Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества, о гуманистической сущности науки, о значении нравственной позиции человека, о его моральн icon

Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества, о гуманистической сущности науки, о значении нравственной позиции человека, о его моральн





Скачать 134.73 Kb.
НазваниеФормирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества, о гуманистической сущности науки, о значении нравственной позиции человека, о его моральн
Дата конвертации31.05.2013
Размер134.73 Kb.
ТипДокументы
КОЛОКОЛА ЧЕРНОБЫЛЯ

Цель мероприятия: формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества, о гуманистической сущности науки, о значении нравственной позиции человека, о его моральной ответственности за последствия применения научных достижений; показать достоинства и проблемы современных атомных станций; расширить познания о трагедиях в Хиросиме, на Чернобыльской АЭС. Развивать у учащихся интерес ко всему происходящему. Воспитывать экологическое мышление, воспитывать их внимательными, милосердными людьми, патриотами, настоящими гражданами страны.

Оформление: на трибуне, где читают ведущие украинские рушники, на столе, покрытом украинской скатертью , букет цветов, перевязанный траурной лентой, в зале полумрак, в подсвечниках зажженные свечи, на сцене оформлены ступени ( смотри фотографии мероприятия)

Оборудование : экран, магнитофон, медиапроектор, нетбук, аудиозаписи, презентации.

Ход мероприятия


Учитель. (Слайд №1) Сегодняшнее мероприятие «Колокола Чернобыля»- наш земной поклон, наша благодарность всем тем, кто, рискуя своим здоровьем и жизнью, принимал участие в ликвидации последствий аварии, возрождал к новой жизни обожженную радиацией землю, это священная память о всенародном подвиге, который никогда не сотрется в памяти человечества, не померкнет в веках.


(Звучит колокол. Слайд №2.)

( Смена слайдов №3-9 ).


Гудит экологический колокол. Тревогой и болью наполнены его звуки. Болью за нашу землю, орошаемую смертоносными кислотными дождями, за отравленные химическими отходами реки , за небо с озоновыми дырами, за вырубленные леса….. Тревогой за будущее наших детей и внуков. Гудит, стонет колокол. И самыми горькими нотами звучат в его гуле голоса Хиросимы и Нагасаки, Чернобыля и Факусимы . Голоса катастроф , которые потрясли весь мир , заставили вздрогнуть все человечество, память, о которых незаживающей раной останется в душах народов. Сегодня мы поговорим о трагедиях, сотворенных энергией атома.


Ведущий 1. Утро 6 августа 1945 года. Десятки тысяч жителей города Хиросима спешат на работу. Перед продовольственными магазинами выстроились очереди. На улицах полно людей.

Ведущий 2. Слепой зеленоватый всплеск, взрыв, волна горячего ветра и в следующий момент все вокруг загорается.

Ведущий 1.Миг - и с людей свалилась обгоревшая одежда, вздулись руки, лица, груди: лопаются багряные волдыри, и лохмотья кожи сползают на землю. Это призраки. Призраки Хиросимы.


Ведущий 2.Утро 6 августа 1945 года на высоте 500 м над городом Хиросима разорвалась атомная бомба.

(Слайд № 10 - видеофрагмент).

(Слова ведущих сопровождаются слайдом №11):

Ведущий 1. В результате взрыва

78150 убитых,

Ведущий 2. 13983- пропали безвести,

Ведущий 1. 9428-тяжело раненых,

Ведущий 2. 27997 легко раненых.

Ведущий 1. Трудно описать отчаяние и горе матерей, когда вместо нормальных детей у них рождаются дефективные уроды, монстры (чудовища) без рук, без ног, не имеющие человеческого подобия.

Ведущий 2. Атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки-преступление, перед которым меркнут злодеяния величайших извергов прошлого.

Ведущий 1. Летчик, сбросивший бомбу, был награжден медалью и получил чин майора. Когда он вернулся в родной Техас, его встретили как национального героя фанфарами, знаменами, цветами. Однако «герой» повел себя странно. Он отказался служить в авиации, отказался играть в фильме, в котором он должен был изображать самого себя, отказался работать вообще.

Ведущий 2. Часто по ночам он начинал метаться во сне и кричать нечеловеческим голосом: «Бросайте, бросайте же!» Потом: «Нет! Не сейчас! Подумайте о детях! Дети горят!..» Начиная с 1955 года Клод Изерли стал гангстером, он совершил несколько краж и ограблений с единственной целью: «Я хочу, чтобы меня наказали»,- говорил он судьям. Наконец, его поместили в психиатрическую больницу.

(Слайд №12)

Ведущий 1. Садако Сасаки родилась 7 января 1943 г. в Хиросиме. Ей было два года, когда 6 августа 1945 г. на город была сброшена первая атомная бомба.

Дом её семьи располагался приблизительно в 2 –х км от эпицентра. Хотя он был разрушен взрывом, девочка не получила ожогов и внешних ранений. Однако она и её мать попали под радиоактивный "чёрный дождь".

Не смотря на пережитую бомбардировку и послевоенную бедность, Садако росла энергичной и здоровой девочкой. Она увлекалась спортом и бегала быстрее всех в классе.

Но в 1954 г., в возрасте 11 лет у неё возникли проблемы со здоровьем. В больнице Садако был поставлен диагноз лейкемия, "атомная болезнь". Доктор сказал её отцу, что ей осталось жить не более года. Садако была госпитализирована.


Ведущий 2. Её лучший друг рассказал ей о старинной японской легенде, которая гласит, что наградой тому, кто сложит тысячу бумажных журавликов, будет исполнение его желания. (Ведущая показывает сделанного из бумаги журавлика). Садако надеялась, что сложит тысячу журавликов и снова станет здоровой.

Она продолжала складывать бумажные журавлики до самой смерти 25 октября 1955 г.

Преждевременная смерть Садако стала шоком для её одноклассников, многие из которых также пережили атомную бомбардировку. Друзья и одноклассники Садако стали думать об установке памятника ей и всем детям, умершим в результате ядерного взрыва. Молодые люди со всей Японии помогли собрать деньги на этот проект.

(На фоне слайдов №13-15 ведущая читает )

В 1958 г. статуя держащей в руках журавлика Садако была установлена в Парке мира в Хиросиме. На нем надпись: «Спите спокойно, мы сделаем все для того, чтобы это больше не повторилось».

(Учащиеся под аккампонимент гитары исполняют песню «Японский журавлик»на фоне слайда №16-клип к песне. Можно использовать только клип)

Ведущий 1.Со времени трагедии в Хиросиме и Нагасаки прошел 41 год. Это случилось 26 апреля в 1 час 23 минуты 58 с. Взорвался атомный реактор Чернобыльской АЭС. (Слайд №17).


Ведущий 2 .События, которые привели к аварии, начали развиваться утром 25 апреля 1986 года. Реактор 4-го блока предполагалось остановить на плановый профилактический ремонт и, пользуясь этим, решили провести испытания, что бы определить, как долго после прекращения нормальной подачи электроэнергии турбогенератор способен производить электроэнергию для питания насосов водяного охлаждения.

В час ночи, перед подготовкой к испытаниям, уровень мощности реактора был снижен. В течении следующих суток технический персонал систематически отключал установки регулирования мощностей и аварийного охлаждения.

(На фоне слайда №18- видеофрагмента ведущие читают слова)

Ведущий 1. 26 апреля в 1 час 23 минуты аварийная система безопасности была намеренно отключена. За несколько секунд температура в активной зоне на столько возросла, что началась неуправляемая цепная реакция. В 1ч 23мин 58с реактор четвёртого блока взорвался. Один за другим с интервалом в 3секунды произошло два взрыва. Первый был вызван паром, второй – либо паром, либо водородом, образовавшимся, когда начало плавиться и взаимодействовать с водой топливо в оболочке реактора. Активная зона реактора развалилась. Тысячетонная панель перекрытия взлетела, проломив кровлю здания реактора. Смертоносный светящийся столб радиоактивных веществ взметнулся над реактором на высоту 170 м и рассеялся в атмосфере. После взрыва на атомной станции в воздух было выброшено радиоактивных веществ в 90 раз больше, чем когда взорвались атомные бомбы, сброшенные американцами на японские города Хиросима и Нагасаки.

Ведущий 2. На отрытом воздухе под воздействием гигантских температур начал гореть графитовый замедлитель. Радиоактивная вода хлынула в помещение реактора. Одновременно вспыхнуло 30 пожаров.

Ведущий 1.

Взметнулся в небо столб огня,

И взрыв разбрызгал блока глыбу.

Застыла в ужасе земля,

Бедою поднята на дыбу.


(На экране – фото разрушенного реактора. Слайд №19)

Ведущий 2. Первыми на место аварии прибыли пожарные.

Возглавлял караул 23-летний лейтенант Владимир Правик.

(На экране – фото пожарной машины Правика. Слайд №20)


Начкар, перед строем сказал тяжело:

-Хоть риск и смертелен, но все же…

Запнулся как будто бы горло свело

  • Если не мы то кто же?..



Ведущий 1. Десяток пожарных с огнетушителями пошли в наступление на огонь в помещениях реактора. Пока продолжалась эта борьба, шестеро пожарных по тридцатиметровой лестнице поднялись на разрушенную крышу здания реактора. От жара остатки покрытой асфальтом кровли плавились. Сапоги пожарных вязли в битуме, каждый шаг давался с трудом. Ядовитые испарения мешали дышать, видимость была почти нулевой. Заливавшая пламя вода мгновенно превращалась в радиоактивный пар.

Ведущий 2. В 3 часа 30 минут начали прибывать пожарные команды из ближайших городов. К рассвету были потушены все пожары, кроме одного – в активной зоне реактора четвёртого блока (этот пожар горел потом ещё не одну неделю). Здание реактора лежало в руинах.

Ведущий 1.У каждого времени – свои герои. В особой зоне не требовалось идти врукопашную, мчатся сквозь град пуль на пулеметной тачанке, бросаться грудью на амбразуру, идти на воздушный таран. Да ,этого и не требовалось, но только в прямом смысле. А в переносном – нужно было и то, и другое, и третье, и во много раз сверх того. Люди столкнулись с врагом страшнее чумы, наводнения, землетрясения и даже вооруженного до зубов агрессора. Этот враг неощутим, невидим. Но он жесток , коварен, безжалостен и смертельно опасен.

Ведущий 2.

Если б только огонь – все пустяк,

Но повсюду невидимый враг.

Он дышит жарой на тебя

Проникает смертельно разя.

Пост не бросить , назад не уйти!

Долг такой нашу землю спасти!


Ведущий 1. Вот имена первых жертв Чернобыльской катастрофы:

2-й. Лейтенант Владимир Павлович Правик (фото)

1-й. Лейтенант Виктор Николаевич Кибенок (фото)

2-й. Сержант Николай Васильевич Ващук (фото)

1-й. Сержант Владимир Иванович Тишура (фото)

2-й. Старший сержант Николай Титенок (фото)

1-й. Старший сержант Василий Иванович Игнатенко (фото).

(Чтение фамилий пожарных сопровождается показом слайда №22 )


Ведущий 2. Владимир Правик не единожды подходил к реактору. Вся поверхность его тела была обожжена, трудно было понять, где кожа была поражена огнем, а где- радиацией , все слилось. Страшные опухоли возникли снаружи и внутри. Распухли губы, язык, пищевод. Ядерная боль особенная, она беспощадна, приводит к шоку и потере сознания. Все тело пожарного переполняла ядерная боль. Но Владимир Правик стойко перенес боль и муки.

(Слайд № 23).

У него не было ни единого кусочка живой кожи. Радиацией были убиты и слюнные железы. Рот пересыхал как в засуху. Правик не мог говорить, только смотрел, моргая веками без ресниц, которые выпали. Смотрел и в глазах временами возникало жгучее желание покориться смерти. Потом внутренние силы стали слабеть и постепенно исчезать. Началось умирание, исчезновение плоти на глазах. Он стал таять, сохнуть, исчезать. Кожа и ткани тела были убиты. Человек каждый час, каждый день уменьшался и уменьшался. И настал такой день, когда стало понятно: сделано все, что способна сделать современная радиационная медицина.

Ведущий 1. Прошу почтить память всех жертв Чернобыльской катастрофы минутой молчания.

(Выходят девушки и юноши с горящими свечками. Юноши преклоняют колено, девушки наклоняют головы. Звучание метроном. На экране фото горящей свечи - слайд №24)

Ведущий 1. (Слайд № 25- видеофрагмент)

Как тревожен закат!
Как печальна земля
На могилах ребят
Не шумят тополя –
На могилах холодный суровый гранит.
Справа лес подмосковный уныло стоит
Это наша беда,
А не ваша вина!
Нашу боль не залечит и время.
А над Митинским полем кричит тишина:
Здесь лежит опалённое племя.

Ведущий 2.

На могильной плите
Алой кровью – цветок
Был в сплошной темноте
Враг незрим и жесток.
Две шеренги застыли –
Не движется строй.
Вот такими, как были,
Вы и приняли бой.

Ведущий 1. На окраине Москвы раскинулось Митинское кладбище. Примерно в 50-ти метрах от главного входа два ряда надгробий окружённых берёзовыми саженцами, стерегут покой опалённого братства.

(Пауза)

Ведущий 2.Четверо из этого братства лежат не здесь. Валерий Ходимчук – оператор пульта управления погиб во время взрыва и погребён под тоннами обломков… Его друга и одногодку Володю Шашенка, тоже заступившего в ту ночь на смену, вынесут на руках обожженным и облученным врачи и пожарные. Он успеет простонать: “Там... Валера...” - и его покинет сознание. Беспомощными окажутся врачи.

Ведущий 1.Тело Володи Шашенка вывезут из зоны и похоронят на деревенском кладбище. Валерия не найдут. Похороненный реактор стал его могилой.

(Из зала выходит девушка. На экране слайд №26. Девушка предавая эмоции читает стихотворение).

Спи. Да будет твой сон спокоен,
Спи мой старший, мой вечный мальчик
Худенький, русоволосый воин,
Над тобой я дождями плачу
Не дойти до тебя ногами
Не обнять мне тебя руками.
Я укрою тебя снегами
Белой птицей спущусь на камень.
Я так долго живу на свете!
Матерям суждено от Бога
Жить за Вас погибшие дети
Задыхаясь от слёз и боли.
Спи. Да будет твой сон спокоен
После самой последней битвы.
Помолиться б. Да время такое
Я давно забыла молитвы.

(На фоне слайдов №27,28 ведущие читают текст)

Ведущий 2. Столь большой аварии еще не знала атомная энергетика. Потребовались невероятные усилия, чтобы локализовать ее в первые дни. Десятки вертолетчиков вели свои боевые машины к жерлу атомного вулкана. Они зависали на несколько минут в радиоактивном столбе газов и засыпали реактор. Для сброса мешков открывали дверь и на глазок их бросали. Никакой защиты от радиации на вертолете не было.

(На фоне слайдов №29-30 ведущие читают текст)

Ведущий 1.Солдаты вручную готовили средства индивидуальной защиты. Так, для защиты спинного мозга, вырезали из свинца толщиной 3 мм экран типа лат рыцаря. Делали свинцовые плавки, для защиты затылочной части головы - свинцовый экран наподобие армейской каски. Для защиты кожи лица и глаз от бета-излучений - щиток из оргстекла толщиной 5 мм, для защиты ног - свинцовые стельки в бахилы или сапоги, для органов дыхания подгонялись респираторы, тело и руки защищали фартуки и рукавицы из просвинцованной резины. Вес такого снаряжения составлял 20 - 25 кг.

В таких доспехах солдат больше походил на робота, чем на человека. Вся эта защита позволяла снизить воздействие уровня радиации в 1,5 раза, но значительно сковывала движения.


(На фоне слайдов №31-35 ведущие читают текст)


Ведущий 2.Сводки, сводки, сводки, ежедневные сводки как на войне ...В них номера военных частей, фамилии солдат, сержантов и офицеров. Их бой был краток, меньше минуты. Противник невиден и коварен. Они проявляли не просто мужество и стойкость, они совершали настоящие подвиги. Лишь несколько десятков секунд можно было работать на крыше энергоблока. Что можно сделать за такой короткий промежуток времени, когда движения сковывает одежда, когда с хрипом втягиваешь в себя через респиратор воздух, когда сползают очки и камнем висят на ногах тяжелые сапоги? Немного. Хотя нет, очень много. Схватить, кинуть на носилки обломок бетона, чтобы другие подхватили носилки- и бегом, бегом- до края крыши. Что можно сделать за секунды? К тому же , если на тебе надет свинцовый фартук, а шлем из свинца давит на голову? Можно рвануться вперед и подхватить товарища, который оступился, можно попытаться кинуть на носилки не один, а два и больше камней. И снова бегом, бегом. Смены- секунды, смены-минуты. Человек за эти минуты выматывался чрезвычайно. И тяжело было видеть, как все изуродовала авария.

Ведущий 1. Самолеты и вертолеты брали пробы воздуха, зависая над наиболее опасным местом – кратером. Распыляли 12 тысяч литров жидкости, которая превращалась в пленку, связывая радиоактивные частицы. После проведения грандиозного комплекса дезактивационных мероприятий, после того, как грунт вокруг станции сняли, а землю одели в бетонный панцирь, начались работы по возведению саркофага. Нужно было замуровать радиацию. Впервые в мире был спроектирован и стал возводиться саркофаг.

(На экране фото саркофага - слайд №36)

Закрыт навеки саркофаг,
А силы тают понемногу.
Я ухожу – да будет так!
Вы остаётесь – слава богу!
Те ночи, дни и вечера
Остались в памяти навечно,
Когда у адского костра
Стеной стояли наши плечи.
А мы в костюмчиках “хебе”
В пролом реакторный шагали,
Смеясь в лицо своей судьбе, -
На что мы шли, мы твердо знали..

(Слайд №37)

Ведущий 2. В связи с аварией на ЧАЭС была объявлена эвакуация города. Колона в тысячу автобусов с зажженными фарами, идущая по шоссе в два ряда и вывозящая из пораженной зоны многотысячное население Припяти – женщин, стариков, взрослых людей и новорожденных младенцев, обычных больных и тех, кто пострадал от облучения.

(Слайд №38)

Представьте тех, кто покидал свой чистый, молодой, прекрасный город, которым гордился, в котором уже пустил корни, родил детей. Люди были молчаливы, сосредоточены порою пребывали в шоке и заторможенности. Почти не было слёз. Только в глазах застыли боль и тревога. Трагическим было расставание отъезжающих с домашними животными: кошками и собаками. Кошки, вытянув трубой хвосты, заглядывали в глаза людям и мяукали; собаки разных пород выли, прорывались в автобусы, страшно скулили. Но брать с собой собак и кошек было нельзя. Шерсть у них была радиоактивной, как и волосы у людей. Город Припять остался брошенным, законсервированным радиацией. Город-призрак. Мертвый город.

Ведущий1.

Стучат вселенские часы…
Среди рассветной синей стыни
Я слышу перезвон росы
На горьких стебельках полыни.
Заря встаёт, клубится тень,
А соловей, укрывшись в роще,
Наивно славит новый день,
Берёза волосы полощет
В тумане бело-голубом,
А ивы водят хороводы,
Река мажорно катит воды.
Во всём – гармония и нежность.
Небес надменная безбрежность
На землю смотрит свысока.
За тихим плёсом даль легка,
Как сотни тысяч лет, как прежде…

(Смена слайдов № 39-47)
Но горек был рассвет надежде:
В нём время метит точный признак –
Мой мёртвый город встал, как призрак…

(На экране - фото оставленного города Припяти.)

Учитель. (Слайд №48, звучание колокола)."Не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит и по тебе». Мысль, вложенную в эти слова, которые стали эпиграфом к роману Э. Хэменгуэя «По ком звонит колокол», осознать и принять нужно всем. Нет чужого горя, говорит народная мудрость. Поэтому таким единодушным был мир, когда в августе 1945 года были сброшены бомбы на японские города . И колокола Хиросимы, тогда звонили не только по погибшими в том аду, они предупреждали каждого: не отворачивайся от чужого бедствия, это великий грех, не бери его на душу.

Так и колокола Чернобыля сегодня разносят по миру свой тревожный перезвон, оповещая, что горе Чернобыля, слезы Чернобыля - это бедствие не только украинского народа. Это касается каждого, кто живет на Земле. А еще колокола Чернобыля предупреждают: «Люди! Помните! Не дайте вспыхнуть на земле атомному пожару. Он не пощадит никого».


Ведущий 1. Человек! Ты – царь природы! Уничтожая живое вокруг, ты наносишь урон себе, ибо не удастся прожить без того, что дает тебе окружающий мир.

На сцену выходит девушка и читает стихотворение.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей,

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она — твой давний добрый лекарь,

Она — союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна!


(Смена слайдов №49-59 на фоне звучание музыки)

На фоне слайда №59 учащиеся вручают бумажных журавликов слушателям.


Используемая литература

  1. Блудов М.И. Беседы по физике. - М: Просвещение,1965.-164с.

  2. Васенок Н. Екологічне виховання на уроках фізики// Фізика. Шкільний світ.-2008.-№27(363)-с.16-20.

  3. Интернет -ресурсы

  4. Кисіль Ю.В. Атомна енергетика//Фізика в школах України.-2011.-№9(181).

  5. Ланина И.Я. Не уроком единым. Развитие интереса к физике. - М: Просвещение,1991.-224с.

  6. Мартинюк О.О. Проблеми розвитку ядерної енергетики в України. Чорнобильська катастрофа та ліквідація її наслідків// Фізика в школах України.-2008.-№6 (106).

  7. Смирнов В. Радіація: два пророцтва П’єра Кюрі// Фізика. Шкільний світ.- 2011.- №28 (472)-с.4-11.

  8. Тимошенко С.О. Поглинута доза випромінювання та її біологічна дія. Захист від випромінювання// Інформаційно-практичний бюлетень. - Все для вчителя.

  9. Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе.- М: Просвещение,1990.-158с.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества, о гуманистической сущности науки, о значении нравственной позиции человека, о его моральн iconВ. И. Вернадский о роли науки в жизни общества и личности

Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества, о гуманистической сущности науки, о значении нравственной позиции человека, о его моральн iconЗадачами программы являются: углубленное изучение общих и частных проблем фармакологии как основы терапии и науки об управлении процессами жизнедеятельности организма человека с помощью химических веществ

Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества, о гуманистической сущности науки, о значении нравственной позиции человека, о его моральн iconЕ. А. Flora of the Siberia is the source of biologically active preparations and drugs Krasnov Ye. A. Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск  Краснов Е. А
Амн СССР н. В. Вершинин, а в дальнейшем направление развил его талантливый ученик, один из ведущих отечественных фармакологов, заслуженный...

Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества, о гуманистической сущности науки, о значении нравственной позиции человека, о его моральн iconЗадачи : формирование знаний и положительной мотивировки в сохранении и укреплении здоровья через овладевание принципами зож; формирование системы знаний о влиянии экологических факторов на здоровье человека

Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества, о гуманистической сущности науки, о значении нравственной позиции человека, о его моральн iconПятая революция в медицине: о роли инфекций в патогенезе старения и хронических болезней человека

Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества, о гуманистической сущности науки, о значении нравственной позиции человека, о его моральн iconИстория науки

Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества, о гуманистической сущности науки, о значении нравственной позиции человека, о его моральн iconПрограмма вступительного испытания по «биологии» I. Общая биология биология наука о жизни
Значение биологической науки для сельского хозяйства, промышленности, медицины, гигиены, охраны природы. Живые системы: клетка, организм,...

Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества, о гуманистической сущности науки, о значении нравственной позиции человека, о его моральн icon01. 00. 00 Физико-математические науки

Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества, о гуманистической сущности науки, о значении нравственной позиции человека, о его моральн iconНауки и молодежной политики

Формирование у учащихся представлений о роли науки в жизни общества, о гуманистической сущности науки, о значении нравственной позиции человека, о его моральн icon550 Вспомогательные геологические науки

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU