. Должностные обязанности врача по специальности "Педиатрия"

В соответствии с Квалификационными характеристиками должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н, специалист врач-педиатр:

Оценивает физическое и нервно-психическое развитие, школьную зрелость. Рассчитывает содержание и калорийность основных ингредиентов пищи в суточном рационе ребенка любого возраста. Оценивает детей по принадлежности к группам здоровья, дает рекомендации по воспитанию и вскармливанию, выделяет детей группы риска. Получает информацию о здоровом и больном ребенке. Выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценке состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Организует и проводит противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции. Оформляет и отправляет в учреждение Роспотребнадзора экстренное извещение при выявлении инфекционного заболевания. В установленном порядке повышает профессиональную квалификацию. Организует и контролирует работу среднего медицинского персонала. Ведет необходимую медицинскую документацию. Составляет план своей работы, отчет о работе педиатрического участка (отделения) за год и проводит анализ этой работы. Проводит анализ детской смертности на участке, анализ эффективности диспансеризации. Организует стационар на дому. Осуществляет пропаганду здорового образа жизни и профилактику заболеваний. Организует и проводит иммунопрофилактику у детей. Разрабатывает и выполняет индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов.


3.2. Выпускник, освоивший ОП интернатуры по специальности "Педиатрия", на основании Квалификационных характеристик должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденных приказом Минздравсоцразвития от 23.07.2010 № 541н должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения;

  • общие вопросы организации педиатрической помощи в Российской Федерации и работы больнично-поликлинических учреждений, родильного дома, детских дошкольных учреждений, школы, дома ребенка, детского дома, детского санатория, пункта неотложной помощи, станции скорой медицинской помощи и др. учреждений, связанных с обслуживанием детей;

  • правила выдачи справок и листков нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в соответствии с действующей инструкцией;

  • принципы диспансеризации здоровых детей и подростков, распределения детей по группам здоровья и группам "риска"; вопросы диспансеризации больных детей и профилактики хронических форм заболеваний;

  • вопросы организации и задачи гигиенического обучения и воспитания детей; вопросы санпросвет работы с родителями и детьми; санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия по охране здоровья детей; противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;

  • анатомо-физиологические особенности организма плода и ребенка; взаимосвязь функциональных систем организма и их регуляцию; физиологическое развитие детей в различные возрастные периоды; принципы рационального (сбалансированного) вскармливания и питания детей; основные вопросы патофизиологии, биохимии, иммунологии, генетики и других общемедицинских проблем;

  • показатели гомеостаза в норме и патологии; основы водно-электролитного обмена и кислотно-щелочного баланса, а также возможные типы их нарушений и принципы коррекции; физиологию и патофизиологию системы кроветворения; кровообращения, дыхания, пищеварения, мочевыделения и др.;

  • современные методы клинической и параклинической диагностики основных нозологических форм и патологических состояний; современную классификацию, клиническую симптоматику основных заболеваний и пограничных состояний детского возраста, этиологию и патогенез соматических и инфекционных заболеваний; современные методы терапии основных соматических и инфекционных заболеваний;

  • основы фармакотерапии детского возраста; механизм действия основных групп лекарственных веществ; показания и противопоказания к их применению; осложнения, вызванные их применением;

  • диетотерапию при различных видах патологии; основы фитотерапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля в детском возрасте;

  • принципы организации проведения интенсивной терапии и реанимации в амбулаторных условиях и в стационаре;

  • вопросы реабилитации и диспансерного наблюдения при различных заболеваниях; санаторно-курортное лечение; принципы организации медицинской службы гражданской обороны;

  • формы планирования и отчетности своей работы; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности; санитарные правила и нормы функционирования учреждения здравоохранения.



4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ОП по специальности "Педиатрия"


Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования (интернатура) включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практики, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Структура ОП и трудоемкость её разделов:

Основные структурные разделы ОП

Трудоёмкость, в зачетных единицах

ОД.И.00 Обязательные дисциплины

24 ЗЕТ




ОД.И.01 Специальные дисциплины

16 ЗЕТ




ОД.И.02 Смежные дисциплины

3 ЗЕТ




ОД.И.03 Фундаментальные дисциплины

3 ЗЕТ




ОД.И.04 Дисциплины по выбору интерна

2 ЗЕТ

ОСК.И.00 Обучающий симуляционный курс

2 ЗЕТ

П.И.00 Практика

45 ЗЕТ

ИГА.И.00 Итоговая государственная аттестация

1 ЗЕТ




ИГА.И.01 Выпускной экзамен по специальности




Реализация ОП предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, таких как:

  • компьютерные симуляции;

  • деловые и ролевые игры;

  • разбор конкретных наиболее типичных клинических ситуаций;

  • психологические и иные тренинги.



Активные (и интерактивные) формы занятий должны планомерно и методично сочетаться с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В рамках обучения интернов и освоения ОП (во время учебных циклов) предусматриваются встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций. Организуются мастер-классы ведущих экспертов и специалистов (в том числе в виде телемостов и телеконференций), что позволяет молодым специалистам повысить свои профессиональные знания и умения.

4.1. Методические рекомендации по преподаванию основной дисциплины по специальности "Педиатрия"

В данном разделе определены основные условия, которые должны быть обеспечены коллективом кафедры и смежными кафедрами педиатрического профиля для успешного освоения интерном всего материала настоящей образовательной программы по специальности "Педиатрия".

  1. Реализация подготовки специалиста с высшим медицинским образованием, в соответствии с пунктом 5 макета, обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое высшее медицинское образование и опыт работы 5 и более лет по специальности "Педиатрия", систематически занимающихся научно-педагогической деятельностью и имеющими ученую степень (не менее 20% из них ― доктора медицинских наук), а также опыт работы по специальности, т.е. штатными преподавателями кафедры. В исключительных случаях к преподаванию отдельных «узких» практических и технических вопросов специальности (например, эхокардиография, нейросонография, функциональная диагностика, лабораторный тесты и др.) могут при­влекаться специалисты клинической базы, углубленно занимающиеся данными вопросами на протяжении не менее 5 лет.

  2. Краеугольным камнем обучения в интернатуре традиционно является практическая работа с пациентами. Именно на основе практической работы интерн – при содействии сотрудников кафедры и при индивидуальной работе с рекомендуемой медицинской литературой (см. раздел "Список обязательной и рекомендуемой литературы") – систематизирует и углубляет полученные в вузе теоретические знания, формирует определенный стереотип (алгоритм) мыслительных и практических клинических навыков.

  3. Реализация Программы подготовки в клинической интернатуре на кафедре обеспечи­вается доступом каждого обучаемого к библиотечным фондам и базам данных по специаль­ности "Педиатрия". При этом обеспеченность каждого обучаемого обязательной литературой по специальности "Педиатрия" за счет библиотечных фондов РНИМУ, Центральной медицинской библиотеки г. Москвы (ЦНМБ) составляет не менее 100 единиц, а за счет архивов кафедральных коллективов (методические разработки, архивные истории болезни и др.) – не менее 1 экземпляра в расчете на 1 обучаемого интерна.

  4. Теоретическая подготовка интерна слагается из различных компонентов:

  • теоретические занятия (семинары, лекции), проводимые специ­ально для клинических интернов сотрудниками кафедры; при этом предусматривается активное участие самих интернов в семинарах: подготовка презентаций, разбор клинических случаев, реферативные доклады, подготовка литературных обзоров и др.;

  • внеаудиторная работа – самостоятельное изучение учебников, монографий, публикаций в медицинских периодических изданиях, содержащих современные представления об этиологии, патогенезе, клинике, диагностике, дифференциальной диагностике и лечении по специальности "Педиатрия";

  • углубление теоретических знаний по дифференциальной диагностике на основе ана­лиза практических клинических ситуаций у курируемых пациентов (совместно с ответствен­ным сотрудником кафедры);

  • участие в работе электива (по выбору интерна) по углубленному изучению одного из узких аспектов спе­циальности "Педиатрия";

  • участие в работе общебольничных врачебных тематических конференций, клинико-анатомических конференций, клинических обходах в различных отделениях;

  • посещение заседаний городских научно-практических обществ, конференций, симпозиумов педиатрического профиля;

  • посещение лекционных курсов по организации здравоохранения и общественному здоровью, фундаментальным дисциплинам, детской онкологии (по плану деканата интернатуры) с отрывом от основного места обучения.

  1. Практическая работа интерна проводится в различных отделениях педиатрического стационара и детской поликлиники на клинических базах кафедры, под непосредственным руководством сотрудника кафедры, курирующего работу данного отделения, и заве­дующего отделением. По смежным специальностям обучение осуществляется на базах соответствующих кафедр. Практическая работа интерна в отделениях складывается из следующих видов деятельности:

  • ежедневно в условиях стационара курирует от 2 до 5 пациентов с различной соматической (инфекционной) патологией, амбулаторно в условиях детской поликлиники осматривает до 5-8 пациентов, осуществляет осмотр больных детей на дому совместно с участковым врачом;

  • участвует в клинических обходах сотрудников кафедры и заведующего отделением, докладывает курируемых больных;

  • дежурит в стационаре в составе бригады врачей (не менее 3-х ночных дежурств в 2 месяца, за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством);

  • присутствует на аутопсиях;

  • участвует в проведении диагностических манипуляций и исследований.

  1. На каждого клинического интерна, согласно ОП, составляется индивиду­альный план, в создании которого принимают участие заведующий кафедрой и преподаватель, ответственный за подготовку интернов на кафедре. Руководитель интернов формирует группы прохождения специализации с уче­том типового плана и составляет общий график прохождения интернатуры.

  2. В административном отношении интерны подчиняются руководству кафедры. Вместе с тем, при осуществлении функций врача во время прохождения интернатуры молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими в отделении.

  3. Индивидуальным планом предусматривается сдача интернами зачётов:

  • по основным разделам педиатрии и смежным дисциплинам (модулям) в соответствии с учебным планом ОП;

  • "входящего" зачета с целью оценки базисного уровня знаний по специальности "Педиатрия" – в виде решения 100 тестовых заданий и проводится ответственным преподавателем кафедры в течение первого месяца зачисления в интернатуру;

  • "рубежного" зачета с целью оценки уровня освоения основной дисциплины ОП, который проводится через 5-6 месяцев обучения – в форме решения ситуационных клинических задач по пройденным разделам и/или собеседования. Рубежный зачет проводится руководителем интернов (может проводиться комиссионно, с привлечением заведующих отделениями, других преподавателей кафедры).

  1. По окончании клинической интернатуры проводится итоговый межкафедральный квалификационный сертификационный экзамен, который принимает специально созданная комиссия. Экзамен состоит из теоретической и практиче­ской частей:

  • первый этап проводится по тестам программированного контроля (см. специальный сборник "Тестовые задания для самоподготовки, контроля и проверки знаний интернов по специальности "Педиатрия". М.: РГМУ, 2011: 56 с.);

  • вторая часть экзамена заключается в подтверждении выпускником практических навыков и умений по всем пройденным специальностям и собеседовании по теоретическим вопросам, объем которого охватывает все разделы (модули) образовательной программы подготовки специалиста в интернатуре по специальности "Педиатрия". С этой целью используются клинические ситуационные задачи (см. специальный сборник "Клинические ситуационные задачи для самоподготовки, контроля и проверки знаний интернов по специальности "Педиатрия". М.: РГМУ, 2011: 106 с.).

4.2. Типовой учебный план обучения в клинической интернатуре по специальности "Педиатрия" с учетом трудоемкости освоения в учебных часах (2592 часа) и зачетных единицах (72 ЗЕТ) (см. отдельный лист – в программе GosInsp10.69.11)


Индекс

Наименование разделов и дисциплин (модулей)

Трудоемкость

В том числе

Форма

аттестации

в ЗЕТ

в учебных часах

аудиторная нагрузка

СР2

ОД.И.00

Обязательные дисциплины

20

720

456

264




ОД.И.01

Специальные дисциплины

12

576

432

144




ОД.И.01.01

Неонатология

2

72

48

24

зачет

ОД.И.01.02

Физиология и патология раннего возраста

1

36

24

12

зачет

ОД.И.01.03

Пульмонология

1

36

24

12

зачет

ОД.И.01.04

Болезни органов кровообращения

2

72

48

12

зачет

ОД.И.01.05

Гастроэнтерология

1

36

24

12

зачет

ОД.И.01.06

Нефрология

1

36

24

12

зачет

ОД.И.01.07

Поликлиническая педиатрия. Неотложная и скорая помощь

2

72

48

24

зачет

ОД.И.01.08

Детские инфекции

2

72







зачет

ОД.И.02

Смежные дисциплины

3

108

72

36




ОД.И.02.01

Фтизиопульмонология

1

36

24

12

зачет

ОД.И.02.02

Детская онкология

2

72

54

18

зачет

ОД.И.03

Фундаментальные дисциплины

3

108

72

36




ОД.И.03.01

Организация здравоохранения и общественное здоровье

2

72

48

24

зачет

ОД.И.03.02

Клиническая фармакология

1

36

24

12

зачет

ОД.И.04

Дисциплины по выбору интерна

2

72

48

24

зачет

ОД.И.04.01

Диетология
















ОД.И.04.02

Вакцинопрофилактика
















ОД.И.04.03

Актуальные вопросы педиатрии
















ФД.И.00

Факультативные дисциплины

4

144

118

26




ФД.И.01

Эндокринология

2

72

58

14

зачет

ФД.И.02

Реабилитология

2

72

60

12

зачет

ОСК.И.00

Обучающий симуляционный курс

2

72

48

24

зачет

П.И.00

Практика

45

1620










П.И.01

Подготовка в стационаре

30

1080







зачет

П.И.02

Подготовка в детской поликлинике

15

540







зачет

ИГА.И.00

Итоговая государственная аттестация

1

36

12

24




ИГА.И.01

Выпускной экзамен по специальности

1

36

12

24




Общий объем подготовки

72

2592

1716

876






МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н.И. ПИРОГОВА

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Утверждено Ученым советом

РНИМУ им. Н.И. Пирогова

«13» февраля 2012 года

Протокол №6

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета послевузовского профессионального факультета

профессор _______________ О.Д. Мишнев

«__» _______________ 2012 г.


ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(интернатура)


Специальность

ПЕДИАТРИЯ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Москва

2012

Рабочая программа дисциплины обучения в клинической интернатуре по специальности "Педиатрия"


1. Пояснительная записка

Рабочая программа дисциплины по специальности "Педиатрия" разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура), с учётом рекомендаций примерной основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура) по специальности "Педиатрия".

2. Цель и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины является формирование и развитие у выпускников клинической интернатуры по специальности "Педиатрия" компетенций, направленных на восстановление и улучшение здоровья детей и подростков путем надлежащего качества оказания квалифицированной педиатрической помощи; формирование готовности и способности к профессиональному самосовершенствованию, развитию гуманистических основ личности.

Задачами освоения дисциплины являются:

  • Закрепить полученные ранее знания по этиологии, патогенезу и диагностике клинических проявлений различных, в том числе редко встречающихся, заболеваний у детей и подростков; показать особенности современного течения отдельных патологических состояний в детском возрасте, а также возможности и достижения в области диагностических методов.

  • Сформировать навыки клинического мышления.

  • Научить интернов обосновывать назначение лечебных, диагностических, профилактических мероприятий, в соответствии с существующими стандартами оказания медицинской помощи детям и подросткам, с учетом индивидуальных особенностей и коморбидных состояний того или иного пациента, основываясь на принципах доказательной медицины.

  • Научить прогнозированию развития осложнений и неотложных состояний при заболеваниях у детей в разные возрастные периоды.

  • Сформировать практические навыки и опыт оказания неотложной помощи и проведения реанимационных мероприятий у детей и взрослых пациентов.

  • Обучить клинических интернов методике формирования у детей, подростков, членов их семей и будущих родителей позитивного медицинского поведения, направленного на повышение уровня собственного здоровья и формирование здорового образа жизни;

  • Обучить клинических интернов методам профилактики заболеваний среди детей и подростков и реабилитационным мероприятиям при хронической патологии, в случаях инвалидности.

  • Обучить клинических интернов осуществлению своей деятельности с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдению правил врачебной этики и деонтологии.

  • Научить интернов не только получать, но также анализировать и правильно интерпретировать научно-медицинскую информацию с целью совершенствования своей профессиональной деятельности, повышения уровня знаний и врачебной квалификации.

  • Обучить клинических интернов ведению учетно-отчетной документации в медицинских учреждениях педиатрического профиля.



3. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Данная дисциплина относится к разделу Обязательные дисциплины ОД.И.00 основной образовательной Программы и включает несколько подразделов (модулей), перечисленных в рубрике ОД.И.01. Специальные дисциплины.

Клиническая интернатура по специальности "Педиатрия" является формой подготовки выпускника медицинского вуза для получения права на самостоятельную врачебную деятельность. За время обучения в клинической интернатуре врач приобретает и совершенствует навыки современной диагностики и лечения заболеваний и патологических состояний у больных детей и подростков, оказания неотложной помощи при экстренных состояниях.

Помимо практической клинической деятельности, в работу интерна входит знакомство с медицинской техникой, овладение функциональными методиками обследования детей различного возраста и оценкой полученных результатов. Клинический интерн изучает показания к использованию эндоскопических и эхографических методов исследования у детей, компьютерной и магнитно-резонансной томографии.

За время прохождения клинической интернатуры врач-педиатр систематически совершенствует свои знания, изучая монографии и периодические медицинские издания, работая с информационными системами в интернете. Интерн углубляет клиническое мышление, знания в области современных проблем медицины и здравоохранения, особенно в аспекте научных проблем, разрабатываемых на кафедре, где проходит его обучение.

Интерн посещает лекции и семинарские занятия, готовит реферативные сообщения и тематические обзоры литературы, участвует в обходах профессоров и доцентов кафедры, заведующих отделениями, принимает участие в научно-практических и клинико-анатомических конференциях.

Данная дисциплина – это этап изучения основных заболеваний детского и подросткового возраста по принципу распределения патологии по периодам детства и органной патологии. За время обучения интерны должны усовершенствовать свои знания и приобретенные компетенции по изученным разделам педиатрии, ознакомиться с наиболее типичными и редкими заболеваниями и синдромами, патологическими состояниями. Программа построена по типу внутридисциплинарного модульного обучения. Выделяются 3 основных модуля: неонатология, патология детей раннего возраста и патология детей старшего возраста.

В интернатуре врач получает навыки углубленного клинического исследования и может принять участие в научных разработках (написание обзоров литературы, составление рефератов с анализом клинического материала, описание отдельных, сложных в диагностическом отношении, пациентов, изучение новых методик обследования и лечения больных и др.). Результаты такой работы могут быть заслушаны обсуждены на семинарских занятиях, научных конференциях кафедры, клинико-анатомических и научно-практических конференциях, во время клинических обходов. Наиболее способные интерны, проявившие интерес к научно-исследовательской работе или внедрению научно-практических разработок, могут быть рекомендованы для поступления в клиническую ординатуру для совершенствования профессиональной подготовки.

Клинические интерны по специальности "Педиатрия" проходят обучение в отделениях стационара и поликлиники.

В процессе изучения дисциплины "Педиатрия" расширяются знания, навыки и компетенции, полученные выпускником при обучении в вузе, для успешной профессиональной деятельности врача-педиатра. Однако для успешного освоения данной дисциплины претендент к обучению в интернатуре должен владеть определенными знаниями и умениями, иметь мотивированную доминанту к обучению и получению сертификата специалиста врача-педиатра, что выявляется в ходе "входного" зачета.

А. Требования к «входным» знаниям, умениям и готовности обучающегося, которые необходимы для освоения данной дисциплины, и приобретенными ими в результате освоения предшествующих дисциплин (модулей):

  • Знать закономерности развития ребенка в онтогенезе.

  • Знать анатомо-физиологические особенности систем и органов детей в возрастном аспекте; методики обследования детей различного возраста и подростков.

  • Знать морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения;

  • Знать этиологию, патогенез, диагностику, клиническую картину, особенности течения, возможные осложнения, профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний у новорожденных, детей и подростков.

  • Знать особенности применения этиотропных и патогенетических медикаментозных средств лечении больных детей и подростков.

  • Уметь собрать анамнез жизни и болезни, провести объективное исследование ребенка или подростка.

  • Уметь поставить клинический диагноз и провести дифференциальную диагностику при заболеваниях в детском возрасте.

  • Уметь назначить дополнительное обследование и лечение наиболее часто встречающих заболеваний у детей и подростков.

  • Уметь своевременно прогнозировать развитие возможных осложнений в течение заболеваний и патологических состояний у детей и подростков.

  • Уметь провести комплекс реанимационных мероприятий при угрожающих жизни состояниях в детской практике.

Б. Перечень дисциплин, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее:

  • Детская хирургия

  • Неонатология

  • Фтизиатрия

  • Анестезиология и реаниматология

  • Оториноларингология

  • Инфекционные болезни

  • Дерматовенерология

  • Акушерство и гинекология



4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 20 зачетных единиц, 720 академических часов.


5. Результаты обучения

В результате освоения дисциплины "Педиатрия" обучающийся интерн должен:

Знать:

  1. Основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

  2. Общие вопросы организации педиатрической помощи и работы учреждений, связанных с обслуживанием детей;

  3. Правила выдачи справок и листов нетрудоспособности по уходу за больным ребенком;

  4. Принципы диспансеризации здоровых детей, распределение по группам здоровья, выделение групп риска;

  5. Принципы диспансеризации больных детей, профилактики хронических заболеваний;

  6. Вопросы гигиенического обучения детей, вопросы санпросвет работы;

  7. Противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;

  8. Анатомо-физиологические особенности плода и ребенка, физиологическое развитие детей в различные возрастные периоды;

  9. Принципы рационального вскармливания и питания детей;

  10. Основные вопросы патофизиологии, биохимии, иммунологии, генетики и других общемедицинских проблем;

  11. Показатели гомеостаза, основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочного баланса;

  12. Физиологию и патофизиологию основных систем организма;

  13. Современные методы диагностики основных нозологических форм;

  14. Современную классификацию, этиологию, патогенез, симптоматику основных соматических и инфекционных заболеваний;

  15. Современные методы терапии основных соматических и инфекционных заболеваний;

  16. Основы фармакотерапии детского возраста, показания и противопоказания к применению лекарственных веществ, осложнения при их применении;

  17. Диетотерапию при различной патологии;

  18. Основы фитотерапии, физиотерапии, ЛФК и врачебного контроля в детском возрасте;

  19. Принципы организации и проведения интенсивной терапии и реанимации;

  20. Вопросы реабилитации и диспансерного наблюдения, санаторно-курортного лечения;

  21. Принципы организации медицинской службы гражданской обороны;

  22. Формы планирования и отчетности.


Уметь:

  1. Собрать и анализировать генеалогический, перинатальный анамнез, анамнез жизни и заболевания.

  2. Выбрать факторы риска возникновения заболевания.

  3. Провести полное клиническое обследование ребенка. Сформулировать предварительный диагноз.

  4. Своевременно определить синдромы, требующие оказания неотложной помощи.

  5. Назначить необходимые лабораторные и инструментальные исследования, дать оценку их результатов.

  6. Решить вопрос о необходимости дополнительных специальных исследований и консультаций специалистов.

  7. В комплексе оценить результаты анамнеза, клинических, инструментальных и функциональных исследований, заключений специалистов.

  8. Поставить клинический диагноз в соответствии с международной классификацией заболеваний.

  9. Назначить лечение, контролировать его результаты, проводить коррекцию. Установить объём помощи при неотложных состояниях и последовательность её оказания.

  10. Провести реабилитационные мероприятия с проведением традиционных и нетрадиционных методов.

  11. Провести диспансеризацию здоровых детей различного возраста, обеспечить их дифференцированное наблюдение (с учетом факторов риска возникновения заболевания).

  12. Проводить диспансеризацию больных детей с учетом выявленной патологии, факторов риска возникновения осложнений и новых заболеваний, хронизации и возможности инвалидизации.

  13. Планировать проведение профилактических прививок состоящим под наблюдением детям.

  14. Проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции.

  15. Определить показания к госпитализации больных детей (экстренной, плановой), направить на госпитализацию.

  16. Правильно оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Оценить школьную зрелость.

  17. Провести комплексную оценку состояния здоровья ребенка. Владеть методами пропаганды здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

  18. Вести медицинскую документацию, применяемую в лечебно-профилактическом учреждении; анализировать свою работу, составлять по ней отчеты.

  19. Уметь пользоваться необходимой медицинской аппаратурой.


Владеть:


  1. Принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

  2. Методикой оценки результатов лабораторных и специальных методов исследования (морфологических, биохимических, иммунологических, серологические показатели крови, мочи, мокроты, кала, спинномозговой жидкости, показателей коагулограммы, кислотно-основного состояния);

  3. Трактовкой результатов функционального обследования органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, печени, почек, центральной и вегетативной нервной системы, других органов и систем организма;

  4. Методикой расчета питания по основным ингредиентам у здоровых детей и при хронических расстройствах питания;

  5. Определением группы здоровья у детей в возрастном аспекте;

  6. Назначением лечебных мероприятий при различных заболеваниях и патологических состояниях у детей, в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи при соответствующей патологии;

  7. Проведением экстренных противоэпидемиологических мероприятий в инфекционном очаге при чрезвычайных ситуациях.

  8. Оформлением и направлением в учреждение Роспотребнадзора экстренных извещений при выявлении инфекционного заболевания;

  9. Определением показаний к госпитализации ребенка или подростка и её организацией;

  10. Методикой определения степени нарушения гомеостаза у больного ребенка и применением мер для его нормализации;

  11. Правилами организации «стационара на дому»;

  12. Ведением необходимой медицинской документации, составлением планов, отчетов и проведением анализа своей работы.


6. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы.

В процессе реализации ОП используется широкий спектр образовательных технологий, среди которых:

    • лекция-визуализация,

    • проблемная лекция,

    • семинарское занятие,

    • клиническое практическое занятие,

    • мастер-класс специалистов по отдельным направлениям педиатрии,

    • посещение врачебных конференций, консилиумов,

    • деловые и ролевые учебные игры,

    • просмотр видеофильмов и мультимедийных презентаций,

    • разбор клинических случаев,

    • тренинги,

    • занятие с использованием тренажеров, имитаторов,

    • компьютерная симуляция,

    • использование обучающих компьютерных программ,

    • участие в научно-практических конференциях, консилиумах, симпозиумах,

    • проведение конференций-обзоров литературы по актуальным вопросам педиатрии,

    • встречи с работодателями (главными врачами детских стационаров и поликлиник, общественными и государственными деятелями, представителями фармацевтических компаний и др.),

    • учебно-исследовательская работа обучающихся интернов,

    • создание информационных бюллетеней (санпросвет работа),

    • проведение бесед с детьми, подростками и их родителями в педиатрическом стационаре, на амбулаторном приеме, при домашнем посещении,

    • подготовка рефератов,

    • тестирование,

    • оценка освоения практических навыков,

    • решение ситуационных задач.


7. Элементы, входящие в самостоятельную (внеаудиторную) работу интерна:

  • подготовка к семинарам и клиническим практическим занятиям;

  • подготовка к «входному» и «рубежному» зачету;

  • подготовка тематических литературных обзоров, рефератов, кратких литературных справок, презентаций для выступлений на конференциях, семинарах, во время клинических обходов;

  • разработка бесед с детьми и их родителями;

  • работа с Интернет-ресурсами;

  • работа с отечественной и зарубежной литературой;

  • работа с компьютерными кафедральными программами;

  • создание информационных бюллетеней;

  • ночное (вечернее) дежурство по стационару совместно с врачом и подготовкой отчетов;

  • участие в научно-исследовательской работе по тематике кафедры;

  • освоение клинических разделов:

  1. детская офтальмология,

  2. детская оториноларингология.



8. Формы промежуточной аттестации интернов по освоению основной образовательной программы по специальности "Педиатрия"

По окончании изучения каждой темы того или иного раздела (модуля) специальной дисциплины "Педиатрия" интерны сдают текущий зачет в форме собеседования. После завершения освоения раздела (модуля) проводится рубежный зачет в форме решения 100 вопросов тестовых заданий и собеседования с учетом практической клинической работы, написания реферата или литературного обзора по предложенным темам, касающимся данного раздела ОП, может. Зачет принимает преподаватель кафедры (или комиссия из нескольких преподавателей) совместно с заведующим отделением. Рубежный зачет по изученному разделу может проводиться в форме:

1) решения 100 вопросов тестовых заданий (см. сборник "Тестовые задания для самоподготовки, контроля и проверки знаний интернов по специальности "Педиатрия". М.: РГМУ, 2011: 56 с.);

2) собеседования по конкретным контрольным вопросам (не менее 10 вопросов);

3) решения 3-4 клинических ситуационных задач по пройденным разделам ОП.

В каких-то чрезвычайных ситуациях (например, прохождение интернатуры по дисциплине врачами общей практики и специалистами – терапевтами) допускается использование всего арсенала аттестационных технологий.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Н.И. ПИРОГОВА

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Утверждено Ученым советом

РНИМУ им. Н.И. Пирогова

«13» февраля 2012 года

Протокол №6

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета послевузовского профессионального факультета

профессор _______________ О.Д. Мишнев

«__» _______________ 2012 г.


ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(интернатура)


Специальность

ПЕДИАТРИЯ


РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН

(МОДУЛЕЙ)


Москва

2012

Рабочие программы дисциплин (модулей) основной образовательной программы в интернатуре по специальности "Педиатрия"

Рабочие программы дисциплин (модулей), запланированных к освоению интернами в рамках ОП, разработаны в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура). При разработке настоящей Программы нами были также учтены рекомендации по составлению примерной основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура) по специальности "Педиатрия", утвержденные Центральной методической комиссией по педиатрии и Ученым Советом РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

1. Содержание дисциплины

Как указывалось выше, настоящая образовательная Программа построена по типу внутридисциплинарного модульного обучения, в которой выделяют 3 основных модуля: неонатология, патология и физиология детей раннего возраста, патология и физиология детей старшего возраста, внутри которых выделяются подразделы, соответствующие возрастной и органной патологии.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Образовательная программа послевузовского профессионального образования (интернатура) iconОсновная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности

Образовательная программа послевузовского профессионального образования (интернатура) iconОсновная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности №

Образовательная программа послевузовского профессионального образования (интернатура) iconОбразовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности анестезиология-реаниматология ординатура

Образовательная программа послевузовского профессионального образования (интернатура) iconПрограмма кандидатского экзамена по специальной дисциплине послевузовского профессионального образования (аспирантура)
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская...

Образовательная программа послевузовского профессионального образования (интернатура) iconПрограмма среднего профессионального образования по специальности 111801 Ветеринария Квалификация Ветеринарный фельдшер вид подготовки базовая форма подготовки очная
Основная профессиональная образовательная программа профессионального образования по специальности 111801 Ветеринария (базовый уровень...

Образовательная программа послевузовского профессионального образования (интернатура) iconПрограмма кандидатского экзамена по специальной дисциплине послевузовского профессионального образования (аспирантура)

Образовательная программа послевузовского профессионального образования (интернатура) iconПрофессиональная образовательная программа высшего профессионального образования требования

Образовательная программа послевузовского профессионального образования (интернатура) iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки

Образовательная программа послевузовского профессионального образования (интернатура) iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки

Образовательная программа послевузовского профессионального образования (интернатура) iconРабочая программа дисциплины «Гомеопатия» основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) по специальности

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU