Урока: Актуализация знаний 6 мин Новая тема. 30 мин Повторение по теме урока 2 мин Строение вирусов 5 мин icon

Урока: Актуализация знаний 6 мин Новая тема. 30 мин Повторение по теме урока 2 мин Строение вирусов 5 мин





Скачать 75.95 Kb.
НазваниеУрока: Актуализация знаний 6 мин Новая тема. 30 мин Повторение по теме урока 2 мин Строение вирусов 5 мин
Дата конвертации31.05.2013
Размер75.95 Kb.
ТипРазработка урока
Разработка урока биологии «Неклеточные формы жизни. Вирусы». 10 класс.

Учитель биологии ГОУ СОШ №35 с углубленным изучением английского языка Василеостровского административного района Санкт-Петербурга.

Учебно-методическое обеспечение: УМК линии Н.И.Сонина. Учебник. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Общая биология 10-11 класс М., Дрофа, 2007 (базовый уровень)

Оценочная деятельность на уроке:

Опрос – 2 ученика

Работа с понятиями (карточка №1) – 2 ученика

Ролевая игровая форма – 2 ученика

Опережающее обучение – 2-3 ученика

Работа на уроке (включая синквейны) – 3-4 ученика

Урок «Неклеточные формы жизни. Вирусы».

Цели:

  • Изучить строение вируса, вспомнить историю открытия вируса, определить место вируса в системе мира, рассмотреть размножение вируса и фага и гипотезы появления вируса

  • Сравнить строение некоторых вирусов, проанализировать признаки вирусов, как объектов живой и неживой природы, предложить свои гипотезы появления вирусов на Земле, развивать умение аргументировать и доказывать, развивать умение обобщать изученный материал, укреплять межпредметные связи.

  • Продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения, активной жизненной позиции, формировать биологически и экологически грамотных учащихся, использовать элементы профориентации.

Оборудование урока: Таблица «Неклеточные формы жизни. Вирусы», оборудование ИКТ, компакт-диски по биологии, карточки с понятиями, таблица «Клетки растительная и животная», портреты Д.И.Ивановского (Т.Шванна и М.Шлейдена)

План урока:

  1. Актуализация знаний – 6 мин

  2. Новая тема. – 30 мин

  1. Повторение по теме урока – 2 мин

  2. Строение вирусов – 5 мин

  3. Классификация вирусов – 4 мин

  4. Лечение вирусных инфекций – 6 мин

  5. Биологический статус вируса – 8 мин

  6. Гипотезы происхождения вирусов – 1 мин

  7. Значение вирусов – 4 мин

  1. Рефлексия урока – 8 мин + 1 мин на дом. задание

    1. Актуализация знаний

1) Для изучения нового материала нам необходимо вспомнить следующие понятияДНК, РНК, паразитизм, геном, наследственность, изменчивость.

Ученик выходит для ответа, а остальные учащиеся экзаменуют его по данным понятиям.

2) Следующий вопрос для повторения – Основные положения клеточной теории.

Ответ: Теодор Шванн (Маттиас Шлейден) в 1838-39 гг формулировал клеточную теорию, основные положения которой: 1) Клетки являются структурно-функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов; 2) Клетки всех организмов сходны по строению, химическому составу, обмену веществ, энергии и информации; 3) клетки размножаются делением; 4) клетки многоклеточных организмов образуют ткани; 5) клеточное строение организмов – свидетельство того, что растения и животные имеют единое происхождение.

Учитель: Современное дополнение клеточной теории гласит - Все живые организмы на Земле имеют клеточное строение за исключением вирусов.

Вот эти загадочные вирусы - тема нашего урока.

2. Новая тема. Вирусы (яд)

1). Повторение по теме урока (на основе ранее полученных знаний)

Учитель: 1892 г. - Дмитрий Иосифович Ивановский открыл возбудителя болезни табака табачной мозаики, впоследствии названным вирус. Возбудитель спокойно проходил через бактериальные фильтры и изучение его стало возможным только с появлением электронного микроскопа.

Мы с вами в 9 классе уже знакомились с вирусами, поэтому с заданием № 1 на карточке вы легко справитесь. Можно использовать учебник.

Проверка карточек фронтально.

Задание 1.

Закончите фразы

  1. Наука о вирусах называется (вирусология).

  2. Вирусы обитают только в (живых клетках)

  3. Вирусы являются внутриклеточными (паразитами)

  4. Паразитизм вирусов – это паразитизм на (генетическом) уровне.

  5. В состав вирусов входит нуклеиновая кислота (ДНК) или (РНК) и несколько белков, образующих оболочку вокруг нуклеиновой кислоты.

  6. Белковая оболочка вируса, предохраняющая его нуклеиновую кислоту от внешних воздействий, носит название (капсид).

  7. Вирус, поражающий бактерии, называется (бактериофаг).




Учитель: найдите, пожалуйста, в учебнике ответ на вопрос кем и когда был открыт бактериофаг.

Ответ: Бактериофаг был открыт в 1917 году канадским бактериологом Ф. де Эрелль.

Рассмотрим и сравним строение вируса на примере ВТМ (вирус табачной мозаики) и бактериофага. Работа с учебником (рисунки и текст).

2) Строение вируса (Запись на доске и в тетради)

  • нуклеиновая кислота

  • белковая оболочка (капсид)

Учитель: так устроены простые вирусы. Но есть вирусы, имеющие более сложное строение. У вас на парте имеется карточка с заданием № 2. Давайте ее рассмотрим. На карточке изображен вирус СПИДа, имеющий сложное строение.

Задание 2

СТРОЕНИЕ ВИРУСА СПИДа




  • Дополнительная белковая ( или липопротеиновая) оболочка. Фермент обратная транскриптаза контролирует транскрипцию с РНК на ДНК, т.е. наоборот, поэтому и называется обратная транскриптаза.

  • Углеводы в наружной оболочке (вирус герпеса или гриппа). Сравнить по рисункам учебника.

  • Валеологическая информация (учитель): СПИД или синдром приобретенного иммунодефицита – тяжелейшее инфекционное заболевание вирусной природы. Заражение вирусом происходит обычно половым путем или через кровь, что практически исключается, если соблюдать известные меры предосторожности. Будьте внимательны и не пострадайте от собственного невежества.

3) Классификация вирусов (Запись в тетради и на доске)

Работа с учебником. Заполняется таблица.

Вирусы

ДНК содержащие,

двунитчатые

РНК- содержащие

Однонитчатые

Двунитчатые

Оспа человека, овец, свиней, аденовирусы (ОРЗ) человека, герпес

Энцефалит, краснуха, корь, бешенство, грипп и др. (ВИЧ)

Вирусы насекомых и других животных

Учитель:

Итак, вирусы являются постоянными спутниками человека от рождения

вплоть до глубокой старости. Считается, что при средней продолжительности

жизни 70 лет около 7 лет человек болеет вирусными заболеваниями.

4) Лечение вирусных инфекций. (В формате ролевой игры).

Какие способы борьбы с вирусными инфекциями существуют?

Дать краткую консультацию по этому вопросу мы попросили учащихся, выбравших медицину своей будущей специальностью.




1-й ученик:

  • Существует три основных способа борьбы с вирусными заболеваниями: каждый из них действует по-своему.

2-й ученик:

  • Первый способ – вакцинация. Суть его сводится к простой формуле «Бей врага его же оружием». Вирус здесь выступает против вируса. Вакцины включают систему иммунитета. В 1885 году французский ученый Луи Пастер изобрел вакцину против бешенства. При введении в организм такие вирусы не вызывают заболевания, но создается активный иммунитет к данному вирусу.

1-й ученик:

  • Второй способ – химиотерапия. Это воздействие химических препаратов на вирусы. Трудность состоит в том, что вирусы размножаются внутри клеток, используя их системы, в силу чего, воздействия на вирусы приводит к нарушению обмена веществ клеток.

2-й ученик

  • Третий способ – интерферон. Это защитный белок, вырабатываемый клетками в ответ на заражение их вирусами. Он действует по принципу стоп-сигнала и подавляет размножение вирусов уже проникших в клетку. Опыт показывает, что если интерферон вырабатывается слабо, то вирусные заболевания протекают тяжелее.

5) Биологический статус вируса

Учитель:

Известно много болезней, вызываемых вирусами, однако сами вирусы являются

Загадками. Ученые все еще спорят – вирусы это кто? Или что? Давайте и мы попробуем ответить на этот вопрос.

Существо

Вещество

  1. Размножение

Рассмотрим рис.5.25 на стр.184.

1. Не размножаются в отсутствии живых клеток-хозяев. (Мнение некоторых ученых – они репродуцируются, как гормоны, ферменты, инсулин)

  1. Наследственность.

От кошки – котенок, от кишечной палочки – кишечная палочка, от вируса гриппа – вирус гриппа.

Отсутствует обмен веществ

(Не синтезируют, ни разлагают сложные соединения, т.к. у них нет собственной энергетики.

3. Изменчивость. Пример. Вирус гриппа. Какие меры борьбы только не применялись к этому вирусу, а он изменяется, приспосабливается и существует. Вирус гриппа 1957(Сингапурский тип) резко отличается от своих потомков.




Вывод – Сегодня предполагают, что вирусы существуют между живым и неживым мирами и являются основными участниками эволюции.

Вирусы были открыты более 100 лет назад (известно около 150 тыс. видов), но до сих пор их роль в биосфере не определена.

6) Гипотезы происхождения:

  1. Вирусы – потомки бактерий – результат их регрессивной эволюции

  2. Вирусы – заблудившиеся клеточные органоиды (рибосомы, фрагменты хромосом)

  3. Занесены из космоса с космической пылью.

7) Полезное значение вирусов (доклады, сообщения в формате опережающего обучения). Тезисы.

Ученик 1: Вирусы используются в генной инженерии и биотехнологии, бактериофаги используют против бактерий, вызывающих заболевания (чума, холера, брюшной тиф), правда с использованием антибиотиков, надобность в таких вирусах отпадает. В каких случаях может положительно использоваться вирус?

Ученик 2:

В 50-х годах 20 века в Австралии остро встала проблема с дикими кроликами, которые быстрее саранчи уничтожали посевы сельскохозяйственных культур и приносили огромный экономический ущерб. Для борьбы с ними использовали вирус. Есть вирусы, уничтожающие гусениц и жуков, поедающих полезные листья.

Ученик 3:

На самом деле вирусы могут не только вызывать различные заболевания. Вирусы – это неотъемлемая часть эволюционного развития человека. Есть особый тип вирусов человека – транспозоны, которые «дрессируют» нашу иммунную систему. Такой вид вируса человека передается только от родителей к детям. Им невозможно заразиться, наш иммунитет уже давно выработал к нему защиту. И именно благодаря наличию этих вирусов человека, наша иммунная система распознает иные виды вирусов человека и противостоит им.

3. Рефлексия урока

Демонстрация слайдшоу «Разнообразие вирусов».

На карточке 2 написать синквейн «Вирус». (Обобщение темы и выводы)

Чтение синквейнов выборочно.

Пример:

  1. Существительное

  2. Два прилагательных

  3. Изложение темы тремя словами

  4. Отношение к теме четырьмя словами

  5. Синоним слова-сути темы

  1. Вирусы (Яд)

  2. Простые и сложные

  3. Вызывают различные заболевания

  4. Защита организма – укрепление иммунитета

  5. Паразит (облигатный)

Дом.задание. Сформулировать свою гипотезу появления вируса.






Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Урока: Актуализация знаний 6 мин Новая тема. 30 мин Повторение по теме урока 2 мин Строение вирусов 5 мин iconРедакционный Совет "Ницоцот мин а-Нер"

Урока: Актуализация знаний 6 мин Новая тема. 30 мин Повторение по теме урока 2 мин Строение вирусов 5 мин iconЛекции и распределение учебного времени введение мин

Урока: Актуализация знаний 6 мин Новая тема. 30 мин Повторение по теме урока 2 мин Строение вирусов 5 мин iconЗанятия: Организационный момент. Настрой на успех 1 мин. Пальцевые упражнения активаторы

Урока: Актуализация знаний 6 мин Новая тема. 30 мин Повторение по теме урока 2 мин Строение вирусов 5 мин iconКонспект урока Дата Класс Номер урока в теме. Тема

Урока: Актуализация знаний 6 мин Новая тема. 30 мин Повторение по теме урока 2 мин Строение вирусов 5 мин iconКонспект урока информационным технологиям в профессиональной деятельности по теме "Компьютерные вирусы и программные средства борьбы с компьютерными вирусами" Тема урока

Урока: Актуализация знаний 6 мин Новая тема. 30 мин Повторение по теме урока 2 мин Строение вирусов 5 мин iconТема урока «Вирусы и бактериофаги. Вирус спида» Цели урока

Урока: Актуализация знаний 6 мин Новая тема. 30 мин Повторение по теме урока 2 мин Строение вирусов 5 мин iconЗадачи: выяснить особенности строения и жизнедеятельности вирусов; раскрыть сущность внутриклеточного паразитизма вирусов во взаимодействии с клеткой; заострить внимание на опасности заражения вирусом спида. Тип урока: изучение нового материала

Урока: Актуализация знаний 6 мин Новая тема. 30 мин Повторение по теме урока 2 мин Строение вирусов 5 мин iconУрока: «Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы» Цели урока

Урока: Актуализация знаний 6 мин Новая тема. 30 мин Повторение по теме урока 2 мин Строение вирусов 5 мин iconТема урока : Характеристика поражающего действия ядерного взрыва
Цель урока: Ознакомить учащихся с характеристикой поражающего действия ядерного взрыва

Урока: Актуализация знаний 6 мин Новая тема. 30 мин Повторение по теме урока 2 мин Строение вирусов 5 мин iconконспект урока биологии по теме: «вирусы» 9 класс

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU