Рабочая программа по дисциплине «эпидемиология, вэ» для студентов, обучающихся по специальности 060101 лечебное дело icon

Рабочая программа по дисциплине «эпидемиология, вэ» для студентов, обучающихся по специальности 060101 лечебное дело





НазваниеРабочая программа по дисциплине «эпидемиология, вэ» для студентов, обучающихся по специальности 060101 лечебное дело
страница1/4
Дата конвертации23.05.2013
Размер1.36 Mb.
ТипСамостоятельная работа
  1   2   3   4
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «северо-осетинская государственная медицинская академия» министерства здравоохраненияи социального развития российской федерации (гоу впо согма минздравсоцразвития России)


«УТВЕРЖДАЮ»

1-й проректор – проректор по УВР

ГБОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития России

профессор ___________________ З.Т. Астахова

« _______» ___________________20___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

«ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ВЭ»

для студентов, обучающихся по специальности

060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО


Факультет - лечебный

Кафедра – гигиены медико-профилактического факультета с эпидемиологией


Курс – 5,6

Семестр – 10,11

Всего часов – 112

Аудиторных - 74

в том числе:

лекций - 20

лабораторно-практических занятий - 54

Самостоятельная работа студентов - 38

Контролирующие мероприятия – зачет в 10 семестре


Рабочая программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и примерной программы Министерства образования и науки РФ по дисциплине эпидемиология 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО, Москва ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава» 2006


Рабочую программу составил: Царикаева М.С.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

«_____» мая 2011 года, протокол № __11___


Заведующая кафедрой, д.м.н. Ф. У. Козырева



  1. Цель и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Целью обучения студентов по направлению подготовки (специальности) 060101 лечебное дело на кафедре гигиены МПФ с эпидемиологией и является:

- подготовка выпускников, владеющих основами эпидемиологической диагностики для выявления причин, условий и механизмов формирования инфекционной и неинфекционной заболеваемости детского населения, обоснования, организации и проведения системы профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на улучшение здоровья детей, снижение инфекционной и соматической заболеваемости в пределах функциональных обязанностей, возложенных на педиатрическую службу.

Специалист должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

профилактическая деятельность:

осуществление мероприятий по формированию здоровья населения;

проведение профилактики заболеваний среди населения;

формирование у населения мотивации к сохранению и укреплению здоровья;

проведение профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний;

осуществление диспансерного наблюдения за взрослым населением;

проведение санитарно-просветительной работы среди пациентов и медицинского персонала с целью формирования здорового образа жизни;

проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайной ситуации и оказание медицинской помощи населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;

формирование у населения позитивного медицинского поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья;

формирование у населения мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья подрастающего поколения;

обучение населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболеваний и укреплению здоровья;

организационно-управленческая деятельность:

организация труда медицинского персонала в медицинских организациях педиатрического профиля, определение функциональных обязанностей и оптимального алгоритма их осуществления;

организация мероприятий по охране труда и технике безопасности, профилактика профессиональных заболеваний, контроль соблюдения и обеспечение экологической безопасности;

ведение учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях;

ведение деловой переписки (служебные записки, докладные, письма);

научно-исследовательская деятельность:

анализ научной литературы и официальных статистических обзоров;

подготовка рефератов по современным научным проблемам;

участие в проведении статистического анализа и подготовка доклада по выполненному исследованию.


  1. Требования к уровню освоения дисциплины

Студент должен знать и уметь использовать:

- эпидемиологический подход к изучению патологии населения;

- предмет, метод и цель эпидемиологии как общемедицинской науки;

- типы эпидемиологических исследований;

- основы клинической эпидемиологии (доказательной медицины);

- основы учения об эпидемическом процессе;

- частную эпидемиологию актуальных инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных болезней;

- основы эпидемиологического надзора за болезнями;

- функции терапевтической службы в его реализации;

- основы профилактики инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний; противоэпидемические средства и мероприятия.


Студент должен уметь:

- проводить оперативный и ретроспективный анализ заболеваемости, смертности для выявления причин и условий, определяющих эти явления;

- проводить комплекс необходимых профилактических и первичных противоэпидемических мероприятий, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф;

- организовать и поддерживать систему противоэпидемического режима в стационарах различного профиля;

- организовать иммунопрофилактику инфекций на терапевтическом участке, оценить ее эпидемиологическую и иммунологическую эффективность.


Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

- философия;

- биология;

- микробиология, вирусология, иммунология;

- общественное здоровье и здравоохранение;

- гигиены и экология;

- инфекционные болезни;

- детские инфекционные болезни;

- детские болезни;

- дисциплины клинического профиля.



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Кол-во часов

Семестры

10

11

Общая трудоемкость дисциплины


112

84

28

Аудиторные занятия


74

56

18

Лекции


20

16

4

Лабораторно-практические занятия











Практические (семинарские) занятия


54

40

14

Самостоятельная работа студентов


38

28

10

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)





зачет






  1. Содержание дисциплины

4.1.Теоретический курс (лекции)

темы

Тема лекции

Содержание лекции

Кол-во часов

1.

Эпидемиологический подход к изучению болезней человека

Краткий исторический очерк развития эпидемиологии и эволюция взглядов на причинность в эпидемиологии.

Этимологический смысл понятий "эпидемия", "эпидемиология". Первые материалистические концепции о происхождении эпидемий: конститу­ционально-миазматическая (Гиппократ) и контагиозная (Аристотель). Развитие этих концепций в трудах Фракасторо, Сайденгема, Самойловича. Ис­пользование методов математической статистики в эпидемиологических ис­следованиях. Работы Дж. Сноу.


2


2.

Эпидемиологические исследования

Эпидемиологический метод исследования как совокупность приемов и способов для изучения заболеваемости и ее последствий (определение причин, условий и механизмов формирования заболеваемости).

Определение понятия "эпидемиологическая диагностика". Аналогии и различия клинической и эпидемиологической диагностики.

Определение понятий: эпидемиологический анализ, эпидемиологичес­кие исследования. Типы эпидемиологических исследований.


2

3.

Организационные и правовые основы противоэпидемической деятельности. Эпидемиологический надзор

Правовые аспекты профилактической и противоэпидемической работы.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Права и обязанности граждан и медицинских работников в решении задач санитарно-эпидемиологического благополучия и сохранения здоровья населения.

Этические и правовые аспекты деятельности по борьбе и профилактике инфекционных и паразитарных болезней.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, его определение и содержание.


2


4.

Общие вопросы и организация иммунопрофилактики

Иммунологические основы вакцинации. Восприимчивость к инфекционным болезням, факторы, влияющие на интенсивность инфекционного процесса. Классификация типов и форм иммунитета. Сравнительная характеристика активного и пассивного иммунитета. Иммунологические особен­ности ребенка. Оценка состояния иммунитета с использованием кожных иммунологических и аллергических проб, серологические методы исследо­вания, цели и задачи серологического надзора, методические подходы к ор­ганизации и проведению исследований.

Сущность и цели иммунопрофилактики инфекционных болезней. Место иммунопрофилактики в системе профилактических и противоэпидемических мероприятий, ее значение при разных группах инфекционных заболеваний. История иммунопрофилактики. Работы Э. Дженнера, Л. Пастера, И.И. Мечникова, Н.Ф. Гамалеи, А.А. Смородинцева, М.П. Чумакова и др. Успехи и новые технологии в производстве медицинских иммунобиологических препаратов (МИБП), перспективные препараты. Расширенная Программа Иммунизации и другие международные программы иммунизации.

Правовые и нормативные основы иммунопрофилактики. Федеральный Закон "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". Национальный календарь профилактических прививок и календарь прививок по эпидемиологическим показаниям (приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 г. №51н.). Федеральные санитарно-эпидемиологические правила.

Классификация МИБП. Способы получения, характеристика, отличительные особенности, достоинства и недостатки, иммунологическая эффек­тивность живых, инактивированных, химических, генно-инженерных (рекомбинантных), комбинированных вакцин, анатоксинов, сывороток, имму­ноглобулинов.


2

5.

Дезинфекционное дело

Понятие об убиквитарности микрофлоры во внешней среде. Устойчивость возбудителей инфекционных заболеваний на объектах внешней среды. Микрофлора организма человека и внешней среды. Микрофлора ЛПУ.

Определение понятия "дезинфекция". Значение и место дезинфекции в системе профилактических и противоэпидемических мероприятий. Виды дезинфекции: профилактическая, очаговая (текущая, заключительная). Методы дезинфекции: механический, физический, химический, биологичес­кий. Химические средства дезинфекции. Требования, предъявляемые к хи­мическим дезинфектантам. Факторы, определяющие эффективность дезин­фекции химическими средствами. Классификация химических дезинфицирующих средств. Физико-химические свойства, стабильность при хранении препаратов и их рабочих растворов, механизмы действия, антимикробная активность, токсикологическая характеристика, достоинства и недостатки.

Классификация химических дезинфицирующих средств. Физико-химические свойства, стабильность при хранении препаратов и их рабочих растворов, механизмы действия, антимикробная активность, токсикологическая характеристика, достоинства и недостатки.

1. Галоидсодержащие вещества.

I. Хлорсодержащие:

А. Неорганические:

– препараты, содержащие гипохлорит кальция;

– препараты, содержащие гипохлорит натрия;

– препараты, содержащие гипохлорит лития;

Б. Органические:

– хлорамины и их производные: хлорамин Б, хлорина и др.;

– хлорпроизводные изоциануровой кислоты: деохлор, жаве­лион, пресепт, калиевая соль ДХЦК (дихлор-1, хлордезин, хлорцин-К), натриевая соль ДХЦК (хлорцин-Н, аквасепт, неоаквасепт, акватабс, клорсепт, изосан), ТХЦК, ДП-2;

– хлорпроизводные гидантоина: сульфохлорантин, дихлор­антин.

II. Бромсодержащие: аквабор, дибромантин, бромистый метил, бро­мосепт.

III. Йодсодержащие: йод, йодонат, йодопирон, йодовидон.

2. Кислородсодержащие вещества.

I. Перекись водорода: пергидроль, ПВК, перамин, ПФК-1, пер­оксимед, виркон, перформ, дисмозон, секусепт-пульвер.

II. Производные надуксусной кислоты: дезоксон-1, дезоксон-4.

III. Надмуравьиная кислота и ее производные: С-4 (первомур).

IV. Перманганат калия.

3. Поверхностно-активные вещества (ПАВ): катионные (ЧАС – четвер­тичные аммониевые соединения) и амфотерные (амфолитные): аламинол, амфолан, велтолен, катамин АБ, микробак, септодор, септабик.

4. Гуанидины: демос, катасепт, лизетол, лизоформин, пливасепт, полисепт, фогуцид, хлоргексидина биглюконат (гибитан).

5. Альдегидсодержащие вещества: альдезан, альдесол, аэродезин, бианол, гигасепт, глутарал, глутаровый альдегид, дезоформ, деконекс-50ФФ, дюльбак растворимый, инцидур, колдспор, корзолин, лизоформин-3000, МД-520, мельзепт, микроцид, недишер септо 200, сай­декс, секусепт форте, септодор-форте, хелипур.

6. Спирты: атмостерил, бациллол плюс, гротанат, ИД-220, инцидур-спрей, спирт этиловый синтетический ректификованный, ФД-322.

7. Фенолсодержащие: амоцид, 1-хлор--нафтол.

8. Оксиды: оксид этилена.

9. Соли тяжелых металлов, кислоты, щелочи и др.


2

6.

Эпидемиология и профилактика антропонозов с фекально-оральным и аэрозольным механизмом передачи

Кишечные антропонозы

Общая характеристика группы. Фекально-оральный механизм передачи. Стадии. Факторы передачи (первичные, промежуточные и конечные, основные и второстепенные). Пути передачи. Особенности проявления и дифференциально-диагностические признаки эпидемий пищевого, водно­го и бытового происхождения. Устойчивость возбудителей во внешней сре­де. Сроки заразительности источников инфекции. Общая характеристика проявлений эпидемического процесса. Конкретные элементы социальной и природной среды, влияющие на механизм развития и проявления эпидемического процесса. Основные направления профилактики.

Инфекции дыхательных путей (аэрозольные антропонозы)

Общая характеристика группы. Стадии механизма передачи. Капельная, ядрышковая, пылевая фазы аэрозоля. Эпидемиологические особенности инфекций, определяемые общим механизмом передачи. Классификация аэрозольных антропонозов.

Степень устойчивости возбудителей. Особенности взаимодействия возбудителя с организмом хозяина. Формирование стойкого иммунитета при большинстве аэрозольных антропонозов. Особенности проявления эпидемического процесса. Роль социальных условий. Основные направления профилактики. Иммунопрофилактика как главное направление борьбы с аэрозольными антропонозами.


2

7.

Эпидемиология и профилактика зоонозных и сапронозных инфекций. Эпидемиология и профилактика важнейших гельминтозов

Зоонозные и сапронозные инфекции

Общая характеристика групп. Эпидемиологическая классификация на основе экологической близости возбудителей. Зоонозы домашних и синантропных животных, зоонозы диких животных (природно-очаговые заболевания). Определение понятия "природная очаговость" инфекций. Клас­сификация природно-очаговых инфекций. Разделение природно-очаговых зоонозов на трансмиссивные (облигатно-трансмиссивные, факультативно-трансмиссивные) и нетрансмиссивные. Механизмы, пути и факторы передачи возбудителей от животного человеку. Понятия: резервуар, хозяин, пе­реносчик. Значение специфических и неспецифических переносчиков при трансмиссивных зоонозах. Понятия: специфическая и неспецифическая инокуляция; специфическая и неспецифическая контаминация. Организация эпидемиологического и эпизоотологического надзора. Сапронозы – определение понятия. Классификация. Изучение отдельных нозологичес­ких форм.

Гельминтозы и протозойные заболевания

Гельминтозы и протозоозы детского возраста. Энтеробиоз, аскаридоз, лямблиоз. Общая характеристика заболеваний. Характеристика возбудителей. Механизм передачи инвазии. Пути заражения детей. Распространение гельминтозов и лямблиоза у детей.


2

8.

Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций

Основные понятия госпитальной эпидемиологии. Определение понятия "внутрибольничные инфекции" (ВБИ). Термины-синонимы. Современная эпидемиологическая ситуация. Факторы, определяющие социальное значение ВБИ. Причины роста.

Классификация госпитальных инфекций (традиционные и гнойно-сеп­тические (ГСИ)). Международная классификация. Классификация по типу стационара, в котором присоединилась госпитальная инфекция. Понятие об экзогенных ВБИ.

Различия эпидемического процесса традиционных и гнойно-септичес­ких ВБИ. Специфичность условий развития эпидемического процесса в гос­питальной среде. Проявления эпидемического процесса ГСИ. Причины и условия, определяющие проявления эпидемического процесса. Понятие о спорадической, групповой и вспышечной заболеваемости. Эпидемичес­кий процесс при различных традиционных ВБИ: источники, факторы и пу­ти заражения при острых кишечных, воздушно-капельных инфекциях, вирусных гепатитах и ВИЧ-инфекции.

Этиологическая структура ВБИ. Современные тенденции ее изменений. Особенности этиологической структуры ВБИ в различных стационарах. Эпидемиологическая характеристика наиболее значимых групп микро­организмов (грамположительные, грамотрицательные и неферментирующие бактерии, вирусы, грибы). Определения понятия "госпитальный штамм".


2

9.

Теоретические и методологические основы военной эпидемиологии

Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в чрезвычайных ситуациях и в военное время

Определение и задачи военной эпидемиологии, ее становление и развитие.

Пути заноса инфекции в войска и факторы, влияющие на развитие и проявление эпидемического процесса в военное время.

Особенности этиологической структуры инфекционной заболеваемости в военное время.

Мероприятия, проводимые по противоэпидемической защите личного состава.


2


10.

Биологические средства. Основы противобактериологической (противобиологической) защиты личного состава войск и этапов медицинской эвакуации.

Перевод этапов медицинской эвакуации на строгий режим противоэпидемических мероприятий.

Понятие о биологическом оружии и его поражающих свойствах.

Способы, тактика и средства применения биологического оружия.

Содержание оперативно-тактических и специальных мероприятий в системе биологической защиты войск, проводимых до применения, при угрозе применения противником биологического оружия и при ликвидации последствий биологического нападения.

Лечебно-эвакуационное обеспечение инфекционных больных. Медицинская сортировка инфекционных больных. Противоэпидемические мероприятия в чрезвычайных ситуациях.

Общие цели и содержание противоэпидемических мероприятий на этапах медицинской эвакуации.


2

Итого

20



4.2. Лабораторно-практические (практические, семинарские) занятия.

темы

Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

1.

Эпидемиологический подход к изучению болезней человека. Заболеваемость - основной предмет эпидемиологии. Учение об эпидемическом процессе.

Наблюдатель­ные и экспериментальные, описательные и аналитические, одномоментные и продольные, ретроспективные и проспективные, клинические и полевые, рандомизированные и нерандомизированные, контролируемые и неконтро­лируемые эпидемиологические исследования. Другие характеристики эпидемиологических исследований.

Перечень инфекционных и паразитарных болезней, подлежащих регистрации и учету. Государственная форма учета заболевших, их содержание.

Схема и способы передачи оперативной информации о заболевших из ЛПУ в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».

Порядок получения Управлением Роспотребнадзора необходимой информации из Центров гигиены и эпидемиологии. Система внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера

Суточные бюллетени по предварительным и ежемесячные по уточненным диагнозам.

Данные о смертности, рождаемости, численности различных групп населения. Информация о проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятиях.

Отчеты органов здравоохранения за прошедшее время.

Результаты обследования очагов с единичными и множественными случаями болезни, материалы плановых проверок эпидемически значимых объектов, результаты социально-гигиенического и биологического мониторинга, сведения о переносчиках и животных-резервуарах инфекции. Другие источники возбудителя инфекции.

Эпидемиологический анализ – метод эпидемиологической диагностики, направленный на изучение, обобщение и интерпретацию данных, отражающих эпидемическую ситуацию, характер и объём проведенных мероприятий.

Эпидемиологическое обследование очагов инфекционных заболеваний как один из методов получения важнейшей дополнительной информации для оценки причин, ведущих к заболеваемости.

Эпидемический очаг. Практическое значение определения эпидемического очага как места пребывания источника возбудителя инфекции с окружающей его территорией в пределах возможного механизма передачи возбудителя. Факторы, определяющие границы очага, длительность его существования. Типы очагов. Очаги с единичными и множественными заболеваниями.

Мероприятия, препятствующие распространению инфекции в очагах, препятствующие выносу инфекции за пределы очага и ликвидации его. Единый подход к проведению противоэпидемических мероприятий в очаге. Принцип комплексности с выделением главного звена при проведении противоэпидемических мероприятий.

Управленческая и исполнительская деятельность различных служб и ведомств, их взаимодействие. Правовые основы проведения противоэпидемических мероприятий в очагах. Нормативные и инструктивно-методические документы, инструкции, приказы, регламентирующие проведение противоэпидемических мероприятий в очагах. Особенности организации и проведения мероприятий в очагах антропонозных, зоонозных и сапронозных инфекций. Карты эпидемиологического обследования очагов.

Социально-экономическая значимость инфекционных болезней, методы её определения и оценки.

Условия ведения оперативного и ретроспективного анализа. Динамическая оценка эпидемической ситуации за выбранный отрезок времени (день, неделя, месяц и т. д.).

Определение «фоновых» (базовых) показателей уровня и структуры заболеваемости и использование их для выявления резких изменений в проявлениях заболеваемости. Показания и алгоритм обследования эпидемических очагов с одним случаем.

Алгоритм расследования «вспышек». Акт эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи

Использование результатов социально-гигиенического, биологического мониторинга для предвидения изменения (ухудшения) эпидемической обстановки - предэпидемическая диагностика.

Выявление устойчивых (многолетних) особенностей распределения заболеваемости с учетом времени, места их возникновения и индивидуальных признаков заболевших (описательная эпидемиология). Специфика изучения инфекционной заболеваемости (дополнительное направление) – изучение очаговости. Оценка качества и эффективности проводимых мероприятий.

Интерпретация выявленных проявлений заболеваемости – статистическая и логическая оценка причинно-следственной связи особенностей уровня, динамики и структуры заболеваемости с «факторами риска» биологического, социального и климато-географического (природного) характера (аналитическая эпидемиология).

Распространение информации в виде периодических отчетов о движении инфекционных заболеваний, донесений о вспышках, обобщение информации в виде информационных писем, бюллетеней, методических документов и другой порядок представления информации в Федеральное Государственное бюджетное учреждение Здравоохранения – Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, формы государственного и ведомственного статистического наблюдения. Направление из Центра в подведомственные учреждения Роспотребнадзора оперативных аналитических материалов о состоянии и тенденциях заболеваемости по РФ и отдельным регионам, статистических сборников, ежемесячных бюллетеней «Здоровье населения и среда обитания», ежегодного «Государственный доклад о санитарно-эпидемиологической обстановке в России» и других внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях.

Распространение информации по горизонтальным связям во все заинтересованные учреждения. Обязательность информирования населения через средства массовой информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, возможных мерах личной профилактики.

Основные направления в использовании результатов эпидемиологического надзора: принятие рациональных управленческих решений; разработка, тестирование гипотез о факторах риска, стимулирование специальных эпидемиологических исследований, создание эпидемиологической базы данных.

Ознакомление исполнителей с выявленными в ходе аналитической деятельности группами, временем, территориями наибольшего риска развития заболеваемости, причинами, их обусловливающими, а также результатами анализа качества и эффективности проведенных мероприятий.


4



2.

Иммунопрофилактика.

Организация прививочной работы. Планирование профилактических прививок. Учет детского населения и подростков. Особенности планирова­ния прививок в городской и сельской местности. Ведение прививочной картотеки. Организация учета прививок. Условия хранения и транспортирования МИБП. Надзор за качеством транспортировки и хранения МИБП. "Холодо­вая цепь" – определение понятия, влияние нарушений в холодовой цепи на эффективность иммунизации. Уничтожение неиспользованных МИБП, шпри­цев и игл. Требования, предъявляемые к оснащению прививочных кабинетов.

Иммунопрофилактика отдельных инфекционных заболеваний в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок (гепатит В, дифтерия, коклюш, столбняк, корь, краснуха, эпидемический паротит, полиомиелит, туберкулез, бешенство, брюшной тиф, гепатит А, грипп, клещевой энцефалит и др.). Цели программ иммунизации. Зарегистрированные и разрешенные к применению препараты для активной и пассивной иммунизации, их достоинства и недостатки. Сроки и схемы иммунизации, методы введения и дозы. Возможные реакции и осложнения.

Классификация противопоказаний к иммунизации. "Ложные" противо­показания к проведению прививок. Выявление противопоказаний и тактика иммунизации при их наличии.

Особенности иммунизации детей: имеющих реакции на предыдущие дозы вакцины; с острыми заболеваниями; имевших контакт с инфекционным больным. Тактика иммунизации недоношенных детей, лиц, перенесших оперативные вмешательства, получивших переливание крови, страда­ющих хроническими болезнями, неврологической патологией, с аллергическими и иммунодефицитными состояниями.

Диагностика, мониторинг и расследование поствакцинальных осложнений. Наблюдение за привитыми. Неблагоприятные события в поствакци­нальном периоде, их определение и частота. Дифференциальная диагностика поствакцинальных осложнений. Лечение осложнений вакцинации. Организа­ция мониторинга расследования поствакцинальных осложнений (регистрация, учет и оповещение). Правовые основы оказания медико-социальной по­мощи гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений.


4

3.

Дезинфекционное дело.

Стерилизация. Определение понятия. Значение стерилизации в профи­лактике госпитальной инфекции. Отраслевой стандарт "Стерилизация и дез­инфекция изделий медицинского назначения", другие нормативные документы, регламентирующие организацию и проведение стерилизационных мероприятий. Организация дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации в детских (дошкольных, школьных, лечебно-профилактичес­ких) учреждениях. Методы (паровой, воздушной, химической, с помощью ионизирующего излучения) и средства стерилизации. Режимы стерилизации. Контроль качества предстерилизационной обработки и стерилизации: химический, бактериологический, физический. Централизованное стерилизационное отделение (ЦСО) – организация, структура, содержание работы.


4

4.

Эпидемиология и профилактика антропонозов с фекально-оральным механизмом передачи.

Шигеллезы. Общая характеристика группы. Клинические и эпидемиологические особенности дизентерии Григорьева–Шиги, Флекснера и Зонне. Соотношение путей передачи при различных шигеллезах. Дифференциально-диагностические признаки эпидемий пищевого, водного и бытового происхождения. Значение активизации механизма передачи в формировании эпидемических штаммов возбудителей шигеллезов. Причины изменений этиологической структуры шигеллезов. Участие подразделений участковой терапевтической службы в реализации эпидемиологического надзора за шигелле­зами. Первичные противоэпидемические мероприятия в очагах, диспансер­ное наблюдение за переболевшими.

Холера. Общая характеристика болезни. Свойства возбудителя, проявляющиеся во взаимодействии с организмом человека и внешней средой. Способность к сапрофитному способу питания. Отличительная характерис­тика вибриона холеры Эль-Тор от возбудителя классической холеры. Особенности механизма развития и проявления холеры Эль-Тор. Участие участковой терапевтической службы в системе эпидемиологического надзора за холерой. Профилактические мероприятия при угрозе заноса холеры, противоэпидемические мероприятия во время вспышки холеры, мероприятия после ликвидации вспышки. Первичные противоэпидемические мероприятия при выявлении больного холерой. НАГ-инфекция.

Эшерихиозы. Общая характеристика группы. Этиология, механизм развития и проявления эпидемического процесса. Эпидемиологический над­зор. Профилактика.

Другие острые кишечные заболевания. Сальмонеллезы тифимуриум и энтеритидис. Диарейные заболевания, вызванные стафилококком, кампилобактером, протеем, клебсиеллой и другими условно-патогенными мик­роорганизмами.

Вирусные гепатиты с фекально-оральным механизмом передачи А и Е. Периоды заразительности источников возбудителя инфекции, механизм, пути и факторы передачи. Эпидемиологический надзор. Профилактика. Первичные противоэпидемические мероприятия. Иммунопрофилактика.

Полиомиелит. Общая характеристика болезни. Гетерогенность популяции возбудителя по антигенной характеристике. Механизм развития эпи­демического процесса. Периоды заразительности источников возбудителя инфекции. Фекально-оральный (основной) и аэрозольный (дополнительный) механизмы передачи. Проявления эпидемического процесса. Вакцино­профилактика – главное направление борьбы с полиомиелитом. Международные программы ликвидации полиомиелита. Острые вялые параличи. Основы эпидемиологического надзора.


4

5.

Эпидемиология и профилактика антропонозов с аэрозольным механизмом передачи.

Дифтерия. Общая характеристика болезни. Определение стандартного случая заболевания. Токсигенные и нетоксигенные коринебактерии. Ге­терогенность популяции коринебактерий по антигенным свойствам и степени токсигенности. Гетерогенность популяции людей по степени восприимчивости. Иммунологическая структура населения. Антимикробный и ан­титоксический иммунитет. Дифтерийный токсин – ведущий фактор патогенности коринебактерий. Дифтерийный антитоксин – ведущий фактор за­щиты от манифестной инфекции. Источники инфекции. Манифестная и ин­аппарантная инфекции. Механизм развития и проявления эпидемического процесса. Причины "повзросления" инфекции. Эпидемиологический надзор за дифтерийной инфекцией. Сбор информации о популяции коринебактерий, иммунном статусе населения. Организация серологического мониторинга. Методы оценки иммунного статуса. Иммунопрофилактика – главное направление борьбы с дифтерией. Необходимость создания высокой иммунной прослойки во всех возрастных группах населения.

Коклюш и паракоклюш. Общая характеристика болезней. Гетерогенность популяции возбудителей по антигенным свойствам. Гетерогенность популяции людей по степени восприимчивости и специфической иммунологической реактивности. Особенности аэрозольного механизма передачи при коклюше в различные стадии инфекционного процесса. Заразительность источников инфекции. Проявления эпидемического процесса. Эпидемиологический надзор. Профилактика. Первичные противоэпидемичес­кие мероприятия. Иммунопрофилактика.

Менингококковая инфекция. Общая характеристика болезни. Антиген­ная гетерогенность возбудителей. Эпидемические варианты. Характерис­тика последней пандемии менингококковой инфекции, вызванной менингококком группы А. Современная эпидемическая ситуация. Гетерогенность населения по степени восприимчивости. Источники инфекции. Пути и фак­торы передачи. Проявления эпидемического процесса. Эпидемиологичес­кий надзор. Профилактика. Иммунопрофилактика. Первичные противоэпи­демические мероприятия в очаге.

Грипп и другие респираторные вирусные инфекции. Общая характеристика группы инфекций. Высокая социально-экономическая и медицинская (эпидемиологическая) значимость этих инфекций. Перечень и удельная значимость нозоформ, входящих в группу ОРВИ. Гетерогенность и из­менчивость популяции вируса гриппа. Теории изменчивости. Гетерогенность человеческой популяции по степени восприимчивости к вирусам гриппа и ОРВИ. Механизм развития и проявления эпидемического процесса. Проблемы профилактики. Современные средства профилактики гриппа: вакцины, иммуноглобулины, химиопрепараты, интерфероны, интерфероно­гены, иммуномодуляторы и др.

Корь. Общая характеристика болезни. Современные представления о манифестности и персистенции вируса. Интерпретация подострого склерозирующего панэнцефалита и системной красной волчанки. Механизм раз­вития и проявления эпидемического процесса. Заразительность источников инфекции. Причины "повзросления" инфекции. Эпидемиологический надзор. Профилактика. Иммунопрофилактика – главное направление борьбы с корью. Первичные противоэпидемические мероприятия в очаге. Перспективы ликвидации кори.

Эпидемический паротит. Ветряная оспа. Краснуха. Общая характеристика болезней. Механизм развития и проявлений эпидемического процесса. Врожденная краснуха. Проблемы профилактики. Иммунопрофилактика.


4

6.

Эпидемиология и профилактика зоонозных и сапронозных инфекций.

Бруцеллез. Общая характеристика болезни. Характеристика возбудителей. Роль различных животных в подержании циркуляции возбудителя. Механизм передачи инфекции. Пути заражения человека. Распространение инфекции. Значение профессионального фактора в распространении заболеваемости среди людей. Ветеринарно-санитарные и санитарно-гигиени­ческие мероприятия профилактики бруцеллеза. Организация иммунопрофилактики, значение иммунологических реакций в диагностике заболевания. Организация эпидемиологического надзора.

Туляремия. Общая характеристика болезни. Географические расы воз­будителя. Взаимодействие возбудителя с организмом животных. Три группы источников по Н.Г. Олсуфьеву. Основные и дополнительные хозяева. Механизмы и пути передачи инфекции. Роль иксодовых клещей в поддержании циркуляции возбудителя. Многообразие путей заражения людей туляремией. Типы природных очагов туляремии, антропургические очаги. Эпидемиологические проявления туляремийной инфекции. Организация иммунопрофилактики. Эпидемиологический надзор.

Клещевой энцефалит. Общая характеристика болезни. Роль иксодовых клещей в передаче возбудителя. Механизм заражения людей. Проявление эпидемического процесса. Значение противоклещевых мероприятий. Подготовка летних зон отдыха для детей в природных очагах клещевого энцефалита. Иммунопрофилактика. Эпидемиологический надзор.

Сибирская язва. Общая характеристика болезни. Особенности возбудителя сибирской язвы. Роль животных в поддержании циркуляции возбудителя. Почва как среда обитания возбудителя. Пути передачи возбудителя среди животных. Способы заражения человека. Проявления эпидемического процесса. Ветеринарно-санитарные и санитарно-гигиенические меропри­ятия. Иммунопрофилактика. Мероприятия в очагах. Порядок госпитализации. Особенности заключительной дезинфекции. Экстренная профилактика. Эпидемиологический надзор.

Столбняк. Общая характеристика болезни. Биологическая характеристика возбудителя. Роль животных и человека в поддержании циркуляции возбудителя. Почва как среда обитания возбудителя. Механизм передачи инфекции. Столбняк новорожденных. Иммунопрофилактика. Особенности иммунопрофилактики у детей. Роль педиатрической службы в профилакти­ке столбняка. Экстренная профилактика столбняка. Особенности экстренной профилактики у детей. Эпидемиологический надзор.

Бешенство. Общая характеристика болезни. Биолого-экологическая характеристика возбудителя. Гетерогенность циркулирующих штаммов воз­будителя. Основные и дополнительные хозяева вируса, возможность латентного течения инфекции. Эпидемиологическое значение домашних животных. Роль педиатрической службы в профилактике бешенства у детей. Показания к экстренной профилактике. Организация и проведение экстрен­ной профилактики бешенства. Эпидемиологический надзор.


4

7.

Эпидемиология и профилактика важнейших гельминтозов

Особенности эпидемического процесса. Участие участковой терапевтической службы в реализации эпидемиологичес­кого надзора за гельминтозами и лямблиозом.

4

8.

Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций

Эпидемический процесс госпитальных гнойно-септических инфекций в стационарах различного профиля. Факторы, группы, стационары и отделения высокого риска присоединения внутрибольничных гнойно-септичес­ких инфекций. Эпидемический процесс госпитальных инфекций в акушерских, перинатальных и хирургических стационарах.

Основы эпидемиологического (инфекционного) контроля и эпидемио­логического надзора за внутрибольничными инфекциями. Место учреждений здравоохранения в структуре эпидемиологического контроля (управления) за­болеваемости гнойно-септическими внутрибольничными инфекциями. Диагностическая часть эпидемиологического контроля – эпидемиологический надзор. Роль учреждений здравоохранения в информационном обеспечении эпи­демиологического надзора.

Профилактика внутрибольничных инфекций у персонала лечебно-профилактических учреждений.

4

9.

ВИЧ-инфекция и вирусные гепатиты В,С,Д

Этиология, механизм развития эпидемического процесс, эпидемиология ВИЧ-инфекции. Вирусные гетиты В, С, Д. Этиология, восприимчивость иммунитет, лабораторная диагностика. Профилактические и противоэпидемические мероприятия.

4

10.

МОДУЛЬ




4

11

Вопросы общей эпидемиологии. Профилактические и противоэпидемические мероприятия

Особенности выявления, изоляции и эвакуации инфекционных больных.

Мероприятия по предупреждению заноса инфекции с пополнением.

Медицинский контроль за организацией питания, водоснабжения и размещением военнослужащих в военное время, банно-прачечным обслуживанием.

Санитарная обработка: показания, технические средства, организация работы. Табельные средства и техника войскового звена медицинской службы для проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

4

12

Противоэпидемические мероприятия в ЧС и в военное время. Основы организации профилактической и противоэпидемической работы

Содержание и организация работы медицинской роты бригады (МПП) на строгом противоэпидемическом режиме.

Содержание и организация работы омедб соединения на строгом противоэпидемическом режиме.


4

13

Биологические средства. Основы противобактериологической (противобиологической) защиты личного состава войск и этапов медицинской эвакуации.


Биологическая разведка и индикация биологических средств.

Содержание и организация мероприятий при обсервации и карантине. Частичная и полная специальная обработка в очагах биологического заражения.

Экстренная и специфическая профилактика в очагах биологического заражения. Особенности организации работы медицинской роты, омедб, военного полевого инфекционного госпиталя ((ВПИГ) и ВПИГ особо опасных инфекций (ВПИГ ООИ) в условиях применения противником биологического оружия.



4

14

МОДУЛЬ




2

Итого

54

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «эпидемиология, вэ» для студентов, обучающихся по специальности 060101 лечебное дело iconРабочая программа по педиатрии для специальности 060101 лечебное дело Факультет лечебный

Рабочая программа по дисциплине «эпидемиология, вэ» для студентов, обучающихся по специальности 060101 лечебное дело iconРабочая программа по фтизиатрии по специальности 060101 «лечебное дело»

Рабочая программа по дисциплине «эпидемиология, вэ» для студентов, обучающихся по специальности 060101 лечебное дело iconРабочая учебная программа дисциплины акушерство и гинекология для специальности 060101 лечебное дело Всего часов 379, из них

Рабочая программа по дисциплине «эпидемиология, вэ» для студентов, обучающихся по специальности 060101 лечебное дело iconК рабочей учебной программы по дисциплине эпидемиология 060101 лечебное дело

Рабочая программа по дисциплине «эпидемиология, вэ» для студентов, обучающихся по специальности 060101 лечебное дело iconПрограмма по микробиологии для обучения студентов лечебного факультета и факультета спортивной медицины (для специальности: Лечебное дело, 060101)

Рабочая программа по дисциплине «эпидемиология, вэ» для студентов, обучающихся по специальности 060101 лечебное дело iconРабочая программа по патологической физиологии по специальностям «060101 лечебное дело» И«060101- педиатрия»

Рабочая программа по дисциплине «эпидемиология, вэ» для студентов, обучающихся по специальности 060101 лечебное дело iconМетодческое пособие по дисциплине «фармакология» для специальностей: 060501 «Сестринское дело» 060101 «Лечебное дело»

Рабочая программа по дисциплине «эпидемиология, вэ» для студентов, обучающихся по специальности 060101 лечебное дело iconМетодческое пособие для подготовки к экзамену по дисциплине «фармакология» для специальностей: 060501 «Сестринское дело» 060101 «Лечебное дело»

Рабочая программа по дисциплине «эпидемиология, вэ» для студентов, обучающихся по специальности 060101 лечебное дело iconМетодические рекомендации по изучению теоретического материала по курсу «Частная медицинская вирусология» для иностранных студентов Для специальности 060101 Лечебное дело

Рабочая программа по дисциплине «эпидемиология, вэ» для студентов, обучающихся по специальности 060101 лечебное дело iconПримерная программа наименование дисциплины Фармакология Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей)) 060101 Лечебное дело

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU