Учебное пособие «Нормативно правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров» icon

Учебное пособие «Нормативно правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров»





НазваниеУчебное пособие «Нормативно правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров»
страница1/13
Дата конвертации29.05.2013
Размер2.77 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Муниципальное образовательное учреждение


дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов


«Курсы гражданской обороны города Тольятти»


УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ


«Нормативно - правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров»


Учебное пособие обсуждено и утверждено на педагогическом совете МОУ ДПО (ПК) С «Курсов ГО г. Тольятти»


Протокол № _____ от «____» ____________ 200__г.


г.о. Тольятти

200__ год


«Нормативно - правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров»


Литература:


- Конституция РФ.

- ФЗ “О гражданской обороне” от 12.02.1998г. №28.

- ФЗ “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” от 21.12.1994г. №68.

- Постановление Правительства РФ “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС” от 5.11.1995г. №1113.

- ФЗ “О пожарной безопасности” от 21.12.1994г. №69.

- “Безопасность и защита населения в ЧС” (учебник для населения) Москва, 2001г.

- “Защита населения и территорий в ЧС”, Калуга, 2001г.

- «Настольная книга». ИРБ. Москва. 2008 г. Стр.477 – 513.

- «Обучение работающего населения в обл. ГО и защ. от ЧС». ИРБ. М. 2006.

- «Обучения работников организаций и др. групп населения основам ГО и

Защиты от ЧС». ИРБ. Москва. 2007 г.

- «Учебно-методическое пособие для проведения занятий с работающим

Населением в обл. ГО, защиты от ЧС, ПБ и безопасности на водных объ-

ектах». ИРБ. Москва. 2007 г.

- «Методические рекомендации по проведению занятий по базовой подго –

товке с л.с. НАСФ». ИРБ. Москва. 2007 г.


Учебные вопросы:


1. Законодательство Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности.

2. Права и обязанности граждан в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности.

3. Структура, задачи, состав сил и средств ГО и РСЧС организации, а также ведомственной пожарной охраны.

1. Законодательство РФ в области ГО, защиты населения от ЧС природного и техногенного характера и обеспечения ПБ.


Гражданская оборона, защита населения от ЧС природного и техногенного характера и обеспечение ПБ в Российской Федерации организуется и ведется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации: федеральных законов Российской Федерации “Об обороне” от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ , “О гражданской обороне” от 12 февраля 1998г. № 28-ФЗ, «О защите населения территорий от ЧС» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ, «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ и других федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также международных нормативных актов.

Конституция Российской Федерации - нового демократического правового государства - объявила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства. Вопросы обороны и безопасности согласно статье 71 Конституции Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации, а осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий - к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72).

В период становления новой российской государственности правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства были закреплены путем принятия закона Российской Федерации “О безопасности”, определившего систему безопасности, ее функции, порядок организации деятельности органов обеспечения безопасности и контроля за их работой. Весьма важно определение безопасности как состояние защищенности от внутренних и внешних угроз основных объектов безопасности, к которым отнесены личность - ее права и свободы, общество - его материальные и духовные ценности, государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Закон Российской Федерации “О безопасности” не только разграничил полномочия органов власти, но и установил порядок руководства государственными органами обеспечения безопасности и определил задачи федеральных органов государственной власти. В законе прямо указано, что формирования гражданской обороны и службы ликвидации чрезвычайных ситуаций включаются в силы обеспечения безопасности.

Данное законодательное закрепление места гражданской обороны получило дальнейшее свое развитие в федеральном законе “Об обороне”. Статьей 21 этого закона определено, что в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, организуется гражданская оборона, задачи и организация которой определяются федеральным законом.

Гражданская оборона охватывает многие стороны жизни любого государства в самых сложных ситуациях, когда решается судьба значительной части населения страны. Вот почему в современных условиях прогрессивное развитие норм права вооруженных конфликтов уже невозможно без признания норм международного права, в том числе и по вопросам гражданской обороны. Наше государство федеральным законом “О международных договорах Российской Федерации” от 15 июля 1995г. № 101-ФЗ подтвердило в статье 5, что международные договора Российской Федерации, наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права, являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью его правовой системы.

Международно-правовая регламентация деятельности гражданской обороны сформулирована в Дополнительном протоколе 1 к Женевской конвенции о защите жертв войны от 12 августа 1949 года, который принят в 1977 году. В этом документе сформулированы задачи гражданской обороны, а также нормы защиты организаций, персонала и материальной части самой гражданской обороны в период вооруженных конфликтов. В статье 62 Протокола 1 указано, что “нештатные АСФ и их персонал пользуются уважением и защитой” и имеют прав выполнять порученные им задачи по гражданской обороне. Уважение и защита распространяется на здания и материальную часть, используемые в целях гражданской обороны, а также на убежища, предоставляемые для гражданского населения. Таким образом, при определении правового положения организаций гражданской обороны следует принимать во внимание два критерия: их неучастие в боевых действиях и основное назначение - гуманитарную деятельность.

Таким образом, все изложенные выше конституционные и законодательные решения Российской Федерации, международные конвенции и другие документы подвели к необходимости принятия отдельного закона о гражданской обороне.

Федеральный закон Российской Федерации “О гражданской обороне” от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их существования, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности в области гражданской обороны, а также порядок руководства ГО и состав гражданской обороны.

Закон вводит основные понятия в области гражданской обороны.

Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Служба гражданской обороны - служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Нештатные аварийно-спасательные формирования - формирования, создаваемые на базе организаций по территориально - производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне - территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

Принципы организации и ведения гражданской обороны

Организация и ведение гражданской обороны являются одним из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона организуется на территории Российской Федерации по территориально - производственному принципу.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния воины, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Полномочия в области гражданской обороны

Закон устанавливает полномочия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Организация в пределах своих полномочия и в порядке, установленном федеральными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

- планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне;

- проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

- осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие эти действий.

- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

- создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, создают нештатные АСФ и поддерживают их в состоянии постоянной готовности. Порядок определения таких организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

- проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;

- оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной

Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности руководителями гражданской обороны указанных органов и организаций.

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности руководителями гражданской обороны.

Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и организациях.

Руководители гражданской обороны в пределах своих полномочий и в установленном порядке имеют право:

- вводить в действие соответствующие планы гражданской обороны;

- принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- издавать приказы по вопросам гражданской обороны.

Органы, осуществляющие управление гражданской обороной

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, являются:

- федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны (МЧС России), и его территориальные органы, созданные в установленном порядке;

- структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Службы гражданской обороны

Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области автономных округов, районные и городские службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций.

Решения о создании служб гражданской обороны принимаются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций в соответствии с их полномочиями.

Положения о службах гражданской обороны утверждаются соответствующими руководителями гражданской обороны.

Силы гражданской обороны

Силы гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также нештатные АСФ.

Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аварийно - спасательные службы и аварийно - спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны также в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, в том числе на создание, содержание запасов материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, возмещаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализ положений федерального закона “О гражданской обороне” показывает, что ряд из них носит организационно - правовой характер и определяет одновременно организационные принципы и правовые нормы в области гражданской обороны, другие положения следует рассматривать как правовые нормы, которые должны регулироваться подзаконными нормативными актами.

В настоящее время по указанным вопросам гражданской обороны принят целый ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.


Указ Президента Российской Федерации “Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий” от 2 августа 1999г. №953 утверждает Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с утвержденным Положением МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводящим единую государственную политику и осуществляющим государственное управление в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В области гражданской обороны на министерство возложены задачи по регулированию основ единой государственной политики в этой области, осуществлению нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций, государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, сбора и обработка в установленном порядке информации, а также по осуществлению, по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, мер по организации и ведению гражданской обороны.

Постановление Правительства Российской Федерации “О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне” от 3 октября 1998 г. №1149 утверждает Порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне.

Отнесение территорий к группам по гражданской обороне осуществляется с целью заблаговременной разработки и реализации мероприятий по гражданской обороне в объеме, необходимом и достаточном для предотвращения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от поражающих факторов и последствий чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, с учетом мероприятий по защите населения и территорий в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

Отнесение территорий городов или иных населенных пунктов к группам по гражданской обороне осуществляется в зависимости от их оборонного и экономического значения, численности населения, а также нахождения на территориях организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне особой важности, первой и второй или представляющих опасность для населения и территорий в связи с возможностью химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Для территорий городов и иных населенных пунктов устанавливаются особая, первая, вторая и третья группы по гражданской обороне.

К особой группе территорий по гражданской обороне относятся территории городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга.

К первой группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

- численность населения превышает 1000 тыс. человек;

- численность населения составляет от 500 тыс. до 1000 тыс. человек и на ней расположены не менее трех организаций особой важности по гражданской обороне или более 50 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

- более 50 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

Ко второй группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

- численность населения составляет от 500 тыс. до 1000 тыс. человек;

- численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек и на ней расположены не менее двух организаций особой важности по гражданской обороне либо более 20 организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

- более 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относится территория города, если:

- численность населения составляет от 250 тыс. до 500 тыс. человек;

- численность населения составляет от 50 тыс. до 250 тыс. человек и на ней расположена одна организация особой важности по гражданской обороне либо более двух организаций первой (второй) категории по гражданской обороне;

- менее 30 процентов населения либо территории города попадают в зону возможного опасного химического заражения, радиационного загрязнения или катастрофического затопления.

К третьей группе территорий по гражданской обороне относятся также территории закрытых административно - территориальных образований.

Предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне подготавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Перечень территорий, отнесенных к группам по гражданской обороне, уточняется Правительством Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства экономики Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации “О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне» от 19.09.1998 г. № 1115. утверждает Положение о гражданских организациях гражданской обороны, которое устанавливает условия определения организаций, создающих нештатные АСФ, а также порядок создания и деятельности этих формирований.

В целях обеспечения единого подхода к созданию, оснащению и организации деятельности гражданских организаций гражданской обороны директивой МЧС России от 3 апреля 2000 года № 33-860-14 введены в действие методические указания по созданию гражданских организаций гражданской обороны, разработанные Всероссийским научно - исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

В этих же целях под эгидой МЧС России Институтом риска и безопасности подготовлено и издано учебно-методическое пособие “Гражданские организации гражданской обороны (создание, комплектование, обучение, материально - техническое оснащение, финансирование)”, в котором вопросы нормативно - правового регулирования в области гражданской обороны рассматриваются подробно и всесторонне.

В связи с участившимися случаями террористических актов на объектах инфраструктуры городов и в жилых зданиях с большим количеством жертв среди населения в соответствии с федеральными законами “О борьбе с терроризмом”, “О гражданской обороне”, “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 1999 г. №620 “О гражданских организациях гражданской обороны” на территориях муниципальных образований решением руководителей органов местного самоуправления - руководителей гражданской обороны - организуется участие гражданских организаций ГО в мероприятиях по предупреждению террористических актов, обусловленных взрывами и пожарами.

Порядок создания и деятельности таких формирований ГО содержится в методических рекомендациях МЧС России от 29 сентября 1999г. №33-2957-5

Постановление Правительства Российской Федерации “О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны” от 10 июня 1999 г. №782 утверждает Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.

В соответствии с указанным положением структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях.

Создание (назначение) в организациях структурных подразделений (работников) по гражданской обороне осуществляется для обеспечения:

- планирования и проведения мероприятий по гражданской обороне;

- создания и поддерживания в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;

- обучения работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действие или вследствие этих действий;

- создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

- проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;

- создания и поддержания в состоянии постоянной готовности гражданских организаций гражданской обороны.

Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих примерных норм:

- в организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1998 года № 1115 “О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне”, с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек - 2-3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3-4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5-6 освобожденных работников;

- в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек - 1 освобожденный работник;

- в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.

Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений исполнительного органа (органа управления) организации, имеющей дочерние зависимые хозяйственные общества, определяется в соответствии с рекомендациями, предусмотренными в “Примерном положении о специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций”, утвержденным приказом МЧС России от 29 декабря 1999 г. №708.

Постановлением Правительства Российской Федерации “О федеральных службах гражданской обороны” от 18 ноября 1999г. №1266 созданы:

- Федеральная медицинская служба гражданской обороны;

- Федеральная противопожарная служба гражданской обороны;

- Федеральная служба гражданской обороны охраны общественного порядка;

- Федеральная служба гражданской обороны защиты животных и растений;

- Федеральная служба гражданской обороны защиты культурных ценностей.

Постановлением определены основные задачи указанных служб, возложено создание и организационно - методическое руководство:

- Федеральной медицинской службой гражданской обороны - на Министерство здравоохранения Российской Федерации;

- Федеральной противопожарной службой гражданской обороны и федеральной службой охраны общественного порядка - на Министерство внутренних дел Российской Федерации;

- Федеральной службой гражданской обороны защиты животных и растений - на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;

- Федеральной службой гражданской обороны защиты культурных ценностей - на Министерство культуры Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации “О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны” от 29 ноября 1999г. №1309 утверждает порядок создания убежищ иных объектов гражданской обороны, определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории Российской Федерации убежищ и иных объектов гражданской обороны и их предназначение.

К объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Постановление Правительства Российской Федерации “Об утверждении положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями” от 23 апреля 1994г. №359 регламентирует порядок использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями.

Положение предусматривает, что объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в использование. К указанным объектам и имуществу относятся:

- пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны;

- специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны.

Защитные сооружения, предназначенные для укрытия населения по месту жительства, по решению органов государственной власти, в ведении которых они находятся, могут передаваться по договору предприятиями и организациями, ответственными за их содержание, для использования в народнохозяйственных целях. Договор должен предусматривать обязанность арендатора сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений и другие обязательные требования по гражданской обороне.

К Положению прилагается типовой договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально - технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденное постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000г. №379, определяет порядок их накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны.

Запасы предназначаются для первоочередного обеспечения населения в военное время, а также для оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны при проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей при ведении военных действий.

Номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Российским агентством по государственным резервам исходя из возможного характера военных действий на территории Российской Федерации, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норы минимального необходимой достаточности запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Номенклатура и объем запасов для обеспечения гражданских организаций гражданской обороны определяются исходя из нормы оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации “О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне” от 16 марта 2000г. №227 устанавливается порядок возмещения расходов:

- расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от форм собственности (далее именуются организации), возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

- расходы, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых по заказу федеральных органов исполнительной власти, возмещаются этим органам в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов) за счет предусмотренных на эти цели средств федерального бюджета и внебюджетного средств;

- расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено в пункте настоящего Постановления, финансируются:

- бюджетными учреждениями - в соответствии с утвержденными в установленном порядке сметами доходов и расходов этих учреждений;

- организациями (за исключением бюджетных учреждений) осуществляющими управление гражданской обороной, путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).

Постановления Правительства Российской Федерации: “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны” от 2 ноября 2000г. №841 и «О подготовке населения в области защиты населения от ЧС природного и техногенного характера» от 4.09.2003 г.№ 547 определяет основные задачи обучения населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы обучения.

В данном разделе приведены только основополагающие законодательные и нормативно - правовые акты, разработанные и принятые за последние время. Полный перечень действующих руководящих документов по гражданской обороне (международных, федеральных, территориальных, межведомственных и отраслевых) исчисляется сотнями. Большая часть из них устарела, требует переработки или полной отмены.

Для регламентации порядка осуществления мероприятий гражданской обороны в современных условиях готовится ряд принципиально новых документов и изменения в действующие нормативные акты.



  1. Права и обязанности граждан в области ГО,

защиты от ЧС природного и техногенного

характера и пожарной безопасности.


ФЗ РФ № 68 от 21.12.1994 г.»О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определены силы и средства, основные принципы, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, права и обязанности граждан в области защиты от ЧС, а также порядок подготовки населения к действиям в ЧС.

Основные понятия, установленные ФЗ:

- ЧС – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

- предупреждение ЧС – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения,

- ликвидация ЧС – это АСДНР, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов;

- зона ЧС - территория, на которой сложилась ЧС.

ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов ЧС, и подразделяются на локальные, муниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Учебное пособие «Нормативно правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров» icon2. опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, при чрезвычайных ситуациях и пожарах. Основные мероприятия по подготовке к защите и по защите населения от них

Учебное пособие «Нормативно правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров» iconУчебное пособие (Краткий курс) Москва Издательство Российского университета дружбы народов
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся в магистратуре и специализирующихся по защите растений

Учебное пособие «Нормативно правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров» iconИнформация о защите населения и территории Великого Новгорода при возникновении чс природного и техногенного характера

Учебное пособие «Нормативно правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров» iconУчебное пособие часть 2 2006 васильев о. Л., Правовое регулирование хозяйственной деятельности в россии. 5 Глава 1: система действующего законодательства в РФ. 5

Учебное пособие «Нормативно правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров» iconНормативно правовое регулирование аквакультуры в российской федерации

Учебное пособие «Нормативно правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров» icon№3: «Действия населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера»

Учебное пособие «Нормативно правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров» icon1. Анализ чрезвычайных ситуаций на территории Республики Коми за 2010год. Всего с начала года произошло 12 чрезвычайных ситуаций Из них: чс техногенного характера – 2

Учебное пособие «Нормативно правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров» iconПрогноз чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «Койгородский» на 2012 год Прогноз чрезвычайных ситуаций природного характера

Учебное пособие «Нормативно правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров» iconО защите населения от туберкулеза

Учебное пособие «Нормативно правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров» iconУтвердить План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Администрации Горского сельского поселения (приложение). Глава администрации
Об утверждении Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Администрации...

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU