I. «Экологическое воспитание населения как основа безопасности жизнедеятельности населения» icon

I. «Экологическое воспитание населения как основа безопасности жизнедеятельности населения»





НазваниеI. «Экологическое воспитание населения как основа безопасности жизнедеятельности населения»
страница1/3
Дата конвертации31.05.2013
Размер0.67 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3
Информационный материал к единому дню информирования

Апрель 2012 г.


I. «Экологическое воспитание населения как основа безопасности жизнедеятельности населения»

Обеспечение благоприятной окружающей среды как основа определяется безопасной жизнедеятельности населения, определяется Законом об охране окружающей среды.

Охрана окружающей среды представляет собой одну из важнейших функций любого государства и является главным условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого социально-экономического развития.

Экологическое воспитание, образование и просвещение

Обеспечение органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан экологической информацией, организация пропаганды экологических знаний, участие в создании системы просвещения, образования и воспитания в области охраны окружающей среды является одним из основных направлений деятельности Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В целях формирования экологической культуры граждан, воспитания у них береженого отношения к природе осуществляется просвещение в области охраны окружающей среды посредством распространения экологической информации, в том числе содержащей сведения об экологической безопасности, устанавливается система образования в области охраны окружающей среды, которая включает дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование, а также повышение квалификации и переподготовку кадров.

В области работают 363 учреждения образования с экологическим уклоном (из них 251- школа, 11 – учреждений внешкольного воспитания и образования, в т.ч. 5 экологических центров, 96 – дошкольных учреждений). В 878 кружках эколого-натуралистического профиля занимаются 11 411 учащихся. В области используются различные формы организации экологического воспитания и обучения: экотропы – 376, экоотряды – 771, голубые патрули – 442, зеленые патрули – 620, фитобары – 223, производственные бригады – 425, музеи природы – 35, школьные лесничества – 272, кабинеты экологии – 192.

В 2011 году комитет продолжил взаимодействие с редакциями газет «Мінская праўда» и «Белорусская нива». Вышло 8 совместных спецвыпусков на природоохранную тематику. Регулярно выходили экологические выпуски «Абсяг». Совместно с редакцией газеты «Минская правда» проведен конкурс среди редакций районных и городских газет, радиопрограмм на лучшее освещение вопросов природоохранной тематики.

Совместно с управлением образования Миноблисполкома в рамках Дня знаний во всех районах области была организованна посадка аллей (32 общеобразовательных учреждениях).

1 апреля 2011 года комитет принял активное участие в природоохранной акции по изготовлению и вывешиванию искусственных гнездовий для птиц (скворечников и др.):работниками комитета совместно с общественными инспекторами (студенты лесохозяйственного факультета БГТУ), работниками ПЛХО, общественной организацией «Ахова птушак бацькаушчыны» были изготовлены и вывешены более 4000 скворечников.

На протяжении недели в детских садах, школах, колледжах были организованы беседы, выставки, информационные часы, конкурсы, викторины и другие мероприятия посвященные охране птиц.

С целью привлечения внимания государственных органов и организаций к вопросам охраны окружающей среды, наведения порядка на земле и благоустройства населенных пунктов, были проведены мероприятия приуроченные ко Дню земли. Комитетом совместно с Минским областным комитетом ОО «БРСМ» и отделом по делам молодежи облисполкома в настоящий момент реализуется экологический проект по сохранению и благоустройству родников (криниц) Минской области «Хрустальные ключи Минщины». В рамках реализации проекта благоустроено более 100 родников.

22 сентября 2011 года на территории Минской области организована акция «День без автомобиля». В учреждениях образования проведены информационные часы, дни информирования (приняло участие около 120000 учащихся), размещены листовки «День без автомобиля».

Во всех учреждениях образования Минской области (658 школ) проведены соревнования велосипедистов «Мой друг – велосипед», велопробеги «Все на старт» (более 25000 участников); конкурсы рисунков «Сохраним планету чистой», «Воздух и вода – кладовые здоровья» и т.д. (приняло участие около 15000 учащихся); викторины, беседы, конкурсные состязания, брей-ринги, открытые микрофоны, ролевые игры «Азбука безопасности», «Пусть дорога будет доброй», «Автомобиль и экология» и т.д. (приняло участие более 100000 учащихся). Организовано около 100 спортивно-оздоровительных, культурно-массовых и информационно-образовательных мероприятий.

В районах работниками ГАИ, райинспекций 22 сентября 2011 года организованы рейды и проведена акция «Чистый воздух» по контролю за содержанием вредных веществ в отработавших газах транспортных средств (проверено около 1000 автомобилей). Параллельно с акцией «Чистый воздух» проводилась информационная работа с водителями на дороге, распространено более 2000 листовок. К проведению акции «Чистый воздух» были привлечены корреспонденты региональных газет. Всего более 50 статей, выступлений по радио 34, выступлений по телевидению 7, проведены «круглые столы», опросы населения о необходимости проведения данной акции и т.д.

15 октября 2011 года комитетом было организовано участие в общереспубликанской добровольной акции «Чистый лес». За время проведения акции посажено более 400 тыс. различных пород деревьев. Очищено леса от захламленности 500,5 га. Убрано 52 несанкционированные свалки. Отремонтировано и благоустроено

более 60 мест отдыха. Произведено пополнение дендропарков. Всего в акции приняло участие около 15 тыс. человек, в том числе представители БРСМ, ГЛХУ, учащиеся, учителя и др.

Кроме того, в течение данного периода 2011 года Минским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды были организованы и проведены, мероприятия, приуроченные к празднованию основных экологических дат: Международный день лесов (21 марта), Международный день птиц (1 апреля), Международный день климата (26 апреля), Международный день биологического разнообразия (22 мая), Всемирный день окружающей среды (5 июня), Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой (17 июня).Это были различные литературные, фотовыставки, закладка памятных аллей, организация и проведение экологических троп и т.д.

С целью привлечения внимания широких кругов общественности к проблемам окружающей среды и рационального использования природных ресурсов уже десятый год подряд Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь проводится Республиканский экологический форум.

Справочно:

Главной целью проведения форума – республиканского экологического форума - является повышение экологической культуры, формирование экологического мировоззрения населения. Форум проводится с целью широкого вовлечения в экологическое движение широких слоев населения всех регионов Республики Беларусь, пропаганды бережного отношения к природным ресурсам, привлечения внимания общественности к проблемам окружающей среды. Организаторы форума, в первую очередь, ставят перед собой задачу ознакомить население республики с вопросами и проблемами экологии, вовлечь наших граждан в активную деятельность по охране природы, а также предоставить им возможность поверить в собственные силы в решении актуальных экологических проблем.

В текущем году местом проведения ежегодного Республиканского экологического форума станет г. Молодечно. Мероприятия форума пройдут с 24-го по 26 августа.

В рамках форума Министерством природных ресурсов будут подведены итоги республиканских конкурсов экологической направленности: конкурс на лучший детский рисунок на экологическую тематику; конкурс на лучшую автотранспортную организацию по снижению загрязнения атмосферного воздуха; конкурс на лучшее обустройство и содержание мест массового отдыха в границах водоохранных зон водных объектов; конкурс на лучшую публикацию на экологическую тематику; фотоконкурс «Это твоя земля»; конкурс на лучшую композицию по озеленению и обустройству территорий; конкурс по максимальному извлечению вторичных материальных ресурсов из коммунальных отходов. Практически все конкурсы проходят в три этапа: районный, областной и республиканский. Всю интересующую информацию (условия, сроки) по конкурсам можно получить на сайте Минприроды, Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, районных инспекций, газет.

Одним из элементов экологического воспитания является формирование у населения бережного отношения к природе и рационального использования природных ресурсов. Здесь невозможно обойтись без обязательного соблюдения требований законодательства по охране окружающей среды по различным направлениям природопользования.

Охрана и рациональное использование водных ресурсов

В рамках реализации требований водоохранного законодательства в области проводится работа по государственному контролю за рациональным использованием и охраной водных ресурсов.

Водоснабжение населения и субъектов хозяйствования области осуществляется с 7469 артезианских водозаборов, из которых 4973 действующих, 1239 подлежат тампонажу, 1112 законсервированных.

В 2011 г. приведены в надлежащее санитарное состояние 3381 ЗСО скважин, затампонированы 167 артезианских скважин.

В целях улучшения обеспечения сельского населения качественной питьевой водой, создания благоприятных и безопасных условий проживания Миноблисполкомом разработана и утверждена «Минская областная Программа по водоснабжению и водоотведению «Чистая вода» на 2011-2015 гг».

В рамках выполнения мероприятий программы в области велось строительство станции обезжелезования в курортном поселке Нарочь Мядельского района, водозабора со станцией обезжилизования воды в г. Смолевичи, строительство сетей водоснабжения в агрогородке Зажевичи Солигорского района.

Проведено бурение артскважин в д.Тимошки, д.Семково, д. Чачково Минского района, в агрогородке Колодница Крупского района, велось строительство станции обезжелезования в п. Энергетиков Дзержинского района проведена реконструкция станции обезжелезования в д.Дукора Пуховичского района, велось строительство сетей водоснабжения в д. Васьковщина Минского района, велась реконструкция сетей водоснабжения в п. Лесном Минского района, систем водоочистки в г.п. Радашковичи Молодечненского района.

Данная работа будет продолжена согласно Программе «Чистая вода» до 2015 года намечено строительство и реконструкция 5 водозаборов, 63 артскважин, 35 станций обезжелезивания, 20 очистных сооружениях. Панируется сокращение объема сброса недостаточно очищенных сточных вод по области на 600 000 м3/год.

В области постоянно ведется работа по выполнению запланированных мероприятий по охране малых рек от загрязнения и истощения.

По данным ГУ «Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды» индекс загрязненности воды (ИЗВ) в 2011 г. по рекам области заметно улучшился по сравнению с 2010г. В 2011 г. возросло количество створов, относящихся к чистым и относительно чистым. Улучшилось качество воды в р.Нарочь (н.п. Нарочь), р.Вилия в районе г.Вилейка и т.д. Незначительно ухудшилось качество воды в р.Зап.Березина н.п.Березовцы, н.п. Неровы, р.Уша в районе г.Молодечно, р.Морочь н.п. Яськовцы (н.п Подлосье).

По территории Минской области протекает 594 малых рек, 531 ручьев общей протяженностью свыше 10 тыс. км. и реки Неман, Березина, Вилия, Птичь и Свислочь относящиеся к категории больших и средних рек. Расположено 522 озер, прудов и водохранилищ. (приложение 1).

Размеры границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов определены в проектах.

Проекты водоохранных зон и прибрежных полос разработаны по заданию комитета и райгоринспекций для 78 водоемов.

Для прудов и водохранилищ, для которых проекты водоохранных зон и прибрежных полос не были разработаны, были утверждены временные минимальные границы водоохранных зон и прибрежных полос.

Райинспекциями природных ресурсов и охраны окружающей среды области совместно с службами МЧС, центрами гигиены и эпидемиологии, сельскими исполнительными комитетами проводятся постоянные проверки водохозяйственных объектов, являющихся потенциально возможными источниками загрязнения водных объектов (навозохранилища, склады ГСМ, пестицидов, минеральных удобрений, и др.). Особое внимание уделено состоянию обваловочных дамб очистных сооружений сточных вод (полей фильтрации), навозохранилищ и др. объектов-накопителей стоков животноводческих ферм и комплексов, находящихся в водоохранных зонах водных объектов.

Отдых на берегах и акваториях водных объектов является наиболее популярным и массовым среди населения области. Особенное место здесь занимает кратковременный отдых в летний период, который создает наибольшую антропогенную нагрузку на водоемы области.

Для организации работ по подготовки зон отдыха к сезону во всех районах области подготавливаются решения или распоряжения определяющие количество зон (мест) отдыха на территории районов. Согласно принятых решений на территории области определены 156 зон(места) отдыха на водных объектах.

Для подготовки зон отдыха на водных объектах к летнему сезону 2011 года в соответствии с планами мероприятий, утвержденными решениями райисполкомов установлено: 116 шлагбаумов, обустроено 88 стоянок автотранспорта, установлено 306 контейнеров и 565 урн для сбора твердых бытовых отходов, установлено 184 общественных туалетов, установлено 263 предупредительных аншлагов. Ликвидировано 44 несанкционированных свалки мусора. Кроме того, установлено и обновлено 605 малых архитектурных форм (грибки, беседки и т.д.).

С целью информирования населения об ограничении деятельности в прибрежных полосах в зонах массового отдыха устанавливаются 334 предупредительных аншлага, в которых население информируется о запретах в прибрежных полосах:

- стоянка транспортных средств ближе 30 м. от уреза воды;

- мойка транспортных средств;

- засорение и загрязнение отходами и т.д.

Режим содержания водоохранных зон прибрежных полос регламентируется 75 и 77 статьей Водного кодекса, соблюдение которых обязательно, как для юридических лиц, так и для граждан

Охрана и использование атмосферного воздуха

Понятие "атмосфера" буквально означает "сфера дыхания". Первые представления об атмосфере стали формироваться еще в древние времена. Шаг за шагом открывались загадочные свойства газов и их значение для жизни на Земле.

Сейчас уже очевидно, что человек своей многогранной хозяйственной деятельностью вызывает крупные нарушения в природных равновесиях, сложившихся в многовековой истории развития окружающей среды. Нарушения этих равновесий затрагивают атмосферу, ее режим и газовый состав.

Вследствие техногенной деятельности человека увеличивается концентрация загрязняющих веществ в атмосфере.

Крупными загрязнителями атмосферы являются дым, пыль, сажа, окислы азота и углерода, углеводороды. Например, окислы азота вызывают раздражение легких, кожи, слизистой оболочки глаз; фтор - флюорез зубов; соединения фосфора – желудочные боли, деформацию костей; свинец – влияет на развитие эритроцитов и пр.

Загрязнителями атмосферного воздуха стационарными источниками на территории области являются 3152 субъекта хозяйствования, основные из которых ОАО «Беларуськалий», ПРУП «Борисовский хрустальный завод», ОАО «Белорусский автомобильный завод», ОАО «Минское производственное кожевенное объединение», ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат, ТЕЦ-5 РУП «Минскэнерго».

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников по области в течение последних лет стабильны и не превышают 57,8 тыс. тонн в год, при этом в в 2010 году показатели по выбросам были самые низкие и по сравнению с 2009 годом снизились на 12%. Выбросы загрязняющих веществ за 2011 год от стационарных источников ориентировочно составили 51,7 тыс.тонн. (приложение 1).

При этом необходимо отметить, что процент уловленных и обезвреженных к общему количеству отходящих загрязняющих веществ самый высокий в Республике и составляет 96,7 % Для сравнения аналогичные показатели в других областях: Витебская – 56,5 %, Гомельская – 62,7 %, г. Минск – 63,3 %. Показатели обеспечиваются постоянным контролем эффективности действующих (их в области 2438) и вводом в эксплуатацию новых газоочистных установок. В 2011г. введено 39 новых установок. В СООО «Унифлекс» г.п. Гатово внедрены установки «Ятаган» и «Roxiterm» по улавливанию летучих органических соединений (ЛОС). Снижение выбросов составляет – 614 тон, при этом, образующаяся энергия используется для отопления помещений, что дополнительно позволяет снизить потребление природного газа на нужды котельной.

Наиболее проблемным вопросом являются выбросы вредных веществ от мобильных источников. Несмотря на то, что автотранспортный комплекс является важнейшей отраслью экономики, удовлетворяющей потребность общества и населения в перевозках, он в то же время крупнейший загрязнитель окружающей среды. В масштабах области доля транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу составляют около 80 % от общих выбросов. В среднем за день в республике в атмосферу выбрасывается с отработавшими газами более 60 тонн загрязняющих веществ.

С целью повышения экологической безопасности транспорта в нашей области, как и в республике в целом, принимаются меры по снижению автомобильных выбросов: улучшается качество дорог, повышается качество топлива и налаживается контроль за его соблюдением.

Однако, учитывая, что владельцами значительной части транспортных средств являются физические лица, проведение только общегосударстеннх мероприятий недостаточно.

Каждый владелец транспортного средства должен знать, что:

  1. Эксплуатация транспортных средств разрешается лишь при исправности и правильной регулировке всех систем и агрегатов, влияющих на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Не допускается эксплуатация транспортных средств с выбросами, превыщающими установленные нормативы.

  2. Экологические харектеристики двигателя транспортного средства на протяжении всего срока службы должны отвечать паспортным данным.

  3. Устройства, регулирующие подачу топлива для автомобилей, работающих на бензине, должны быть апломбированы.

С целью контроля экологической безопасности транспорта ежегодно с 1 по 30 июня, вот уже в течение 20 лет территориальными органами Минприроды совместно подразделениями ГАИ МВД проводится, как уже отмечалось ранее, экологическая операция «Чистый воздух».

Хотелось бы обратить внимание, что за последние три года наметилась тенденция к уменьшению транспортных средств, выявляемых с нарушением норм по токсичности и дымности отработавших газов с 14,8% в 2005 году до 4,1% в 2011 году. Все это подтверждает целесообразность и дальнейшую необходимость в проведении операции «Чистый Воздух».

Отходы

В Минской области ведется планомерная работа по оптимизации планово-регулярного сбора и вывоза отходов. За 2011 г. закрыто и рекультивировано 630 мини-полигонов. 13 мини-полигонов ТКО планируется эксплуатировать с целью последующего перевода в полигоны твердых коммунальных отходов.

По состоянию на 01.01.2012 г. для размещения коммунальных отходов сельских населенных пунктов действует система, состоящая из 35 полигонов ТКО, 13 мини-полигонов, оборудовано 5,8 тыс. площадок временного складирования отходов контейнерного типа, на которых установлено 22,7 тыс. контейнеров. По предварительным расчетным данным за 2011 год на объектах захоронения отходов размещено 550 тыс. тонн отходов потребления и порядка 400 тыс. тонн отходов производства.

На территории городов сельских населенных пунктов Минской области зарегистрировано 352,5 тыс. частных подворий. Вывоз коммунальных отходов осуществляется на основании схем обращения с коммунальными отходами, прошедшими в декабре 2011 года корректировку в связи с рекультивацией мини-полигонов ТКО. Вместе с тем, анализ данных по заключению договоров с населением на вывоз отходов ТБО показал, что в Борисовском, Воложинском, Крупском, Любанском, Минском, Молодечненском, Несвижском, Пуховичском, Смолевичском, Столбцовском и др. районах эта работа не завершена (приложение 2).

Несоблюдение требований законодательства при обращении с коммунальными отходами является прямой причиной образования свалок отходов в лесах, на придорожных полосах, территориях субъектов хозяйствования. За 2011 год силами землепользователей ликвидировано более 2,7 тыс. несанкционированных свалок бытовых, промышленных и строительных отходов.

Порядок обращения с отходами регламентируется Законом Республики Беларусь «Об обращении с отходам» и Инструкцией по организации раздельного сбора (сбора), хранения и перевозки коммунальных отходов, утвержденной Постановлением МинЖКХ РБ от 30.07.2003 № 26. Согласно данных законодательных актов местные исполнительные и распорядительные органы организуют сбор, в том числе раздельный сбор, хранение, перевозку, обезвреживание и использование коммунальных отходов, находящихся на их территории, силами организаций жилищно-коммунального хозяйства, иных организаций, имеющих необходимое техническое, технологическое оснащение и подготовленный персонал.

Граждане (собственники коммунальных отходов) обязаны:

  • размещать коммунальные отходы в предоставленные контейнеры либо предоставлять отходы к вывозу согласно разрабтанного и доведенного графика;

  • оборудовать на своем земельном участке места для временного хранения образующихся коммунальных отходов, собранного вторичного сырья;

  • обеспечить доступ к контейнерам, установленным на расположенной на его земельном участке площадке, для всех лиц, обслуживаемых данной площадкой в соответствии со схемой санитарной очистки;

  • заключить договор на вывоз и обезвреживание (использование) коммунальных отходов с обслуживающей организацией,

  • собирать коммунальные отходы раздельно по их видам и размещать их в контейнеры по назначению;

  • принять меры по вывозке крупно-габаритных отходов, строительных отходов и других отходов, которые по своим качественным характеристикам не могут быть собраны в контейнеры для коммунальных отходов; путём заключения дополнительных договоров.

Существенный вклад в санитарную очистку районов вносят садоводческие товарищества (далее - СТ) и гаражные кооперативы (далее – ГК). Отходы, образующиеся в ГК и СТ подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с такими отходами, разрабатываемыми с учетом требований технических нормативных правовых актов.

Из имеющих место 1355 товариществ схемы обращения с коммунальными отходами разработаны в 1310 (97 %). Также схемы обращения с отходами разработаны в 281 из 311 ГК (90 %).

Каждое товарищество или кооператив обязаны заключить довогор на вывоз отходов, установить за счет собственных средств контейнеры для сбора, а также оборудовать площадки для раздельного сбора вторсырья (металлолома, пластиков и др.)

Все производители отходов (граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, организации прочих форм собственности) обязаны осуществлять раздельный сбор отходов. С целью активизации работ по раздельному сбору отходов в Республике Беларусь утверждена Государственная программа по сбору и заготовке вторичного сырья. В рамках данной программы за 2011 год собрано 20,4 тыс. т. вторичных материальных ресурсов.

Приемкой вторичного сырья в Минской области занимаются организации облпотребсоюза, управления торговли, управления жилищно-коммунального хозяйства, частные организации.

Всего на территории области установлено 6542 контейнера для раздельного сбора мусора, 1174 стационарных и 69 передвижных приёмных пункта сбора. (приложение 3 и 4).

Кроме того, в Минской области создана система пунктов сбора отработанных элементов питания (батареек). Приемка указанных отходов ведется посредством 120 специальных контейнеров, установленных в торговых объектах, подведомственных управлению торговли Миноблисполкома и облпотребсоюзу. В последствии собранных элементы питания передаются региональным центрам ГО «Белресурсы». Такой контейнер для сбора можно установить и в любой организации и затем собранные батарейки отнести на любой пункт сбора.

Охрана и использование земельных ресурсов

Наведение порядка

Одним из важнейших направлений в области охраны окружающей среды был и остаётся вопрос наведения порядка на земле и благоустройства территорий населенных пунктов.

Только за 2011 год при проведении координационной работы по вопросам наведения порядка на земле заинтересованными службами; проведено более 32 тысяч рейдов проверок санитарного состояния территорий, по результатам которых на руководителей предприятий, организаций и граждан наложено 9 132 штрафов, ответственным должностным и физическим лицам выдано 4578 обязательных для исполнения предписаний.

Службами жилищно-коммунального хозяйства проведены работы по закрытию и рекультивации 576 мини-полигонов твердых коммунальных отходов.

В ходе работы по наведению порядка на земле на территории области выявлено и ликвидировано более 3 тыс. несанкционированных свалок отходов общим объемом около 5 тыс. м³, в том числе на землях лесного фонда ликвидировано порядка 1 тыс. несанкционированных свалок общим объемом более 1,5 тыс. м³.

В 2012 году работы по наведению порядка на земле и благоустройству территорий населенных пунктов продолжаются в соответствии с Областным планом мероприятий, утвержденным решением облисполкома от 26 декабря 2011 г. № 1794.

Основными направлениями деятельности определены:

- наведение порядка на территории сельхозорганизаций, лесного фонда; придорожных полосах;

- рациональное использование земель;

- совершенствование технического и эстетического обустройства транспортных коммуникаций, улучшение художественно-эстетических качеств и совершенствование элементов комплексного благоустройства населенных пунктов;

совершенствование системы обращения с отходами.

В целях активизации вышеперечисленных работ распоряжением председателя облисполкома от 14 марта 2012 г. № 78р с 31 марта по 1 июня 2012 года на территории области объявлены месячники по наведению порядка на земле.

Так же в рамках месячников 14 апреля 2012 будет организован областной субботник и в течении указанного периода ряд районных субботников.

Во всех сельских (поселковых) Советах области разработаны детальные планы мероприятий по благоустройству и поддержанию надлежащего санитарного состояния объектов и территорий, в том числе населенных пунктов.

В ноябре в 2011 года постановлением Минздрава утверждены «Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и организаций» в которых установлены гигиенические требования к содержанию территорий населенных пунктов и обязательны для соблюдения организациями и физическими лицами.

Так же решением Миноблисполкома в 2011г. утверждены Требования к благоустройству индивидуальных жилых застроек на территории Минской области, в которых отражены обязанности по наведению порядка на земле как исполнительных и распорядительных органов власти, так и жильцов, застройщиков.

Так, местные органы управления обязаны организовывать работу по благоустройству, содержанию и уборке территорий населенных пунктов, своевременному окашиванию придорожных полос и газонов, уборке снега с проезжей части и тротуаров; ремонтировать дороги, тротуары и лестницы, проводить грейдирование улиц с песчано-гравийным покрытием; разрабатывать и утверждать схемы обращения с коммунальными отходами и вывозить их, уведомлять граждан о времени вывоза мусора.

В свою очередь, от владельцев индивидуальных жилых домов требуется содержать в порядке, отвечающем архитектурно-строительным и противопожарным требованиям, принадлежащее им жилье, хозяйственно-бытовые постройки и заборы, своевременно производить их ремонт и покраску, менять пришедшие в негодность конструктивные элементы.

Кроме того, владельцы индивидуальных жилых домов должны поддерживать чистоту и порядок на придомовом участке до оси проезжей части улицы по всей длине участка, систематически очищать ее от мусора, отходов строительства, производить окашивание сорной растительности.

Несмотря на значительную проделанную работу в прошлом году, после схода снежного покрова как грибы после дождя появляются несанкционированные свалки на территориях сельскохозяйственных предприятий, лесного фонда, сельских Советов, дорожных организаций. Это относится в первую очередь районов находящихся в непосредственной близости от города Минска.

Так только за март месяц ликвидировано 146 свалок бытовых, промышленных и других отходов, в том числе 39 на землях государственного лесного фонда.

2. Палы

После схода снежного покрова, как правило, возникает сложная пожароопасная обстановка. Повсеместно вдоль автомобильных дорог, на лугах, опушках леса происходит выжигание прошлогодней сухой травы, на полях сжигаются стерня, пожнивные остатки, разводятся костры и сжигается мусор, что в ряде случаев приводит к возникновению пожаров на полях, в лесах и торфяниках и являются настоящим экологическим бедствием.

Пользуясь случаем, обращаем внимание о недопустимости выжигания сухой растительности и профилактике возникновения лесных пожаров.

Запрещено разжигать костры: в посадках молодых деревьев, в местах, где произошел ветровал, бурелом; на торфяниках, местах с подсохшей травой (Правила противопожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Минлесхоза от 10.08.2010 № 20).

Одновременно следует помнить, что согласно статьи 20 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» выжигание сухой растительности (сухих дикорастущих растений) и её остатков на корню запрещается и в соответствии со статьей 15.57. Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» влечет наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин.

Существующим законодательством за подобные нарушения предусмотрена также уголовная ответственность (статьи 270, 276 Уголовного Кодекса Республики Беларусь).

3. Нахождение на территории лесного фонда

В соответствии с Лесным кодексом Республики Беларусь граждане имеют право свободно находиться на территории лесного фонда и бесплатно собирать для удовлетворения собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственное растительное сырье, древесные соки, мох, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных мероприятиях.

Граждане, пребывающие на территории лесного фонда, обязаны:

1) соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, а в случаях возникновения лесного пожара – обеспечивать оповещение государственной лесной охраны и оказывать содействие в его тушении;

Нарушение требований пожарной безопасности в лесах либо запрета на их посещение, не повлекшее причинение ущерба, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (ст. 15.29 Ко АП)

2) не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, загрязнение лесов, уничтожение и разорение муравейников, гнезд, нор и других мест обитания диких животных;

В соответствии со статьей 15.22 Ко АП незаконное уничтожение, в том числе незаконная порубка, либо повреждение деревьев и кустарников до степени прекращения роста, произрастающих в лесах первой группы лесного фонда, а также древесно-кустарниковой растительности (насаждений), не входящих в лесной фонд влекут наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин.

Те же деяния, совершенные в остальных лесах лесного фонда влекут наложение штрафа в размере до 30 базовых величин.

Незаконное уничтожение или повреждение деревьев, кустарников, цветников, газонов, расположенных на землях населенных пунктов – от 10 до 50 базовых величин.

Загрязнение леса отходами или сточными водами либо иным способом влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.

Незаконное разрушение муравейников, гнезд, нор или других жилищ диких животных, сбор яиц, личинок и куколок муравьев, яиц птиц или добыча диких животных, находящихся в бедственном положении влекут наложение штрафа в размере до 30 базовых величин.

4. Порядок заготовки древесных соков

С наступлением весны в лесах и населенных пунктах, гражданами ведется активная заготовка березового сока. Однако зачастую это противоречит природоохранному законодательству.

Заготовка древесного сока в лесном фонде Республики Беларусь регламентируется Правилами заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования, утвержденными постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 20.03.2001 № 4.

В соответствии с Лесным кодексом и Законом Республики Беларусь «О растительном мире» граждане для удовлетворения собственных нужд имеют право осуществлять заготовку древесного сока бесплатно на участках лесного фонда, определяемых для этих целей юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство с соблюдением установленных правил заготовки. Для получения информации об участках леса, где возможно осуществление заготовки древесного сока, гражданин должен обратиться в учреждение, ведущее лесное хозяйство (лесхоз, лесничество) по месту жительства. Кроме того, лесхозы могут вывешивать объявления в общественных местах об участках леса, где можно заготавливать березовый сок, а также во многих лесхозах и лесничествах, в сезон заготовки, можно приобрести уже заготовленный березовый сок.

Заготовка древесного сока на землях, не относящихся к землям лесного фонда, регламентируется Правилами заготовки древесных соков, сбора, заготовки или закупки дикорастущих растений и (или) их частей, утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 31.08.2005 № 37/36. Согласно данному правовому нормативному акту гражданам разрешена заготовка древесного сока на участках древесно-кустарниковой растительности, не входящих в лесной фонд, за исключением прибрежных полос водных объектов, в пределах полос отвода железных и автомобильных дорог, иных транспортных коммуникаций, в населенных пунктах, в дендрологических парках, ботанических садах, в переданных в установленном порядке под охрану местах обитания диких животных и произрастания дикорастущих растений, отнесенных к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь, в границах зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, на территории курортов и организаций здравоохранения, в границах округов санитарной охраны курортов, в местах массового отдыха населения.

Заготовка древесных соков должна производиться способами, обеспечивающими сохранение технических качеств древесины, в порядке, установленном Правилами заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесных соков влечет административную ответственность с применением к физическим лицам штрафных санкций в размере от четырех до пятидесяти базовых величин.

5. Удаление объектов растительного мира.

В настоящее время возросло количество обращений в местные органы власти, природоохранные службы по вопросам удаления объектов растительного мира.

В связи со вступлением с 27 ноября 2011 года в силу изменений в Закон Республики Беларусь «О растительном мире», Советом Министров Республики Беларусь 25 октября 2011 года принято постановление № 1426 «О некоторых вопросах обращения с объектами растительного мира».

Согласно указанному Положению удаление и пересадка объектов растительного мира в населенных пунктах осуществляются на основании разрешения местного исполнительного и распорядительного органа.

Не требуется получения разрешения на удаление, разрешения на пересадку в случаях:

- строительства, если утвержденной в установленном порядке проектной документацией предусматриваются удаление, пересадка объектов растительного мира, за исключением случаев, установленных Президентом Республики Беларусь;

- удаления, пересадки гражданами объектов растительного мира, расположенных в границах земельных участков, предоставленных им в частную собственность, пожизненное наследуемое владение в порядке,;

- удаления, пересадки объектов растительного мира при ликвидации чрезвычайной ситуации или ее последствий, проведение которой невозможно без их удаления и пересадки. В этом случае юридическое лицо или гражданин, которые выполнили указанные работы, должны направить в местный исполнительный и распорядительный орган уведомление об удаленных, пересаженных объектах растительного мира (их местонахождении, количестве и качестве), причине удаления, пересадки этих объектов, а также описание чрезвычайной ситуации не позднее трех дней со дня их удаления, пересадки.

Для получения разрешения на удаление и (или) пересадку объектов растительного мира заинтересованное физическое лицо представляет в местный исполнительный и распорядительный орган заявление на удаление, пересадку объектов растительного мира в населенных пунктах.

Местный исполнительный и распорядительный орган при указании в заявлении сведений в течение 15 календарных дней со дня получения заявления, обеспечивает проведение обсуждения с общественностью вопроса о планируемом удалении, пересадке объектов растительного мира.

Разрешение на удаление, разрешение на пересадку выдаются физическому лицу при предъявлении документа, удостоверяющего его личность.

Срок действия разрешения на удаление, разрешения на пересадку составляет два года и исчисляется со дня его выдачи.

6. Особо охраняемые природные территории

Обеспечение соблюдения землепользователями и гражданами установленных режимов охраны и использования особо охраняемых природных территориях (ООПТ) является одним из приоритетных направлений в работе по сохранению окружающей среды.

На территории Минской области расположено 246 особо охраняемых природных территории общей площадью 249,6 тыс. га, что составляет 6,3% от общей площади области, в том числе – 1 заповедник (Березинский биосферный), 1 национальный парк (Нарочанский), 20 заказников республиканского значения (6 ландшафтных и 14 биологических), 82 памятника природы республиканского значения (56 геологических, 23 ботанических, 3 гидрологических), 34 заказника местного значения (5 ландшафтных, 17 биологических и 12 гидрологических), 108 памятников природы местного значения (53 ботанических, 25 геологических и 30 гидрологических).

Режим охраны и использования ООПТ указывается на информационных знаках, расположенных по периметру особо охраняемых природных территорий. На особо охраняемых природных территориях, как правило, запрещено разжигание костров, нарушение почвенного покрова и др.

Статьей 15.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий - штраф в размере от 4 до 35 базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до 100 базовых величин.

Отдельные места обитания и произрастания видов диких животных и растений включенных в Красную книгу Республики Беларусь передаются под охрану землепользователей решениями районных Советов депутатов.

7. Ведение рыболовного хозяйства и рыбоводства

Правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580, установлены следующие запреты:

Пунктом 136 Правил в период с 1 апреля по 30 мая - период нереста рыбы - запрещен лов всех видов рыбы, за исключением любительского рыболовства, осуществляемого рыболовом-любителем в светлое время суток с берега одной удочкой с одним крючком или одним спиннингом с одним крючком;

Пунктом 138 Правил запрещен:

лов щуки обыкновенной с 1 по 31 марта;

лов сома обыкновенного с 31 мая по 1 июля;

лов сига чудского с 1 ноября по 15 декабря;

лов налима обыкновенного с 25 декабря по 28 февраля;

лов рака узкопалого с 15 октября по 15 июля;

лов пресноводных креветок с 1 апреля по 15 июня;

промысловый лов всех видов рыбы на зимовальных ямах с 1 октября по 15 апреля.

Подпунктом 140.6 Правил запрещено использование гражданами маломерных судов и судов с двигателями в рыболовных угодьях в сроки запрета на вылов рыбы.

Статьёй 15.35 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства – предупреждение или штраф в размере до 20 базовых величин, для индивидуальных предпринимателей - от 10 до 100 базовых величин.

Так например, за период 2011 года на территории Мядельского района у браконьеров изъято 100 единиц рыболовных сетей, общей длинной 4,5 тыс. метров и 137 мереж.

Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства не распространяются на искусственные пруды, переданные в аренду для рыбоводства. Арендаторы таких прудов могут производить лов рыбы без учета ограничений, установленных правилами ведения рыболовного хозяйства и рыболовства.

Приложение 1.



Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

№ п/п

Районы Минской области

Выбросы тыс.т/год

1

Березинский

0,70

2

Борисовский

4,40

3

Вилейский

2,20

4

Воложинский

1,00

5

Дзержинский

2,00

6

Клецкий

1,90

7

Копыльский

0,90

8

Крупский

1,70

9

Логойский

0,80

10

Любанский

1,70

11

Минский

4,80

12

Молодечненский

2,70

13

Мядельский

1,20

14

Несвижский

3,80

15

Пуховичский

3,70

16

Слуцкий

4,20

17

Смолевичский

3,60

18

Солигорский

6,80

19

Стародорожский

0,30

20

Столбцовский

1,10

21

Узденский

0,80

22

Червенский

0,60

ИТОГО:

50,90
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

I. «Экологическое воспитание населения как основа безопасности жизнедеятельности населения» iconПримерные программы обучения различных групп населения в области безопасности жизнедеятельности

I. «Экологическое воспитание населения как основа безопасности жизнедеятельности населения» icon«Экологическое воспитание учащихся на уроках физики с использованием регионального компонента»

I. «Экологическое воспитание населения как основа безопасности жизнедеятельности населения» iconК теме: «Перспективные методы и формы обучения специалистов в области биологической безопасности населения на основе инновационных технологий»

I. «Экологическое воспитание населения как основа безопасности жизнедеятельности населения» iconПамятка для населения «Как защитить себя от заражения бешенством» Бешенство

I. «Экологическое воспитание населения как основа безопасности жизнедеятельности населения» iconВопросы по курсу: «Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность» Опасности для населения, объектов экономики и инфраструктуры в Республ
Краткая характеристика химического, биологического и других видов оружия. Возможные последствия их применения

I. «Экологическое воспитание населения как основа безопасности жизнедеятельности населения» iconВнимание-бешенство. Памятка для населения как защитить себя от заражения бешенством

I. «Экологическое воспитание населения как основа безопасности жизнедеятельности населения» iconПамятка о мерах безопасности против африканской чумы свиней для населения, содержащего свиней в личных подворьях

I. «Экологическое воспитание населения как основа безопасности жизнедеятельности населения» iconК Закону Тюменской области «О содержании и защите домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Тюменской области»

I. «Экологическое воспитание населения как основа безопасности жизнедеятельности населения» iconПравила содержания домашних животных, скота и птицы, и меры по обеспечению безопасности населения городского поселения город жуков содержание домашних животных

I. «Экологическое воспитание населения как основа безопасности жизнедеятельности населения» iconПаводок. Как избежать беды?
...

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU