Программа элективного курса по биологии «Генная инженерия дорога в будущее» icon

Программа элективного курса по биологии «Генная инженерия дорога в будущее»





Скачать 213.7 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по биологии «Генная инженерия дорога в будущее»
Лысенко Светлана Геннадьевна
Дата конвертации31.05.2013
Размер213.7 Kb.
ТипПояснительная записка

Утверждена

Методическим Советом школы

«___» ______________ 20__ г.

Директор школы:

___________________________

ФИО директора ОУ

М.П.

Рассмотрена на заседании МО

естественно-научного цикла

Протокол № ____

от «___» _______________ 20__ г.

Руководитель МО:

___________________________

ФИО руководителя МО



Согласована с городским научно-методическим центром

«___» _______________ 20__ г.

___________________________

ФИО методиста

М.П.


ПРОГРАММА

элективного курса

по биологии

«Генная инженерия - дорога в будущее»

9 класс / Возраст учащихся(15 – 16 лет)

Срок реализации программы один учебный год

Автор: Лысенко Светлана Геннадьевна

Рецензент(ы)


Стрежевой – 2010

Пояснительная записка


Курс «Генная инженерия - дорога в будущее» предназначен для учащихся 9-х классов, имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе. Содержание курса рассчитано на изучение в течение 16 часов (2 часа в неделю). Особенность занятий – их проблемно-дискуссионный характер, включение в их содержание вопросов, которые исследуются в современной науке и широко освещаются в средствах массовой информации (проблемы клонирования, получение трансгенных продуктов, профилактика СПИДа). При отборе содержания занятий используются вопросы их разных разделов биологии, детальное рассмотрение которых предлагается в старшей профильной школе.

Методические идеи настоящего курса заключаются в  том, что обучение не может и не должно сводиться только к овладению терминологией, биологическими закономи, оно невозможно без коммуникативно-деятельностной основы, без личностно-ориентированного подхода. Для реализации данного подхода необходимым условием является персонификация, т.е. содержание образования должно представляться через личный опыт учителя. Ученики должны задуматься: если это важно для учителя и моих одноклассников, может быть, это важно и для меня?
      Предпрофильная подготовка и профильное обучение не могут быть иными, как только личностно-ориентированными. Потому что выбор профессии – это выбор личностно своей программы дальнейшего развития и самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Актуальность курса определяется тем, что величайшие достижения биологии еще не стали известны широким массам, а школьные программы просто не успевают за развитием науки. Речь идет о направленном изменении наследственности - генной инженерии. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на значимость данной науки для человека, его здоровья. При изучении элективного курса учитель использует те же методы, формы и средства обучения, которые применяются на уроках и во внеклассной работе. Содержание и структура курса позволяют уделить особое внимание самостоятельной работе учащихся с учебной, справочной, научно-популярной литературой, результаты которой станут предметом обсуждения на семинарских занятиях и мини-конференциях.

Цель курса: Элективный курс «Генная инженерия - дорога в будущее» позволяет не только расширить и систематизировать знания учащихся о структуре и функциях белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов, полученный в курсах общей биологии и органической химии, но и познакомить с современными достижениями и перспективными направлениями развития этой науки. Этот элективный спецкурс посвящен отдельному разделу биологии «Генная инженерия», не входящему в обязательную программу данного предмета.

Задачи курса: создание условий для формирования и развития у обучающихся:

  • интереса к изучению биологии;

  • умения самостоятельно приобретать и применять знания;

  • коммуникативных качеств;

  • помочь учащимся выбрать свое направление в будущей профессиональной деятельности;

Формы проведения занятий:

Содержание курса включает в себя теорию и практику:

  • лекции

  • семинары

  • создание компьютерной презенатции Power Point

  • работа с Internet, СМИ



Тематическое планирование элективного курса

по биологии

«Генная инженерия - дорога в будущее»

9 класс

(16 часов - 2 часа в неделю)

Лекций: 10

Семинар: 6

Тема №

Название темы

Часы

лекция

семинар

всего



Введение в курс «Генная инженерия - дорога в будущее».

1




1


Знакомьтесь: молекула ДНК


1




1



Открытие структуры генов.

1




1



Передача генов.

1




1


Наши друзья вирусы и бактерии.





1

1



Генная инженерия: разработка ДНК – вакцин.

1




1



Наследство, подаренное нам природой.




1

1



Первые попытки изменить природу.

1




1



Генная инженерия и онкология.

1




1



Генная инженерия и биотехнология.




1

1



Применение генной инженерии в сельском хозяйстве.

1




1



Генная инженерия в начале нового тысячелетия.




1

1



Наследственность, правда или вымысел?

1




1



Генная инженерия – опасения и надежды.

1




1


Современная еда – не беда?





1

1



Защита проектов.




1

1

Итого:




10

6

16



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Занятие 1

Введение в курс «Генная инженерия - дорога в будущее».

Введение в курс. Задачи курса. Природа и генетика.


Оборудование: генетическое древо человека.


Занятие 2

Знакомьтесь: молекула ДНК.


  1. Понятие о наследственности, история изучения наследственности, изменение наследственности, бессознательный и методический отбор.

  2. Развитие генетики как науки, история открытия, основные выводы и понятия.

  3. Возникновение генной инженерии.

Оборудование: портреты Г. Менделя, Н.И. Вавилова. Ч. Дарвина, Т. Моргана, таблицы, иллюстрирующие схемы наследования признака.

 

Занятие 3

Открытие структуры генов.

  1. Строение нуклеиновых кислот:

  • открытия Д. Уотсона и Ф. Крика;

  • правило Э. Чаргафа, правило комплиментарности;

  • одноцепочечные ДНК вирусов.

  1. Удвоение (редупликация) ДНК.

  2. Строение и свойства белков.

  3. Механизм реализации генетической информации: виды РНК, процессы транскрипции, ДНК - РНК - гибридизация нетранскрибируемая ДНК, образование и - РНК.

  4. От РНК к белку, т - РНК, процесс трансляции, генетический код, регуляция работы гена.

  5. Современные представления о гене.

 Оборудование: модель ДНК, модель «синтез белка»; шаблон «генетический код»; схема «строение гена», «гибрид ДНК - РНК».


Занятие 4

Передача генов.

  1. Создание первой рекомбинантной ДНК:

  • геном прокариотической клетки;

  • конъюгация бактерий; клетки-доноры и клетки-акцепторы, карта бактериальных хромосом, открытие фактора F .

  1. Открытие бактериофагов, строение бактериофага, геном фага, изогенные фаги.

  2. Открытие ферментов рестриктаз, разделение растрикционных фрагментов методом электрофореза, получение рестрикционных карт.

  3. Открытие плазмид, обмен генов у бактерий через плазмиды, выделение плазмидных ДНК в чистом виде, метод селективных сред.

  4. Перенос рекомбинантной плазмиды в бактериальную клетку, создание векторов.

  5. Создание «библиотеки генов».

  6. Клонирование генов в клетках эукариот.

 Оборудование: схема получения рекомбинантной» ДНК; схема конструирования и переноса рекомбинантной ДНК в клетку бактерии; схема расщепления ДНК рестриктазой; рисунок строение бактериофага.

 

Занятие 5

Наши друзья вирусы и бактерии.


  1. Болезни и наследственность: инфекционные заболевания, вызываемые бактериями (чума, холера, дизентерия, туберкулез, дифтерия) и вирусами (грипп, оспа, корь и т.д.), болезни, вызванные грибками и простейшими (малярия, сонная болезнь и т.д.) т.е. болезни, определяемые средой.

Болезни, которые наследуются от родителей: генетические дефекты, мутации, (серповидно - клеточная анемия, гемофилия и др.)

Предрасположенность организма к болезням (инфаркт, склероз, инсульт, гипертония, диабет, рак и т.д.).

  1. Проблемы иммунологии: антигены, иммуноглобулина. Иммунная система человека, типы иммунных клеток, механизм иммунного ответа, проблемы пересадки органов, иммунодепрессанты, аутоаллергия.

  2. Открытие и создание вакцин, работы Э.Дженнера, Л. Пастера, создание гаммаглобулинов (сыворотки).

 Оборудование: портрет Л. Пастера, Э. Дженнера; схема работы систем иммунного ответа.

 

Занятие 6

Генная инженерия: разработка ДНК – вакцин.

  1. Строение вирусов. Актуальность разработки новых вакцин. Разработка ДНК-вакцин. Интерфероны и вирусы: явление интерференции, синтез в клетках интерферона, типы интерферонов, создание интерферонов из донорской крови и клеток человеческой плаценты. Получение генно-инженерных интерферонов: работы по клонированию генов интерферонов, получение штамма кишечной палочки, который синтезирует человеческий интерферон.

  2. Повышение эффективности и безопасности иммунизации. Упрощение разработки и производства новых вакцин. Упрощение требований к условиям хранения.

  3. Вопросы безопасности применения . Участие фармацевтических компаний в разработке ДНК-вакцин.

  4. Достижение современной иммунологии - гибридомы, способы получения моноклональных антител, их использование для диагностики инфекционных болезней, инфаркта, выявление метастаз рака и т.д. Моноклональные антитела гибридом и революция в пересадке органов от человека к человеку, эксперименты по получению моноклональных антител и Т-хелперы, перспектива их использование при пересадке человеку органов от животных другого вида. Создание противомалярийной вакцины: клонирование гена, кодирующего белок с антигенными свойствами к малярийному плазмодию. Поиски, эксперименты на пути борьбы с сонной болезнью.

  5. Генотерапия.

Оборудование: схемы получения гибридов; схема работы иммунной системы.


Занятие 7

Наследство, подаренное нам природой.

    1. Хромосомные болезни: изменение структуры отдельных хромосом, их количества в кариотипе, пороки развития, моносомия по аутосомам, моносомия по половым хромосомам, синдром Дауна, синдром «кошачьего крика», синдром Шерешевского-Тернера и т.д.

    2. Генные болезни наследственные нарушения ферментативных систем – энзимопатии: наследственные дефекты обмена углеводов (галактоземия, мукополисахаридозы), наследственные нарушения обмена липидов и липопротеинов (сфинголипседозы), наследственные дефекты обмена аминокислот (фенилкетонурия, альбинизм), наследственные дефекты обмена витаминов, дефект белков крови (гемоглобинопатии), дефект структурных белков (коллагеновые болезни).

    3. Наследственные болезни с невыясненным первичным биохимическим дефектом: муковисцидозы, ахондроплазия, миопатии.

 Оборудование: рисунок наследственно больных людей с ахондроплазией, Дауна, «кошачьего крика», синдром Кляйнфельтера, Шерешевского-Тернера, Эдвардса, Патау.


Занятие 8

Первые попытки изменить природу.

    1. Болезни с наследственным предрасположением: псориаз, шизофрения, сахарный диабет.

    2. Первые попытки излечения наследственного дефекта: получение инсулина из поджелудочной железы животных.

    3. Клонирование гена человеческого инсулина, соматоропина. Лечение карликового роста, акромегалии. Открытие энкефалинов и эндорфинов, их связь с нервными и психическими расстройствами.

    4. Попытки генной хирургии вставить «здоровый» ген в организм наследственно больного человека (ген ГГФРТ). Клонирование гена фактора VIII для лечения гемофилии.

    5. Пренатальная диагностика наследственных заболеваний.

Оборудование: рисунок наследственно больных людей с псориазом, шизофренией, сахарным диабетом.


Занятие 9

Генная инженерия и онкология.

  1. Отличие клеток злокачественной опухали от здоровых клеток: неограниченный рост, метастазирование, миграция клеток по лимфатической и кровеносной системе.

  2. Теории происхождения раковых клеток: нарушение регуляции работы генов под действием внешних и внутренних факторов, мутагенная теория - мутации в соматических клетках организма, канцерогенная теория, канцерогенные факторы. Вирусно-генетическая теория Л. А. Зильбера: включение нуклеиновой кислоты вируса в геном клетки, изменение регуляции генов в ней.

  3. Открытие фермента обратной транскриптазы-ревертазы, ретровирусы, синтез ДНК на матрице РНК.  Потенциально канцерогенные аденовирусы, онкогены и продукты их трансляции - онкобелки. Открытие протоонкогенов в нормальных клетках всех животных от низших червей до человека. Превращение протоонкогена в онкоген. Лейкозы, их формы и вирусы, которые могут их вызывать: вирус Т-клеточного лейкоза, вирус лейкоза крупного рогатого скота, вирус анемии лошадей, вирус СПИД, (иммунодефицита), строение вируса иммунодефицита, пути передачи вируса. Практическая сторона изучения злокачественных опухолей: активация клеток иммунной систем и химиотерапия, относительная эффективность их.  Работы онкологов и генных инженеров, поиски эффективного лечения рака в XXI веке.

 Оборудование: схемы выделения онкогена, строения генов вирусов Т-клеточного лейкоза и иммунодефицита, больного модулярной лимфомой.

 

Занятие 10

Генная инженерия и биотехнология.

  1. Биотехнология и этапы её развития:

  • древняя биотехнология (каменный век);

  • промышленная микробиология (с середины XIX века), применение биотехнологических методов в пищевой промышленности и сельском хозяйстве;

  • современная биотехнология: инженерная энзимология, получение иммобилизованных ферментов, иммобилизованных клеток с увеличенным числом генов, конструирование штаммов бактерий со сверхпродукцией, незаменимых аминокислот для получения не только кормового, но и пищевого белка из микроорганизмов.

  • проникновение биотехнологии в производство CMC , биометаллургию, интерес к биотехнологии со сторон нефтяников.

Оборудование: рисунок схематическое получение иммобилизованных ферментов. 


Занятие 11

Применение генной инженерии в сельском хозяйстве.

  1. Методы культивирование клеток и тканей растений in vitro .

  2. Безвирусное растениеводство, проблема фиксации атмосферного азота, промышленный способ фиксации азота атмосферы, производство азотных удобрений.

  3. Свободно живущие микроорганизмы – фиксаторы атмосферного азота.

  4. Волшебная нитрогеназа, создание азотофиксирующих растений.

  5. Клонирование позвоночных животных.

 Оборудование: рисунки трансгенных животных, схема получения однояйцовых близнецов путем разделения бластомеров, схема генетического клонирования овцы, схема получения рекомбинантного высшего растения с помощью Ti -плазмиды.

 

Занятие 12

Генная инженерия в начале нового тысячелетия.

  1. Человек и его гены:

    • структура генома человека;

    • отличие людей на уровне генов;

    • «Ева» и «Адам»;

    • исследование ДНК неандертальцев.

  1. Международная программа «Геном человека»

    • истоки, технология молекулярной генетики;

    • геном человека;

    • генная терапия

Оборудование: рисунок схематическое изображение хромосом человека.


Занятие 13

Наследственность, правда или вымысел?

Гены в нашей жизни:

  • сильные ощущения и гены;

    • депрессия и тревожность наследуются;

    • влияние наследственности на агрессивность и преступность;

    • устойчивость к действию алкоголя, никотина, наркотиков;

    • гены и секс;

    • влияние наследственности на интеллект;

    • молекулярная дактилоскопия.

 Оборудование: рисунок схематическое изображение хромосом человека.

 

Занятие 14

Генная инженерия – опасения и надежды.

  1. Применения генной инженерии в изучении онкогенных вирусов, эксперименты по клонированию генов онковирусов и других болезнетворных вирусов, способных обитать в организме человека, правила работы с рекомбинантными ДНК.

  2. Направленная селекция, отбор вредных для человечества генных рекомбинаций, создание своего рода биологической ядерной бомбы.

  3. Трансгенный рай или трансгенный апокалипсис.

  4. Моральные, этические и юридические проблемы, связанные с клонированием человека.

 Оборудование: рисунок схематическое изображение хромосом человека, рисунки онковирусов.


Занятие 15

Современная еда – не беда?

  1. ГМ продукты – источник аллергии.

  2. ГМ продукты токсичны.

  3. ГМ продукты вызывают рак.

  4. ГМ продукты вызывают устойчивость к антибиотикам. Что думают врачи.

  5. Трансгенные технологии: джинн на свободе. Самые трансгенные.


Оборудование: рисунок изображение генно – модифицированных продуктов.


Занятие 16

Защита проектов.

Заключительная мини - конференция: представление проектов учащимися.


Примерный перечень тем проектов для учащихся:

  1. Генетический код.

  2. Открытие бактериофагов.

  3. Открытие ферментов рестриктаз, значение для человека.

  4. Клонирование генов в клетках эукариот.

  5. Проблемы иммунологии: антигены, иммуноглобулина.

  6. Открытие и создание вакцин, работы Э.Дженнера, Л. Пастера.

  7. Разработка ДНК-вакцин.

  8. Генотерапия.

  9. Хромосомные болезни.

  10. Генные болезни.

  11. Теории происхождения раковых клеток.

  12. Биотехнология со стороны нефтяников.

  13. Трансгенный рай или трансгенный апокалипсис.

  14. Клонированием человека.

  15. ГМ продукты.


Требования к уровню усвоения учебного материала.


 В результате изучения элективного курса учащиеся должны

Знать:

  • Понятие о наследственности, историю изучения наследственности.

  • 0сновные этапы развития генетики как науки.

  • Строение ДНК, одноцепочные ДНК вирусов.

  • Редупликацию ДНК, генетический код.

  • Особенности строения молекулы белка, этапы синтеза белка.

  • Механизмы реализации генетической информации.

  • Современные представления о гене.

  • Метод обратной транскрипции.

  • Достижение генной инженерии.

  • Методы искусственного синтеза гена. Открытие рестриктаз, скрининг.

  • Структура генома человека.

  • Наследственные заболевания человека.

  • Успехи генной инженерии в медицине, истоки генной терапии.

  • Достижение и проблемы генной инженерии растений.

  • Создание трансгенных животных и трансгенных продуктов.

  • Биотехнология промышленных микроорганизмов.

  • Направления развития генной инженерии в новом тысячелетии.

 

Уметь:

  • Объяснить рисунки и схемы, представленные по теме.

  • Иллюстрировать ответ простейшими схемами.

  • Характеризовать сущность основных достижений человека над генами.

  • клонирование новых организмов, получение трансгенных продуктов.

  • На основе полученных знаний уметь объяснять огромные перспективы идентификации генов, ответственных за возникновение наследственных и приобретенных заболеваний.

  • Уметь объяснять этические, моральные проблемы власти человека над генами.


Рекомендации к оцениванию знаний.


Оценка результативности программы будет проведена в конце изучения курса в виде «мини – конференции» на которой учащиеся представят свои проекты.

Критерии оценки проекта представлены в таблице 1.


Таблица 1.Рейтинговая оценка проекта

Оценка этапов

Критерии оценки

Баллы

Оценка работы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

5, 10.20

 

Объем разработок и количество предлагаемых решений

5, 10, 20

 

Практическая значимость

5. 10

 

Уровень самостоятельности участников

10.20

 

Качество оформления записки, плакатов и др.

5. 10. 15

 

Оценка рецензентом проекта

5.10

Оценка защиты

Качество доклада

5. 10.20

 

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

5, 10.20

 

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

5,10. 20

 

Ответы па вопросы преподавателя

5. 10

 

Ответы на вопросы учащихся

5. 10

Итоговая оценка (балл): 180-140 баллов — “отлично”; 135-100 баллов — “хорошо”; 95-65 баллов — “удовлетворительно”; менее 65 баллов — “неудовлетворительно”.


Список литературы для учителя:

  1. Асланян М.М. Удивительная история овечки Долли. /Биология в школе - 1998 - №1.

  2. Богданов А.А., Медников В.М. Власть над геном. - М.: Просвещение. 1989 г.

  3. Боринская С.А. Гены в нашей жизни. /Биология в школе - 2001- №2.

  4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология» в 3 т. - М.: Мир, 2001 г.

  5. Дебабов В.Г. Биотехнология: вклад в решение глобальных проблем. /Биология в школе -1997-№1.

  6. Дягтерев Н.«Генная инженерия. Спасение или гибель человечества?»: Невский проспект; Санкт Петербург; 2000. – 49 с.

  7. Захаров А.Ф., Бенюш В.А., Кулешов Н.П., Барановская Л.И. Хромосомы человека (атлас). - М.: Медицина,1982.

  8. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 320 с.

  9. Корочкин Л.И. и др. Геном, клонирование, происхождение человека. – Фрязино: “Век 2”, 2004. – 224 с.

  10. Ленин В.С., Сухих Г.Т. Медицинская клеточная биология. - М.: БЭБ, 1998 г.

  11. Медицинская генетика. /Под редакцией Н.П. Бочкова - М.: Мастерство, 2001 г.

  12. Новинова Т.А. Генная инженерия бактерий. /Биология в школе - 2004-№1.

  13. Общая биология. /Под редакцией Рувинского А.О. - М.: Просвещение, 1993 г.

  14. Приходченко Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 368 с.

  15. Патрушев Л.И.Генная и белковая инженерия. – М.6 Наука, 2004. -526 с.

  16. Стволанская Н.С. Истоки и перспективы международной программы «Геном человека»./Биология в школе - 2002 - №2.

  17. Тарантул В.З. Геном человека: Энциклопедия, написанная четырьмя буквами. – М.: Языки славянской культуры, 2003. – 392 с.

  18. Янковский Н.К., Боринская С.А. Человек и его гены /Биология в школе - 2001-№4, №5.



Список литературы для учащихся:

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич, 1999. – 336 с.

  2. Бочков Н.П. Гены и судьбы. – М.: Молодая гвардия, 1978.

  3. Дягтерев Н.«Генная инженерия. Спасение или гибель человечества?»: Невский проспект; Санкт Петербург; 2000. – 49 с.

  4. Киселева, З.С.; Мягкова, А.Н. генетика. 1983 М.: Просвещение; Издание 2-е 175 с.

  5. Максимов Г.В., Василенко В.Н., Максимов В.Г., Максимов А.Г. Краткий словарь генетических терминов. - М.: Вузовская книга, 2001. – 96 с.

  6. Медведев Н.Н. Беседы по биологии пола. – Минск: Вышэйш. школа, 1976. – 224 с.

  7. Патрушев Л.И.Генная и белковая инженерия. – М.6 Наука, 2004. -526 с.

  8. Попов Б.Е. За семью замками наследственности. – М.: Агропромиздат, 1991. – 271 с.

  9. Д. К. Беляяв. Общая биология.

  10. Н. Грин, У. Стаут.  Биология.

  11. С. Котов. Медицинская генетика.


Приложение

Представлено наглядным материалом.


Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа элективного курса по биологии «Генная инженерия дорога в будущее» iconПрограмма элективного курса по биологии 9 класс

Программа элективного курса по биологии «Генная инженерия дорога в будущее» iconАвторская программа элективного курса для 10 класса по биологии «Вирусы неклеточная форма жизни»

Программа элективного курса по биологии «Генная инженерия дорога в будущее» iconУрока «Нужны ли генетически модифицированные продукты» (гмп)? – интересна и актуальна. В курсе биологии, в разделе биотехнология, мы познакомились с одной из современных тем генная инженерия. Методами генной инженерии – манипулированием непосредственно на уровне генетического материала – осуществлен

Программа элективного курса по биологии «Генная инженерия дорога в будущее» iconПрограмма элективного курса «Микрокосмос» для учащихся

Программа элективного курса по биологии «Генная инженерия дорога в будущее» iconПрограмма элективного курса на тему «Компьютер в малом бизнес» Содержание

Программа элективного курса по биологии «Генная инженерия дорога в будущее» iconГенная инженерия прикладная наука, направленная на изменение генетических программ организмов с целью придания исходным формам организмов новых свойств или с

Программа элективного курса по биологии «Генная инженерия дорога в будущее» iconЭлективный курс «Генетика» Мезенцева Е. В. Пояснительная записка рабочая программа элективного курса «Генетика»

Программа элективного курса по биологии «Генная инженерия дорога в будущее» iconПрограмма элективного курса по зоотехнии и ветеринарии. «Актуальные вопросы частной зоотехнии и ветеринарной медицины» Утверждена

Программа элективного курса по биологии «Генная инженерия дорога в будущее» iconРабочая учебная программа по Биологии (наименование учебного предмета / курса) для обучающихся 6-9 специальных классов VIII вида

Программа элективного курса по биологии «Генная инженерия дорога в будущее» iconПрограмма по биологии На экзамене по биологии поступающий в высшее учебное заведение должен показать

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU