Методическое указание и заданиЯ к выполнению контрольной работы по оперативной хирургии для студентов факультета ветеринарной медицины заочного обучения icon

Методическое указание и заданиЯ к выполнению контрольной работы по оперативной хирургии для студентов факультета ветеринарной медицины заочного обучения





Скачать 113.77 Kb.
НазваниеМетодическое указание и заданиЯ к выполнению контрольной работы по оперативной хирургии для студентов факультета ветеринарной медицины заочного обучения
Дата конвертации28.05.2013
Размер113.77 Kb.
ТипДокументы
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»


Кафедра хирургии, акушерства и биотехнологии


Васильев В.К., Попов А.П., Бадлуев Э.Б., Цыбикжапов А.Д.


Методическое указание и заданиЯ к выполнению контрольной работы по оперативной хирургии для

СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ


Улан-Удэ, 2010

Хирургические болезни животных имеют широкое распространение и составляют 40% от общего числа незаразных болезней (К. И. Шакалов, 1981, 1986), а у собак и кошек на долю хирургической патологии приходится 62,6% (А. В. Сапожников, 2007) от общего количества всех заболеваний (2/3 при этом составляют операционные раны). Для лечения животных, особенно собак и кошек, с незаразной патологией часто применяются хирургические методы и приёмы (В. А. Соболев, В. А. Созинов, 2009).

Интенсификация животноводства с применением промышленной технологии сопряжена с высокой концентрацией поголовья на ограни­ченной площади, насыщенностью помещений машинами, механизмами и другим оборудованием, при ограниченной подвижности животных на решетчатых и щелевых полах, нередко из очень жестких материалов. Все эти факторы способствуют возникновению травматизма и других сопутствующих заболеваний среди животных.

К сожалению, создать идеально комфортабельные условия для жи­вотных только путем технического решения проблемы не удается. Да это и не всегда оправдано экономически. Поэтому в животновод­стве постоянно осуществляются ветеринарные мероприятия, направ­ленные на снижение производственных потерь от травматизма и дру­гих заболеваний.

Анализ свидетельствует, что основными причинами травматизма и сопутствующих болезней являются следующие: групповое содержа­ние некастрированных быков, не приведение в соответствующее состо­яние рогов, высокая плотность скота на единице площади пола, на­рушение сроков откачки навозной жижи при самосплавной системе удаления навоза и поднятие её на поверхность пола, неудачная кон­струкция и не проведение текущего восстановительного ремонта ре­шетчатых и щелевых полов, погрешности в кормлении, попадание ино­родных тел в корма и т.д.

Заболевания конечностей в целом и в особенности копыт у жи­вотных служат причиной их выбраковки. Животные выходят из строя из-за трещин рогового башмака, разрыва свода межкопытной щели, травм венчика, развития панарициев, тендовагинитов, а также вслед­ствие разрыва связок и перелома костей.

Кроме поражения конечностей отмечаются также повреждения кожи, подкожной клетчатки и мышц в других областях тела животных с раз­витием различного рода воспалений. Нередки травмы семенников и внутренних органов, переломы рогов у необезроженных животных или неправильно обезроженных с деформированными роговыми отростками. Большие убытки приносят травмы хвостов и наружных половых орга­нов. При погрешностях кормления возникают тимпании и переполнения рубца, закупорка книжки, требующие хирургических методов лечения.

С целью предупреждения и лечения: травматизма и других заболеваний применяют разнообразные хирургические методы и приёмы, осво­ить которые можно изучив программу по оперативной хирургии.

В системе преподавания в ветеринарных вузах хирургия занимает видное место и делится на три дисциплины: оперативную хирургию с топографической анатомией, общую хирургию и частную хирургию с ортопедией и офтальмологией, каждая из которых имеет свои за­дачи. Три дисциплины не повторяя, но дополняя одна другую, пред­ставляют последовательно восходящие ступени подготовки студен­тов по хирургии,

В преподавании и изучении цикла хирургических дисциплин, как на различных курсах, так и на одном и том же курсе соблюдается принцип преемственности. Исходя из этого принципа, считается, из­лишним дублирование одних и тех же вопросов, но совершенно не­обходимым использование знаний по тому или иному вопросу, полу­ченных студентами при изучении смежных дисциплин.

Оперативная хирургия - это наука о хирурги­ческих операциях, применяемых с целью лечения различных заболе­ваний, а также с целью повышения их продуктивности в улучшении эксплуатации.

Она изучает основные принципы производства операций, технику и способы выполнения их на отдельных органах и тканях с пред­варительным рассмотрением топографической анатомии оперируемых областей.

Курс оперативной хирургии подразделяется на общую и специ­альную части. В общей части изучаются способы фиксация животных, принципы и методика хирургической профилактики, т.е. учение об устранении и предупреждения хирургической инфекций (антисептики и асептика), излагается учение о боли и способах её устранения и предупреждения при операциях, изучаются правила разъединения и соединения тканей, способы остановки кровотечения и переливания крови, освещаются правила и способы наложения перевязок и повязок. В специальной части оперативной хирургии изучаются не­посредственно оперативные вмешательстве на отдельных областях, органах и тканях при соответствующих заболеваниях.

Оперативные способы лечения больных животных должны быть использованы целесообразно и рационально, с наименьшими травмами, с меньшим нарушением функций тканой и органов, так как любое заболевание, как и любая операции, отражаются на всем организме. Надо знать и уметь не только как проводить любую операцию, но и когда её не следует делать ввиду возможного значительного пони­жения продуктивности или гибели животного. В каждом конкретном слу­чае необходимо учитывать экономическую целесообразность проведенной операции, но и не отправлять всех животных с хирургическими забо­леваниями на сан.бойню, т.к. проведение большинства операций является экономически оправданным. Поэтому при осуществлении опера­тивных методов лечения необходимо всесторонне обосновывать не­обходимость её проведения. Для этого кроме нормальной анатомии, физиологии, патофизиологии, микробиологии, фармакологии необхо­димо хорошо знать топографическую анатомию.

Топографическая анатомия изучает взаимное расположение тканей и органов по условным анатомо-топографическим областям, определяет границы и проекции их на кожу животного с учетом возрастных особенностей и индивидуальной из­менчивости.

При изучении оперативной хирургии с основами топографической анатомии вначале студент теоретически изучает материал по той или иной теме, затем практически осваивает основы по топографической анатомии, элементы хирургического вмешательства и технику проведения операции. Все это необходимо проделать, занимаясь вначале на трупном материале, а затем уже на живых больных животных. При изучении оперативной хирургии и топографической анатомии нельзя ограничиваться только упражнениями на трупах. Если занятия на трупах преследуют цель ознакомить студента с техникой вмешательства, то операции на живых животных имеют конечной целью сохра­нение жизни и продуктивности оперируемых животных, а это обя­зывает в процессе оперативного вмешательства и в послеопераци­онном периоде использовать соответствующие медикаментозные и другие средства, которыми располагает хирургическая наука.

Положительные результаты подготовки врача значительно воз­растают, если студенту-заочнику обеспечивается возможность наблюдения за оперированными животными в послеоперационном пе­риоде вплоть до их выздоровления, а при отдельных неблагопо­лучных исходах - проведение вскрытий трупов павших животных, позволяющих выявить и правильно осмыслить технические погреш­ности, допущенные им в процессе оперативного вмешательства.

Проведение операций на животных развивает чувство самостоятельности и ответственности, что повышает и ускоряет процесс самоподготовки, который возрастает пропорционально степени ак­тивности студента-заочника в изучении и проведении операций.

При написании контрольной работы необходимо материал изла­гать своими словами. Контрольная работа должна быть выполнена разборчиво, аккуратно, с глубокими по содержанию ответами, хо­рошо оформлена, иллюстрирована рисунками, фотографиями, схема­ми.

Текст пишется на одной стороне листа, с оставлением полей и состоит из двух разделов (частей), первый раздел - по общей части оперативной хирургии, второй - по специальной части опе­ративной хирургии, представленные соответствующими темами.

Студент-заочник выполняет одно из ниже приведенных зада­ний, состоящих из двух тем.

Номер задания студенту-заочнику определяется по последней цифре номера зачетной книжки.


ЗАДАНИЕ 1

1. Понятие об инфекции. Виды хирургической инфекции.

2. Проводниковая анестезия глазничного, верхнечелюстного, нижнечелюстного нерва и их основных ветвей.

3. Типографическая анатомия области лопатки и плеча.

ЗАДАНИЕ 2

1. Определение, классификация и характеристика кровотечений.

2. Проводниковая анестезия нервов грудной конечности.

3. Типографическая анатомия органов брюшной полости. Овариоэктомия свинок.

ЗАДАНИЕ 3

1. Наркоз для отдельных видов животных.

2. Проводниковая анестезия нервов грудной конечности.

3. Типографическая анатомия скакательного сустава и плюсны.

ЗАДАНИЕ 4

1. Определение понятия наркоза. Классификация наркозов и характеристика отдельных наркотических средств.

2. Показания и техника паралюмбальной проводниковой анестезии.

3. Типографическая анатомия коленного сустава и голени.

ЗАДАНИЕ 5

1. Типографическая анатомия полового члена и крайней плоти.

2. Показания и техника паралюмбальной проводниковой анестезии.

3. Показания и техника руменотомии и руменоцентез.

ЗАДАНИЕ 6

1. Фиксация с/х и диких животных. Фиксационные станки и столы.

2. Пункция локтевого сустава.

3. Пластическое смещение полового члена у быка с целью использования в качестве пробника и вазэктомия быков, баранов-пробников.

ЗАДАНИЕ 7

1. Инструменты для разъединения тканей. Понятие о трепанации, ампутации, резекции и экстирпации.

2. Способы временной и окончательной остановки кровотечения.

3. Наркоз крупного и мелкого рогатого скота.

ЗАДАНИЕ 8

1. Осложнения при наркозе, их предупреждение и устранение.

2. Иннервация мошонки и семенника.

3. Топографическая анатомия яичников у свиней.

ЗАДАНИЕ 9

1.Топографическая анатомия скакательного сустава, плюсны и пальцев.

2.Виды кровотечения и их профилактика.

3.Почему баранов и быков рекомендуется кастрировать крытым способом

ЗАДАНИЕ 10

1.Техника кастрации бычков и баранчиков щипцами Телятникова.

2.Из каких образований состоит сосудистая часть семенного канатика?

3.Как содержать животных после кастрации (первое время)?

ЗАДАНИЕ 11

1.Рациональные разрезы в области крупа.

2.Характеристика перевязочного материала, иммобилизирующие повязки и повязки на копыто.

3.Перечислите основные способы эпидуральной анестезии.

ЗАДАНИЕ 12

1.Техника анестезии синовиальных оболочек. Техника анестезии брюшины. 2.Экзартикуляции 2 и 3 фаланги пальцев.

3.Премедикации при наркозе.

ЗАДАНИЕ 13

1.Перкутанные методы кастрации с/х животных.

2.Физические, химические, механические и биологические способы остановки кровотечения.

3.Перечислите основные показания при сакральной анестезии.

ЗАДАНИЕ 14

1.В чем состоит сущность ползучего инфильтрата по А.В.Вишневскому?

2.Дайте определение понятия «десмургия». Что понимают под повязкой?

3.Техника кастрации открытым способом? Какими способами кастрируют верблюд?

ЗАДАНИЕ 15

1.Топографическая анатомия яичников у свинок и их кастрация.

2. Операции при интравагальной грыже. Кастрация хряков

3. Прерывистые и непрерывные швы. Рисунки.

ЗАДАНИЕ 16

1.Топографическая анатомия коленного сустава и голени.

2.Подготовка рук хирурга различными способами и их характеристика.

3.Стерилизация перевязочного шовного материала и хирургического белья.


После того, как Вы ознакомились со своим заданием, необхо­димо иметь в виду, что студент-заочник изучает по оперативной хирургии и топографической анатомии весь материал в соответст­вии с программой и методическими указаниями, а на кафедру, с целью проведения своевременного и объективного контроля, высы­лает одну, выполненную самостоятельно, контрольную работу. Эта работа является важным документом, характеризующим подго­товку студента-заочника по хирургии и выступает, одним из сла­гаемых, учитываемых при выведении оценки на экзамене.

Прежде чем приступить к написанию контрольной работы, не­обходимо тщательно изучить материал, изложенный в учебниках, учебных пособиях, в периодической специальной литературе и проанализировать данные, полученные при практической отработке задания.

При изучении общей части оперативной хирургии необходимо обратить внимание на приемы фиксации животных, профилактику хирургической инфекции и организацию работы при операциях.

Современная хирургия обладает хорошо разработанными метода­ми общего и местного обезболивания, знание которых является обязательным. Студент-заочник должен хорошо изучить теорети­чески и уметь проводить практически три элемента хирургические операций - разъединение тканей, остановку кровотечения и соединение тканей. Не менее важное значение придается и другим программным вопросам.

При теоретическом и практическом изучении специальной части оперативной хирургии и топографической анатомии необходимо руководствоваться накопленным наукой опытом, свидетельствующим о том, что для достижения положительных результатов при проведении той или иной хирургической операции нужно не только изучить её технику, но и знать топографо-анатомическое строение оперируе­мой области. Для этого при написании контрольной работы по спе­циальной части оперативной хирургии кафедра требует указывать границы той или иной анатомической области и описывать послой­ную топографию в пределах отмеченных границ, обращая особое вни­мание на сосуды и нервы.

При изложении материала по грудным и тазовым конечностям сле­дует давать условные границы анатомических областей. По принци­пу, принятому на кафедре хирургии, по которому в каждую область включают вышележащую кость и нижележащий сустав. Исходя из этого принципа, на груд­ной конечности различают: область лопатки и плечевого сустава, область плеча и локтевого сустава, область предплечья и запяст­ного сустава, область пясти и пальца, а на тазовой конечности: область крупа и тазобедренного сустава, область бедра и колен­ного сустава, область голени и скакательного сустава, область плюсны и пальца.

В контрольной работе описывать ту или иную операцию нужно не абстрактно, а применительно к непосредственно выполненному Вами заданию, обратив внимание на классификацию, характеристи­ку и сравнительную оценку применяемых методов. При этом отме­тить, в каких случаях и при каких обстоятельствах тот или иной метод оперативного вмешательства является наиболее приемлемым.

Каждая операция выполняется и описывается по определённому плану, раскрывающему её содержание. В плане операций отража­ются следующие положения,

1. Название операции и сроки её выполнения.

2. Материальное оснащение операции: инструментарий, перевя­зочный материал, медикаменты, оборудование.

3. Предоперационная подготовка животного.

4. Фиксация.

5. Подготовка и дезинфекция операционного поля и рук хирурга

6. Обезболивание (наркоз, местная анестезия).

7. Оперативный доступ.

8. Оперативный прием и заключительная часть операции.

9. Послеоперационный период.

10. Профилактика осложнений.

В контрольной работе необходимо раскрыть содержании этих положений. В предоперационном, операционном и послеоперационных периодах нередко возникает необходимость применения различных лекарственных средств. В связи с этим следует кратко от­метить показания и противопоказания к их применению, дозировку и фармакодинамику. Для лучшего закрепления знаний реко­мендуется уделить внимание правилам выписывания рецептов, отдельные рецепты привести в контрольной работе по ходу изло­жения материала. В конце работы необходимо дать перечень использованной литературы по общепринятой форме.


Литература

  1. Акаевский А.И. Анатомия домашних животных. - М.:Колос, 1984.

  2. Жуленко В.Н., Волкова А.Н., Уша Б.В., Скорогудаев В.А., Лукьяновский В.А., Конопаткин А.А., Сидоров М.А., Веселова Т.П., Архипов И.А., Горшов С.О. (под редакцией В.Н. Жуленко). Ветеринарная рецептура. Справочник. - М.:Колос,1998.

  3. Магда И.И., Иткин Б.З., Воронин П.И. и др. Оперативная хирургия. -М.: Агропромиздат, 1990.

  4. Мозгов И.М. Фармакология. - М.: Агропромиздат, 1985.

  5. Петраков К.А. и др. Оперативная хирургия с основами топографической анатомии животных. М., Агропромиздат, 2001.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методическое указание и заданиЯ к выполнению контрольной работы по оперативной хирургии для студентов факультета ветеринарной медицины заочного обучения iconУчебное пособие по общей хирургии для самостоятельной внеаудиторной работы для студентов факультета ветеринарной медицины очного и заочного обучения

Методическое указание и заданиЯ к выполнению контрольной работы по оперативной хирургии для студентов факультета ветеринарной медицины заочного обучения iconМетодическое пособие по выполнению контрольной работы по ветеринарной вирусологии для студентов заочной формы обучения по специальности 111201. 65 «Ветеринария» Ставрополь

Методическое указание и заданиЯ к выполнению контрольной работы по оперативной хирургии для студентов факультета ветеринарной медицины заочного обучения iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по Внутренним незаразным болезням сельскохозяйственных животных для студентов 5-го курса (очная форма обучения) и 4-го курса (заочная форма обучения) факультета ветеринарной медицины. Введение

Методическое указание и заданиЯ к выполнению контрольной работы по оперативной хирургии для студентов факультета ветеринарной медицины заочного обучения iconКонтрольные задания по ветеринарной фармакологии для студентов факультета ветеринарной медицины, заочной формы обучения пояснительная записка

Методическое указание и заданиЯ к выполнению контрольной работы по оперативной хирургии для студентов факультета ветеринарной медицины заочного обучения iconМетодические указания и контрольные задания для студентов факультета ветеринарной медицины очной и заочной формы обучения

Методическое указание и заданиЯ к выполнению контрольной работы по оперативной хирургии для студентов факультета ветеринарной медицины заочного обучения iconМетодические указания для самостоятельной работы и выполнения контрольной работы для студентов заочного обучения по специальности 111201. 65 “Ветеринария” Улан-Удэ, 2010 г

Методическое указание и заданиЯ к выполнению контрольной работы по оперативной хирургии для студентов факультета ветеринарной медицины заочного обучения iconЖивотноводдческих объектов для студентов факультета ветеринарной медицины заочного обучения по специальности 310800 «Ветеринария» Улан-Удэ, Издательство фгоу впо бгсха 2010

Методическое указание и заданиЯ к выполнению контрольной работы по оперативной хирургии для студентов факультета ветеринарной медицины заочного обучения iconМетодические указания к выполнению клинической курсовой работы (истории болезни) для студентов факультета ветеринарной медицины улан-Удэ, 2009

Методическое указание и заданиЯ к выполнению контрольной работы по оперативной хирургии для студентов факультета ветеринарной медицины заочного обучения iconМетодические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по специальности 1- 74. 02. 01«Агрономия» Гродно, 2003 г

Методическое указание и заданиЯ к выполнению контрольной работы по оперативной хирургии для студентов факультета ветеринарной медицины заочного обучения iconУчебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения факультета ветеринарной медицины по специальности 111801. 65 Ветеринария

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU