Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по детским болезням (для студентов, обучающихся по специальности «Лікувальна справа» в условиях кмсо) icon

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по детским болезням (для студентов, обучающихся по специальности «Лікувальна справа» в условиях кмсо)





НазваниеМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по детским болезням (для студентов, обучающихся по специальности «Лікувальна справа» в условиях кмсо)
страница1/7
Дата конвертации25.05.2013
Размер1.76 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7
Донецкий национальный медицинский университет им. М.Горького

Кафедра педиатрии №1


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям

по детским болезням

(для студентов, обучающихся по специальности «Лікувальна справа»

в условиях КМСО)


Донецк, 2012


Е.В.Прохоров, Т.П.Борисова, Е.А.Бельская, И.М.Островский, М.С.Острополец, Е.А.Толстикова, Л.Л.Челпан, Н.А.Ходанич Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по детским болезням (для студентов, обучающихся по специальности «Лікувальна справа» в условиях КМСО). – Донецк, 2012. – 125 с.


Рецензенты – зав. каф. педиатрии и детских инфекционных болезней профессор Буряк В.Н.;

профессор кафедры педиатрии ФИПО Острополец С.С.


Методические указания утверждены на заседании Ученого совета ДонНМУ, протокол № ____ от «__»____________2012 г.

Оглавление


Список тем

  1. Дифференциальная диагностика синдрома кашля у детей. Диагностика и лечебная тактика при бронхитах у детей......................................................................5..

  2. Дифференциальная диагностика пневмонии у детей. Осложнения пневмонии. Неотложная помощь при острой дыхательной недостаточности у детей...11.

  3. Дифференциальная диагностика синдрома бронхиальной обструкции у детей. Неотложная помощь при астматическом статусе…………………………18…

  4. Дифференциальная диагностика хронических заболеваний бронхолегочной системы у детей…………………………………………………………………25…

  5. Дифференциальная диагностика воспалительных и невоспалительных заболеваний сердца у детей. Неотложная помощь при острой сердечной недостаточности............................…………………………………………………………...31

  6. Дифференциальная диагностика нарушений сердечного ритма и проводимости у детей. Неотложная помощь при пароксизмальных нарушениях ритма и Морганьи-Адамс-Стокс синдроме............................................................39

  7. Дифференциальная диагностика системных заболеваний соединительной ткани у детей…………………………..………………………………………………47

  8. Дифференциальная суставного синдрома у детей. ЮРА, реактивные артриты………………………………………................................................................54

  9. Дифференциальная диагностика функциональных и органических заболеваний желудка у детей…………………………………………………………........60

  10. Дифференциальная диагностика заболеваний гепатобилиарной системы у детей. Неотложная помощь при острой печеночной недостаточности. Синдром портальной гипертензии………………………………...……………………65

  11. Дифференциальная диагностика функциональных и органических заболеваний кишечника у детей. Синдром мальабсорбции....................................71

  12. Дифференциальная диагностика инфекционно-воспалительных заболеваний мочевой системы у детей………………………………………………………76

  13. Дифференциальная диагностика гломерулонефритов у детей. Неотложная помощь при острой почечной недостаточности…………………………………...................................................82

  14. Медицинское наблюдение детей первых трех лет жизни в поликлинике.............................................................................................................................90

  15. Дифференциальная диагностика желтух новорожденных. Диспансерное наблюдение за детьми с перинатальной патологией ЦНС………...........96

  16. Организация неотложной помощи детям в условиях поликлиники...101

  17. Особенности медицинского наблюдения за детьми подросткового возраста.....................................................................................................................107



Список алгоритмов

  1. «Определение степени дыхательной недостаточности»………………99

  2. «Шум в сердце»………………………………………………………….99

  3. «Кашель» ………………………………………………………………..100

  4. «Бронхообструктивный синдром»……………………………………..101

  5. «Инспираторная одышка»………… ………………………….………102

  6. «Кардиомегалия»…………………………………………………….…104

  7. «Суставной синдром»……………………………………..……………105

  8. «Интоксикационный синдром»………………………………………..106

  9. «Артериальная гипертензия»………… ………………………………107

  10. «Диспепсический синдром» (у необследованного ребенка)………...108

  11. «Болевой абдоминальный синдром» (хронические боли в верхних отделах живота у необследованного ребенка)»…………………………….…….109

  12. «Желтуха» ……………………………………………………………....110

  13. «Хронический понос»…………………………………………………..113

  14. «Запор»…………………………………………………………………..114

  15. «Отечный синдром»…………………………………………………….115

  16. «
    Отеки и/или артериальная гипертензия

    ОГН С НЕФРИТИЧЕСКИМ СИНДРОМОМ

    Есть

    Нет

    Примечание: * - по данным УЗИ или рентгенобследования;

    ** - для подтверждения диагноза требуется нефробиопсия;

    ОГН – острый гломерулонефрит;

    МКБ – мочекаменная болезнь

    Артериальная гипертензия

    ПОЛИКИСТОЗ ПОЧЕК*
    Гематурия»……………………………………………………………..116

  17. «Протеинурия» …………………………………………………………117

  18. «Лейкоцитурия»………………………………………………………...118

  19. «Синдром желтухи у новорож1денных»……………………………..118

  20. «Дифференциальная диагностика тахикардии с широким комплексом QRS»……………………………………………………………………………….119

  21. «Дифференциальная диагностика тахикардий с узким комплексом QRS»…………………………………………………………………...…………..120

  22. «Тактика ведения пациента при брадикардии»………………….……121

  23. « Лечение анафилактического шока у детей в условиях поликлиники»………………………………………………………………………………....122

  24. «Тактика наблюдения за ребенком первых 3 лет жизни в зависимости от состояния его здоровья»………………………………………………………123

  25. «Хронические расстройства питания у детей раннего возраста»………………………………………………………………………………….124

  26. «Ожирение»……………………………….…………………………….125

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическому занятию по теме:

«Дифференциальная диагностика синдрома кашля у детей. Диагностика и лечебная тактика при бронхитах у детей».

Актуальность темы.


Бронхит является наиболее распространенной патологией среди заболеваний органов дыхания. Заболевание чаще возникает на фоне ОРВИ и является результатом распространения воспалительного процесса в нисходящем направлении. Кроме того участившийся в последнее время обструктивный бронхит и бронхиолит у детей раннего возраста может представлять непосредственную угрозу для жизни ребенка. Вышеизложенное определяет важность изучения данного раздела.


Цели обучения.


Общая цель обучения:

Уметь поставить предварительный диагноз острого бронхита, его осложненний, определить тактику лечения и прогноз.


Конкретные цели:


Исходный уровень знаний-умений.


Уметь:

Провести объективное обследование больных и выделить основной синдром при остром бронхите у детей.

Составить план лабораторного и инструментального обследования больного.

Провести дифференциальную диагностику острого бронхита и его осложнений у детей.

Поставить предварительный диагноз острого бронхита у детей.

Определить лечебную тактику при остром бронхите и его осложнениях у детей.


Собирать анамнез, проводить объективное обследование ребенка – кафедра пропедевтической педиатрии.

Выбирать наиболее адекватные методы лабораторного и инструментального обследования, давать клиническую интерпретацию полученных результатов – кафедра педиатрии №2

Определить основные группы лекарственных препаратов, применяемых в пульмонологии – кафедра фармакологии



Определение и обеспечение исходного уровня знаний-умений.


Источники информации.

Гусель В.А. Маркова И.В. Справочник педиатра по клинической фармакологии.- Л.: Медицина,1989.- 320 с.


Чеботарьова В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтична педіатрія. — К., 1999. - с. 358-386

Пульмонология детского возраста/под ред. Е.В. Прохорова. - Днецк, 2009.- 153 с.


Задания для проверки исходного уровня.


Задание 1

Ребенок 4-х лет неделю назад перенес ОРВИ. Продолжает кашлять. При осмотре кожа и видимые слизистые чистые, бледные. Частота дыхания — 24 в минуту. Перкуторно над легкими легочный звук. Аускультативно на фоне жесткого дыхания рассеянные сухие и единичные крупнопузырчатые хрипы, непостоянного характера. Какой метод обследования может помочь в постановке диагноза в данном случае?

A. Посев мокроты на флору, чувстветельность к антибиотикам

B. Реакция Манту

C. Рентгенография органов грудной клетки

D. Бронхоскопия

E. Общий анализ крови


Задание 2

Годовалый мальчик болеет в течение недели. На основании обэективных данных диагностирован острый бронхит. Какую частоту дыхания должен в норме иметь этот пациент?

A. 60

B. 50

C. 40

30

E. 20


Задание 3

У девочки 2-х лет отмечается в течение недели сухой навязчивый кашель, который стал продуктивным. При осмотре: активная, кожа и видимые слизистые обычной окраски. Частота дыхания 28 в минуту. ЧСС — 120 в минуту. Аускультативно над легкими с обеих сторон обилие крупно- и среджнепузырчатых влажных хрипов. В каком отделе бронхиального дерева локализован воспалительный процесс в данном случае?

А. Гортань

В. Трахея

C. Бронхи крупного и среднего калибра

D. Бронхиолы

E. Альвеолы


Задание 4

Ребенок 7 лет в течение 7 дней лечится по поводу острого бронхита. Участковым врачом назначено исследование общего анализа крови. Какие изменения в гемограмме следует ожидать в данном случае?

A. Нормохромная анемия

B. Нейтрофильный лейкоцитоз

C. Повышение СОЭ

D. Эозинофилия

E. Лимфоцитоз


Эталоны ответов: 1 C, 2 D, З С, 4 E.

Содержание обучения в соответствии с целями.

Теоретические вопросы.

Клинические проявления острого бронхита и его осложнений.

Диагностика и дифференциальная диагностика острого бронхита и его осложнений.

Классификация острого бронхита.

Этиология и патогенетические механизмы острого бронхита.

Основные принципы лечения острого бронхита.


Граф логической структуры темы: "Дифференциальная диагностика синдрома кашля у детей"





Источники информации.

Аряев М.Л., Волосовец А.П., Котова Н.В., Старикова А.А., Кононенко Н.А. Пульмонология детского возраста- Киев: Здоров’я, 2004.-608 с.

Дитячі хвороби. За ред. В.М.Сідельникова, В.В.Бережного. К.:Здоров’я, 1999. –с.

Майданник В.Г. Педиатрия. Учебник (2-е издание, испр. и доп.). – Харьков: Фолио, 2002. – с. 66-107.

Майданник В.Г., Митин Ю.В. Диагностика, лечение и профилактика воспалительных заболеваний дыхательных путей у детей – К.: ООО «ИЦ Медпроминфор», 2006.- 288 с.

Медицина дитинства. За редакцією П.С.Мощича.- К.:Здоров’я, 1994. – Т. 1 - 4. - с.

Педіатрія. За ред. Тяжкої О.В. – Вінниця. – 3 вид. - „Нова Книга”, 2009. –с.

Пульмонология детского возраста/под ред. Е.В. Прохорова. - Донецк, 2009.- с. 43-73

Шабалов Н.П. Детские болезни. Учебник. - Питер-Ком, С. - Пб.,2002.- 1080 с.


Ориентировочная основа действий (ООД)

Диагностический алгоритм синдрома "Кашель". (см. приложение)


Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения.


Задание 1

У мальчика 2,5 лет отмечается в течение недели навязчивый кашель, который стал продуктивным. При осмотре: активная, кожа и видимые слизистые обычной окраски. Частота дыхания 28 в минуту. ЧСС — 120 в минуту. Аускультативно над легкими с обеих сторон обилие крупно- и среджнепузырчатых влажных хрипов. Установите предварительный диагноз.

А. Острый бронхит

В. Острый бронхиолит

C. Острый обструктивный бронхит

D. Двустороння пневмония

E. -


Задание 2

У ребенка 1,5 лет на фоне парагриппозной инфекции ночью неожиданно появилась одышка с затрудненным вдохом. Объективно: кожа бледная, периоральний цианоз, акроцианоз. ЧД – 52 в мин. Втяжение яремной, над- и подключичных ямок. При аускультации дыхание жесткое, сухие свистящие хрипы с двух сторон. Тоны сердца приглушены, учащены. ЧСС-150 в мин. Укажите, какой ведущий синдром усугубил состояние ребенка?

A. Интоксикация

B. Дыхательная недостаточность

C. Сердечная недостаточность

D. Синдром нарушения сердечного ритма

Е. -


Задание 3

Девочка 10 месяцев получает лечение по поводу стенозирующего ларинготрахеобронхита, стеноза гортани 1 степени. Укажите, какой характер кашля характерен для данного случая.

A. Продуктивный

B. Стридорозный

C. «Лающий»

D. Сухой

E. Приступообразный

Задание 4

Ребенок 4 лет наблюдается в течение 3-х дней семейным врачом по поводу острого бронхита. Лихорадит на субфебрильных цифрах. Кашель начал приобретать продуктивный характер. Определите оптимальную лечебную тактику данному пациенту.

A. Антибиотики широкого спектра действия

В. Антипиретики

С. Противовирусный препараты

D. Противокашлевые

Е. Муколитики

Задание 5

Мать годовалого ребенка жалуется на наличие у него в течение 3-х недель кашля, приступообразного характера, усиливающегося ночью. Иногда приступ заканчивается рвотой. Какое обследования необходимо назначит для уточнения дигноза?

A. Посев мокроты

B. Бронхоскопия

C. Рентгенография органов грудной клетки

D. Реакция Манту

Е. РПГА с коклюшным антигеном


Эталоны ответов: 1А, 2В, 3С, 4Е, 5Е.


Краткие методические указания проведения практического занятия.

В начале занятия преподаватель проверяет исходный уровень знаний у каждого студента с помощью тестового контроля. Затем студенты приступают к курации больных по теме занятия, самостоятельно собирают анамнез, проводят обследование больных, работают с медицинской документацией. Во время курации преподаватель выборочно контролирует умение студентов собирать анамнез, проводить осмотр больного по органам и системам, оценивать результаты дополнительных методов обследования. После этого проводится клинический разбор тематических больных. Студент докладывает данные анамнеза, выделяет ведущий клинический синдром у больного, составляет план обследования больного, проводит дифференциальную диагностику в рамках выделенного клинического синдрома, формулирует и обосновывает предварительный диагноз у больного ребенка, принципы лечения и основные реабилитационные мероприятия.

В конце занятия преподаватель анализирует самостоятельную работу каждого студента и проводит ее коррекцию. После этого преподаватель проводит тестовый контроль знаний студентов. В конце занятия проводится подведение итогов работы и оценивание знаний студентов.


Методические указания для самостоятельной подготовки студентов

к практическому занятию по теме:

«Дифференциальная диагностика пневмонии у детей.

Осложнения пневмонии. Неотложная помощь при острой дыхательной недостаточности у детей».


Актуальность темы.

Заболевания органов дыхания являются наиболее распространенной группой болезней среди детского населения. При этом особое значение отводится пневмониям. В последние годы отмечается рост частоты этих заболеваний, особенно у детей, проживающих в крупных городах. Отдельные формы пневмоний отличаются тяжестью течения и могут привести к летальному исходу. Широкое и нерациональное использование антимикробных препаратов привело к заметному снижению эффективности ряда антибиотиков. Для успешного лечения пневмонии необходимы своевременная диагностика и адекватная антибактериальная терапия. Знание этиологии, клинико-рентгенологических критериев диагностики типичных и атипичных пневмоний и их осложнений, адекватной терапии чрезвычайно важно для будущего врача. Актуальным является также знание вопросов реабилитации и профилактики данной группы заболеваний. Изложенное определяет важность изучения данного раздела.


Цели обучения.

Общая цель обучения:

Уметь поставить предварительный диагноз острой пневмонии, ее осложнений, определить тактику лечения и прогноз при острой пневмонии и ее осложнениях.

Уметь:

Конкретные цели:

Исходный уровень знаний-умений.

  1. Провести объективное обследование больных и выделить основной синдром при острой пневмонии у детей.

  2. Составить план лабораторного и инструментального обследования больного.

  3. Провести дифференциальную диагностику острой пневмонии и ее осложнений у детей.

  4. Поставить предварительный диагноз острой пневмонии у детей.

  5. Определить лечебную тактику при острой пневмонии и ее осложнениях у детей.

  1. Собирать анамнез, проводить объективное обследование ребенка – кафедра пропедевтики педиатрии.

  2. Выбирать наиболее адекватные методы лабораторного и инструментального обследования, давать клиническую интерпретацию полученных результатов – кафедра педиатрии №2

  3. Определить основные группы лекарственных препаратов, применяемых в пульмонологии – кафедра фармакологии

Определение и обеспечение исходного уровня знаний-умений.


Источники информации.

  1. Гусель В.А. Маркова И.В. Справочник педиатра по клинической фармакологии.- Л.: Медицина,1989.- 320 с.

  2. Чеботарьова В.Д., Майданник В.Г. Пропедевтична педіатрія. — К., 1999.


Задания для проверки исходного уровня.

Задание 1

Девочка К. 3-х лет поступила в клинику с жалобами на повышение температуры тела до 380 С, частый кашель, учащенное дыхание. Состояние средней тяжести. В легких жесткое дыхание, справа ниже угла лопатки на фоне ослабленного дыхания выслушиваются мелкопузырчатые влажные хрипы. Предварительный диагноз: правосторонняя внебольничная пневмония. Укажите наиболее вероятный возбудитель заболевания.

A. Стафилококк

B. Пневмококк

C. Кишечная палочка

D. Микобактерия

E. Респираторно-синцитиальный вирус

Задание 2

В течение 5 дней у 10-летнего ребенка наблюдаются лихорадка, кашель, затрудненное дыхание. ЧД - 28 в мин. В легких жесткое дыхание, справа на фоне ослабленного дыхания выслушиваются мелкопузырчатые влажные хрипы. Предварительный диагноз: правосторонняя внебольничная пневмония. Какой характер одышки наблюдается у ребенка?

A. Одышка отсутствует

B. Инспираторная одышка

C. Экспираторная одышка

D. Смешанная одышка

Задание 3

У ребенка 4-х месяцев на фоне катаральных явлений появились бледность, слабость, отказ от груди, глубокий влажный кашель, периоральный цианоз. При осмотре отмечается участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания. Аускультативно ослабление дыхания слева книзу от угла лопатки, здесь же крепитирующие хрипы. ЧД - 68 в мин. ЧСС - 168 в мин.

Анализ крови: Эр. - 3,6 Т/л, лейк. - 22,0 Г/л, СОЭ - 25мм/ч. Какое исследование следует провести в первую очередь для верификации диагноза?

А. Рентгенография органов грудной клетки

В. ЭКГ

C. Томография легких

D. Бронхоскопия

E. Компьютерная томография грудной клетки

Задание 4

У девочки А., 7 лет отмечается повышение температуры тела до 380 С. Состояние средней тяжести, кашель с трудноотделяемой мокротой. В легких жесткое дыхание, справа ниже угла лопатки на фоне ослабленного дыхания мелкопузырчатые влажные хрипы. Предварительный диагноз: правосторонняя внебольничная пневмония. Препарат какой группы необходимо назначить ребенку?

A. Защищенный аминопенициллин

B. Аминогликозид

C. Цефалоспорин

D. Макролид

E. Сульфаниламид


Эталоны ответов: 1 В, 2 D, З А, 4 А.


Содержание обучения в соответствии с целями.

Теоретические вопросы.

  1. Клинические проявления острой пневмонии и ее осложнений.

  2. Диагностика и дифференциальная диагностика острой пневмонии и ее осложнений.

  3. Классификация острой пневмонии.

  4. Этиология и патогенетические механизмы острой пневмонии.

  5. Основные принципы лечения и диспансеризации детей, перенесших острую пневмонию.


Источники информации.

  1. Аряев М.Л., Волосовец А.П., Котова Н.В., Старикова А.А., Кононенко Н.А. Пульмонология детского возраста- Киев: Здоров’я, 2004.-608 с.

  2. Волосовец А.П., Юлиш Е.И. Рациональная антибиотикотерапия респираторных заболеваний у детей - Донецк:Регина, 2005.-389с.

  3. Дитячі хвороби. За ред. В.М.Сідельникова, В.В.Бережного. К.:Здоров’я, 1999.

  4. Майданник В.Г. Клинические рекомендации по диагностике и лечению острой пневмонии у детей. – К.: Знання України, 2002.- 106 с.

  5. Майданник В.Г. Педиатрия. Учебник (2-е издание, испр. и доп.). – Харьков: Фолио, 2002. – С. 66-107.

  6. Майданник В.Г., Митин Ю.В. Диагностика, лечение и профилактика воспалительных заболеваний дыхательных путей у детей – К.: ООО «ИЦ Медпроминфор», 2006.- 288 с.

  7. Майданник В.Г., Сміян О.І., Бинда Т.П. Гостра пневмонія у дітей: Клінічні варіанти перебігу, діагностика та лікування. - Суми, 2009. - 154 с.

  8. Медицина дитинства. За редакцією П.С.Мощича.- К.:Здоров’я, 1994. – Т. 1 - 4.

  9. Педіатрія. За ред. Тяжкої О.В. – Вінниця. – 3 вид. - „Нова Книга”, 2009. –С.

  10. Пульмонология детского возраста/под ред. Е.В. Прохорова. - Донецк, 2009.- с. 43-73

  11. Шабалов Н.П. Детские болезни. Учебник. - Питер-Ком, С. - Пб.,2002.

  12. Юлиш Е.И., Волосовец А.П. Диагностика и лечение внебольничных пневмоний у детей. – Донецк, 2004. – 215 с.



Граф логической структуры темы:

"Дифференциальная диагностика острой пневмонии у детей"

Основной синдром






Интоксикационный

Дыхательная недостаточность

Локальные изменения в легких


Фебрильная температура тела, бледность кожи и слизистых оболочек, отсутствие аппетита, слабость, изменение сна

Одышка, цианоз, кашель, участие вспомагательной мускулатуры в акте дыхания.

Изменение дыхания над участком легкого: жесткое, бронхиальное, ослабленное; бронхофония, укорочение перкуторного звука; локальные крепитирующие сухие, мелко- и среднепузырчатые хрипы; рентгенологически - инфильтративные тени в легких





Дифференциальный диагноз

Острый обструктивный бронхит

Острый бронхиолит

Хронический бронхит

Бронхиальная астма

Острый стенозирующий ларинготрахеобронхит


Лечение






Оксигенотерапия

Симптоматическая терапия

Инфузионная терапия

Антибиотики

Муколитики

Бронхолитики

Ингибиторы протеаз

Витаминотерапия

Лечебная гимнастика, массаж

Физиотерапия

Ориентировочная основа действий (ООД)

Диагностические алгоритмы синдромов "Кашель", "Дыхательная недостаточность", «Инспираторна одышка» (см. приложение)


Набор заданий для проверки достижения конкретных целей обучения.

Задание 1

У ребенка 6 месяцев через неделю после перенесенной ОРВИ появились бледность, слабость,кашель, одышка. При осмотре периоральный цианоз, участие вспомогательной мускулатуры в дыхании. Аускультативно жесткое дыхание с удлиненным выдохом, крепитирующие влажные хрипы слева в задне-нижних отделах. ЧД - 68 в мин. ЧСС - 168 в мин.

Анализ крови: Эр. - 3,6Т/л, лейк. - 16,0 Г/л, СОЭ — 34мм/ч. Рентгенологически - мелкоочаговая инфильтрация левого легочного поля. Установите предварительный диагноз.

A. Острый бронхиолит

B. Острый обструктивный бронхит

C. Левосторонняя полисегментарная пневмония

D. Левосторонняя очаговая пневмония

E. Левосторонний экссудативный плеврит

Задание 2

У ребенка 2 лет, который болеет ОРВИ, ночью неожиданно появилась одышка с затрудненным вдохом. Объективно: кожа бледная, периоральний цианоз, акроцианоз. Дыхание шумное, ЧД – 52 в мин. Втяжение яремной, над- и подключичных ямок. При аускультации дыхание жесткое, сухие свистящие хрипы с двух сторон. Тоны сердца приглушены, учащены. ЧСС-160 в мин. Укажите, какой ведущий синдром обусловил тяжесть состояния ребенка?

A. Интоксикация

B. Дыхательная недостаточность

C. Сердечная недостаточность

D. Синдром нарушения сердечного ритма

Е. -

Задание 3

Мальчик 6 лет жалуется на повышение температуры тела до 39° С, слабость, многократную рвоту, боли в животе, кашель. Состояние тяжелое, выражена одышка смешанного характера. ЧД – 52 в мин. В акте дыхания принимает участие вспомогательная мускулатура, отмечается отставание правой половины грудной клетки. Перкуторно справа книзу тупой звук, аускультативно на этом же участке дыхание не прослушивается, слева - дыхание жесткое. Диагностирована правосторонняя долевая пневмония, ДН 2. Укажите, какая этиотропная терапия наиболее целесообразна в данном случае.

A. Цефалоспорины III поколения

B. "Защищенные" аминопенициллины

C. Аминогликозиды

D. Фторхинолоны

E. Линкозамиды

Задание 4

Мальчик 15 лет поступил в клинику с жалобами на повышение температуры тела, частый болезненный кашель, одышку. При осмотре: кожные покровы бледные. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания, увеличен передне-задний размер грудной клетки, расширены межреберные промежутки. Справа в нижних отделах дыхание резко ослаблено. Рентгенологически: гомогенное затемнение справа книзу от III ребра с горизонтальным уровнем жидкости. Установите предварительный диагноз.

A. Правосторонний экссудативный плеврит

В. Правосторонний пиопневмоторакс

С. Правосторонняя полисегментарная пневмония

D. Опухоль легкого

Е. Правосторонний пневмоторакс

Задание 5

У ребенка 3-х лет, который находится в клинике по поводу левосторонней нижнедолевой пневмонии, на 7-е сутки усилилась одышка, появился частый болезненный кашель. На рентгенограмме органов грудной полости – левосторонний экссудативный плеврит. Какой патогенетический механизм обусловил ухудшение состояния ребенка?

A. Недостаточность кровообращения

B. Гнойно-резорбтивная интоксикация

C. Болевой синдром

D. Вентиляционные изменения

Е. Компрессия легких

Задание 6

В клинику поступил мальчик 14 лет с жалобами на повышение температуры тела до 39,8о С, боль в грудной клетке, влажный кашель, одышку. Пальпаторно усиление голосового дрожания слева, перкуторно слева книзу от угла лопатки укорочение перкуторного звука, здесь же дыхание резко ослаблено. Бронхофония усилена. Анализ крови – лейкоц. – 16,6 Г/л, палочкоядерные нейтрофилы – 22 %, СОЭ – 25 мм/час. Установите предварительный диагноз

A. Очаговая пневмония

B. Интерстициальная пневмония

C. Острый бронхиолит

D. Крупозная пневмония

Е. Сегментарная пневмония


Эталоны ответов: 1D, 2В, 3B, 4А, 5B, 6D.


Краткие методические указания проведения практического занятия.

В начале занятия преподаватель проверяет исходный уровень знаний у каждого студента с помощью тестового контроля. Затем студенты приступают к курации больных по теме занятия, самостоятельно собирают анамнез, проводят обследование больных, работают с медицинской документацией. Во время курации преподаватель выборочно контролирует умение студентов собирать анамнез, проводить осмотр больного по органам и системам, оценивать результаты дополнительных методов обследования. После этого проводится клинический разбор тематических больных. Студент докладывает данные анамнеза, выделяет ведущий клинический синдром у больного, составляет план обследования больного, проводит дифференциальную диагностику в рамках выделенного клинического синдрома, формулирует и обосновывает предварительный диагноз у больного ребенка, принципы лечения и основные реабилитационные мероприятия.

В конце занятия преподаватель анализирует самостоятельную работу каждого студента и проводит ее коррекцию. После этого преподаватель проводит тестовый контроль знаний студентов. В конце занятия проводится подведение итогов работы и оценивание знаний студентов.


Методические указания для самостоятельной подготовки студентов

к практическому занятию по теме:

"Дифференциальная диагностика синдрома бронхиальной обструкции

у детей. Неотложная помощь при астматическом статусе."

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по детским болезням (для студентов, обучающихся по специальности «Лікувальна справа» в условиях кмсо) iconМетодические рекомендации для доаудиторной подготовки к практическим занятиям по инфекционным болезням (содержательный модуль 2) для студентов старших курсов высших медицинских учреждений образования ІІІ-ІV уровней аккредитации сумы

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по детским болезням (для студентов, обучающихся по специальности «Лікувальна справа» в условиях кмсо) iconМетодические указания для студентов IV курсов медицинских факультетов по самостоятельной подготовке к практически занятиям по педиатрии

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по детским болезням (для студентов, обучающихся по специальности «Лікувальна справа» в условиях кмсо) iconМетодические рекомендации для доаудиторной подготовки к практическим занятиям по инфекционным болезням (модуль 5)

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по детским болезням (для студентов, обучающихся по специальности «Лікувальна справа» в условиях кмсо) iconМетодические рекомендации для доаудиторной подготовки к практическим занятиям по инфекционным болезням (содержательный модуль 1)

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по детским болезням (для студентов, обучающихся по специальности «Лікувальна справа» в условиях кмсо) iconМетодические указания для доаудиторной подготовки к практическим занятиям по эпидемиологии министерство образования и науки украины

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по детским болезням (для студентов, обучающихся по специальности «Лікувальна справа» в условиях кмсо) iconМетодические указания для самостоятельной работы и выполнения контрольной работы для студентов заочного обучения по специальности 111201. 65 “Ветеринария” Улан-Удэ, 2010 г

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по детским болезням (для студентов, обучающихся по специальности «Лікувальна справа» в условиях кмсо) iconМетодические рекомендации для студентов к практическим занятиям на кафедре патологической анатомии Волгму

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по детским болезням (для студентов, обучающихся по специальности «Лікувальна справа» в условиях кмсо) iconНеонатология руководство для самостоятельной работы по дисциплине «Детские болезни» для студентов, обучающихся по специальности 060103 Педиатрия Уфа 2008

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по детским болезням (для студентов, обучающихся по специальности «Лікувальна справа» в условиях кмсо) iconИпо сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям для специальности Педиатрия клиническая интернатура Красноярск 2012

Методические указания для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по детским болезням (для студентов, обучающихся по специальности «Лікувальна справа» в условиях кмсо) iconМетодические рекомендации для студентов III курса стоматологического факультета к практическим занятиям по патологической анатомии головы и шеи

Поместите кнопку у себя на сайте:
Образование


База данных защищена авторским правом ©cow-leech 2000-2013
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
COW-LEECH.RU