Конспект лекций по программе обучения в области безопасности жизнедеятельности (откорректированный в февр. 2012 г.) Темы icon

Конспект лекций по программе обучения в области безопасности жизнедеятельности (откорректированный в февр. 2012 г.) Темы





НазваниеКонспект лекций по программе обучения в области безопасности жизнедеятельности (откорректированный в февр. 2012 г.) Темы
страница1/10
Дата конвертации29.05.2013
Размер1.45 Mb.
ТипКонспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10






Конспект лекций по программе обучения

в области безопасности жизнедеятельности (откорректированный

в февр. 2012 г.)

Темы:

1.Нормативно-правовое регулирование подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, ЧС и пожаров


2.Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий


3.Действия работников организаций при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуациях природного характера


4.Действия работников организаций в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, а также при угрозе и совершении террористических актов


5.Действия работников организаций в условиях негативных и опасных факторов бытового характера


6.Действия работников организаций при пожаре

7.Оказание первой медицинской помощи. Основы ухода за больными


Основные понятия. Структура единой системы

предупреждения и ликвидации ЧС


Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Зона ЧС – это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Виды ЧС:

  1. наводнения при паводке;

  2. лесные и торфяные пожары;

  3. ураганы и снежные заносы;

  4. аварии на объектах добычи, транспортировки, хранения нефти и нефтепродуктов, на газопроводах;

  5. аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ), на пожаро-взрывоопасных объектах;

  6. аварии на объектах жизнеобеспечения: тепло-водо-энергоснабжения, канализации;

  7. аварии на транспорте: автомобильном, железнодорожном, водном, воздушном;

  8. обрушение зданий, сооружений при аварии, диверсии;

  9. инфекционные заболевания;

10) эпизоотии (болезни животных), эпифитотии (болезни растений);

11) проведение или угроза проведения террористических актов.

В зависимости от масштабов и тяжести последствий ЧС подразделяются:

  1. ЧС локального характера (пострадало не более 10 человек или нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составил не более 100 тыс. рублей и зона ее не выходит за пределы территории объекта);

  2. ЧС муниципального характера (пострадало не более 50 человек либо материальный ущерб составляет не более 5 млн.рублей, зона бедствия в пределах одного поселения или внутригородской территории города федерального значения);

  3. ЧС межмуниципального характера (пострадало не более 50 человек либо ущерб составляет не более 5 млн. рублей, зона бедствия в пределах двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию);

  4. ЧС регионального характера (пострадало более 50 человек, но не более 500 человек либо материальный ущерб составил свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей зона бедствия не выходит за пределы территории одного субъекта РФ);

  5. ЧС межрегионального характера (пострадало более 50 человек, но не более 500 человек либо материальный ущерб составил свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей зона бедствия затрагивает территорию двух и более субъектов РФ);

  6. ЧС федерального характера (пострадало свыше 500 человек либо материальный ущерб составляет свыше 500 млн. рублей).


18 апреля 1992 г. Правительство Российской Федерации приняло постановление «О создании в России системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях». Это стало началом создания в России Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Целью РСЧС является объединение усилий всех организаций, учреждений и предприятий, органов исполнительной и представительной власти от местного до федерального уровней для предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, защиты населения и территорий от них в мирное время.

Структура РСЧС строится по территориально-производственному принципу. Она состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней управления: федеральный, региональный (например: Северо-Западный), территориальный (Коми республиканская подсистема РСЧС), местный, объектовый.

Полномочия Президента РФ:

1) определяет основные направления государственной политики и принимает решения в области защиты населения и территории от ЧС;

2) вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения, ликвидации ЧС и преодоления их последствий;

3) вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;

4) решает о привлечении к ликвидации ЧС Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.

Полномочия Правительства РФ:

1)издает постановления и распоряжения в области защиты от ЧС и обеспечивает их исполнение;

2) организует проведение научных исследований, разработку и выполнение программ в области защиты от ЧС;

3) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты от ЧС, осуществляет руководство РСЧС;

4) обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

5) устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом мер безопасности;

6) устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов власти по их ликвидации;

7) решает вопросы о непосредственном руководстве ликвидацией ЧС, оказания помощи при их возникновении;

8) определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны к ликвидации ЧС;

9) определяет порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты от ЧС.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ:

1) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативно-правовые акты в области защиты населения и территории от ЧС;

2) осуществляют подготовку и содержание в готовности сил и средств защиты от ЧС, обучение населения способам защиты при ЧС;

3) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и обеспечивают их проведение;

4) осуществляют сбор информации в области защиты от ЧС и оповещение населения об угрозе возникновения ЧС;

5) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил обращаются за помощью к Правительству РФ;

6) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты от ЧС, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

7) содействуют устойчивому функционированию организаций в ЧС;

8) создают при органах исполнительной власти субъектов РФ постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты от ЧС.

Органы местного самоуправления, руководствуясь федеральными и территориальными законами и нормативно-правовыми актами, в рамках своих полномочий осуществляют выполнение тех же задач по защите населения и территории от ЧС.

РСЧС функционирует в 3 режимах. В режиме повседневной деятельности (при отсутствии угрозы возникновения ЧС) проводятся следующие мероприятия:

  • изучение состояния окружающей среды, сбор, обработка и обмен информацией для прогнозирования ЧС;

  • разработка и реализация программ и мер по предупреждению ЧС;

  • планирование действий, организация подготовки и обеспечения сил РСЧС;

  • пропаганда знаний в области защиты от ЧС и подготовка населения к действиям при их возникновении;

  • руководство созданием, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

  • проведение государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты от ЧС;

  • осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

  • проведение мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей, их размещению и возвращению в места постоянного проживания или хранения, а также жизнеобеспечению населения при ЧС;

  • ведение статистического отчета о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин их возникновения.

При угрозе возникновения ЧС на конкретном объекте или территории решением руководителя соответствующего уровня устанавливается режим повышенной готовности:

  • усиление контроля окружающей среды, прогнозирование возникновения и последствий ЧС;

  • введение круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;

  • непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам РСЧС данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

  • принятие оперативных мер по предупреждению и развитию ЧС, снижению размеров ущерба, потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов при ЧС;

  • уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;

  • при необходимости привести в готовность силы и средства РСЧС к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация их выдвижения в предполагаемые районы действий;

  • при необходимости восполнить резервы материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС.

В режиме чрезвычайной ситуации (случае возникновения и ликвидации ЧС):

  • непрерывный контроль состояния окружающей среды и прогнозирование последствий возникших ЧС;

  • оповещение руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления и организаций (объектов), а также населения о возникших ЧС;

  • проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, охрана общественного порядка;

  • организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, при необходимости привлечение населения и общественные организации к ликвидации возникших ЧС;

  • непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и о ходе проводимых работ;

  • организация и поддержание взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней, объектов по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;

  • проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.


Основные силы РСЧС:

- силы и средства МЧС России, включая войска Гражданской обороны, части и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС;

- аварийно-спасательные формирования министерств и ведомств, специальные подразделения Вооруженных Сил, Всероссийской службы медицины катастроф;

- силы и средства Коми республиканской подсистемы РСЧС, включающие в себя органы управления, системы связи, оповещения и информации, Коми республиканскую поисково-спасательную службу;

- профессиональные, нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования, создаваемые органами исполнительной власти, местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.

На федеральном уровне координационным органом РСЧС является Правительственная Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС). Организация, состав сил и средств, порядок функционирования Коми республиканской подсистемы РСЧС определяется Главой Республики Коми. Координацию деятельности всех звеньев Коми республиканской подсистемы РСЧС в области обеспечения жизнедеятельности, защиты от ЧС природного и техногенного характера обеспечивает Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) Республики Коми, ее председателем является заместитель Главы Республики. Такие комиссии создаются и в муниципальных образованиях, и на объектах экономики. Положение о КЧС и ее персональный состав утверждается руководителем соответствующего уровня. КЧС в пределах своей компетенции вправе:

  1. проводить мобилизацию необходимых материально-технических ресурсов организаций с последующей компенсацией нанесенного ущерба;

  2. изменить режим работы организаций, производить иные изменения хозяйственной и иной деятельности, необходимые для достижения цели по ликвидации ЧС;

  3. прекращать либо приостанавливать деятельность организаций, на которых возникла ЧС или деятельность которых может осложнить их вредные последствия;

  4. объявлять карантин или особое положение с указанием необходимых ограничений;

  5. проводить временную эвакуацию населения из зон, подвергшихся опасному воздействию ЧС.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих КЧС. Если масштаб ЧС не позволяет справиться своими силами, руководитель ликвидации вправе обратиться в вышестоящую комиссию по чрезвычайным ситуациям. Решения руководителей ликвидации ЧС являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС.


Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

  • на федеральном уровне это Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территории от ЧС;

  • на региональном уровне– Северо-Западный Центр МЧС России;

  • на территориальном уровне – МЧС России по Республике Коми и Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми, структурные подразделения территориальных органов исполнительной власти;

  • на местном уровне – управления (отделы) по делам ГО и ЧС, например: Управление по делам ГО и ЧС муниципального района «Сосногорск»;

  • на объектовом уровне – структурные подразделения или специально уполномоченные лица по ГО ЧС.

Органами повседневного управления РСЧС являются: центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры и дежурно-диспетчерские службы (от территориального до федерального уровня), в муниципальных образованиях - единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС), на объектах – дежурно - диспетчерские службы. В эти службы поступает информация о ЧС, для приема таких сообщений установлен единый номер 01 (в Сосногорском районе с мобильного телефона 882149010, 112). После чего принимаются меры оповещения и реализации плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Управление РСЧС осуществляется с использованием объединенной системы сил, средств связи, оповещения общего пользования и ведомственных сетей, обеспечивающих доведение информации до всех органов управления, сил РСЧС и населения.

Для ликвидации ЧС используются:

  • резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий;

  • запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;

  • резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и объектов.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.


1.Нормативно-правовое регулирование подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, ЧС и пожаров.


Для нормативно-правового регулирования подготовки к защите и по защите населения изданы основные законы:

28-ФЗ от 12.02.1998г. «О гражданской обороне»

68-ФЗ от 11.11.1994г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Конспект лекций по программе обучения в области безопасности жизнедеятельности (откорректированный в февр. 2012 г.) Темы iconКонспект проведения занятий с персоналом насф в области обеспечения безопасности жизнедеятельности

Конспект лекций по программе обучения в области безопасности жизнедеятельности (откорректированный в февр. 2012 г.) Темы iconПримерные программы обучения различных групп населения в области безопасности жизнедеятельности

Конспект лекций по программе обучения в области безопасности жизнедеятельности (откорректированный в февр. 2012 г.) Темы iconОпорный конспект лекций по дисциплине «Биотехнология растений» для студентов специальности 050701 «Биотехнология» очной формы обучения

Конспект лекций по программе обучения в области безопасности жизнедеятельности (откорректированный в февр. 2012 г.) Темы iconПримерный тематический план и расчет часов, тематические материалы по обучению в области гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности Тема n 1

Конспект лекций по программе обучения в области безопасности жизнедеятельности (откорректированный в февр. 2012 г.) Темы iconК теме: «Перспективные методы и формы обучения специалистов в области биологической безопасности населения на основе инновационных технологий»

Конспект лекций по программе обучения в области безопасности жизнедеятельности (откорректированный в февр. 2012 г.) Темы iconКонспект лекций по Экологии Лекция 1

Конспект лекций по программе обучения в области безопасности жизнедеятельности (откорректированный в февр. 2012 г.) Темы iconОпорный конспект лекций по курсу «Основы зоологии» Введение

Конспект лекций по программе обучения в области безопасности жизнедеятельности (откорректированный в февр. 2012 г.) Темы iconКафедра устойчивого развития и безопасности жизнедеятельности

Конспект лекций по программе обучения в области безопасности жизнедеятельности (откорректированный в февр. 2012 г.) Темы iconКонспект лекций прочитанных на кафедре инфекционных болезней для фельдшерского отделения осенью и зимой 2004/2005 Е. В. Ворониной и Е. М. Медниковой

Конспект лекций по программе обучения в области безопасности жизнедеятельности (откорректированный в февр. 2012 г.) Темы iconУчебно-методическое пособие по гематологии для иностранных студентов 6 курса (Составлено по учебной программе кредитно-модульной системы обучения) 2011 г

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU