«Технология организации и проведения профконсультаций со старшеклассниками» icon

«Технология организации и проведения профконсультаций со старшеклассниками»





Название«Технология организации и проведения профконсультаций со старшеклассниками»
страница1/3
Дата конвертации02.06.2013
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3



Утверждаю

Директор ГОУ ДПО ЦПК

«Ресурсный центр»

______________О.И.Парфенова

11.11.2011 г.


ОТЧЕТ

о результатах проведения дистанционного учебного курса для консультантов педагогического сопровождения профильной подготовки образовательных учреждений Поволжского управления по теме «Технология организации и проведения профконсультаций со старшеклассниками»


В соответствии с Государственным заданием Ресурсному центру на 2011 г., в период с 03.10.11 г. по 28.10.11 г. осуществлялась курсовая подготовка консультантов педагогического сопровождений профильной подготовки общеобразовательных учреждений Поволжского управления по теме «Технология организации и проведения профконсультаций со старшеклассниками». Реализация учебной программы предполагала обучение педагогов различным способам создания совместного продукта образовательного взаимодействия участников посредством групповых и индивидуальных профессиональных консультаций, выступающих пространством предъявления, оценки и присвоения реального социального опыта через активное участие в межличностных ситуациях совместной учебно-профессиональной деятельности. Учитывая потребность педагогических кадров в учебно-методическом обеспечении профильного обучения, участникам курсов были представлены методические материалы и психодиагностический инструментарий для работы с учащимися.

Учебные занятия проходили в системе дистанционного обучения в течение 1 месяца. Категория слушателей насчитывала 24 человека: 13 педагогов ОУ м.р Волжский и 11 учителей ОУ г.Новокуйбышевска. Активными участниками курсовой подготовки можно назвать педагогов ОУ №5, 7, 8, Спиридоновской СОШ, Лопатинской СОШ, Просветской СОШ, Смышляевской СОШ №1 и №3, Курумоченской СОШ, Рощинской СОШ, Подъем-Михайловской СОШ.

Для проведения курсов были разработаны и оформлены следующие виды документов:

- учебная программа (Приложение 1);

- учебный план образовательной программы (Приложение 2);

- 36-ти часовой учебно-тематический план (Приложение 3);

- краткое содержание основных тем учебного курса (Приложение 4);

- 12 конспектов занятий по пяти темам;

- раздаточный и наглядный диагностический материал в электронном варианте;

- методические рекомендации «Принципы педагогического руководства профессиональным самоопределением школьников», «Профессиональная консультация как форма профориентационной поддержки старшеклассников»;

- методическое пособие «Банк диагностических материалов по изучению профессиональных интересов и склонностей учащихся старших классов»;

- лист регистрации участников вводного очного занятия;

- анкеты обратной связи для изучения степени эффективности проводимого мероприятия (Приложение 5).

Содержательная основа учебной программы состоит из следующих тем:

Вводное занятие, рассчитанное на 0,5 часа, «Особенности профориентационной и профконсультационной работы».

  1. «Профессиональная консультация – важнейший компонент профориентационной работы», включающая 2 занятия (5 часов):

  • «Виды профконсультаций и типы профориентационной поддержки»

  • «Формы проведения профконсультации»

  1. «Методика проведения профконсультации» - 3 занятия (8,5 часов):

  • «Особенности организации и проведения индивидуальной первичной профконсультации со старшеклассниками»

  • «Содержание деятельности профконсультанта в условиях современной школы»

  • «Рекомендуемые типы профконсультаций и профориентационных методов. Профессиограмма и анализ профессий»:

  1. «Мир профессий» - 2 занятия (5,5 часов):

  • «Четырехъярусная классификация профессий»

  • «Компоненты, составляющие основу личного профессионального плана»

  1. «Профессиональная консультация как форма профориентационной поддержки» - 4 занятия (12 часов)

  • «Проведение групповой консультации по итогам изучения профессиональных предпочтений старшеклассников»

  • «Проведение профессиональной консультации по материалам изучения мотивационно-потребностной сферы»

  • «Проведение профессиональной консультации по материалам изучения коммуникативно-поведенческой активности старшеклассников»

  • «Проведение профессиональной консультации по материалам изучения потенциала развития личности старшеклассников»

  1. «Профконсультационная работа с родителями» - одно 1,5 часовое занятие:

  • «Формы профконсультирования родителей»

Занятия построены таким образом, что большую часть их содержания составляют практические задания.

Структурные компоненты каждого занятия состоят из соответствующих разделов:

  1. цели;

  2. краткое содержание;

  3. материал;

  4. литература;

  5. план-конспект занятия.

Перед началом прохождения программы курсовой подготовки участникам представилась возможность оценить уровень своей осведомленности об особенностях юношеской психологии, поскольку отсутствие этих знаний может являться одной из причин некачественной реализации профконсультационных занятий при оказании профориентационной поддержки старшеклассников. Поэтому главным профессиональным требованием, предъявляемым к педагогу-профконсультанту, является знание им особенностей психологии юношеского возраста. В связи с этим педагогам был предложен тест для проведения самодиагностики, результаты которой позволили сделать вывод о том, что 4 консультанта имеют недостаточный запас знаний по данному вопросу. Для получения более точных представлений о личностных качествах выпускников старшей школы учителя получили дополнительную информацию о ведущей деятельности и основных новообразованиях раннего юношества.

В процессе ознакомления с материалами учебной программы педагоги учились применению на практике методов и приемов организации и проведения индивидуальной профессиональной беседы со старшеклассником с последующим заполнением соответствующих видов документов, в частности, схемы проведенной беседы.

Схемы, оформленные педагогами ОУ №5 (Резепова С.А.), ОУ №8 (Буранова В.В., Левочкина Е.А., Гербик М.А.), Подъем-Михайловской СОШ (Натальина С.В.), Смышляевской СОШ №3 (Бекеева Е.А., Шендакова Т.В., Игонтова Т.Ю.), Рощинской СОШ (Павлова Е.М., Амбарян Г.М.), Спиридоновской СОШ (Зуева М.В.), Просветской СОШ (Лачина Т.И., Волкова Р.Н.), могут служить примером правильного предоставления информации о профессиональных планах школьника, его интересах, склонностях, способностях и личностных качествах, готовности к выбору профессионального будущего. Названные педагоги при проведении беседы выдержали весь алгоритм оформления предложенной схемы, включая советы и рекомендации старшекласснику по подготовке к выбору дальнейшего направления образования и последующей профессиональной деятельности, не забыв указать конкретную литературу для чтения, название кружков и факультативов с углубленным изучением отдельных предметов, тематики докладов об избранной профессии и встреч с нужными специалистами, а также обозначить запасные варианты профессионального выбора, темы домашних заданий и противопоказанные сферы деятельности (приложение 6).

Следующим шагом в освоении практических навыков профконсультационной работы выступало обучение педагогов составлению плана профориентационных мероприятий в рамках профконсультационной деятельности. Участники курса на основе примерного плана разрабатывали свой план мероприятий. Широкий спектр тематических бесед, отличающийся разнообразием содержательной основы, интересными формами реализации информационных мероприятий для родителей и учащихся отражены в планах, предоставленных педагогами ОУ №5, 7, 8, Курумоченской СОШ, Просветской СОШ, Подъем-Михайловской СОШ, Спиридоновской СОШ, Рощинской СОШ, Смышляевской СОШ №1 и №3. Вот темы некоторых из них: «Ситуация на рынке труда», «Личностные регуляторы выбора профессии», «Анализ профессиональных планов выпускников», «Экзамены без стресса»; «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении», «Анализ рынка труда и востребованность профессий»; «Как превратить мечты в реальность», «Законодательство и молодежь», «Современные профессии», «Мир профессий», «Сто дорог – одна твоя», «Как помочь ребенку выбрать профессию», «Мое образование – моя профессия – моя карьера», «Краткий обзор профессий рабочих и служащих», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Подготовка к будущей карьере», «Что мы знаем, а что не знаем о наших детях» и др.

Одна из основных целей курса предполагала обучение педагогов-консультантов составлению профессиограмм, формул профессий и личных профессиональных планов.

Заслуживают внимания компактные и доступные по содержанию профессиограммы, предложенные учителями ОУ №5 (Резепова С.А., Донскова Л.С.), ОУ №7 (Помогайбина Н.П., Никулина Т.И., Кудашева В.А., Сысоева О.В., Апарина И.В.), ОУ №8 (Левочкина Е.А., Гербик М.А., Буранова В.В.), Курумоченской СОШ (Карпова М.А.), Рощинской СОШ (Амбарян Г.М., Павлова Е.М.), Смышляевской СОШ №3 (Игонтова Т.Ю., Шендакова Т.В., Бекеева Е.А.), Просветской СОШ (Лачина Т.И., Волкова Р.Н.), Спиридоновской СОШ (Зуева М.В.), Подъем-Михайловской СОШ (Натальина С.В.).

Отдельным блоком могут быть выделены и рекомендованы в качестве примера профессиограммы наиболее интересных профессий, составленные с учетом требований к описанию каждого раздела (приложение 7).

Следует отметить творческий подход участников курса к выполнению заданий по проведению анализа схемы построения формулы профессии. Педагоги использовали самые разнообразные формы предоставления результатов, которые можно будет применять в работе со старшеклассниками. Это и описательный характер каждого компонента схемы, и вариант таблиц (приложение 8).

При составлении личного профессионального плана педагоги руководствовались перечнем вопросов, отражающих основные моменты дальнейшего жизненного пути старшеклассника: главную цель его жизни, цепочку ближайших и более отдаленных конкретных целей, путей и средств их достижения, внутренние и внешние условия достижения, запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для непосредственной реализации основных вариантов.

Грамотное, конкретное содержание и четкие формулировки находят отражение в профессиональных планах, составленных педагогами ОУ №8 (Левочкина Е.А.), Подъем-Михайловской СОШ (Натальина С.В.)

Педагоги названных школ на основе индивидуальной беседы с учащимся зафиксировали его рассуждения по поводу выбора дальнейшего направления образования и сферы профессиональной деятельности, представив данный материал как один из вариантов оформления соответствующего вида документа, носящего описательный характер, ознакомление с содержательной основой которого позволит педагогу-профконсультанту сделать вывод о сформированности, либо несформированности личного профессионального плана (приложение 9).

В процессе прохождения курсовой подготовки педагоги получили возможность не только ознакомиться с арсеналом психодиагностического инструментария по определению у школьников наличия и направленности профессиональных интересов, склонностей и мотивов выбора профиля обучения, но и апробировать предложенные методики профдиагностики на практике.

Завершением курсов стало выполнение участниками практической работы по оформлению карты индивидуальной профконсультации старшеклассника. Предложенное задание не вызвало особых затруднений, поскольку предполагало заполнение каждого пункта карты данными результатов диагностических исследований, проводимых последовательно на протяжении времени, отведенного на прохождение учебного материала. На основе обобщения результатов диагностики в последнем пункте карты были сформулированы соответствующие заключения, выводы и рекомендации.

Наиболее грамотным оформлением отличаются индивидуальные карты, составленные педагогами Натальиной С.В. (Подъем-Михайловская СОШ), Зуевой М.В. (Спиридоновская СОШ), Бекеевой Е.А. (Смышляевская СОШ №3), Мельник Н.К. (Смышляевская СОШ №1), которые в полном объеме представили информацию по всем пунктам, составляющим содержательную основу данного вида документа (приложение 10).

Названные педагоги достаточно глубоко проанализировали и в доступной форме изложили результаты всех диагностических процедур, проведенных со старшеклассником, отметив состояние личностных и деловых характеристик учащегося, необходимых для овладения определенной сферой профессионального труда, пути его профессионализации, запасной вариант профессионального выбора, домашнее задание и противопоказанные сферы деятельности.

Таким образом, учебные курсы способствовали приобретению педагогами-профконсультантами не только теоретических знаний, но и отработке практических навыков, необходимых в работе с учащимися в рамках профильной подготовки.

Результаты анкетирования, проведенного на заключительном занятии с целью изучения степени удовлетворенности участников содержательной основой данного учебного курса, позволяют констатировать следующие факты.

1. Повышение уровня знаний по предложенной тематике наблюдается у 95% педагогов.

2. Степень удовлетворенности содержательной основой курсов оценивают как:

- очень высокую (очень удовлетворен) - 55% педагогов;

- высокую (удовлетворен) - 45%.

3. Все участники курсов (100%) подтверждают актуальность и полезность полученной информации.

4. 73% педагогов говорят о том, что подобные мероприятия необходимо проводить в дальнейшем.

5. От участия в мероприятии 73% учителей получили знания, необходимые для работы, и 36% - знания для применения в личных целях.

6. 68% опрошенных свидетельствуют о том, что курсы оправдали их ожидания полностью. 32% педагогов считают, что оправдали частично, мотивируя это трудоемкостью процессов исследования и обработки результатов.

7. 55% респондентов подтверждают, что уже применяют полученные знания на практике, а 73% - собираются делать это в дальнейшем.

8. Все учителя (100%) удовлетворены профессиональными качествами ведущего. 9. Все участники курсовой подготовки (100%) получили ответы на интересующие их вопросы.

10. Основными предложениями организаторам курсов были следующие:

- увеличить количество очных консультаций;

- сократить число практических работ и объем изучаемого материала во избежание возникновения сложностей в усвоении нового;

- организовывать подобные курсы по разным направлениям как можно чаще;

- провести курсы по организации профконсультационной работы с учащимися среднего звена;

- в дальнейшем при проведении любых курсов использовать только дистанционную систему обучения;

- установочную консультацию проводить тоже в дистанционной форме;

- добавлять комментарии к ответам, чтобы получился диалог.

По окончании курсовой подготовки каждому участнику был вручен сертификат Ресурсного центра г.о. Новокуйбышевск на 36 учебных часов.

Таким образом, в результате проведенных учебных курсов педагоги обучены следующему спектру умений и навыков:

  • применению диагностического инструментария по выявлению актуального состояния и степени развития основных параметров профессиональной зрелости старшеклассника;

  • использованию результатов диагностики для активизации стремления школьника к самопознанию и самосовершенствованию с целью учета собственных психических ресурсов при построении жизненных и профессиональных планов;

  • разработке мероприятий по организации информирования родителей и учащихся о возможностях образовательной сети города, района, о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии;

  • методам оказания квалифицированной профконсультационной помощи старшекласснику в ознакомлении с правилами принятия решения и планирования своего профессионального пути;

  • составлению профессиограмм, формул профессий и личных профессиональных планов;

  • оформлению карты индивидуальной профконсультации старшеклассника


Директор

«Ресурсного центра» О.И.Парфенова


Зайчикова О.Е., 6-60-51


ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Утверждаю

Директор РЦ

__________ Парфенова О.И.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дистанционного курса для консультантов педагогического сопровождения профильной подготовки:

«Технология организации и проведения профконсультаций со старшеклассниками»


I. ВВЕДЕНИЕ

ТЕМА 1 Профессиональная консультация – важнейший компонент профориентационной работы.

ТЕМА 2 Методика проведения профконсультации.

ТЕМА 3 Мир профессий.

ТЕМА 4 Профессиональная консультация как форма профориентационной поддержки.

ТЕМА 5 Профконсультационная работа с родителями.


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Выполнение практических работ:

* апробация блока психодиагностического инструментария по изучению мотивационно-потребностной, коммуникативно-поведенческой и эмоционально-личностной сфер школьника, его профессиональных интересов и склонностей

* оформление сводных таблиц по результатам диагностических исследований

* составление схемы индивидуальной профессиональной беседы со старшеклассником

*разработка плана профориентационных мероприятий в рамках профконсультативной деятельности на этапе обучения в 10 – 11 классах

* составление профессиограммы и формулы профессии

* заполнение граф, составляющих основу личного профессионального плана учащегося с соблюдением алгоритма его формирования

* оформление карты первичной индивидуальной профконсультации


ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Утверждаю

Директор РЦ

__________ Парфенова О.И.


УчебнЫЙ план

образовательной программы

для консультантов педагогического сопровождения

профильной подготовки ОУ г.о. Новокуйбышевск

«Технология организации и проведения профконсультаций со старшеклассниками»


Цель: обучение педагогов методам и приемам концентрации педагогической деятельности на личности старшеклассника посредством оказания профконсультационной помощи в процессе выбора будущей профессиональной деятельности.

Категория слушателей: консультанты педагогического сопровождения профильной подготовки. Срок обучения: _________________________1 месяц ( час., нед.,мес.)

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

В том числе:

Форма контроля

Лекции

Практика

1

Ведение.

0,5

0,5







2

Профессиональная консультация – важнейший компонент профориентационной работы

5

2

3

Психо-диагностическое

самотестирование, тесты, опросники

3

Методика проведения профконсультации

8,5

3,5

5

Составление схемы инд. проф. беседы, плана профориентац. мероприятий, профессиограммы

4

Мир профессий

5,5

3

2,5

Составление формулы профессии, личного проф. плана

5

Профессиональная консультация как форма профориентационной поддержки старшекласснков

12

2

10

Тесты, опросники, составление таблиц по результатам исследований

6

Профконсультационная работа с родителями

1,5

1

0,5

Анкетирование

7

Заключительное занятие. Выполнение

практического задания.

3




3

Карта инд. проф. консультации




ИТОГО:

36

12

24




ПРИЛОЖЕНИЕ 3





Утверждаю

Директор РЦ

__________ Парфенова О.И.


Учебно-тематический план

дистанционного курса для консультантов педагогического сопровождения профильной подготовки ОУ г.о.Новокуйбышевск по теме:

«Технология организации и проведения профконсультаций со старшеклассниками»

(36 учебных часов)


Цель: обучение педагогов методам и приемам концентрации педагогической деятельности на личности старшеклассника посредством оказания профконсультационной помощи в процессе выбора будущей профессиональной деятельности.

Категория слушателей: консультанты педагогического сопровождения профильной подготовки

Срок обучения: _________________________1 месяц ( час., нед., мес.)

Форма обучения: дистанционная

Режим занятий: общее время обучения – 36 учебных часов

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

В том числе:

Форма контроля

Лекции

Практика

1

Вводное занятие.

Особенности профориентационной и профконсультационной работы


0,5

0,5







2

Профессиональная консультация – важнейший компонент профориентационной работы.

2.1. Виды профконсультаций и типы профориентационной поддержки.

2.2. Формы проведения профконсультаций.

5



0,5


1,5



0,5


2,5


Само-диагностика,

тесты, опросники


3

Методика проведения профконсультации

3.1. Особенности организации и проведения индивидуальной первичной профконсультации со старшеклассниками.

3.2. Содержание деятельности профконсультанта в условиях современной школы.

3.3. Рекомендуемые типы профконсультаций и профориентационных методов. Профессиограмма и анализ профессий.

8,5

1


1


1,5

1


2


2

Составление

схемы инд. проф. беседы, плана проф.

мероприятий, профессиограммы

4

Мир профессий.

4.1. Четырехъярусная классификация профессий.

4.2. Компоненты, составляющие основу личного профессионального плана.

5,5


2,5


0,5


1,5


1


Составление формулы профессии, личного проф. плана

5

Профессиональная консультация как форма профориентационной поддержки.

5.1. Проведение групповой консультации по итогам изучения профессиональных предпочтений старшеклассников.

5.2. Проведение профессиональной консультации по материалам изучения мотивационно-потребностной сферы.

5.3. Проведение профессиональной консультации по материалам изучения коммуникативно-поведенческой активности старшеклассников.

5.4. Проведение профессиональной консультации по материалам изучения потенциала развития личности старшеклассников.

12

0,5


0,5


0,5


0,5

2,5


2,5


2,5


2,5

Тесты, опросники, составление таблиц по результатам исследований

6.

Профконсультационная работа с родителями.

6.1. Формы профконсультирования родителей.

1,5

1

0,5

Анкетирование

7.

Заключительное занятие. Выполнение практического задания.

7.1. Оформление карты индивидуальной профконсультации.

3




3

Карта инд. проф. консультации




ИТОГО:

36

12

24








ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Краткое содержание тем учебного курса

Вводное занятие. Особености профориентационной и профконсультационной работы.

Основные сферы консультирования. Профессиональная ориентация – один из компонентов общечеловеческой культуры. Содержание и методы профессиональной ориентации. Задачи профориентационной и профконсультационной работы.

Тема 1. Профессиональная консультация – важнейший компонент профориентационной работы.

Понятие профессионального консультирования. Роль педагога в процессе выбора профессии старшими школьниками. Типичные психологические проблемы, связанные с профессиональным самоопределением личности. Характеристика видов профконсультаций и типов профориентационной поддержки. Требования к учителю, осуществляющему процесс профориентационной поддержки любого уровня. Признаки профконсультирования. Структурные компоненты содержательной основы индивидуальной и групповой консультаций. Апробация блока психодиагностического инструментария.

Должны знать:

  • типичные психологические проблемы, связанные с профессиональным самоопределением личности;

  • условия проведения профессиональной консультации в общеобразовательной школе;

  • причины успеха профконсультирования;

  • содержательную основу всех видов, форм, признаков и уровней сложности профконсультации;

  • основные требования к учителю, проводящему профориентационную поддержку любого уровня;

  • особенности психологии раннего юношества;

  • предназначение методик профдиагностики

Должны уметь:

  • объективно оценивать степень своей осведомленности об особенностях юношеской психологии;

  • использовать диагностические методики по изучению способности учащихся к профессиональному самоопределению;

  • придерживаться алгоритма действий в процессе реализации диагностического компонента индивидуального профконсультирования;

  • соотносить интересы и склонности старшеклассника с требованиями, предъявляемыми выбранной им профессией;

  • составлять заключения по результатам исследований

Тема 2. Методика проведения профконсультации.

Цель и задачи профориентационной работы и профконсультации на этапе профильного обучения. Виды первичной профконсультации. Содержание и методы работы консультанта на каждом этапе профессиональной консультации. Этические принципы работы консультанта со старшеклассниками. Схема индивидуальной беседы со старшеклассником в рамках индивидуальной профконсультации. Примерный план профориентационных мероприятий в рамках профессионального консультирования старшеклассников. Требования к педагогу, проводящему профконсультацию. Основные правила при подготовке к проведению профконсультаций.

Основные направления консультационной помощи. Содержание разных типов профконсультаций и профориентационных методов. Понятие профессиограммы. Пример анализа профессиональной деятельности.

Должны знать:

  • главную цель и задачи профконсультационной помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении;

  • структуру построения первичной профконсультации и схему консультирования;

  • принципы и правила педагога-профконсультанта;

  • типы профконсультаций и профориентационные методы активизации консультируемых;

  • перечень информационных материалов;

  • предназначение профессиограммы и ее основные разделы

Должны уметь:

  • ориентироваться в содержании и методах работы на каждом этапе профконсультации;

  • руководствоваться принципами и правилами консультационной работы, предупреждая появление плохого настроения учащегося и способствуя повышению эффективности его послеконсультационных действий;

  • составлять схему индивидуальной профессиональной беседы со старшеклассником;

  • разрабатывать план мероприятий по организации профориентационной работы в рамках профконсультационной деятельности;

  • осуществлять полный анализ любой профессиональной деятельности;

  • составлять компактные и понятные для учащихся профессиограммы, используя разделы схемы описания профессии.

Тема 2. Мир профессий.

Характерологические особенности профессиональной деятельности. Обзорная схема четырехъярусной классификации профессий. Структурная основа карты мира профессий. Проблемные зоны «хочу», «могу», «надо». Психологические аспекты, признаки, структура личного профессионального плана. Этапы процесса планирования.

Должны знать:

  • отличительные черты «профессии» и «специальности»;

  • основные признаки построения обзорной классификации профессий;

  • структурные компоненты личного профессионального плана;

  • основные задачи профконсультанта при работе с ориентирами желаний, умений и потребностей рынка труда

Должны уметь:

  • ориентироваться в особенностях и тенденциях мира современных профессий;

  • составлять схематичную формулу профессии;

  • оказывать помощь ученику в соблюдении алгоритма формирования личного профессионального плана

Тема 3. Профессиональная консультация как форма профориентационной поддержки

Характерологические особенности личности старшеклассника. Система проведения группового профконсультационного занятия. Требования к консультанту, проводящему профконсультацию информационно-экспертного типа. Рекомендуемый диагностический инструментарий для изучения профессиональных предпочтений старшеклассников. Методики по изучению уровня самооценки, ценностных ориентаций и мотивов выбора профессии. Задач и содержание профконсультации по результатам исследования мотивационно-потребностной сферы школьников. Роль тестовых методик по изучению темперамента, характера и коммуникативного поведения. Задачи и содержание профконсультации по результатам характерологических особенностей личности старшеклассника. Диагностический инструментарий по изучению актуальной самоэффективности личности и потенциала ее творческого развития. Содержание консультации по результатам изучения творческого потенциала.

Должны знать:

  • содержательную основу группового профконсультационного занятия информационно-экспертного типа;

  • тенденции местного рынка рабочей силы;




  • факторы, влияющие на сознательность выбора профессии;

  • методики диагностики профессиональных предпочтений, мотивационно-потребностной сферы, коммуникативно-поведенческих особенностей и творческого потенциала старшеклассников

Должны уметь:

  • осуществлять психолого-педагогические исследования по изучению профессиональных интересов и склонностей учащихся, мотивов и целей их профессионального выбора, эмоционально-личностной сферы, используя соответствующий диагностический инструментарий;

  • оказывать помощь старшеклассникам в адекватном восприятии жизненных обстоятельств и гармоничном вхождении в них;

  • проводить обработку, интерпретацию данных и оформлять отдельные виды документов по результатам обследования старшеклассников

Тема 5. Профконсультационная работа с родителями

Родительские позиции в отношении выбираемого детьми уровня профессионального образования. Содержание групповой и индивидуальной форм работы с родителями. Тематики лекций по профориентации. Направления деятельности родительских комитетов в реализации профориентационных мероприятий. Анкеты по изучению профессиональных интересов и способностей учащихся.

Должны знать:

  • распространенные позиции родителей в процессе выбора детьми профессионального будущего;

  • наиболее эффективные направления, методы и формы организации консультационной работы с семьей;

  • конпоненты, составляющие структурную основу системы оформления заключительного документа профконсультационной деятельности

Должны уметь:

  • проводить пропаганду знаний среди родителей по вопросам выбора профессии;

  • находить формы активизации родителей в профессиональном самоопределении их детей;

  • анализировать индивидуальные особенности каждого ученика, обобщая и сопоставляя характеристики, полученные в ходе исследований;

  • оформлять индивидуальную карту профконсультации;

  • разрабатывать рекомендации старшеклассникам по вопросам выбора области деятельности и пути профессионализации.

Заключительное занятие. Выполнение практического задания.

  1. Оформить карту индивидуальной профконсультации, взяв за основу результаты всех диагностических исследований.

  2. Составить заключение, сделать соответствующие выводы и разработать необходимые рекомендации.



ПРИЛОЖЕНИЕ 5


Анкета участников дистанционного учебного курса для консультантов ПС ПП                             "Технология организации и проведения профконсультаций со старшеклассниками" 

Ведущий курса: Зайчикова Ольга Евгеньевна
1. Оцените по 5-балльной шкале (где 1 - низкая степень, 5 - очень высокая) уровень своей информированности по теме курсов:             до мероприятия                                    на данный момент
                                    1 2 3 4 5                                                1 2 3 4 5    
2. Оцените степень Вашей удовлетворенности содержание курса: а) очень удовлетворен б) удовлетворен в) не удовлетворен.
3. Считаете ли вы полученную информацию актуальной и полезной?  да    нет    не знаю
4.Ваши впечатления от курса. Нужно ли их проводить в дальнейшем? да    нет    не знаю
5. Что получили от участия в мероприятии?
- новые знания, необходимые для работы;
- знания для применения в личных целях;
- ничего не получил
6. Оправдали ли курсы Ваши ожидания?
- полностью оправдали;
- оправдали частично (укажите причины);
- не оправдали (укажите причины)
7. Планируете ли Вы использовать полученные знания на практике?
- уже применяю;
- собираюсь использовать в дальнейшем;
- не собираюсь этого делать (укажите причины)
8. Удовлетворены ли Вы профессиональными качествами ведущего?         да    нет
9. Обозначьте вопросы, на которые Вы не получили ответы в ходе обучающего курса_________________________________________________________________________
10. Ваши предложения и пожелания организаторам курсов___________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ 6
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

«Технология организации и проведения профконсультаций со старшеклассниками» iconПроект методических рекомендаций по порядку организации и проведения занятий по радиационной

«Технология организации и проведения профконсультаций со старшеклассниками» iconКонспект лекций по курсу технология лекаственных форм и галеновых препаратов для студентов специальности «Технология фармацевтических препаратов»

«Технология организации и проведения профконсультаций со старшеклассниками» iconРекомендации по организации безопасности жизнедеятельности загородных оздоровительных учреждений в период подготовки и проведения детского отдыха

«Технология организации и проведения профконсультаций со старшеклассниками» iconМетодические рекомендации по организации проведения проверок при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в соответствии с административными регламентами

«Технология организации и проведения профконсультаций со старшеклассниками» iconПостановление Правительства Москвы от 15 февраля 2000 г. N 118 "О порядке организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил"

«Технология организации и проведения профконсультаций со старшеклассниками» iconМетодика проведения опыта. 8 2 Соблюдение методики проведения опыта. 8 3 Дневник проведения опытнической работы. 9 Результаты, выводы, предложения. 11

«Технология организации и проведения профконсультаций со старшеклассниками» iconРаспоряжение президиума ан СССР от 03. 12. 1979 г. №10115-1966 «Об утверждении инструкции «О порядке организации и проведения научных экспедиций в Академии наук ссср» I

«Технология организации и проведения профконсультаций со старшеклассниками» iconНаучно-образовательный комплекс специальности 050727 «Технология продовольственных продуктов» опорные конспекты лекций по дисциплине «Микробиология» для студентов 2 курса специальности 050727 «Технология продовольственных продуктов»

«Технология организации и проведения профконсультаций со старшеклассниками» iconМетодические рекомендации по организации проведения в субъектах Российской Федерации тренировок по теме: «Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому заражению силами снлк го»
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

«Технология организации и проведения профконсультаций со старшеклассниками» iconПояснительная записка Эпидемиология учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об эпидемическом процессе, методах его изучения, а также о противоэпидемических мероприятиях и организации их проведения с целью предупреждения инфекционных заболеваний,
Г. Н. Чистенко, заведующий кафедрой эпидемиологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор...

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU