Программа «Развитие здравоохранения Астраханской области» (далее Программа) Основание для разработки Программы icon

Программа «Развитие здравоохранения Астраханской области» (далее Программа) Основание для разработки Программы





НазваниеПрограмма «Развитие здравоохранения Астраханской области» (далее Программа) Основание для разработки Программы
страница1/10
основных мероприятий Программы
Дата конвертации31.05.2013
Размер2.56 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Паспорт программы

«Развитие здравоохранения Астраханской области»

Наименование Программы


-

Программа «Развитие здравоохранения Астраханской области» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы


-

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 №2511 p

Государственный заказчик Программы (государственный заказчик-координатор)


-

министерство здравоохранения Астраханской области

Основные разработчики Программы


-

министерство здравоохранения Астраханской области

Исполнитель основных мероприятий Программы


-

министерство здравоохранения Астраханской области

Цели и задачи Программы




Цель:

Обеспечение доступности медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказания медицинских услуг

Задачи:

- Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;

- Повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи и скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, а также медицинской эвакуации;

- Повышение эффективности деятельности службы родовспоможения и детства;

- Развитие системы медицинской реабилитации;

- Обеспечение медицинской помощью пациентов с неизлечимыми заболеваниями;

- Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами;

- Повышение качества организации и управления в сфере здравоохранения.

Перечень подпрограмм




Подпрограмма 1. «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»;

Подпрограмма 2. «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации»;

Подпрограмма 3. «Охрана здоровья матери и ребенка»;

Подпрограмма 4. «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям»;

Подпрограмма 5. «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»;

Подпрограмма 6. «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»;

Подпрограмма 7. «Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях»;

Подпрограмма 8. «Развитие информатизации в здравоохранении»;

Подпрограмма 9. «Совершенствование системы территориального планирования»

Сроки и этапы реализации Программы





Срок реализации Программы 2013 - 2020 годы, в том числе по этапам:

Первый этап, направленный на структурные преобразования системы здравоохранения, рассчитан на 2013-2015 годы;

Второй этап, направленный на инновационные преобразования ресурсов здравоохранения и процессов оказания медицинских услуг населению, рассчитан на 2016 - 2020 годы


Объемы и источники финансирования




Всего: 26566758,90 тыс. руб., из них:

средства федерального бюджета по предварительной оценке:

20494102,15 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.);

средства консолидированного бюджета Астраханской области по предварительной оценке:

6040746,75 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.);

средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке:

______тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.);

средства юридических лиц по предварительной оценке: 15910,00 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.);

средства из иных источников по предварительной оценке: 16000,00 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.)


Подпрограмма 1. «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»

Всего: 5364419,26 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.)


Подпрограмма 2. «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации»

Всего: 11994871,18 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.)


Подпрограмма 3. «Охрана здоровья матери и ребенка»

Всего: 6893564,56 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.)


Подпрограмма 4. «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям»

Всего: 156 429,70 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.)


Подпрограмма 5. «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям»

Всего: 12 900,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.)


Подпрограмма 6. «Кадровое обеспечение системы здравоохранения»

Всего: 234 760,00 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.)


Подпрограмма 7. «Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях»

Всего: 1309114,20 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.)


Подпрограмма 8. «Развитие информатизации в здравоохранении»

Всего: 600 700,00 тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.)

Подпрограмма 10. «Совершенствование системы территориального планирования»

Всего: __________ тыс. руб. (с 2013 по 2020 гг.)


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы




- увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 75,0 лет;

- снижение показателя смертности от всех причин до 11,6 случая на 1000 населения;

- сдерживание показателя материнской смертности на уровне 7,0 на 100 тыс. детей, родившихся живыми;

- снижение показателя младенческой смертности до 7,2 случая на 1000 детей, родившихся живыми;

- снижение смертности детей в возрасте 0-17 лет до 7,7 случая на 10 тыс. соответствующего населения;

- снижение показателя смертности от болезней системы кровообращения до 640,0 случая на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 9,0 случая на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от новообразований до 189,5 случая на 100 тыс. населения;

- снижение смертности от туберкулеза до 22,2 случая на 100 тыс. населения;

- снижение заболеваемости туберкулезом до 42,5 случая на 100 тыс. населения;

- увеличение доли выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут до 90,0%.

- снижение потребления алкогольной продукции (в пересчете на абсолютный алкоголь) до 6,6 литров на душу населения в год;

- снижение распространённости потребления табака среди взрослого населения до 25,0%;

- снижение распространённости потребления табака среди детей и подростков до 15,0%;

- сохранение обеспеченности врачами не менее 46,0 на 10 тыс. населения;

- увеличение доли врачей первичного звена от общего числа врачей до 61,0%;

- обеспечение соотношения врачей и среднего медицинского персонала 1 к 3;

- увеличение доли аккредитованных специалистов до 100%;

- достижение соотношения заработной платы работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, к средней заработной плате по экономике в Астраханской области до 200,0%;

- достижение соотношения заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала медицинских организаций к средней заработной плате по экономике в Астраханской области до 100,0%;

- достижение соотношения заработной платы младшего медицинского персонала (персонала обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) медицинских организаций к средней заработной плате по экономике в Астраханской области до 100,0%;

- обеспечение занятости койки в году на уровне 330 дней;

- снижение средней длительности лечения больного в стационаре до 11,0 дней;

- снижение доли пациентов, доставленных по экстренным показаниям, от общего числа пациентов, пролеченных в стационарных условиях, до 45,0%

Система организации контроля за исполнением Программы

-

контроль за реализацией Программы осуществляет министерство здравоохранения Астраханской области



1. Общие положения


Программа «Развитие здравоохранения Астраханской области» (далее – Программа) разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 №2511 p.

Программа определяет цели, задачи, основные направления и основные мероприятия развития здравоохранения в Астраханской области, финансовое обеспечение и механизмы осуществления предусматриваемых мероприятий, показатели конечных результатов реализации Программы.

Здоровье граждан является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой важнейший элемент национального богатства страны. Важнейшей целевой установкой Программы является обеспечение доступности медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказания медицинских услуг для сохранения здоровья населения Астраханской области. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских технологий и оборудования, качественной и эффективной лекарственной терапии, обеспечения и подготовки кадров здравоохранения.

Таким образом, создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи в Астраханской области направлено на успешную реализацию государственной политики в сфере здравоохранения Российской Федерации.

В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2005 – 2006 годах были обозначены пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения:

- возрождение системы профилактики заболеваний;

- формирование культуры здорового образа жизни;

- создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей;

- укрепление системы первичной медико-санитарной помощи;

- обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;

- повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.

В последние годы государством осуществлены значительные инвестиции, направленные на решение указанных проблем. Инициированы и реализуются крупномасштабные проекты:

- приоритетный национальный проект «Здоровье»;

- федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с социально–значимыми заболеваниями»;

- региональные программы модернизации здравоохранения.

Итоги реализации указанных государственных инициатив (за 2011 2012 годы) по Астраханской области характеризуются положительными изменениями, в том числе по следующим показателями:

- увеличение естественного прироста населения (с 1,2 до 2,5 на 1000 населения);

- снижение общей смертности (с 13,0 до 12,6 на 1000 населения);

- увеличение рождаемости (с 14,2 до 15,1 на 1000 населения);

- снижение смертности вследствие болезней системы кровообращения (с 717,5 до 706,8 на 100 тыс. населения);

- снижение смертности вследствие туберкулеза (с 26,5 до 26,3 на 100 тыс. населения);

- снижение смертности от травм и других последствий воздействия внешних причин (с 124,7 до 116,4 на 100 тыс. населения);

- увеличение ожидаемой продолжительность жизни (с 69,0 до 69,3 лет).

В области правового регулирования сферы охраны здоровья проведен целый ряд структурных реформ. Приняты принципиальные решения и нормативные документы, основными из которых с точки зрения влияния на состояние и развитие здравоохранения являются:

- Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

- Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака»;

- Федеральный закон «О ратификации рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака»;

- Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года;

- Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года;

- Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 – 2015 годы;

- Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года;

- Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года;

- Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»;

- Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

- План мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года.

Таким образом, к настоящему моменту удалось добиться положительных изменений, как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Эти изменения заложили основы дальнейшего улучшения показателей здоровья населения, их постепенного приближения к европейскому уровню.


2. Содержание проблемы, соответствие стратегическим целям,

обоснование необходимости ее решения программным методом


Население Астраханской области по состоянию на 01.01.2013 составляет 1015,0 тыс. человек, в том числе: городское население - 677,0 тыс. человек, сельское – 338,0 тыс. человек, дети – 202,2 тыс. человек. Областной центр – единственный город области с населением свыше 520 тыс. человек. Остальные относятся к категории городов с численностью менее 50 тыс. человек. Большинство населения (57%) сосредоточено в трёх городах - Астрахань, Ахтубинск, Знаменск. В состав Астраханской области входят 11 районов.

На территории Астраханской области функционирует 61 учреждение здравоохранения, из которых 56 учреждений оказывают амбулаторную, стационарную и скорую медицинскую помощь, сеть которых представлена следующим образом:

- больничные учреждения - 28, в том числе:

23 больницы, из них 11 центральных районных (в их состав входят 148 ФАПов, 25 участковых больниц, 1 районная больница, 41 врачебная амбулатория, 3 обособленных поликлинических подразделения, расположенных в сельской местности), 7 городских больниц (в том числе 1 центральная городская больница и 2 для оказания медицинской помощи детям), 3 областные больницы (в том числе 1 - учреждение для оказания медицинской помощи детям); 2 специализированные больницы (инфекционная, психиатрическая);

- диспансеры - 6 (онкологический, кожно-венерологический, наркологический, противотуберкулезный, кардиологический, врачебно-физкультурный);

- городские амбулаторно-поликлинические учреждения - 15 (в том числе 5 учреждений для оказания медицинской помощи детям);

- центры - 6 (крови; медицинской профилактики; по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями; стоматологический; пластической хирургии и косметологии, медицины катастроф);

- городская станция скорой медицинской помощи - 1;

- учреждения охраны материнства и детства - 5 (в том числе 1 учреждение родовспоможения, 3 дома ребенка, центр планирования семьи и репродукции);

- подразделения общей врачебной практики - 97.

Первый уровень оказания медицинской помощи обеспечивает население первичной, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью. В областном центре этот вид помощи детям оказывают 4 детские поликлиники, взрослому населению - 9 городских поликлиник, из которых 2 обслуживают также и детское население, и амбулаторно-поликлинические подразделения городских больниц, центров (медицинской профилактики, планирования семьи и репродукции, стоматологический, борьбы со СПИД и инфекционными заболеваниями, пластической хирургии и косметологии) и диспансеров (кардиологический, врачебно-физкультурный). Медицинскую помощь в условиях стационара оказывают городские больницы. В сельских районах области для оказания первичной медико-санитарной помощи функционирует сеть ЛПУ, представленная в каждом из 11 районов поликлиническими отделениями центральных районных (11) и участковых (25) больниц, врачебными амбулаториями (42), фельдшерско-акушерскими пунктами (148). В МО «ЗАТО г. Знаменск» первичная медико-санитарная помощь осуществляется взрослому и детскому населению силами поликлинического отделения центральной городской больницы.

Второй (межмуниципальный) уровень представлен – Ахтубинской ЦРБ с первичным сосудистым отделением, городской клинической больницей №3 им. С.М. Кирова, оказывающей многопрофильную медицинскую помощь преимущественно в экстренной форме и имеющей в своем составе первичное сосудистое отделение и травмацентр II уровня, 2 учреждениями, имеющими в своем составе межмуниципальные консультативно-диагностические центры – детская городская поликлиника № 1 и городская поликлиника № 3. Также ко второму уровню отнесены ГБУЗ АО «Клинический родильный дом», станция скорой медицинской помощи и многопрофильная городская клиническая больница № 2 им. братьев Губиных.

Третий уровень представлен областными специализированными и многопрофильными учреждениями, оказывающими специализированную и высокотехнологичную помощь в условиях стационара:

- диспансеры (онкологический, кожно-венерологический, наркологический, противотуберкулезный);

- многопрофильные больницы (Александро-Мариинская областная клиническая больница, областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой);

- специализированные больницы (инфекционная, психиатрическая);

- детская городская клиническая больница № 1 (для новорожденных);

- территориальный центр медицины катастроф.

Таким образом, в Астраханской области создана трехуровневая система оказания медицинской помощи, требующая дальнейшего совершенствования механизма межуровневого взаимодействия медицинских организаций для надлежащего обеспечения процесса преемственности в оказании медицинской помощи пациентам.

Интерактивные карты расположения на территории Астраханской области объектов здравоохранения размещены по адресу: http://map.minzdravao.ru

К 2011 году ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации увеличилась до 70,3 лет. Тем не менее, продолжительность жизни в Астраханской области увеличилась пока до 69,0 лет. В России продолжительность жизни остается низкой - на 6,5 лет меньше, чем в европейских странах, вошедших в Европейский Союз (ЕС) после мая 2004 года, и на 12,5 лет меньше, чем в странах, вошедших в ЕС до мая 2004 года. Разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин в России остается высокой и составляет около 12 лет, то есть 64,3 года для мужчин и 76,1 года для женщин. В Астраханской области эта разница составляет 11,5 года. Ключевую роль в низкой ожидаемой продолжительности жизни играет высокая смертность людей трудоспособного возраста, главным образом, мужчин. По показателю смертности в этой возрастной группе Российская Федерация опережает другие экономически развитые страны более чем в 2 раза.

В структуре смертности населения наибольшую долю составляют болезни системы кровообращения, на которые приходится более 57% всех случаев смерти, а также новообразования (14%) и внешние причины смерти (около 10%). Показатели материнской и младенческой смертности превышают аналогичные показатели в развитых странах в 1,5 – 2 раза.

Неинфекционные заболевания (болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, болезни органов дыхания и сахарный диабет) являются причиной более 80% всех смертей населения Российской Федерации, при этом 56% всех смертей обусловлены сердечно-сосудистыми заболеваниями. В основе развития неинфекционных заболеваний находится единая группа факторов риска, связанных с нездоровым образом жизни (курение, низкая физическая активность, нерациональное питание, злоупотребление алкоголем).

Всемирной организацией здравоохранения определены 7 ведущих факторов риска, вносящих основной вклад в преждевременную смертность населения России, среди которых: повышенное артериальное давление (35%), гиперхолестеринемия (23%), курение (17%), нездоровое питание, недостаточное употребление фруктов и овощей (13%), ожирение (12%). Усугубляют риск возникновения преждевременной смерти злоупотребление алкоголем и низкая физическая активность.

Факторы риска могут накапливаться у индивидуумов и взаимодействовать друг с другом, создавая множественный эффект: наличие нескольких факторов риска у одного человека повышает риск его смерти от болезней системы кровообращения в 5–7 раз.

На опыте многих стран (Финляндия, США, Великобритания, Новая Зеландия и др.) доказано, что модификация образа жизни и снижение уровня факторов риска могут замедлить развитие болезней системы кровообращения как до, так и после появления клинических симптомов.

Систематический анализ показывает, что за счет изменения образа жизни и характера питания можно снизить риск смерти от ишемической болезни сердца как в популяции, так и среди больных с этим заболеванием. Так, прекращение курения снижает риск, соответственно, на 35% и 50%, повышение физической активности – на 25% и 20–30%, умеренное потребление алкоголя – на 25% и 15%, изменение хотя бы 2 факторов в питании – на 45% и 15–40%.

Анализ причин существенного уменьшения смертности от болезней системы кровообращения во многих странах показал, что вклад оздоровления (изменения образа жизни) и снижения уровней факторов риска в уменьшение такой смертности составляет от 44% до 60% .

Факторный анализ причин, приводящих к высоким показателям заболеваемости онкологическими заболеваниями и смертности показал, что влияние факторов группы А (табакокурение, чрезмерное употребление алкоголя, избыточный вес тела, несбалансированность питания, вредные факторы производства, природной среды, жилища, влияние инфекционных канцерогенных факторов и другие) составляет 65%, а факторы группы Б (несвоевременное выявление и лечение предраковых заболеваний, поздняя диагностика рака, отсутствие скрининга, отсутствие формирования и наблюдения за группами риска, нерегулярные профилактические осмотры населения, отсутствие диспансеризации групп риска, отсутствие онкологической настороженности врачей первичной сети, отсутствие просветительской работы среди населения, недостаточная работа по мотивации населения для активного и сознательного участия в скрининговых мероприятиях и другие) составляет 35%.

Основой пропаганды здорового образа жизни наряду с информированием населения о вреде потребления табака, нерационального и несбалансированного питания, низкой физической активности, злоупотребления алкоголем, наркотиками и токсическими веществами должно стать обучение навыкам по соблюдению правил гигиены, режима труда и учебы. При этом повышение мотивации населения к ведению здорового образа жизни должно сопровождаться созданием соответствующих для этого условий. Кроме того, приоритет должен быть отдан мерам не только своевременного выявления факторов риска и неинфекционных заболеваний, но и своевременной их коррекции.

Негативным фактором, сдерживающим прогрессивное развитие организации медицинской помощи, является повышенная нагрузка на систему здравоохранения в силу слабой заботы населения о собственном здоровье. Дальнейшее развитие системы здравоохранения невозможно без совершенствования мер профилактической направленности и активизации работы первичного звена здравоохранения.

Ключевой проблемой, до сих пор не получившей кардинального решения, является недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированным персоналом. Динамика обновления технологий зачастую превышает динамику подготовки и переподготовки персонала. Низкая социальная привлекательность работы в первичном медико-санитарном звене также является сдерживающим фактором кадрового развития отрасли.

Существенным сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. На настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и предоставления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении.

Одновременно планируется решать задачу по созданию и масштабированию аппаратно-программных решений для оказания медицинских услуг на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий. В настоящее время по результатам реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и программы модернизации здравоохранения Астраханской области на 2011-2012 годы в медицинских организациях проведено существенное обновление материальной базы, в том числе парка медицинского оборудования. Современное медицинское оборудование с возможностями представления информации в цифровом виде позволяет создавать автоматизированные рабочие места для врачей-специалистов различных профилей.

В деле выработки доминанты важности проведения профилактических мероприятий, значительная роль отводится формированию культуры здорового образа жизни и эффективной работе первичного звена здравоохранения. На этапе оказания первичной медико-санитарной помощи, являющейся основой системы оказания медицинской помощи, будут выявляться факторы риска неинфекционных заболеваний и их коррекция, осуществляться ранняя диагностика этих заболеваний и эффективное их лечение, а также обучение населения навыкам сохранения и укрепления здоровья.

В настоящее время смена парадигмы в сфере охраны здоровья требует серьёзных структурных изменений системы организации и управления здравоохранением. Чтобы улучшить ситуацию с состоянием здоровья граждан, необходимо обеспечить качественный прорыв в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний, включая реабилитацию, повысить эффективность системы подготовки и переподготовки медицинских кадров, внедрять современные информационные системы.

Следует отметить, что существенные позитивные сдвиги в улучшении здоровья населения могут быть достигнуты только за счет оптимального сочетания медицинских и немедицинских факторов борьбы с социально значимыми заболеваниями для сокращения смертности активной и трудоспособной части населения.

В отрасли предстоит осуществить структурные сдвиги, нацеленные на оптимизацию соотношения стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи на основе усиления координации и преемственности между ними, целенаправленной и качественной подготовки медицинского персонала для амбулаторного звена и улучшения технической оснащенности медицинских организаций.

Таким образом, без программно-целевого подхода не представляется возможным дальнейшее развитие сферы охраны здоровья в период до 2020 года, так как помимо решения текущих проблем заболеваемости и смертности, необходимо обеспечение эволюционного развития принципов и методов охраны здоровья, формирование оптимальной модели регионального здравоохранения с эффективной системой сохранения доступности медицинских услуг, повышения качества и эффективности оказания медицинских услуг в системе охраны здоровья жителей Астраханской области.


3. Основные цели и задачи Программы


Целью Программы является обеспечение доступности медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказания медицинских услуг.

Для реализации поставленной цели необходимо комплексное и эффективное решение задач в рамках подпрограмм, исходя из цели, содержания и с учетом специфики механизмов решения определенных задач.

4. Перечень и направления реализации подпрограмм


Подпрограмма 1.

Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи


Паспорт подпрограммы


Наименование подпрограммы


-

Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи

Ответственный исполнитель подпрограммы




Министерство здравоохранения Астраханской области

Цели подпрограммы




- увеличение продолжительности активной жизни населения за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний;

- снижение заболеваемости инфарктом миокарда и инсультами.

- повышение выявляемости больных злокачественными новообразованиями на I и II стадиях заболевания;

- повышение доли больных, у которых туберкулёз выявлен на ранней стадии;

- снижение уровня смертности от инфекционных заболеваний; снижение заболеваемости алкоголизмом, наркоманией; снижение уровня смертности населения за счет профилактики развития депрессивных состояний и суицидального поведения

Задачи подпрограммы




- развитие системы медицинской профилактики неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни у населения, в том числе, снижение распространённости наиболее значимых факторов риска;

- реализация дифференцированного подхода к организации в рамках первичной медико-санитарной помощи профилактических осмотров и диспансеризации населения, в том числе детей, в целях обеспечения своевременного выявления заболеваний, дающих наибольших вклад в показатели инвалидности и смертности населения;

- снижение уровня распространённости инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок;

- сохранение на спорадическом уровне распространённости инфекционных заболеваний, профилактика которых осуществляется проведением иммунизации населения в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок (полиомиелит, корь, краснуха);

- раннее выявление инфицированных ВИЧ, острыми вирусными гепатитами В и С;

- обеспечение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктах лечебного питания

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы




- охват профилактическими медицинскими осмотрами детей; охват диспансеризацией детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- охват диспансеризацией подростков;

- распространённость ожирения среди взрослого населения (индекс массы тела более 30 кг/кв.м.);

- распространённость повышенного артериального давления среди взрослого населения;

- распространённость повышенного уровня холестерина в крови среди взрослого населения;

- распространённость низкой физической активности среди взрослого населения;

- распространённость избыточного потребления соли среди взрослого населения;

- распространённость недостаточного потребления фруктов и овощей среди взрослого населения;

- доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I-II ст.;

- охват населения профилактическими осмотрами на туберкулёз;

- заболеваемость дифтерией;

- заболеваемость корью;

- заболеваемость краснухой;

- заболеваемость эпидемическим паротитом;

- заболеваемость острым вирусным гепатитом В;

- охват иммунизацией населения против вирусного гепатита В в декретированные сроки;

- охват иммунизацией населения против дифтерии, коклюша и столбняка в декретированные сроки;

- охват иммунизацией населения против кори в декретированные сроки;

- охват иммунизацией населения против краснухи в декретированные сроки;

- охват иммунизацией населения против эпидемического паротита в декретированные сроки;

- доля ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учёте, от числа выявленных;

- доля больных алкоголизмом, повторно госпитализированных в течение года;

- доля больных наркоманиями, повторно госпитализированных в течение года;

- удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

- удовлетворение спроса на лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также трансплантации органов и (или) тканей;

- смертность от самоубийств.

Сроки и этапы реализации подпрограммы





2013 - 2020 годы, в том числе по этапам:

Первый этап: 2013-2015 годы;

Второй этап: 2016 - 2020 годы


Объемы и источники финансирования подпрограммы




Всего: 5364419,26 тыс. руб., из них:

средства федерального бюджета по предварительной оценке:

4764783,78 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.);

средства консолидированного бюджета Астраханской области по предварительной оценке:

583635,48 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.);

средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке:

______тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.);

средства юридических лиц по предварительной оценке: ______тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.);

средства из иных источников по предварительной оценке: 16000,0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 гг.).


Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы




- увеличение продолжительности жизни населения до 75 лет;

- снижение потребления табака населением;

- сдерживание распространенности ожирения (индекс массы тела более 30 кг/кв.м.) не более 0,4%;

- увеличение выявляемости больных злокачественными новообразованиями на I и II стадиях заболевания до 55%;

- увеличение охвата населения профилактическими осмотрами на туберкулёз до 75%;

- снижение заболеваемости населения иммуноуправляемыми инфекциями;

- обеспечение надлежащего охвата иммунизацией населения против вирусного гепатита В, дифтерии, коклюша и столбняка, кори, краснухи, эпидемического паротита в декретированные сроки;

- увеличение доли ВИЧ-инфицированных лиц, состоящих на диспансерном учёте, от числа выявленных до 93%.


Характеристика сферы реализации подпрограммы,

описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития


Практическая реализация перехода к здоровому образу жизни невозможна без приближения профилактической медицины к человеку. В этой связи приоритетным является обеспечение населения, прежде всего здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения, профилактической помощью шаговой доступности.

Формирование у населения ответственного отношения к своему здоровью, отказ от табакокурения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, обеспечение условий для ведения здорового образа жизни, коррекция и регулярный контроль поведенческих и биологических факторов риска неинфекционных заболеваний на популяционном, групповом и индивидуальном уровнях должны стать важнейшим направлением политики в области охраны здоровья.

Без преобразований в сфере культуры здорового образа жизни и профилактики заболеваний не удастся добиться кардинального изменений показателей смертности и заболеваемости населения. Именно поэтому Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлен приоритет профилактики в сфере охраны здоровья. Эффективность мер профилактики неинфекционных заболеваний подтверждается позитивным опытом целого ряда стран, добившихся двукратного и более снижения смертности в течение 10–20 лет, главным образом, за счет эффективных, в десятки раз менее затратных по сравнению с лечением, профилактических мер. Эффективность мер профилактики не только сопоставима с лечебными мерами, но даже превышает их. Необходимость реализации профилактических мер в Астраханской области обусловлена широкой распространенностью факторов риска неинфекционных заболеваний практически во всех половозрастных группах населения, а также чрезвычайно высоким уровнем смертности от неинфекционных заболеваний.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» реализация приоритета профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем разработки и реализации мер по формированию здорового образа жизни, осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению факторов риска неинфекционных заболеваний, их коррекции, а также своевременного выявления неинфекционных заболеваний, в том числе посредством проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения.

Одним из ключевых факторов является формирование в обществе понимания и принятия обществом культуры взаимных обязательств. Это понимание должно включать и обязательства граждан заботиться о собственном здоровье, соблюдать определённые нормы и правила, что одновременно снизит темпы увеличения нагрузки на звено стационарной медицинской помощи и позволит направить дополнительные финансовые ресурсы на увеличение объёма государственных гарантий оказания медицинской помощи в сложных медицинских случаях.

Здоровый образ жизни предполагает отказ от потребления табака и наркотиков, злоупотребления алкоголем, а также рациональное питание и физическую активность. Ведение здорового образа жизни, то есть отсутствие поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний, является важнейшим условием снижения вероятности развития или уменьшения степени выраженности биологических факторов риска – артериальной гипертонии, повышения уровня холестерина и глюкозы в крови. В свою очередь это будет способствовать снижению вероятности развития или уменьшению степени выраженности заболеваний, связанных с атеросклерозом, являющихся основными причинами сверхвысокой смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте (инсульт, инфаркт миокарда, хронические формы ишемической болезни сердца, осложненные сердечной недостаточностью).

Информирование населения о факторах риска для здоровья и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни должны осуществляться через средства массовой информации (телевидение, интернет, радио, печатные издания), наружную рекламу, произведения искусства (кино, театр, книги), учебники и учебные пособия. Особое место в этом процессе занимает социальная реклама. Большое значение имеет не только пропаганда позитивного поведения, но и минимизация демонстрации на телевидении, в других средствах массовой информации, а также в произведениях искусства примеров нездорового образа жизни.

Одним из наиболее важных факторов для формирования здорового образа жизни является забота о здоровом питании. Комплекс мероприятий по обеспечению здорового питания и его профилактической роли сформулирован в Основах государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года. В этом направлении предполагается сосредоточить усилия на мероприятиях, формирующих мотивацию к здоровому питанию на индивидуальном и популяционном уровне через центры здоровья, кабинеты (отделения) медицинской профилактики поликлиник и стационаров. Также будет обращено особое внимание на регламентирование и контроль за соблюдением режима здорового питания в учреждениях дошкольного и общего образования.

Формирование здорового образа жизни у детей, подростков, молодежи и студентов в настоящее время имеет также особое значение, что обусловлено очень большой распространенностью среди них такого поведенческого фактора риска, как курение, а также высокой частотой выявления нерационального питания, избыточной массы тела и ожирения, низкой физической активности. Отдельного внимания заслуживает наркомания.

В настоящее время распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний не оказывает большого влияния на смертность непосредственно среди этих категорий населения. Однако в ближайшие 10-20 лет это приведет к выраженному возрастанию смертности от неинфекционных заболеваний среди лиц в возрасте 35 лет и старше. Необходимо также сосредоточить усилия на регламентировании и ужесточении контроля за соблюдением режима здорового питания в учреждениях дошкольного и общего образования, а также повышении мер ответственности за его несоблюдение.

В связи с этим планируется разработка и внедрение механизмов стимулирования поликлинического звена на раннее выявление заболеваний и недопущение развития заболеваний до стадии, приводящей к госпитализации. Кроме того планируется повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи, оптимизировать совокупный коечный фонд, улучшить качество стационарной помощи. При этом важное значение будут иметь мероприятия по изменению системы оказания помощи сельскому населению; модернизации существующих учреждений и их подразделений; выстраиванию потоков пациентов с формированием единых принципов маршрутизации; развитию новых форм оказания медицинской помощи – стационарозамещающих и выездных методов работы; развитию неотложной помощи на базе поликлинических подразделений; совершенствованию принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи.


Основные мероприятия реализации подпрограммы

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа «Развитие здравоохранения Астраханской области» (далее Программа) Основание для разработки Программы iconПаспорт программы наименование Программы Развитие экспортного потенциала мяса крупного рогатого скота Республики Казахстан на 2011-2020 годы Основание для разработки Программы

Программа «Развитие здравоохранения Астраханской области» (далее Программа) Основание для разработки Программы iconОбластная целевая программа «Развитие государственной ветеринарной службы Ульяновской области в 2013-2017 годах» Наименование Программы

Программа «Развитие здравоохранения Астраханской области» (далее Программа) Основание для разработки Программы iconВедомственная целевая программа «обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории самарской области» на 2013 2015 годы (далее Ведомственная программа)

Программа «Развитие здравоохранения Астраханской области» (далее Программа) Основание для разработки Программы iconГосударственная программа орловской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013-2020 годы» Проект согласован

Программа «Развитие здравоохранения Астраханской области» (далее Программа) Основание для разработки Программы iconОбластная целевая программа "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Тамбовской области" на 2012 2014 годы (утв постановлением администрации Тамбовской области

Программа «Развитие здравоохранения Астраханской области» (далее Программа) Основание для разработки Программы iconПрограмма международной конференции с элементами научной школы для молодежи «ес россия: 7-я Рамочная программа в области биотехнологии, сельского, лесного, рыбного

Программа «Развитие здравоохранения Астраханской области» (далее Программа) Основание для разработки Программы iconПрограмма вступительного испытания по биологии для поступающих на 1-й курс на основные образовательные программы бакалавриата и программы подготовки специалиста по результатам вступительных испытаний, проводимых спбгу самостоятельно

Программа «Развитие здравоохранения Астраханской области» (далее Программа) Основание для разработки Программы iconПримерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом вич-инфекции 060105 Медико-профилактическое дело 2012 г
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...

Программа «Развитие здравоохранения Астраханской области» (далее Программа) Основание для разработки Программы iconРабочая программа по дисциплине дс. 07 «Физиолого-биохимические основы разработки продуктов детского и функционального питания» для специальности 271400 Технология

Программа «Развитие здравоохранения Астраханской области» (далее Программа) Основание для разработки Программы iconГосударственная целевая программа хабаровского края "развитие здравоохранения хабаровского края"

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU